Например, Павел в 1Кор 14:9 говорит: «Вы будете говорить на ветер» На языке аверра хуарес запотек это было передано метафорически: «Вы будете говорить в ваш собственный рот» Слова Луки «младенец взыграл во чреве ее» ( Лк 1:41 ) были переданы на язык кариб (Гватемала) как «младенец стал играть» Выражение «у вас окаменело сердце» (или эквивалентные ему, например: Мф 19:8 , Мк 3:5, 6:52, 8:17, 10:5, 16:4 , Евр 3:8, 15, 4:7 ) довольно часто используется в Библии и часто заменяется в ЦЯ подобным метафорическим выражением, таким как «ваши уши окаменели» или «ваш желудок тверд как камень» (африканские языки). Во всех этих случаях застывшая метафора ЦЯ заменяет застывшую метафору оригинала. Использование формы сравнения (типы 4, 5) Одним из самых простых способов нахождения эквивалента метафоры может считаться перевод ее как сравнения. Данный способ подчеркивает, что в основе любой метафоры лежит косвенное сравнение предметов. Например, Петр в своем Послании говорит о лжеучителях: «Это – безводные источники» Эту же мысль можно выразить в форме сравнения: «Вы как безводные источники» Однако данная фигура речи не содержит никакого указания на точку подобия, поэтому даже в этом случае читатель может задать вопрос, почему лжепророки сравниваются с безводными источниками. Как уже было сказано, место в Иак 1:12 «он получил венец жизни» было переведено как сравнение без указания точки подобия; «он получил жизнь, как люди получают венец». В другом языке метафора «луна (превратится) в кровь» ( Деян 2:20 ) получила не только форму сравнения, но и четко обозначенную точку подобия: «Луна станет красной как кровь». В Мф 23:24 находим комбинацию из нескольких метафор и гиперболы: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» Одна из метафор «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» – объясняется предыдущим стихом, где Христос подчеркивает, что книжники и фарисеи заботятся о десятине с мяты, ониса и тмина, но пренебрегают важнейшим в законе: судом, милостью и верой. Очевидно, что точка подобия здесь состоит в том, что бессмысленно обращать внимание на незначительные вещи, пренебрегая основными моральными принципами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ne-iska...

И вот тогда совершенно внезапно боль страданий исчезнет, как у родившей женщины, и царь греков выйдет против них с великой яростью; он пробудится, как „исполин, побежденный вином…» 835 , которого они считали мертвым, и пойдет на них. Он двинется на них со стороны Моря Кушитского 836 и станет сеять опустошение и разрушение в пустыне Йасриба и сердцевине обиталища их предков. И сыновья царей греков пойдут на них из стран Запада и прикончат мечом оставшихся из них в Земле Обетованной. Будут они страшиться всех, кто вокруг них. Они сами, их жены, их вожди, их поселения, вся пустынная страна, принадлежавшая их предкам, будут отданы в руки царей греков: они предадут их мечу и разрушению, пленению и избиению. И иго их порабощения будет в семь раз тяжелее их ига. И будут они жестоко страдать от голода и изнурения, будут они работать вместе со своими женами и детьми, и будут они в рабстве у тех, кто служил им. Их рабство будет в сто раз тяжелее, чем то, которое налагали они» 837 . С этим пророчеством, явно принадлежавшим грекофилу, перекликается мнение о вполне реальных событиях Бар Пенкайе: «Прибытие этих шурте, о которых мы говорили, и их победа были деяниями Господа, и я верю, что они будут причиной уничтожения исмаилитов. Воистину, рука арабов покорила всех людей, а эти шурте объединили у себя мужей всех народов, что есть под небом. И я верю, что через них царству арабов будет положен конец» 838 . Пестрое сборище «шурты Аллаха» вопреки надеждам Бар Пенкайе отнюдь не было намерено спасать христиан, так как были и считали себя мусульманами, хотя и с очень своеобразными взглядами на желаемое устройство мусульманского общества. Их мессианские настроения связывались с фигурой другого спасителя – из рода Али, в данном случае с Мухаммадом б. ал-Ханафией, которого они никогда не видели и могли представлять себе как угодно. Об этом свидетельствует прибытие в Ниси-бин после гибели ал-Мухтара сына Ибн ал-Ханафии, Хасана, которого нисибинские последователи ал-Мухтара избрали своим главой. Лишь после того как отряд, посланный зубайридским наместником Мосула в конце 687 – начале 688 г., разгромил и взял Хасана в плен, а потом отослал в Мекку, где он был заточен Ибн аз-Зубайром 839 , восставших возглавил Абу Кариб.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Вожди арабов-христиан смогли создать свои царства, независимые как от персов, так и от византийцев, но неизбежно были глубоко вовлечены в политические противостояния и войны между двумя империями. После Халкидона персидские арабские племена стали несторианами, а византийские - как православными, так и монофизитами. Юстиниан заключил союз с Гассанидским княжеством и включил его в имперскую орбиту в качестве федератов, т.е. союзников Империи. Гассаниды были монофизитами, но несмотря на это, их вождь Аль-Харит (греч. Арета) получил титул патрикия. Постоянными противниками гассанидов были племена из Хиры, придерживавшиеся несторианства и союза с Персией. Христианство существовало и на юге Аравийского полуострова, на территории нынешнего Йемена. Тогда этот регион назывался «счастливой (благословенной) Аравией». Это и было царство Савское, откуда происходила легендарная царица, нанесшая визит Соломону. В IV-VI вв. там существовало царство Химьяр. Около 440 г. химьярский царь Абу Кариб обратился в иудаизм. Его наследник Дху-Нуваз приобрел печальную известность как кровавый гонитель Церкви. Не было такого изощренного мучения, которым не подвергались бы христиане во время его правления. Можно предположить, что, например, в слухах об этих страшных, нечеловеческих гонениях следует искать корни легенды об использовании иудеями христианской крови в ритуальных целях и истоки средневекового антисемитизма. Избиение христиан в 524 г. наконец-то вызвало ответные действия Византии. Союзники Империи эфиопы вторглись в Химьяр и положили конец иудейскому царству. Дальнейшая история христианства в этом регионе малоизвестна. В источниках содержатся некие глухие упоминания о сопротивлении эфиопской оккупации, о разделении между различными видами монофизитства и о продолжающем существовать несторианстве. Местные правители отказывались принять халкидонского епископа из Константинополя, и в конце концов химьярские священники сами (!) рукоположили себе епископа. Трагическая история христианства на Аравийском полуострове завершилась лишь через несколько веков после исламских завоеваний.

http://sedmitza.ru/lib/text/434754/

Но это родство духовное было ли следствием родства племён, колонизации, древних сношений или общих законов в развитии ума человеческого, определить невозможно при тех данных, на которые теперь может ссылаться наука. За всем тем, если вспомнить предание Азтеков (или полученное Азтеками от Тольтеков) о белом и бородатом просветителе, пришельце из заокеанического Востока, если обратить внимание на тип многих, хотя и неотчётливо исполненных скульптур, на сходство многих мифов мексиканских с мифами Финикии, на бесспорное пребывание белого племени на Антильских островах (ибо Кариб, название властвующего племени, значило белый) и на разительное сходство многих религиозных обрядов у Гванчей приафриканских и у жителей антильской островной купы: кажется, нельзя будет даже подвергать сомнению, что просвещение Мексики и ближайших к ней областей было плодом прямого сношения с великими центрами древнего просвещения или даже прямой колонизации из юго-западной Азии или нильской долины. Впрочем, эти сношения или колонизация должны, во всяком случае, относиться к глубокой, почти доисторической древности, к тому времени, когда мореплавание, остаток первоначальной эпохи всечеловеческого общения, ещё не погибло или не упало от усиленных распрей народных. Недаром хранилась так долго память об Атлантиде, и недаром памятник на Азорских островах указывал моряку путь на далёкий Запад. Сомнения о возможности такой колонизации были бы уже смешны в наше время. Давно ли узнали мы, что в podpisXpodpis веке скандинавские Норманны приставали к берегам Лабрадора, Канады и даже теперешних Соединённых штатов, и что Кельты ирландские уже предупредили их в заокеанических плаваниях? Предания умолкли, память исчезла, и только письменные памятники, отысканные учёными тружениками, восстановили факт, давно заброшенный в число самых неправдоподобных басен. А моряки финикийские далеко превосходили Норманнов смелостью предприятий, постоянством в торговом и, вероятно, разбойническом ремесле, обширностью морской области, захватывавшей все берега морей от Ирландии до Индии, огромностью флотов (например, Ганнон брал с собой в путешествие около Африки несколько тысяч колонистов) и особенно многовековым развитием искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

В числе арабских божеств, почитаемых язычниками, был и Аллах. Это название произошло от слова ал-илах, то есть, слова «бог» с определенным артиклем. Согласно упоминаниям Корана, арабы-язычники к помощи Аллаха прибегали преимущественно на море. Ряд почитаемых богинь – ал-Лат (форма женского рода от Аллах), ал-Узза («Великая») и Манат («Время»), считались «дочерьми Аллаха». Отец самого Мухаммеда носил имя Абдаллах, то есть «раб Аллаха». Большую роль в религиозных представлениях арабов играли джинны и шайтаны, которые представлялись посредниками между миром людей и миром богов. Эти духи, добрые или злые, по воле божеств внушали людям мысли и поступки. Считалось, что обычных людей они посещают время от времени, но есть люди, через которых они вещают остальным, – это аррафы («провидцы») и кахины («прорицатели»), они предсказывают будущее, ищут пропавшее, угадывают скрытое. В каждом племени был свой арраф или кахин. Поэты также считались вдохновленными из этого мира духов, промежуточного между людьми и богами. Иудаизм В вв. в Южной Аравии значительно распространился иудаизм. Царь Кариб принял иудаизм, его сын и преемник, иудейский царь Зу Нувас, подверг арабских христиан жестоким гонениям. Захватив обманом христианский г. Нарджан, он приказал выкопать рвы и залить их горючим веществом. Всех, кто отказывался принять иудаизм, бросали живьем в эти рвы. Память этих святых (св. Арефы и с ним 4299 мучеников) Православная Церковь совершает 24 октября/6 ноября. Достаточно успешной была иудейская проповедь и в центральной, и в северной части Аравийского полуострова. Иудейские колонии имелись во многих оазисах Хиджаза и Неджда. На севере от Мекки были поселения многочисленных иудейских племен. Вокруг города Ясриб находились три иудейских поселения. Скорее всего, это были арабы, обращенные в иудаизм. Среди иудеев Аравии в то время получили широкую известность мессианские идеи, связанные с ожиданием прихода мессии. Христианство С IV в. арабы подвергались пристальному вниманию христианских миссионеров – сирийцев, эфиопов, в меньшей степени греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

112 τν στρατιωτν τος καταλγους… Собственно слово κατλογος означает список граждан, подлежащих воинской повинности. 113 Именем своим Юстиниан и в самом деле несколько злоупотреблял, прилагая его и к новым, и к заново отстроенным городам (Justiniana Capsa, Carthago Justiniana, Justiniana Labi, Justiniana Prima), и к категориям чиновников (spectaliles Justiniani), и к студентам, изучавшим право (Justiniani novi). 114 Известий подобного рода в «Истории войн» множество. См., например: В. Р. II. 4.4; 26, 25; B.G. I. 27.2; III, 6.10; 14.2 etc. 115 См.: В.Р. I. 22.2. По условиям мира Хосрову было вручено сто десять кентинариев (одиннадцать тысяч либр) золота. 118 Секта монтанистов, получившая название по своему основателю Монтану, придерживалась строгой аскетичностп и выступала против помилования и обратного принятия в лоно церкви отпавших христиан. 119 Савватиане носили имя своего основателя Савватия (конец IV – начало V в.), выступавшего за празднование Пасхи по иудейскому исчислению. 121 К этому времени арианство исповедовали в основном племена германцев, в первую очередь готы. Законы, направленные против ариан, издавались и до Юстиниана. См.: С. J. I. 5.5. 123 В одной из новелл Юстиниана манихеи названы людьми, заслуживающими ненависти. См.: Nov. XLV Praef. 125 Известия об этом восстании сохранились во многих источниках. См., например: Malal. Р. 445 – 447; Chron. Pasch. P. 619; Ex. de ins. P. 171 etc. Прокопий упоминает о нем еще в одном из своих сочинений – трактате «О постройках». См.: De aed. V.7.17. По свидетельству хрониста Иоанна Малалы, самаритяне оказались разбиты при помощи арабского вождя, являвшегося филархом Палестины (Malal. P. 446 – 447). Этот филарх после разгрома восстания обратил в рабство молодых самаритянок и детей, продав их затем в Иран и Абиссинию. Этим филархом, имя которого Иоанн Малала не упоминает, являлся, по всей видимости, упомянутый Прокопием в «Войне с персами» вождь арабов-гассанидов Абу-Кариб (Авохарав). См.: В. Р. I. 17. 46. Оставшиеся в живых самаритяне, числом до 50 тыс., как утверждает Иоанн Малала, бежали в Иран и стали делать Каваду заманчивые предложения относительно Палестины. Прельщенный этим, Кавад нарушил в конце 530 г. мирный договор (Malal. Р. 455), заключенный им с Византией на исходе лета того же года при участии патрикия Руфина и комита Александра. См.: В. Р. 1.13.11; 16.1 – 10.

http://azbyka.ru/otechnik/6/tajnaja-isto...

Прокопий Кесарийский Указатель имен Авандан, секретарь шаха Хосрова В.Р. II. 21. 1, 3, 5, 9 – 14 Авгар, правитель Эдессы В.Р. И. 12. 8 – 28 Август (Гай Юлий Цезарь Октавиан), римский император (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.) В.Р. II. 12. 8 – 19; B.V. I. 21. 4 Август, константинопольский священник В.Р. II, 30. 53 – 54 Август (Ромул Августул) см. Ромул Августул Авохарав (Абу-Кариб), филарх арабов в провинции Палестина Третья В.Р. I. 19. 10 – 13 Авраам (Абраха), царь химьяритов В.Р. I. 20. 3, 5 – 8, 13 Агамемнон, мифический царь Микен В.Р. I. 17. 11 Аддей, чиновник, ведавший таможнями Константинополя, впоследствии префект города Константинополя, префект претория Востока Н.а. XXV. 7 – 8 Адергудунвад (Атургундад), персидский военачальник, правитель Хорасана (ханаранг) В.Р. I. 6. 15, 18; 23. 7 – 11, 15 – 21 Адолий, сын Акакия, византийский военачальник, командовавший конницей В.Р. II. 3. 10; 21. 2, 18, 20; 24. 13; 25. 35 Адонах, архонт (командир гарнизона) в г. Халкида В.Р. II. 12. 2 Азарет, иранский полководец В.Р. I. 17. 1; 18. 1, 9 – 11, 27 – 56; II. 27. 41 Азиатик, отец полководца Севериана B.V. II. 23. 6 Аимах, мясник из Антиохии В.Р. II. 11. 8 – 11 Акакий, отец Адолия, проконсул Первой Армении В.Р. II. 3. 4 – 7; 21. 2; B.V. 11. 27. 17 Акакий, отец императрицы Феодоры Н.а. IX. 2 Акакий, патриарх Константинополя B.V. I. 7. 22 Аламундар (Аль-Мундир III), царь арабов-лахмидов В.Р. I. 17. 1, 30 – 48; II. 1. 2 – 3, 12 – 13; 3. 47; 4. 21; 16. 17; 19. 34; 28. 12 – 14; Н.а. XI. 12 Аларих, король вестготов (391 – 410) B.V. I. 2.7, 13 – 16, 18 – 23, 26 – 30, 36, 37 Александр, византийский посол в Иране, сенатор В.Р. I. 22. 1 Александр Македонский В.Р. I. 10. 9; II. 2. 15 Александр Псалидий, логофет Н.а. XXIV. 9; XXVI. 29, 30, 32 – 34 Алфия, комит федератов B.V. I. 11. 6; II. 3. 4; 13. 2 – 17 Амазасп, племянник Симеона, правитель Внутренней Армении В.Р. II. 3. 3 – 5 Амаласунта, дочь короля остготов Теодориха, мать Аталариха, королева остготов B.V. I. 14. 5, 6; II. 5. 18; Н.а. XVI. 1, 4 – 6; XXIV. 23

http://azbyka.ru/otechnik/6/prilozhenija...

   001    002   003