С.В. Белецкий и Д.Н. Сатырева в статье «Псков и орден в первой половине XIII века, опубликованной в книге «Князь Александр Невский и его эпоха», изданной в Санкт-Петербурге в 1995 году, писали: «Псковский княжеский стол на протяжении достаточно длительного времени занимали представители смоленской ветви Рюриковичей – потомки Ростислава Мстиславича (Мстислав Старый, его сын Всеволод, сын Мстислава Храброго Владимир, Ярослав Владимирович). В то же время на новгородском княжеском столе в первые десятилетия XIII века происходило чередование представителей Суздальского княжеского дома (потомство Всеволода Большое Гнездо) и смоленских Ростиславичей. Противостояние этих двух княжеских родов, особенно ярко проявившееся в событиях весны 1216 года, завершившихся Липецкой битвой и поражением Всеволодичей, превратило Псков в 20–30-е годы XIII века в оплот сил, оппозиционных Суздальскому княжескому дому. С учётом же того, что Псков ориентировался на мирные, дружеские отношения с формирующимся Орденским государством, Орден меченосцев стал, как представляется, естественным союзником и для новгородской оппозиции Суздалю. Не случайным представляется участие Пскова в конфликте князя Ярослава Всеволодовича с «Борисовой чадью» и ппоследовавший отъезд «Борисовой чади» вместе с князем Ярославом Владимировичем во владения Ордена. В 1228 году, когда Ярослав Всеволодович Переяславский готовил поход на Орден, псковичи и новгородцы отказали князю в помощи. Действия переяславского князя в этот момент представляются попыткой лишить смоленских Ростиславичей их политического союзника». В конце лета 1228 года князь Ярослав с женой выехал из Новгорода в Переяславль, оставив в Новгороде «два сына своя, Феодора и Алексадра, с Федором Даниловицем, с тиуном Якимом». Часть бояр сместила архиепископа Арсения, сторонника владимирских князей, «бысть мятеж в Новгороде велик». Бояре послали послов в Переяславль к Ярославу: «Приходи к нам, поборы отмени, судей по волости тебе не слать; на всей воле нашей и на всех грамотах Ярославлих – ты наш князь, или – ты собе, а мы собе». Ярослав не принял этих условий, делающих власть князя в Новгороде фикцией. 20 февраля 1229 года княжичи бежали из Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15 апр. 1212 г. кн. Всеволод Большое Гнездо скончался. Его смерть означала владельческое и политическое дробление прежде единого Владимирского княжества. Собственно Владимирское княжество оказалось в руках Юрия Всеволодовича. В состав княжества помимо стольного Владимира вошли Суздаль, Москва, Городец-Радилов, Кострома, Соль Великая, Боголюбов. В руках 3-го сына Всеволода Большое Гнездо - блгв. вел. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича - оказались Переяславль Залесский, Нерехта, Дмитров, Тверь, Кснятин, Зубцов, Шоша, Дубна, владимирские части Торжка и Волока Ламского; 4-й сын - блгв. кн. Владимир (Димитрий) Всеволодович - получил Юрьев-Польской, но с 1217 г. стал править в Стародубе-на-Клязьме; 5-й сын - блгв. вел. кн. Святослав (Гавриил) Всеволодович - через полгода после смерти Всеволода Большое Гнездо получил от брата Георгия княжение в Юрьеве-Польском. Владение 6-го из братьев - кн. Иоанна - неизвестно, но в 1238 г. за ним в вотчину был закреплен Стародуб-на-Клязьме. Старший из Всеволодовичей - Константин - остался правителем выделенного ему отцом Ростовского княжества. После смерти Всеволода Юрьевича между его детьми началась междоусобная борьба. Она шла за главный стол Владимирского княжества между Юрием и Константином. Первого из них твердо поддерживали братья Ярослав и Иоанн. Менее стойкими оказались Владимир и Святослав. Владимир, сначала принявший сторону Юрия, затем перешел в лагерь Константина. Святослав, наоборот, от ростовского князя ушел в стан Юрия. Каждая из сторон стремилась использовать в своих интересах Церковь. Это привело к тому, что в 1214 г. Ростовский еп. св. Иоанн был вынужден оставить свою кафедру. Новым епископом стал духовник кн. Константина Пахомий . В 1214/15 г. Юрий Всеволодович поставил на Суздаль и Владимир собственного епископа - бывш. игум. владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря свт. Симона . Т. о., политическое дробление в недавнем прошлом единого Владимирского княжества вызвало разделение Ростовской епархии. Затяжная вражда сыновей Всеволода Большое Гнездо привела к кровопролитной битве 21 апр. 1216 г. на Липицком поле у Юрьева-Польского, в к-рой Юрий, его братья Ярослав, Святослав и Иоанн вместе с союзниками потерпели сокрушительное поражение от войск блгв. кн. новгородского Мстислава (Феодора) Мстиславича , его псковских и смоленских союзников, ростовских дружин кн. Константина. Последний вскоре занял владимирский стол, а Юрий вместе с семьей, дружиной и Суздальским еп. Симоном был сослан в пограничный с мордов. землями Городец-Радилов.

http://pravenc.ru/text/154987.html

    Филипп 1 митроп. московский, † 1473 апр. 5. 209. КСоф.     Христина княгиня, см. Агафия.     Ярослав Владимирович в. князь, см. Георгий.     ЯрославФеодор Всеволодович вел. князь владимирский, новый чудотворец нужною смертию в Орде. 516. 51. 201. 209. † умер сентября в 30 день в 1246 году на пути из Орды, погребен во владимирском соборе. Карамз. IV. 22. Примеч. 38.     Феодора княжна, см. Агафия.     Федор Иоаннович, вед. кн. † 1598 янв. 7. (209. КСоф. 6 янв. и др. Филим. 15 февр.).     Феодор пр. кн. в Вологде. 209. (Всеволодович по КСоф.).     Феодор, еп. владимирский. 209. КСОФ. (Известны два владимирские на Клязьме: Феодор I рукоположенный в 1276 и скончавшийся 1286. Карамз. IV примеч. 154. 179. 182; и Феодор II в 1483, скончавшийся под стражею. Ист. Росс. Иерарх.).     Феодор Георгиевич (Юрьевич) сын князя вяземского, за отказ представить супругу свою Евпраксию Батыю, убиен в 1237 Батыем на реце Воронежи у Николы чудотворца, называемого Зарайского. 209. КСоф. Карамз. III. 167. см. Евпраксия.     Феодор ев. еп. русский (ростовский?), новый чудотворец. Св. 1621 окт. 3.     Феодор стародубский, благоверный князь, убит в Орде Узбеком в 1339 году 21 июня. Мощи его в Троицкой отчине в с. Олексине. 201. 209. и др. Карамз. IV примеч. 308 (Филим. 23 июня).     Феодор муч., убитый в Болгарех, иже на Каме и на Водге, за веру, иерусалимский гость и философ, в 1323 году 21 апр. 201 51 авг. 11 см. Карамз. IV примеч. 280).     Феодосий трудник монзенского монастыря, † 7100. 209. КСоф. (в Костромских предедах).     Феодосий архиеп. астраханский новый чудотворец преставися в дето 7115 месяца... в 18 день. 209. КСоф. (Филим. 1 окт. Хиротонисан 1602 г. из игуменов троицкого астрах. монастыря, 1607 дек. 18 скончался в Царицыне. И. Росс. Иерарх.).     Феодосия благов. княгиня, во иноцех Евфросиния, чудной мати св. Александра Невского, † 6770 мая в 4 день. 209. КСОФ. (Погребена по 209 и КСоф. во Вдадимире, по Погод. и Карамз. в Новгороде в юрьевском монастыре в 1244 году IV. 28. примеч. 39).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3912...

В лето 6754 (1246). Тое же осени преставися князь великий Ярослав, сын Всеволода, в Татарах, на пути идучи от канович септемвриа 30 день. Князь великий Ярослав тогда бе у Канович, обижен Феодором Руновичем, и много пострада от безбожных Татар за землю Русскую, и много истомление подъят, и отпустиша его уже изнемогша, и пошед от Канович, преставися нужною смертью в иноплеменницех, месяца септебря в 30 день, на память святого великого Григория Великиа Армениа. «Что убо сего больши» – яко же Святое Писание глаголет, «еже положити душу свою за други своя?» И тако сии приснопамятный великий князь Ярослав в дальней земли, в Канове Орде положи душу свою за святые домы церковные и за веру християнскую и за все люди земли Русския. И сего ради причте его Бог ко избранному своему стаду проведных селения. В лето 6755 (1247). Слыша князь великий Александр Ярославич отца своего смерть, прииде из Новагорода в Володимер. Того же лета седе на великое княжение Святослав Всеволодович. Русские летописи. Глава 2. В.Н. Татищев о князе Ярославе Всеволодовиче Лета 6698 (1191) февраля 2 родился Всеволоду, великому князю, пятый сын и наречен Ярослав, а в крещении Феодор. Лета 6701 (1194) князь великий Всеволод учинил подстриги сыну Ярославу, для которого созваны были князи, також от клира и вельможи многие, и веселилися довольно. Лета 6709 (1201) Всеволод, как примирился с сватом своим Рюриком и, взяв от него Переяславль Русский, посадил в нем первого сына Константина, но он хотя жену имел, но более наукам прилежал и, не терпя многих беспокойств, просил отца, чтоб его пременил. И зане Юрий, другий сын, тогда был болен, а Ярослав младости ради не мог править, послал Всеволод сыновца своего Ярослава Мстиславича. И той, недолго быв, скончався. Того ради Всеволод послал сына Ярослава в Переяславль и с ним лучших двух воевод. Сам тогда Всеволод был в Переяславле (Залесском – А.А.) и отдал сына своего переяславцам августа 3 дня от церкви святого Спаса пред образом с тяжкою ротою, како его хранить. Они же, приняв с радостью, поехали. И проводили его брат Костянтин и Юрий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ «На Горе» (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. Первоначально мужской. Точное время и обстоятельства основания неизвестны. М. И. Смирнов полагал, что П.-З. Ф. м. возник в XII-XIV вв. ( Смирнов. 1995. С. 60); А. И. Свирелин, основываясь на данных жалованной и несудимой грамоты от 20 авг. 1511 г., считал, что мон-рь устроен не позднее времени правления Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича ( Свирелин. 1903. С. 3). Обитель посвящена св. патрону буд. Киевского, Владимирского и Новгородского св. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича . Вел. князь род. 8 февр. 1190 г. в Переяславле; его отец - Владимирский вел. кн. св. блгв. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо - находился в этом городе во время полюдья (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 408-409; Т. 41. С. 120). В 1212 г. по отцовскому завещанию именно Переяславль стал политическим центром владений блгв. кн. Ярослава Всеволодовича. Рождение в Переяславле в 1219 г. его 1-го сына, Новгородского кн. св. блгв. Феодора Ярославича , могло стать поводом к устроению мон-ря. П.-З. Ф. м.- древнейшая обитель Переславля-Залесского, упоминается в летописях в февр. 1238, в кон. июля 1252, в 1281, 1293, 1372, 1382, 1408, 1608 и 1611 гг. В эти годы мон-рь подвергался неоднократному разорению, а его древнейшие документы утрачены. Феодоровский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. Феодоровский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. В письменной традиции XVII в., отразившейся в списках Хронографа 1617 г., утверждается, что причиной создания П.-З. Ф. м. стала победа 8 июня 1304 г. (в день памяти вмч. Феодора Стратилата) под стенами Переяславля московской рати под командованием вел.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

В семействе и потомстве великого князя Всеволода III, называемого Большое Гнездо, святыми являются: сын его Георгий Всеволодович († 1238), павший в первой битве с татарами на р. Сити; внук его Василько Константинович Ростовский († 1238), по характеристике современника красавец лицом, с очами светлыми и грозными, храбрый, добрый сердцем, ласковый с боярами, весьма воспитанный и очень образованный, замученный в татарской Орде за имя Христово; другой внук – Феодор Ярославич († 1233), скончавшийся в положении жениха непосредственно пред брачным пиршеством, которое по воле отца для него было приготовлено; третий внук Большого Гнезда, брат Феодора, Александр Ярославич Невский († 1263), знаменитый богатырским отражением нападений со стороны шведов, немцев и литовцев, установивший благоприятные отношения с татарами; сын Александра Невского, правнук Большого Гнезда, Даниил Александрович († 1303), благочестивый и добрый князь Московский; правнуки Большого Гнезда братья Василий Всеволодович († 1249) и Константин Всеволодович († 1257), князья Ярославские; четвертый правнук того же Большого Гнезда Роман Владимирович († 1285), князь Угличский, замечательный широкой благотворительностью и попечением о своем народе; пятый правнук его же, Михаил Ярославич († 1318), князь Тверской, замученный в Орде... В лике святых состоят следующие лица из иных княжеских родов. Потомок Ярослава Мудрого в восьмом колене Рязанский князь Роман Олегович († 1270), замученный в татарской Орде за верность Христу. Из литовских князей Довмонт Псковский († 1299), женатый на внучке святого Александра Невского Марии Дмитриевне. Царевич Петр Ордынский († 1290), сын татарского хана Беркая, принявший христианство и свято проживший в г. Ростове. Благоверная княгиня Евдокия Дмитриевна Московская († 1407), супруга Дмитрия Ивановича Донского, замечательная своей привлекательной семейной жизнью. Благоверная княгиня Иулиания Вяземская (†1406), супруга князя Симеона Мстиславича, пострадавшая от великого князя за свое строгое соблюдение супружеской верности и чистоты. Из угличских князей Иоанн Андреевич (†1523), которого вместе с его родными продержали в тюрьме 32 года, чтобы отстранить от притязаний их на великокняжеский престол. Царевич-отрок Дмитрий Иоаннович (†1587), за то же пострадавший в Угличе от подосланных Борисом Годуновым убийц.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН († после 1214), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский. И. был духовником Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, к-рый после кончины еп. Луки (10 нояб. 1188) послал И. в Киев, «хотящу его поставити служителя своей Церкви и пастуха всеи земли Ростовьскои, и Суждальскои, и Володимерьскои» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 408). Епископскую хиротонию И. в Киеве 23 янв. 1190 г. возглавил митр. Никифор II . Владимирский летописец отметил, что в Ростов «на свой стол» И. пришел 25 февр., когда вел. князь был там «в полюдьи», из Ростова епископ «вышел» в Суздаль 10 марта, во Владимир «вшел» 16 марта. Данная информация свидетельствует о том, что резиденция архиерея в это время находилась не в Ростове, а в великокняжеской столице - Владимире. В 1192 г. И. присутствовал во время обряда «постригов» и посажения на коня сына кн. Всеволода св. Георгия (Юрия) Всеволодовича , в 1194 г. этот же обряд «при блаженем епископе Иоане» был совершен по отношению к Ярославу (Феодору) Всеволодовичу . В 1200 г. И. благословил кн. Святослава Всеволодовича на княжение в Новгороде. В 1211 г. епископ венчал во владимирском Успенском соборе Георгия Всеволодовича с кнж. св. Агафией Всеволодовной , дочерью киевского кн. Всеволода Святославича Чермного. В авг. 1192 г. во Владимире была заложена ц. Рождества Пресв. Богородицы, освященная И. 27 окт. 1196 г. В авг. 1194 г. по благословению И. был отремонтирован сильно пострадавший от пожара владимирский Успенский собор, в сент. того же года восстановлена ц. Пресв. Богородицы в Суздале, «яже бе опадала старостью и безнарядьем». По благословению И. церковь в Суздале была покрыта «оловом от верху до комар до притворов». Летописец особо ставит в заслугу И. то, что он, «не ища мастеров от Немець», нанял русских строителей: «...иных олово льяти, иных крыти, иных извистью белити; отврзене бо ему беста от Бога очи сердечнеи на церковную вещь, оже пещися церковными вещьми и клирикы ако правому пастуху, а не наимнику» (Там же.

http://pravenc.ru/text/468951.html

Близ с. Шелтомежа недавно открыт Шестаковский (или Шелтомежской) женский Богородицкий монастырь, в котором один придел посвящён во имя св. Великого князя Георгия Всеволодовича. (Празднование чтимой в этой обители иконы Божией Матери отправляется 6 марта, т. е. через день по смерти св. Георгия). В сёлах описываемой местности особенно чтился св. Великомученик Георгий Победоносец, патрон Великого князя Георгия Всеволодовича, и это может свидетельствовать о сохранении в народе памяти о князе Георгии (Егории). Память св. Георгия Всеволодовича в Святцах и Месяцесловах помещается под 4 февраля; под этим числом в служебной месячной Минее помещена полная служба св. благоверному Великому князю Георгию Всеволодовичу. Но это – неверно; св. Георгий был убит позже, так как он получил (перед смертью своей) весть о разорении г. Владимира и трагической кончине (7 февраля) своей семьи – супруги Агафьи,  трёх сыновей: Всеволода, Мстислава и Владимира, дочери Феодоры и княгинь Марии, Христины и др. Ошибка эта внесена в Святцы вследствие неверности указания в Степенной книге на день кончины его («Венчася (Георгий) кровию месяца февраля в 4-й день». Степенная книга 1, гл. 10. Празднование ему должно быть 4 марта, в день его кончины. Вместе с Великим князем Георгием Всеволодовичем в битве с татарами за св. веру и своё отечество принял мученическую кончину и его племянник Василько (Василий) Константинович, князь Ростовской. Князь этот за свою необыкновенную красоту назван был Васильком, приноровительно к красивому цветку: василёк (Ярославские Губернские Ведомости, 1843 г., В высшей степени симпатичными и привлекательными чертами он описан в русских летописях: «Красавец лицом, с очами светлыми и грозными, Василько был храбр, добр сердцем и ласков с боярами. Кто из бояр служил ему, кто ел хлеб его и пил из его чаши, тот не мог забыть его, не мог быть слугой другого князя; он очень был любим служившими ему. В нём мужество было соединено с умом и правдивость со званием: он был во всём сведущ и на всё способен.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Никон, преподобный Никон Черногорец, преподобный Нил Синайский , преподобный Нифонт, архиепископ Новгородский О Обадия, каган Олег Вещий, князь Олег Святославович, князь Олег Святославович, князь Ольга, св. равноапостольная, великая княгиня Онуфрий, епископ Черниговский Ориген П Павел, апостол Пархоменко В. Перун Петр, апостол Петр Муромский, преподобный Поликарп, архимандрит Поликарп Печерский, инок Поппе А. Порфирий, епископ Черниговский Посевино А. Предислава, княжна Приселков М.Д. Прохор, игумен Печерский Прохор Лободник, преподобный Р Рейнберн, епископ Колобжегсий Роман Мстиславович Волынский, князь Роман Ростиславович, князь Рогвольд Ростислав Всеволодович, князь Ростислав Мстиславович, князь Ростислав Святославович, князь Ростислав Рюрикович, князь Ростислав Юрьевич, князь Рюрик, великий князь Рюрик Ростиславович, князь Рыбаков Б.А. С Святополк Окаянный, князь Святополк Изяславович, великий князь Святослав, великий князь Святослав Всеволодович, князь Черниговский и Киевский Святослав Ольгович, князь Святослав Ярославович Черниговский, князь Сильвестр, епископ Переяславский Симон, епископ Владимирский Симеон, царь Болгарский Смиргал Спиридон Просвирник, преподобный Стефан, игумен Стефан Сурожский, св. Стефан Торонский (Асохик) Стрибог Т Татищев В.Н. Твердислав, посадник Титмар, епископ Мерзебургский Траян, император Тупочело, тиун Ф Феврония, преподобная Федор, митрополит Федор (“Феодорец”), клирик Федор, епископ Белгородский Федор варяг Федор Студит, преподобный Феодорит, епископ Кирский, блаженный Федотов Г.П. Феоктист, епископ Черниговский Феоктист Печерский, преподобный Феодосий Печерский , преподобный Феопемпт, митрополит Феофелакт, митрополит Севастийский Феофил, епископ Готорский Филарет (Гумилевский) , архиепископ Филипп, епископ Херсонесский Флоровский Г., протоиерей Фома, апостол Фома венецианец Фома пресвитер Фотий, патриарх Х Хорив Хорс Ш Шахматов А.А. Шмуер А. Щ Щапов Я.Н. Щек Ю Юрий Владимирович Долгорукий, князь Юрий Всеволодович, князь Юстиниан Великий , император

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

князей и воинов, в княжеских одеждах и с мечами в руках. На иконах В. В. и Константин Всеволодович традиционно изображаются с др. ярославскими св. князьями - Феодором Ростиславичем и его детьми Давидом и Константином . Часто В. В. и Константин Всеволодович изображены в молении Ярославской или Толгской иконам Божией Матери, образу Успения Пресв. Богородицы; на этих иконах бывает написан и Успенский собор Ярославля. На иконе из собр. ЯИАМЗ «Василий и Константин в житии» (40-е гг. XVII в.) представлено 31 клеймо, иллюстрирующее жития св. князей-братьев, историю обретения мощей и посмертные чудеса. На иконе работы И. Смирнова «Василий и Константин с клеймами богородичных чудес» 1803 г. (ЯХМ), к-рая была живописной рамой к Ярославскому образу Божией Матери, братья изображены несущими свою родовую святыню. Над Ярославской иконой написан земной шар с параллелями и меридианами, к-рый увенчан Успенским собором, стоящим на стрелке между реками Волга и Которосль. Икона-складень «Василий и Константин в житии» XVII в. (ГТГ) отличается тем, что каждая из фигур обрамлена миниатюрными клеймами жития и чудес. В 1681 г. были изготовлены 2 шитые пелены на раку В. В. и Константина Всеволодовича (ЯИАМЗ), на к-рых князья изображены в рост, прямолично. Пелены были вкладом окольничего М. П. Головина в ярославский Успенский собор. В иконописных подлинниках дается следующее описание В. В.: «Надсед, брада Василия Великого, шапка залом черной, шуба багор, круги белы, в левой руке держит град, а в нем церковь, а правая молебна, испод лазорь» (Н. П. Барсуков ). Ист.: Приселков М. Д. Троицкая летопись: (Реконстр. текста). М.; Л., 1950. С. 320-323; ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1997. Стб. 469-472; Вып. 3. Стб. 521, 523; Т. 4. Ч. 1. М., 2000. С. 221, 230; Т. 6. Вып. 1. Стб. 298; Т. 7. М., 2001. С. 143, 152, 159; Т. 10. М., 2000. С. 113-114, 129-130, 137, 154; Т. 15. Вып. 1. Стб. 31, 347, 373, 385, 396; Т. 18. С. 66; Т. 23. СПб., 1910. С. 72, 83; Т. 25. М.; Л., 1949. С. 122, 130, 136; Новые родословные книги XVI в.//РИИР.

http://pravenc.ru/text/150795.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010