Ист.: Цхвилоели П. Письмо//Иверия. Тифлис, 1893. 119. С. 3 (на груз. яз.); Утверждение рус. владычества на Кавказе/Ред.: В. А. Потто. Тифлис, 1904. Т. 3. С. 506; АКавАК. Т. 6. Ч. 1. 796, 797; Какабадзе С. Церк. док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. [Т. 2.] С. 144 (на груз. яз.); Амвросий (Хелая), Католикос-Патриарх. Я выполнил свой долг//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1988. 10. С. 152 (на груз. яз.). Лит.: Бакрадзе Д. З. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. С. 219-306; То же. Батуми, 1988. С. 252; Ивановский Я. И. Св.-Троицкий Александро-Свирский мон-рь. СПб., 19013. С. 165; Давид Багратиони [Батонишвили]. Мат-лы по истории Грузии, 1744-1840 гг. Тбилиси, 1905 (на груз. яз.); Киквидзе А. История Грузии: XIX-XX вв. Тбилиси, С. 111, 112 (на груз. яз.); Дадиани Н. Жизнь грузин. Тбилиси, 1962. С. 206-207 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1978. С. 15-18; Коридзе Т. Гаенатский митр. Евфимий//Фудзе (Основа). Тбилиси, 2004. 2. С. 13-14 (на груз. яз.); Ткешелашвили Л. Груз. архиереи-мученики Досифей и Евфимий, 1820 г. Тбилиси, 2005. С. 39-65 (на груз. яз.). Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/187673.html

Б. Кудава Возникновение Абхазского Католикосата в Зап. Грузии Христос Пантократор. Мощевик. Х в. (ГМИГ) Христос Пантократор. Мощевик. Х в. (ГМИГ) связывают с выходом из юрисдикции К-польского Патриархата митрополии Фасиса с 4 подчиненными кафедрами (Родополь, Саисины, Петра, Зиганеи), а также архиепископий Никопсии и Абазгии с последующим их объединением в Грузинскую Церковь, политическую основу к-рого составляло Абхазское (Западногрузинское) царство. Резиденция католикоса находилась в Бичвинте (Пицунда), где в X в. был выстроен кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы. Западногрузинских католикосов в источниках называют также Бичвинтскими - по местонахождению их резиденции. Титулатура католикоса («Богоизбранный наместник апостола Андрея Первозванного... подражатель Двенадцати») подчеркивала преемственность служения католикоса от просветителя Грузии ап. Андрея Первозванного ( Какабадзе. Церковные документы. Т. 2. С. 41, 51-52; Исторические документы Имеретинского царства и Гурийско-Одишских княжеств. Т. 1. С. 105-106). С обретением церковной независимости от К-поля греч. епископские кафедры, расположенные в основном на побережье Чёрного м., упразднялись абх. (западногруз.) царями, вместо них основывались грузинские. С IX в. в Зап. Грузии греч. язык в богослужении был заменен грузинским, появились и первые эпиграфические памятники на груз. языке, наиболее ранние из к-рых - надписи на асомтаврули в церкви Мсигхуа (Гудаутский р-н) ( Ахаладзе. Эпиграфические памятники. 1999. С. 363-374; КГН. Т. 2. С. 30-32; Бгажба. Из истории письменности. 1967. С. 5). Прямых сведений о существовании Абхазского Католикосата до XI в. нет, наиболее ранним свидетельством является Ахалцихское пергаменное Евангелие (Исторический музей г. Ахалцихе, ркп. 186, XI в.), в колофонах к-рого неск. раз упоминается «католикос Абхазии Свимеон», современник автора записей ( Жордания. Хроники. Т. 2. С. 89-90; Бердзенишвили. Вопросы. Т. 3. 1966. С. 47; Силогава В. Древнейшее письменное сведение об Абхазском католикосе//Груз. источниковедение. Тбилиси, 2006. Вып. 11. С. 108-120 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Пресв. Богородица с Младенцем и архиеп. Моквский Даниил. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (НЦРГ. Q 902. Л. 328) Пресв. Богородица с Младенцем и архиеп. Моквский Даниил. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (НЦРГ. Q 902. Л. 328) В античную эпоху и раннее средневековье территория М. е. входила в состав древнегрузинского царства Колхида (впосл. Лазское (Эгрисское) царство). Во 2-й пол. V в., при царе Картли св. Вахтанге Горгасали , а также в 1-й пол. VIII в., при эрисмтаварах Степанозе и Арчиле, на Шуа-Сопели распространялась власть правителей Картли. Древнейшие сведения о церковном окормлении этого региона отражены в нотициях К-польского Патриархата (Notitiae Episcopatuum). Из этих документов известно, что в VII-IX вв. в сев.-зап. часть Лазики существовали церковные структуры К-польского Патриархата с центрами в Зиганеи (Зиганис, ныне Гудава) и Севастополисе (Цхуми, ныне Сухуми). По мнению одних ученых (Дж. Гамахария, Б. Гогия), паства Шуа-Сопели входила в паству епископа Зиганеи, с т. зр. других (Б. Кудава) - епископа Севастополиса. Сведения об этих территориях сохранились в сочинении Феодосия Гангрского , упоминающего с. Мокви и крепость Тусуме над ним, куда был сослан прп. Анастасий Апокрисиарий , ученик прп. Максима Исповедника (Георгика. 1941. Т. 4. Ч. 1. С. 50) (подробнее см. в ст.: Максим Исповедник ). В кон. IX-X в. в Зап. Грузии были образованы грузинские церковные кафедры в юрисдикции Абхазского (Западногрузинского) Католикосата, в т. ч. Чкондидская , Драндская, Бедийская епархии, М. е. Основание М. е. груз. источники приписывают абх. царю Леону III (957-967): «Он построил церковь в Мокви и учредил [там] епископскую кафедру, благословил и обеспечил всем необходимым» (Матиане Картлиса//КЦ. 1955. Т. 1. С. 270; То же//Картлис Цховреба. 2008. С. 146). Архидиак. Павел Алеппский «создателем епископии» ошибочно считает визант. имп. Андроника I Комнина (кон. XII в.) ( Павел Алеппский. 1973. С. 71). С образованием единой Грузии последовало объединение Абхазского и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосатов (кон. X - нач. XI в.). М. е. перешла под юрисдикцию католикоса-патриарха всей Грузии. О важности М. е. и роли ее архиерея в груз. царстве свидетельствует фресковая надпись в кафоликоне Мокви, в к-рой упоминались визант. имп. Алексей I Комнин (1081-1118) и царь всей Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) ( Каухчишвили. 2004. С. 15, 40-41). Архиереи М. е. носили в тот период сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/2564016.html

В VIII-IX вв. в Абазгии и Лазике, входивших в состав Абхазского царства и в церковном отношении подчинявшихся К-польскому Патриархату, богослужебным языком был греч. Араб. завоевание Картли , территория к-рой входила в юрисдикцию Мцхетского Католикосата , вызвало массовую миграцию картлийского населения в Зап. Грузию, принесшую постепенное проникновение в культурные и церковные сферы Зап. Грузии восточногруз. (картлийского) языка, ставшего здесь языком богословия и агиографии. При Леоне III появились произведения на груз. языке «Слава и величание грузинскому языку» Иоанна Зосима (Х в.) и «Житие Григола Хандзтели», автор к-рого Георгий Мерчул (Х в.) отметил, что «церковная служба и молитвы в Картли (имеется в виду объединенная Грузия.- Авт.) творились на груз. языке за исключением кирие елейсон» (Георгий Мерчул . С. 8), на основании чего можно утверждать, что уже к кон. IX в. греч. язык в богослужении уступил место груз. В IX-X вв. велась интенсивная борьба за объединение отдельных груз. царств и княжеств. Баграт IV (1027-1072) вел борьбу против децентрализации царской власти в Грузии и за воссоединение оставшихся независимыми княжеств Кахети и Эрети с единой Грузией и ликвидацию Тбилисского эмирата, подчиненного Арабскому халифату. Он считал одной из главных своих задач налаживание на новом уровне культурных связей с внешним миром, и в первую очередь - с Византией. При нем были продолжены традиции монастырского строительства, у истоков к-рых стояли прп. Григорий Хандзойский и царь Димитрий II Абхазский. Баграт IV установил переписку с прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) и пригласил его в Грузию, чтобы «нас,- как писал царь,- вскормить и научить в святости вашей и чтобы Господу поднести в дар души наши» (Житие Георгия Святогорца. С. 156-157). Св. Георгием были составлены поучения для наследника престола Георгия II (1072-1089), с к-рым святой провел много времени в душеполезных беседах и наставлениях. Местом проповедей и поучений св. Георгия в Абхазии был основанный Георгием II Абхазским Чкондиди - резиденция абх. епископов и один из крупных адм. центров Грузии. Он принял исповедь от «самого царя, католикоса, священников, диаконов, черноризцев и монахов, вельмож и князей, богатых и бедных... Так и просветил он весь Восток - сей Богом просвещенный человек» (Там же. С. 157-161). Св. Георгий приобрел многих учеников, среди к-рых агиограф называет еп. Кутаисского Илариона и неизвестного ему по имени епископа Чкондидского.

http://pravenc.ru/text/62536.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Досифей (Церетели). Икона. Нач. XXI в. (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820). Принадлежал к имеретинскому княжескому роду, представители к-рого занимали высшие гос. должности в Имерети: отец Николоз был меабджретухуцеси (министр вооружения), дед Папуна - сардали (военачальник) В. Имерети, двоюродный брат Зураб - сахлтухуцеси (министр хозяйства царского двора); двоюродная сестра Дареджан была супругой восточногруз. царя Ираклия II (в Кахети - 1744-1762, в Картли-Кахети - 1762-1798). Занимая Кутаисскую кафедру, Д. проявлял заботу о развитии хозяйства епархии и возвращении захваченных груз. азнаурами церковных земель и крестьян: он скупал их на личные средства и жертвовал мн. церквам и мон-рям Зап. Грузии, в частности Джручи в 1779 г. (Кут. E 455), Мгвимеви в 1808 г. (Кекел. H 1705) и др. Кутаисскому кафедральному собору, храму Баграта, он пожертвовал изготовленный по его благословению настоятельский крест ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 424). Вблизи храма Баграта Д. имел небольшой жилой дом, разрушенный после его смерти. С 60-х гг. XVIII в. Д. жил также и во 2-й резиденции Кутаисских митрополитов - в с. Маглаки (близ Кутаиси). Д. являлся активным сторонником восстановления единства Грузии: вместе с западногруз. деятелями того времени К. и З. Церетели, П. Микеладзе, И. Абашидзе и др. он входил в состав делегации Имеретинского царства, обратившейся в 1790 г. к царю Картли-Кахети Ираклию II с предложением о воссоединении царств и княжеств Зап. и Вост. Грузии ( Иоселиани. 1978. С. 15) После кончины католикоса Зап. Грузии Максима II (Абашидзе) (30 мая 1795) имеретинский царь Соломон II назначил Д. преемником католикоса. Однако интронизация Д. так и не состоялась. В документах этого периода Д. подписывался как «Преосвященнейший митрополит Кутаисский и правитель Католикосата» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 1105, 1119).

http://pravenc.ru/text/180311.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Саакадзе) [Тбилели; груз. ] (1620-1688), митр. Тбилисский (не позднее нояб. 1658 - 1688) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь), груз. поэт. Родственник Вел. Моурави - известного груз. полководца Георгия Саакадзе. По мнению П. Иоселиани , И.- внук Георгия, сын его сына Сиауша. Иоселиани считает, что это имя может означать «татарский, турецкий» и, вероятно, было дано Сиаушу в то время, когда семья Георгия Саакадзе находилась в Турции (после 1626) (Дидмоуравиани. 1851. С. 1). Акад. прот. К. Кекелидзе опровергает т. зр. Иоселиани и полагает, что И.- племянник Георгия, поскольку, по уточненным данным, имя Сиауш среди имен сыновей Вел. Моурави больше нигде не встречается. Кекелидзе пишет, что «в роду у Саакадзе было распространено имя Бабашиош или Бабасиауш. Может, отсюда и происходит вторая фамилия Иосифа Саакадзе - Бабаташвили» ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1981. Т. 2. С. 525). Однако принадлежность И. к роду Вел. Моурави считается неопровержимой, поскольку И. предваряет свое соч. о Георгии Саакадзе «Дидмоуравиани» словами: «Приступаю к описанию я, родня его и потомок». И. рос и воспитывался в мон-ре Кватахеви , там же принял постриг (Там же). Дата хиротонии не установлена, но известно, что в нач. 50-х гг. XVII в. И. управлял Никорцминдской епархией Абхазского (Западногрузинского) Католикосата , затем - Ацкурской епархией Мцхетского Католикосата. И. указывал, что на Тбилисскую кафедру он взошел при царе Картли Ростоме († нояб. 1658), в то время как в нек-рых гуджарах (грамотах) митрополитом Тбилисским в 1658 г. назван Елисей (Сагинашвили); очевидно, И. получил назначение незадолго до кончины царя ( Чичинадзе. 1904. С. 30-31) (1662 - ошибочная датировка). И. принимал активное участие в политической и общественной жизни Грузии, придерживаясь линии укрепления власти груз. царя и противостояния персид. господству. Погиб в сражении у Душети в 1688 г., когда царь Картли Георгий XI выступил против сторонника Ирана, настроенного сепаратистски Арагвского эристави Гиорги: «Тогда напал царь на Тинийскую дорогу и их (арагвцев.- Авт.) поддержали кахи, ближние им, и засели в укреплениях и начали палить из ружей с утра до полудня... преимущественно палили по царскому знамени, убили Иосифа Тбилели и Кайхосро Цицишвили и многих других, однако царские [войска] взяли верх и разбили их и убежали [они]. Вступил победоносный царь и стал в Базалети и воины царя сожгли Душети и его окрестности» ( Вахушти Багратиони//КЦ. Т. 4. С. 462; Он же. 1976. С. 80).

http://pravenc.ru/text/578539.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) МИХАИЛА АРХАНГЕЛА МОНАСТЫРЬ расположен в горных пещерах в долине р. Русенски-Лом в 3 км от с. Иванова, в 18 км южнее г. Русе (Болгария) МИХАИЛ ПСЕЛЛ (1018 - ок. 1078 или 90-е гг. XI в.), мон., визант. политик; ученый-энциклопедист, историк, литератор, философ, богослов, выдающийся деятель визант. культуры МИХАИЛ ХОНИАТ (ок. 1138 - 1222), свт. (пам. 4 июля), митр. Афинский (с 1182; в изгнании с 1205), визант. писатель МИХАЙ-ВОДЭ мон-рь во имя свт. Николая, еп. Мирликийского (1591-1862); метох (подворье) афонского мон-ря Симонопетра, резиденция господарей Валахии МИХОЛЬСКА-ПРЕВЛАКА (Иловица, Тумба или Томба), муж. мон-рь во имя арх. Михаила Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ) МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) МОКВСКАЯ ЕПАРХИЯ Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (X-XI вв.; XV - кон. XVII-XVIII в.) и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (XI-XV вв.) Грузинской Православной Церкви с кафедрой в мон-ре Мокви МОЛДАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ (также Мавро-Влахийская, Русо-Влахийская, Молдо-Влахийская) К-польского Патриархата (ок. 1387-1388 - 13 дек. 1863) с кафедрой в г. Сучава (после 1388-1565, 1592-1634) и в г. Яссы (1565-1592, с 1634), правосл. Церковь на территории Молдавского княжества МОЛДОВЫ И БУКОВИНЫ МИТРОПОЛИЯ (с 1 июля 1990; 3 дек. 1864-1948 - Молдавская митрополия; 1948 - 1 июля 1990 - Молдовы и Сучавы митрополия) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) МОПСУЕСТИЯ [Мисис; Мамистра; ныне Якапынар], античный и средневек. город в Киликии (ныне Юго-Вост. Турция), на р. Пирам (ныне Джейхан), древняя епархия Антиохийской Православной Церкви МОРАЧА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви МОЦАМЕТА муж. монастырь (XI в.-1923, с 1954) в честь Благовещения Пресв. Богородицы Ткибульско-Терджольской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_44.html

Зап. и юго-зап. границы Н. е. проходили по хребту Шода-Кедела в сев. отрогах Лихского хребта, где территории Н. е. граничили с землями Кутаисской епархии ГПЦ. В сер. XVI в. верховья рек Риони, Чанчахи, Гарула и Джеджора перешли под юрисдикцию новообразованной Никорцминдской епархии ГПЦ и граница отодвинулась на восток, к Главному Кавказскому хребту. На севере, согласно сведениям Вахушти Багратиони, никозели окормлял территории до южнорус. равнин - границ Аланской епархии К-польского Патриархата. Изменения на сев. границах Н. е. произошли в нач. XVII в., когда зап. часть Двалети отошла к груз. царству Имерети (Зап. Грузия). В титулатуре светских и церковных властителей того времени появились определения: «владетель Овсети и Двалети», «кормчий овсов и двалов» (Дарственная грамота царя Имерети Александра III (1639-1660) цихистави (коменданту крепости) Иоанну Омадмадидзе, 1659 г.// Какабадзе. 1925. С. 91; Дарственная грамота Вамека Дадиани Бичвинтскому храму, 1660-1662 гг.//ПГП. 1977. Т. 6. С. 671; Дарственная грамота католикоса-патриарха Зап. Грузии Виссариона (Эристави) Бичвинтскому храму, 1755 г.// Какабадзе. 1921. Т. 2. С. 7; Дарственная грамота католикоса-патриарха Зап. Грузии Виссариона (Эристави) иеромонаху Сенакской церкви Георгию (Кавтарии), 1762 г.//Исторические док-ты царства Имерети. 1958. Т. 1. С. 105-106), что свидетельствует о стремлении католикосов-патриархов Зап. Грузии (Абхазских) окормлять территории, считавшиеся принадлежавшими Н. е. Возможно, в XVII-XVIII вв. церковные границы в Двалети совпадали с государственно-адм. границами груз. царств, т. е. вост. часть, остававшаяся в составе Картли, считалась уделом никозели, а зап. часть, оказавшаяся в Имерети,- Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. На востоке Хохский хребет отделял Н. е. от пров. Хеви, владений мцхетского кафедрального собора Светицховели (периодически Хеви оказывалась в составе Цилканской епархии ГПЦ). С юга по высотам, разделяющим ущелья рек Кешельта и Паца от Б. Лиахви, Н. е. граничила с Урбнисской епархией ГПЦ; некоторые селения южнее этой линии также принадлежали никозели.

http://pravenc.ru/text/2565612.html

В 1989 году был издан полный текст Библии на современном грузинском, а позже – и на древнегрузинском языке. Стоял перед патриархом и непростой вопрос рефор­мирования и обновления структуры церковного управ­ления. После восстановления автокефалии в 1917 году был создан патриарший Совет из 11 членов (духовенство и миряне), который собирался каждую неделю и решал текущие вопросы. Был создан и патриарший суд во главе с Католикосом-Патриархом, и канцелярия патриархии. В 1927 году эти службы были упразднены, и вся текущая работа была возложена на хорепископа (викария) патриарха. В 1932 году был создан Синод при Католикосе-Патриархе, который в начале 1940-х годов был преобразован в Св. Синод, но в самой патриархии, кроме хозяйственно-финансового отдела, не функционировала ли одна служба. После избрания, Илия II занялся налаживанием работы церковных структур, и к 1979 году в патриархии уже действовали управления: внешних связей, внутрицерковных вопросов, редакционно-издательское, церковных сооружений и архитектуры, защиты природы. С начала 80-х годов по мере укрепления позиции ГПЦ и роста ее влияния на общественную жизнь, а также увеличения числа епархий были созданы полноценные церковные органы управления, координирующие разные направления церковной жизни. Сегодняшний патриархат – это многосоставная организация, охватывающая своей деятельностью весь спектр церковно-социальной и гражданской жизни, имеющая постоянный и устойчивый контакт с государственными и негосударственными учреждениями, органами власти и общественными организациями. Во главе Грузинской Церкви начиная с V века стоял архиепископ Мцхетский, который носил титул Католикоса. В V–VII веках только в Восточной Грузии было более 30 епархий. После объединения Грузии и создания единой монархии (30-е годы XI века) Мцхетский Католикос получил титул патриарха и с тех пор до упразднения автокефалии (1811) именовался Католикосом-Патриархом всея Грузии. После распада единой грузинской монархии (конец XV века) западногрузинские церковные епархии возглавлял автономный Католикос Западногрузинский, или Бичвинтско-Абхазский, который тем не менее находился под юрисдикцией Мцхетского Католикоса-Патриарха. Резиденция западногрузинских Католикосов находилась в Бичвинте (Пицунде), а затем вследствие османской агрессии и экспансии горских народов была перенесена в Гелатский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К нач. XIX в. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат официально не был упразднен. После отъезда в 1789 г. с дипломатической миссией из Имерети в Россию последнего Абхазского католикоса Максима II (Абашидзе) Церковью в Зап. Грузии управлял местоблюститель католикоса Кутаисский митр. Досифей (Церетели) . С присоединением нек-рых областей Зап. Грузии к России епархии, расположенные на этой территории, с 1814 г. номинально были подвластны Грузино-Имеретинской синодальной конторе. К этому времени в Зап. Грузии существовало 10 епархий (Кутаисская, Гелатская, Хонская, Никорцминдская, Цагерская, Цаишская, Чкондидская, Бедийская, Шемокмедская, Джуматская), 4 из к-рых было в Имерети. По сведениям Никорцминдского архиеп. Софрония (Цулукидзе), в Имерети было 15 мон-рей и 618 действующих церквей, и, как и ранее в Вост. Грузии, мон-ри и церкви владели землями, пастбищами, виноградниками, садами и проч. угодьями (АКавАК. Т. 6. С. 419). 28 дек. 1818 г. имп. Александр I утвердил представленный в Святейший Синод проект, по к-рому в Имерети, Гурии и Мегрелии (Мингрелии) должно было остаться по 1 епархии, а Грузино-Имеретинской синодальной конторе надлежало провести опись всего церковного имущества и сократить численность духовенства (Там же. С. 418-419). В июне 1819 г. митр. Феофилакт, решительно устанавливавший новые порядки в Зап. Грузии, направил в Имерети сотрудников синодальной конторы, к-рые без разъяснений и предъявления разрешения имеретинских епископов начали закрывать церкви, сокращать число приходов, изгонять священников и объявлять народу о замене натуральных налогов денежными. Вскоре в Имерети приехал и экзарх, чтобы руководить реорганизацией на месте. По описанию ген. А. П. Ермолова , «перемены сии были частию необходимы, ибо духовенство было в числе чрезмерном, церкви в бедности и потому без приличного благолепия, доходы без определительности, употребление оных без ясной отчетности…». Ермолов писал, что он «митрополита Феофилакта не раз предупреждал... что нельзя приступить к равным переменам как по Грузии (имеется в виду Вост. Грузия.- З. А.), так и по Имеретии, ибо в сей последней по недавней ее независимости власти не в полном действии и им не полное оказывается повиновение, и что простой народ, в состоянии несравненно большего невежества, нежели в Грузии, легко может быть возбужден к беспокойствам, и надобно будет прибегать к мерам крайним для укрощения».

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010