Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография МАНЕФА [Еннафа, Манофо, Манефо, Манафо, Манафа, Марафо] († нач. IV в.), мц. (пам. 13 нояб.; пам. греч. 12 нояб. и 20 окт.) МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД И ДРУГИЕ 377 МУЧЕНИКОВ (вскоре после 813), мученики (пам. 22 янв.; пам. визант. 22 и 23 янв.), пострадавшие в Болгарии во время войны с Византией (809-816) МАРГАРИТА (Гунаропуло Мария Михайловна; 1866-1918), игум., прмц. (пам. 9 авг., в Соборе Казанских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРГАРИТА (Закачурина Маргарита Ксенофонтовна; 1884-1937), мон., прмц. (пам. 2 дек., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРГАРИТА (ок. 1046 - 1093), св. Римско-католической Церкви и Англиканской Церкви (пам. 16 нояб.), королева Шотландии, супруга шотл. кор. Малькольма III Канмора (1058-1093) МАРДАРИЙ (Ускокович Иван; 1889-1935), свт. (пам. 29 нояб.), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви МАРДАРИЙ (XIII-XVII вв.?), затворник, в Дальних пещерах почивающий, прп., Киево-Печерский (пам. 13 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) МАРДАРИЙ (Исаев Михаил Исаевич; 1886-1938), иером., прмч. (пам. 5 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРДАРИЙ мч. Севастийский (пам. 13 дек.) - см. в ст. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, мученики Севастийские МАРДОНИЙ (кон. III - нач. IV в.), мч. (пам. 3 сент., 28 дек.) - см. ст. Индис и Домна, мученики Никомидийские МАРИ [Мар Мари] (I-II вв.?), святой Ассирийской Церкви Востока (пам. во 2-ю пятницу лета), почитаемый как ее основатель, один из апостолов от 70 (72) и «апостол Востока», просветитель Месопотамии и Ирана (также почитается в Халдейской католической и Сиро-Малабарской Церквах) МАРИАВ сщмч. Персидский (пам. греч. 20 авг., 9 апр.) - см. в ст. Илиодор и Доса (Дисан), священномученики, и др. мученики Персидские МАРИАМНА (пам. греч. 26 сент., 9 июня) - см. ст. Фекла, Мариамна, Мария, Марфа, Еннафа, мученицы Персидские МАРИН (V-VI вв.?), св. (пам. зап. 3 (4) сент.), почитается как основатель и покровитель Республики Сан-Марино МАРИН (МАРИЙ), МАРФА, АВДИФАКС И АВВАКУМ мученики (пам. 6 июля; пам. зап. 19 янв.), по преданию, пострадали в Риме при имп. Клавдии II Готском (268-270)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_111.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Петрович Пономарёв (1867 (1866) - 1918), сщмч. (пам. 28 июля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. По окончании в 1885 г. народного уч-ща был определен на должность псаломщика к Никольской ц. с. Осинцевского Ирбитского у. Пермской губ. (ныне Ирбитский р-н Свердловской обл.). 18 сент. 1902 г. переведен к ц. во имя свт. Николая Чудотворца с. Шогринского того же уезда (ныне Артёмовского р-на Свердловской обл.). В авг. 1916 г. рукоположен во диакона к той же церкви. Во время гражданской войны, в июле 1918 г., началось наступление белых и чехословацких войск в Ирбитском у. Большевистские власти в ответ стали проводить аресты и расстрелы духовенства. Примерно 10 авг. 1918 г. Н. был мобилизован на ст. Егоршино (ныне в черте г. Артёмовского) на общественные работы, вскоре после чего был убит большевиками. Точная дата и место мученической кончины неизвестны: предположительно Н. был убит до прихода белогвардейских частей на ст. Егоршино 21 сент. того же года. В кон. 1918 - нач. 1919 г. имя Н. вошло в список убитых в Екатеринбургской епархии священно- и церковнослужителей, к-рый был составлен с целью их поминовения во всех храмах и мон-рях епархии. Имя Н. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 17 июля 2002 г. Арх.: ГАСО. Ф. 6. Оп. 14. Д. 46, 94, 97; ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 16854; ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780. Лит.: Троицкий Ф., свящ. Из пережитого//Изв. Екатеринбургской Церкви. 1918. 17/18; Ирбит//Зауральский край. 1918. 6 нояб.; Жития святых Екатеринбургской епархии. Екат., 2008. С. 538-540; ЖНИР. Июль. Ч. 2. С. 148. Н. Л. Стукова Рубрики: Ключевые слова: ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) ИОАНН (Крюков Иоанн Семенович; 1795 - 1867), иеросхим., затворник Святогорский, прп. (пам. 11 авг. и 19 июля - в Соборе Курских святых) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ЛАЗАРЬ (1733-1824), иеросхим. , прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2565786.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Стефан Новый, прмч. Описания иконы Стефан Новый, прмч. - житие Святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый родился в 715 году в Константинополе в благочестивой христианской семье. Родители его, имея двух дочерей, молили Господа о рождении сына. Новорожденного Стефана мать принесла во Влахернский храм во имя Пресвятой Богородицы и посвятила Богу. В то время император Лев Исавр (716 - 741) начал гонение на святые иконы и на их почитателей. Сторонники иконоборческой ереси при поддержке царя захватывали главенствующие позиции в империи и Церкви. Гонимое сильными мира сего Православие сохранялось в отдаленных от столицы монастырях, в уединенных келлиях и в сердцах мужественных и верных своих последователей. Православные родители святого Стефана, тяготясь окружающим нечестием, удалились из Константинополя в Вифинию, а своего шестнадцатилетнего сына отдали в послушание блаженному Иоанну, подвизавшемуся в уединенном месте на горе святого Авксентия. Более 15 лет пробыл святой Стефан у блаженного Иоанна, целиком предав свою волю этому духоносному [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 28 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 10327.jpg:   Размер: 298x1200, 0.36 MPix, 72 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (131) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 28 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 10328.jpg:   Размер: 344x1200, 0.41 MPix, 78 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (111) , (0) . Описание: Икона " Стефан Новый " . XV век. Материал, техника: дерево, серебро, темпера, басма, золочение. 46,8 х 18 х 2 см. Место создания: Россия. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Файл 35026.jpg:   Размер: 343x800, 0.27 MPix, 164 Kb. Дата: 2020-10-01, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (44) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2956

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Косма Халкидонский, свт. - житие Память святого отца нашего Космы Исповедника, епископа Халкидонского, и преподобного Авксентия Святитель и исповедник Христов Косма происходил из города Константинополя1. С юных лет возлюбив Христа, он оставил этот суетный мир и постригся в монахи. Проводя строго подвижническую жизнь и достигнув совершенства во многих добродетелях, святой Косма сделался обителью Святого Духа. Впоследствии святой Косма был назначен епископом в город Халкидон2. В сане епископа он усердно защищал православное учение, которое гонимо было в это время еретиками-иконоборцами. Еретики-иконоборцы неоднократно принуждали святого не поклоняться святым иконам. Но он мужественно защищал православное учение и не подчинялся еретикам. За свою твердость в православии святой перенес много мучений от гонителей и был сослан в заточение. Вызванный из заточения и снова понуждаемый к непочитанию икон, святой Косма вновь оказал твердость в православии. За это он был опять подвергнут многочисленным мучениям и огорчениям, которые разделял с ним и преподобный Авксентий3. Среди этих огорчений святой Косма и принял блаженную кончину4. 1 Константинополь - знаменитый в древности город - столица Византийской империи, ныне г. Стамбул в Турции. Константинополь расположен на берегу Босфора - пролива Средиземного моря и славился в древности своею образованностью и торговлею. 2 Халкидон или, правильнее, Калкедон - первоначально мегарская колония на берегу Пропонтиды (Мраморного моря) при входе в пролив Босфор, основанная за 2 или 3 века до Р.Х., - затем один из главных городов Вифинии - малоазийской области. В истории христианской церкви Халкидон замечателен как место IV Вселенского собора, созванного в 451 г., при императоре Мариане, для обличения ереси монофизитской (признававшей в Иисусе Христе только одно естество - божеское). - В настоящее время на месте древнего Халкидона находится небольшая турецкая деревушка Кодикиой. 3 Память его совершается в тот же день. Упоминаемого здесь Авксентия не следует отождествлять с преподобным Авксентием, память которого празднуется 14 февраля. Этот последний Авксентий подвизался на горе Оксии близ Халкидона и присутствовал на IV Вселенском соборе. Скончался он ок. 470 г. 4 Кончина святого Космы последовала в начале IX в. (ок. 816 г.) при императоре-иконоборце Льве (V-м) Армянине (царствовавшем с 813 г. по 820 г.). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Косма Халкидонский, свт. " .

http://pravicon.com/info-2733

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР, АЛФЕЙ, ЗОСИМА, МАРК ПАСТЫРЬ, НИКОН, НЕОН, ИЛИОДОР и др. († нач. IV в.), мученики (пам. 28 сент.); сказания, на основании к-рых составлено житие этих мучеников, имеют ряд несовпадений, но сходятся в том, что они пострадали при имп. Диоклетиане . В окрестностях Антиохии Писидийской игемон Магн арестовал христианина пастуха Марка и отправил его в Клавдиополь в сопровождении отряда из 30 воинов, к-рых св. Марк по дороге обратил в христианство. Воины были усечены мечом, а св. Марк осужден на истязание, для чего из селения Калита (Калута, Каталита), находившегося в той же местности, были приведены 3 брата-кузнеца: А., Алфей и Зосима. Когда они начали ковать орудия пыток, железо разлилось, как вода, их руки оцепенели и послышался голос, призывавший их пострадать вместе со св. Марком. Они исповедали Христа и были умерщвлены в Калите (или в Клавдиополе, 28 сент.) вливанием в уста расплавленного олова. Св. Марк был распят на кресте, а потом усечен мечом в Клавдиополе 21 сент., т. е. раньше казни А. и его братьев; нек-рые источники сообщают, что св. Марк был пригвожден к камню, а перед этим ему отрезали язык. По приказанию Магна голову Марка принесли в храм Артемиды, и все находившиеся там идолы упали и разбились. Свидетели этого чуда Николай, Неон и Илиодор, а также некие девы и отроки уверовали во Христа и были за это обезглавлены в г. Моромилии (Филомилии, 13 июля). В слав. Прологе сказано, что все мученики пострадали в Антиохии Писидийской. По свидетельству Евстафия , митр. Солунского (XII в.), мученики А., Алфей, Зосима и др. особенно почитались в Фессалонике. Краткое житие святых мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. краткое житие и память включены в ВМЧ под 28 сент. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 63-64). Ист.: BHG, N 63. ActaSS. Sept. T. 8. P. 600; Eustathius Thessalonicensis. Oratio//PG. 136. Col. 264-284; ЖСв. Сент. С. 626-627. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 402-403; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 94. О. Н. З. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/64324.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Зуев († май 1918, Пермская губ.), мч. (пам. 7 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик церкви в с. Дивья Пермского у. Пермской губ. Расстрелян красноармейцами во время массовых репрессий в Пермском крае. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Ист.: Пермские ЕВ. 1919. 1, 2. Лит.: Дамаскин. Кн. 2. С. 113; Королёв. Исповедники. С. 9. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Григорьевич Горбачёв (1892 - 1937), псаломщик, мч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик ДИМИТРИЙ Иванович Ильинский (1894-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), ДИМИТРИЙ Васильевич Казамацкий (1871-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64220.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ [Антонин], мч. Александрийский (пам. 9 авг.), время жизни неизвестно. Согласно греч. синаксарному житию, происходил из г. Александрия; проповедовал христианство, за что был приведен к градоначальнику и подвергнут пыткам: святого повесили на дереве и строгали железными орудиями, а затем осудили на сожжение. После кончины тело мученика было найдено неповрежденным. В визант. календарях А. часто называется Антонином. Память А. содержится в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. P. 366), Синаксаре К-польской ц. (Syn. CP. Col. 881-882), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 577-578) и др. месяцесловах. Последование А. неизвестно. В совр. греч. Минее по 6-й песни канона помещен стишной синаксарь (Μηναον. Αγουστος. Σ. 101). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в состав к-рого было включено краткое житие А. (древнейший список: БАН. 4. 9. 31. Л. 4 об., XIII в.- Пергаменные рукописи БАН СССР. С. 60), имеющее существенные разночтения с житием Минология Василия II. Стих А. переведен в 1-й пол. XIV в. в составе слав. Стишного Пролога. В ВМЧ помещены проложное житие и стих А. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 407 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Febr. T. 3. P. 490; Aug. T. 2. P. 413; SynCP. Col. 881-882; ЖСв. Август. С. 143-144. Лит.: Ruzi è rs U. Antonin (6)//DHGE. T. 3. Col. 852; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 962; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 47. А. Ю. Виноградов, О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/115892.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ I КАЗАНСКИЙ (Садыков Василий Константинович; † 1553, близ Свияжска), мч. (пам. 2 окт., 4 окт.- в Соборе Казанских святых). Садыковы - младшая ветвь тверского боярского рода Шетневых, к-рые вели свое происхождение от боярина мч. Феодора , убитого в Орде вместе с кн. мч. Михаилом Всеволодовичем Черниговским в 1246 г. В. К. был вотчинником Тверского и Московского уездов, его братья Феодор и Брех в 50-х гг. XVI в. служили дворовыми детьми боярскими. 24 марта 1553 г. в составе отряда Б. И. Салтыкова (см. ст. Борис Казанский , мч.) В. К. был захвачен в плен под Свияжском и убит вместе с братьями Казанскими мучениками Димитрием и Феодором II . Особое празднование памяти Казанских мучеников (в т. ч. В. К.) было установлено Казанским митр. сщмч. Ермогеном (впосл. Патриарх Московский) в 1592 г. по благословению св. Патриарха Иова . Митр. Ермоген повелел «побиенным под Казанью и общею смертию скончавшимся пети большую вечную память (т. е., по-видимому, без перечисления имен.- Авт.)» ( Платон (Любарский) , архим. Сборник древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868. С. 67-75). Неясно, было ли после 1592 г. установлено Казанским мученикам (известным по именам) местное празднование в принятом ныне значении. В агиологической лит-ре XIX-XX вв. как о местночтимых о них пишет еп. Димитрий (Самбикин) , др. агиологам их имена были неизвестны. Включение имен Казанских мучеников в Собор Казанских святых (установлен в 1984) подтвердило существование их местного почитания. Отдельная память В. К. отмечается 2 окт.- в день взятия Казани. Ист.: Синодик Успенского Зилантова мон-ря. Каз., 1840. С. 481; Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х гг. XVI в. М.; Л., 1950. С. 182; АФЗХ. М., 1956. Ч. 2. С. 183; ПСРЛ. М., 1965. Т. 13. С. 230; Т. 19. Стб. 185-186; Редкие источники по истории России. М., 1977. Вып. 2/Сост. М. Е. Бычкова. Гл. 38. С. 178. Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Каменец-Подольск, 1893. Вып. 2 (Окт.). С. 24; Бычкова М. Е. Состав класса феодалов России в XVI в. М., 1986. С. 178. Игум. Андроник (Трубачёв), Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/150747.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССА [греч. Bσσα] (нач. IV в.), мц. Алонская (пам. 21 авг.). Жила в г. Лариссе (Фессалия) или в г. Эдесса (Македония, Греция), была христианкой, но стала женой языческого жреца Валерия. У них было 3 сына: Феогний, Агапий и Пист, к-рых В. воспитала в христ. вере. Во время гонений имп. Галерия муж донес на жену и детей. Все они, несмотря на угрозы, отказались принести жертву идолам. Тогда на глазах у В. Феогния подвесили и строгали железными орудиями, Агапию содрали кожу от головы до груди, но мученик не проронил ни звука, подвергли пыткам и Писта. Во время мучений В. воодушевляла детей на страдания за Христа. Отрокам отрубили головы, В. заключили в тюрьму и морили голодом, но ангел подкреплял ее небесной пищей. Она осталась невредимой от огня, воды и зверей. После того как в языческом капище В. разбила статую Зевса, мученицу бросили в море. Стоящие на берегу видели, как на неожиданно появившийся корабль В. подняли из воды 3 светоносных мужа. Спустя 8 дней она сошла с корабля на о-ве Алон в Мраморном м. близ Кизика. Об этом донесли правителю, и тот вновь стал принуждать ее принести жертву идолам. За отказ исполнить приказ правителя В. подвергли побоям, а затем отсекли мечом голову. Ок. 450 г. в Халкидоне уже существовала церковь во имя В. Минологии расходятся относительно места мученичества В.: называют Эдессу в Сирии, Эдессу в Македонии, Лариссу в Фессалии и о-ва Алон в Мраморном или Алонисос в Эгейском морях. Сохранились пространное греч. житие В. ( Латышев В. Hagiographica graeca inedita//ЗИАН. 1914. Сер. 8. Т. 12. Ч. 2. С. 133-146), 2 кратких, а также житие в составе «Царской минеи» ( Laty š ev. Menol. Т. 2. С. 299-303). Ucm.:BHG,N 268-270b; ActaSS. Aug. T. 4. P. 417-421; SynCP. Col. 912-914; Theod. Lect. Eccl. Hist. I 20; Δουκκης. ΜΣ. Σ. 303-304; PG. 117. Col. 593-594; ЖСв. Авг. С. 362-363. Лит.: Janin R. Bassa (2)//DHGE. T. 6. Col. 1259; Holweck. P. 141; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 334; Pargoire J. S. Bassa de Chalcédoine//EO. 1903. T. 6. P. 315-317; Vailh é S. S. Bassa de Chalcédoine//Ibid. 1908. T. 9. P. 227; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 735-736; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 78. Е . Г . Беляева Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/149851.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД И ТИРИЧАН [Таричан; груз. ] († 693), отроки-мученики (пам. 18 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Мученичество Д. и Т. сохранилось в единственной груз. рукописи X в. (Ath. Iver. 8), переписанной в Иверском мон-ре на Афоне учениками и последователями прп. Евфимия Святогорца - преподобными Арсением Ниноцминдским и Иоанном (Грдзелидзе) . Рукопись обнаруживает мн. черты, характерные для тао-кларджетской литературной школы. Арм. версия Мученичества не найдена. Согласно мученичеству, Д. и Т. были сыновьями благочестивых родителей-армян Вардана и Тагине. После смерти отца их дядя, брат матери язычник Феодосий, задумал присвоить себе их наследство и стал уговаривать Тагине, Д. и Т. принять язычество. Тагине бежала с детьми в Юж. Грузию. Феодосий, боясь, что дети вырастут и вернут себе имение, разыскал их в Тао-Кларджети и убил братьев, пасших в горах скот. По свидетельству агиографа, убийца сразу же ослеп. Оплакивающая детей Тагине, сжалившись над братом, помазала его глаза землей, впитавшей кровь Д., Феодосий тотчас прозрел и исповедал Христа. Ночью тела мучеников озарились светом. Феодосий воздвиг церковь во имя Д., а мощи Т. увез в Армению правитель Диври, где была выстроена ц. во имя св. Т. Армянская Церковь не почитает Д. и Т. Это связывают с тем, что мученичество Д. и Т. было создано, возможно, автором-халкидонитом в Тао-Кларджети, куда бежали гонимые армянами-монофизитами св. отроки. Вероятно, агиографический памятник был создан на груз. языке и поэтому попал в календарь ГПЦ, а позже Д. и Т. стали почитаться как груз. святые. Ист.: Мученичество святых отроков, двух братьев, Давида и Тиричана//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 186-191 (на груз. яз.); Абуладзе И. , сост. То же//Груз.-арм. лит. связи IX-X вв. Тбилиси, 1944. С. 178-184 (на груз. яз.). Лит.: Марр Н. Я. Из поездки на Афон//ЖМНП. 1889. Март. С. 21-22; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 416-417 (на груз. яз.); Сабинин М. Иверский патерик. М., 2004. С. 672. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/168564.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010