Росписи алтаря, потолка и стен производились по эскизам Карла Брюллова. Заводовладельцы не жалели для храма ни самоцветов, ни серебра, ни золота. Симеоно-Аннинский собор был украшен потомками А.Ф.Турчанинова поистине со столичным размахом. Дело своего деда продолжил Павел Дмитриевич Соломирский – внук А.Ф. Турчанинова, сын Наталии Колтовской, старшей дочери заводчика. Полковник лейб-гвардии гусарского полка, а позже генерал-майор П.Д. Соломирский был хорошо знаком с А.С. Пушкиным. Однако более близок был другому великому поэту – своему сослуживцу М.Ю. Лермонтову. Вступив во владение заводами в 1847 году, П.Д.Соломирский был вынужден подолгу находиться в Сысерти, ввиду сложного положения заводского хозяйства. Занимаясь заводскими делами, П.Д.Соломирский не забывал и о благоукрашении Симеоно-Аннинского храма. Благолепное существование храма продолжилось и при сыне П.Д.Соломирского Димитрии. Это был истинный доброделатель, истинный меценат. Дмитрий Павлович был не просто щедрым благотворителем, но, будучи высокообразованным человеком, он прославился как орнитолог, музыкант, фотограф, коллекционер. Симеоно-Аннинский храм по архитектурной стилистике был выполнен в стиле «позднего Петровского барокко». Объемно-пространственная композиция каменного церковного здания представляла собой каноническую схему, по подобию других греческих и российских церквей. Предполагается, что проект для строительства А.Ф.Турчанинов лично, по своему вкусу и разумению, подбирал в Санкт-Петербурге. Симеоно-Аннинский собор был коронован. Шатровый купол венчала корона с золотым крестом. По преданию, в этой короне могли поместиться до семи человек. Шатровый беспотолочный купол был уникальным в своем роде. В городе Жостин (Северная Испания) существует церковь с таким же потолком, какой был в Симеоно-Аннинском храме: выгнутый бесподпорковый свод является гордостью жителей этого города. А у нас – о таком же уникальном шатре, который был в Сысерти, и поныне ничего не знают… Корона с золотым крестом венчала и многоярусную 50-метровую колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=11418

«Филипп начинает насылать на нас своих заимодавцев. Один уже подал прошение в палату, что из сего произойдет затруднение и неприятность», – с тревогой и возмущением писал Филарет 10 ноября в лавру. Предметом особой гордости владыки было то, что, став архиереем, он обрел возможность не прикасаться собственными руками к деньгам, и если надо, всегда мог дать приказ своим келейникам выдать такому-то столько и столько. Но при этом он не настолько пренебрегал деньгами, чтобы не вести им счет, и всегда внимательно следил, как бы его не облапошили. А тут такая неслыханная наглость со стороны Филиппа! Я, мол, сделал долги, а ты оплати! Но не мог он и не понимать, что тут кроется некий особый смысл, просто так юродивый ничего не делает. Говоря всем: «Ступайте к владыке Филарету, он теперь со всеми долгами рассчитывается», юродивый схимонах намекал на некий расчет по высшему разряду. В свои последние дни человек отдает последние долги миру... Случайно ли, что в закатных лучах Филаретовой жизни мелькает беспокойная и взбалмошная тень юродивого? Случайно ли, что даже самые последние строки, написанные Филаретом, посвящены Филиппу? «Обратите внимание, чтобы твердо и осторожно составлена была резолюция по прошению заимодавца Филиппова. Могут встретиться затруднения по сему делу; и за сим могут прийти подобные». Случайного ничего не бывает. В эти последние дни как раз и запечатлел Филарета фотограф, и снимок, который не может не вызывать восторга, был сделан накануне ухода в мир иной! В последнем своем письме архимандриту Антонию владыка тоже выразил восторг: «Портрет, как я и прежде сказал, при избытке украшений, кажется мне гордым». Судя по всему, это похвала, поскольку далее он прибавляет: «Чем бы поблагодарить фотографа?» А тем временем уже приближалось очередное девятнадцатое число, выпадавшее на воскресенье. Один из почитателей, пришедших навестить владыку в эту последнюю неделю, передал ему просьбу одной дамы разрешить ей явиться к нему под благословение. – Пусть приедет, – сказал Филарет, – только прежде девятнадцатого числа. Наступила суббота 18 ноября. В тот день владыка сказал своему келейному иеродиакону Парфению: – Завтра я буду служить литургию в своей домовой церкви, приготовь все к служению. Старый келейник решил возразить: – В таком случае, владыко, вы утомитесь и не сможете, пожалуй, служить во вторник, а ведь будет праздник, Введение Богородицы. – Это не твое дело, – сердито ответил Филарет. – А иди и скажи всем, что я завтра служу... Читать далее Источник: Сегень А. Ю. С 28 Филарет Московский/Александр Сегень. - М.: Молодая гвардия, 2011. - с: ил. - (Жизнь замечательных людей: сер. биоф.; вып. 1310). ISBN 978-5-235-03425-9 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В 1578 г. престарелый архиепископ Милана Карл Борромео, причисленный католической церковью к лику святых, пошел зимой из Милана в Шамбери на поклонение Святой Плащанице. Чтобы избавить старца от перехода через зимние Альпы, Плащаницу вынесли ему навстречу. Встреча произошла в Турине, в соборе св. Иоанна Крестителя, где она по благословению владыки и покоится в настоящее время. В XVIII в. революционные войска Франции под командованием Бонапарта разрушили собор в Шамбери, где некогда хранилась святыня, а Турин оказался в стороне от всех бурных событий и до сих пор хранит святыню всего христианского мира. История Плащаницы сложна и богата событиями. Важнейшие из них для верующих — погребение и воскресение Христа, а для всех — явление ее безбожному миру на пороге XX в. В 1898 г. в Париже проходила международная выставка религиозного искусства. На нее привезли и Плащаницу из Турина, представив ее как плохо сохранившееся творение древних христианских художников. Плащаницу повесили высоко над аркой, а перед закрытием выставки решили сфотографировать. 28 мая археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка. Один негатив оказался испорченным, а другой, размером 60х50 см, вечером того же дня он опустил в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива выявлялся позитивный фотографический портрет Христа Спасителя — Лик с неземным выражением красоты и благородства. Всю ночь просидел Секондо Пиа в благоговейном созерцании, не отрывая глаз от портрета так неожиданно представшего у него в доме Христа Спасителя. " Святая Плащаница Христова, — размышлял он, — сама каким-то невообразимым образом представляет собою фотографически точный негатив; да еще с огромным духовным содержанием! Этой Святой Плащанице, этому удивительному в человеческий рост негативу гораздо больше тысячи лет. А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии всего лишь 69 лет!.. Тут, в этих коричневых отпечатках из Гроба Господня, кроется необъяснимое чудо " . Каков был смысл явления Святой Плащаницы Христовой в конце XIX в.?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

О судьбе Васильевской церкви вплоть до XVII в. сведений не имеется. Она была цела еще в 1634 г., когда ее зарисовал Иоанн Плейтнер, готовивший материалы для исполненного В. Гондиусом гравированного плана Смоленска. Здесь здание уже несет следы серьезных переделок позднейшего времени (луковичная глава на граненом барабане). Кроме того, храм лишен кровли и на его сводах угнездилась буйная растительность. Видимо, в частности, в связи с этим здание вскоре разрушилось и в его руинах, как в «святом месте», начались захоронения. Еще в начале XIX в. первый описатель смоленских «достопримечательных зданий» П.П. Свиньин отметил на Смядыни «развалины двух каменных церквей из тонкого кирпича». Холм руин церкви Василия лежал на расстоянии около 130 м к северу от Борисоглебского собора и в 15 м от русла речки Смядыни или залива Днепра: примерно в 10 м от северной стены церкви Василия начинался спуск в пойменную долину. Начало разрушению развалин смядынских храмов положили, как мы знаем, смоленские градоначальники — в конце XVIII в. князь Н.Д. Репнин, а потом, в 1833 г., губернатор Н.И. Хмельницкий. Однако смядынские «курганы» уцелели. В 1883 г. граф А.С. Уваров, изучавший руины Борисоглебского храма, «попробовал раскапывать немного сверху и другой курган», т.е. руины церкви Василия, но, видимо, оставил эту затею. Наконец, в сентябре 1909 г. раскопки храма провела Смоленская ученая архивная комиссия. Раскопками руководил ее председатель, известный фотограф-археолог И. Ф. Боршевский. Ценным источником для суждения о внешнем облике храма Василия является его весьма приблизительное изображение на гравюре В. Гондиуса. Трудно сказать, какой стороной обращено здание к зрителю. Если судить по Успенскому собору, то рисовальщик смотрел на город с северо-востока. Однако у церкви Василия на гравюре не показаны апсиды, равно как отсутствуют и фасадные полуколонны и портал. Граненая форма барабана главы и луковичная форма последней (если они реальны), вероятно, являются, как говорилось выше, результатом каких-то позднейших переделок.

http://sobory.ru/article/?object=21764

327 «Ойротовское царство» (ойратское ханство, джунгарское ханство) – государство ойратов в Джунгарии (часть территории современного северо-западного Китая), сложившееся в 30-х гг. XVII века. В 1757–1758 гг. завоевано династией Цин. 328 Портсмутский мир, завершивший Русско-японскую войну 1904–1905 гг., заключен 5 сентября 1905 г. в Портсмуте, США. Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступила ей Южный Сахалин и права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним. Стороны обязались одновременно вывести войска из Маньчжурии. Потерял силу после капитуляции Японии во второй мировой войне. 329 Печ. по: Расстрел Московского Кремля 27 октября – 3 ноября 1917 года. 2-е изд. Токио, 1920 (с 48-ю фотограф.). Издание сопровождается следующими документами: «В Священный собор Всероссийской Церкви. Комиссия по фотографированию и документальному описанию повреждений Кремля во время бывшей междоусобицы с 27 октября по 3 ноября сего года, учрежденная по определению Священного Собора, заслушала 8 декабря составленную членом комиссии епископом Камчатским Нестором брошюру для широкого распространения в народе под заглавием: «Расстрел Московского Кремля». Признавая составленную брошюру во всем отвечающей действительности, всецело соответствующей фактической стороне составленного Комиссией акта, притом изложенной в доступной для народа форме, а также, признавая чрезвычайную важность немедленного же опубликования в широких народных массах сведений о повреждениях русской Святыни – Кремлевских Соборов, Комиссия просит Священный Собор преподать свое Соборное благословение на напечатание таковой брошюры с воспроизведением в ней фотографий кремлевских разрушений. Издание брошюры берет на себя сам автор ее. Председатель Комиссии по фотографированию и документальному описанию повреждений Кремля Вениамин Митрополит Петроградский. Члены комиссии: священник Сергей Константинович Верховский, Михаил Глаголев, Владимир Успенский, Александр Июдин, Павел И. Уткин, прапорщик Калиманов». Второе издание несколько расширено.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

2491 Приводим этот отрывок в нашем собственном переводе отличном от русского синодского и венского переводов. Научное обоснование этого перевода и его толкование см. в нашем исследовании „Пророк Малахия. 1903“, стр. 358–406. 2492 В Константинопольской Церкви большинство городского духовенства принадлежит к монашествующим. В данном случае из числа 8 священников при трёх церквах города только двое было семейных, последние, наравне с монашествующими, проживают в келиях на церковных дворах и отпускаются лишь два раза в неделю в свои семьи. Такой порядок не считается, однако, нормальным ни церковной властью, ни обществом, и объясняется лишь трудностью, из-за дороговизны жизни, содержания семейных священников в городах. 2493 Бесспорно поэтому греческого происхождения, так как если можно ещё спорить о населении собственно Греции (хотя и то не совсем, я думаю, основательно, в виду прилива населения при повторявшемся обезлюдении с островов), то об островах вряд ли может быть спор. 2508 См. в Сборнике проповедей за время служения с 1873–1882 г. Москва 1883 г., стр. 239–250. („Речь произнесённая 14 ноября 1880 г., при освящении храма в приюте для воспитания детей лиц, ссылаемых в Сибирь“). 2512 а) Слова и речи. Севск, 1880; б) Беседы на десять заповедей Закона Божия. Севск, 1880; в) Истинное человеков зерцало. Севск, 1880. 2515 Книга имеет название: „Споры безпоповцев Преображенского Кладбища и Покровской Часовни о браке“. 1-е издание вышло в СПб. в 1865 г., 2-е дополненное во Владимире в 1877 г. 2516 По метрической книге села Белой, Бежецкого уезда, за 1797 г. значится родившимся 1-го августа сын Александр у священника Егора Алексеева. Примечание автора хроники. 2517 А. Луканин, Хронологический указатель узаконений, относящихся к духовному ведомству Православного Исповедания, вып. 1–2:1650–1880. Пермь, 1878–1880. 2529 Вышел в 1881 г. в Москве с 4-мя фотограф. снимками; составляет LXIV и LXXVIII Изданий Общества Люб. Др. Письменности. 2532 В Московских Церков. Ведом. 1880 г. 52, стр. 689, представлено дело наоборот. Примеч. автора хроники.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И теперь могу по этой книжке сделать это дома. Сижу часто по вечерам за своей работой, потому и время поста провожу не так, как следует. Слышала все по вечерам только на первой неделе, а утра для меня все недоступны. С моей диссертацией мне надо очень спешить. Когда будет защита, я и сама не знаю. Сначала надо напечатать две статьи, ими я сейчас и занята. А дело двигается неважно, т. к. голова моя, и всегда-то плохая, очень устала, и погрузиться всецело в эту работу я не могу. Жизнь и ее заботы мешают. Мне очень дорого, что Вы мне желаете успеха и, вероятно, помните моего мальчика – Алешу. Только этому и памяти Ив[ана] М[атвеевича] 576 я могу приписать то, что получила от его жены очень хорошее письмо. Их жизнь, кажется, налаживается. И он понемногу становится разумнее. Живут дружно. Помолитесь, чтобы все у них было хорошо и из него человек бы получился. Наш «фотограф» пока очень занят уроками. Верно, до весны не сможет осуществить Ваше желание, но в первый же раз, как выберется, исполнит. У меня все время много больных. Болеют обе сестры, а брат, отец Сережи, попал ногой под автобус – сильный ушиб и долго не проходит. Очень желаю Вам сил на все и крепости. Об о. И[ераксе], вероятно, знаете больше меня. Уже, верно, милая Н[ина] С[ергеевна] 577 Вас навестила. Теперь, если Вы не сочтете за дерзость, хотела Вам сказать, что думалось после последнего свидания с Вами и разговора, которому я оказалась свидетельницей, – об акафистах. Тогда я сразу с Вами согласилась, что не надо нового пр[еподобному] Сергию, на том основании, что их вообще не люблю, т. е. акафистов. Вы привели и другие доводы. Но потом пришлось мне говорить со своей старшей сестрой, и я поняла ее точку зрения. Во-первых, оба акафиста пр[еподобному] Сергию сейчас стали явно архаичны. Во-вторых, времена меняются. Сейчас в церковь часто приходят люди, недавно обратившиеся от явного или неявного неверия или равнодушия и часто совсем несведущие в уставной церковной службе. Да и где ее сейчас найти? Акафист очень доходчивая форма, и многие их любят.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

5 любимых фотографий документального фотографа Алексея Мякишева . [Алексей Мякишев (фото Павла Смертина), призер многих российских и зарубежных конкурсов и преподаватель программы Leica-Akademia. Сотрудничает с известными российскими и зарубежными изданиями. Персональные выставки его работ проходили в России, Франции, Германии, Канаде, Италии, Чехии, Австрии. Выпустил три авторские книги фотографий: «Вятка», «Колодозеро» и «Ходъ. История одного паломничества». Сейчас работает над несколькими документальными проектами, посвященными провинциальной России. (Из биографической справки « Алексей Мякишев ». — С.56)]//Фома. — 9(233) — сентябрь 2022. — С.54-61. — (раздел « Люди »). Публикации фоторабот сопровождаются авторскими пояснениями: 1. Карелия. Колодозеро, 2012. Теплым летним вечером я отправился на деревянной лодке сельского священника отца Аркадия половить окуня и щуку на спиннинг. Рыбы я немного поймал, но поймал удивительное состояние родного храма, благо что камера была с собой. Озеро окутал густой туман, и, когда я приблизился к церкви, она величественно повисла в небе, отражаясь в зеркальной глади воды. — С.54-55, пояснение на С.56; 2. Вятка-Великорецкое, 2009. Из цикла «Паломники» . Великорецкий крестный ход фотографирую уже много лет. А этот год мне запомнился хорошо, потому что моим попутчиком был замечательный фотограф Георгий Колосов. Этот снимок я сделал на одном из привалов перед селом Монастырское. Надо заметить, что это самый сложный участок путешествия. Мы лежали на привале в траве с одуванчиками и молчали. Силы были на исходе. На моей камере был широкоугольный объектив, и я заметил, что на дальнем плане, позади Георгия, проходили паломники. Я сделал несколько кадров. Этот кадр сразу бросился мне в глаза, когда я отбирал фотографии. Он выделялся из общей массы и было в нем что-то особенное. — С.56-57; 3. Карелия. Колодозеро, 2013. Очень люблю этот портрет. Главным героем моего документального проекта, который я делал во время поездок в село Колодозеро, был сельский священник, отец Аркадий Шлыков. Этот человек меня очень вдохновлял потрясающей открытостью и внутренней свободой, любовью к людям и Богу. Фотография способна показать больше, чем мы можем представить. — С.58;

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-233-...

Классов здесь нет, а помещаются все пассажиры наверх – на палубе, и внизу где-то, есть, стало быть, один третий класс; мы заплатили по 90 сен все трое: о. Арсений, Симон Тоокайрин и я, и поместились на циновках, недалеко от трубы. Долго ждали капитана с берега; потом, когда пошли, оказалась порча в машине, так что нужно было опять вернуться к берегу, стать на якорь и поправиться. Капитан оказался очень добрый – все звал в свою каюту, в которой, впрочем, по малости ее, поместиться оказалось весьма неудобным, и потому мы предпочли остаться на палубе; вечер был теплый, качка малая, тент закрывал от сажи из трубы, и потому мы порядочно отдохнули. В двенадцать часов ночи бросили якорь в Есаси; на берегу встретили двое христиан: портной Тихон Аояма и старьевщик Фома Оомори, и провели в гостиницу, где мы после небольшого разговора с братьями отпустили их и заснули. Стефан Хиранума в Фукуяма, пред прощанием пришедши, вместо одной дочери просил двух принять в школу – среднюю еще, Надежду, кроме Веры, о которой я говорил ему; несколько затруднил сей просьбой, и я сказал, что могу сделать это не иначе, как если он будет вносить за Надежду две ены в месяц, кроме платья, конечно, о котором он и сам сказал, что будет доставлять. 29 июля/10 августа 1891. Понедельник. Есаси. Христиане здесь следующие: 1) портной Тихон Аояма из Хакодате с женой и четырьмя детьми, из коих старший учится портняжеству в Хакодате, и Михаил Номура; живет небедно; христиане он и жена – довольно хорошие; 2) Иоанн Оомори – фотограф, из Кеманай, когда-то служивший немного Церкви в качестве катехизаторского помощника, по рекомендации Иоанна Сакая; у него жена Марина и четверо детей, из коих старший – шестнадцатилетний, убежал в Хакодате учиться чему-то; живет, по-видимому, не бедно, но христианства в душе мало являет; ссорится с Тихоном, – по-видимому, просто из гордости, врожденной ему яко самураю; 3) брат сего Иоанна, Фома Оомори – одинокий – когда-то бывший несколько времени в Катехизаторской школе, старьем торгует; 4) полицейский Иоанн Уеда, с женой и двумя детьми; ныне лежит больной, ибо сломал руку, упав с лошади; христиане плохие, маленькая иконка едва лепится на стене среди всякого безобразия; дочь Юлия, одиннадцати лет, молитв не знает; 5) Кирилл Мидзумаки, ученик младшего класса нашей Семинарии; отец его – учитель еще язычник, мать тоже; родом они из Фукуяма; 6) полицейский Павел Иноуе, служит в Томари, в одном ри от Есаси, – усердный христианин; жена его и дети еще не крещеные, и первая враждует против христианства; отец хотел крестить ребенка, а мать его увела и не дала крестить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Был бы рад, если бы Вы нашли как-ниб[удь] время и возможность побывать в Лавре, там, б[ыть] может, и послужить; посетить Академию и там послужить в недавно обновленном и освященном ея храме. Соберитесь как-нибудь к своему духовному утешению. Прошу св[ятых] молитв Ваших. С братскою о Христе любовью Ваш преданный П[атриарх] Алексий. 11/24.XI.55 Д. 10. Д. 92–93 об. Подлинник. Автограф. 22 декабря 1955 г. Преосвященнейший Владыко! Я давно уже получил Ваше письмо, но все не было у меня времени Вам ответить. Конечно, мне бы хотелось видеть Вашу икону, т. к. по фотограф[ическому] ее снимку она представляется весьма содержательной. Но не могу указать теперь удобного для сего времени. Подождем после рождественского времени. Прошу св[ятых] молитв Ваших. С братскою любовью 22.XII 55 П[атриарх] Алексий. Д. 11. Л. 55 об. Подлинник. Автограф на обороте немецкой открытки с изображением интерьера русской церкви в Бад-Эмсе (Германия). 5. 7 января 1955 г. ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ О ГОСПОДЕ БРАТ! С чувством духовной радости взаимно приветствую Вас с великим христианским праздником Рождества Христова. Да пребывает в нас по вере нашей принесенная на нашу землю Христом Его новая, благодатная жизнь, и своею вышнею силою да охраняет она и укрепляет и жизнь естественную; и да приложится и прочее – для нас благое и полезное. Прося святых молитв Ваших, с братскою любовью пребываю преданный Вам о Христе Алексий, ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ. В Москве 25 Декабря 1955 г. 36 Д. 11. Л. 56. Подлинник. Машинопись. Около 6 мая 1956 г. 37 ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ О ГОСПОДЕ БРАТ! Христос Воскресе! С любовью приемлю и отдаю Вам целование мира и радости о имени воскресшего Бога и Спаса нашего. Да будет Он посреде нас благодатным Своим присутствием и да приимет наши усердные моления о благе и мире святой Церкви Его и нашего возлюбленного Отечества. Алексий ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ. Пасха Христова 1956 года в Москве. Д. 13. Л. 33. Подлинник. Машинопись. 7. Около 7 января 1957 г. 38

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010