Митрополитом Киевским и Галицким, Патриаршим экзархом Украины, все годы Патриаршества Святейшего Патриарха Пимена являлся митрополит Филарет (Денисенко). Крутицкую и Коломенскую кафедру занимали митрополит Серафим (Никитин) и митрополит Ювеналий (Поярков). Управляющим делами Московской Патриархии до 1986 года оставался митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер). Затем этот пост занимали митрополит Одесский Сергий (Петров) и митрополит Ростовский Владимир (Сабодан) . Пост председателя Отдела внешних церковных сношений при Патриархе Пимене занимали последовательно: митрополит Никодим (Ротов), митрополит Ювеналий (Поярков) , митрополит Филарет (Вахромеев) и архиепископ Кирилл (Гундяев; ныне Святейший Патриарх). Имея немало способных и деятельных помощников, Патриарх Пимен все же чувствовал себя одиноким. Ответственность за принимаемые решения, сомнения — как правильно поступить в той или иной ситуации — тяготили его. По воспоминаниям митрополита Питирима (Нечаева) Патриарх Пимен жаловался ему: «Мне очень трудно, владыка. Мне не с кем посоветоваться». В 70-е годы продолжались притеснения Церкви, по-прежнему закрывались приходы. Если в 1971 году число приходов Русской Православной Церкви составляло 7274, то в 1976 году насчитывалось уже только 7038 приходов. В среднем закрывалось по 50 приходов в год. В последующие годы снижение численности приходов замедлилось. Закрывалось около шести приходов ежегодно, и в 1981 году Русская Православная Церковь насчитывала 7007 приходов. Очень серьезной для Церкви оставалась в 70-х годах кадровая проблема: число священников и диаконов неуклонно сокращалось. Светские власти всячески препятствовали новым рукоположениям. Некоторые священники, особенно в западно-украинских и прибалтийских епархиях, окормляли по два, три и даже по четыре прихода. Патриарх Пимен и высшее церковное руководство предпринимало шаги для увеличения количества кандидатов для принятия священного сана. В 70-е — 80-е годы значительно возросло количество учащихся в духовных семинариях и академиях. В духовные учебные заведения стали принимать абитуриентов, имевших высшее светское образование. Было обращено также внимание на подготовку регентов церковных хоров. При Ленинградской духовной академии открылись регентские курсы, а при Московской духовной академии — регентский класс, преобразованный затем в регентскую школу.

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

Также владыка Василий выступал против преследования в СССР инакомыслящих – так называемых диссидентов. В 1974 году он направил Святейшему Патриарху Пимену телеграмму с протестом против преследования и высылки А.И. Солженицына за публикацию за рубежом книги «Архипелаг ГУЛАГ». Владыка не понаслышке знал о том, что творилось в сталинских лагерях: его родной брат Игорь, герой французского Сопротивления, в 1947 году вернулся в СССР, а в 1949 году был репрессирован и до 1954 года находился в ГУЛАГе, причём одно время с Солженицыным, с которым дружил. В 1957 году был арестован КГБ племянник владыки Никита Игоревич Кривошеин, тогда только что закончивший Московский институт иностранных языков. Причиной стала публикация (анонимная!) статьи во французской ежедневной газете «Le Monde» («Мир») по поводу вторжения советских войск в Венгрию. Никита отбывал срок в лагерях до 1960 года. Вернувшись, он около 10 лет работал переводчиком в журнале «Новое время». Когда в 1971 году Н.И. Кривошеина выслали из СССР, он вернулся в Париж, работал в ООН синхронным переводчиком. В 1974 году к нему переехали родители. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (в центре), архиепископ Василий (Кривошеин) и митрополит Ювеналий (Поярков) Москва. 1979 г. Митрополит Ювеналий (Поярков), архиепископ Василий (Кривошеин) и в алтаре архимандрит Корнилий (Фриштадт) служат литургию в Свято–Никольском храме в Брюсселе. 1980 г. В 1980 году владыка Василий выступил против ареста и преследований (с формулировкой «за антисоветскую деятельность») известного проповедника и духовного писателя священника Димитрия Дудко, с которым однажды встречался в Москве. Однако в июне 1980 года о. Димитрий, сломленный пятимесячным заключением, во время которого к нему применялись жестокие методы физического и психического воздействия, выступил с «покаянным» заявлением в газете «Известия», где в числе другого написал, что якобы передавал архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию клеветнические антисоветские материалы. Сознавая, что заявление написано под жёстким давлением КГБ, владыка выступил с протестом. По свидетельству его родных, о. Димитрий, выйдя из тюрьмы, написал архиепископу несколько писем с просьбами о прощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ СОБОР 1992 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Президиум Архиерейского Собора. Слева направо: митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв), митр. Киевский Филарет (Денисенко), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. Минский Филарет (Вахромеев), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков) Во время молитвы в Троицком соборе Свято-Данилова мон-ря перед началом Архиерейского Собора. 11 июня 1992 г. Второй Собор Архиерейский Собор был вновь созван во внеочередном порядке 11 июня. Причиной созыва явилось крайне опасное развитие событий церковной жизни на Украине . Главной задачей было рассмотрение дела по обвинению митрополита Киевского Филарета (Денисенко) в антицерковной деятельности. На Собор по разным причинам не явилось 14 архиереев, в т. ч. 5 украинских, причём двое из них - митрополит Киевский Филарет (Денисенко) и епископ Почаевский Иаков (Панчук) - отказываясь участвовать заявили, что не подчиняются Собору. Митрополит Филарет получил троекратный вызов на Архиерейский Собор от патриарха Алексия II , но на заседания не явился, после чего Собор, согласно канонам, мог рассматривать дело обвиняемого в его отсутствие. Президиум Архиерейского Собора. Слева направо: митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков), митр. Минский Филарет (Вахромеев), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв), митр. Киевский Владимир (Сабодан) Эти решения Архиерейский Собор постановил довести до сведения предстоятелей всех поместных Православных Церквей . Разъясняя свой судебный приговор, Архиерейский Собор в особом послании пастырям и верующим чадам Украинской Церкви свидетельствовал, что Филарет и Иаков лишены сана не за убеждения, а за преступления против Церкви , выразившиеся в сознательном грубейшем нарушении священных канонов . Относительно предоставления Украинской Церкви полной канонической самостоятельности Собор заявил, что этот вопрос должен решаться законным каноническим путем через созыв Поместного Собора и согласование его решений с волей всех братских поместных Церквей.

http://drevo-info.ru/articles/23698.html

Митрополит Ювеналий: «Я благодарю Господа, давшего нам радость церковного благовестия людям» 26 декабря 2005 г. 12:55 26 декабря 2005 года исполняется 40 лет со дня архиерейской хиротонии постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия . Не так давно был другой славный юбилей: 22 сентября 2005 года управляющему Московской епархией владыке Ювеналию исполнилось 70 лет. Период служения митрополита Ювеналия на древней кафедре митрополитов Крутицких и Коломенских стал благословенным временем духовного возрождения Подмосковья, где расположена крупнейшая епархия Русской Православной Церкви. Время архиерейского служения владыки Ювеналия — это еще и время политических бурь, сотрясавших нашу страну в 1990-е годы. Среди всех этих светских катаклизмов управляющий Московской епархией оставался воистину мудрым архипастырем и взвешенным политиком. Вот как писала о нем одна из московских газет: «1993 год. В Москве хаос. Отстаивают демократию. На экране — перекошенные криком рты, идут танки, Ельцин на баррикадах… И вдруг даже не показалось, а мелькнуло лицо, отличное от всех других, — смиренное и спокойное. Таким тысячам телезрителей и очевидцев запомнился митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (в миру — Поярков Владимир Кириллович)». Владыка Ювеналий — один из известнейших и влиятельнейших архипастырей Русской Православной Церкви в особых представлениях не нуждается. После Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II владыка Ювеналий — старейший член Священного Синода. Он также один из старейших по хиротонии архиереев Русской Православной Церкви. В советские годы только самые стойкие люди не прекратили своего служения Богу. Откуда они черпали силы? Само обретение глубокой веры в безбожное время было сродни чуду. Сегодня интересно понять «человеческое измерение», психологию этого чуда. Путь служения Богу промыслительно открывался тогда людям, которые искренне, с чистым сердцем, обычно еще в раннем детстве, принимали слово Святого Благовестия. Показательны воспоминания митрополита Ювеналия о том, как он впервые прочел Евангелие:

http://patriarchia.ru/db/text/41178.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ Архим. Иероним (Зиновьев). Портрет. Кон. ХХ в. (гостиничный корпус ТСЛ) Архим. Иероним (Зиновьев). Портрет. Кон. ХХ в. (гостиничный корпус ТСЛ) (Зиновьев Семен Иванович; 10.09.1934, с. Бахмачеево, ныне Рязанского р-на и обл.- 30.03.1982, Загорск, ныне Сергиев Посад), архим., наместник ТСЛ. Род. в благочестивой крестьянской семье. Был алтарником Троицкой ц. с. Бахмачеева. В 1950 г. окончил среднюю школу в с. Насурове Мервинского р-на Рязанской обл. С 1952 г. работал токарем на станкостроительном заводе в Рязани. Одновременно был иподиаконом у архиеп. Николая (Чуфаровского) , к-рый дал ему рекомендацию при поступлении в ДС. Монашеский путь С. Зиновьеву предсказала блаж. Пелагия Рязанская. В 1953-1956 гг. служил в армии. После демобилизации вернулся в Рязань, был иподиаконом в Борисоглебском соборе и зав. складом Рязанского ЕУ. В 1957-1961 гг. С. Зиновьев учился в Московской ДС, затем в 1961-1965 гг. в МДА. Удостоен степени кандидата богословия за соч.: «Душепопечительная деятельность прп. Серафима, Саровского чудотворца» (Загорск, 1965), к-рого он всю жизнь почитал. Во время обучения пел в академическом хоре, был старостой курса, участвовал в общественной жизни ДА. 14 авг. 1964 г. подал прошение о принятии его в братию Троице-Сергиевой лавры . 15 окт. 1964 г. пострижен в монашество с именем Иероним, в честь блж. Иеронима Стридонского . 21 нояб. того же года в трапезном храме ТСЛ во имя прп. Сергия Радонежского рукоположен во диакона пребывавшим на покое Костромским и Галичским еп. Донатом (Щёголевым) . 21 нояб. 1965 г. рукоположен во иерея в ленинградском кафедральном Николо-Богоявленском соборе Ленинградским и Ладожским митр. Никодимом (Ротовым) . Назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме . С 7 февр. 1967 г. заместитель начальника миссии в Иерусалиме, архим. Ювеналия (Пояркова ; впоследствии митрополит). В 1969 г. сопровождал Тульского и Белёвского еп. Ювеналия (Пояркова) во время поездки в Грецию. 17 марта 1970 г. возведен в сан архимандрита митр. Никодимом в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры , назначен на должность начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. 18 мая 1972 г. награжден Патриархом Пименом правом ношения 2-го креста с украшениями.

http://pravenc.ru/text/293702.html

Президиум Архиерейского Собора 1997 г. Слева направо: митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Владимир (Котляров), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков). Фотография. Президиум Архиерейского Собора 1997 г. Слева направо: митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Владимир (Котляров), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков). Фотография. 16 июля 1982 г. В. после возведения в сан митрополита возглавил Ростовскую и Новочеркасскую епархию. 28 марта 1984 г. назначен Патриаршим экзархом Зап. Европы. С 30 дек. 1987 г. являлся Управляющим делами МП и постоянным членом Свящ. Синода. В 1989 г. временно управлял Гаагской и Нидерландской епархией. В апр. 1988 г. принял участие во встрече иерархов РПЦ с генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачёвым , положившей начало радикальным переменам в отношениях между Церковью и гос-вом. В кон. 80-х гг. В. активно занимался общественной деятельностью. 16 сент. 1988 г. на учредительной конференции Сов. фонда милосердия и здоровья был избран членом президиума и правления фонда. В 1988 г. являлся членом Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР. С 10 апр. 1989 г. возглавлял комиссию по изучению мат-лов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян РПЦ, созданную в дек. 1988 г. 3 мая 1990 г. В. был назначен председателем комиссии по организации и проведению похорон Патриарха Пимена, затем входил в комиссию Свящ. Синода по подготовке Поместного Собора РПЦ 1990 г. В. являлся одним из 3 кандидатов на Патриарший Престол, был 2-м по числу поданных за него на Соборе голосов. Поместный Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси Ленинградского и Новгородского митр. Алексия (Ридигера) . 3-м кандидатом был Местоблюститель Патриаршего Престола Киевский и Галицкий митр. Филарет (см. ст. Денисенко М. А.). Митр. Владимир (Сабодан) освящает вновь отстроенный Успенский собор Киево-Печерской Лавры. 24 авг. 2000 г.

http://pravenc.ru/text/159072.html

26 мая Патриарх Алексий направил митр. Филарету телеграмму, в к-рой, взывая к его архипастырской и христ. совести, просил его во имя блага церковного подчиниться каноническому священноначалию. В тот же день митр. Филарет собрал в Киеве своих сторонников на конференцию, в к-рой участвовали неск. священнослужителей и мирян, но не присутствовал ни один архиерей. Конференция отвергла постановление Свящ. Синода РПЦ, ее участники, ничтожная по числу группа священников и мирян, стремясь вовлечь в конфликт К-польского Патриарха Варфоломея , обратились к нему с посланием, в к-ром заявили о прекращении действия акта 1686 г. о переходе Западнорусской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата. Президиум Архиерейского Собора. Слева направо: митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков), митр. Минский Филарет (Вахромеев), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв), митр. Киевский Владимир (Сабодан) Президиум Архиерейского Собора. Слева направо: митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков), митр. Минский Филарет (Вахромеев), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв), митр. Киевский Владимир (Сабодан) На Архиерейском Соборе УПЦ, созванном митр. Никодимом в Харькове 27 мая, присутствовали 18 архипастырей, митр. Филарет не пожелал явиться на Собор. Собор выразил недоверие Филарету и уволил его с Киевской кафедры, за учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Собора кириархальной Церкви. После этого состоялось избрание нового предстоятеля Украинской Церкви тайным голосованием, в результате 2 туров голосования главой Украинской Церкви был избран митр. Владимир (Сабодан) . На заседании, состоявшемся 28 мая, Свящ. Синод РПЦ выразил согласие с решением Архиерейского Собора УПЦ и назначил на 11 июня созыв Архиерейского Собора РПЦ для рассмотрения дела бывш. митр. Киевского Филарета. Патриарх Алексий в канун Собора в соответствии с определением «Об Украинской Православной Церкви», принятым Архиерейским Собором в окт. 1990 г. , благословил новоизбранного Киевского митрополита на его служение в качестве главы Украинской Церкви. Филарет получил троекратный вызов на Архиерейский Собор от Святейшего Патриарха, но на заседания не явился, после чего Собор, согласно канонам, мог рассматривать дело обвиняемого в его отсутствие. Игнорируя решение Украинского Собора и постановление Свящ. Синода РПЦ, запрещенный в священнослужении, Филарет продолжал совершать богослужения, в канун Архиерейского Собора он вместе с Почаевским еп. Иаковом (Панчуком), пренебрегая канонами и постановлениями высшей власти Русской и Украинской Церквей, совершал епископские «хиротонии».

http://pravenc.ru/text/76516.html

  разделы   рассылка ПЕРСОНАЛИИ Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской епархии (Поярков Владимир Кириллович)   биография         тексты (121)       Архив. Документы   20 декабря 2010 Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на годичном собрании духовенства Московской епархии   27 мая 2010 Выступление митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Международной научной конференции " Славянский мир: единство и многообразие "   27 января 2010 Доклад Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского на пленарном заседании XVIII Рождественских чтений. " Состояние духовно-нравственного воспитания в системе образования Московской области "   26 января 2010 Заявление митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о возвращении Новодевичьего монастыря   23 декабря 2009 Доклад митрополита Ювеналия на годичном собрании духовенства Московской епархии   12 октября 2009 Патриаршее поздравление митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию с 50-летием монашеского пострига   20 мая 2009 Выступление митрополита Ювеналия на открытии конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры, в Коломне   11 января 2009 Рождественское послание митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия священнослужителям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Московской епархии   24 декабря 2008 Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на годичном собрании духовенства Московской епархии   24 июня 2008 Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по докладу председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия   24 июня 2008 Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви   28 апреля 2008 Пасхальное послание митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 21.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 7 /Экономика нацизма " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " ,

http://religare.ru/11_5_25_870.html

Ювеналии (Поярков Владимир Кириллович), м von Kruticy und Kolomna Родился 22 сентября 1935 года в г.Ярославле. Там же окончил среднюю школу. В 1957 году окончил Ленинградскую духовную семинарию и поступил в Ленинградскую духовную академию. 10 окт.1959 года пострижен в монашество. 4 ноября рукоположен во иеродиакона. I янв.1960 года рукоположен во иеромонаха. 15 авг.1960 г. назначен в Отдел внешних церковных сношений и переведен в Московскую духовную академию. В 1961 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен преподавателем Московской духовной семинарии. 7 июля 1962 года возведен в сан игумена. 16 июля того же года назначен редактором бюллетеней Среднеевропейского Экзархата “Голос Православия“. 23 янв.1963 года назначен начальником Русской духовной миссии во Иерусалиме с возведением в сан архимандрита. 22 дек.1964 года назначен заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. 26 декабря 1965 года хиротонисан во епископа Зарайского, вик. Московской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий, епископ Дмитровский Филарет, епископ Волоколамский Питирим, епископ Рязанский и Касимовский Борис, епископ Тихвинский Филарет и епископ Тегельский Ионафан. С 1960 года принимает участие в различных международных христианских конференциях, собраниях, посвященных защите мира. Является членом постоянных учреждений и комиссий Всемирного Совета Церквей и член Рабочего комитета Христианской Мирной Конференции. Труды: «Третья христианская мирная конференция в Праге». «ЖМП» 1960, 10, стр.27–32. «Христианская мирная конференция молодежи в Праге». «ЖМП» 1960, II, стр.32–34. «Встреча молодых христиан Европы в Лозанне». «ЖМП» 1960, 10, стр.63–71. «Доклад члена молодежной делегации Русской Православной Церкви на Конгрессе в Праге». «ЖМП» 1961, 8, стр.55–58. «Встреча представителей Русской Православной Церкви с участниками Всемирного форума молодежи».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После кончины Святейшего Патриарха Алексия II Священный Синод 6 декабря 2008 года избрал митрополита Кирилла Местоблюстителем Патриаршего престола, а 27 января 2009 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви он был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Интронизация Святейшего Патриарха Кирилла состоялась 1 февраля 2009 года в храме Христа Спасителя. 1981 г. Митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев) Митрополиту Филарету выпала честь руководить Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата в длительный период подготовки Русской Православной Церкви к празднованию 1000-летия Крещения Руси и во время самого этого торжества. Председателем Отдела владыка Филарет был с 1981 по 1989 год. Отдел внешних церковных сношений под руководством митрополита Филарета внес исключительный по объему, сложности и важности вклад в общецерковный процесс, связанный с празднованием в июне 1988 года великого юбилея. Празднование 1000-летия Крещения Руси пробудило историческую память многих народов, населявших Советский Союз, приобрело характер общегосударственного события и явилось сильнейшим импульсом к восстановлению должного места Русской Православной Церкви в жизни общества, к постепенному возрождению вековых традиций ее служения и свидетельства народу Божию. 1972 г. Митрополит Ювеналий (Поярков) С 1972 по 1981 год пост председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата занимал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), с глубочайшей преданностью возложенному на него послушанию, знанием проблематики и тщанием руководивший деятельностью ОВЦС. 1960 г. Митрополит Никодим (Ротов) С 1960 по 1972 год председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата был митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), сочетавший богатство идей, насущно необходимых Церкви, с решительностью и настойчивостью в их претворении в жизнь. Митрополиту Никодиму приходилось преодолевать огромные трудности со стороны гражданских властей, и он делал это с обычной для него принципиальностью. Внешняя, особенно международная деятельность Церкви, в годы гонений имела важнейшее значение для того, чтобы остановить их расширение, сделать невозможным или затруднительным для властей закрытие и разрушение монастырей и храмов.

http://mospat.ru/ru/department/history/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010