Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ ЭТРОПОЛЬСКИЙ Даниил Этропольский (2-я пол. XVI в.- 1-я пол. XVII в.), иером., книжник, каллиграф и оформитель рукописей. Образование получил или в Софии, болг. книжном центре того периода, или в Этрополе, где в кон. XVI в. существовал серб. квартал. В 1592 г. уже именовал себя иеромонахом. С 1620 г. его имя связывают с Этропольским мон-рем (Варовитецем) и монастырским скрипторием. Известно не менее 20 написанных Д. Э. (единолично или в сотрудничестве) рукописей, большинство из к-рых снабжено выходными данными, а часть атрибутируется на основании почерка и оформления: самая ранняя - Требник 1592 г., поздняя - Апостол 1644 г. В 1622-1623 гг. по заказу митр. Тырновского Гавриила переписал Панегирик, выполнил ряд заказов для Гложенского мон-ря. В его наследии преобладают рукописи богослужебного характера. Панегирик и Пролог 1620 г. (НБКМ, 1042) являются компиляциями и отражают интерес Д. Э. к болг. лит-ре, т. к. включают произведения патриарха Тырновского Евфимия, Житие св. Иоанна Рильского и др. В рукописях Д. Э. оставил многочисленные датированные глоссы со сведениями по истории и культуре Болгарии 1-й пол. XVII в. Рукописи Д. Э. выдержаны в ресавской орфографии и выполнены особым письмом - этропольским полууставом, по устойчивости начертаний напоминающим типографский шрифт, с декоративной вязью заглавий, сочетающей геометрические линии с изящным растительным орнаментом. Каллиграфическое письмо Д. Э. отражает влияние тырновской школы и серб. ресавских рукописей. Приемы и стиль художественного оформления кодексов, характерные для Д. Э., оказали влияние на книжников и способствовали формированию этропольской книжной школы ( Мутафчиев П. Из нашите средногорски манастири// Он же. Избрани произведения. София, 1973. Т. 2. С. 304-305). Лит.: Райков Б. Йером. Даниил Етрополски и Етрополският книжовен център през първата пол. на XVII в.//Старобълг. лит-ра. София, 1971. Кн. 1. С. 263-287; Христова Б. , Караджова Д. , Узунова Е. Бележки на бълг. книжовници X-XVIII вв. София, 2004. Т. 2. 208, 213, 263, 269, 271, 272, 274, 276, 278, 279, 282, 294, 300, 308, 310, 311, 340, 502. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы

http://pravenc.ru/text/171319.html

Ко 2-й пол. XV - нач. XVI в. относятся еще 2 проложных Жития, включенные в качестве синаксарных чтений на 1 июля (в честь перенесения мощей из Тырнова в Рильский мон-рь). В Первом рильском стишном житии 2-й пол. XV в. (Болгария. Б-ка Рильского мон-ря. 2/20) рильский мон. Спиридон, возможно создатель кодекса, скомпилировал рассказы о посмертных чудесах святого, упоминаемые у Димитрия Кантакузина и Владислава Грамматика, сопроводив их эпиграммами в подражание др. текстам стишного Пролога ( Христова. 1981. С. 311-319). Второе рильское стишное житие, сохранившееся в единственном списке в рукописном стишном Прологе 1636 г. из Этропольского мон-ря , по мнению открывшего его Б. Райкова, было составлено в Рильском монастыре ок. 80-х гг. XV в. ( Райков. 1970). Оно кратко рассказывает о перенесениях мощей И. Р. из Средеца в Тырново и в Рильский монастырь и также сопровождается стихами. Гимнография И. Р. представлена службами в дни успения святого (18 авг.), перенесения его мощей в Тырново (19 окт.), их возвращения в Рильский монастырь (1 июля) и несколькими молебными канонами (параклисами). В общей сложности гимнографический цикл И. Р. состоит не менее чем из 11 канонов (включающих свыше 380 тропарей) и более чем из 150 однострофных песней (стихир, тропарей, кондаков, седальнов и светильнов). Многочисленность произведений объясняется неоднократными перенесениями мощей и вызванными ими установлениями новых дат празднований, а также переходом богослужения со Студийского на Иерусалимский устав. Кроме того, повлияло существование неск. центров почитания святого. Состав и датировка древнейших гимнографических текстов, посвященных И. Р. (до XV в.), подверглись в последнее время кардинальному переосмыслению. До нач. XXI в. в исследовательской лит-ре (прежде всего в болгарской) было широко распространено мнение о возникновении гимнографических текстов в честь святого уже вскоре после его смерти, начиная со 2-й пол. X в. (см., напр.: Иванов. 1931. С. 345-368; Кожухаров. 1979. С. 217-234; Он же.

http://pravenc.ru/text/471475.html

117 Письмо братии монастыря Рача (в день св. Филарета Милостивого, 1953). 118 Письмо игумении Сарре и сестрам монастыря Челие (в день св. Никиты Халкидонского, Лесковац, 1953). 119 Письмо игумении Сарре и сестрам монастыря Челие (в день св. великомученицы Евфимии, 1955, монастырь Девич). 120 Письмо сестрам монастыря Челие (Лесковац, 27 авг. 1964 г.). 121 Письмо сестрам монастыря Челие (Лесковац, 12 мая 1976 г.). 122 Письмо монахине-иконописице (накануне памяти св. пророка Илии, 1966 г.). 123 Письмо духовному чаду (10 авг. 1970 г.). 124 Письмо бывшему ученику, впоследствии священнику (на второй день Рождества, 1961). 125 Последнее письмо родной сестре Стойне и племяннице Наде, посланное из монастыря Челие в Лесковац (в день св. Иоанна Златоуста, 1979). 126 Проповедь в 15-ю Неделю по Пятидесятнице, на Св. Евангелие от Матфея, гл. 22, ст. 35—46, в монастыре Челие в 1961 году. Как и большинство проповедей о. Иустина, эта проповедь произнесена без предварительно написанного текста (кроме конспекта главных мыслей на двух листах). Проповедь записывалась от руки, с известными естественными пропусками и погрешностями передачи слов о. Иустина, но в целом отражает содержание выраженных им духовных мыслей. 127 Проповедь произнесена в 1964 году в монастыре Челие. 128 Проповедь произнесена в 1974 году в монастыре Челие (в тот год праздники Входа Господня в Иерусалим и Благовещения Пресвятой Богородицы приходились на один день). 129 Ср.: Ибо тварь с надеждою ожидает откровение сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее (т. е. человека), в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне (Рим.8:18—22). — Примеч. ред. 130 Это одна из редких предварительно полностью написанных проповедей о. Иустина (сохранилась в рукописи с датой: Успение Пресвятой Богородицы, 1963). 131 Эта проповедь тоже предварительно написана (на рукописи стоит дата: 12 25 сент. 1945 г.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

Кончина иеромонаха Иоиля вызвала всеобщее сожаление, так как «своею любовью к ближним он привлекал к себе сердца всех знавших его, не только братии монастыря, но и мирян». Отпевание почившего старца было совершено настоятелем монастыря в сослужении братии. Погребен о. Иоиль на братском кладбище рядом с могилой схиигумена Феодора. Келейные записи иеромонаха Иоиля И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. Иоиль 2, 28 Об о. Иоиле можно сказать, что он был «мистически настроен, часто переживал сверхъестественные явления». И это духовное состояние старца отразилось в его записях. После смерти отца Иоиля были найдены два его дневника. Они хранятся в архиве Финляндского Валаамского монастыря под одним номером и никогда не были изданы. На обложке первого архивариус монах Иувиан написал: «Келейныя записи иеромонаха Валаамского монастыря о. Иоиля». По содержанию дневники старца представляют собой описание видений неведомого старца и иных подвижников, а также выписки из святоотеческой литературы, главным образом посвященные православному учению о видениях и снах. Как правило, описание видений заканчивается назидательным выводом, который старец обращает не только к себе, но к каждому, кто будет читать его дневник. Вот одно из видений, записанное о. Иоилем в 1909 г.: «Меня смущала мысль, почему мы живем так плохо и нерадиво, столько согрешая, тогда как знаем из Слова Божия, что за грехи наказывает Господь и по смерти отсылает в ад. Усердно молился я Господу Богу, да откроет Он мне путь мой. Молился долго и усердно около года, до сего дивного видения. В одну ночь во сне приходит ко мне светлый юноша, показавшийся мне чудным, и говорит: – Иди и посмотри путь монашеский. Увидав сего чудного юношу, я сотворил Иисусову молитву и осенил себя крестным знамением. После этого мы с ним вышли из монастыря, и вот я вижу дорогу, ведущую к востоку, в высоту, около нее – большая высокая площадь, и на ней собралась наша братия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Подвижник, уходящий из монастыря в пустыню   Подвижник, уходящий из монастыря в пустыню       Подвижник, уходящий из монастыря в пустыню, жертвует всем, и своим покоем, лишь бы достичь некоторым образом чувства благодати Божией, быть согретым Христом, в объятиях (ангали) Христовых, соединиться, почувствовать со­дружество с Богом, единство с Ним, стать единым с другими людьми, как Святая Троица, как три Лица Святой Троицы, Которые едины.   Это очень важно понять, что настоящий аскет уходит из этого мира  (монастыря)  не от разочарования.   Когда он живет в монастыре, он, конечно, страдает, но тем не менее он уходит не от отчаяния. Нет! Наоборот, настоящий монах – это человек, который и монастыре был утешенным (паригорименос), имел верных друзей (синтрофья).   (В р.п. этот абзац переведен так: " Живет там, страдает, но не убегает отчаянным из мира. Он уходит весьма уте­шенным и в окружении великих товарищей... " - Такой набор слов вызывает сожаление - исихазм.ру).      Его верные друзья — это вся природа, и птицы, и звери, и все свя­тые, мученики и ангелы. А главное, вместе с ним —это Богородица со Своим Сыном.         Источник монашеской жизни — Священное Писание   Все имеет своим основанием вечную книгу — Священное Писание. Источник монашеской жизни — Священное Писание, Евангелие. Что говорит Ветхий Завет?   Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе… (Быт. 12,1).   И Христос разве не говорит:    Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет кре­ста своего и следует за Мною, тот не достоин Ме­ня (Мф. 10, 37-38)?   И святые отцы, что бы ни говорили о монашестве, говорят вдохновленные Священным Писанием. Ни од­ного отца ты не можешь отрицать! Если станешь отри­цать преподобного Симеона Нового Богослова, то от­речешься и от апостола Павла, потому что о том, что переживал и говорил преподобный Симеон, то же самое сказал и апостол Павел…         Поучения: перейти к оглавлению второй части Поучений... Порфирий Кавсокаливит   Автобиография Карта сайта   Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/1/?id=1254

Петр. Весьма удивительно, каким образом достоуважаемый и святой муж, живший еще в этой тленной плоти, мог разрешить души, подлежавшие уже иному, невидимому суду. Григорий. Неужели, Петр, не в этой плоти был слышавший обетование: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф 16.19)? Относительно связывания и разрешения преемствуют ему те, которые по вере и нравственности получают священную власть. Но чтобы перстный человек мог совершать такие дела, для этого Творец неба и земли сходил с неба на землю, и чтобы плоть могла судить даже духов, такой благодати удостоил ее Бог, сделавшись ради людей плотью, потому что немощь наша стала выше себя, когда облеклось в нее Могущество Божие. Петр. Истина слов оправдывается силою знамений. 24. О монахе-отроке, изверженном землею после погребения его Григорий. Однажды монах-отрок, любивший своих родителей более надлежащего, отправился в их дом, но вышел из монастыря без благословения, и в тот же день, как только пришел к ним, умер. Он был погребен, но на другой день тело его оказалось извергнутым из земли; поспешили снова предать его погребению, но в следующий день опять нашли его извергнутым. Тогда немедленно обратились к св. Венедикту и с горькими слезами молили, чтобы он даровал отроку благодать прощения. Св. муж тотчас дал им из своих рук частицу Тела Господня, сказав: «Идите, и сию часть Тела Господня положите на грудь отрока с благоговением, и таким образом предайте его погребению». Когда исполнено было повеление, земля удержала погребенное тело и более не извергала. Примечай, Петр, какой благодати удостоен был муж сей Самим Иисусом Христом Господом: даже земля извергала тело того, кто не получил прощения от Венедикта. Петр. Ясно вижу и чрезвычайно изумляюсь. 25. О монахе, который, выходя из монастыря, встретил на пути дракона Григорий. Некоторый монах предался рассеянности ума и не хотел жить в монастыре. Св. муж тщательно вразумлял его и часто увещевал; но он никак не соглашался остаться в числе братства и так докучал неблаговременными просьбами отпустить его, что в один день достоуважаемый отец, утомленный чрезмерною его докукою, разгневался и повелел ему выйти из монастыря. Едва вышел монах из монастыря, как встретил на пути, прямо против себя дракона с отверстою пастью. Когда дракон хотел пожрать его, то он, трепеща от страха, начал кричать громким голосом: «Спешите, помогите, дракон хочет съесть меня». Прибежавшие братия не видели дракона, но трепещущего монаха привели обратно в монастырь. Он тотчас дал обещание никогда не выходить из монастыря и твердо сохранил свое обещание. Таким образом, по молитвам святого мужа он увидел сидящего против него дракона, за которым прежде следовал, не видя его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

12. По прошествии немногих дней, Феодор, возвратившись с острова в монастырь, приказал собраться братиям. Поговорив несколько с ними, приказал ожидать возвращения его, и пошел с двумя монахами к тому дому, в котором братия имеют общий стол. Увидевши одного молодого монаха, выходящего из сего дома, остановил его, и отведя в некоторое место, покрытое сводом, принуждал его рассказать о своих делах. Это был тот самый монах, о котором говорил ему Ангел, и которого велено было ему изгнать из монастыря. Поскольку он не хотел признаться во грехах своих, то Феодор сам начал рассказывать ему о первом его грехе и в то время, как спрашивал его, не был ли еще кто из монахов участником в сем грехе, он припал к ногам Феодора и просил молчать о прочих делах его и выслать его из монастыря. Когда Феодор согласился на сие, то монах пред всеми собравшимися братиями сказал, что Бог действительно открыл грехи его рабу Своему Феодору, и что Феодор справедливо изгоняет его из монастыря. Феодор, повелев изгнать его из монастыря, дал приличное наставление братии. Потом, поскольку Ангел обвинил ему и других монахов, ночью особо ходил к каждому из них, открывал каждому, сколько кто грешил после святого Крещения и продолжительными наставлениями убеждая каждого умилостивлять Бога посредством покаяния, приходил в некоторый род изступления. Монахи видя, что Бог еще оказывает к ним милость Свою, решались открыть пред всеми грехи свои, но Феодор удерживал их от сего, представляя им, что большая часть братий не может перенести открытого их признания в грехах, и не укрепившиеся в служении Христу монахи получат от сего вред. И когда некоторые из них признавались пред всеми во грехах своих, Феодор запретил им сие, чтобы они сим поступком не подавали слабым случая осуждать их в том, в чем они будут обвинят себя. Впрочем, каждый из сих монахов мог открывать грехи свои только святым мужам Пекиссию и Псентаисию, и просить их о ходатайстве пред Богом. 13. Сие случилось во дни Четыредесятницы. Во дни Святой Пасхи все монахи из десяти монастырей, находящихся под начальством Феодора, собрались в монастырь Вав, потому что они имеют обыкновение собираться каждый год в один монастырь, чтобы вместе праздновать Святую Пасху. Вечером поздно в третий день недели (во вторник) многие из монахов просили Феодора изъяснить им те места Священного Писания , которых они не понимали. Феодор, объяснив каждому, о чем предлагаемо было ему, наконец сказал: «Мне приятно говорить с вами только о хорошем. Нечистый дух, пришедши к нам, осмеял одного из нас в прошедшую ночь, когда монахи по обыкновению своему пришли ко мне, нечистый дух был между ними, потому что я видел его тогда. Он заметил, что один здесь монах чувствует в себе сильный голод и чрезвычайно нерадит о себе. Злые духи усиливают страсти, открывающиеся в людях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

   В этих словах Господь учит нас, что кто отрекается от мира, тот должен делать это окончательно. Так, как если бы он шел на войну — не следует полагать слабое и развращенное начало, чтобы и других не отпугнуть от евангельского совершенства и не вселить в них страх. А иначе к нам можно будет отнести слова Василия Великого, обращенные к сенатору, который отрекся от мира робко, удержав при себе часть своих денег: «И сенатором быть перестал, и монахом не стал».    Итак, мы должны со всем усердием исторгать из нашей души корень всех зол — сребролюбие. Мы точно знаем, что если остался корень, то ветви быстро разрастутся. Перед своими очами нужно всегда представлять смерть, которая может нас посетить в любой момент. Да не придет наш Господь в час, который не чаем и не найдет нас запятнавшими свою совесть сребролюбием, и не скажет нам, как в Евангелии Он сказал богачу: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк 12:20). Нужно знать, что добродетель нестяжания трудно исполнить тому, кто живет не в общежительном монастыре, где можно не задумываться даже о наипервейших потребностях. Глава 7: О тех, кто продает или похищает монастырское имущество, весьма грешит перед Богом и будет сурово наказан, ибо, что посвящено Богу, должно почитаться, а не оставаться в небрежении, даже если это ничтожная мелочь; и о том, что подобная небрежность наносит человеку большой вред    В числе братии монастыря святого Евфимия был некий монах Феодот из Галатии. Стефан, который был настоятелем монастыря еще до Фомы, после смерти брата получил наследство в шестьсот золотых монет и все их отдал монастырю. Деньги он хранил в ризнице. Феодот по внушению лукавого незаметно взял эти деньги, когда игуменом монастыря стал не знавший об этих деньгах Фома из Апамеи. Утром Феодот проснулся и притворился разгневанным и раздраженным якобы из-за того, что тут нет никакого покоя. Он ушел из монастыря как бы на поиски безмолвия, а на самом деле для того, чтобы скрыться и унести золото.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

  Старец говорил, что для полноценного занятия молитвой нужно уходить жить на кельи и принимать отшельнический устав - более строгий. А игумен боролся за укрепление административной жизни монастыря, единства братства и, наоборот, не давал благословения преуспевающим братьям уходить в отшельничество. Кстати, побыв после Ставроникиты много лет игуменом Иверона архим. Василий не изменил своих взглядов, несмотря на то, что сам стал отшельником.   Необычна конструкция крыши в храме кельи     Именно за то, что старец Паисий благословлял преуспевающим братьям менять образ жизни на отшельнический, и они уходили из монастыря, игумен поставил Святогорца в такое положение, что старцу оказалось лучше покинуть келью. Так, в июне 1979 года он ушел в Кутлумуш, монастырь более демократичный, к более терпимому игумену Христодулу, который, кстати, тоже не изменил своих взглядов, он до сих пор продолжает поддерживать отшельников. С Паисием из монастыря ушла на кельи часть братии монастыря, что вызывало еще большее негодование игумена.     Стасидия старца Паисия   Опала коснулась не только Паисия Святогорца, но и самой кельи Честного Креста, на которой продолжали собираться любители уединения. А могила старца Тихона стала их святыней.     И вот, с тех пор даже до настоящего времени эта келья была заброшена. В то время как владеющий монастырь Ставроникита крайне ревниво относился к любым попыткам навести там порядок или даже просто облагородить могилу старца Тихона Русского. Вот так Келья оказалась камнем преткновения, а люди дошли в своей вражде до борьбы с камнями.         Весной этого года был очищен родник старца Паисия внизу кельи, который как бы напоил жизнью и камни с деревом. Но не зря написано в Писании: " Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут:  если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. " (Иов, 14.7)   Мы очень рады тому, что этим летом наконец-то келия Честного Креста приведена в порядок, убраны поздние пристройки. Остался только храм с комнаткой Тихона Русского и туалет, как и было 30 лет назад. Территория кельи убрана. И даже удалось снова посадить  на очищенной могилке старца Тихона рододендроны, те самые, которые сажал Паисий Святогорец, чтобы могилка старца не попиралась. Эти растения со временем были заглушены травой и засохли.  

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=1937

Авва Иоанн , живший в горе, называемой Каламон, имел сестру, которая с детства посвятила себя святому подвижничеству. Она воспитала брата своего, этого авву Иоанна, и внушила ему, чтоб он, оставив суету мира, принял монашество. Вступив в монастырь, он не выходил из монастыря в течение двадцати четырех лет и не виделся с сестрою своею. Она же очень желала видеть, почему часто писала и посылала к нему письма, в которых просила посетить ее прежде исшествия ее из тела, чтоб ей утешиться в любви Христовой присутствием его. Иоанн извинялся, не желая выйти из монастыря. Честная раба Божия, сестра его, опять написала ему письмо, в котором было сказано: «Так как ты не хочешь прийти ко мне, — необходимо мне придти к тебе, чтоб по прошествии столь долгого времени я удостоилась поклониться святой любви твоей». Иоанн, прочитав это, очень опечалился и так рассуждал сам с собою: «Если я позволю сестре моей прийти ко мне, — это даст повод и прочим родственникам и знакомым моим навещать меня». Он решился — лучше сам посетить сестру. Он пошел к ней, взяв с собою двух братий, иноков своего монастыря. Когда они пришли к дверям уединенного дома, в котором жила сестра, — Иоанн сказал громким голосом: «Благословите! примите странников!» На голос вышла сестра его с другою рабою Божиею, отворила дверь и не узнала брата своего. Он узнал ее, но не сказал ни слова, чтоб она не узнала его по голосу. Монахи, бывшие с ним, сказали ей: «Просим тебя, госпожа и мать, повели нам дать воды для утоления жажды, потому что мы устали от пути». Им подана была вода, и они пили. Потом, сотворив молитву, возблагодарив Бога и простившись с рабою Божиею, возвратились в монастырь. По прошествии нескольких дней Иоанн опять получает от сестры письмо, в котором она приглашает его прийти к ней для свидания прежде кончины ее и для совершения молитвы в ее келлии. Он написал ей ответ и послал его с монахом монастыря своего. В ответе было сказано: «По благоволению и милости Христа моего я приходил к тебе, и никто не узнал меня. Ты сама выходила к нам, подала мне воды; я принял ее из рук твоих и пил, и, возблагодарив Господа, возвратился в монастырь. Довольно для тебя, что ты видела меня. Более не стужай мне, но моли о мне непрестанно Господа нашего Иисуса Христа» [ 1332 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010