Прмч. Гавриил (Гур) - Мое отношение к советской власти лояльное. - В каких же целях вы распространяли ложные провокационные слухи о якобы имеющемся в СССР гонении на религию и духовенство? - Нет, таких слухов я не распускал. - Следствию известно, что вы распространяли контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся голоде в колхозах. Вы это подтверждаете? - Это я отрицаю. - Вы продолжаете давать ложные показания, за антиколхозную агитацию вы задерживались милицией. Следствие предлагает дать правдивые показания. - Что мог, все дал, больше дать не могу. Прмч. Гавриил Лыткаринский Был вызван в качестве лжесвидетеля псаломщик храма в селе Лисинцево , который показал, что был у священника дома три раза и может засвидетельствовать, что иеромонах Гавриил «человек, антисоветски настроенный», что относительно новой конституции он говорил: «Эта новая конституция сейчас нам никакой пользы не приносит, она написана только на бумаге для обмана народа. Новая конституция, а расстрелов стало больше, ждать хорошего от этой новой конституции нам не приходится, — наоборот, на нас стало больше гонения». Кроме того, был вызван в качестве дежурного свидетеля один из священников города Москвы. 13 ноября 1937 года следствие было закончено. 17 ноября тройка НКВД по Московской области приговорила отца Гавриила к расстрелу за " контрреволюционную фашистскую агитацию и распространение слухов о голоде " . После приговора он был перевезен в Бутырскую тюрьму в Москве. Расстрелян 19 ноября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой, погребен в безвестной общей могиле. Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 12 марта 2002 года для общецерковного почитания. Использованные материалы Редакция текста от: 05.02.2020 07:48:58 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/4039.html

Елизаветы. Попытки подобного рода оставил. Всё же святой матушке Елизавете Феодоровне постоянно молился перед ракой с частицей её мощей, и просил помочь матушку рассеять этот духовный туман вокруг имени старца Григория, чтобы снялись все вопросы. Ведь она святая, она у Бога вместе с Царской Семьёй, и ей всё открыто. Пожалуй, это всё, что я делал. Дерзнуть выступить перед насельницами с докладом о Григории Распутине - не решался. Впрочем, был у меня союзник - протоиерей Виктор Богданов. Хотя я к нему не приставал сугубо с этим вопросом, но он разделял моё отношение. Это было понятно по редкой исповеди на эту тему. После его кончины исповедовался у другого священника. Мне казалось, что и он мой единомышленник. Оказалось, что я глубоко заблуждался. Выяснилось, что он не понимает, как можно называть Царя и Царицу «Папа» и «Мама», и категорически не разделяет моей позиции. Собственно, далее тупик. Надо уходить - иначе получается лицемерие. Да и в отношении Елизаветы Феодоровны с трудом удавалось давить в себе то ли чувство досады, то ли обиды. Но я продолжал обращаться к ней с одним и тем же: помоги разрешить эту духовную дилемму - так продолжаться не может. И вот совсем недавно, вдруг, что-то произошло, внутри, в душе. Пришло ощущение духовной близости с прмч. Елизаветой. Это чувство было и раньше, но оно было натужное, т.е. я заставлял себя так чувствовать, я упорствовал и усилием воли не позволял вселиться духу неприязни, духа разделения, который рождался от непонимания того, как же могло произойти то, что произошло 100 лет назад - ведь это предательство Государя, как с этим жить? А вот теперь, никакого принуждения душе не требовалось, я вдруг понял, ясно ощутил, что никакого противоречия и никакого двоемыслия нет. Именно я ощутил всем своим грешным нутром, что Елизавета Феодоровна ушла в вечность примирившись с праведником Григорием, испросив у него прощения. По-другому быть не могло. Если бы было по-другому - это было бы вопреки духовному закону любви, единому для всех.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/30/...

был членом «Дружеского общества» (Филики этерия), а иером. Парфений участвовал в битве при Скулянах в Молдавии (июнь 1821). Позднее монахи К. также содействовали освободительному движению: в 1854 г. Дамаскин был вынужден оставить должность игумена из-за того, что подарил лошадь вождю повстанцев Ц. Каратасосу. После того как тур. отряды ушли с Афона, К. начал постепенно выходить из состояния экономического упадка, тем не менее в 1835 г. необходимость уплаты долгов вынудила насельников К. продать ценные облачения и святыни. Национализация в 1863 г. властями Румынии всех подворий греч. мон-рей отразилась и на доходах К., к-рый не смог поправить экономическое положение даже после освобождения Афона и его присоединения к Греции в 1912 г. В 1875 г. пожаром были разрушены юж. и вост. корпуса монастырского комплекса. В 1876 г. восстановили юж. крыло, в 1888 г.- сев. часть вост. крыла. В 1878 г. провели водопровод, до наст. времени снабжающий мон-рь водой. Прмч. Гедеон. Гравюра. 1812 г. Прмч. Гедеон. Гравюра. 1812 г. В нач. XX в. в К. подвизались 80 чел. ( Γερσιμος (Σμυρνκης). 1903. Σ. 579), по др. сведениям - 50-60 чел. ( Павловский. 1905. С. 7, 41; Krastanov T. From the History of the Athonite Monasteries in 1821//Bulgarian Hist. Rev. 1994. T. 22. P. 96); большинство братии составляли малоазийские греки. Мон-рь считался беднейшим из святогорских обителей ( Δωρθεος. 1986. Τ. 1. Σ. 361). Экономические проблемы К. усугубились в 1922 г., когда земли и недвижимость афонских мон-рей в Македонии и на островах вост. части Эгейского м. были переданы греч. правительством на нужды беженцев из М. Азии. В 1914-1940 гг. игуменом К. был старец Кодрат Каракальский , который являл собой «пример трудолюбия» ( Херувим (Карамбелас). 2002. С. 476). Он не только отличался адм. и хозяйственными способностями, но и был строгим аскетом и известным духовником. «Во время его управления Каракал был из первых в большом Афонском сообществе по строгости и суровости уклада и вообще в жизни духовной» (Там же.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Но не дремал исконный враг рода человеческаго – диавол, раздражаемый подвигами старца, и видя безуспешными собственныя козни и нападения, так как старец постоянно разрушал их своими молитвами, старался противодействовать и вредить ему через других, подобных себе злых людей, возбуждая в них злобу и зависть к преподобному. Потому сколько братия и многие из окрестных жителей любили и почитали его, столько же и другие ненавидели и злобствовали на него. Завидно им было благосостояние и отличное хозяйство обители, неусыпными трудами старца в короткое время в цветущее состояние приведенное и с каждым годом все более и более улучшающееся; и опасались они того, что со временем все угодья и пустоши их отойдут к монастырю. Особенно недовольными были и злобствовали на преподобнаго жители деревни Камкина: они выжидали только случая, чтобы напасть на него, думая, что со смертию настоятеля разрушится и ненавистная им обитель; но случая этого долго им не представлялось потому, что братия, зная их злобу, старались охранять старца и везде, куда бы он ни пошел, сопровождали его. В 1585 году, уже в 8 лето пребывания преподобнаго Агапита на Маркуше, в Мае месяце отправился он на лошади на мельницу, находившуюся на реке Лохте, для исправления некоторых повреждений, причиненных весенним разливом, в сопровождении только двоих монастырских послушников Феодора и Андрея. Узнавши о том жители деревни Камкина стали подстерегать его, и когда старец, 21 числа Мая, возвращался в обитель, они, под водительством Богдашки Ляхова, напали на него и убили вместе с обоими спутниками, и тела их бросили в реку Уфтюгу, полагая, что быстриною ея унесет тела, и не падет на них подозрение в этом страшном злодеянии. С этою конечно целию убийцы сняли с тела преподобнаго и тяжелые его вериги и особо бросили в реку, чтобы тяжесть их не погрузила и не задержала тела. Предание говорит, что лошадь, на которой уехал преподобный, вырвавшись из рук убийц, неоднократно прибегала к монастырю, ржанием указывала на случившееся несчастье и убегала обратно к месту убийства.

http://pravicon.com/info-1633

В последнем следствен­ном деле говорится, что к 1937 году архимандрит Кронид вернулся из ссылки. Само дело носит название «Ипполит», ибо в доме, где на момент ареста обитал наместник, также прожи­вал девяностотрехлетний старец, лаврский духовники библиотекарь игумен Ипполит, почитаемый как человек высокой духовной жизни. Хотя старец и не был арестован, связь с ним вменялась в вину всем про­ходившим по делу. 21 ноября 1937 года уже слепого и не мощного Кро­нида арестовывают и заключают в Таганскую тюрьму. До последнего дня архимандрит Кронид оказывал поддержку инокам, заботился о духовном окормлен из своих чад из мирян. По благословению архимандрита благочинный округа назначал вернувшихся из ссылок и мест заключения монахов на приходы. Пожертвования, которые приносили верующие архимандриту Крониду и игумену Ипполиту, посылались священнослужителям, находящимся в ссылках и тюрьмах. Архимандрит Кронид обвинялся в том, что фактиче­ски оставался наместником Троице-Сергиевой Лавры, владел и пользовался печатью наместника, а также ру­ководил «контрреволюционной монархической груп­пой монахов и духовенства». Дом, где нашел приют отец Кронид, в следственном деле называется «домашним монастырем», «продол­жением Лавры». Здесь совершались богослужения по монастырскому чину, проходили тайные монашеские постриги. На вопрос об отношении к советской власти архи­мандрит ответил: «Я по своим убеждениям являюсь монархистом и сушествующую советскую власть при­знаю, как верующий, посланной народу во испытание его веры в промысл Божий». На требование следователя назвать единомышленников и последователей, а также людей, посещавших его, отвечать отказался. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Кронида к расстрелу. 10 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой приговор был приведен в исполне­ние. Настоятеля Лавры похоронили в безвестной общей могиле. Прославлен был в лике преподобномученика в авгу­сте 2000 года. Память его отмечается вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских (первое воскресенье, начиная с 25 января/7 февраля) и в день мученической кончины (27 ноября/10 декабря).

http://pravicon.com/info-2740

Ф. П-7. Оп. 9. Д. 40. Л. 10; паломничество к св. ключу на месте убиения ок. 12 правосл. мирян во время антибольшевистского восстания 1920 г. не прекращалось и в советское время; теперь рядом с ним в селе находится Богородице-Казанский Иоанно-Предтеченский жен. скит). В февр. 1928 г. П. был назначен настоятелем Богородице-Одигитриевской ц. г. Барнаула; за безупречное и ревностное служение возведен в сан протоиерея. 2 февр. 1929 г. арестован в Барнауле и помещен в городскую тюрьму по ложным показаниям обновленцев. Постановлением Особого совещания ОГПУ от 5 апр. 1929 г. приговорен к 4 годам ссылки в отдаленную часть Сибири. Вернувшись в 1933 г. из ссылки, служил в Сретенской ц. г. Бийска Западно-Сибирского края (ныне Алтайского края). 1 нояб. 1936 г. арестован по обвинению в том, что является «участником контрреволюционной повстанческой организации». Проходил по коллективному делу вместе с группой священнослужителей и мирян, в т. ч. со священномучениками Барнаульским архиеп. Иаковом (Маскаевым), свящ. Иоанном Можириным и с прмч. Феодором (Никитиным). Виновным себя не признал. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Западно-Сибирскому краю от 25 июля 1937 г. приговорен к расстрелу. Вместе с архиеп. Иаковом, свящ. Иоанном Можириным и иноком Феодором расстрелян и похоронен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Соч.: Н. И. Ильминский и его просветительная система//Вятские ЕВ. 1910. 27. Отд. неофиц. С. 804-811; Мечты и действительность//Там же. 1911. 24. Отд. неофиц. С. 530-539; Причины отпадения инородцев и меры удержания их в Православии//Сотрудник Приволжской миссии. Каз. 1911. 36 (4 сент.). С. 576-580; О необходимости борьбы с суррогатами алкоголя//Вятские ЕВ. 1915. 34. Отд. неофиц. С. 1051-1055. Арх.: НАРТ. Ф. 4. Оп. 176. Д. 62. Л. 646 об.- 647 [МК о рождении]; Ф. Р-1172. Оп. 4. Д. 33. Л. 19 об.- 20 [МК за 1918 г., последнее крещение в Челнах]; ЦГА Удмуртской Респ. Ф. 245. Оп. 1. Д. 3508; Д. 4839; 5737; Управление по делам архивов Администрации г.

http://pravenc.ru/text/2580144.html

В разных местах России этот день называли по-разному: Евстигней, Евстигней Житник, Бессонник, Калинники, Малинники, Луков день. Евстрат (Мать-и-Мачеха) Народное название дня памяти прмч. Евстратия Печерского (XI в.), празднуется 28 марта/10 апр. Евстратий жил в Киеве. Раздав все свое богатство бедным, он поступил в обитель к Антонию. В 1096, когда половцы напали на Киев и причинили много зла Печерской обители, св. Евстратий был взят в плен и продан в Херсонес одному еврею. Еврей понуждал Евстратия отречься от Христа, но тщетны были эти попытки. Евстратия подвергли многим мучениям, но он выдержал все пытки. Тогда евреи пригвоздили его к кресту. Мученик благодарил Бога, что ему пришлось так пострадать за него, и обличал евреев за пролитую кровь христианскую. Тогда его пронзили мечом и бросили в море. Христиане извлекли из моря мощи св. Евстратия и привезли в Киев, где они почивают в Антониевых пещерах. По народному поверью, на Евстрата цветы мать-и-мачехи, собранные в августе, отдают свою целебную силу людям. До этого дня травный венок хранился в доме у божницы. Из него заваривали чай – крепкий, душистый, цветом золотистый: считалось, что он помогает от всех недугов. По обычаю в этот день выходили чистить пруды. Камыш и сухую траву по их берегам собирали и сжигали в кострах. Евтихий тихий Народное название дней двух разных святых – мч. Евтихия, епископа Мелитинского, 28 мая/10 июня и мч. Евтихия Севастийского, 24 авг./6 сент. На Евтихия Тихого (первого) 28 мая/10 июня по старинному преданию над хлебной нивой полудницы летают – ржаные бабы. Мужик трудится в поле – ничего не замечает, а как приляжет отдохнуть в ржаном поле, так сразу ему и привидится обнаженная, телом своим манящая женщина-красавица. Это и есть полудница. «Ей ребеночка зачать хочется, вот и ищет она в поле задремавшего мужика». Для деревенских баб, что на сносях ходили, считалось полезно не только в ржаное поле ходить, но в поле и родить. В ржаном поле рождался хороший мужик. Беременным женщинам поручались зажинки и дожинки. От хлебного поля она набиралась силы и выращивала дите здоровым и крепким. Дети, рожденные в поле, слыли трудолюбивыми и талантливыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пять вопросов о ноябрьском номере 2 мин., 06.11.2014 Что стало для Вас открытием номера? Тема номера и конкретно — статья Валерии Михайловой «Елизавета Федоровна и Сергей Александрович Романовы. История любви. История лжи» . Заслуживает уважения сама постановка вопроса. На образы св. прмч. Елизаветы Феодоровны и особенно ее супруга «налипло» много обывательской полуправды, а то и прямой лжи. Давно пора очистить от этого их имена! Опубликованные в последние годы многочисленные архивные материалы о семейной жизни великокняжеской четы позволяют, наконец, приступить к выполнению этой деликатной, но такой важной задачи. Глубокая и искренняя вера супруга привела в Православие Елизавету Федоровну, а память о Сергее Александровиче освящена любовью жены, своими руками собиравшей его останки, разметанные бомбой Каляева. Думается, автору удалось сделать первый шаг, найти верный подход к пониманию тайны этого брака. Какой материал в номере, на Ваш взгляд, самый актуальный? Наиболее актуальным мне представляется интервью с Ф. А. Гайдой «Почему Синод не вступился за царя?» (с. 60). В нем остро поставлены вопросы, над которыми все мы мучительно размышляем — вечные вопросы оптимальной линии поведения в условиях глубокого кризиса или даже распада государственной системы. Поддержка Синодом в мартовские дни 1917 г. Временного правительства сегодня, с учетом последующих событий, выглядит поспешной. Вывод простой, но не теряющий своей актуальности, напрашивается сам собой: нужно уметь слышать тихие удары метронома истории. Чего не хватает в этом номере? Не только применительно к этому номеру, но и в целом в нашей православной публицистике не хватает материалов о противостоянии христианства агрессивному атеизму, глобальному наступлению неолиберальных ценностей. В январе этого года вмес­те с представителем Московского Патриархата мне довелось участвовать в организованной Ватиканом встрече европейских интеллектуалов, посвященной ситуации в Сирии. На меня произвело большое впечатление солидарное неприятие участниками встречи нападок неолибералов на традиционные религии, порой смыкавшихся с позицией исламистов. Думаю, что аналогичные мероприятия и материалы на эту тему могли бы серьезно способствовать борьбе за умы и души людей. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя?

http://foma.ru/pyat-voprosov-o-noyabrsko...

Юсупов, Джунковский, Родзянко, Тютчева, Гучков и т.д ненавидели конкретного человека - крестьянина Григория Ефимовича Распутина-Нового. В отличие от них Елизавета Феодоровна относилась с крайней неприязнью не к живому, реальному человеку, а к фантому, несуществующему миражу, наваждению. Этот мнимый образ был слеплен в её воображении из сплетен Тютчевой, лживых донесений агентов Джунковского, безответственных, пустых брошюр Новосёлова. Уважаемый богослов, духовный писатель и ревнитель благочестия Михаил Александрович Новоселов, как и епископ Феофан (Быстров), позволил увлечь себя духу слепой неприязни, безпочвенных претензий, несоразмерного полемического запала, ложно понимаемой ревности. К сожалению, он пользовался авторитетом и уважением в среде образованных людей, и его брошюрам о Григории Распутине верили. Не исключением была и Елизавета Феодоровна. Откровения Новоселова она принимала за чистую монету, как человек искренний и доверчивый, и, наверное, немного наивный. Под действием ядовитой информации, которая в изобилии поступала отовсюду и ото всех, Елизавета Феодоровна, конечно, не знала и не понимала, кого она так настойчиво отвергала в действительности. В вопросе о Распутине она не смогла преодолеть в себе чувство отвращения, не смогла разорвать путы всеобщего ослепления и подняться выше ядовитого облака сплетен и пересудов, не смогла преодолеть себя и лично познакомиться с крестьянином Григорием, как она поступила по отношению к убийце своего мужа. Это, конечно, следовало бы сделать, переступить запретную черту, чтобы воочию убедиться только в одном - под неприятным для нее мифическим образом Григория Распутина находился совершенно иной человек, нежели тот, которого она представляла себе из рассказов своего окружения. Но она этого не сделала. Всякому, кто познакомился с жизнью преподобномученицы Вел. княгини Елизаветы Феодоровны невозможно усомниться в ее искренности, высокой нравственности, чистоте идеалов и помыслов, честности и любви по отношению к Царской Семье, России и Русскому народу. В том, что она не любила уродливого монстра, созданного больным воображением толпы, ее винить нельзя. Гораздо более серьезные основания для претензий к Елизавете Феодоровне связаны с её нежеланием поверить родной, горячо любимой сестре и ее Державному супругу. У Елизаветы Феодоровны не было оснований им не доверять.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/30/...

А что же Елизавета Феодоровна? Известные факты не дают основания считать, что она осознала своё заблуждение и принесла покаяние в своей неправоте до момента её ареста, как и в период содержания под стражей. Её приезд в Санкт-Петербург и неудачная попытка убедить свою Венценосную сестру, телеграммы и письма Феликсу Юсупову и Зинаиде Юсуповой с благословением «патриотического акта» свидетельствует об обратном. Что же, так и ушла она в вечность не преодолев пут, лукаво наброшенных на неё дьяволом? Вопрос жизни и смерти: простить - не простить, примириться или нет, осознать неправду или упорствовать и отвергнуть спасение. Подобно святому мученику Никифору, который просил своего брата-праведника Саприкия перед смертью: «Мученик Христов, прости меня! Я согрешил перед тобой!». Но Саприкий не простил, и поклонился идолам, и погиб для жизни вечной, тогда как Никифор, простив Саприкия, сподобился мученического венца. Если Александру I на покаяние Богом были оставлены многие годы уединенной молитвы, то Елизавете Феодоровне не было отпущено такого длительного времени. Арест - ссылка - Пермь - Алапаевск - шахта. Но вот обстоятельства гибели... - они настолько же ужасны, насколько во многом таинственны и чудесны. Всё быстро, даже стремительно. Елизавета Феодоровна живой брошена в глубокую шахту. Она должна была разбиться при падении, но не разбилась - упала на выступ в стене - осталась жива, помогла раненому князю Иоанну Константиновичу, упавшему рядом, перевязала его рану частью своего апостольника. Были брошены гранаты - гибель неминуема, но они чудесным образом не взорвались. Свидетели-крестьяне слышали в течение нескольких дней доносившиеся из шахты божественные песнопения. Господь продлил время, но для чего и для кого? Для тех, кто остался наверху и слышал песнопения - вряд ли. Святости это не прибавит. Вся жизнь Елизаветы Феодоровны - гимн любви к Богу. Зачем же продлены мучения? И что происходило в шахте, что не могли видеть те, кто был наверху, как окончила свои последние мгновения земной жизни Вел. княгиня Елизавета Феодоровна? Исчерпывающего ответа история не даёт. Но, «по вере вашей да будет вам». А посему:

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/30/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010