Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛОРИ [груз. ; абх. Элыр], церковь во имя вмч. Георгия (1-я четв. XI в.) Сухумско-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Храм находится в одноименном селе, расположенном на берегу Чёрного м., у впадения в него р. Галидзга в 3 км от г. Очамчире. Время основания И. установлено по одной из 5 лапидарных надписей, выполненной асомтаврули , в которой, вероятнее всего, упомянуты участвовавшие в строительстве церкви И. лица и настоятель церкви: «Святой Георгий Илорский, помилуй Галатоза [...]. Святой Георгий, помилуй [...] Георгия [...]. Святой Георгий Илорский, помилуй Георгия Гургенисдзе. Святой Георгий, помилуй священника Георгия Кочолава. Святой Георгий, будь мне покровителем в тот великий день суда» ( Ахаладзе. 2005. С. 96-108; Силогава. 2008. С. 245-246). Традиционно И. датируют VI в. (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57603). Церковь во имя вмч. Георгия в с. Илори. 1-я четв. XI в. Открытка. Нач. XX в. Церковь во имя вмч. Георгия в с. Илори. 1-я четв. XI в. Открытка. Нач. XX в. И. входила в юрисдикцию Бедийской епархии Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (ГПЦ). Святыню И., чудотворную икону вмч. Георгия («Георгий Илорский»), во 2-й пол.. XIII в. пожертвовал церкви царь Давид VI Нарин (1247-1293), о чем известно из сделанной на ней надписи: «Святой Георгий Илорский, возвеличь и воцари в обоих царствах сильного и непобедимого, Богом венчанного царя царей Давида, сына Русудани, повелением которого отчеканена сия икона Илорского великомученика» ( Brosset. 1849. P. 95-96; Бгажба. 1987. Т. 1. С. 13). Согласно др. надписи, сделанной не ранее XIII в., Илорскую икону «облачил и украсил» серебряным окладом Зодели Багваши (Мат-лы Кутаисского музея. 1968. С. 131-134). В XVI в. икону украсил архиеп. Бедийский Антоний (Жванидзе) по приказу владетельного князя (мтавара) Одиши (Мегрелии) Левана I Дадиани (1533-1572); копию иконы, при одишском мтаваре Георгии III Дадиани (1572-1582) - митр. Цаишско-Бедийский Кирилл (Жванидзе) (ныне хранится в Зугдидском гос. историко-этнографическом музее) ( Brosset. 1849. Р. 96).

http://pravenc.ru/text/389441.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИНГРЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви (основана 23 июня 1829; с 16 мая 1874 - вик-ство; с 12 июля 1885 в составе Гурийско-Мингрельской епархии Грузинского Экзархата). Охватывала территории княжества Мегрелия (Самегрело, в рус. традиции XIX в.- Мингрелия) в Зап. Грузии (Зугдидский, Сенакский, Лечхумский уезды Кутаисской губ.), на которые в древности распространяли юрисдикцию Чкондидская, Цаишская и Цагерская епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Образование М. е. связано с политическими процессами, происходившими на территории Грузии в 1-й пол. XIX в., когда отдельные грузинские царства и княжества входили в состав Российской империи. В 1803 г. владетельный князь (мтавар) Мегрелии, находившейся в составе царства Имерети, не согласовав с имеретинским царем вопрос о присоединении к России, вступил под покровительство Российской империи. После упразднения Имерети в 1810 г. Мегрелия до 60-х гг. XIX в. сохраняла автономные права. Епархии с входившими в их состав церквами и мон-рями оставались в юрисдикции Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. После его упразднения в 1814 г. мегрельские епархии нек-рое время оставались вне церковных реформ, к-рые осуществляла РПЦ на вошедших в ее состав территориях. Опираясь на решение Синода РПЦ от 28 дек. 1818 г., экзарх Грузии архиеп. Феофилакт (Русанов) пытался провести в Зап. Грузии церковные реформы, в рамках чего послал в Мегрелию архимандрита мон-ря Кватахеви Афанасия (Петриашвили). В Имерети вспыхнул т. н. церковный бунт, к-рый поддержало население Гурии и Мегрелии. Мегрельский мтавар Леван V Дадиани (1805-1840), несмотря на то что признавал подданство Российской империи, противился описи имущества церквей и мон-рей на территории княжества. Реорганизацию церковных ведомств, запланированную экзархом Грузии на территории Мегрелии, он считал вмешательством во внутренние дела автономного княжества. Вопрос о церковной реорганизации в Мегрелии был отложен.

http://pravenc.ru/text/2563254.html

Чорохи. Сведения о территории А. К. в XV-XVI вв. сохранились в «Духовных постановлениях» ((?)... С. 221-232) (70-е гг. XV в.) и «Памятной книге Бичвинтского храма» (... С. 176-188) (кон. XVI в.), согласно к-рым юж. граница проходила по р. Чорохи, зап.- по побережью Черного м., на северо-западе - по «Великой Бичвинтской границе» (совр. Гагрский р-н), на севере А. К. граничил с Осетией ((?)... С. 223). В XVI в. территории А. К. простирались с востока на запад от Лихского хребта, разделяющего Вост. и Зап. Грузию, до г. Кафа (северо-вост. побережье Чёрного м.), с севера на юг - от границ с черкесскими племенами до пров. Чанети (совр. Лазистан, Турция) ( //... С. 180). В 70-х гг. XVIII в., после оккупации турками Юж. Гурии, была упразднена Хиноцминдская епархия на юге А. К., вследствие чего его юж. рубеж отодвинулся к р. Чолоки, и в этих границах А. К. просуществовал до своего упразднения в 1814 г. В состав А. К. в разное время входили Бичвинтская, Кутаисская, Гелатская, Цагерская, Цаишская, Цаленджихская, Чкондидская, Хонская, Ниноцминдская, Никорцминдская, Шемокмедская, Джуматская, Драндская , Бедийская и Моквская епархии. Собор Никорцминда. 1014 г. Зап. фасад В кон. XV в., после распада единого Грузинского гос-ва, усилился также и церковный сепаратизм, поддерживаемый местными правителями. В Зап. Грузии возникло сильное и самостоятельное царство Имерети. При поддержке имеретинского царя Баграта VI (Багратиони) (1466-1478) находившийся в Грузии патриарх Антиохийский Михаил IV , объезжавший страны с целью сбора пожертвований, неканонично поставил архиеп. Цаишско-Бедийского Иоакима католикосом Абхазским без согласия на то Мцхетского престола. Став фактически независимыми, католикосы Абхазии именовали себя и патриархами. Их юрисдикция распространялась на царство Имерети и княжества Гурию, Одиши (Самегрело), Абхазию и Сванети , что нашло отражение и в их титулатуре: в источниках Абхазские католикосы упоминаются как католикосы-патриархи «Лихт-Имерети, Одиши, Понто-Абхаз-Гурии, Рача-Лечхум-Сванети, Осетин, Двалов и всего севера» (...

http://pravenc.ru/text/62536.html

Георгия, IX в., знаменитый росписями XIV в. В пров. Гурия (юж. часть А. К.) находятся 2 мон-ря - Джуматский (Озургетский р-н) с кафедральным Архангельским собором, XVI в., и росписью XVI-XVII вв., где хранилась известная золотая икона вмч. Георгия, XI в., пропавшая после ограбления храма (оклад иконы хранится в ГЭ), и Шемокмедский мон-рь (Озургетский р-н), XII-XVI вв., где находилась кафедра епископа Шемокмедского,- центр груз. культуры с известной б-кой. Сев. пров. Сванети известна храмом Лагурка мон-ря св. Ивлиты и Квирике, XII в., с росписью 1112 г. В центр. пров. Одиши находятся такие известные памятники архитектуры, как Мартвильский мон-рь, VII в. (с. Мартвили),- кафедра Чкондидского епископа; кафедральный собор Никорцминда , построенный в 1010-1014 гг. и имеющий росписи XVIII в.; цаишский Богородицкий храм, XIII-XIV вв.,- епископская кафедра с IX в.; храм Цаленджиха (Цаленджихский р-н), XIV в., с росписями к-польского иконописца Мануела Евгеникоса и Хобский мон-рь (Хобский р-н), кон. XIII в., с росписями XIII-XIV вв., в к-ром хранились многие святыни: частицы мощей св. Иоанна Крестителя , мч. Квирике , вмч. Георгия Победоносца (в наст. время хранятся в Историческом музее г. Зугдиди). Одна из главных святынь А. К.- хранящийся в Хобском мон-ре хитон Пресв. Богородицы, о к-ром сообщается в «Путешествии Антиохийского Патриарха Макария», в записках рус. послов Ельчина и Захарьева (1640), Иевлева и Толочанова (1650-1652), а также у франц. путешественника Ж. Шардена и католич. миссионеров Ламберти и Дзампи. Самая зап. пров. А. К. Абхазети известна Бичвинтским (Пицундским) кафедральным собором во имя Пресв. Богородицы, X-XI вв., где хранится Бичвинтская (Пицундская) икона Божией Матери, являющаяся главной святыней А. К. Также на территории Абхазети находятся Бедийский мон-рь с кафедральным собором епископа Бедийского, кон. X в., в к-ром погребен его основатель и ктитор Баграт III, чье изображение можно увидеть на фреске храма; трехнефный Моквский кафедральный собор, X в.,- кафедра епископа Моквского, где в наст. время находится одна из резиденций католикоса-патриарха всея Грузии Илии II ; однонефная Илорская ц. вмч. Георгия, нач. XI в., и купольный храм Дранда, VIII в.

http://pravenc.ru/text/62536.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Джумати. Фотография. Кон. XIX в. [груз. ], муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в Юго-Зап. Грузии, в 14 км от г. Озургети, на правом берегу р. Супса, на одной из вершин Чохатаурского кряжа, откуда открывается панорама Гурии и Аджарии. Граница владений Д. в период позднего средневековья на севере проходила по рекам Леса и Пичора до оз. Палиастоми, на юге - по рекам Рухмула и Супса до Чёрного м. В Д. находилась кафедра Джуматской епархии (вероятно, со времени основания монастыря до упразднения епархии в 1833) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата . В 1844 г. Д. вошел в состав новообразованной Гурийской епархии Грузинского Экзархата РПЦ , с 1885 г.- Гурийско-Мингрельской . В нач. XIX в. Д. владел землями в селах Чибати, Чочхати, Шухути, Акети, Ланчхути, Аскана и Гурианта, ему принадлежало 235 крестьянских домов (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1851. Л. 21, 21 об., 64). В 1873 г. Д. по инициативе АН посетил и описал историк Д. З. Бакрадзе . Его исследования содержали сведения об архитектуре и росписи Д., о хранящихся в мон-ре немногочисленных, но ценных иконах. В 80-х гг. XIX в. Бакрадзе и Н. П. Кондаков составили опись сохранившихся памятников Д. В XIX в. доход мон-ря составляли подати с леса и рыбы: у р. Малтаква была сооружена башня, где производился сбор 1/10 части пойманного зверя или рыбы. Джуматскому епископу принадлежала также 1/10 часть рыбы оз. Палиастоми. В монастыре дважды в год проводились торги, и купцы выплачивали налоги в виде пошлин до 2 червонцев. Проходившие по р. Супса суда платили Д. также по 2 червонца в год. Половина этих доходов отходила в гос. казну. Д. являлся крупным культурным центром. Здесь была переписана Джуматская Минея (не сохр.), в ризнице мон-ря хранились мн. святыни и предметы чеканного искусства. В 1921 г. органами советской власти была произведена опись ризницы Д., в сент. все иконы и церковная утварь были реквизированы. В советский период братия монастыря значительно сократилась, в послевоенные годы здесь подвизался только иером. Иоанн (Гогуа) († 1959). На территории монастыря была размещена военная часть, выстрелом из пушки была разрушена колокольня. Позже в Д. был организован пионерский лагерь.

http://pravenc.ru/text/171875.html

В " Наставлении " делается каноническое обоснование права самостоятельного существования Абхазского католикосата . Со времени католикоса Иоакима можно говорить о полной независимости Абхазской Церкви. В документе также описаны территории, входившие в юрисдикцию Западногрузинского Католикосата: " ...по сю сторону Чорохи, Овсети (Осетии), моря Понтийского (Чёрного), доколе простирается Бичвинта Великая (Пицунда) " , т. е. перечислены западногрузинские исторические провинции Имерети, Гурия, Одиши и Абхазия. По мнению груз. историка И. Джавахишвили, во владения Западногрузинского католикоса входили также и южногруз. исторические провинции Аджария, Шавшети и Кларджети. Как видно из документа, основной задачей Иоакима на первосвятительском престоле было укрепление Православия в Абхазии: мигрирующие на юг и юго-запад северокавказские горцы-язычники теснили грузинское православное население к юго-востоку, в пределы Одиши. Иоаким стал первым предстоятелем Абхазского (Западногрузинского) католикосата, возведенным на престол без участия Мцхетского (Восточногрузинского) католикоса , что фактически означало разделение единой Грузинской Церкви на равноправные Западногрузинскую и Восточногрузинскую. О том, что Грузинская Православная Церковь согласилась с автокефалией Церкви в Абхазии, свидетельствует исчезновение из титула католикоса Восточной Грузии упоминания Абхазии, начиная с грузинского католикоса Николая V (1479 - 1488). О независимости Абхазской Церкви от Константинополя и Антиохии свидетельствует тот факт, что все последующие католикосы Абхазии поставлялись без участия патриархов этих Церквей. До сих пор не найдено ни одного документа, свидетельствующего об обратном. Западногрузинский католикос был уравнен в правах с Мцхетским католикосом-патриархом Восточной Грузии. Отныне первосвятитель Западной Грузии мог сам поставлять епископов, созывать Соборы. Церковь Западной Грузии получила право варить миро и избирать предстоятеля на Соборе без участия других патриархов, что позволило Западногрузинскому первоиерарху уже в начале XVI века именоваться католикосом-патриархом (первым был Малахия I Абашидзе ).

http://drevo-info.ru/articles/25772.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ЕВФИМИЙ Никитич Горячев (1884-1937), прот., сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ Георгиевич Круговых († 1924), свящ., сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ Сергеевич Тихонравов (1881-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ (Коротков Владимир Трофимович; 1882 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ (Любовичев; 1875 - 1931), иером., прмч. (пам. 6 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ (Шаршилов Емельян Николаевич; 1887 - 1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ Петрович Кочев (1867 - 1937), мч. (пам. 5 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ АФОНСКИЙ прп. (пам. 13 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) - см. Евфимий Святогорец ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_42.html

перешел в прямую юрисдикцию католикосов-патриархов Вост. Грузии. Последним настоятелем Л. был архим. Пафнутий (Хозиашвили). По сведению П. И. Иоселиани, в 1802 г. он был также возведен в сан архимандрита мон-ря Тири ( Иоселиани. 1936. С. 149). Во время антироссийского восстания груз. горцев 1804 г. архим. Пафнутий был отправлен российскими военными властями для переговоров с восставшими. Горцы приняли пророссийски настроенного архимандрита враждебно и взяли в плен. Царевич Парнаоз, один из руководителей восстания, освободил его, но держал при себе (АКавАК. 1868. Т. 2. С. 326, 331). Эта история легла в основу его автобиографического соч. «Описание страстей архимандрита Ларгвиси Пафнутия» (НЦРГ. S 1821). После подавления восстания архим. Пафнутий служил послом мегрельского кн. Григола Дадиани (1770-1804) в России, за успешную миссию был хиротонисан - получил сан архиепископа и управлял Моквской епархией Абхазского (Западногрузинского) Католикосата. В 1811 г. вместе с кнг. Ниной Дадиани переехал в Москву ( Иоселиани. 1936. С. 149). После упразднения автокефалии ГПЦ (1811) Л. был преобразован в приходскую церковь (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 165). Монастырь Ларгвиси. Фотография. XIX в. Монастырь Ларгвиси. Фотография. XIX в. Имущество Л. постепенно расхищалось, особенно во 2-й пол. XIX в. А. С. Хаханов , посетивший Л. в нач. 90-х гг. XIX в., отмечал, что некогда богатый Л. «сохранил... одни жалкие остатки... некоторые из вещей погибли весьма недавно». Он указал, что не осталось ни одного памятника, восходящего к кон. XV или к нач. XVI в., «древнейшее пергаментное Евангелие еще и ныне хранится в Ларгвисском монастыре, но священник почему-то скрывал его от нас… виденный Броссе в 1848 г. крест св. Георгия с большою надписью о Давиде (III) в Ларгвиси ныне уже не оказывается» ( Хаханов. 1898. С. 51-52). Церковь во имя вмч. Феодора обветшала и значительно пострадала в ходе антирелиг. кампании нач. 20-х гг. XX в.: окна в барабане были разбиты, черепичное перекрытие проломлено ( Бочоридзе. 2011. С. 84). В 1923 г. Л. был разграблен, бесследно исчезли 2 иконы вмч. Феодора Тирона и икона святых Петра и Павла (Там же. С. 354). Медное блюдо с надписью эристава Шалвы Квенипневели и украшения с иконы вмч. Феодора перенесли в Цхинвальский музей (Там же. С. 84, 110), а закопанный в земле архив мон-ря (книги, документы) сгнил (Там же. С. 84, 252). В 1975 г. Специальным научно-предпринимательским объединением охраны памятников Грузии были проведены реставрационные работы в ц. во имя вмч. Феодора (архит. Г. Николаишвили). В 1989 г. храм был передан Церкви, возобновилось богослужение. В 2006 г. Л. был присвоен статус Национального памятника Грузии. Настоятели монастыря

http://pravenc.ru/text/2463127.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Никорцминда. Фотография. XX в [Груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (в 1534-1822 в составе Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ; восстановлена в 1917), с кафедрой Никорцминдского архиерея (никорцминдели, николаосцминдели) в мон-ре Никорцминда . География Н. е. включала в себя всю территорию грузинской исторической пров. Рача. Ее юго-зап. и юго-вост. границы проходили «по [селу] Накалоеби по эту сторону горы Окриби и по ту сторону горы Мухури», сев. и сев.-вост. границы - через села «Квешелва, Эрцо, Саджваре, Двалети по ту сторону горы, а также деревни Гебса и Глола» (Грамота 1544 г. царя Имерети Баграта III (1510-1565)// Какабадзе. 1912. С. 8). С запада граница проходила по р. Аскисцкали. Границы епархии не менялись, в XVIII в. груз. историк царевич Вахушти Багратиони писал: «Вверху от Хотеви воды его реки проходят через Агарское ущелье. Над этим ущельем есть Николацминда, купольная церковь, добротно выстроенная. Сидит там епископ, наставник Глолы и всей области Рача внизу от Глолы» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 764). Н. е. принадлежали селения и за пределами епархии: в частности, в источниках упоминается дер. Рцхилати в Аргвети, к-рую вместе с жителями, представителями семей Габисадзе, Чапидзе и Гамезардашвили, пожертвовал Н. е. царь Имерети Баграт III ( Какабадзе. 1912. С. 10). История. До нач. XIX в. После распада в 60-х гг. XV в. единой Грузии на 3 царства и неск. княжеств нек-рые феодалы для расширения своих владений предприняли захват церковных земель. Т. о. в их руках оказалась часть территорий, принадлежавших Кутаисской епархии , распространявшей свою юрисдикцию на царство Имерети, в частности на груз. исторические провинции Имерети и Рача. Кутаисский архиерей не мог противодействовать захвату земель, поэтому молодой и энергичный царь Имерети Баграт III с целью защиты церковных владений и для обеспечения себе политической опоры в лице Церкви после соглашения с католикосом-патриархом Зап. Грузии (Абхазским) Малахией I (Абашидзе) решил основать в Имерети новые кафедры. В 1529 г. из Кутаисской епархии были выделены Гелатская и Хонская епархии, в 1534 г.- Н. е.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ Досифей Тбилели [груз. ], сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795). По сведениям Католикоса-Патриарха всей Грузии сщмч. Кириона III (Садзаглишвили) , Д. Т. был духовником царицы Дареджан, супруги царя Ираклия II (царь Кахети в 1744-1762, Картли-Кахети в 1762-1798). Гибель Д. Т. связана с трагическими для Грузии событиями, когда 12 сент. 1795 г. 35-тысячная персид. армия шаха Аги Мохаммед-хана Каджара, опустошившая страну, вошла в Тбилиси. Духовенство города обвинили в поддержке Ираклия II, не признавшего верховенства шаха: персы связывали священникам и монахам руки и, получив отказ отречься от Христа, сбрасывали их в р. Мтквари (Кура). Последним был Д. Т.: П. Иоселиани пишет, что митрополит не отходил от своей кафедры - собора Тбилисский Сиони , палачи застали его молящимся на коленях перед иконой Божией Матери, схватили и с террасы виноградника (по др. версии, с балкона дома) сбросили в реку. По свидетельству историков, Д. Т. находился в преклонном возрасте. Лит.: Иоселиани П. И. Краткая история Груз. Церкви. СПб., 1843. С. 139-140; Кирион (Садзаглишвили), еп. Двенадцативековая религ. борьба Правосл. Грузии с исламом. Тифлис, 1899. С. 91; Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2002. С. 143. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/180357.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010