Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН ЮГСКИЙ (Семёновский Андрей; 1800, с. Семёновское Пошехонского у. Ярославской губ.- 7.08.1853, Югская Дорофеевская пуст.). Род. в семье диакона. Закончил ДУ. В 1820 г. оставил семинарию и поступил в Адрианов Пошехонский мон-рь в послушание к старцу Иннокентию. В 1821 г. был причислен к братии, посвящен в стихарь. 4 апр. 1826 г. принял постриг с именем А. в честь прп. Адриана Пошехонского , 2 нояб. 1826 г. был рукоположен во диакона, 9 нояб.- во иеромонаха. В мон-ре устроил гостиницу для паломников, обновил колодец прп. Адриана и построил над ним часовню, где больные стали получать исцеление по его молитвам. В 1831 г. назначен на должность казначея. А. Ю. был строгим постником, питался только черными сухарями и водой, никогда не ел горячей пищи, ничего не имел своего; был усердным молитвенником, ежедневно прочитывал всю Псалтирь; обладал даром прозорливости, отличался смирением и кротостью. За свое строгое подвижничество претерпевал многочисленные жестокие нападки бесов, временами явные для окружающих. Братия мон-ря, не понимая напряженной духовной брани, к-рую вел подвижник, сочла его душевнобольным, и А. Ю. был выслан из обители к родственникам. В это время начался подвиг служения А. Ю. ближним. Во всей тяжести перенесший духовную брань и суровым подвигом достигший торжества духа над плотью, А. Ю. направлял своих собеседников к христ. жизни. Своим духовным детям А. Ю. рекомендовал умеренный пост, чтение Четьих-Миней, Добротолюбия , аскетических творений преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, говоря, что учение Церкви уясняется при очищении души личным подвигом. После возвращения А. Ю. в Адрианов Пошехонский мон-рь было решено сделать его настоятелем обители. Не желая этого назначения, инок принял обет молчания и подвиг юродства, 2 года скитался по лесам; много странствовал, собирая средства на мон-рь и одновременно наставляя в христ. жизни жителей тех мест, где останавливался. А. Ю. имел многочисленных учеников, приезжавших к нему или руководимых старцем через переписку. А. Ю. почитали не только отдельные люди, но и целые города, напр. Бежецк, где из его последовательниц составилась Благовещенская жен. община, к-рой старец руководил неск. лет, а окончательное ее устройство передал по завещанию свящ. Петру Томаницкому, принявшему на себя подвиг юродства и проживавшему близ Углича. После кончины благоволившего ему настоятеля мон-ря иером. Иринея А. Ю. подвергался клевете и оскорблениям со стороны братии и в 1851 г. перешел в Югскую Дорофеевскую пуст. Перед кончиной сподобился явления Пресв. Богородицы со святыми и Спасителя, погребен в Югской пуст. напротив алтаря соборной церкви.

http://pravenc.ru/text/63624.html

Том 2 → Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого. Часть I II III Переписка старца о. Адриана с людьми разного звания, состояния и пола   Часть первая. Памятные записки и переписка со старцем Боголюбиваго семейства сестер, проживавших близ Адрианова Монастыря под руководством старца, а с перемещением его в Югскую Пустынь, – близ нее, в городе Мологе Ярославской губернии. Боголюбивое семейство сестер разнаго звания, преимущественно из дворян, призванное Господом для спасения вечнаго чрез руководство старца о. Адриана, имело пребывание свое сначала неподалеку от Адрианова монастыря, а с перемещением старца в Югскую Пустынь, – близ оной, в городе Мологе. Замечательный особы этого достопамятнаго семейства, отличавшиеся особенными подвигами благочестия: Матрена Ивановна Гулина, Мария Дмитриевна Свитина и Анна Николаевна Леонтьева и многия другая, по особенному Божию смотрению, призваны были как бы для хранения и распространения всего прекраснаго и всего совершеннаго из жизни христианской, что в лице своем представлял редкий подвижник благочестия о. Адриан. Памятные записки этого семейства и переписка со старцем служат очевиднейшим доказательством христианскаго совершенствования сестер, их искреннего отношения к старцу, участие в трудах и болезнях старца, и проливают свет на некоторыя события из жизни самого старца и его духовной деятельности во спасение ближних. Труды послушания, в вспоможение старческой деятельности чрез переписку, преимущественно лежали на А.Н. Леонтьевой, как более всех к тому способной. Мучительная и продолжительная лихорадка Леонтьевой была главною побудительною причиною переворота в ея судьбе и посвящения себя жизни духовной под руководством старца. За св. молитвы старца и за предстательство угодника Божия Адриана Чудотворца, у раки его, тот час после водоосвященнаго молебна она получила совершенное облегчение от мучительной болезни, много времени ее томившей.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Поэтому архиепископ Ярославский и Ростовский Симеон в письме к министру духовных дел князю А. Н. Голицыну просил: 1) Включить Мологский Афанасьевский монастырь в число штатных 3-го класса с отпуском 931 рублей 60 копеек в год; 2) Вместо мельницы и рыбной ловли отпускать из казны 600 рублей в год; 3) Отвести 30 десятин пашенной и сенокосной земли под монастырем в пользу обители. Ходатайство владыки Симеона осталось без исполнения, тем более что вскоре Александр I скоропостижно скончался. «Сестры монастыря содержатся главным образом собственными своими трудами, – отмечает исследователь конца XIX века. – Для посеву хлеба и сенокоса они нанимают землю у граждан Мологи». В восстанавливаемом монастыре 1820–1830-х годов были периоды крайней нужды, так что нечем было даже за дрова заплатить. Тогда на помощь приходила Тихвинская Божия Матерь. Однажды произошел такой случай. Крестьянин Никита Степанов за неуплату ему долгов от монастыря за дрова хотел везти их в Югскую Дорофееву пустынь. Во сне ему явилась Божия Матерь в том виде, как Она изображена на Тихвинской иконе, и говорит: «Не отвози дрова в Югскую пустынь, там их достаточно. Отдай в Афанасьевский монастырь – когда игуменья исправится, то заплатит тебе деньги. Я тебя в том уверяю». Наутро Никита отвез дрова в Афанасьевскую обитель и рассказал свой сон матушке Евпраксии и сестрам. Вскоре дела монастырские поправились, и игуменья вернула ему долг за дрова. Несмотря на всегда достаточно скромное материальное положение Афанасьевского монастыря, в 1830-е годы при игумении Евпраксии было положено основание третьему великолепному храму обители – Собору Святаго Духа. Окончательно устроен и освящен этот храм в 1841-м году трудами второй игумении монастыря Магдалины. Пятиглавый трехпрестольный Духов собор встал в один ряд с храмом Святой Троицы посреди монастыря. Три входа «о 13-ти ступенях» вели в собор, и над каждым из них были устроены фронтоны, поддерживаемые четырьмя колоннами. Четыре столпа держали свод храма – два в алтаре и два посреди церкви. Внутренним и внешним убранством храма служила богатая живопись, которой была украшена даже паперть. Снаружи храм был оштукатурен и отбелен, кровля крыта железом и окрашена медянкою, главы и кресты опаяны английской жестью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Батюшка говорил, что это была вторая его встреча с Патриархом, а первый раз он его видел в 1913 году, когда архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон посетил Мологу. В этом году отмечали 300-летие Дома Романовых, и батюшка помнит, как владыка Тихон благословлял всех насельников Афанасьевского монастыря памятными монетами и маленькими медалями, выпущенными по случаю славного юбилея. Рассказывал мне батюшка про колокола. Помню, по словам отца Павла, самым звонким был колокол в селе Веретея. Весом он был около 350 пудов, и звон его был слышен на всю Мологскую округу. Вспоминал батюшка Югскую Дорофееву пустынь 98 , ее последнего настоятеля архимандрита Иеронима, чья фотография хранилась у отца Павла. Когда Югскую обитель закрыли, отца Иеронима арестовали, и он погиб где-то в лагерях... Рассказывал батюшка, как Мологский Кирилло-Афанасьевский монастырь на некоторое время был занят обновленцами. Местным жителям негде было даже помолиться, приходилось ходить за несколько верст в соседнее село. Очень часто вспоминал батюшка гонения и тюрьму – особенно часто в последние годы своей жизни в Верхне-Никульском. Если припомнить, то каждый разговор, так или иначе, приводил к этой теме – ссылка, лагерь, тюрьма... Батюшка вспоминал об этих годах без обиды, без злобы, никогда ни на что не роптал. Об одном, правда, сожалел: «Зубов жалко, Колька. Выбил мне их все следователь Спасский, кроме одного. “Ты, говорит, Груздев, если не подохнешь здесь, в тюрьме, то потом мою фамилию со страхом вспоминать будешь. Хорошо ее запомнишь! Спасский моя фамилия, следователь Спасский!” Прозорливый был, зараза! Страха, правда, не имею, но фамилию его не забыл, до смерти помнить буду. Ведь все зубы повыбил, вот только один на развод оставил. Сделали мне “копыта” (протезы, значит), валяются где-то в коробке, а носить их не могу. Уж лучше совсем без зубов!» И все равно в конце скажет: «Тюрьме спасибо за все!» Я все недоумевал: за что тюрьму можно благодарить? А батюшка благодарил... Многие замечали в батюшке дар прозорливого участия к каждой человеческой душе. Но он этот дар скрывал ото всех, не давая явно его почувствовать. Однако, были такие случаи, когда дар этот становился виден всем нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Поэтому архиепископ Ярославский и Ростовский Симеон в письме к министру духовных дел князю А. Н. Голицыну просил: 1) Включить Мологский Афанасьевский монастырь в число штатных 3-го класса с отпуском 931 рублей 60 копеек в год; 2) Вместо мельницы и рыбной ловли отпускать из казны 600 рублей в год; 3) Отвести 30 десятин пашенной и сенокосной земли под монастырем в пользу обители. Ходатайство владыки Симеона осталось без исполнения, тем более что вскоре Александр I скоропостижно скончался. «Сестры монастыря содержатся главным образом собственными своими трудами, – отмечает исследователь конца XIX века. – Для посеву хлеба и сенокоса они нанимают землю у граждан Мологи». В восстанавливаемом монастыре 1820–1830-х годов были периоды крайней нужды, так что нечем было даже за дрова заплатить. Тогда на помощь приходила Тихвинская Божия Матерь. Однажды произошел такой случай. Крестьянин Никита Степанов за неуплату ему долгов от монастыря за дрова хотел везти их в Югскую Дорофееву пустынь. Во сне ему явилась Божия Матерь в том виде, как Она изображена на Тихвинской иконе, и говорит: «Не отвози дрова в Югскую пустынь, там их достаточно. Отдай в Афанасьевский монастырь – когда игумения исправится, то заплатит тебе деньги. Я тебя в том уверяю». Наутро Никита отвез дрова в Афанасьевскую обитель и рассказал свой сон матушке Евпраксии и сестрам. Вскоре дела монастырские поправились, и игумения вернула ему долг за дрова. Несмотря на всегда достаточно скромное материальное положение Афанасьевского монастыря, в 1830-е годы при игумений Евпраксии было положено основание третьему великолепному храму обители – Собору Святаго Духа. Окончательно устроен и освящен этот храм в 1841-м году трудами второй игумений монастыря Магдалины. Пятиглавый трехпрестольный Духов собор встал в один ряд с храмом Святой Троицы посреди монастыря. Три входа «о 13-ти ступенях» вели в собор, и над каждым из них были устроены фронтоны, поддерживаемые четырьмя колоннами. Четыре столпа держали свод храма – два в алтаре и два посреди церкви. Внутренним и внешним убранством храма служила богатая живопись, которой была украшена даже паперть. Снаружи храм был оштукатурен и отбелен, кровля крыта железом и окрашена медянкою, главы и кресты опаяны английской жестью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Молитва и за врагов, к которой особенно возбуждал старец, кротость и долготерпение были единственною опорою их стеснённого положения и отрадою в болезнях и скорбях сердечных. Между прочим, к утешению старец, по дару прозорливости, близким своим или притчами или какими либо знаками или словами давал понимать о скорой и решительной перемене его обстоятельств к лучшему, во славу Божию, для него и для всех от него во спасение пользующихся. Скоро Милосердый Господь и Царица Небесная милостивно призрели на смирение рабов, в кротком и молчаливом духе преклонивших выю свою под благое иго Христово. По неисповедимым судьбам Божиим, чудно и премудро устроящим спасение людей, старцу указывается другой монастырь. Об этом событии, имевшем благотворное влияние на дела, касающиеся вечного и временного благосостояния многих из Христиан, старец много утешенный, к близким своим писал: «благодарите Премилосердаго Творца: Югский отец Варфоломей у нашего отца Сергия (съехавшись в Ярославле) выпросил меня у него. О, несказанная милость!» В Успенском Адрианове Монастыре, покрываемый Богом, старец подвизался, по примеру святых, в трудах совершенного иночества 30 лет и 3 месяца: Отсюда перемещён Ярославской губернии, Рыбинского уезда в Югскую Дорофееву Пустынь, в которую прибыл во время благовеста к обедне 1851 года, 14 Февраля. II. Сказания о жизни старца отца Адриана во время пребывания его в Югской Дорофеевой Пустыне 1. Отец Адриан с обычною ему неутомимостью продолжает в Югской пустыни свою старческую деятельность Вступивши будто для успокоения в Югскую св. Обитель в число больничных её братий, старец, глубоко проникавший в нравственные нужды современных ему людей, и здесь день и ночь не имел покоя, посвящая все силы души и тела на служение спасению их. В Югской Обители деятельность отца Адриана в пользу духовного просвещения ближних принимает тот же самый характер и выражается в тех же самых благотворных действиях. Так как здесь был разрешён ему Игуменом Варфоломеем выход за врата Обители и доступ к нему народа, ищущего пользы душевной в Богомудрых советах от него то народ всякого звания, состояния, пола и возраста буквально наводнял Обитель с целью видеть и слышать Богомудрого старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Теплый собор, смежный с древним с южной стороны, довольно обширен, высок, просторен, богато вызолочен и благолепно украшен, но совершенно современный, не отличается ничем особенным. Колокольня отдельно от собора, в большом колоколе 500 пудов. Собор расположен на мысе, образовавшемся при слиянии рек Волги и Которосль; вид с этого места превосходный. Несколько поодаль от собора обширное здание Демидовского лицея; говорят, что на этом месте в древности находились великокняжеские терема; показывают и теперь одно каменное строение, остаток древних теремов, в нем помещаются соборяне. На берегу Волги дом губернатора... Вечером, накануне праздника преподобного Сергия, у преосвященного было всенощное бдение, в большой его крестовой церкви; в служении участвовал и я; он выходил на литию и величание. На следующий день, 25-го, преосвященный служил у праздника в одном приходе, а я собрался поутру в Рыбинск и в Югскую-Дорофееву пустынь, которая оттуда в пятнадцати верстах. Пароход Дриада (Общества «Самолет») отходит в 9 часов утра. Я вошел в каюту, так как было довольно свежо, сел у окошечка, потому что в первый раз ехал на пароходе, меня все занимало... и начал смотреть на берега широкой Волги. От Ярославля до Рыбинска, на расстоянии более 80 верст, по берегам очень много сельских церквей. В Рыбинск прибыли в 3 часа дня. Город, при слиянии Волги и Шексны, довольно обширный и красивый. Пообедав, мы отправились на лошадях в Дорофееву-Югскую пустынь, куда приехали в 7 часов вечера и остановились в гостинице. Это было в субботу, под праздник Св. Иоанна Богослова. Мы пришли в церковь во время литии, служил сам настоятель, архимандрит отец Поликарп 95 , и с ним четыре иеромонаха и два иеродиакона. Пение обыкновенное – не столповое. Под конец всенощной я вошел в алтарь и познакомился с настоятелем. На следующее утро, поднявшись довольно рано, мы пошли осматривать все, что вне ограды. Странноприимный дом двухъярусный, довольно обширный, видно, что содержан весьма чисто, но в ту пору там почти никого не было. Конный двор большой, и лошадей много. Хозяйственных построек очень довольно, и все прочно, чисто и хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Прошу ваших молитв? Работа какова, такая и награда: За доброе, – венец, за злое, – терны ада. Вы изволите знать: мы люди торговые, повинуемся всем положениям? Сказано: лукавнующии потребятся: о, избави, Господи! 62. 1852 года 20 июля. Припадаю к стопам вашим, благодаря за присланнное письмо ваше. Да благословят души наши Господа, благодеющаго нам! Я получил его с душевным восторгом и телесным трепетом. Да возрадуется душа твоя о Бозе Спасителе твоем! Вы объясняете духовную баню, в какой можно очиститься от мирских проказ? О, это зависит от уважения к Библии! Но как в бане потребна вода: то и прошу не оставьте молитвами? Хощет Бог: когда хощет человек. Чтобы Царь Небесный ниспослал Свои милости? По вере ваю, буди вама. Чтоб я мог принести душу готовую? Тецыте по примеру Любителей Божиих. И испустить источник умилительных слез? Это происходит от любви Евангельской. Простите, батюшка, кланяюсь вам до земли. И от меня прошу принять низенькой поклонник. Покорный и преданный вам отныне навсегда. По товару и цена. 63. К монастырочкам: ИМ. 1851 года 1 сентября. Батюшка, мы, грешные, не научились еще жить в монастыре? Слушайтесь Ефрема Сирина . Напишите нам хотя едину строчку? Слушайтесь Прологов, да Четь-Миней. Уведомьте нас о своем здоровьеце? Пображиваю в церковь и на гостиную. Унываем духом: нет у нас сердечной любви к Богу? Лествичника слушайтесь. Слезно просим: попишите нам и мы будем подкрепляться твоим советом? Добротолюбия слушаться, – то-то бы хорошо-то! 64. М. Живя в пустыне, приходят разныя нам искушения на мысли? Поститься да молиться у Ефрема Сирина поучиться. Мы слышали: вы перешли в Югскую пустынь и жалеем, что много вам будет безпокойства от множества приходящих? На премногую для меня недостойнаго пользу, Царица Небесная меня под Свой кров приняла. Когда я получу от вас весточку, – точно с вами набеседуюсь. С Алфавитом 10 почаще беседуй. 65. Т. 1850 года 6 мая. Я поступила в 16-летнем возрасте в Монастырь? Что драгоценнее: как быть в земном Рае! Имея отца и мать?

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

С этою целью отцу Адриану отведён был на гостинице отдельный номер (комната). который всегда полон был народа, обращавшегося к нему с разными духовными нуждами. Старец с любовью отвечал на все вопросы обращавшихся к нему и, отечески вникая в положение каждого, все направлял к главной и единой цели спасения вечного. Кроме того, старец приглашаем, был и в другие номера гостиницы для бесед с людьми высокого звания, посещавшими Югскую Обитель. Старец истощал все усилия, чтобы пробудить усыплённую совесть в беспечности провождающих жизнь свою. Даже умолял их об исправлении в самых трогательных выражениях. «Я, говорил старец, готов всем вам в ножки поклониться и слёзно умолять Вас: исправляйтесь, пожалуйста, начинайте обращаться к своему Создателю, миритесь с Ним, полюбите труды покаяния, сколько есть сил у вас: доколе мы будем гнить в страстях, не боясь вечных мук в аду? О, братия, страшно впасти в руце Бога жива! Он долго ждёт, да, ведь, и бить больно будет за презрение! Или вас пугают труды и скорби ради очищения? Все равно от невоздержания и жизни изнеженной, ведь, мы болезней не минуем же, а смерти никак не избежим: так лучше же с честью умереть заранее телом греху, – чтоб ожить для Бога душой! Если будем избегать трудов и скорбей ради Господа и спасения души своей, ведь, и в Аду-то нестерпимо будет за беспечность нашу. Начинайте с болезнью сердца прошу, начинайте пожалуйста ваше исправление, начинайте жизнь благочестивую; право будет хорошо и перемене жизни сердце ваше дивно обрадуется. Не слушайте, пожалуйста, тех, которые, по беспечности и неверию, говорят: спасались люди только прежде, а ныне это невозможно. О, не верьте, не верьте этому: Церковь Христову врата Адова не одолеют до скончания века. Всегда и на всяком месте силён Бог спасти от всякого греха души к Нему обращающихся с покаянием в усердных и частых молитвах. Спасение возможно и среди мира, если только будем жить, сколько возможно, по силам, подражая жизни святых.» Подобными и многими другими советами, просьбами и убеждениями с живейшим чувством любви и сострадания, чуть не со слезами умолял о покаянии обращающихся к нему людей. О закосневших в порочной, нераскаянной жизни отец Адриан своим близким иногда говаривал: «от скорби сердечной у меня и слезы не льются из глаз: О, тяжело иногда бывает на сердце у меня, и много болезней там, так что от горя и скорби за братий моих едва не рассыплется природа моя!»

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

173. 1851 года 9 июля. Молю вас со слезами о себе: верно идти пешком в Воронеж? Хотя, как могите, – потрудитесь поглядеть на Югскую-то пустыню. Денег нет: не знаю, что и делать? Дома Бог, ищи его поскорее. Обрадовалась страннику, который донесет к вам записочку? Часто бывают в кафтанах-то и волки. Давно собиралась написать, да было не с кем? Ведь, на чай гривеннички находите: кто же поверит, что на письма-то найти не можно? 174. 1851 года 2 августа. В Мологе, близ девичьяго монастыря могу ли я иметь квартиру? Можете и в Мологе: Анна Ник. будет к вам на квартиру ту почаще прибегать и вас обижать. Сделайте (для себя) милость: поскорее приезжайте, да на Югу прибегайте. Не грех ли мне будет: я ехала сюда для спокойствия, которое по малой мере и моему малодушию здесь и нашла? Т.е. намерение, за мою вину, по какому-то неимению лукавства (т. е. живши в свете не приобрела развращения ума) здесь и потеряла, (т.е. намерение переменила, что ехала сюда покоиться). То не грех ли мне будет за это? А что с светскаго-то ума сошла? А сегодня сказанная проповедь приохочивает искать спасения. Посему, вот видите: и поневоле обезумеешь. Не знаю: могу ли с собой совладать? Очаровала меня Библия: хоть не любо, да привелось спасаться. Но не знаю, как успеть? И на свет нельзя оглядываться: отец Георгий меня кругом стыдит. Простите, что вас беспокою; но не знаю: где искать другаго утешения? Лествичник с Добротолюбием еще живее Георгия будет преграждать изнеженностям стези. Хочется помолиться о здравии брата и его супруги? Сама читай Псалтирь и усерднее за них молись. Еще желаю: вдруг за 40 обеднями помянули бы? Желающих спастись нанимай за себя по причине неуспешности своей. Я боюсь, чтобы нам во вражде с ним не умереть? Ведь, он разсудка не лишен: может понимать, что делает; итак, если умеет: пусть с Библией -то поспорит. Да жаль крестьян; я готова бы ему все отдать, Господь с ним, мне не жаль имения? Бог дал нам судей, итак с терпением ожидайте: как узаконят, – вы и не спорьте. Не отриньте моего сознания и изцелите болезнь души моей?

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

  001     002    003    004    005    006