Аввы Риеса. Копт. у Порфир. Луки, Виктурины, Иустина в Никомидии. Иерои. (У Мюллера нет). 19. Вероника, Пелагия и Пелагии и 9 или 49 мучч. в Антиохии сирской. М. Р. Иерон. 20. Евтихия, Промаха. Лукия. Марцеллина, Бермиака, Зосима и Ианнурия, мучч. в Никомидии. Иерон. Дионисия, еп. Корннфа при Диоклитиане (?). Копт. 1425 (в Гр. Мин. 29 ноябр.? Копт. 1338. Дионисия астронома). 21. Мучч. Павла, Лонгина и св. Зины. Копт. 1425 и 1338. Цабалы Мариам. Абис. у Люд. Африга, Макария, Дицея. Прокула, мучч. в Никее в Вифинии. Иерон. 22. Иулия муч. Абис. у Люд. Марка, еп. иерус. и муч. 156 г. М. Р. Марии Саломии матери апп. Иоанна и Иакова. М. Р. мР. А. У. Филиппа еп., Севера пресвитера, Евсевия и Ермы диакона. Севера другого, мучч. в Адрианополе в 304 г. М. Р. Иерон. Р. У. Н. Аполлона и Авива монахов. современников Макария. Копт. 1425. 23. Севера и Дорофеи, мучч. в Адрианополе. Иерон. Севера, еп. в Кесарии каппадокийской. Иерон. Гуры, мученика в Ефиопии. Абис. у Люд. Муч. Васса. Копт. 1338 (Вариса 1286 у Люд.). 24. Севера, Виталия, Феликса, Рогата. Папира, Виктории, Флавия(ана) и Виктора, мучч. в Никомидии. Иерон. Клавдиана, Евфера (Евкарии), мучч. в Иераполе. Иерон. Макария, еп. Атхуи. Копт. 1338. (еп. Кави на востоке от Нила 1286 и у Люд.). 25. Аввы Иемата. Копт. у Люд. 26. Димитрия, муч. в Сирмии в Паннонии. Мюллер. Р. I. Христа. Копт. 1286 и 1338. (Каждый месяц 29 числа по Положение главы Иоанна Крестителя. Копт. 1286. Лукиана, Флория, Маркиана. Иракла, Тута (Тита), Флора, мучч. в Никомидии в 250 г. М. Р. Иерон. Урсы, девы в Никомидии. Мавролик соединяет с предыдущими. 27. Тарса. Поликарпа, Гаия, Евмина, Никомина (Конона), Лонга, Диодора, Метровия, Евминии, Тута, Тарсея и Комина, мучч. во Фригии. Иерон. Тита в Никомидии. Мюллер. (См. 26 окт.). Анатолия муч. Копт. 1338. Авраамия, монаха мануфенского, современника Пахомию и Феодору. Копт. 1425. 28. Авдия, еп. вавилонского у Мюллера (не Авда ли еп. Суз, 31 мар. в прологе втор. 13 окт., а в Маз. и Мед. 17 окт.). Смарагда (Маранда), Марианы и Арцеллада, мучч. в Антиохии. Иерон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

4. Свв. Новомученики Триандафилл и [Анастасий] (Спасо) . Триандафилл был родом из Загоры, а Анастасий из Радовишта (Струмицкая епархия). Оба они были славянами, оба – молодыми и простыми людьми. Однако любовь Христова была для них дороже всего и жизни [сей]. Отдали они [свои] жизн[и], но не отреклись от Христа. За Христову веру пострадали они от турок: Триандафилл в Царьграде в 1680 году, а Анастасий в Солуни в 1794 году. 5. Св. мученик Гормизд . Был вельможей при дворе персидского царя Издегерда. За то, что Гормизд не хотел отречься от Христа, царь разжаловал его, отняв у него звание и имение, и послал его пасти скот. Царь надеялся, что опальный вельможа очень скоро станет сожалеть об утраченном достоинстве и богатстве и совершит поклонение идолам. Однако в этом он просчитался. Гормизд спокойно пас скот и хранил свою веру. Посему царь подверг его лютым мучениям, которыми изувечил тело Христова мученика, но не сумел переменить его дух. После всех истязаний святой Гормизд был убит. Было это в 418 году. Непосредственно перед ним [пострадал] священномученик Авда, епископ Персидский (см. 31 марта). Пострадав на земле, он[и] прославил[и]сь на небесах. Рассуждение Жизнь и смерть предложил я тебе , – сказал Моисей сынам Израилевым... – Избери жизнь, чтобы жил ты ( Втор. 30:19 ). В человеческой жизни бывают решающие мгновения, когда человеку и впрямь предоставляется выбор между жизнью и смертью. Иуду в этот судьбоносный миг соблазнило серебро, и он избрал смерть, то есть грех сребролюбия. Когда воина Марина (см. 7 августа) военачальник захотел произвести в офицеры, в [чин] сотника, некий завистник обвинил святого в том, что он христианин. Военачальник оставил ему три часа на размышление, чтобы выбрал он жизнь или смерть, то есть либо отречение от Христа, либо казнь. Марин, выслушав приказ военачальника, пошел к местному епископу Феотекну и попросил у него совета. Епископ ввел его в храм, поставил перед Евангелием и, указав рукой сперва на Евангелие, а затем на меч, висевший у Марина на поясе, сказал ему: «Избери, храбрый муж, одно из сих двух: либо носить меч и временно служить царю земному, а по смерти вечно погибнуть, либо соделаться воином Царя Небесного и положить свою жизнь за имя Его святое, [как] написано в сей книге, и царствовать с Ним в жизни бессмертной».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Подвергшись искушению плоти, он 59 суток ничего не пил, затем, по приказанию настоятеля, выпил сосуд вина, хотя никогда его не пивал, и исцелел от страсти. Отец его, узнав о его местопребывании, приходит в монастыре и он должен был для успокоения его идти с ним в Константинополь. По возвращении родителя в свое отечество, он поселяется с другим подвижником Тимофеем в опустевшей и заросшей обители Руфина в предместии Халкидона и собирает иноков. После возникших здесь несогласий с Тимофеем удаляется во Фракию, затем, по просьбе братий и по откровению свыше, возвращается в Руфианскую обитель, исцелив Иону от жестокой болезни во Фракии; по возвращении делается настоятелем обители, будучи 40 лет, и 40 лет ею управляет, посещается св. Исаакием далматским из Константинополя, творит многие чудеса, своею твердостию отклоняет начальника, Халкидона от родившегося в нем намерения восстановить олимпийские игры, изглаждает Несториа из помянника своего монастыря, так как ему была открыта в видении его ересь при вступлении на константинопольский престол и истребление ее через 3 12 года, принимаем, врачует и защищает св. Александра со 100 иноками избитого и изгнанного из города за обличение его начальников, но потом в пустыне за 15 мил основавшего обитель неусыпающих (3 июля), после многих подвигов на 80 году жизни умирает ок. 446 года, предсказав великие бедствия отечеству: вскоре после его кончины выпал опустошительный град, за тем последовали страшные землетрясения и нападение Аттилы на Фракию. Сими бедствиями и определяется год его кончины, след. и рождения. Руфин, первоначально выстроивший обитель, полагают, был вельможа во дни Константина В. Авда и Вениамин . По мес. Василия Вениамин пострадал чрез 30 лет, после Авды, а по слав. прологу чрез 30 дней; истинное время – чрез 3 года. В. Деян. св. (Mart. III. 906) о Вениамине из месяцеслова Василия и Феодорита, об Авде (Sept. II. 328) из Феодорита (кн. V. гл. 39). По Бутлеру Вениамим пострадал в 424 году. Апрель 1 Пр. Мария египетская .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Прочие же, хотя и не менее того были мучимы, но чудесным образом остались живы и, не изменив своей вере, опять заключены в узы. В числе их находился и Афиала, у которого, когда во время бичевания он был растягиваем, сильным растяжением оторвали руки от плеч, так что они висели без жизни, и уже другие подносили пищу к устам его. Во время этого царствования, мученически окончили жизнь бесчисленное множество пресвитеров и диаконов, монахов и священных дев, и других преданных вере служителей Церкви. Епископы, о которых я знаю, были: Варвасим и Павел, Гаддиав и Сабин, Марея и Мокий, Иоанн и Ормизда, Папа и Иаков, Рома и Маар, Ага и Вохр, Авда и Авдиус, Иоанн и Аврамий, Агдела и Сапор, Исаак и Давса, который был пленником у Персов из страны так называемой Завдейской 6 . В то же время, вместе с хорепископом Марсавдою и его клириками, умерли за веру около двухсот пятидесяти человек, взятых Персами в плен. Глава 14 О мученичестве епископа Милла, о его образе жизни, и о том что Сапор замучил в Персии до шестидесяти тысяч человек известных, кроме тех, которые неизвестны. В то же время претерпел мученичество и Милл, который сначала служил в персидском войске, а потом, оставив военную службу, стал вести жизнь апостольскую. Говорят, что, быв рукоположен во епископа одного персидского города, он часто страдал, претерпевал удары и растяжения членов, но, не могши никого убедить к принятию Христианства, огорчился этим, подверг тот город проклятию и удалился оттуда. Спустя немного времени, тамошние начальники совершили против царя преступление, – и прибывшее войско с тремястами слонов разрушило город и, возделав почву его, как ниву, засеяло ее семенами. Между тем Милл, взявший с собою только суму, в которой хранил священную книгу Евангелий, отправился в Иерусалим на богомолье, а оттуда в Египет, чтобы видеть тамошних монахов. Какие потом совершил этот муж чудные и божественные деяния, о том свидетельствуют ученики сирских пустынников, описавшие дела и жизнь его: а для меня довольно, думаю, и того, что уже сказано как о нем, так и о других персидских мучениках в царствование Сапора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozomen/...

31-е Святого священномученика Ипатия чудотворца, епископа Гангрийского Ипатий был епископом в Гангре, в Пафлагонии; славен был добродетельной жизнью и чудотворениями. На возвратном пути с первого Вселенского Собора убит еретиками в 326 году в Галатии, но мощи его перенесены верными в Гангры. – В честь этого святого находится в Костроме знаменитый по историческим воспоминаниям Ипатиевский монастырь, основанный в 1330 году татарским мурзой Четом, в крещении Захарией, в благодарственное воспоминание чудесного явления ему Богоматери с предвечным Младенцем и с предстоящими в молитвенном положении Апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Это было, когда мурза на пути в Москву остановился близ Костромы для отдыха. Святых Авды епископа и Вениамина диакона, пострадавших в Персии Авда, епископ Сузы, за распространение веры и сожжение капища огню обезглавлен в 418 году, а Вениамин по ходатайству Римского посланника отпущен с условием не распространять христианства между Персами. Но признавая это условие противным совести, он продолжал обращать неверных и пострадал через три года после Авды (в 421 году). † Преставление святого Ионы, митрополита Всероссийского и чудотворца «Путь праведных, как сияние света, более и более рассветает до самой средины дня» ( Притч.4:18 ). Такова была жизнь святого Ионы, митрополита всей России 278 . Родясь близ Солигалича, блаженный 12 лет постригся в одном из Галичских монастырей, или как писал о нём великий князь Василий, «от младенчества жил в добродетельном житии» 279 . Впоследствии пришёл он в Симонов монастырь. «Тогда здесь были, пишет преподобный Иосиф, великие старцы, – Варфоломей эконом, Иоанн златый и Игнатий иконописец; видя, что монастырские обычаи изменяются, не молчали они о том, а возбраняли то, и не дозволяли быть бесчинию и мятежу, за что переносили много скорбей и горестей от тогдашних архимандритов, особенно же блаженный Варфоломей, которому самодержцем великим князем Василием Дмитриевичем вверено было хозяйственное управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Что именно повествователь о жизни этих святых был в недоумении: кто они мужчины или женщины? Как их поименовать: мучениками или мученицами? – это заметно и из самого разделения одного и того же сказания – под двумя различными числами – об одних и тех же святых. Так в одном месте, где говорится о святых, как мучениках приписана им деятельность более приличная мужчине, как то, что ученики и последователи Ап. Андрея, его спутники по земле варварской и проповедники имени Господнего в земле неверных; а в другом сказании, где сказано о св. Инне, Пинне и Римме, как мученицах, все это, как не вполне идущее к деятельности жен, опущено и автор остановил свое внимание преимущественно на роде страдальческой кончины их в том предположении, что женщина, как живущая более мужчины сердцем, способная на перенесение самых жестоких страданий за любимого ею Господа (что засвидетельствовано тяжкими и выше естественными страданиями за Христа великих мучениц, как -то: Ирины (5 мая), Екатерины (24 ноября), Варвары (4 декабря), и многих других). У нас на Руси как-то странно звучит имя мужчины, оканчивающееся на гласные буквы и свидетельствующие о женском роде, но между святыми православной церкви весьма много святых мужей, имена которых оканчиваются на а, или я, как, например, Авда (31 мар.), Агавва (29 нояб.), Акила (14 июля), Анания (4 и 26 янв.), Аникита (12 авг.), Антипа (11 апр.), Арефа (24 окт.), Арпила (26 мар.), Артема (29 окт.), Азария (3 фев.), Ахила (4 янв.), Ахия (12 нояб.) и мн. др. 9см. в алфавитном указателе имён святых). Нет ничего удивительного, что древний историк, из которого заимствовал свое сказание составитель Четьи-Миней, в недоумении о святых, по окончанию своего имени показывающих, что они скорей относятся к женщинам, принял их за св. мучениц, но из опасения, что под оболочкою женского имени не скрываются ли св. мужчины – одних и тех же святых в одном месте поименовал мучениками, а в другом мученицами. Если и в настоящее время – в одном из высших учебных заведений (как видно из книг г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Указатель Указатель личных имен, ересей и соборов (римскими цифрами обозначены номера книг, арабскими номера глав) Абунданций, военач. – VII.7 Авгарий – II.40 Авда, еп. – VII.8 Авзоний, консул – V.2 Авимелех, библ. – III.8 Авксанон – II.32 Авксанон, пресвитер – I.13 Авксентий, еп. миланский – II.37; IV.30 Авлавий (Аблавий), ритор – VII.12 Авраам, библ. – III.8, 12; V.18 Авраамий, еп. уримский – III.25 Аврелиан, консул – VI.6 Агапий, еп. эфесский – V.23 Агапит, еп. – VII.3 Агафон, еп. – II.28 Агелий, еп. константинопольский (новацианин) – II.38; IV.9, 28; V.10, 12, 21 Адам, библ. – III.7 Адамантий, врач – VII. 13 Адамантий, еп. – I.35 Адельфий, еп. – II.28 Адолий, еп. македонский – IV.12 Адонис, миф. – III.23 Адриан – III.23 Акакий, еп. верийский (Сирия) – VI.18, 23 Акакий, еп. амидийский – VII.21 Акакий, еп. кесарийский – II.4, 38–40, 42 Акакий, еп. селевкийский – IV.1, 4 Акакий, еп. – III.25 Акесий, еп. – I.10, 13 Акиндиан, консул – II.5 Аламундар, вождь сарацинов – VII. 18 Аларих, вождь готов – VII.10 Александр, диакон – I.25 Александр, еп. александрийский – I.5–9, 13, 15 Александр, еп. антиохийский – VII.9 Александр, еп. еленопольский – VII.36 Александр, еп. каппадокийский – VII.36 Александр, еп. константипольский – I.37, 38; II.6 Александр Македонский – I.13; III.3, 21, 23; IV.12; VII.13 Александр пафлагонец – II.38 Алипий, еп. александрийский – I.27 Алкивиад – VII. 25 Амахий, наместник в г. Миры – III.15 Амвросий, еп. македонский – IV.12, 30 Амвросий, еп. миланский – V.11 Аммон, монах, египет. пустынник – IV.23; VII.14 Аммоний, египет. монах – IV.23 Аммоний, брат Диоскура, пустынник – VI.7 Аммоний, граматик – V.16 Аммоний, еп. – II.28 Аммоний, еп. лаодикийский – VI. 18 Аммоний, поэт – VI.6 Амфилохий, еп. – V.8 Амфион, еп. никейский – I.13 Анагамфон, еп. – II.28 Анастасий, еп. римский – VII.9 Анастасий, пресвитер антиохийский – VII.32 Анастасия, дочь имп. Валента – IV.9 Анатолий, еп. верийский – III.25 Ангелон, военачальник – IV.5 Андрагафий, военачальник – V.11, 14

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Преп. Ипатия, в Руфианах игумена бывша. Из Фригии, возобновитель в Халкидоне обители, основанной Руфином. Преставился в 80 лет, настоятельствовав 40 лет и пережив 80 учеников, около 440 г. Пролог. (Act. SS. iun. III. р. 303. Vita anctore Callinnicio, discipulo). Март. Р. 17 июня. Преп. Аполлония , пустынника Египетского, в Финаиде. После подвигов в уединении, основал обитель близ Ермополя, в которую собралось братии до 500 человек. Скончался ок. 305 г. Пролог. (Созом. кн. VI. 29. Act SS. 25 iun. р. 623). Св. священномуч. Авды епископа, и Вениамина диакона. Св. Авда, еп. Сузы, усечен в 418 г. за сожжение огнепоклоннического капища, при Издегерде. Вениамин пострадал при Параране около 421 г. за ревность в проповедании Евангелия. Пролог. Феодорит кн. 5 гл. 39. (Act Martyrium or. ed. ав Evod. Ascen. 1748, Romae, I. 231. Act SS. 13 oct. et 31 martii.) Март. P. 16 мая. Мес. Вас. Вениамин вторично воспоминается 13 окт. Преставление св. Ионы, митрополита Киевского и всся России. Избранный в преемники св. Фотию в 1437 г., сделался преемником Исидора, рукоположенного Константинопольским патриархом Иосифом без ведома Московского князя и клира. Посвящен в митрополита в 1449 г., преставился 31 марта 1461 г. Мощи его обретены 27 мая 1472 г. К лику святых причтен Московским собором в 1547 г. Чет. Минея от Пролога и Минеи бл. Макария. (Прибавления к Творениям О. Ц. 1846. М. стр. 221). Вторично воспоминается 13 июня. Обретение мощей его 27 мая. В соборе трех святителей 5 окт. Св. праведного Иосифа прекрасного. Чет. Минея от Божественного Писания (Быт. гл. 37–50.) и от препод. Ефрема Сирина . (Opera S. Ephraem. ed Romae 1732. t II). Четья Минея помещает в конце марта Житие прав. Иосифа, как прообразователя страсти Спасовой, бывшей в семь месяцев. Св. Иосиф воспоминается в понедельник страстной седмицы. Апрель 1 Преп. Марии Египетской. После 17 лет беспорядочной жизни в Александрии, обратилась к покаянию в Иерусалиме, и 48 лет подвизалась в пустыне Иорданской. Там обрел ее преп. Зосима (4 апр.), приобщил Св. Таин, и в следующем году предал земле тело ее в 522 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

л. 275. Заглавие служб в 31 число: паметь препод. отца и паметь (вм. последнего: и память в подлиннике, вероятно, было: Ипатия) чюдотворца епископа гагрьскаго, и св. мученика Уара, и св. священномученика Авдея епископа пилусийскаго. В печ. Минее под сим числом положена служба одному свяшенномуч. Ипатию, а здесь в ркп. три. В службе первому стихиры сходны с печатными, а канон другой, что выше Григорию Двоеслову . Память муч. Уара Церковию совершается только 19 октября 5 , но эта служба отлична от помещенной под тем числом. В житии сего мученика говорится, что с ним пострадали и 7 учителей христианских, но не поименованы, а здесь в 3-й стихире читаем имена их: Со всехвалным Уаром да воспоется светло Аннурий Великий, и Келестин, и Мантирей, и Анисим, и Евдоксий вкупе, и славный Понкритей верно… Канон муч. Уару тот же, какой муч. Савину под 16 числом. О службе последнего Святого замечено здесь: св. Авдея поем службу на навечерници. В Святцах под этим числом упоминается Авда епископ персидсий, а не пилусийского, как сказано в заглавии, но на службы в Минее, ни жития в Четь-Минее ему не обретается. Стихиры и канон ему те же, что выше под 2-м числом священномуч. Феодоту епископу киринейскому. л. 291. Под последним 31 числом написанаа еще служба на обретенис честнаго телеси святителя Ионы митр. московскаго. Под сим числом святителю Ионе положена служба на преставление его, а не на обретение мощей, но эта ркп. служба особенного состава. Стихиры на Господи возвах две: первые неизвестно откуда взяты, а вторые, начин. Кими похвалными венци венчаем архиерея и святителя, разделеннаго телом (?) и совокупленнаго благодатию, – из службы (24 июня) Петру и Февронии муромским чудотворцам, творения Михаила мниха. Стихиры на стиховне те же, какие на Господи возвах под 5 числом князю Феодору и чадам его. Первый канон взят из службы Петру и Февронии с надписью довольно сходною: творение Мисаила (вм. Михаила мниха), а второй, с надписью: творение господина Иоанна мниха, взяш из службы Никифору патр. Царяграда, что выше под 13 числом: в печат. Минее он приписан Игнатию.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В сем году Аттик, епископ Константинопольский, обратил к христианской вере одного расслабленного иудея, крестил его и принял здравым из купели; говорят, епископ провождал жизнь богоугодную. л. м. 5903, Р. Х. 403. В сем году Аларих взял Рим 9 календ сентябрьских, а спустя несколько дней был убит знаменитейший муж, Константин, со многими другими. л. м. 5904, Р. Х. 404. В сем году умерщвлены в Галлиях знаменитые мужи Иовиан и Севастиан и головы их доставлены в Рим, а спустя 5 дней после того равным образом лишены жизни Салюстий и Ираклиан. л. м. 5905, Р. Х. 405. Первый год епископства Зосимы в Риме. В сем году иудеи в Александрии много причинили неприятностей христианам. Запасшись кольцами, сделанными из финиковых листьев, для отличения себя от других, они приказали кликать ночью по городу, будто бы церковь горит, и когда христиане сбежались на пожар, иудеи перебили их. Узнав об этом событии, начальники христиан изгнали иудеев из Александрии, а имущество их взяли в государственную казну. В сем же году персианин Антиох переселился в вечность, а блаженная Пульхерия решительно стала одна управлять всеми государственными делами. л. м. 5906, Р. Х. 406. В этом году была лишена жизни насильственною смертью Ипатия, дочь философа Феопа, весьма сведущая в философии. В этом же году Персидский царь Исдегерд, следуя убеждениям Маруфы, епископа Месопотамского, и Авды, епископа царствующего града в Персии, вполне сделался благочестив. Он было хотел уже принять крещение из рук чудотворящего Маруфы, наказывая волхвов (магов), как обманщиков, но на двадцатом году скончался. Виной же преследования христиан был Авда, епископ столицы Персии, который, увлекаясь божественною ревностью и не по должному пользуясь ею, сжег храм огня. Узнав о сем, царь велел разрушить все христианские церкви в Персии, Авду же казнил разными муками. Это гонение продолжалось пять лет, пострадали бесчисленные мученики; ибо волхвы тщательно отыскивали всех христиан, укрывавшихся по городам и селам; некоторые сами объявляли о себе, чтобы молчанием не показать, что они отрекаются от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

   001    002    003   004     005    006    007