С именем Давида IV Строителя (1089-1125) связан заключительный период объединения Грузии - при нем был окончательно ликвидирован Тбилисский эмират, а столица гос-ва перенесена из Кутаиси в Тбилиси. Параллельно происходило и церковное объединение: католикос Мцхетский распространил свою духовную власть на всю Грузию, в т. ч. и на Абхазскую Церковь, в результате чего получил титул католикоса-патриарха всей Грузии, а территория Зап. Грузии вошла в состав единого Мцхетского Патриархата. Вопрос о точной дате возникновения А. К. остается спорным. Исходя из отсутствия упоминаний в нотициях К-польского Патриархата Лазской митрополии, а также Абазгийской и Фасисской архиепископий на рубеже IX - X вв., М. Лордкипанидзе, П. Ингороква и Б. Ломинадзе склонны считать IX в. временем возникновения А. К. Другой т. зр. придерживаются К. Кекелидзе и З. Анчабадзе, относя дату возникновения А. К. к X в. Первый раз А. К. упоминается в 1290 г. в грамоте царя Давида VI, первое же упоминание Абхазского Католикоса относится к XI в. и содержится в Картлис Цховреба , где сообщается, что в освящении храма Баграта в Кутаиси принимали участие «два католикоса» - Мцхетский и Бичвинтский, т. е. Абхазский. Тот факт, что А. К. не упоминается в источниках ранее кон. XIII в., а Абхазский католикос не назван среди западногруз. иерархов (епископов Чкондидского и Кутаисского), принимающих участие в коронации царей Грузии в XI-XII вв., дает основание полагать, что сан Западногрузинского католикоса носил скорее титулярный характер. Образование А. К. логичнее было бы отнести к сер. XIII в., когда в результате покорения монголами Грузии единое Грузинское гос-во распалось на два царства - вост. во главе с царем Давидом Улу (сыном блгв. царя Георгия IV Лаша) и зап. с царем Давидом V Нарином (сыном царицы Русудан), что неизбежно повлекло за собой и разделение Церкви. Интересна точка зрения Н. Бердзенишвили, к-рый полагает, что со 2-й пол. XI в. до 2-й пол. XIII в. А. К. временно не существовал, а в XIII в. был вновь восстановлен.

http://pravenc.ru/text/62536.html

1959. С. 224). Его преемник католикос-патриарх Авраам I (1282-1310) в 1289 г. сопровождал царя, обвиненного в заговоре против нового хана Аргуна, по пути в Орду. Суд приговорил Димитрия II к смерти. Авраам I тайно выкупил тело мученика и при помощи тбилисских купцов привез на родину, где в Светицховели царя предали земле (Там же. С. 288). Авраам I также принимал участие в сложных переговорах между монголами и восставшим против них царем Давидом VIII (Там же. С. 303). Вопреки неблагоприятной внутренней и внешней политической обстановке М. К. не оставлял без внимания периферийные центры ГПЦ и усиливал там свое влияние. Так, согласно колофону 1310 г. Магалашвилевского Четвероевангелия, католикос-патриарх Евфимий III (10-е - 2-я пол. 30-х гг. XIV в.) посетил в этом году находящиеся в груз. исторической пров. Эрети Анцухскую и Курмухскую епархии и передал Курмухскому архиеп. Кириллу (Донаури) Четвероевангелие. По указанию предстоятеля свящ. Иессей (Китиашвили) и его 12 учеников переписали Четвероевангелие для церквей, мон-рей епархии и организованных при мон-рях 7 школ ( Кекелидзе. 1945. Т. 2. С. 315). В 30-х г. XIV в. царь Грузии Георгий V Блистательный (1318-1346) освободил страну от монг. ига и вновь объединил Зап. и Вост. Грузию. Начался период возрождения в области гос. и церковной жизни. По сведениям Вахушти Багратиони, царь созвал церковный Собор, на к-ром присутствовали Западногрузинский (Абхазский) католикос и Мцхетский католикос-патриарх. На Соборе таким образом было утверждено церковное единство страны во главе с М. К. ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 259). Католикос-патриарх Евфимий III вместе с царем Георгием V принимал активное участие в создании законодательства для горного региона Мтиулети, где в результате слабых институтов управления имели место систематические правонарушения. Судопроизводство в Мтиулети в области церковного и частично гражданского права вошло в ведение М. К. (ПГП. 1963. Т. 1. С. 401). В кон. XIV в. в Вост. Грузию вторгся Тамерлан, его нашествия сильно повлияли на историю страны.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Храм Баграта. Кутаиси. До 1003 г. Вид с юго-востока Храм Баграта. Кутаиси. До 1003 г. Вид с юго-востока Католикос Абхазии именовался «наместником святого Андрея Первозванного» или «сидящим на троне св. Андрея» как преемник проповедовавшего на Черноморском побережье апостола. Как свидетельствуют источники, в период вхождения территории Абхазии в состав Одишского княжества (до 30-х гг. XVII в.) католикос владел селениями и земельными наделами в районе Бичвинтского храма, в то время как сам Одиши подчинялся царю Имерети. В XVII в., когда граница между Одиши и Абхазией проходила по р. Келасури, большинство своих владений Абхазский католикос имел в Одиши. В XVIII в., после того как граница между упомянутыми княжествами переместилась южнее р. Ингури, католикос потерял земли по правому берегу Ингури. Первое упоминание имени Западногрузинского католикоса относится ко 2-й пол. XIII в.- в рукописях груз. мон-ря на Синае и в надписи Бедийского храма назван Абхазский католикос Николай (Николоз). По именам известны следующие Абхазские католикосы: Николоз (приблизительно 2-я пол. XIII в.), Арсений (1390), Даниил (приблизительно кон. XIV в.), Иоаким (70-е гг. XV в.), Стефан (1490-1516), Малахия I (Абашидзе; 30-е гг. XVI в.), Евдемон I (Чхетидзе;1557-1578), Евфимий I (Сакварелидзе;1578-1616), Малахия II (Гуриели; 1616-1639), Григорий I (1639), Максим I (Мачутасдзе; 1639-1657), Захария (Квариани;1657-1660), Симеон I (Чхетидзе; 1660-1666), Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669), Евфимий II (Сакварелидзе; 1669-1673), Давид (Немсадзе; 1673-1696), Григорий II (Лордкипанидзе; 1696-1742), Виссарион (Эристави; 1742-1769), Герман (Цулукидзе; 2-я пол. XVIII в.), Иосиф (Багратиони; 1769-1776), Максим II (Абашидзе; 1776-1795), Досифей (Церетели; 1795-1814, Местоблюститель). Территория В XIII в. А. К. включал в себя территорию всей Зап. Грузии: его сев. граница проходила по Кавказскому хребту, естественной зап. границей являлось Чёрное м., на востоке территории А. К. ограничивал Лихский (Сурамский) хребет, на юге и юго-западе - Месхетский хребет и р.

http://pravenc.ru/text/62536.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь. Епископат ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ДАВИД ТБЕЛИ (X-XI вв.), еп. Тбетский (Юж. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), церковный деятель и переводчик ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ II [Еквтиме; Ефтвиме] (Сакварелидзе), Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх (ок. 1669-1673) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ЗАХАРИЯ (Джорджадзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1623-1632 (?)), еп. Некресский (до 1623) ЗАХАРИЯ (Квариани), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский; Пицундский) (1658 (?) - 1660), митр. Гелатский (1639-1660) ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.)

http://pravenc.ru/rubrics/121448_2.html

Католикос поддерживал деловые отношения с находившимися в Зап. Грузии католиками-миссионерами, по просьбе царя Имерети Георгия III он вел сложные переговоры с прибывшим в Грузию иран. шахом Аббасом I, неоднократно совершавшим разорительные походы в Картли и Кахети и стремившимся полностью истребить местное население (только в Кахети погибло 100 тыс. и 200 тыс. чел. было угнано в рабство в Иран). В 20-х гг. XVII в. в Грузии вспыхнуло восстание против иран. ига во главе с Великим Моурави (высшая адм. должность) Картли Георгием Саакадзе, с к-рым Малахия II неоднократно вел переговоры относительно хода восстания. Связи Грузии с Россией, прерванные в период монголо-татар. ига, были возобновлены в XV в., а в XVI-XVIII вв. приняли регулярный характер. Груз. правители неоднократно обращались с просьбой к рус. правительству об оказании военной помощи Грузии, также ставился вопрос о совместных действиях против Турции и Ирана. Видную роль в дипломатических отношениях с Россией играли и высшие церковные иерархи Грузии. В 1640 г. Абхазский католикос-патриарх Максим I (Мачутасдзе) принял рус. послов Ф. Ельчина и П. Захарьева, приглашенных кн. Одиши Леваном II (Дадиани) (1611-1657). Максим I показал послам Моквский мон-рь и хранимые там святыни, познакомил их с историей и культурой Грузии. Неск. раз принимали рус. посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева, приглашенное царем Имерети Александром III (1639-1660), католикосы Максим I и Захария (Квариани). По личной просьбе католикоса-патриарха Захарии кн. Одиши Вамех III (Дадиани) отдал во владение А. К. церковь в с. Сенаки, а кн. Одиши Симеон II (Гуриели) - храм в с. Акети. Католикос Захария был видным гос. деятелем, сыгравшим важную роль в политических событиях в Зап. Грузии. Как офиц. представитель Грузии он присутствовал в 1645 г. на церемонии присяги на верность царя Имерети Александра III российскому царю Алексею Михайловичу и поставил свою подпись в «Книге верности». Во время правления католикосов-патриархов Давида (Немсадзе) и Григория II (Лордкипанидзе) в Абхазии, выделившейся в самостоятельное княжество в 30-х гг.

http://pravenc.ru/text/62536.html

[груз. ] (Наибидзе Иесей Арчилович; 1757-1813), митр. Тбилисский Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (1794-1810). Из рода Багратиони, внук царя Картли Иесея (1714-1716), представитель рода, оппозиционно настроенного царю Картли-Кахети Ираклию II . Был женат на дочери одного из противников политики царя Ираклия II кн. Элизбара Тактакишвили. Овдовев, принял монашеский постриг с именем А. Возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем мон-ря Кацхи в Имерети (см. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат ). Через нек-рое время хиротонисан во епископа на Никозскую кафедру. 16 февр. 1801 г. отслужил торжественную литургию в Тбилисском Сионском соборе в честь вхождения Картлийско-Кахетинского (Восточногрузинского) царства в состав Российской империи. А. активно поддержал новую гражданскую власть, подчас действуя против воли и согласия Католикоса-Патриарха Антония II (Багратиони) и демонстративно обращаясь по всем церковным вопросам в Святейший Синод РПЦ. Неоднократно предоставлял гражданской власти Российской империи ценные сведения о положении политических дел в Грузии. По представлению управляющего Грузией П. Д. Цицианова (Цицишвили) был награжден имп. Александром I орденом св. Анны 1-й степени, а в 1807 г. по представлению командующего Кавказской линией ген. И. В. Гудовича ему был пожалован белый куколь, украшенный бриллиантовым крестом. А. был противником проекта о введении духовной дикастерии (см. Консистория ), разрабатываемого под рук. Католикоса-Патриарха Антония II, т. к. это вело за собой упразднение Тбилисской кафедры. С жалобой на Католикоса и гражданские власти А. обратился к императору, но не нашел поддержки. 12 дек. 1809 г. на торжественном молебне в Тбилисском Сионском соборе в честь дня рождения имп. Александра I в присутствии Католикоса-Патриарха Грузии Антония II, главноуправляющего А. П. Тормасова и др. гражданских и военных чинов А. публично оскорбил архиеп. Варлаама Эристави (буд. Экзарх Грузии) и известного церковного деятеля прот. Алексия Петриашвили. Вскоре после этого А. был уличен в финансовых и служебных злоупотреблениях и предан церковному суду ГПЦ, по решению к-рого был отстранен от управления Тбилисской кафедрой, запрещен на 6 месяцев в служении и сослан в Гареджийскую пуст. Но А. не подчинился указу суда и отправил неск. ходатайств об амнистии императору. В 1813 г., уже после упразднения автокефалии ГПЦ, император разрешил митрополиту приехать в С.-Петербург и предстать перед Святейшим Синодом для рассмотрения своего вопроса. Но А. скончался, так и не осуществив этой поездки. Погребен в Тбилисском Сионском соборе.

http://pravenc.ru/text/76244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДРАНДА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (9 мая 1883-1928) Сухумской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (с 1917 Кавказского Экзархата РПЦ, с сент. 1919 Грузинской Православной Церкви), общежительный ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЕВФИМИЙ II [Еквтиме; Ефтвиме] (Сакварелидзе), Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх (ок. 1669-1673) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ЕПИФАНИЙ [Епифане, Етвифане], чудотворец, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121442_4.html

Несмотря на тяжелое положение в приграничных районах Католикосата, Абхазские католикосы зачастую на собственные средства восстанавливали и возводили церкви, снабжали их богословской лит-рой, церковной утварью. По приказу католикоса Евдемона I были восстановлены и расписаны Успенская и Георгиевская церкви Гелатского мон-ря, а также церкви Мокви и Бичвинты. Католикос пожертвовал Гелатскому мон-рю множество церковных святынь, в т. ч. золотой крест и чашу с драгоценными камнями. В Гос. музее искусства Грузии хранится выносной крест, изготовленный по приказу католикоса Евдемона. По благословению католикоса Евфимия I (Сакварелидзе) активно переписывалась духовная и светская лит-ра, в т. ч. «Картлис Цховреба». Последний католикос-патриарх Зап. Грузии Максим II (Абашидзе) с дипломатической миссией дважды побывал в России, скончался во время 2-го путешествия (30 мая 1795) в Киеве и был похоронен в Киево-Печерской лавре. Его преемником имеретинский царь Соломон II назначил митр. Кутаисского Досифея (Церетели) , ставшего местоблюстителем католикоса-патриарха и последним «управителем Католикосата». В 1814 (по др. версии, 1820) г. была упразднена автокефалия Западногрузинской Церкви, территория Абхазского Католикосата вошла в состав Грузинского Экзархата РПЦ. Т. Коридзе Грузинская Церковь в 1917-1921 гг.: восстановление автокефалии Еп. Леонид (Окропиридзе). Фотография. 1917 г. Еп. Леонид (Окропиридзе). Фотография. 1917 г. 12 марта 1917 г. в Светицховели состоялся Церковный Собор, на к-ром было провозглашено восстановление автокефалии ГПЦ. Акт Собора, обосновывая восстановление автокефалии, ссылается на неканоничность ее упразднения в 1811 г., а также на установленную в России «новую форму правления (Российскую республику.- Н. Т. -М.)... с которой не гармонирует бесправное существование Грузинской Церкви» (цит. по: Егоров. К истории. 1917. С. 9). Под председательством еп. Гурийско-Одишского Леонида (Окропиридзе ; впосл. Католикос-Патриарх) было учреждено Временное управление ГПЦ в составе 3 епископов, 6 священников, диакона, псаломщика и 13 мирян.

http://pravenc.ru/text/638558.html

XVII в., усилилось притеснение христ. населения со стороны Турции. Переселившиеся с Сев. Кавказа племена, принявшие самоназвание местных абхазов, постепенно осели на территории от р. Келасури до р. Ингури, в результате чего А. К. стал терять свои владения на этих землях. Католикосы стремились уберечь от продажи в Турцию крепостных, приписанных к А. К.: католикос Давид потребовал от абх. кн. Квапу (Шервашидзе) прекратить торговлю, на что получил согласие, но на практике все продолжалось по-прежнему. Католикос Григорий, видя невыполнение соглашения, заключенного между католикосом Давидом и Квапу (Шервашидзе), выкупил принадлежащее Католикосату оставшееся крепостное население Абхазии и поселил его на территории Одиши. Кн. Одиши Леван III (Дадиани) пожертвовал Католикосату в качестве компенсации за потерянные в Абхазети земли Хобский мон-рь с прилегающими к нему земельными угодьями. Во 2-й пол. XVIII в. значительно усилилась власть царя Имерети Соломона I , к-рому удалось объединить страну и выставить против турок единое груз. войско. В результате неоднократных поражений, нанесенных туркам груз. войсками, враг был изгнан из страны. В 1759 г., во время правления католикоса Виссариона (Эристави), по инициативе Соломона I был созван Церковный Собор, к-рый запретил торговлю пленниками. Католикос Иосиф (Багратиони) помогал своему брату царю Соломону I в борьбе за укрепление царской власти; ратуя за возрождение груз. культуры, активно поддерживал возникшее в XVII-XVIII вв. книгопечатание, был большим ценителем и собирателем книг, значительную часть своей б-ки поместил в Гелатском мон-ре. Во время правления последнего Абхазского католикоса Максима II (Абашидзе) были восстановлены Шемокмедская и Джуматская епархии (Гурия), прекратившие свое существование из-за опустошительных вторжений с юго-запада турков-осман. Он же отдал епископу Ниноцминдскому в качестве резиденции мон-рь в с. Гамочинебули (Гурия). Укрепление грузинско-рус. отношений во 2-й пол. XVIII в. привело к заключению в 1783 г.

http://pravenc.ru/text/62536.html

В 1780 г. по настоянию Ираклия II церковный Собор ГПЦ под председательством католикоса-патриарха Антония I за оставшиеся неизвестными «преступления разные» снял И. с кафедры и наложил запрет на совершение им богослужений ( Кавтария. 1977. С. 143). И. был сослан в монастырь Давидгареджи в пуст. Гареджи , откуда бежал в Имерети, надеясь, по-видимому, на поддержку имеретинского царя Соломона I (1752-1784), католикоса-патриарха Вост. Грузии Максима II (Абашидзе) и епископов Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (Путешествие. 1852. С. 2). Не добившись поддержки, И. по требованию Ираклия II вернулся в Тбилиси и жил в доме при ц. Квашвети . На протяжении всей жизни И. стремился оправдать себя. В «Путешествии...» упоминается о том, как он, «подверженный обсуждению и обвинению в этом, был обречен на гонения и подвержен великим мукам и страданиям мира сего определением и волею наставника моего, царевича Антония католикоса» (Там же. С. 9). За 1783-1795 гг. И. объехал почти весь православный Восток: К-поль (Там же. С. 11-28), Афон (Там же. С. 29-50), Иерусалим (Там же. С. 51-70), острова Патмос, Самос, Лесбос, Хиос, Лемнос, Кипр, Родос, Тенедос, Кефалония (Кефалиния) и др. (Там же. С. 61-76, 98-99), Бейрут, Дамаск, Египет (Там же. С. 84-90), п-ов Синай (Там же. С. 91-101). Также в эти годы он путешествовал по Европе - был в Венеции (Там же. С. 77-83), Вене (Там же. С. 102-107), Польше (Там же. С. 108-138); с разрешения Святейшего Синода РПЦ подвизался в Киево-Печерской лавре (Там же. С. 139-145). Очевидно, И. имел нек-рый дипломатический статус, данный ему либо Антонием I, либо Ираклием II. Так, во время путешествия по Востоку И. встретился почти со всеми Главами правосл. Церквей, и везде ему оказывали высокий прием; исследователи связывают это не только с личными качествами И.- образованностью, практическим умом, общительностью, обаянием, дипломатическими способностями, но и с авторитетом Ираклия II. И. с почетом был принят в Ахалцихе и заручился поддержкой тур. паши, к-рый помог ему доехать до К-поля. В 1784 г. И. предстал перед патриархом К-польским Прокопием и находившимся там в то время с братским визитом патриархом Иерусалимским Авраамием (1775-1787), к-рые «благословили» И. и «отпустили грехи», после чего он был «разрешен». О восстановлении И. в сане митрополита патриархи написали Ираклию II и Антонию I.

http://pravenc.ru/text/578302.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010