Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы не следуем за миром или против мира - мы следуем за Христом» Беседа с духовником Почаевской Лавры иеромонахом Гавриилом (Авдеем) 14.12.2018 737 Время на чтение 12 минут Наш собеседник иеромонах Гавриил, насельник Свято-Успенской Почаевской Лавры, исполняет послушание духовника богомольцев. В течение каждого дня ему приходится исповедовать паломников из разных уголков Украины и из-за рубежа, общаться с ними. Как правило, на такое послушание назначаются наиболее опытные священники, обладающие даром рассудительности, способные дать нужный совет каждому приходящему на исповедь к Богу. Мы также пообщались с отцом Гавриилом, задали ему вопросы, которые волнуют всех верующих не только на Украине, но и во многих странах мира. Иеромонах Гавриил - духовник почаевских богомольцев - Батюшка, монашество называют индикатором в духовных вопросах времени. Часто общество светское и даже церковное может пребывать в смущении, не знает, как правильно поступить, но монашество, как правило, единодушно и не колеблется в своих решениях по тому или иному вопросу. Почему так происходит? - Монашество возникло как идеал евангельский. И во времена гонений оно стало оплотом Церкви. Быть со Христом, жить во Христе, уподобиться Христу - все это заложено в монашестве и сегодня. Вот эта высокая духовная мотивация призывала людей к отшельничеству на заре христианства, так и сегодня. Чистота, целомудрие, служение Богу - вот идеал монашества. Иноческие сообщества во все века были оплотом Церкви, оплотом веры. Мы пришли в Почаевскую Лавру в 90-е годы прошлого века, когда уже произошел филаретовский раскол. И монашество не признало этот раскол. Мы знаем, что раскол на Украине возник по политическим причинам, сюда вплелись националистические идеи. Монашество сразу эти идеи отторгнуло как не отвечающие духу христианства. Задача инока - духовно совершенствоваться, чтобы быть во Христе и со Христом. Цель всякого христианина - достичь соединения со Христом, и монашествующие эту цель ставят во главу угла своей жизни.

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/15/my...

Новости Митрополит Кирилл подверг критике некоторые правозащитные организации 07.04.2006 11:39 Москва, 7 апреля, Благовест-инфо. Причины критики со стороны «некоторых правозащитников» в адрес Х Всемирного русского народного собора (ВРНС), главной темой которого была проблема прав человека, вскрыл глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП), митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) на заключительной пресс-конференции ВРНС 6 апреля. Глава ОВЦС не раз жестко критиковал светские правозащитные организации в ходе подготовки церковной концепции прав человека. На этот раз «некое волнение» неназванных правозащитников митрополит Кирилл объяснил простой конкуренцией: «Получается так, что правозащитная деятельность была монополизирована людьми, разделяющими конкретный взгляд на человека, общество и государство». Теперь же они беспокоятся из-за того, что «и Церковь входит в то поле, в котором привыкли работать одни и те же люди и одни и те же организации». Кроме того, и в своей программной речи на открытии Х ВРНС, и на пресс-конференции митрополит Кирилл связал действия приверженцев «классической» правозащитной концепции с ростом национализма. Упоминая в качестве «джинна, выпущенного из бутылки» рубку икон Авдеем Тер-Оганьяном в Манеже и выставку «Осторожно, религия» в общественном центре им. Андрея Сахарова, глава ОВЦС предостерег на пресс-конференции: «Уничтожая мораль, нельзя требовать, чтобы мораль сохранялась в межнациональных отношениях. Мораль единая и неделимая – вот главный тезис. Если мы издеваемся над своими святынями…, мы не можем остановить людей – не издеваться над национальными чувствами. Это все звенья одной цепи». Иерарх подчеркнул, что «нравственный релятивизм» провоцирует ксенофобию и национализм. Митрополит Кирилл говорил также о «неуспехе» светского правозащитного движения. По его мнению, корень такой неэффективности – в отсутствии широкой общественной поддержки:  «В каком-то смысле неуспехи этого движения связаны с тем, что широкие массы людей, общественность воспринимают эту деятельность как не соответствующую их убеждениям. Такое дело, как содействие человеческим правам, должно быть максимально приемлемо для абсолютного большинства людей. Но если эта деятельность в сознании людей связывается с политической оппозицией очень небольших, а иногда даже и маргинальных групп – такая деятельность обречена на неуспех».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

48 Здесь надо разуметь того человека, который прежде всего сам возлюбил Бога и хочет спастись. «Бог любит любящих Его» (Притч. 8:17), но не спасет любимых без их желания. Это ясно видно из нижеприведенного текста: «Искуси их, и обрете их достойны». 49 Значит, Бог принял праведников в число избранных не ранее, как по испытании их в добродетелях. 50 Святые отцы различают пять причин, по коим Господь попускает нам искушения, соблазны и беды. 1) Чтобы, бодрясь, боримые навыкали различать истинное добро ото зла, которое умеет прикрываться мнимой добродетелью. 2) Чтобы добродетель, стяженная трудом в борьбе, была тверже и неприкосновеннее. 3) Чтобы, преуспевая в добродетели, мы не возносились, но укреплялись в смирении. 4) Чтобы за терпение и труд в борьбе сподобиться большей награды. 5) Чтобы, достигши бесстрастия, мы не забывали о своей немощи и о силе Божией, или благодати, помогшей нам (Сборник аскетических писаний обители св. Саввы Освященного. М., 1891. С. 156). Без борьбы, искушений, бед и скорбей человек способен забываться и все доброе приписывать себе, а не благодати Божией. Как только подумает, как только засмотрится на себя, так и падет с высоты; надо, чтобы смирился, а не превозносился. 51 Напротив, гордый, тщеславный, самолюбивый, за всякую малость оскорбляется. Часто он видит оскорбление там, где его нет, и старается воздать ближнему тем же или еще худшим. 52 По Петру Дамаскину, кн. 1-я о второй заповеди. 53 Потому, что принимают все, как от руки Божией, за все благодарят Бога и вражеские прилоги прогоняют в самом начале. 54 Деятельные главы св. Феодора Едесск. 89 глава, т. III Русского Добротолюбия. 55 По Петру Дамаскину, 4-я часть славянского Добротолюбия. 56 Закон вечного Бога должен быть вечен, не изменяем временем или мнением плотского человека; но сам человек, хотящий спастись, обязан подчинить себя закону Господню. Апостолы учились у самого подвигоположника нашего Христа Спасителя. От них, преемственно, учились все святые. И теперь, кто хочет быть святым, должен учиться у святых, иначе как он святым будет! Для этого святые отцы оставили нам свои писания. Кто их держится и, по совету преуспевших в духовной жизни, исполняет, тот на верном пути; а противоположное сему само собою ясно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2987...

18. Муч. Флора и Лавра. Апостол. Евангелие. С. мч. Емилиана, еписк. х 19. Мч. Андрея стратилата, и с ним 2503. Сл. см. Июня 17. Муч. Тимофея, Агапия и Феклы. Праздн. пресв. Богородице, ради милосердия от иконы Ее Донской. (Сл. Богор.) 20. Прор. Самуила. 21. Ап. Фаддея, ед. от 70-ти. Мчц. Вассы и чад ее. – Пр. Аврамия, архим., Смоленск чудотв. Сл. Препод. х Муч. Агафоника, Зотика, Феопрепия и др. Сл. Мучен. Мучц. Евлалии дев. и Анфусы. Праздн. ради иконы пресв. Богор. Иверской, или Грузинской. 23. Мч. Луппа, и отдание праздника Успения пресв. Богородицы. Ап. и Ев. дне и праздн. С.мч. Иринея, еп. Лугдунского. Преп. Евтихия и Флорентия. 24. С.мч. Евтихия, ученика св. Иоанна Богослова. – Пренес. мощей св. Петра митрополита. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Свят.) Мчц. Сиры, дев. Персидской. 25 Возвращение мощей Ап. Варфоломея, и память Ап. Тита. Апостол. Евангелие. Св. испов., Варсиса и Евлогия, еписк. Едесск., и Протогена, еп. Каррийск. Св. Мины, патр. Констант. 26. Муч. Адриана и Наталии. – Сретение иконы пресв. Богородицы Владимирской. Сл. Богор. 27. Преп. Пимена великого . Апостол. Евангелие. Св. Осии испов., еп. Кордубек. Преп. Кукши С.мч. и Пимена постника, Печерских. 28. Пр. Моисея Мурина. 29 Усекновение честныя главы св. Иоанна Предтечи (Пост). Апостол. Евангелие. (Парем. особ.) 30 х Празднов. заключения мира со Шведами. х – Пренес. мощей св. благов. вел. кн. Александра Невского. Апостол. Евангелие. (Парем. рбщие Препод.) –. Св. патр. Константиноп., Александра, Иоанна и Павла. – Пр. Александра Свирского . Сл. Препод. Пр. Христофора. 31 Положение честнаго пояса пресв. Богородицы. Сл. Июля 2. С.мч. Киприана, еп. Карфагенск. Св. Геннадия, патр. Констант. Примечание. Службой называется вообще все Богослужение в тот или другой день, – К которому в особенности, принадлежать положен пые па известные дни чтения: Паремии, Апостолы и Евангелия. В.) Апостолы и Евангелия на молебнах во дни царские, торжественные и высокоторжественные, а также во дни викториальные, т.е. в воспоминание отечественных побед

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Одному шестидесятилетнему старцу некто хотел дать несколько денег на необходимые ему потребности, потому что он был, болен и не мог добывать себе пропитания (собственными) трудами рук своих. Но старец сказал ему: вот уже 60 лет прошло, как я добываю хлеб своими руками, и Бог всегда посылал мне потребное, как во время здоровья, так и во время болезни. Так для чего же мне и теперь оставлять упование на Него, и брать то, в чем я не нуждаюсь? Когда же тот просил его взять деньги, хоть для раздачи бедным, то старец сказал: «Это вдвойне мне будет стыдно, когда чрез чужую милостыню приобрету благодарность и славу» 71 . Кроме частных примеров святых мужей, достигших высшей степени нестяжательности, могут служить подобным примером и целые обители иноческие. Так некогда в Скифскую обитель пришел один незнакомец, человек богатый и из высшего сословия, посмотреть братию и пожертвовать некоторую сумму денег. И увидев нищету братии, он дал Авве большую сумму денег с тем, чтобы он ее разделил между братиею. Но Авва сказал ему: «Возьми свои деньги назад, потому что моя братия ни в чем не нуждается». Когда же тот не переставал просить, то Авва взял деньги, положил перед церковными дверьми и сказал братии: «И если кто из вас будет иметь в чем нужду, тот пусть возьмет отсюда!» Но никто и не коснулся их, многие же из них даже и не хотели видеть. Тогда Авва сказал посетителю: «Бог принял твою жертву, теперь возьми опять свои деньги и раздай нищим» 72 . «Отложив житейские заботы и вступив на подвижническое поприще, говорит св.Феодор Едесский, не пожелай иметь богатства для раздаяния нищим. Это есть коварство лукавого, посредством которого он возбуждает тщеславие и развлекает ум попечением о многом. Хотя бы ты имел хлеб один, или воду, можешь и чрез сие исполнить долг страннолюбия, даже хотя бы и сего не имел, но если только с добрым расположением примешь странного, и предложишь ему слово утешения, то также возможешь получить мзду страннолюбия. Имеешь пример похваляемый Господом в Евангелии вдовицу, которая посредствои двух только лепт превзошла усердие и великое подаяние богатых ( Mamф. XII, 43 ). (Хр. чт. св.Феодора Едесск. деят. гл.)

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Подобный пример совершенной нищеты и любви к ближним показал св. Павлин, епископ Ноланский, который, все имение раздав бедным, и не имея что дать одной бедной вдове для выкупа сына ее из рабства у вандальского князя, самого себя вручил ей отвести в рабство взамен ее сына, и, освободив его из неволи, сам долгое время отправлял за него все низкие работы (Чет.Мин.23янв.). Вот до какой степени совершенства любви возводит нищета с самоотвержением! Добровольная нищета, избавляя подвижника от бесчисленных забот и развлечений, умиротворяет тем дух; умиротворение же духа приводит в правильное расположение и согласное настроение все силы души; " мысли же собранные и ничем не развлекаемые доставляют неизреченное спокойствие, мир и радость " , - говорит св. Исаак Сириянин (Слов. об удалении от мира. Христ.Чт.1825г.Ч.18). Добровольная нищета, отрешая душу от привязанности к земным вещам, освобождает подвижника от печали и боязни, какой часто подвергается живущий в мире, опасаясь потерять имение или честь, и при таковой боязни не может иметь в себе постоянного спокойствия духа. " Как волны в море никогда не утихают, так гнев и печаль от сребролюбца никогда не отступят " , - говорит св. Лествичник (Леств.17:10. Св. Феодор, еп.Едесск. Гл.38.Ч.4.Доброт.). Напротив нестяжательность, по словам св. Златоуста, близь небес поставляет, избавляя нас не только от страха, печали и бедствий, но и других опасностей (Кн. о девстве, Гл.80). " Подвижники, - говорит св. Златоуст, - не боятся и разбойнических нападений, потому что не имеют ничего такого, чего бы могли лишиться; имения у них нет; есть только тело и душа. Если же и их отнимут, то и это для них не потеря, напротив - приобретение. Ибо для них, - как и Апостол говорит о себе, - еже жити - Христос, и еже умрети - приобретение (Флп.1:21). Они и смерть не почитают смертью " (Нрав.14 на 1Тим.). О св. Иларионе Великом рассказывают: однажды разбойники искали его жилища, надеясь найти у него что-нибудь из имения. Когда же нашли и увидели, что нет ничего, спросили св. Илариона: если бы напали на тебя разбойники, что стал бы ты делать? Св. Иларион сказал: " Нагой разбоя не боится " . - " А убить тебя могут " , - говорили разбойники. Св. Иларион отвечал: " Я всегда готов умереть; потому и не боюсь разбойников " . Разбойники удивились такой нестяжательности и неустрашимости и ушли от него, дав обещание исправиться в жизни. Говорят, что св. Иларион радовался духом, когда видел себя совершенно нищим, не имеющим ничего из суетных вещей (Чет.Мин.21окт.). Нищета способствует также к утверждению духа в уповании на Бога. Польза уединенного пустынножительства, как средства к достижению высшего совершенства

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

8. Феодор (Божий дар), преп. студит., янв. 26 и ноябр. 11; трихина, апр. 20; сикеот, апр. 22, июня 15; освящ. мая 16; чудотвор., июня 5; печер., авг. 11; начертан., сент. 22 и дек. 27; ростов., окт. 22; блажен. новгород., янв. 19; великомуч. стратил., февр. и июня 8; тирон., февр. 17; кн. смолен., мар. 5 и сент. 19; кн. муром., мая 21; кН., июня 5; муч. аммор., мар. 6; африкан. апр. 10; персид.. апр. 21, мая 24; варяг, июля 12; муч., сент. 4, 5, 12; боляр., сент. 20, нояб. 7 и 23; еп. ростов., июня 8 и нояб. 28; едесск. июля 9; конст. дек. 27; св. муч., кирин., июля 4; алексан. дек. 3. Феодосий (данный Богу или Богом), велик. и антиохийск, янв. 11; тотемск. янв. 28; печер. мая 3 и авг. 14; муч., мар. 27. Феодот (Богом данный), муч., фев. 19, апр. 29, июля 4, сент. 2 и 15; св.-муч. кирин., мар. 2; анкир. мая 18 и июня 7; корчемн. нояб. 7. Феодох (Богоприимец ), муч., нояб. 7. Феодул (раб Божий), преп., янв. 14; муч., февр. 1б; (севаст.) мар. 9; (солун.) апр. 5, мая 2, июня 18, окт. 28, ноябр. 7, дек. 23; преп. дек. 3. Феоктирист или Феосгирикт (утвержденный на Боге), муч., фев. 29. Феоктист (Богом созданный), преп. (сикил.), янв. 4, сент. 3; чернигов, авг. 6; новгород., дек. 23; муч., окт. 2. Феона (Богом пособляемый), муч., янв. 5, апр. 19; преп., апр. 5. Феопемт (посланный Богом), еп. никомид., янв. 5. Феопист (верный Богу), муч., сент. 20. Феопрепий (Боголеп), муч., мар. 23, авг. 22. Феостирикт (утвержденный на Боге), преп., нояб. 10. Феостих (Божий порядок), муч., апр. 29. Феост (Фест), праздничный, веселый), муч., сентябр. 19. Феотекн (богорождающий), муч., окт. 10. Феотих (богосчастливый), муч., дек. 14. Феофан (Бога являющий), преп. (сигриан.), мар. 12; (антиох.) июня 10, сент. 9 и 29; испов. окт., 11. Феофилакт (богохранимый), еп. никомид., мар. 8. Феофил (боголюбимый, друг Божий), муч., янв. 8; новый, янв. 30, февр. 6; аммор. мар. 6; севастийск. мар. 9, июля 23, сент. 3, нояб. 7, дек. 28; св. египет., июня 12; испов., окт. 10; преп., декаб. 2 и 29. Ферапонт (слуга, почитатель), св.-муч., мая 25; преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

2792 Св. И. Злат. на посл. к Римл. б. 13, на св. Матф. б. 63. Св. И. Злат. сл. о богатстве и нищете. 2793 Св. Ефр. Сирин. О добродет. и страстях. Доброт., т. 2. М. 1885, стр. 395, тоже самое: Григор Синаит Главы о помыслах, страстях и добродетелях, гл. 77. Доброт., т. 5. М. 1890, стр. 211. Св. Макс. Исп. О любви Сотн. I, гл. 64. Добр., т. 3. М. 1889, стр. 186. 2798 Св. Ефр. Сир. О доброд. и страст., гл. 5. Добр., т. 2. М. 1885, стр. 396. Его же. Твор., ч. 3. М. 1882, стр. 612. Ср. Св. Григ. Син. Главы о пом., страст. и добродет., гл. 79. Доброт., т. 5. М. 1890, стр. 211. Св. И. Злат., т. III, кн. 1. Спб. 1897, стр. 185 (упоминание о щегольстве). 2800 Св. Ефр. Сир. О добродетели и страстях, гл. 9. Доброт., т. 2. М. 1885, стр. 398. Его же. Твор., ч. 3. М. 1882, стр. 616. Св. Григ. Син. Главы о помыслах, страст. и добродетелях, гл. 79. Доброт., т. 5. М. 1890, стр. 211. 2801 См. напр., тв. св. Григ. Нисск., тв., ч. 7. М. 1868, стр. 312 (Он сравн. родство страсти с звеньями цепи, которые, будучи приведены в движение, движутся одна за другою в силу сцепления). 2802 Обыкновенно указывают на самолюбие, как на основание всех страстей. Ефр. Сир. назыв. самолюбие негодной матерью страстей (О добродетели и страстях, гл. 6. Добр., т. 2. М. 1885, стр. 396; ср св. Макс. Исп. Д., т. 3. М. 1889, 222; авв. Фаласс. О любви, гл. 86–87. Д., т. 3. М. 1889, стр. 331. Но самолюбие не есть страсть, а главная причина страсти. 2803 В трех главных страстях можно видеть соответствие словам ап. Иоанна: «всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1Ин.2:16 ). Похоть плотская есть ничто иное, как сластолюбие, похоть очей – сребролюбие, а гордость житейская есть желание славы – славолюбие. 2804 Авва Дорофей . Слово об ужасе буд. муч. Хр. чт. XXXVI, 280. Св. Макс Исп. О любви. 3 Сотн., гл. 56. Доброт., т. 3. М. 1889, с. 222. Св. Феодор Едесск. 100 душеполезнейш. гл., 100. Доброт., т. 3. М. 1889, стр. 349. 2806 Пр. Нил Синаит. О различн. лукавых помыслах, гл. I, 24. М. 1858, ч. I, стр. 278 и 305. И. Леств. О доброд. и стр., т. 2. М. 1885, стр. 532. Ефр. Сир. Твор., ч. 3. М. 1882, стр. 617. Св. Григ. Синаит. Главы о помысл., страст. и доброд., т. 91. Доброт., т. 5. М. 1890, стр. 215. Св. Макс. Испов. О любви. Сотн. 3, гл. 56. Доброт., т. 3. М. 1889, стр. 222. Авв. Фаласс. О любви, воздерж. и дух. жизни. Сотня 3, гл. 88. Доброт., т. 3. М. 1889, стр. 332.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

41        Св. Ефр. Сирин. О добродетели и страстях гл.9. Доброт. т.2 М. 1885, стр. 398. Его же Твор. ч. 3, М. 1882 стр. 616. Св. Григ. Син. Главы о помыслах, страст. и добродетелях гл. 79 Доброт. т. 5. М. 1890 стр. 211. 42        См. напр. тв. Св. Григ. Нисск. тв. ч. 7 М. 1868 стр. 312 (Он сравн. родство страсти с звеньями цепи, которые, будучи приведены в движение, движутся одна за другою в силу сцепления. 43        Обыкновенно указывают на самолюбие, как на основание всех страстей. Ефр. Сир. назыв. самолюбие негодной матерью страстей (О добродетели и страстях гл. 6 Доброт. т. 2 М. 1885 стр. 396: ср. Св. Макс. Исп. Д. т. 3 М. 1889 222; авв. Фаласс. О любви гл. 86–87 Д. т. 3. М. 1889 стр. 331. Но самолюбие не есть страсть, а главная причина страсти. 44        В трёх главных страстях можно видеть соответствие словам ап. Иоанна: «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (Иоанн 2, 16) Похоть плотская есть ничто иное, как сластолюбие, похоть очей – сребролюбие, а гордость житейская есть желание славы – славолюбие. 45        Авва Дорофей . Слово об ужасе буд. муч. Хр. чт. XXXVI. 280 Св. Макс. Исп. О любви 3 Сотн. гл. 56 Доброт. т. 3 М. 1889 с. 222. Св. Феодор Едесск 100 душеполезнейш. гл. 100 Доброт. т. 3 М. 1889 стр. 349. 47        Св. Григ. Син. главы о помысл., страст., и доброд. гл. 91 Доброт. т. 5 М. 1890, 215. Св. И. Дам. Об осьми злых помыслах, Хр. Чт. 1834 IV 146. 48        И. Касс. 5-е собес. ав. Серапиона о 8 главн. страстях, гл. 2 м. 1892, 240 Ефр. Сир. О добр. и стр. гл. 10 Добр. Т.2 М. 1885 стр. 398. И. Леств. О доброд. и стр. гл. Добр. т. 2 М. 1885 стр. 532. 49        «Начало всех страстей самолюбие, конец же – гордость». Св. Макс. Испов. О любви Сотн. 3 гл. 5. Ср. Сотн. 2 гл. 19 стр. 222 и 204 (Доброт. Т. III, М. 1889). 51        «Мы не говорим, что вследствие греха Адама погибла в природе человека свобода выбора, но что она имеет особенную силу ко греху до тех пор, пока сама человеческая воля не будет освобождена благодатью Божией» Августин. Contra duas epistolas Pelagianorum II. S. 9. M t x, p. 577–585 ср. 532.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

   001    002   003