Хотя термин «святки» обозначает единый 11-тидневный период с 7 по 17 января (по новому стилю), его можно разделить на три временных отрезка на основании богослужебного содержания: 7–13 января – праздник Рождества Христова и его попразднства; 14 января – Обрезание Господне по плоти и святителя Василия Великого ; 15–17 января – предпразднство Богоявления . Богослужебные  и уставные особенности всего периода Святок Святочные обычаи и традиции С периодом Святок связаны следующие обычаи, расположим их в порядке от более нормальных и приемлемых к спорным и нецерковным: Хождение в гости Праздновать Рождество Христово, делиться друг с другом этой радостью, позволить себе определенное утешение после долгого поста – не только законный, и но вполне похвальный образ проведения этих дней. Господь в Пятикнижии повелевает: «Семь дней празднуй Господу Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, Бог твой; ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться» ( Втор. 16:15 ). И хотя буквально это сказано о празднике Кущей, можно вполне распространить эти слова на праздничные периоды Церкви, в первую очередь на Светлую седмицу и на Святки. Рождественские сценки, мероприятия в воскресных школах Понятно, что различные постановки и рождественские сценки основаны на неканонических и подчас фантастических реалиях, все же определённый просветительский и благотворный эффект они имеют. Колядование Есть обычай ходить по домам и рассказывать различные рождественские колядки. При этом ходят как правило дети (под руководством и присмотром взрослых), поздравляют с Рождеством Христовым, поют песни и рассказывают стихотворения, а хозяева жилищ одаривают символическими угощениями. Здесь оценка должна быть взвешенной: есть колядки по содержанию вполне христианские, но немало и совершенно светских, в которых нет никакого религиозного смысла. В последнем случае колядование превращается в обычное попрошайничество и вряд ли может быть одобрено христианским сознанием. Представления, гуляния

http://azbyka.ru/svyatki

Что же видим мы в пророчествах святого Михея? Видим обличение греха, призыв покаяться и потерпеть Господа, когда Он гневается за грехи, пророчество о милости Господней, ведь Он – Волитель милости. Рейтинг: 9.8 Голосов: 360 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии римма 17 января 2014, 15:36 Милосердный Господи! Исцели мои болезни! Прости меня грешную! р.Б. Наталья 18 января 2013, 14:59 Спаси, Господи, Вас за статью! Какие чудные слова:Волитель милости! Серцеведче, Милосердне Господи, сотвори с нами по милости Твоей! С праздником всех!!! С Святым Крещением Господним! Иван Х. 17 января 2013, 18:36 Отец Павел, большое спасибо Вам за статью! Пророк - это, действительно, больше, чем успешный предсказатель будущего по мнению большинства обывателей. Пророк - это провозвестник Божиего Суда и Божией Милости. Каждый христианин, настоящий христианин, - это малый пророк. Это малый наследник святого праотца Ноя. Он строил всю жизнь свой ковчег, а люди смеялись (Мф. 24: 37-39, Лк. 17: 26-29). Люди сами осудили себя на смерть, не послушав его наглядной проповеди (Евр. 11: 7). Так и мы призваны свидетельствовать миру всем своим образом жизни, что мы ждём Божиего Суда и Божией Милости. Пророк спасает, просвещает не только себя, но и весь мир. Так должен жить всякий христианин. С пророками говорил Бог и с нами говорит Бог через Священное Писание и творения Святых Отцов, через церковную проповедь и Святые Таинства, через совесть и жизнь по вере. Только бы всегда слышать голос Божий! Пророк Валаам тоже был пророком, который даже предсказывал о Боговоплощении (Чис. 24: 17), но за совет Валаку об развращении Израиля был убит как враг народа Божиего (Нав. 13: 22), стал притчей во языцех - его имя стало нарицательным. Пример весьма страшный и поучительный. Ещё раз спасибо Вам, отец Павел, за отличную статью. р.б.Сергий 17 января 2013, 11:27 СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! " Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. " (Pм.,VIII,3-5) " НЕ ВСЕ МЫ УМРЕМ, НО ВСЕ ИЗМЕНИМСЯ. "

http://pravoslavie.ru/58816.html

эдуард 28 января 2016, 17:56 Толковая Библия Лопухина " Выражение «оберете египтян» представляет перевод третьей формы от еврейского глагола «нацал» (nazal), означающего буквально «брать что-либо силою, властью, в качестве добычи». Евреи будут брать у египтян вещи, как победители у побежденных. Мысль о возможности в данном случае насилия со стороны израильтян устраняется тем, что при описании того же самого события в 36 ст. 12 гл. кн. Исход стоит выражение: «дали египтяне» в буквальном переводе с еврейского «подарили» (5-я форма от «шаал»). " Светлана Коновалова 28 января 2016, 17:25 Спаси Господи всех! Я лично не вижу ничего предосудительного в этих словах,читается и воспринимается все очень спокойно.Испросить-значит попросить,или как дар или как милостыню,а слово " оберите " -это ,видимо,такой оборот речи,не в том смысле,что обдерите их ,как липку,а я бы перевела-обойдите всех и попросите у каждого. Может я чего не понимаю,во всяком случае когда читала,у меня даже мысли не возникло о чем то плохом Владислав 28 января 2016, 13:05 Очень интересная и важная тема, которая требует самого полного и удовлетворительного раскрытия. В Священном Писании очень много так называемых " противоречий " (поведение дочерей Лота, повеление Моисея убивать детей и женщин (Чис. 31:17-18), призывы убивать любого из родственников пытающихся отвратить от Господа (Втор. 13:6-10) и т. д.) которые не только смущают людей только начинающих знакомится с христианством, но и часто являются искушением для верующих людей. Сергей 28 января 2016, 12:43 Как это — не по повелению Моисея? Или не по повелению Божию? В книге Исход, гл. 11, ст. 1-2 ясно сказано: «И сказал Господь Моисею... внуши народу [тайно], чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых [и одежд]». И далее (Исх. 12, 35-36): «И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян».

http://pravoslavie.ru/90076.html

«Это те, – говорит Священное Писание, – которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога… Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7: 14–17). Рейтинг: 9.8 Голосов: 2223 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия 25 января 2020, 01:04 Скорбь и боль даже чужим людям, но почему спаслись родители вместо того чтобы спасать детей? Андрей Юрьевич 23 января 2020, 00:36 Когда происходит такая трагедия, любые, даже " богословские " рассуждения кажутся бессмысленным набором ничего не значащих слов Наталия 16 января 2020, 13:45 Царствие Небесное новопреставленным рабам Божиим отр. Анастасии, отр. Иоанну, мл. Татиане. Господи, пошли духовную крепость рабам Божиим Алексею и Марии. Страшное горе, невиданная трагедия. Дорогой, уважаемый батюшка Валерий, благодарю Вас за статью, за Ваше мужество объяснить нам такую непростую тему. С одним не согласна - пожарные машины НЕ могут приехать без воды, это просто невозможно! Зачем им ехать на пожар без воды? Чтобы их осудили? Просто огонь и жар настолько сильны, что 10 тонн воды в пожарных цистернах заканчиваются мгновенно, через 5 минут от начала тушения. В экстремальной ситуации, обезумевшим от горя людям кажется, что воды и не было. Не будем судить о том, чего не знаем Иван 16 января 2020, 13:01 Дорогие Алексей и Мария! Ни кто не сможет словами утешить ваши страдания, только Господь Бог, и ваша молитва в помощь вам. Милые детки уже у Отца нашего Небесного, а вам ещё туда идти крепитесь, и достойно идите дальше по жизни, страдания и боль облегчите своей молитвой, настоящей, с любовью, покаянием, вниманием к каждому слову. Проверено, боль душевная, нестерпимая, отступает, открывается новое, благодатное в душе. Храни Вас Господь! Ангела Хранителя вам в помощь! А всем кто живёт в частных домах, прошу вас: Комнатки детей делайте ближе к выходу, только на первом этаже, окна и двери должны хорошо и легко открываться, осторожней с электричеством проверяйте всё ли выключено на ночь.

http://pravoslavie.ru/127030.html

Aqua 24 января 2014, 11:00 Полностью поддерживаю автора статьи. Я тоже осеняю себя крестным знамением, проезжая мимо церкви. Если кого-то раздражает крестное знамение, КРЕСТ, то это серьезные духовные проблемы того человека. Я не стыжусь креста Христова. И почему вообще православный христианин, обладая таким даром - полной Истины, должен быть " терпимым " , не раздражать, лишний раз не смущать ??? Мы же должны проповедовать Слово Божие везде. Какая разница, что кто-то скажет! 7 Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь. 8 Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое - в роды родов. Книга пророка Исаии, гл. 51 Елена 24 января 2014, 10:51 Про мигрантов совершенно зря сюда присовокупили...по всем критериям не подходит к вопросу защиты веры. Так что как это часто бывает у женщин - эмоции и мухи с вареньем вперемешку...:)))) Михаил Зырянов 24 января 2014, 10:41 Жизнь не делится на черное и белое. Помню, а откуда уже нет, такую историю. Легли уже спать супруги и жена проверяет мужа закрыл ли он все замки на двери. - Верхний закрыл? - Закрыл, - А средний на 3 оборота повернул? - Повернул, - Нижний не забыл? - Нет, всё закрыл, - А дверную цепочку повесил? - Нет, (и ответ жены) - Ну вот теперь заходи кто хочет, уноси все добро. Вот так и у Вас. Если человек не крестится на храм, то он не настоящий христанины. Теперь каждый в храм будет из-за этого перебежками бегать? Может ещё он Христа отвернулся? В еретики уже можно записывать? Сатане уже начал прислуживать? Как можно такие выводы делать. Некрасиво. Если человека раздражает что Вы часто креститесь, то он одержим? Может настроение плохое у человека. На работе проблемы, а Вы уже его на темную сторону записали. Зачем? Этот мужчина разве не образ Божий? Сатана ли ему создатель? В самом деле " Парадокс, но православных у нас миллионы, а элементарно вежливых и участливых людей - намного меньше. "

http://pravoslavie.ru/67795.html

Александр П. 28 февраля 2012, 10:58 А вот мне не совсем понятно, почему в этой статье занимаются уравниловкой? Когда три святителя были признаны равными, так тогда это Церковь решала, а не кто-нибудь. Что может быть плохого в том, что один святитель оказывается выше другого? Как говорит Писание: иная слава солнца и иная луны. Конечно, творения святителя Игнатия несравненно выше, святее и душеполезнее чем труды святителя Феофана, и ничего оскорбительного для последнего в этом нет. Об этом говорили очень многие духовные люди, оптинские старцы, к примеру и пр. Уж не проявляется ли у автора статьи чисто советский рефлекс - всех уравнять? Максим 30 января 2012, 17:37 Православному. //его крестил Господь Иисус Христос, водою истекшей из ребра.читайте объяснение святых Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина. Ефрем Сирин. Слово на Великий Пяток. О Кресте и о разбойнике И в этом слове нет не чего, о крещении разбойника водой истекшей из ребра. Не хочу ни кого обидеть,просто возникает не вольный вопрос. А Вы хоть сами читали эти объяснения? И откуда вы это вообще взяли? максим 30 января 2012, 14:53 Православному ///его крестил Господь Иисус Христос, водою истекшей из ребра.читайте объяснение святых Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина. 1)Прочитал поучения Иоанна Златоуста: Избранные творения том 1, Беседы во дни страстной и светлой седмиц " О кресте и разбойнике " . О крещении разбойника водою истекшей из ребра, там нет и в помине. 2) Ефрема Сирина не читал, а творений у него много. Если не трудно дайте ссылку именно по этой теме. Что касается статьи, я с автором согласен, считаю сравнивать двух святителей просто не уместно. диакон Павел Сержантов 30 января 2012, 00:31 К Православному (продолжение). В Гал 2 легко отметить те слова, которые указывают на «противостояние и расхождение», Ап. Павел пишет: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то Я ЛИЧНО ПРОТИВОСТАЛ ЕМУ, потому что он подвергался НАРЕКАНИЮ. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе С НИМ ЛИЦЕМЕРИЛИ и прочие Иудеи... когда Я УВИДЕЛ, ЧТО ОНИ НЕ ПРЯМО ПОСТУПАЮТ ПО ИСТИНЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ, ТО СКАЗАЛ ПЕТРУ ПРИ ВСЕХ: ЕСЛИ ТЫ, БУДУЧИ ИУДЕЕМ, ЖИВЕШЬ ПО-ЯЗЫЧЕСКИ, А НЕ ПО-ИУДЕЙСКИ, ТО ДЛЯ ЧЕГО ЯЗЫЧНИКОВ ПРИНУЖДАЕШЬ ЖИТЬ ПО-ИУДЕЙСКИ? …человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали… Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я СНОВА СОЗИДАЮ, ЧТО РАЗРУШИЛ, то сам себя делаю преступником». Ап. Петр принял эти слова кротко и в утверждал авторитет Ап. Павла, ставя его послания наряду с книгами Священного Писания. Итак, спорный вопрос о законе получил мирное завершение к пользе Церкви, что бы ни писали либеральные протестанты про «партии Павла и Петра». Надеюсь, что и споры вокруг творений свят. Игнатия и Феофана утихнут к нашей общей пользе, а любовь к святителям и Апостолам разгорится сильнее.

http://pravoslavie.ru/51123.html

Архив Пн 14 января — Обрезание Господне 14 января 2009 г. 00:00 Господь наш Иисус Христос, по истечении восьми дней от рождения, соизволил принять обрезание. С одной стороны Он принял его для того, чтобы исполнить закон: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, — сказал Он, — не нарушить пришел Я, но исполнить » (Мф. 5:17); ибо Он повиновался закону, дабы освободить от него тех, кто пребывал в рабском подчинении ему, как говорит апостол: «Бог послал Сына Своего, Который подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Гал. 4:4-5). С другой стороны, Он воспринял обрезание для того, чтобы показать, что Он принял действительно плоть человеческую, и чтобы заградились еретические уста, говорящие, что Христос не принял на Себя истинной плоти человеческой, но родился только призрачно. Итак, Он был обрезан, чтобы явно было Его человечество. Ибо, если бы Он не облекся в нашу плоть, то как мог быть обрезан призрак, а не плоть? Святой Ефрем Сирин говорит: «Если Христос не был плотию, то кого обрезал Иосиф? Но как Он был воистинну плотию, то и обрезан был как человек, и младенец обагрялся действительно Своею кровию, как сын человеческий; Он болел и плакал от боли, как подобает имеющему человеческую природу» . Но, кроме того, Он принял плотское обрезание и для того, чтобы установить для нас духовное обрезание; ибо, закончив Ветхий, касавшийся плоти, закон, Он положил начало Новому, духовному. И как ветхозаветный плотский человек обрезывал чувственную свою плоть, так новый духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, зависть, гордость, нечистые желания и другие грехи и греховные вожделения. Обрезан же был Он в восьмой день потому, что предизображал нам кровию Своею грядущую жизнь, которая обыкновенно учителями Церкви называется восьмым днем или веком. Так писатель канона на обрезание Господне святой Стефан говорит: будущего непрестанную осьмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезался плотию. И святой Григорий Нисский так говорит: «обрезание по закону должно было совершаться в осьмой день, причем осьмое число предуказывало на осьмой будущий век» .

http://patriarchia.ru/db/text/182660.htm...

( Быт.17:9-14 ) По указанию Писания обрезание имело нравственное и таинственно преобразовательное значение. В своем нравственном смысле и значении обрезание внушало человеку необходимость бороться со своими греховными стремлениями, необходимость самоограничения не только плоти, но сердца и ушей, то есть отсечение, искоренение всех дурных сердечных помыслов, склонностей и стремлений ( Втор.10:16 ; Лев. 26:41 .; Иер.4:10 ; Иез.44:9 ; Деян.7:51 ). Отсюда истинно обрезанным, по Апостолу, является не тот, у которого «обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве». ( Рим.2:28-29 ) Что касается таинственно-преобразовательного значения обрезания, то значение это изъясняет св. ап. Павел. Так в послании к Римлянам Апостол называет обрезание «печатью правды веры» (IV, 11, печатью праведности через веру), то есть обрезание было действенно и имело значение только при вере в обетованного Искупителя. В частности Апостол видит в обрезании прообразовательное указание на новозаветное крещение. Апостол говорит христианам, что во Христе «вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении» ( Кол.11:11-12) Таким образом, по Апостолу, рукотворенное ветхозаветное обрезание предизображало собой нерукотворенное новозаветное обрезание – крещение, состоящее в совлечении тела греховного или, как говорит Апостол: «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях… и облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины» ( Еф.4:22, 24 ) По словам церковных песнопений, обрезание и совершение этого обряда именно в восьмой день по рождении младенца изображало будущую «непрестанную осмаго века жизнь, в нюже Владыка обрезался плотию» (Тропарь по 4й песни канона 1 января). Совершение этого обряда указывало на искупление, когда «Господь человеческая прегрешения обрезует: дает спасение миру (Кондак праздн. 1 января), «свет возсия новыя благодати» (Тропарь по 1й песни канона 1 января). Как глубоко таинственный прообраз союза человека с Богом через веру во Христа, обрезание называется заветом вечным:

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Валерий 30 января 2014, 13:32 Как от пьянства бывает цирроз печени, так от того что, служили твари вместо Творца стали содомитами. Смотрите, как апостол Павел нас вразумляет: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства (Рим 1:25–28)» Апостол Павел просто указывает нам маркер: если содомит, то и идолопоклонник. Разумно, прислушаться к словам апостола. Иначе, если мы будем с равнодушием (под видом «смирения») взирать на идолопоклонников у престола, то мы потеряем нашу Церковь. Инна21 30 января 2014, 12:20 Уважаемые комментаторы! Можно сколько угодно спорить, но разве можно возразить против темы статьи - " Оклеветать человека — страшный грех " ? Суть ведь не в том, есть или нет в Церкви люди, подверженные подобному греху. Важно то, что если есть сведения о таких вещах, их нужно доказывать. А написать про " 50 епископов " - пока не будет конкретно доказателсьвт против каждого из 50 епископов - будет считаться клеветой. Юрий 30 января 2014, 11:42 ЖЖ КУРАЕВ на статью о. Владимира: " Обиды на это интервью о. Владимира у меня нет и быть не может. Если бы за моей спиной было детище моей жизни - университет, чье будущее во многих отношениях зависит от отношения патриархии, я бы тоже, наверно, говорил " не вем этого человека; не в курсе этой проблемы " , Человек определяет действия другого человека очень просто: Как поступил бы он в данном конкретном случае. Очевидно, что для Кураева, по надуманной им мотивации отца Владимира - всего лишь сохранение " теплого места " , других причин не существует, что он и доказал, когда его уволили из академии. Возмутившись выпестованной за столько лет непомерной гордыней, он выбрал самый грязный способ и защиты, и мести, это клевету. И не разделяет себя в этом занятии с другими, думая, что они поступили бы точно так же, а может быть ещё и хуже. Да-да! Он ведь лучший даже в этом!

http://pravoslavie.ru/67949.html

Галина И. 18 января 2023, 10:06 2. Бог не решает спор Иова и его друзей и не отвечает на вопрос, за что Иова постигли такие страшные страдания. Но когда он покаялся: «Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле», Бог его обильно благословил. Не здесь ли кроется «неизвестность причины, производящей мучение»- необходимость, даже в осознании своей праведности, глубочайшего смирения и раскаяния перед Богом? «Знать Тебя есть полная праведность, и признавать власть Твою- корень бессмертия. Ты имеешь власть жизни и смерти и низводишь до врат ада и возводишь», а «страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка» (Прем.Сол.15,16,17). От нашего разума, наших путей и нашего своеволия. О чем и говорит отец Нектарий, спасибо ему. Галина И. 18 января 2023, 09:53 1.Простите. Мы устали стоять у Креста, устали думать: любить нам или ненавидеть? Прощать или не прощать? Быть убийцами или убиенными- физически и морально? Мы каждый день молимся Богу: «да будет воля Твоя», а потом обращаемся к Богородице и ко всем святым с просьбами- требованиями об исполнении нашей воли, насмерть боясь смерти. Мы даже создали реестр услуг святых по нашим нуждам и нашей воле. Да верим ли мы Богу вообще - вот такому трансцендентному, непостижимому и необъяснимому? В 38 гл. кн. Иова Бог Сам отвечает Иову и говорит о Своем могуществе и величии, о взаимосвязанности и взаимообусловленности всего Его творения- мира, в котором мы живем и частичкой которого является каждый из нас. Ольга 17 января 2023, 19:54 " Уж сколько раз твердили миру... " Простите, но как-то высокопарно-на мой взгляд. А конкретно и простыми словами? Как измениться? Как стать радостным, не унывающим, не раздражающимся и т.д.? Какой смысл в покаянии, если " воз и ныне там " ? Что можно сделать со своей греховной природой, унаследованной от прародителей?Уже не хочется идти на исповедь-одни и те же грехи. Разве что затем, чтобы получить " пропуск " к Причастию.Может быть,о.Нектарий готов поделиться опытом личного изменения в лучшую сторону, дать практический совет (думаю, что читатели не сочтут это за хвастовство)?А теорию мы знаем.Претензий к Богу нет,но вот процесс совершенствования(на практике так и не случившегося) зашел в тупик.

http://pravoslavie.ru/150492.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010