Т. 14. С. 464515, 730739. 118 ...ученик его Корнилий... – В «Цветнике священноинока Дорофея» ученик, как и старец, был безымянным. 120 Анастасий мних – речь идёт либо об Анастасии Персидском (см.: Пролог, 22 января), либо об Анастасии Синайском (см.: Пролог, 20 апреля), однако описанных подробностей подвига святого в Прологе нет. 123 ...Максима, и Василия, Исидора, паче же и древняго великаго Андрея, и Прокопия, Иоанна уродивых. – Имеются в виду юродивые святые Максим Московский (Пролог, 13 августа), Василий Блаженный (Пролог, 2 августа), Исидор Ростовский (Пролог, 14 мая), Андрей Юродивый (Пролог, 3 октября, 12 октября), Прокопий Устюжский (Пролог, 8 июля), Иоанн Устюжский (Пролог, 29 мая). Все они русские святые, кроме Андрея Юродивого, имя которого в общем ряду особо выделено. В соответствующем фрагменте статьи «Цветника священноинока Дорофея» называются лишь первые три имени. Упоминания Андрея Юродивого, Прокопия и Иоанна Усюжских появились в более поздней редакции текста, дошедшей до нас в «Кринах сельных» и в «Старчестве» Матфея Никифорова. 124 ...великомучеников Георгия и Димитрия, Иякова Персянина, и Феодора Тирона, и Феодора Стратилата, и 40 мученик, и пятечисленую пятерицу – Евстратия и Евгения, Мардария и Ореста, и Авксентия. – Имеются в виду великомученики Георгий Победоносец (Пролог, 23, 24 апреля), Димитрий Солунский (Пролог, 26 октября), Иаков Персянин (Пролог, 27 ноября), Феодор Тирон (Пролог, 17 февраля), Феодор Стратилат (Пролог, 8 июня, 8 февраля). 40 мучеников севастийских – см. в Прологе под 9 марта, а «пятечисленую пятерицу» севастийских мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста – под 13 декабря. В «Цветнике священноинока Дорофея» этот фрагмент имеет несколько иной вид: Федор Тирон упоминается в другой части статьи, Федор Стратилат не упоминается вовсе, а вместо «пятечисленой пятерицы» названы мученицы Ирина и Екатерина. См.: Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XIXV веков: Каталог. СПб., 2008. С. 3739, 4446, 52, 6061, 116, 117.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евстратий Севастийский, мч. - житие Святые мученики пяточисленные. Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест жестоко пострадали за Христа при императоре Диоклитиане (284-305) в Севастии Армянской. В царствование императоров Диоклитиана и Максимиана язычество господствовало во всей римской империи и было как бы всеобщее взаимное соревнование в служении идолам. Тем, кто усердно служит богам, обещались почести и высшие места в государстве; отказавшимся же поклониться идолам грозило сначала отнятие имущества, а затем, - после всевозможных мучений, - и смертная казнь. Императорам донесено было, что будто бы жители Армении и Каппадокии, возбуждаемые христианами, отказываются повиноваться царской власти и намерены совсем отстать от Римской империи. Тогда они отправили туда Лисия и Агриколая, чтобы очистить от христиан эти римские провинции. Лисий, прибыв в город Саталион, начал их мучить. В это время в Саталионе жил некто Евстратий. Он был известен согражданам, как первый в городе по благородству происхождения и по сану, - Евстратий занимал должность военачальника, - и в то же время отличался благочестием, богобоязненностью и безупречною жизнью. Он явился к Лисию и начал публично обличать его в жестокости. После истязаний, Евстратий был осужден на сожжение. Когда его вели на казнь, он во всеуслышание возглашал молитву: «Величая величаю Тя, Господи» (которая читается на субботней полунощнице и надписывается его именем). Святой Авксентий был пресвитером Аравийской церкви и, по «искушении мук многовидных, Христа Бога исповедая», скончался, будучи усечен мечом. Святой Мардарий, «голубь незлобивый», добровольно вызвался на мучения за Христа и скончался во время истязаний. Христианин Евгений, «Богу благопотребный и мучителям непотребный спасительного ради исповедания» был другом, согражданином и сотоварищем Евстратия по службе. Увидев мучения святого Евстратия, его смелость, терпение и явленное на нем чудо Господа нашего Иисуса Христа, святой Евгений воскликнул громким голосом: " Лисий! И я - христианин и проклинаю твою веру и отказываюсь повиноваться, как и господин мой Евстратий, царскому указу и тебе! " . Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову мечем.

http://pravicon.com/info-2252

Для полной уверенности в том, что Афанасий не будет вовлечен в обман, он должен был отправить свои письма к Василию, который уже обязывался передать их в верные руки. Все это, по-видимому, ни к чему не повело. По прибытии в Александрию Дорофея разубедили плыть в Италию. Осуждение Маркелла для Западных равносильно было формальному самоосуждению 608 . Что же касается до признания Мелетия, это равнялось бы отвержению Афанасия, который, как это было известно в Риме, открыто поддерживал Павлина. Однако Афанасий счел возможным установить сношения между Римом и Василием. Один миланский диакон, по-видимому, не состоявший на службе, ибо он не находился в зависимости от Авксентия, высадился в Александрии и привез соборное послание, в котором Дамас, во главе 92 епископов, сообщал об осуждении Авксентия и Риминийского собора. Сабин, – так звали этого диакона, – был послан с этим документом в Кесарию. Этот документ не мог быть по душе Василию, ибо в нем говорилось, что Отец, Сын и Святой Дух – одинаковой божественности, одннакового достоинства, одного образа, одной субстанции. Субстанция же по-латыни значит то же, что ипостась по-гречески. Кесарийский епископ не мог допустить этой терминологии иначе, как лишь истолковав ее в благоприятном смысле. Но Василий знал, что латинский язык довольно беден и, главное, что в нем нет термина сущность (οσα). Вместо того, чтобы придираться, он ухватился за удобный случай и передал Сабину целый пакет с письмами 609 : для Западных вообще, для Валериана аквилейского, для италийских и галльских епископов. Последнее послание было написано от имени Мелетия, Евсевия Самосатского, Василия, Григория назианзского (отца,), Анфима тианского, Пелагия Лаодикийского, Евстафия севастийского, Феодота никопольского и других, всего от тридцати двух восточных епископов. На этот раз было приложено большое старание избегнуть щекотливых определений; авторы послания ограничивались просьбой к западным соепископам, дабы они сжалились и прислали только лиц, коим было бы доверено разобраться в положении дела и водворить мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прп. Леонтий Михайловский. иеромонах Никифор (Исаков). Троице-Сергиева лавра. Ок. 2006 г. Если говорить о Древней Церкви, то были и свои исключения в изображении одеяний. Например, мученики Мина, Ермоген и Евграф. Ермоген сначала был мучителем Мины, но потом уверовал и пострадал вместе с ним, но по времени это было достаточно протяженно, так что Ермоген успел не только уверовать, но и быть рукоположенным в епископы Александрийские. Но он обычно изображается как мученик, в обычных одеждах того времени, потому что мы ничего не знаем о его святительстве. Но все-таки существуют редкие изображения Ермогена (XIV века, например), когда он изображается в святительских одеждах. То есть Церкви важно было подчеркнуть его мученичество. Тем более тогда, в раннее время, гонителям было неважно, священник человек или нет. Для них был значим сам факт исповедания Христа, за который нужно было наказать. То же самое мы видим в изображении мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста Севастийских. Евстратий – глава этих мучеников, а Авксентий был священником, но мы так же ничего не знаем о его священническом служении, и сложилась практика, неизменная до XIX века, изображать его как одного из мучеников, в таких же, как у других, одеяниях. Мчч. Мардарий, Евгений, Евстратий, Авксентий, Орест. 2-я пол. XIV в. Монастырь Хиландар В XX же веке и раньше епископов и священников мучили именно потому, что они облечены в сан. Отречение от сана могло в прошлом веке дать человеку шанс на спасение. Он по своему положению – глава общины и поэтому был мучим. И, конечно же, изображать его нужно в епископском, священническом облачении. – Новомучеников – светских людей, пострадавших за Христа, – следует изображать в одежде, которую носили в 1920–1930-е годы? – Здесь перед иконописцами стоит непростая задача. Да, в какой-то мере нужно показать и индивидуальные особенности, возможно, и время, в которое пострадал новомученик, также подчеркнуть его служение. В то же время икона часто выше истории и не спускается до каких-то мелких деталей.

http://pravoslavie.ru/159636.html

водой. Считается, что руины здания над дорогой из Дафни в Карею являются остатками построенной имп. Пульхерией прибрежной башни. Впосл. она получила название «башня графини». Под ней в заливе расположен арсанас (пристань). К. принадлежат 4 келлии, к-рые находятся к востоку от мон-ря (Вознесения или Преображения Господня, Рождества св. Иоанна Предтечи, Успения Пресв. Богородицы и свт. Афанасия Великого), и конак-келлия вмч. Димитрия Солунского в Карее. Собственностью К. являются строения в Дафни (до потока Дондас) и 2 островка к северу от о-ва Амулиани (близ Урануполи). К. обладает подворьями на п-ове Халкидики (в Трипити, Гомати и Сикье), на островах Скопелос и Тасос. Мощи и другие святыни Главной святыней монастыря является крест с частицей Честного Древа Господня, по преданию подаренный имп. Романом I Лакапином. Крест помещен в золотой оклад с драгоценными камнями. Он содержит самую большую из сохранившихся частиц Честного Древа (длина - 31 см, ширина - 16 и 12 см). В К. хранятся честные главы новомучеников Николая (1672), Авксентия (1720) и Христоса Садовника (1748), частицы мощей Севастийских мучеников, вмч. Прокопия, св. Авксентия, сщмч. Игнатия Богоносца, сщмч. Григория, еп. Вел. Армении, вмч. Меркурия, прп. Андрея Критского, царевича Индийского Иоасафа, мц. Соломонии, сщмч. Харалампия, вмц. Параскевы, вмч. Пантелеимона, мц. Фотины Самаряныни, ап. Варфоломея, прп. Нила Мироточивого, мц. Христины, свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. С именем имп. Пульхерии связано неск. реликвий более позднего происхождения. Н. П. Кондаков датировал XII в. «золотой нагрудник царицы Пульхерии» - тройной складень-тельник из золота, украшенный по лицевым сторонам камнями и жемчугом, с резными изображениями великомучеников Георгия и Димитрия в рост; вместе с ним почитали крест, собранный из зерен ливана и смирны (даров, принесенных волхвами Младенцу), - вклад Мары, дочери серб. деспота Георгия (Джураджа) Бранковича. Панагиар («дискос Пульхерии»).

http://pravenc.ru/text/2462155.html

Чудо, совершившееся над послушником св. Симона, недавно повторилось. Один из иноков нечаянно упал в пропасти, с высокой террасы, и молитвами святого основателя остался невредим (См. Письма с Востока, часть 1, стр. 285). 20. Ксиропотам (идиоритм) Соборный храм Ксиропотама посвящен четыредесяти Мученикам Севастийским. Святыни монастыря: 1) значительная часть животворящего древа Креста Господня с пробитой гвоздем св. язвой и 2) другая часть св. Креста меньшей меры. Святые мощи: стопа левой ноги св. муч. Прокопия, кость от руки преподобного Авксентия, кость от локтя св. Игнатия Богоносца , кость от колена св. Василия Великого , правая нога св. муч. Трифона, кость ноги св. Григория, просветителя Армении, перст св. великомученика Меркурия; кость св. Андрея Критского , челюсть св. преподобномученика Стефана нового, челюсти св. Иоасафа, царевича Индийского, лобная часть одного из 17-ти мучеников Критских; глава одного из чад св. Соломонии: кости священномученика Харалампия, св. великомученицы Параскевы и св. Пантелеимона, св. Фотинии Самаряныни, св. Анастасии Александрийской, св. Апостола Варфоломея, преподобного Нила Мироточивого, св. Григория Богослова , челюсть св. Парфения Лампсакийского, правая рука св. муч. Христины, кость от руки св. Иоанна Милостивого; глава преподобномученика Николая нового, глава преподобномученика Авксентия нового; персты: св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого ; часть одежды, облитой кровью и миро св. великомученика Димитрия Солунского и части св. 40 Мучеников. Кроме соборного храма в честь Севастийских мучеников, в Ксиропотаме есть параклисы: 1) Введения во храм Пресвятой Богородицы; 2) Успения Пресвятой Богородицы; 3) св. Архангелов; 4) св. Иоанна Предтечи; 5) Георгия Победоносца; 6) св. Димитрия Солунского; 7) св. Константина; 8) св. Апостолов; 9) св. Феодосия Киновиарха; 10)св. Креста Господня. Ксиропотам основан в 5 веке греческой царевной Пульхерией, потом в разные времена был возобновляем и поддерживаем императорами греческими. Близь сего монастыря находится главная Афонская пристань, именуемая Дафна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мученики Севастийские. Фрагмент иконы «Минея на декабрь». XVIII в. (ЦАК МДА) Мученики Севастийские. Фрагмент иконы «Минея на декабрь». XVIII в. (ЦАК МДА) Чаще всего изображения святых встречаются в минейных циклах рукописей: в Евангелии с минологием из Ватикана (Vat. gr. 1156. Fol. 270v, XI в.), где святые представлены стоящими в ряд; в Минологии из Амброзианской б-ки в Милане (Ambros. E 89, XI в.) - фронтально в рост в начале текста (Fol. 211r) и в 4 сценах мучений в конце (Fol. 234r); в Минологии из мон-ря Эсфигмен на Афоне (Ath. Esph. 14. Fol. 343r, XI в.) - в 4 сценах мучений; в греко-груз. рукописи (РНБ. O.I.58, XV в.), т. н. Афонской книге образцов,- фронтально в рост, у каждого в руке крест. Поясные изображения святых встречаются в Минее праздничной Б. Вуковича (1538, Венеция). В иконописи примерами ранних миней служат: икона на дек. (2-я пол. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), композиции к-рой близки к миниатюрам из Минология Василия II, и 12-частная икона на сент.-дек. (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В настенных минологиях известны изображения святых в притворе ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, (1348-1350) - 4 сцены мучений (причем А., не упомянутый в надписи на фреске, изображен вместо О., сцена мучения к-рого отсутствует); в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (1386-1390),- 3 сцены мучений; в притворах церквей: св. Апостолов (Св. Спаса), Печская Патриархия, Косово и Метохия (1561), и свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в обоих памятниках святые представлены фронтально в рост. Иногда сцены из Жития мучеников оказываются выделенными из общего минология в отдельные циклы, к-рые, как правило, создавались в местах особого почитания святых. Кодекс XII в. из Национальной университетской б-ки в Турине (Taurin. B.II.4), происхождение к-рого К. Вейцман связывает с Малоазийским регионом, где пострадали святые, представляет собой иллюстрированный текст Жития 5 мучеников. На фронтисписе (Fol. 3v) помещено фронтальное изображение святых (в рост) с крестами в руках, к-рых увенчивает ангел; в тексте - 13 сцен мучений.

http://pravenc.ru/text/187517.html

– Что это? – спросил гонитель, взяв крест, – неужели ты – из тех, которые чтут распятого Христа? – Я – раб распятого Бога, – исповедал молодой воин, – ношу это знамение в ограждение себя от всякого зла. Этот ответ решил участь Ореста, которого замучили смерти на раскалённом одре. Мужественно перенёс он огненную пытку и радостно предал свою душу Богу. Останки этих пяти мучеников были погребены епископом Власием (пам. 11 февраля) в родном их городе Аравраке, где впоследствии «в честь их сооружена была церковь и от мощей их творились чудеса. – Перед вратами Цареградскими была обитель этих мучеников, по имени – Олимп. Здесь каждогодно служил патриарх в день памяти их. В настоящее время мощи их покоятся в Риме в церкви св. Аполлинария Равеннийского» 179 . В Печской же обители, на левой стороне царских дверей средней церкви у иконостаса поставлена рака с главами святых «пятизарных» мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, которые, по преданию, получил блаженный архиепископ Сербский Арсений (память 28-го октября) из Болгарского Тернова 180 . В слободе Середин. Буде (Новгородсеверского уезда, Черниговской епархии) в приходской церкви находится благоговейно-чтимая прихожанами икона этих мучеников с частицами мощей их. Повествование о страданиях свв. мучч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста приписывается Евсевию, монаху Севастийскому, и примечательно по многим особенностям, записанным как-бы близким свидетелем их подвига 181 . Святой мученицы Лукии Родом из Сиракуз, в благодарность Богу за исцеление матери при мощах св. Агафии в Катане положила вести жизнь безбрачную, и вместе с матерью начала раздавать имение бедным и вдовам. Узнал об этом жених Лукии и с досады донёс правителю, что Лукия – христианка. Правитель долго увещевал её отречься Христа и принесть жертву богам, но, видя её непреклонность, предал пыткам и затем велел обезглавить (305 года) в Сиракузах же. 178 Молитва, которую произнёс Мардарий, идя на страдание: «Господи Боже, Отче Вседержителю», читается в заключение 3-го часа и на полунощнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Церковь чтит память мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста 26 декабря, 2017. Новостная служба Они пострадали за Христа в Армении во времена правления римского императора Диоклетиана Сегодня, 26 декабря, Русская Церковь отмечает память мучеников севастийских Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали за Христа в Армении во времена правления римского императора Диоклетиана. Одним из первых, кто пострадал, был священник Аравийской церкви мученик Авксентий. Мэр города Саталиона, по имени Евстратий, видел стойкость, с которой христиане терпели пытки. Святой тоже являлся тайным христианином и открыто признал себя верующим в Христа. За это его жестоко избивали, а затем сожгли, а святого Авксентия после длительного тюремного заключения обезглавили. Святого Мардария, обычного простолюдина-христианина повесили вниз головой. Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги, а затем и голову. Орест был молодым воином, также христианином. Когда стало известно о его религиозных убеждениях, святого вызвали на суд. Ореста приговорили к сожжению на горячей металлической решетке. Тропарь Мученик всечестных светлость, пяточисленных страстотерпцев воспоем, славу земных презревших, солнца светлаго Евстратия, премудраго витию со страдальцы, на огнь и муки дерзнувших за всех Царя Христа и от Престола Того славы почестьми венцев обдаренных. Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 марта, 2014 6 мая, 2022 4 апреля, 2022 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-m...

Ксиропотам (греч. Ξηροποτμου) – монастырь во имя Сорока мучеников Севастийских, расположенный на юго-восточном склоне Святой Горы у глубокого рва, пересыхающего летом. Основан в конце X в. прп. Павлом Ксиропотамским на месте клерикальной обители (V в.) города Стратоники. В XI–XII вв. был одним из самых богатых монастырей, владел обширными землями, часть которых сохраняет до сих пор, однако с XIII в. начался кризис, вызванный экономическими трудностями и набегами пиратов. При императоре Михаиле Палеологе в 1280 г. ксиропотамские монахи приняли унию, но во время служения мессы монастырь был разрушен до основания землетрясением. Сын Михаила Андроник возобновил обитель. В дальнейшем монастырь получал помощь от императоров династии Палеологов, а в XIV–XV вв. – и от сербских правителей, благодаря которым была построена монастырская стена, реконструирован собор. В период турецкого владычества, вплоть до XIX в. монастырь находился в тяжелом положении из-за турецких набегов и двух пожаров (1507, 1609 гг.), полностью разрушивших его. Монастырь восстанавливался на пожертвования, собранные монахами в дунайских княжествах, и благодаря помощи Константинопольских патриархов Тимофея II и Мефодия, а также привилегиям, предоставленным султаном Селимом I. Собор Ксиропотама в память Сорока мучеников Севастийских перестраивался в 1760-е гг. На территории монастыря имеется 10 параклисов. Большая часть построек относится к XVIII в. Среди монастырских святынь – самая большая часть Животворящего Креста Господня, пробитая гвоздем от распятого тела Господа Иисуса Христа, а также частицы мощей мч. Прокопия, мч. Авксентия, сщмч. Игнатия Богоносца , персты свтт. Иоанна Златоуста и Василия Великого и множество др. Библиотека содержит более 1000 древних греческих и славянских манускриптов и более 20 000 книг. В ведение Ксиропотама входит пять келлий. К началу XXI в. братия насчитывала около 40 монахов. Молдавский скит Молдавский скит, или скит Иоанна Предтечи (Продром; греч, Τιμου Προδρμου), в ведении Лавры св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010