расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 42 , С. 474 опубликовано: 20 ноября 2020г. МАКАРИЙ прмч. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Угличский - см. в ст. Иов , прмч., и др. мученики Угличские. Рубрики: Святые Польской Православной Церкви Ключевые слова: Святые Русской Православной Церкви Макарий, преподобномученик (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Угличский - см. в ст. Иов, преподобномученик, и другие мученики Угличские См.также: ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АБРОСИМ ученик сщмч. Милия, св. (пам. 10 нояб.) - см. Милий, еп. Персидский АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную) АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2561338.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР предыдущая статья следующая статья печать библиотека 49 , С. 598 опубликовано: 9 июля 2022г. НИКИФОР прмч. (пам. 23 марта в Соборе Ростово-Ярославских святых), Угличский - см. в ст. Иов, прмч., и др. мученики Угличские . Рубрики: Святые Русской Православной Церкви Ключевые слова: Святые Русской Православной Церкви Никифор, преподобномученик (пам. 23 марта в Соборе Ростово-Ярославских святых), Угличский - см. в ст. Иов, преподобномученик, и др. мученики Угличские См.также: ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АБРОСИМ ученик сщмч. Милия, св. (пам. 10 нояб.) - см. Милий, еп. Персидский АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную) АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2565462.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВВАКУМ (Старов Димитрий, Досифей в монашестве; 25.10.1877, с. Вергуны Черкасского у. Киевской губ.- 21.07.1964, Лебединский Николаевский монастырь ), схиархим. Род. в семье крестьянина. Последний настоятель Мошногорского Вознесенского мон-ря близ г. Черкассы, благочинный епархиальных мон-рей Правобережной Украины. В 1937-1947 гг. находился в заключении в СЛОН и др. лагерях. После освобождения поселился в Черкассах; окормлял черкасское духовенство и множество священнослужителей и мирян, приезжавших к нему из разных мест. Почитается в Лебединском мон-ре. Арх.: ЦНЦ. Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИГНАТИЙ (Иван Андреевич; ок. 1480 - 1522 (или 1523, или 1525), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИГНАТИЙ (Лебедев Александр Александрович; 1884-1938), схиархим., прмч. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников церкви Русской) ИЕРОН (Васильев Иван Васильевич; 1835 (1829?) - 1912), схиархим., настоятель Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита

http://pravenc.ru/text/62576.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИРИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 44 , С. 205 опубликовано: 5 апреля 2021г. МАРТИРИЙ [серб. Mapmupuje], прп. (пам. 6 мая) - см. Синаиты сербские . Рубрики: Святые Сербской Православной Церкви Ключевые слова: Святые Сербской Православной Церкви Мартирий, преподобный (пам. 6 мая) - см. Синаиты сербские См.также: АВВАКУМ ДИАКОН (1794 -1814), прмч. Сербской Православной Церкви (пам. серб. 17 дек.) АНАСТАСИЯ (Анна; † ок. 1200), прп. (пам. серб. 21 июля) АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) АРИСТИД (II в.), один из первых христианских апологетов, св. (пам. зап. 31 авг.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2562454.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 50 , С. 713 опубликовано: 8 ноября 2022г. НИКОН († 1-я четв. XII в.), прмч., Киево-Печерский (пам. 22 сент.- в Соборе Тульских святых) - см. в ст. Кукша , сщмч., Киево-Печерский. Рубрики: Святые Русской Православной Церкви Ключевые слова: Святые Русской Православной Церкви Никон († 1-я четв. XII в.), преподобномученик, Киево-Печерский (пам. 22 сент.- в Соборе Тульских святых) - см. Кукша, священномученик, Киево-Печерский См.также: ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АБРОСИМ ученик сщмч. Милия, св. (пам. 10 нояб.) - см. Милий, еп. Персидский АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную) АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2566244.html

Митрополит Иларион: Церковь призывает нас молиться друг за друга. Конечно, кто-то может сказать: какой смысл молиться, если Бог и так все знает; зачем мы должны молиться о каком-то человеке, если Бог и так ему либо поможет, либо нет. Неужели мы добрее или лучше, чем Бог знаем, что нужно этому человеку? Но на самом деле Бог нас призывает молиться друг за друга, потому что через это мы выражаем свою любовь к нашим близким. Мы знаем немало случаев из истории, когда, например, молитва матери спасала детей от смерти, когда молитва какого-то человека явным образом воздействовала на судьбу другого человека. Если говорить о молитве за усопших, то для нас мертвых вообще не существует. Когда близкий нам человек переходит в иной мир, он продолжает там жить. Он также, а может быть и еще больше, чем при жизни, нуждается в наших молитвах. Поэтому через нашу молитву об умершем человеке, мы проявляем к нему любовь, продолжаем о нем заботиться. Кроме того, через эту молитву мы ощущаем живую связь с этим человеком. Поэтому эта молитва нужна не только ему, но и нам. Я хотел бы завершить эту передачу словами Иисуса Христа словами из Евангелия от Иоанна: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16:21). Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5824805...

Укрепляемые словами преподобного пленники предпочли лучше умереть от недостатка временной пищи и питья, нежели отречься Христа, Который есть пища и питие вечной жизни. Итак, через некоторое время, истощившись от голода и жажды, все пятьдесят человек умерли: одни чрез три дня, другие чрез четыре, некоторые - чрез семь, более же крепкие - чрез десять. Только один Евстратий, уже четырнадцать дней томимый голодом, все-таки оставался жив и невредим, ибо от юности привык к посту. Нечестивый еврей, видя, что черноризец был причиною пропажи его денег, заплаченных за пленных, которых он надеялся перевести в свое зловерие, задумал отомстить ему. Приближался тогда день Воскресения Христова. Жидовин начал праздновать свою пасху и ругался над святым Евстратием так же, как отцы его над самим Господом нашим Иисусом Христом. И, как в древности евреи распяли Христа, так и сей праведник был пригвожден ко кресту окаянным жидовином и друзьями его. Евстратий, будучи распят, благодарил Бога за то, что Он сподобил его жить без пищи и пития уже пятнадцатый день. Жидовин и прочие его друзья поносили распятого и говорили ему: «Безумный! Вкуси ныне законной пасхи, чтобы остаться тебе живым и избегнуть проклятия. Ибо Моисей передал нам закон, который принял от Бога и сказал в книгах своих: проклят всякий, повешенный на дереве» (Втор. 21, 23). Преподобный отвечал на это: «Великой благодати сподобил меня ныне Господь. Он даровал мне милость пострадать за имя Его на кресте по образу Его страданий. Надеюсь, что и мне скажет Он, как некогда разбойнику: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Не нужна мне пасха ваша, не боюсь я клятвы, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5, 7), Который уничтожил положенное на нас за преступление закона проклятие и даровал нам жизнь вечную древом крестным, на котором был пригвожден, будучи жизнью всех, как пророчествовал о том и Моисей: и будет жизнь твоя висеть пред тобою (Втор. 28, 66). О празднике же пасхи Давид говорит: Сей день, егоже сотворил Господь, возрадуемся и возвесилимся вонь! (Пс. 117, 24). Но ты, распявши меня, и все прочие твои единомышленники восплачете и возрыдаете, ибо постигнет вас отомщение за кровь мою и кровь других, купленных вами христиан. Ненавидит Господь субботы ваши и преложит праздники ваши в сетование, и уже приблизилось время убиения начальника вашего беззакония».

http://pravicon.com/info-2251

Владыка Пантелеимон и настоятельница Марфо-Мариинской обители сестра Екатерина провели гостя к раке с частицей мощей св. прмц. Елизаветы Федоровны. Сестра Екатерина рассказала о двух завещаниях Великой Матушки, ее пожелании быть похороненной на Святой Земле, а также о том, что впоследствии она говорила о том, что хочет покоиться в Марфо-Мариинской обители и существует даже место, приготовленное для ее погребения. Вспомнили о мученической кончине членов царской семьи, о том, что останки Великой княгини пришлось вывезти в Харбин, дабы спасти от поругания... Принц Майкл спросил, где находится Алапаевск, далеко ли это от Екатеринбурга. Перекрестившись, он поставил свечу к иконе святых царственных страстотерпцев. Экскурсию по музею провела начальница обители инокиня Екатерина Принц Майкл заинтересовался фотографиями, где запечатлен визит августейшей семьи в Марфо-Мариинскую обитель Интерьеры приемной, где Великая княгиня принимала царскую семью и представителей русской и европейской знати, были восстановлены в точности по старым фотографиям Августейшая семья -- святые страстотерпцы царь Николай II с супругой Александрой Федоровной -- в приемной у прмч.Елисаветы На старых фотографиях английских родственников св.прмч.Елисаветы принц Майкл нашел свою прабабушку -- английскую королеву Викторию Среди экспонатов -- чудом сохранившийся рояль Великой княгини. Рояль никогда не покидал стен обители Возможно, что надпись ELLA на крышке рояля сделана рукой св.прмч.Елисаветы Обычно ее сравнивают с подписью на этой фотографии Молельная комната св.прмч.Елисаветы В завершении визита принц Майкл посетил действующий в обители детский сад для детей-инвалидов На прощание епископ Пантелеимон подарил принцу альбом с фотографиями св.прмч.Елисаветы и архивными фотографиями обители После этого гостей провели в музей. Поднимаясь по лестнице в покои первой настоятельницы, принц Майкл не переставал удивляться происходящим переменам («Полное преображение! Здесь все было в лесах!») и сразу же поинтересовался: «А где рояль?». Он запомнил инструмент по первому своему визиту в обитель. Это – единственная вещь, которая сохранилась здесь с дореволюционных времен. Все остальное в покоях Елизаветы Федоровны тщательно, дотошно восстановлено по старым фотографиям и описаниям – вплоть до мельчайших деталей люстры в приемной (посчастливилось найти тот самый завод, изготовивший ее сто лет назад) и войлока, которым совсем не в духе XXI века утеплили стены. Здесь ежедневно бывает по две регулярные экскурсии, посетить экспозицию может и любой человек, зашедший в обитель. В приемной Елизавета Федоровна проводила большую часть времени, здесь она принимала сестер, которые подавали ей записочки с просьбой об аудиенции во время трапезы.

http://pravoslavie.ru/57118.html

Положение груз. монастырей на Ближ. Востоке определялось экономическим состоянием груз. гос-в и гос. образований, а также вовлеченностью груз. владетелей в военно-политические противоречия своего времени. Вскоре после появления в Передней Азии монголов Грузия признала зависимость от гос-ва Чингизидов (1243) и выставила вспомогательные контингенты, участвовавшие в походах монг. войск на Ближ. Восток. Груз. отряды сражались на стороне монголов в битве при Айн-Джалуде (1260), где монголы потерпели поражение от егип. мамлюков. После неск. десятилетий противоборства мамлюкам удалось отразить все монг. вторжения и удержать за собой Сирию и Палестину. Вход в Крестовый мон-рь — место мученической кончины настоятеля мон-ря прмч. Луки Иерусалимского Вход в Крестовый мон-рь — место мученической кончины настоятеля мон-ря прмч. Луки Иерусалимского Мамлюкский султан Бейбарс (1260-1277) активно искал союзников в борьбе с монг. улусом Хулагуидов и неоднократно обменивался посольствами с царями Зап. и Вост. Грузии. С этими дипломатическими комбинациями, возможно, связаны 2 документа о статусе К. м.- решение шариатского суда от февр. 1266 г. и султанский указ от окт. того же года, подтверждающие имущественные права К. м. Однако привлечь Вост. Грузию на свою сторону султану не удалось, и грузинская колония в Палестине подверглась репрессиям. В июне 1268 г. (в лит-ре встречаются ошибочные даты: 1272 г.- Давид. 1976. Т. 1 С. 289; 1273 г.- Метревели. 1962. C. 42-44, 106, 148; 1275 г.- ПДГАЛ. 1968. Т. 4. C. 118; 1279 г.- Какабадзе. 1970. C. 121) К. м. был захвачен духовным наставником султана суфийским шейхом Хадиром аль-Михрани и обращен в завию - суфийскую обитель. Игумен К. м. прмч. Лука Иерусалимский (Мухаидзе), руководивший мон-рем 3-й год, пытался протестовать и требовал вернуть захваченное имущество, после чего собственноручно был убит шейхом Хадиром. Братия К. м., изгнанная из мон-ря, укрылась в одном из подворий К. м. ( Метревели. 1962. С. 92, 155). Сведения о прмч. Луке и о разрушении К. м. сохранились в синаксарной редакции его Мученичества (по мнению Габидзашвили, она была создана после 1314, в 1-й пол. XIV в.) (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 112-118, 346-348) и в летописи Муджира ад-Дина. В одной из рукописей К. м. (агапа 206) груз. царь Вахтанг III и его супруга царица Рипсиме также упоминают мученический подвиг прмч. Луки ( Метревели. 1962. С. 42, 164; Гочолеишвили. 1975. С. 108-109; Давид. 1976. Т. 1. С. 289).

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Пафнутий (Бовин). Но уже в июне 1920 г. комиссия Мосгубисполкома на основании решения Чрезвычайного съезда Советов Волоколамского у. приняла решение об окончательном закрытии И. В. м. с передачей помещений детскому дому и школам 1-й и 2-й ступени. Храмы были переданы губ. комиссии по охране памятников старины, земли - губ. отделу народного образования. После ликвидации трудовой коммуны братия разошлась. Иером. Пафнутий проживал в Волоколамске при храме, после 1945 г. скончался в тюрьме. Др. насельник, иером. прмч. Нил (Тютюкин) , исполнявший в артели должность уполномоченного, служил в храмах Волоколамского у., затем в церкви с. Киёва Дмитровского р-на (ныне в черте г. Лобня). 28 февр. 1938 г. иером. Нил был арестован и 20 марта расстрелян. Др. член артели, иером. Виктор (Смирнов), после закрытия И. В. м. служил в с. Ильинском-Ярополецком, затем в Волоколамске в Богородице-Рождественском храме, в 1936 г. был арестован, в 1937 г. освобожден, 28 нояб. 1937 г. вновь арестован и 10 дек. расстрелян. Иеродиак. прмч. Иннокентий (Мазурин) служил в храмах Лотошинского р-на, с 1928 г.- в церкви с. Теряева Слобода (ныне с. Теряево) Волоколамского р-на, 22 февр. 1931 г. был арестован, с 1934 г., вернувшись из заключения, служил в храме с. Буйгород недалеко от Теряева, 13 нояб. 1937 г. был расстрелян. До 1929 г. большая часть архива И. В. м. хранилась в специальном помещении над галереей Успенского собора. Соседство мон-ря с детским домом неблагоприятно сказалось на сохранности документов архива: в 1925 и 1929 гг. архив был разгромлен воспитанниками, часть документов уничтожена или повреждена. В 20-х гг. XX в. часть документов из Волоколамского музея была перевезена в Ленинград и поступила в Собрание рукописных книг ЛОИИ СССР (СПбФИРИ РАН). Неск. грамот оказалось в собраниях ОР РНБ (Краткая опись грамот, хранящихся в рукописном отделении Рос. Публичной б-ки//ЛЗАК. 1923. Вып. 31. 77, 92, 307). Грамоты И. В. м. в составе материалов Коллегии экономии поступили в ЦГАДА (РГАДА) (см.: Центральный гос.

http://pravenc.ru/text/673721.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010