Всякому избравшему жизнь странническую нужно иметь такую же осторожность, такую же озабоченность, как несущему на открытом воздухе зажжённую свечу, с крайним вниманием ее берегущему, – чтоб не погасить. Чтоб не устудить искры, дарованной Господом, и не помрачить зоркости ума, страннику необходимо иметь крайнюю осторожность в отношении питания, сна, встречи с людьми на пути и в домах. Человекоугодничество для странника, с целью улучшить средства к содержанию. душепагубно; он должен быть для мирян горящею свечкою жизни Евангельской. К толпе людей мирских, отправляющихся на поклонение св. местам, страннику приобщаться не должно, – чтоб не увлечься праздными беседами, а странствовать одному или с единомысленным братом. Девицам пускаться в путешествия одним, без сопутствия опытной старческого ума нянюшки, не советовал. Ещё говаривал старец: странник, если не страдалец, так он и не странник. Странническая и бесприютная жизнь, проходимая разумно, в полной покорности Богу, в живом хранении его заповедей, под руководством Библии и добротолюбия, верный и действительный способ к духовно-образованию; странствовать при таком направлении ума непременно нужно с паспортом. Тупоумное перехождение с места на место, без намерений и целей духовно образовании, старец не одобрял: так-то умеют делать и животные четвероногие, совершая дальние переходы с одного места на другое. Одному молодому человеку, просившему у старца благословения странствовать. отвечал. «странствуй без денег, а иначе ты и не странник! самые даже необходимые принадлежности к жизни, доколе не переобучишься к неимению, имея, учись не иметь». Чтобы труд путешествия не был в тягость советовал чаще и усерднее молиться в лесах, в полях и везде, где возможно, при этом питаясь бедно и умеренно. На Псалтырь и Новый Завет указывал, как на драгоценнейшие спутники всякого странника. Спросил некто Батюшка, хочу странствовать: благословите? Старец отвечал: с паспортом странствовать; а жизнь вести по учению книги Добротолюбия. – хорошо будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

О, брате, если бы ты знал: какими страхованиями, бедами. сетями и невыносимыми страшилищами бесовскими наполнен воздух: так, если бы прозрел человек, то едва остаться бы мог в живых; – но это все от нас благим Господом промыслительно сокрыто днём по милости Его нам солнышко светит, ночью – звёздочки и луна какая утеха и радость! Таковые то искушения и сети, сокровенные сатанинским умышлением в воздухе, неприметно должны коснуться всякого, – и тогда человеку бывает тяжело томительно, и в такой скорби он повергается пред Господом, ища Его покровительства в милости, как дитя от своей маменьки – и ему бывает легко: потому и заповедано нашим Спасителем: бдите и молитеся, да не внидете в напасть. Множество сетей вражьих, распростёртых по земле, увидев преподобный Антоний, от страха воскликнул: кто же избежит их? Был ему голос смиренномудрие, т. е. обвинять себя во всем и быть готовым на все скорби, ради Господа в спасения души. И так, брате терпя, потерпи Господа благодаря Его за все милости к нам, коих для кротких и покорных ему сердец неисчерпаемая бездна. Ведь, не избежать же нам адских томлений от бесов, – если не решился потомиться здесь ради Господа в добродетели, – где кому определено, – а тебе вот в уединении с Добролюбием.» Поразительные строгости страдальческой жизни старца у родственника диакона села Егорья-Яловед на чердаке его дома заставляли трепетать демонов и возбуждали особенную их зависть к его жизни подвижнической. Злобные нападения их бесовский ярости часто сопровождались шумом, свистом, вихрями и колебанием того строения, в котором совершал свой подвиг дивный терпеливец. Это было известно и приметно всем его окружавшим, – и наблюдавшие отца Адриана в страшные минуты его демонских искушений видели его стоящим на коленах с распростёртыми крестообразно руками в вслух читающим: Господь просвещение моё в Спаситель мой, кого убоюся? или обышедше обыдоша мя и разгорешася, яко огнь в тернии и именем Господним противляхся им. В каких видах нападали на него в это время демоны, – об этом он скромно напоминал иногда, что бесовские козни устраняемые ему в намерении его сокрушить и оторвать от молитвы, совершались в виде кровожадных зверей, змей.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Старец отец Адриан с похвалою отзывался и о многих других рабах Божиих, проходивших многотрудный и страдальческий путь в этом тяжелом роде подвижничества. Путь юродивых старец считал самым трудным: много таковым приходится до совершеннейшего успокоения переносить трудов, скорбей душевных и телесных, и всякого рода лишений и огорчений от людей и от бесов. Одному молодому человеку, просившему благословения у старца на путь юродства, старец сказал: «сказал ты, что хочешь сойти с ума; но скажи: с какого ты ума-то сойдешь! Наживи прежде ума, да тогда и сходи с своего ума на Божий ум: ведь и без того мы сошли с Божьего-то ума на мирской и свой непокорный ум! Странничество и юродство не у всех, избравших оные, говорил старец, бывают справедливы: много из таковых есть волков в овчей одежде; под кафтанами странническими и под личиною юродства не всегда скрывается ум христианский; сказано: мнози лжепророцы изыдоша в мир и, испытывайте духи. Часто враг приражается и к чистым по жизни, но гордым по уму, – какового искушения сохрани нас, Господи! Библия , Добротолюбие, Четии-Минеи и Прологи раскрывают глаза христианам». Старец имел друзей, доблестно проходивших путь добродетели и в трудах жизни пустынной, по примеру древних пустынножителей, чтимых св. Церковью . Об одном из таковых в назидание своих близких, во славу Божию, с приятностью рассказывал старец: знаю одного дивного мужа нашего времени, который с 7 лет избран на чудный подвиг пустынный. Священник, у которого воспитывался этот дивный отрок, усмотрев в нем призвание Божие к духовной жизни, потому что он с этих лет постоянно пребывал в посте и молитве, давал ему полную свободу и средства к просвещению его боголюбивой души. С этою целью он устроил для него комнату на чердаке дома (светлицу), где, при чтении книг, в посте и молитвах, неисходно пробыв до 13 лет, он скрылся от священника и доселе проводит жизнь чудную, скитаясь в лесах, пустынях и пропастях земли Русской, не имея себе постоянного крова и жилища. Одежду иногда носил сплетенную из кореньев своими руками. Пищу доставляет ему земля своими произрастениями. К селениям не приближался. До сих пор хранимый чудным Богом, он благополучно покрывается Им от взора любопытных людей. Об имени этого чудного раба Божия старец не напомнил, чей священник покровительствовал ему для подвижничества пустынного и где он скрывается, не сказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здесь прибавлено: и воду. Стало быть – и поплакать здесь человеку неизбежно, чтобы радоваться вечно. О, брате! Если бы ты знал какими страхованиями, бедами, сетями бесовскими, невыносимыми страшилищами наполнен воздух?! Так что, если бы человек прозрел в это, то едва бы мог остаться в живых. Но все это от нас скрыто благим Промыслом Господа, по Его милости. Днем нам светит солнышко, ночью – луна и звездочки, – какая утеха. Таковые-то искушения и сети, скрытые сатанинским ухищрением в воздухе, непременно должны коснуться всякого. И тогда человеку бывает томительно, тяжело. И в такой скорби он повергается пред Господом, ища Его Милости и покровительства, как дитя у маменьки! И ему бывает легко. Поэтому-то и заповедано: бдите и молитеся, да не внидете в напасть. Итак, брате, терпя, потерпи для Господа, благодаря Его за все милости к нам, коих для кротких п покорных Ему сердец у Него бездна многая. Ведь не избежать же нам адских томлений от бесов, если не решимся потомиться здесь ради Господа и добродетели – где кому определено, а тебе в уединении с Добротолюбием». Когда о. Адриан жил у сродника диакона, страхования бесовские на него были самые разнообразные. Бесы нападали на него с шумом, свистом, вихрями; быстро бросались на него полчища демонов в виде кровожадных зверей, гадов ядовитых, змей, в виде полков воинов на огненных колесницах; бросали в него множество камней. Порою же, как сам говорил, все у него утаскивали. «Вот и молиться-то мне не дают, говаривал он тогда своим, – все разбирают, все разрушают, все поднимают и тащат из-под меня: ни сесть, ни лечь, ни встать не дают». Порою же закрывали от него слова книги, которую хотел он читать; или наводили непреодолимый сон при его намерении почитать. «Полтора года, говорил о. Адриан одному близкому ему по духу брату, попущением Божиим, я ждал себе от диавола смерти с часу на час. Во все это время он приставлял к шее моей остро отточенный топор, злобно угрожая срубить мне голову, если я не отстану от молитвы и чтения. Однако, укрепляемый Господом, я, забыв о всех удобствах для тела, живя зимой в холодной келлии, находил единственное утешение и укрепление в молитве Иисусовой, с поклонами, имея другом своим в скорби Добротолюбие».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Его милостей для сердец кротких и покорных Ему бездна многая». Давая обращавшимся к нему священникам, диаконам и инокам каждому, по его личному устроению, советы, о. Адриан по вопросу об обеспечении духовенства выражался так: «священник, если будет учителем и усерден в деле душевного спасении своей паствы, не будет иметь у себя нужды ни в чем. Усердные прихожане, его же примером и словом наученные уважать добродетель, будут на руках его носить, и при самом бессилии в старости, он чудно будет ими успокоен. Так промыслительно устроено Господом для христианских сердец». Прихожанам же, когда заходила речь о пастырях, старец говорил: «любите, уважайте, берегите вы своих священников. Доставляйте им все нужное к содержанию. Покупайте им книги, чтобы они, не развлекаясь нуждами телесными, читали и рассказывали бы вам из книжек, вами им купленных, и, взамен вашего обеспечения их телесных нужд, обеспечивали бы вас в деле спасения душевного, по вашим недосугам, и своими молитвами, и поучениями. Если же что они сами делают несправедливо, на это не глядите, а слушайте, что они говорят, и это исполняйте на деле». Родителям старец особенно настойчиво советовал воспитывать детей в страхе Божьем, водить чаще в храм и научать чтению слова Божия. «Для кого же, говаривал старец, писаны священные книги? Они дарованы Духом Святым, собственно, для нас, чтобы чрез них приобретали мы благополучие. О, страшно ответите пред Господом вы, родители, не прилагающие по своей беспечности попечения о просвещении детей ваших в духе христианского благочестия. Если бы захотели да порадели, то это во всяком звании и состоянии было бы возможно. Что за родители христианские, кто предоставляет детям все потребное для тела, о душе же их нисколько не радят? И рождать, и питать умеют и язычники, и скоты. У нас же воспитание должно быть в недрах православной Церкви, под руководством Библии». Крестным же родителям говаривал: «если поручились за детей при св. крещении, то крепко держитесь вашего поручительства; если вы крестные, то и сами будьте на кресте, и детям указывайте на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это – вражия мечта из зависти христианскому доброму твоему началу в благочестивой жизни! Ты думай о себе так, и понимай себя так, как если бы ты сейчас родился и знать никого и ничего не хочешь, кроме своего Создателя; все забудь, будто не жил и не делал ничего ни хорошого, ни худого, а только сейчас начинаешь жить. И в самой детской покорности отдайся душой и телом в распоряжение Господа! Так, в простоте сердца молись Ему с любовью, именем Иисусовым поражая врага. И будешь ты покоен во всю свою жизнь! В славу Божию и общую пользу не должно утаить, что подобного рода мечты много времени и меня беспокоили, когда только начинал я молиться. Вдруг снимался потолок моей келлии, разрушались стены, разверзалась предо мною земля, представлялась мне огненная бездна: в ней будто уже посажены грешники: кто по шею, кто по пояс, кто по уши, кто весь погружен. А мне оставалось местечка только на той половичке, где стоял и молился. Да и с той меня хотели стащить в огненную бездну. При таких страшных бесовских, томительных мечтаниях детская покорность Господу Создателю своему, при усердной молитве Иисусовой, чтение соответствующих этому положению псалмов – спасали меня, от чего мечты разлетались, и привидения исчезали... Таким образом, что бы ни случилось с тобою, какое-либо привидение, страхование, мечта, что бы ни показывали тебе демоны наяву или во сне – не робей, ничему не доверяй, отдайся с живою покорностью Божию попечению о тебе, твори усердно и чисто молитву Иисусову. А, если в таких обстоятельствах не молиться усердно, смиренно и чисто, и не ограждать ума именем Иисусовым, то можно и с ума сойти. Смиренномудрие с усердной молитвой Господу и Царице Небесной – великая защита от всех сетей вражиих». Жаловавшемуся на томление в келейном уединении, старец говорил: «что делать, брате?! Припоминай страдальцев, заключенных в темницах и оковах, и всех многоразлично бедствующих. При этом, себя считай преступником. Так и будешь все охотно терпеть в уединении. Для кого же написано: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой? Нужно пройти через огонь всякого рода искушений, скорбей, томлений душевных, чтобы войти в покой Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Строгая жизнь инока, его рассудительное слово, постнический внешний вид, – все это невольно располагало к нему сердца людей. И неудивительно, если народ потянулся к нему за советами и благословением, что, в свою очередь, не могло не отразиться и на материальном благосостоянии обители. Бедная обитель стала получать большие средства и, по мысли Адриана, прежде всего, была устроена гостиница для приезжающих. Потом, по совету о. Адриана, пламенно почитавшего преподобномученика Адриана, его почитатели, с благословения настоятеля обители, обновили и колодец Преподобного, устроили часовню над источником, и с той поры, по молитвам о. Адриана, многие больные стали у этого источника получать исцеления от своих недугов. В июле 1831 г. о. Адриан был сделан казначеем обители и некоторое время с пользою для обители проходил эту должность. Но это дело было не по душе пустыннолюбивому иноку. Он, служа людям словом и примером, ясно видел нужду в большем самоочищении и тяготился хозяйственными делами. Он жаждал полнейшего уединения. Его дух, предочищенный постом и молитвою, зрел быстро, но быстро же усиливалась и брань вражия. Враг, не победив инока путем злобы человеческой, выступил против него уже явно пред умным, очищенным постом и молитвою, взором подвижника с своими страхованиями. Утончивший плоть, целомудренный и самособранный, о. Адриан видел явно духов злобы и мужественно боролся с ними. Но – дух бодр, а плоть немощна: если духом инок в силах был вести брань с диаволом, то плоть его не выдерживала такого напряжения. В пустыню уйти ему совершенно и скрыться от людей не пришлось, а потому, всю брань тяжелую он переживал, находясь среди братии. Правда, Господь укреплял Своего избранника благодатными видениями. Так, раз он в течение трех дней был в восхищении: и лицо его сияло неземною радостью. Он как бы спал, и никак его разбудить не могли. Только на третий день он пришел в себя и, сколько его не спрашивали, не решился открыть ничего, только умолял всех усерднее молиться Царице Небесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2 М. 1822. 3 М. 1832. 4 М. 1840. 5 М. 1851. 6 М. 1856. 7 М. 1880. 8 М. 1902. воспроизв. 1-го изд.: La Philocalie slavonne de Paissy Velitchkovsky. Reprod. anastatique intégrate de l’edition princeps: Moscou 1793/Soignée et presentée par Dan Zamfirescu. Bucarest 1990. 1187. 8 изд.: M. 2001. 1–2. Прил. 2. 526–533: Говорун С. Из истории «Добротолюбия " ]. 450 . Адриан, иером., подвижник Югской Дорофеевой пустыни. Руководство к духовной жизни или переписка с разными лицами в вопросах и ответах. СПб. 1861. М.; Рига 1995. 351. [Основа и частая тема поучений Адриана – «Добротолюбие». См. также о сем подвижнике: 9 .1319]· 451 . Говорун С. Н. Из истории «Добротолюбия»//ЦиВ 2001. 1(14). 262–295. 452 . Citterio Elie. La scuola filocalica di Paisij Velichkovski e la Filocalia di Nicodimo Hagiorito. Un confronto//AdB 7 .174). 179–207. 453 . Tachiaos A.-E. N. De la Philocalia au Dobrotoljubië la création d’un «Sbornik»//Cyrillomethodianum. 1981 5. 208–213. 454 . Tachiaos A.-E. N. Le rôle de la Philocalie grecque et slave dans les renouveaux spirituels du XVIII siècle//TO ELLHNIKON. Studies in Honor of Speros Vryonis, Jr. New Rochelle, N. Y. 1994. 2: Byzantinoslavica, Armenica, Islamica, the Balkans and Modem Greece. 86–108. 455 . Tachiaos А.-Е. N. La creazione della «Filocalia» e il suo influsso spirituale nel mondo greco e slavo//NS 9 .308). 227–249. 456 . Tarnanidis I. Les derniers créateurs de «Sborniki»//Cyrillomethodianum. 1981. 5. 214–217. См. также 9 .848. Серафим Саровский Прохор Сидорович Мошнин, 19.07.1759 – 2.01.1833, канониз. 19.07.1903, пам. 2 янв., 19 июля: НКС 2. 452–458; 3. 600–604 Жития и житийная литература 457 . [Сергий, иером.] Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка. М. 1839. [Здесь же помещены «Духовные наставления старца Серафима» – первая известная публикация, посвященная преп. Серафиму]. 458 . [Сергий, иером.] Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника. М. 1841. [Первое житие преп. Серафима].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Думаю, не открою тебе большого секрета, если скажу, что православные, как, впрочем, и все люди, делятся на две группы. Одни из них могут добиться какой-нибудь цели в своей жизни только под строгим руководством своего наставника, другие достигают того же результата при минимальном внимании с его стороны. В духовной жизни значение наставничества очень велико. Однако, в какой степени духовное руководство необходимо для конкретного человека и какими методами оно должно по отношению к нему осуществляться, зависит от различных факторов. Имея все их в виду, опытный наставник в первую очередь обращает внимание на характерные особенности личности человека и на то духовное состояние, в котором он пребывает в данный момент времени. Так, знаменитый духовник Югской Дорофеевой пустыни иеромонах Адриан ( †1853) очень внимательно относился ко всем своим многочисленным духовным чадам. Особенно осмотрительно он давал им какие-либо наставления. Перед тем как что-либо посоветовать, отец Адриан старался выяснить, в каком состоянии находится душа человека. Свое наставление он давал только тогда, когда видел в человеке сердечное влечение и духовную подготовленность к его выполнению. Преподобный Антоний Оптинский , как ты уже знаешь, требовал от духовных чад очень точного исполнения своих наставлений. Однако всегда ли он поступал так? Нет, не всегда. Преподобный Антоний совсем по-другому относился к людям, которые недавно начали обращаться к нему за наставлениями или просили у него только один конкретный совет по волнующей их проблеме. «Никогда он не старался насильно убедить кого-нибудь; назидания свои предлагал не в виде заповеди, а более намеком или в виде дружелюбного совета; а если кто сделает возражение, то старец сейчас и замолчит. На вопросы посетителей своих почти никогда не отвечал прямо, и даже избегал таких вопросов, через которые бы открыто возлагались на него значение и ответственность наставника; а между тем искусно направлял общую беседу, так что в течение ее, говоря в третьем лице или рассказывая как будто про себя, он как бы мимоходом и обличал, и наставлял своих собеседников. Часто случалось, что только по выходе от старца посетитель, опомнясь, понимал, что какое-нибудь, как будто к слову сказанное, замечание прямо относилось к нему, к сокровенным его недоумениям и недостаткам, разрешало вопросы, которых старец не дал выговорить; а иному даже открывало и то, чего тот сам в себе прежде не замечал. Если кто некстати высказывал, что понимает мысль и намерение старца, то он тотчас заминал беседу и вел уже разговор о предметах житейских; вообще весьма боялся обнаружить духовные свои дарования и очень с немногими любил беседовать о предметах чисто духовных. Впрочем, с великою опытностью и мудростью умел различать, кому как говорить» 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

 Старец Адриан, иеромонах Югской Дорофеевой пустыни, однажды сказал своему юному духовному сыну, стремившемуся к христианскому совершенству: –  Андреюшко, я хотя неопытен в духовной жизни и не посвящен в ее тайны, но много начитан и богат познаниями о ней, которые и хочу передать тебе для делания твоего, к коему ты имеешь великое усердие. Оселок-то хоть туп, да бритву точит. Только, пожалуйста, будь терпелив, сноси мои немощи, слушайся меня во всем. Будет тебе великая польза от того, а мне утешение, ибо как горько было бы мне умереть, не передавши кому-либо моих познаний! 159 Советую тебе хорошенько запомнить пословицу про оселок! А то ведь иной раз гордость возносит нас в такие заоблачные дали, что мы начинаем считать себя острыми и тонкими, а нашего духовника недостаточно умелым, и даже тупым, чтобы нами руководить. Чаще же все обстоит совсем наоборот. Но даже если ты и на самом деле одарен талантами сверх всякой меры, без оселка тебе не обойтись! Если твой наставник в чем-то несовершенен, это не является причиной для того, чтобы уйти от него. Господь восполнит недостаток опытности, таланта и рассудительности твоего духовника, если увидит в тебе искреннее желание спасти свою душу. «Поистине, пишет авва Дорофей , если кто направит сердце свое по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет», пользы не получит 160 . Ты обязан испытывать особые чувства к наставнику, «который привел тебя ко Господу... во всю жизнь твою, ни перед кем не должен ты иметь такого почтительного благоговения, как перед ним» 161 . Для многих православных христиан духовники являются отцами, которые духовно родили их во Христе. Истинный духовник подобен апостолу Павлу, который писал своим духовным чадам: Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием ( 1Кор. 4:15 ). Между духовником и чадом существует теснейшая духовная связь. Крепче и возвышенней подобной связи человеку уже не найти, если он без веской причины оставит своего первого духовного отца. Не спеши менять духовника

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010