Авва Исаак сказал: «Когда я был молод, то жил у аввы Крония, и никогда он мне не говорил, чтобы я сделал что-нибудь, хотя был стар и весь трясся. Он сам вставал и приносил мне стакан воды, как и другим. Потом я жил у аввы Феодора Фермийского, и он мне тоже не говорил, что нужно делать, но сам накрывал на стол со словами: «Брат, если хочешь, иди поешь». А я говорил в ответ: «Авва, я пришёл к тебе, чтобы получить пользу, что же ты мне не велишь что-нибудь сделать?» Но старец молчал. Я пошёл и рассказал об этом другим старцам. Те пришли и упрекнули его: – Авва, брат пришёл, чтобы от твоей святости получить пользу, почему же ты не говоришь ему, что нужно делать? Старец им ответил: – Но я не начальник монастыря, чтобы командовать. Да. я ему ничего не говорю. Но он же видит, что я делаю, и если хочет, то может работать вместе со мной. С тех пор я внимательно следил за тем, что он делал, и вместе с ним брался за работу. А он работал всегда молча. Этому и меня научил – всегда молчать за работой». Авва Петр говорил, что авва Макарий отличался незлобием в отношениях со всеми братьями. Люди спрашивали: – Почему ты позволяешь так обращаться с собой? – Двенадцать лет я работал Господу моему, – отвечал он, – чтобы Он даровал мне этот дар, а вы советуете отказаться от него? Авва Пимен сказал, что, если человек себя уничижает, то обретает успокоение, в каком бы месте он ни жил. Об авве Петре и авве Епимахии рассказывали, что они были сподвижниками в Раифе 8 . Как-то раз, когда они сели обедать в церкви, им велели пересесть за стол старцев. После долгих уговоров согласился только авва Петр. Но когда он встал, авва Епимахий спросил его: – Как же ты дерзнул пойти за стол к старцам? – Если б я остался, – ответил он, – то братия попросила бы меня как старца первым делом благословить трапезу и считала бы меня первым среди вас. А там, среди старцев, я все же буду меньшим и в помыслах самым смиренным. Петр, пресвитер Дийского 9 монастыря, когда молился с кем-то, то хотя по своему священному сану мог стоять впереди, но по смирению всегда становился позади всех исповедующихся, о чем написано в житии аввы Антония. Он поступал так, чтобы никого не обидеть.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

архимандрит Захария Захару Скачать epub pdf Слово к общине Монастыря Путна – 1 октября 2011 г. – Архимандрит Мелхиседек Велник : Мы рады, что среди нас находится Отец Захария Захару. Я считаю присутствие Его Высокопреподобия здесь Божьим благословением. Мы, в Путне, прошли через несколько тяжелых лет, со многими проблемами, со многими испытаниями. И эти проблемы духовно ослабляют нас. Ещё месяц назад я говорил за трапезой, что для того, чтобы укрепиться, мы бы хотели, чтобы нас посетил какой-нибудь отец, который сказал бы нам несколько слов. И вот, Преблагой Бог даровал нам – и не в какой-нибудь обычный день, но в день Покрова Божией Матери – радость, иметь среди нас Отца Захарию, радость, за которую мы преклоняемся перед Ним и благодарим Его. Также мы благодарим и Отца Захарию за то, что ответил на приглашение Высокопреосвященнейшего Митрополита Феофана, и просим его обратиться к нам с назидательной речью. Простите. Прежде всего я хотел бы поблагодарить Бога, Который Своим замечательным Провидением привел меня в это святое место, а затем поблагодарить Отца Мелхиседека за его теплые слова и исполненный любви прием, который он мне оказал. Я благодарю Бога за каждого из вас, потому что таким образом я делаюсь причастником тех даров, которые Бог вложил в каждого из вас. Когда мы благодарим Бога за дары, которые Он изливает на наших братьев, то и мы становимся причастниками этих даров. Именно это мы и делаем за каждой Литургией. Мы благодарим Бога за все Его к нам благодеяния – известные или неизвестные. Благодарим Его за дары, которые Он излил на Своих святых, особенно на Свою Пресвятую Матерь, и, благодаря Бога, мы входим в общение благодати и даров всех святых всех времен. Монашество является даром Святого Духа, всеобъемлющим даром. Наш отец-основатель, Отец Софроний, говорил, что монашество это упражнение для достижения универсальности Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы предстаем перед Господом в молитве, особенно на Литургии, и Он видит в сердце каждого из нас всю общину, ни один из братьев там не отсутствует, то Бог находит в этом радость и расширяет наше сердце. И это расширение может достичь того, что охватит небо и землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Блаженными слезами можно также назвать слезы сострадания, сопереживания нашим ближним, когда мы проникаемся их горем и стараемся чем можем помочь им. Третья заповедь Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.      Блаженны кроткие. Кротость — это мирный, спокойный, тихий дух, который человек стяжал в своем сердце. Это покорность воле Божией и добродетель мира в душе и мира с ближними. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя мое легко (Мф 11, 29–30), — учит нас Спаситель. Он был во всем покорен воле Отца Небесного, Он служил людям и с кротостью принял страдания. Взявший на себя благое иго Христово, следующий Его путем, ищущий смирения, кротости, любви найдет покой, успокоение своей душе и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Некоторые под словом землю разумеют землю духовную, то есть небо, но ты разумей и эту землю. Так как кроткие обычно считаются презренными и лишенными значения, то Он и говорит, что они-то преимущественно и имеют все». Кроткие и смиренные христиане без войн, огня и меча, несмотря на страшные гонения со стороны язычников, смогли обратить в истинную веру всю огромную Римскую империю. Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Сам он в полной мере стяжал этот мирный дух, встречая каждого приходящего к нему словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Известен эпизод из его жития, когда к его лесной келье пришли разбойники, желая ограбить старца, думая, что посетители приносят ему много денег. Святой Серафим рубил в это время дрова в лесу и стоял с топором в руках. Имея оружие и обладая большой физической силой, он не захотел оказать пришедшим сопротивление. Он положил топор на землю и сложил руки на груди. Злодеи схватили топор и обухом его жестоко избили старца, проломив голову и переломав кости. Не найдя денег, они скрылись. Преподобный Серафим еле добрался до монастыря. Он долго болел и до конца дней оставался согбенным. Когда разбойников поймали, он не только простил их, но и просил отпустить, говоря, что если этого не сделают, он уйдет из монастыря. Вот какой удивительной кротости был этот человек.

http://pravoslavie.ru/104825.html

Ближайшими помощниками игумена в духовном руководстве иноками были духовники, которые не входили в число соборных старцев. Настоятель мог благословить какогонибудь старца быть духовником всей обители. При поставлении в духовника читалась молитва: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже Наш, иже ключе Царствия Твоего Небесного верховному Твоему апостолу поручив…» и отрывок из Евангелия от Матфея, в котором рассказывается, как Господь, обращаясь к апостолу Петру, сказал: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах» ( Мф.16,18–19 ). Двойная система управления обителью посредством игумена и соборных старцев создавала равновесие в монастыре: с одной стороны, устанавливалось единоначалие, с другой – сохранялся основной принцип церковной жизни – соборность. Соборные старцы могли поправить игумена или чтото посоветовать ему. Однако ни одна система земной власти, как известно, не бывает совершенной. Большие права соборных старцев иногда становились источником раздоров в обители. Известно немало примеров, когда игумен, пытавшийся бороться с нарушениями устава и нерадивой братией, терпел поражение. Великий князь Иоанн III назначил старца Паисия Ярославова, монаха строгой и аскетической жизни, игуменом Троице–Сергиева монастыря, дабы возобновить в нем дух былого подвижничества. После трех лет упорной борьбы с братией (1479–1482) старец Паисий был вынужден удалиться в свой родной Спасо–Каменный монастырь. На протяжении многих лет отношения игумена и соборных старцев в Троицком монастыре оставались весьма непростыми. Их итогом стал уникальный документ, очень дерзкий по тону, если не сказать, – нагловатый. Это своего рода указ игумену, как вести себя в монастыре. В 1584 году собор старцев Троице–Сергиевой лавры предложил архимандриту Митрофану (Дмитровцу) следующие условия: «Стой в церкви со страхом и на своем месте, а с места без дела не сходи и ни с кем не говори, только смотри на божественные иконы и со слезами Бога моли за здоровье Государя и Государыни и за всех православных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Братья же, слыша слова эти из уст преподобного, горько плакали. А преподобный, утешая их, говорил: «Обещаю вам, братия и отцы, что если телом отхожу от вас, то духом всегда буду с вами. И знайте: если кто-либо из вас умрет здесь, в монастыре, или будет отослан куда-нибудь игуменом, то, если даже и согрешит в чем, все равно буду я за того отвечать перед Богом. А если же кто по своей воле уйдет из монастыря, то до такого мне дела нет. Если после того, как я покину свет этот, буду я Богу угоден и примет меня Бог, то монастырь этот начнет устраиваться и пополняться; так и знайте, что принял меня Бог. Если же когда-либо увидите оскудение монастыря и в нищету впадет он, то знайте, что далек я от Бога и не имею дерзновенья Ему молиться». После этих слов преподобный отпустил всех, не оставив у себя никого. Лишь один монах, который всегда прислуживал преподобному, проделав небольшую дырочку в двери, смотрел в нее. Он увидел, что преподобный, став на колени, со слезами молился Богу о спасении души своей, призывая на помощь всех святых и Пречистую Богородицу, Которой поручал он братию и Печерский монастырь. Помолившись, преподобный лег и, казалось, забылся сном. Вдруг воскликнул он громко и радостно: «Благословен Бог! Вот уже не страшно мне, но радуюсь я, что отхожу от света сего!» Что за явление видел он – Бог весть. Потом выпрямился, вытянул ноги, руки крест-накрест сложил на груди и предал свою святую душу в руки Божии. В то же время князь Святослав, находившийся невдалеке от Печерской обители, вдруг увидел огненный столп, поднявшийся над тем монастырем до самого неба. Так он понял, что преподобный отошел ко Господу, и сказал своей свите: «Мне кажется, что сегодня преподобный Феодосий преставился от земли на небо». Оплакивая преподобного, иноки отнесли тело его в церковь и отпели. В то время перед воротами монастырскими собралось множество почитателей преподобного. Братья же заперли ворота и никого не впускали, как повелел преподобный, и сидели возле тела его, ожидая, когда разойдутся люди, чтобы тогда и похоронить его, как он сам повелел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В данной книге доказывается на основании Священного Писания , что иеговисты заблуждаются сами, а затем вводят в заблуждение других людей. Они настолько фанатичны и напоены ядом ереси, что вызывает сомнение, решится ли кто-нибудь из них прочесть эту или подобные ей книги, чтобы понять свои заблуждения и принять истину Божию, нашу Православную веру. Впрочем, если существуют благонамеренные иеговисты, то уверен, что эта книга поможет им пересмотреть свои убеждения. Но больше она поможет православным христианам узнать о заблуждениях иеговистов и беречься от них, как от заразной болезни. Святой Дух наставляет нас: Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти... Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его ( 2Ин.7–11 ) 1 . При написании этого исследования мною были использованы в качестве вспомогательного материала просветительские труды проф. П. X. Димитропулоса (Заблуждения свидетелей Иеговы. Фессалоники, 1963), В. К. Анастопулоса (Хилиасты: их зловерия и опровержения. Афины, 1970) и И. Ф. Колицараса (Свидетели Иеговы. Ч. 1 и 2. Афины, 1961). Стоит, наконец, отметить, что главы этой книги составили серию лекций, которую я прочел в Фонде христианской молодежи «Пантократор» в Пальо-Фалиро для просвещения наших христиан. Было бы неплохо, если бы читатели обратились к соответствующим местам Священного Писания и взяли их себе на заметку, чтобы быть готовыми всякому, требующему отчета, дать ответ ( 1Пет.3:15 ) о нашей вере. Если же читатели получат духовную пользу от этой книги, то да прославится наш Всеблагой Триединый Бог – источник всякого блага. Игумен Священного монастыря Преподобного Григория архимандрит Георгий. Октябрь, 2013 Читать далее Источник: Наша Православная вера и заблуждения иеговистов/архимандрит Георгий (Капсанис), игумен монастыря Григориат на Святойй Гое Афон. Св. Гора Афон : Монастырь Григориат, 2018. – 112 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

В тот же день преставление блаженного Лаврентия Христа ради юродивого Калужского в 1515 году.  Память 11 августа Житие преподобных отец наших Феодора и Василия, иноков Киево-Печерских «Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим.6:10), — говорит святой Апостол Павел. Исполнение этого изречения мы видим в настоящем житии преподобных Феодора и Василия: враг и виновник зла возбудил в душе святого Феодора греховные мысли и намерения ничем иным, как сребролюбием; чрез сребролюбие диавол причинил телесные страдания и смерть не только преподобному, но и советнику его, блаженному Василию. Об этих святых отцах повествуется следующее. Преподобный Феодор во время жизни в миру обладал очень большим состоянием. Услышав однажды слова Господа в Евангелии, — «всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14:33), он последовал им: оставив мир и раздав свое богатство нищим, преподобный Феодор сделался черноризцем Печерского монастыря, ведя жизнь полную подвигов. По приказанию игумена он поселился в пещере, известной под именем Варяжской, где и прожил много лет, соблюдая строгое воздержание. Во время пребывания преподобного Феодора в этой пещере диавол поселил в нем скорбь и сожаление о розданном нищим имении, приводя ему на ум преклонность лет, слабость здоровья и скудость монастырской пищи. Блаженный Феодор не понял, что подобные мысли есть дьявольское искушение. Забывая слова Господа: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф.6:25–26), и видя нищету свою, он начал приходить от скорби к отчаянию, с каждым днем всё более пленяясь искушением. Однажды он открыл, ничего не утаивая, свою печаль своим друзьям. Среди черноризцев Печерского монастыря был некто Василий, один из наиболее добродетельных по жизни. Желая извлечь преподобного Феодора из рва отчаяния и утешить его, он сказал ему:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Воистину не все зарабатывают блага мира сего, есть еще те, кто взыскует мир горний. Так и шел, опустив голову и поливая путь свой слезами. У поворота, скрывающего монастырь, обернулся: может быть, никогда больше его не увижу. Молитва оживила пустыню. Люди молятся — и скалы плодоносят. Живые души оживляют мир. Направились в сторону Иерихона, хотя вчера вечером отец Марк предупредил нас, что мы вряд ли туда попадем из-за сложной арабско-еврейской обстановки. Иерихон — столица Палестинской автономии. В нем находится резиденция Арафата, но нас как паломников это меньше всего интересовало. Вот и еще одни врата к святым местам оказались для нас открыты. Вооруженные до зубов патрули пропустили автобус, дружелюбно помахав нам руками. Мы въехали в Иерихон. Сейчас это селение называют Раха (благоухание). Оно на самом деле утопает в зелени и цветах. Иерихонская земля — одна из самых цветущих и плодородных в Палестине. Город известен тем, что когда Иисус Навин подошел к стенам Иерихона, город сдаваться ему не захотел. Вокруг стен обнесли Ковчег Завета и затрубили в трубы. От трубного звука рухнули стены города. Известен Иерихон и тем, что в нем находился дом мытаря Закхея. “…Иисус вошел в Иерихон и проходил чрез него. И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом; и забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидать Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” ( Лк. 19:1-5 ). Подъехав к дому Закхея, постучались в металлическую калитку в каменной стене. Сейчас на месте дома Закхея находится территория греческого православного монастыря с садом. В штате числится только один настоятель храма, он и открыл нам калитку. Во дворе монастыря — громадный высохший ствол смоковницы, на которую забирался Закхей. Чтобы паломники на развезли ствол по всему миру, он обнесен металлической сеткой.

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

Вообще у лиц, преданных духовным делам, все взаимно переплетается, так что от неисправности одного падает и другой. Ты назначен покупать необходимые для монастыря предметы: смотри же, брат, не делай этого нерассудительно, чтобы тебе не причинить убытка братству. Келарь должен наблюдать за каждым зерном, а повар не должен понапрасну жечь дрова. Равным образом тот, кто занимает второе после меня место, пусть ничего не дает необдуманно, но пусть помнит, что он, как эконом Божий, должен будет отдать отчет Богу и Судии в день воздаяния. И вообще сказать, никто пусть ничем не пренебрегает из того, что имеется в братстве, никто пусть ничего не ищет сверх своего достоинства, будет ли это больной, или намеревающийся отправиться в дорогу, или утомленный трудами, или нуждающийся в обуви, одежде, куколе или в чем-либо другом. Один говорит: «Эта обувь мне не по ноге – она жмет и причиняет мне небольшую боль; дай мне, отец, вот эту». Другой же, проталкиваясь вперед, говорит: «Кир-эконом, башмаки мои тесны, нельзя ли мне переменить их на другие туфли, хотя бы и по принуждению?» Между тем третий, выражающий также нужду в подобном, замечает: «То, что я имею, не совсем для меня удобно». Иной опять говорит: «Если я не буду иметь вот такого войлока, или подушки, или чисто вымытой перемены [белья], то я не перестану [требовать]». И иной говорит: «Вино вызывает оскомину, сваренная пища не посолена» или: «Почему не куплено одно и не выдается другое…». Неужели вы все, так говорящие, не боитесь Бога? Скажите, откуда можно взять золото и серебро, на которые мы можем приобрести все это? Не из отеческого ли вашего наследства? И вы не опечалились, когда я сказал это? Но, быть может, нужно взять все это из того, что вы принесли, когда отказались от мира, или из царских и подобных доходов? Конечно, [вы знаете], как мало получается из этого источника и от всякого другого христолюбивого мужа. Да при том, братия, запасы истощились и на будущее время остается уже немного. И вот сердце у меня сокрушается, а также и у эконома и у всех попечителей [монастыря]. А между тем другие улыбаются, как будто имеют целую меру [модий] золота. Такая наблюдается ошибка в оценке положения, а между тем вы негодуете. О, если бы вы не имели свойственного вам всецелого заблуждения и знали все это, хотя бы некоторые из вас!

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АМФИЛОХИЙ (МАКРИС) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архим. Амфилохий (Макрис). Фото Архим. Амфилохий (Макрис). Фото Однако сознание своего недостоинства и своей неспособности к этому служению подвигли Амфилохия поступить по-иному. Он сказал одному из братий, путешествующему вместе с ним, чтобы тоже быть рукоположенным: " Брат мой, недостоин я чести такой. Уж лучше буду переходить с места на место и просить милостыню с чистой совестью, чем недостойно восприиму честь рукоположения. Иди с миром, а я отправлюсь в Святую Землю " . Так сознание собственной худости соединилось со свойственной Амфилохию свободой духа и горячим желанием видеть Святую Землю. Паломничество это глубоко впечатлило его, и он решил просить патриарха Иерусалимского принять его в Братство хранителей Гроба Господня. Однако патриарх пожелал, чтобы молодой монах вернулся на место своего первого покаяния, вновь присоединившись к братии монастыря святого апостола Иоанна Богослова на Патмосе. Монастырская же братия " наказала " его за непослушание, отправив в пустынь Аполло, где подвизался старец Макарий. Там Амфилохий провёл несколько полных духовного ликования лет, ревностно предаваясь молитве и безмолвию. С юных лет Амфилохий видел, сколь разорительны для духовной жизни греков оказались долгие годы турецкого гнёта и иностранного владычества, и потому всегда стремился с помощью Божией потрудиться к возрождению родины. Ещё будучи простым монахом, он смог приобрести участок земли на скалистом западном склоне острова Патмос. Здесь, по соседству с часовней, он построил две кельи и надеялся со временем основать женский монастырь. В 1920 году Бог послал Амфилохию его первую сотрудницу на миссионерской ниве - Каллиопу Гуннарис (будущую монахиню Евстокию). В 1919 году о. Амфилохий был рукоположен в сан диакона , а вслед за тем по настойчивому убеждению братии монастыря - и в священника .

http://drevo-info.ru/articles/13678297.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010