15 .   Священномученика Афанасия. По Синодальной Греческой рукописной Минее 181 канон с акростихом: χαρω κροτ σε μρτυ γλαισμνε, ωσ· χο δ. Ирмос: ισομα σοι Κριε. Начало: Χαρ μν πρξενο αωνου. 379 17 .   Св. великомученика Феодора Тирона. В Синодальной Греческой рукописной Минее 181 находятся два канона: первый Иосифа и второй Иоанна монаха, но не Дамаскина, а вероятно, Иоанна митр. Евхаитского. 380 Канон Иосифа с акростихом: πλρωσον μν τ παρακλσει μκαρ, ωσ· χ. πλ. β. Ирмос: ν περ. Начало: Πεποικιλμνο τ δξ τ θεκ. Этот же канон в εροσολ. Βιβλ. κωδ. λειτουργικ. 362 381 и в Гротто-Ферратской Триоди Δ β VII. 382 Евергетидский Типик отмечает другой канон Иосифа, именно χο πλ. δ с ирмосом: ρματηλτην Φαρα· ωσ. 383 A. Rocchi по рукописи Крипто-Ферратской библиотеки тоже отмечает канон Иосифа с таким началом: τα θεκα 384 , а по другой рукописи он отмечает два анонимных: а) Θεο σε Θεδωρε, б) Στεαντα μρτυ. 385 Так как начало этого канона (Иосифовского), отмечаемого у Rocchi, не таково, что по Синодальной рукописи 181, то можно думать, что у Rocchi указывается особый канон, может быть, это тот, что значится в Евергетидском Типике. Таким образом, мы имеем по меньшей мере два канона преподобного Песнописца в честь св. великомученика Феодора Тирона. Афонский Пролог 769 помечает один канон анонимный, но с тем же ирмосом, что в Евергетидском Типике. В Синодальной Греческой рукописи 153 есть еще канон Θεονου. 17 .   Св. мученицы Мариамны равноапостольной, сестры апостола Филиппа. По Синодальной Греческой рукописной Минее 181, канон с акростихом: μλπω γεγηθ τν Μαριμνην χριν, ωσ· χ. πλ. δ. Ирмос: ισμα ναπμψωμεν. Начало: Μον χορηγ τν γαθν. Мы нашли еще этот канон в Славянский рукописных Минеях – Типографских 103 и 104 и Синодальной 164. Начало: «Едине Подателю». Его же отмечает и A. Rocchi по рукописи Крипто-Ферратской библиотеки. 386 17 .   Св. священномученика Полихрония и с ним Пармена, Елима, Мокия, Хрисотелия, Максима, Луки, Авда, Сенния, Олимпиада, Иринарха. По Синодальной Греческой рукописной Минее 181 канон без акростиха, но в IX песни – ωσ. Ирмос: Τ δηγσαντι πλαι. Начало: Σν το γοι γγλοι. В указанной рукописи находится и вторая песнь из пяти тропарей – на буквы: η, π, τ, α, π. Этот же канон отмечает и Афонский Пролог 769, именно: κανν ωσ· χο δ. Τ δηγσαντι παλαι.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

391 Приск Аттал, префект Рима, был провозглашен императором по требованию Алариха еще до захвата последним Вечного города во время второй осады в 409 г .. Вскоре Аларих поссорился с Атталом и лишил его императорского титула летом 410 г., после чего осадил Рим в третий раз. 392 Здесь имплицитно присутствует идея божественного наказания языческого Рима, более ярко выраженная у Созомена IX.6 . В наиболее развернутой форме она представлена у Аврелия Августина. 393 Зосима сменил Иннокентия в 417 г., Бонифаций Зосиму в 418 г., а Целестин Бонифация в 422 г. Феодорит V.38 и 40 ошибочно помещает Бонифация между Иннокентием и Зосимой. 394 Эта смута, как и последующие события нападение монахов на префекта Ореста и убийство Ипатии , относятся к 415 г. 395 Ипатия ок.370—415 — знаменитая женщина-математик и философ неоплатонической школы. 396 По мнению Феодорита V.39 , гонения спровоцировал епископ персидских христиан Авда, который разрушил один зороастрийский храм, тем самым вызвав гнев шаха. 397 Война византийцев с персами шла в 421—422 гг. 398 Речь идет об Арзанене, области к западу от озера Ван. 399 По условиям мирного договора 422 г. между Византией и Персией персидским христианам была предоставлена свобода вероисповедания и отправления культа в пределах державы Сассанидов. 400 Амида — город на р. Тигр на границе Арзанены и Софены Великой области между истоками Тигра и Евфрата . 401 Атенаида была язычницей. Ее брак с Феодосием II был заключен 7 июня 421 г. 402 Аскетизм и благочестие императору привила его старшая сестра Пульхерия, которая фактически управляла государством в 411—421 гг. и которая, по утверждению современников, превратила императорский дворец в настоящий монастырь. После брака Феодосия с Евдокией Пульхерия стала утрачивать свое влияние на брата. 403 Птоломей Филадельф 285—246 гг. до н. э . — египетский царь, знаменитый покровитель литературы и искусств. Считалось, что именно по его инициативе Ветхий Завет был переведен на греческий язык. 404 Хеврон — город в Иудее область в южной Палестине .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Несмотря на положительные решения Собора 410 г. и на покровительство Й., жизнь христ. общин Ирана осложняли внутренние противоречия, которые с новой силой проявились на Соборе 420 г., созванном католикосом Ябаллахой. Примерно тогда же произошло резкое изменение политики Й. по отношению к христианам. Источники сообщают о неск. событиях, послуживших поводом для этого. Свящ. Хашу из г. Хормизд-Ардашир в Хузестане с молчаливого согласия еп. Абды (см. Авда , сщмч.) разрушил расположенный рядом с церковью храм огня. Священник, епископ и неск. мирян, участвовавших в сносе храма, были арестованы и отправлены в Ктесифон. На допросе у Й. Абда отрицал участие в сговоре, а свящ. Хашу признался, что разрушил пирей, сопровождая признание выпадами против зороастрийской веры. Тогда Й. приказал еп. Абде отстроить храм огня; епископ отказался и был осужден на казнь (Ibid. P. 328; Bedjan. Acta. T. 4. P. 250-253; Hoffmann. 1880. S. 34-35). В рассказе об этих событиях Феодорит Кирский восхищается поведением епископа, хотя разрушение храма огня считает неблагоразумной ревностью ( Theodoret. Hist. eccl. V 39). О др. поводе к гонениям повествуется в сир. Мученичестве Нарсе (Нарсая). Свящ. Шапур убеждал иран. вельможу Адурфарнбага принять христианство, обещая ему исцеление от тяжелой болезни. Вельможа пригласил священника в свое поместье и разрешил строить там церковь. Шапур вначале оформил покупку участка земли под строительство. Мобед (глава жрецов) Адурбозе после постройки церкви доложил Й. о печальном примере вероотступничества вельможи, и Й. разрешил мобеду использовать любые средства для обращения Адурфарнбага в зороастризм. В конце концов Адурфарнбаг вернулся к вере отцов и потребовал у свящ. Шапура возвращения участка и документов на него, но тот по настоянию отшельника Нарсе отказался и бежал вместе с документом. Вскоре церковь была превращена в храм огня. Нарсе, однако, затушил огонь (осквернение огня считается у зороастрийцев смертным грехом) и отслужил в храме литургию. Когда об этом стало известно, Нарсе был схвачен и в цепях доставлен в Ктесифон. Там мобед Адурбозе обещал отпустить ему грех, если Нарсе возместит ущерб, нанесенный храму огня. Нарсе отказался, был брошен в тюрьму и после повторного отказа казнен ( Bedjan. Acta. T. 4. P. 170-180; Hoffmann. 1880. S. 36-38).

http://pravenc.ru/text/1237993.html

Присланный Вашим Преосвященством в письме от 29 марта алфавитный список святых с вычеркнутыми Вами значениями имен я просмотрел. Я всецело приветствую сделанное Вами. Рассматривая перевод имен святых нашего календаря, нельзя не увидеть, что здесь дело велось людьми, не знающими ни гимнографии, ни агиологии, что называется по-школярски. Люди брали то или иное имя святого, находили в греческом словаре соответствующее ему слово и приписывали одно из значений, которое давалось этому слову в словаре. Почему Акакий –незлобивый, а не невинный? Почему Амвросий – бессмертный, а не нетленный или божественный? Ведь μβροσα – божественная пища, доставляющая услаждение, нетление, отраду. Таких примеров можно привести много. Мне кажется, что начатое Вами дело следовало бы еще продолжить, так как еще есть ряд имен, которые ничего не говорят ни уму, ни сердцу. Напр[имер], Авда – слуга, Аверкий – удерживающий (неизвестно кого или что), Авкт – умноженный (чем?), Автоном – самозаконник (!), Авундий – изобильный, Аэтий –орел, Акила – тоже орел, Антипатр – вместо отца, Марк – сухой и т. д. Мне кажется, что большинство этих бессмысленных переводов следовало бы исключить и оставить только перевод отдельных еврейских имен – напр[имер], Адам, Моисей, Авдий, Иоанн, Захария, Анна и других им подобных, – которые имели определенный религиозный смысл в ветхозаветном иудействе и с этим значением давались младенцам. Из греческих же и латинских переводов следовало бы оставить только такие, которые или отражены в церковных песнопениях, напр[имер], Василий – царский, см. тропарь Василию Вел[икому]: «Царское священие, отче преподобне...», Климент – виноградная лоза, или же такие, которые своим значением указывали бы их носителям на их христианское призвание, напр[имер], Феодор –Божий дар, Кириак – Господень, Вонифатий – благотворец и т. п. Но что может говорить перевод имени Лот – покрывало, Антипатр – против отца и т. д.? Я думаю, что поскольку Вы, дорогой Владыка, знаете в совершенстве агиологию и гимнографию как никто иной из членов нашей Комиссии, Вам придется приложить труд и отобрать те переводы имен, которые отражены в песнопениях, а прочее все просмотреть коллективно на заседании Комиссии. Список я сегодня же посылаю Дмитрию Петровичу Огитскому 786 , как Вы просите.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Никита родился около 763 года. — Пафлагония — суровая горная область в северной части Малой Азии, пограничная с Понтом и Вифинией. Хазар царствовал с 775 по 780 г. Жена его, Ирина, управляла государством в царствование малолетнего сына Kohcmahmuha VI Порфирородного и потом после него царствовала с 797 по 802 г. Сицилия в то время находился под Византийским владычеством, продолжавшимся от половины VI века до 827 года, когда остров завоеван арабами. император Hukuфop I царствовал с 802 по 811 год. Сын его Ставракий царствовал после него всего лишь 2 месяца и шесть дней. Muxauл I Рангав царствовал с 811 по 813 год. святого Никиты в монашество полагают около 813 года. В это время ему было уже 50 лет от роду. Азиатской части Константинополя, на месте древнего города Вифинии Хризополя, которое составляло как бы пригород Константинополя. е. до 820 года. 829 году. иконоборец, был патриархом с 821 по 832 год. 838 года. Память святого мученика Вениамина диакона царь Uздurepд I царствовал с 399–420 г. При нем мученически страдал учитель и епископ Вениамина диакона, св. Авда (в 418 г.). Память его 3 (16) марта. Вениамин диакон пострадал спустя три года после мученической кончины св. Авды, уже при преемнике Издигерда, сыне его Bapaxpahe V, в 421 году. Страдание святых мучеников Назария, Гервасия, Протасия и Кельсия епископ Лин был первым епископом Римской церкви непосредственно после св. апостола Петра; принадлежал к лику 70 апостолов. Память его совершается 5-го ноября и 1-го января вместе с другими апостолами. (54–68 гг. по Р. Хр.) — один из наиболее жестоких, тщеславных и развратных римских императоров. Им было воздвигнуто первое в Риме гонение на христиан, во время которого пострадали апостолы Петр и Павел. — людей не знавших Истинного Бога и погибавших духовно. Образ речи заимствован из кн. Исх. 9:2; ср. Мф.4:16. или Кимелла — один из галльских городов, близ нынешней Ниццы, на юге Франции. заимствовано из посл. к Филипп, гл. 1, ст. 23. иначе Трир, многолюдный, цветущий город в северной Галлии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

226 Мученики едесские („amôna w-Gûryâ maudyn“ 15 ноября, „abîby maudynût h â b h nûra, исповедание во огне“, 2 сентября=мин. Вас. 15 ноября: θλησις τν γων μολογητν [­ maudyn! ориентализм в выражении] Г ουρα, Σαμων κα Αββου, μαρτυρησντων ν Εδση τ πλει) и нисивинские (после 7 апр.; 30 июля) записаны уже в первой части как „исповедники западные“. Следовательно, „исповедники, убиенные на востоке“, жили восточнее Нисивина, – в пределах парфянско-персидского царства. 227 Даже и акты св. Симеона не во всех подробностях достоверны. Напр., Bedjan II, 131: „мар-Шимон, архиепископ и католикос церкви востока, который первый в земле восточной просиял в добром свидетельстве Божием, и Гаддъяв и Савина, епископы бет-лапатские, и Йоханнан, епископ хормизд-ардширский, и Болида, епископ прат-д-майшанский, и Йоханнан, епископ карка-д-майшанский, и девяносто семь пресвитеров и диаконов и Гухшатазад, глава евнухов, – которые вместе с блаженным Шимоном увенчались в добром свидетельстве Божием“. Два епископа бет-лапатские пострадали вместе со св. Симеоном! Это самоочевидная историческая невозможность. Если и Гаддъяв, и Савина были, действительно, епископы бет-лапатские, то один из них пострадал или ранее (что не очень вероятно) или позже св. Симеона. Вероятно, одним из первоисточников для Маруты (ср. «Хр. Чт.» 1899. стр. 803) был список „исповедников“, подобный тому, которым пользовался составитель мартирология 411–412 г. Копия у Маруты была более исправная (мартирологий читает: „Болида и Бар-Авда, и Йоханнан, епископы прат-д-майшанские“; Марута же называет Йоханнана епископом карка-д-майшанским), но ошибка могла быть и в ней (Савина мог быть одним из епископов бет-хузанских, но не бет-лапатским); и, во всяком случае, это был сводный список всех „исповедников“ первых семи лет гонения (до марта-апреля 346 г., когда † св. Я’ков, пресвитер из Тлаты-Шлилы, men tlt h â šlîlâ), и Марута, вероятно, не всегда умел отличить современников св. Шим’она от исповедников, увенчавшихся в следующие шесть лет гонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

4. Не надо смущаться тем, что в наших святцах иногда встречаются имена, трудные для произношения и непривычные для нашего слуха и языка. Это большей частью народные имена тех православных Церквей, которые в разные времена вошли в состав единой Вселенской Церкви. Так в единоверной нам Грузинской Церкви очень распространено имя преподобного Шио (память 9/22 мая) - одного из 5 равноапостольных мужей, трудившихся после святой Нины в распространении Христовой веры в Грузии. У нас это имя не встречается. Другое распространенное в Грузии имя - св. Шалвы, князя Грузинского (память 18 сентября/1 октября). Для нас и это имя необычно. В Персии в настоящее время почти истреблено христианство; но во 2 и 3 вв. там оно было распространяемо святыми мужами с особенной ревностью. И в месяцеслове Православной Церкви сохранилось не мало памятей святых с персидскими народными именами. Таковы, например, Авда (31 марта/13 апреля), Авдикий (10/23 апреля), Фусик (17/30 апреля), Усфазан, евнух персидский (того же апреля), Каздоа (29 сентября/12 октября) и многие другие имена. Есть в святцах народные имена эфиопские и египетские, например, святой Уар (19 октября/1 ноября). Есть сербские народные имена, таковы: святой Урош (2/15 декабря), святая Милица (19 июля/1 августа) и др. 5. Наконец, следует принять к сведению некоторые незначительные опечатки, иногда встречающиеся в нашем месяцеслове. Под 13/26 апреля, например, записана память святого мученика Крискента и Кирополита (Полный христианский месяцеслов. Киев, 1845 г.). Последнее слово кирополит - не собственное имя, а нарицательное. Кирополитом - вельможей, придворным сановником - был и святой мученик Фусик, перс (память 17/30 апреля). Под 22 августа/4 сентября в месяцеслове помещена память святого мученика Агафоника и с ним Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана, Приг(н)кипса. Последнее слово - тоже не собственное имя, а нарицательное - " первое лицо, начальник " . Под 16/29 мая в месяцеслове пишется Крискента вместо Крискентии, под 4/17 июня - Аетия вместо Астия, и, наконец, под 28 декабря/10 января в памяти святых мучеников Горгония, Петра, Зинона стратига и Дорофея препосита слова стратиг и препосит написаны так, что их можно принять за собственные имена ( " Наст. книга для священников " Булгакова, 445 стр.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

В правление митрополита Фотия стал епископом Рязанским, а когда [святой] Фотий умер, Иону избрали митрополитом и отправили к патриарху в Царьград на посвящение и утверждение. Но при этом некий Исидор, родом болгарин, предупредил Иону, обогнав его на пути в Царьград, и был поставлен в митрополиты [всея] Руси. Иона вернулся на свою кафедру в Рязань. Но злокозненный Исидор плохо кончил свое правление. Поехал он на Флорентийский собор и лишь спустя три года вернулся в Москву. Все возмутились против него как против отступника от Православия и изгнали [с кафедры]. Где скончал он свою жизнь, доподлинно неизвестно. На митрополичий престол был возведен святой Иона, пастырь добрый и мудрый, великий чудотворец, прозорливец и духовный наставник. Когда агаряне окружили Москву, Иона отогнал их своей молитвой. В старости захотел он, чтобы посетила его какая-нибудь болезнь, чтобы помучился он и в этих страданиях полностью очистил себя до отшествия в иной. По его молитве, Бог попустил ему язву на ногу, как и было предварительно открыто в видении некоему иерею Иакову. От этой язвы святитель умер и вошел в сонм небесных граждан 31 марта 1461 года. От его мощей совершились многие чудеса. Одного немого человека, Ивана, привели к мощам святителя. Когда Иван прикладывался к руке святого Ионы, то, как он потом сам рассказывал, эта рука схватила его за язык, и он почувствовал сильную боль. Вынув язык из руки Святого, Иван обернулся к своим [присным] и начал говорить [так чисто], точно никогда и не был нем. 3. Священномученик Авда , епископ города Суз. Обезглавлен за Христа в 418 году в Персии царем Издегердом. Его диакон, святой Вениамин, был отпущен мучителем с условием никогда больше не проповедовать Евангелие. Он сначала принял это условие, но не смог одолеть веление своего сердца, и продолжил распространять в народе истину Христову. За это он был схвачен и убит три года спустя после святого Авды, в 421 году. 4. Преп. Аполлоний . Знаменитый египетский пустынник. На 15-м году жизни отрекся от и удалился на некую гору, где прожил 40 лет, питаясь только полевыми растениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

За пределами Римской империи самыми жестокими гонителями были персы (IV–V века). Христианство стало проникать в Персию со II века, и к началу IV века там существовала уже значительная община. В период правления династии Сассанидов стали предприниматься попытки возродить древнюю религию Зороастра. Вдохновителями гонений были близкие к правительству маги – зороастрийцы. Особенно жестокие гонения были при царе Сапоре II Великом (310–381), Ездигерде (399–420), Бехраме V (420–438). Восточная Церковь почитает память более 1500 персидских мучеников , из которых по именам известны только около 60. Среди них – 9 епископов Персидских: Авда (31 марта), Акепсим (3 ноября), Иоанн и Нирса и Саверий (20 ноября), Иоанн (1 ноября), Садок (20 февраля), Симеон (17 апреля), Дисан (9 апреля), пресвитеры Авделай и Анания , (17 апреля), диаконы ( Авдигсий и Азадан , 10 апреля), миряне, в том числе свв. Иона и Варахисия и др. (28 марта), сын царя Савория мч. Дада (29 сентября) и др. В 1-й половине VI века (523 г.) в Аравии от рук царя Дунаана, исповедавшего иудаизм, пострадало множество христиан из племени гомиритов (савеев), в числе которых был св. мученик Арефа , 95-летний старец, воевода и князь г. Награна, находившегося на побережье Аравийского залива. Память св. мч. Арефы и с ним 4299 наджранских мучеников совершается 24 октября. Византийские мученики VII–IX веков Следующие по времени гонения – это преследования православных еретиками монофилитами (VII век) и иконоборцами (VIII–IX века). Чистоту Православия перед монофилитами отстаивали св. папа Мартин Исповедник (†655, 14 апреля) и прп. Максим Исповедник (†662, 21 января). Папа Мартин умер от голода в ссылке; прп. Максим претерпевал неправедный суд и ссылки уже будучи 82-летним старцем подвергся жестоким пыткам и поруганиям, усекновению правой руки и языка. См. Приложение к теме 3. В 730 г. при императоре – иконоборце Льве Исавре пострадали мученики Иулиан, Маркиан , патрикия Мария и др. (9 августа). Ко времени его правления относится подвиг св. преподобномученицы девицы Феодосии (29 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ипатий скончался около 446 года. Память преподобного Аполлония внутренней пустыней разумеется пустыня Фиваидская, расположенная в Африке, в Нижнем Египте, на восточном берегу реки Нил. вареные зерна пшеницы, риса и других [злаков]. Память святых мучеников Авды и Вениамина Младший царствовал в восточной половине Римской империи с 408 по 450 г. почитали верховным богом Мифру, или солнце. Они поклонялись также огню и строили своим божествам храмы, в которых и поклонялись огню и солнцу. здесь царь был Uздerepд I, царствовавший с 401 до 420 года. Начатое им гонение особенно сильным было при его преемнике Bapahe V (420–438 гг.). месяцеслову Василия священномученик Вениамин мученически скончался не через три месяца, а спустя три года после святого Авды. мученник Авда скончался в 418 или в 421 году, а святой Вениамин — спустя три года, следовательно в 421 или в 424 году, оба в городе Сузе, древнейшем персидском городе, бывшем столицею Сузианы и резиденцией сперва еламских, а потом персидских царей. Преставление святого отца нашего Ионы, митрополита Киевского и всея России Иона родился в древней галичской области, близ города Солигалича нынешней Костромской губернии. монастырь, на левом берегу реки Москвы, основан в 1370 г. во дни вел. кн. Дмитрия Донского учеником и племянником преп. Сергия Радонежского Феодором, по благословении митрополита Алексия. Название свое монастырь получил от места, которое, по имени владельца своего, прозывалось Симоново. митрополитом с 1408 по 1431 г. пределах обширной епархии святого Ионы, обнимавшей некоторые части нынешних епархий Тамбовской и Воронежской, находились целые селения донских племен: мордвы, мещеры, муромы, державшихся идолопоклонства; из этих неверных святой Иона и привел многих к истинному Богу. 1425 по 1462 г. Иона был избран, вероятно, не позднее конца 1432 г.; известна одна грамота Ионы, «нареченного в святейшую митрополью русскую» от 11 марта 1433 г. Палеолог царствовал с 1425 по 1448 г. В самом начале царствования признал себя вассалом султана Mypaдa II и отдал туркам несколько городов по берегу Черного моря, чем, однако, не предотвратил попытки (в 1433 г.) со стороны турок овладеть Константинополем, окончившейся, впрочем, неудачей. Надеясь найти защиту от турок на Западе, Uoahh VIII делает решительный шаг к сближению с ним; в этих целях он соглашается приехать в Италию, где папа Ebrehuй IV решил созвать собор по вопросу о соединении церквей. Сначала в Ферраре, потом в Флоренции вырабатывались условия унии (1439 г.), которая была принята присутствовавшими на соборе, за исключением некоторых епископов, греками, причем последние признали справедливым учение католической церкви об исхождении Святого Духа и от Сына (filioque), о главенстве папы, о совершении Евхаристии на пресном хлебе. Но неудовольствие жителей Константинополя свело ни к чему заключенную в Италии унию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002   003     004    005    006    007