Для этого он воспользовался тремястами лисиц или, вернее, шакалов. Употребленное здесь слово шуал по-еврейски собственно означает не лисицу, а есть именно шакал. Хотя этот последний и имеет с лисицей много сходного, однако же отличается от нее несколькими важными чертами и особенно своею стадностью. Шакал занимает средину между волком и лисицей. Он темно-коричневого цвета в верхней части своего тела и имеет белое брюхо. Водится он не одиноко, как лисица, а живет целыми стаями, доходящими до двух или трех сот. Его можно встретить на всем востоке и в особенности в Палестине, в окрестностях Яффы, Газы и в Галилее. Шакалы чрезвычайно прожорливы. Они имеют особенную склонность к пожиранию трупов, и во время ночи, когда они рыщут в поисках за добычей, часто можно слышать их пронзительные и унылые крики. Один новейший путешественник, недавно посетивший равнину Шефела, рассказывает следующее: «После ужина, красота ясной луны заставила нас выйти из палатки, чтобы с высоты холма, на котором расположена была деревня, полюбоваться видом обширной равнины со стороны филистимлян, озаренной бледным светом ночного светила. Бездомные собаки еще не спали и лаяли, благоразумно однако же избегая нас; шакалы отвечали им в окрестных полях своим жалобным и протяжным воем» 765 . Другой путешественник рассказывает также: «когда пришла ночь, шакалы дали нам самый дисгармонически концерт, какой только мне приходилось когда-либо слышать в жизни. Эти завывания, выходящие из всех пещер, из всех расщелин скал, раздающиеся лишь во время ночи и в самых ужасных по своей уединенности местах, производят чрезвычайно странное чувство... Я не знаю, было ли их именно триста, но я уверен, что если бы новый Самсон захотел поджечь все нивы древней страны филистимлян, то он нашел бы в этой одной долине еще и теперь более лисиц, чем сколько бы ему потребовалось. В тот же самый день я нашел ту самую равнину, где Самсон пустил триста лисиц в поля филистимлян, и в следующую же ночь потомки этих самых лисиц, своими протяжными криками, доказали мне, что они пережили все народы, которые некогда обитали на этой земле и, пав под острием меча, сделались добычей шакалов» 766 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

«От возвышения Иордана на укрепленные жилища» ( Иер. 49:19 ), то есть, из чащи Иорданской долины к скалистым пастбищам Негеба приходили довольно часто и львы. Даже в настоящее время львы не неизвестны в этих местностях, так как один путешественник встретил свежие следы львиных лап в пустыне к югу от Газы 524 . Шакалов водилось там столько, что во времена Иисуса Навина один из местных городов назывался Хацар-Шуал, то есть «деревня шакалов» (I. Нав. 15:29 ). Лошадь и вол были непригодны для каменистых возвышенностей, и поэтому мы никогда не встречаем упоминания о них в Библии в рассказе об этой местности. Но там были в изобилии стада верблюдов, овец, коз и ослов. В повествовании о Негебе при всяком случае, где упоминается об езде, разумеется или осел, как это было в жизни Авраама, Ахсы и Авигея, или верблюд, как это известно из истории Елеезера, Ревекки или 400 спасшихся от Давида амаликитян 525 . Воду, эту первую необходимость восточной жизни, можно было находить во всякое время, потому что дождевая вода, проникая чрез пористую меловую почву, задерживалась внизу твердым известняком. Отсюда, как это известно из истории Исаака, достаточное количество воды всегда можно было достать посредством вырытия колодцев 526 . Кроме того, там было много овражных потоков, которыми легко можно было воспользоваться при посредстве резервуаров и плотин, как впоследствии и делалось в обширных размерах в этой самой стране. Весною холмы покрывались коврами цветов и были богаты нужною травою; и даже в жаркое летнее время всегда было достаточно пастбищ для больших стад, рассеивавшихся по различным вади. Тристрам говорит, что он видел множество верблюдов, овец и козлов, которые паслись вместе в различных местах Негеба, что подтверждается и другими путешественниками. «Мы желали бы, – прибавляет исследователь, чтобы те, которые не могут понять, как израильтяне могли иметь столь большие стада скота в пустыне, посмотрели на многочисленность виденного нами теперь стада, и как в несколько часов тысячи рогатого скота могли быть собраны в данной местности».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

6) Цветы и травы росли в долинах, равнинах, садах и полях. Богатством цветов и трав особенно славилась д. Саронская и Эздрелонская. Из цветов в Св. Писании упоминается нередко лилия Сарона (шушан, nymphaea lotus или nymphaea alba), иначе «нарцисс саронский», составлявшая эмблему на некоторых еврейских монетах. §34. Животные Палестины. Животные Палестины, упоминаемые в Библии, принадлежат к 4-м классам: 1) животные земноводные, 2) птицы, 3) рыбы и 4) насекомые. Между земноводными животными различались: а) домашние, б) дикие, в) пресмыкающиеся и г) грызуны. а) Домашние животные: Из домашних животных были известны: а) порода крупного рогатого скота (бакар), к которой относились быки (шор, taurus) и коровы (пара, vacca); b) порода мелкого скота (цон), к которой относились овцы (се, ovis) и козы (эз, capra); с) порода крупного безрогого скота, к которой относились: ослы (хамор, asinus), мулы (перед, mulus), верблюды (гамал, camelus) и лошади (сус, equus). Впрочем, относительно лошади необходимо заметить, что появление ее в Палестине у евреев относится ко времени Соломона и что она предназначалась, главным образом, для военных целей. Кроме названных пород домашних животных, во время господства римлян в северо-восточной части Палестины разводились также породы свиней (хазир, sus). К домашним животным также следует отнести собак (келеб, canis) и кошек (хатула – в таргуме, шиннара в талмуде, felis). Последние стали употребляться у евреев, по-видимому, не ранее вавилонского плена (ср. Посл. Иер. 21 , где упоминаются αλουροι, котята, лазящие по идолам). б) Дикие животные: Из диких животных, мясо которых употреблялось евреями в пищу, были известны: олени (айал, cervus), газели (цеби, antilope dorcas; дишон, то, йахмур, antilope addax), серна (йаэл, акко, capra sinaitica), буйволы (реэм, antilope lecoryx). Из диких животных, мясо которых не употреблялось в пищу, были известны: львы (ари, leo), медведи (доб, ursus), волки (зеэб, lupus), лисы (шуал, vulpes), шакалы (и, танним, canis aureus), леопарды (намер, felis pardus).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Вот, например, два идола, упомянутые пророком Исаиею: „Пал Вил, низвергся Нево!» (46:1). Это были два главных вавилонских божества, почитаемые также и в Ассирии: первое из них может быть сравнено с Юпитером, другое с Меркурием, или Зевесом и Ермием, о которых упоминается в Деяниях Апостольских (14:12) при рассказе о пребывании апостолов Павла и Варнавы в Листре, жители которой приняли их за этих самых богов и намеревались принести им жертвы. На одном из барельефов, Бел или Вил переносится в торжественной процессии вместе с Иста- рою, грозною богинею войны и сладострастия, которая в Ханаане носила несколько измененное наименование Астарты. Этот барельеф как нельзя лучше объясняет возвышенное место в той же 46-й главе пророчества Исаии, где пророк противополагает мертвым богам, которых нужно носить, Бога живого, Который Сам носит народ дома Израилева от утробы матерней (ст. 3 и 4): „Низверглись (боги), пали вместе, не могли защитить носивших». Вот затем страшный бог войны Нергал, упомянутый в 4 кн. Царств (17:30), половина человека и половина льва, чем ассирияне желали выразить с одной стороны политический ум, руководящий военными походами, с другой – непреодолимую силу, с какой ведутся эти походы. Поразительная особенность: престол Нергала находится в великом городе, именуемом Шуал, который есть ничто иное, как Шеол у евреев, местопребывание умерших, слишком усердно наполнявшееся во время кровопролитных войн. В другом месте мы видим изображение другого бога, часто упоминаемого в Библии и столь же часто изображаемого на барельефах и упоминаемого в их надписях: это Дагон, который имеет тело человеческое и хвост рыбы. Филистимляне заимствовали это божество у ассиро-вавилонян, и в Ветхом Завете о нем говорится, только когда речь идет о филистимлянах. В храме Дагона, во времена Самуила, они поставили ковчег завета, похитив его у израильтян ( 1Цар.5:2 ); у храма Дагона они воткнули отрубленную голову Саула ( 1Пар.10:10 ); наконец, в Дагоновом храме Самсон сдвинул с места два средних столба, вследствие чего храм обрушился и задавил всех бывших в нем ( Суд.16:30 ). У ассиро-вавилонян Дагон был олицетворением одного из благодетельнейших божеств, Эа, которое вышло из глубины Персидского залива и научило их предков всем искусствам тогдашнего просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 1 И изыде вторый жребий Симеону, племени сынов Симеоновых по сонмом их, и бысть наследие их посреде жребия сынов Иудиных. 2 В уделе их были: Вирсавия или Шева, Молада, 2 И бысть жребий их Вирсавее и Савее и Молада, 3 Хацар-Шуал, Вала и Ацем, 3 и Асерсуал и Вафул, и Велвола и Асом, 4 Елтолад, Вефул и Хорма, 4 и Елфулад и Ерма, 5 Циклаг, Беф-Маркавоф и Хацар-Суса, 5 и Секелаг и Вефаммаргасвоф, и Асерсусим 6 Беф-Леваоф и Шарухен: тринадцать городов с их селами. 6 и Вефалваф, и села их: грады тринадесять и веси их. 7 Аин, Риммон, Ефер и Ашан: четыре города с селами их, 7 Аин и Реммоф, и Еефер и Асам, грады четыри и веси их: 8 и все села, которые находились вокруг городов сих даже до Ваалаф-Беера, или южной Рамы. Вот удел колена сынов Симеоновых, по племенам их. 8 и вся предградия, яже окрест градов сих даже до Ваалферирраммоф, идущих во Иамеф к ливу. Сие наследие племен сынов Симеоновых по сонмом их. 9 От участка сынов Иудиных выделен удел [колену] сынов Симеоновых. Так как участок сынов Иудиных был слишком велик для них, то сыны Симеоновы и получили удел среди их удела. 9 От жребия Иудина наследие племене сынов Симеоновых, яко бысть часть сынов Иудиных болшая нежели их: и наследиша сынове Симеоновы посреде жребия их. 10 Третий жребий выпал сынам Завулоновым по племенам их, и простирался предел удела их до Сарида; 10 И изыде жребий третий Завулону по сонмом их: и будут пределы наследия их до Сарида: 11 предел их восходит к морю и Марале и примыкает к Дабешефу и примыкает к потоку, который пред Иокнеамом; 11 и восходят пределы их к морю и Мариле, и дойдут к Давасефу, и снидутся в дебрь, яже есть к лицу Иекнама, 12 от Сарида идет назад к восточной стороне, к востоку солнца, до предела Кислоф-Фавора; отсюда идет к Даврафу и восходит к Иафие; 12 и обратятся от Сарида противу от востоков Самес на пределы Хасалоф-Фавор, и пройдут к Даврафу, и взыдут к Иафаги:

http://drevo-info.ru/articles/8668.html

18 потом проходит близ равнины к северу и нисходит на равнину; 19 отсюда проходит предел подле Беф-Хоглы к северу, и оканчивается предел у северного залива моря Соленого, у южного конца Иордана. Вот предел южный. С восточной же стороны пределом служит Иордан. 20 Вот удел сынов Вениаминовых, с пределами его со всех сторон, по племенам их. 21 Города колену сынов Вениаминовых, по племенам их, принадлежали сии: Иерихон, Беф-Хогла и Емек-Кециц, 22 Беф-Арава, Цемараим и Вефиль, 23 Аввим, Фара и Офра, 24 Кефар-Аммонай, Афни и Гева: двенадцать городов с их селами. 25 Гаваон, Рама и Бероф, 26 Мицфе, Кефира и Моца, 27 Рекем, Ирфеил и Фарала, 28 Цела, Елеф и Иевус, иначе Иерусалим, Гивеаф и Кириаф: четырнадцать городов с их селами. Вот удел сынов Вениаминовых, по племенам их. 19 1 Второй жребий вышел Симеону, колену сынов Симеоновых, по племенам их; и был удел их среди удела сынов Иудиных. 2 В уделе их были: Вирсавия или Шева, Молада, 3 Хацар-Шуал, Вала и Ацем, 4 Елтолад, Вефул и Хорма, 5 Циклаг, Беф-Маркавоф и Хацар-Суса, 6 Беф-Леваоф и Шарухен: тринадцать городов с их селами. 7 Аин, Риммон, Ефер и Ашан: четыре города с селами их, 8 и все села, которые находились вокруг городов сих даже до Ваалаф-Беера, или южной Рамы. Вот удел колена сынов Симеоновых, по племенам их. 9 От участка сынов Иудиных выделен удел [колену] сынов Симеоновых. Так как участок сынов Иудиных был слишком велик для них, то сыны Симеоновы и получили удел среди их удела. 10 Третий жребий выпал сынам Завулоновым по племенам их, и простирался предел удела их до Сарида; 11 предел их восходит к морю и Марале и примыкает к Дабешефу и примыкает к потоку, который пред Иокнеамом; 12 от Сарида идет назад к восточной стороне, к востоку солнца, до предела Кислоф-Фавора; отсюда идет к Даврафу и восходит к Иафие; 13 отсюда проходит к востоку в Геф-Хефер, в Итту-Кацин, и идет к Риммону, Мифоару и Нее; 14 и поворачивает предел от севера к Ханнафону и оканчивается долиною Ифтах-Ел; 15 далее: Каттаф, Нагалал, Шимрон, Идеала и Вифлеем: двенадцать городов с их селами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/448/...

8 отсюда предел идет вверх к долине сына Енномова с южной стороны Иевуса, который есть Иерусалим, и восходит предел на вершину горы, которая к западу против долины Енномовой, которая на краю долины Рефаимов к северу; 9 от вершины горы предел поворачивает к источнику вод Нефтоах и идет к городам горы Ефрона, и поворачивает предел к Ваалу, который есть Кириаф-Иарим; 10 потом поворачивает предел от Ваала к морю [и идет] к горе Сеиру, и идет северною стороною горы Иеарим, которая есть Кесалон, и, нисходя к Вефсамису, проходит чрез Фимну; 11 отсюда предел идет северною стороною Екрона, и поворачивает предел к Шикарону, проходит чрез гору [земли] Ваал и доходит до Иавнеила, и оканчивается предел у моря. Западный предел составляет великое море. 12 Вот предел сынов Иудиных с племенами их со всех сторон. 13 И Халеву, сыну Иефонниину, [Иисус] дал часть среди сынов Иудиных, как повелел Господь Иисусу; [и дал ему Иисус] Кириаф-- Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон. 14 И выгнал оттуда Халев [сын Иефонниин] трех сынов Енаковых: Шешая, Ахимана и Фалмая, детей Енаковых. 15 Отсюда [Халев] пошел против жителей Давира [имя Давиру прежде было Кириаф-Сефер]. 16 И сказал Халев: кто поразит Кириаф-Сефер и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену. 17 И взял его Гофониил, [младший] сын Кеназа, брата Халевова, и отдал он в жену ему Ахсу, дочь свою. 18 Когда надлежало ей идти, ее научили просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе? 19 Она сказала: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние. 20 Вот удел колена сынов Иудиных, по племенам их: 21 города с края колена сынов Иудиных в смежности с Идумеею на юге были: Кавцеил, Едер и Иагур, 22 Кина, Димона, Адада, 23 Кедес, Асор и Ифнан, 24 Зиф, Телем и Валоф, 25 Гацор-Хадафа, Кириаф, Хецрон, иначе Гацор, 26 Амам, Шема и Молада, 27 Хацар-Гадда, Хешмон и Веф-Палет, 28 Хацар-Шуал, Вирсавия и Визиофея [и села их и предместья их,] 29 Ваала, Иим и Ацем,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/448/...

1Цар.13:8 .  И ждал он семь дней, до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него. 1Цар.13:9 .  И сказал Саул: приведите ко мне, что назначено для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознес всесожжение. 1Цар.13:10 .  Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Самуил; и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его. 1Цар.13:11 .  Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; филистимляне же собрались в Михмасе; 1Цар.13:12 .  тогда подумал я: «теперь придут на меня филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа», и потому решился принести всесожжение. 1Цар.13:13 .  И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда; 1Цар.13:14 .  но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом. См. прим. к 1Цар.7:6 и к 1Цар.10:8 . Не исполнив воли пророка Господня, Саул нарушил не простую формальность, а один из существеннейших законов, положенных в основу власти еврейского царя ( Втор.17:14–20 ). И пророк Самуил, как верный страж теократии еврейского народа, не мог оставить это нарушение закона без энергичного протеста и обличения. 1Цар.13:17 .  И вышли из стана Филистимского три отряда для опустошения земли: один направился по дороге к Офре, в округ Суаль, Офра Вениаминова – на севере от Михмаса. 1Цар.13:18 .  другой отряд направился по дороге Вефоронской, а третий направился по дороге к границе долины Цевоим, к пустыне. Вефорон (Верхний и Нижний) – на западе от Михмаса. Цевоим – к юго-востоку от Михмаса, по направлению к пустыне Иерихонской. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Книги Царств. Первая книга Царств. 94-173 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

15 И встал Самуил и пошел из Галгала в Гиву Вениаминову; [оставшиеся люди пошли за Саулом навстречу неприятельскому ополчению, которое нападало на них, когда они шли из Галгала в Гиву Вениаминову;] а Саул пересчитал людей, бывших с ним, до шестисот человек. 15 И воста Самуил и иде от Галгал в путь свой: и останок людий идоша вслед Саула на сретение людем ратным. Имже приходящым от Галгал в Гаваю Вениаминову, и сочте Саул люди обретшыяся с ним яко шесть сот мужей. 16 Саул с сыном своим Ионафаном и людьми, находившимися при них, засели в Гиве Вениаминовой [и плакали]; Филистимляне же стояли станом в Михмасе. 16 Саул же и Ионафан сын его и людие обретшиися с ними седоша в Гаваи Вениаминове и плакашася: иноплеменницы же ополчишася в Махмасе. 17 И вышли из стана Филистимского три отряда для опустошения земли: один направился по дороге к Офре, в округ Суаль, 17 И изыдоша губящии от села иноплеменников тремя началы: начало едино зрящее путь Гофера на землю Совалю: 18 другой отряд направился по дороге Вефоронской, а третий направился по дороге к границе долины Цевоим, к пустыне. 18 и начало едино зрящее путь Вефоронь: и начало едино зрящее путь Гаваи, клонящийся к Гаисавим пустыни. 19 Кузнецов не было во всей земле Израильской; ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья. 19 И ковачь железа не обреташеся во всей земли Израилеве, яко реша иноплеменницы, да не сотворят Еврее меча и копия. 20 И должны были ходить все Израильтяне к Филистимлянам оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки, 20 И хождаху вси сынове Израилевы в землю иноплеменничу ковати кийждо своя косы и орудия своя, и кийждо секиры своя и серпы своя. 21 когда сделается щербина на острие у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или нужно рожон поправить. 21 И притупишася вся орудия приспевшей жатве, секиры и серпы, поправления же има не бысть. 22 Поэтому во время войны [Михмасской] не было ни меча, ни копья у всего народа, бывшего с Саулом и Ионафаном, а только нашлись они у Саула и Ионафана, сына его.

http://drevo-info.ru/articles/8818.html

15 И встал Самуил и пошел из Галгала в Гиву Вениаминову; а Саул пересчитал людей, бывших с ним, до шестисот человек. 16 Саул с сыном своим Ионафаном и людьми, находившимися при них, засели в Гиве Вениаминовой; Филистимляне же стояли станом в Михмасе. 17 И вышли из стана Филистимского три отряда для опустошения земли: один направился по дороге к Офре, в округ Суаль, 18 другой отряд направился по дороге Вефоронской, а третий направился по дороге к границе долины Цевоим, к пустыне. 19 Кузнецов не было во всей земле Израильской; ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья. 20 И должны были ходить все Израильтяне к Филистимлянам оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки, 21 когда сделается щербина на острие у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или нужно рожон поправить. 22 Поэтому во время войны не было ни меча, ни копья у всего народа, бывшего с Саулом и Ионафаном, а только нашлись они у Саула и Ионафана, сына его. 23 И вышел передовой отряд Филистимский к переправе Михмасской. 10 И было слово Господа к Самуилу такое: 11 жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь. 12 И встал Самуил рано утром и пошел навстречу Саулу. И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник, и сошел в Галгал. 13 Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа. 14 И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу? 15 И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему; прочее же мы истребили. 16 И сказал Самуил Саулу: подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью. И сказал ему Саул: говори. 17 И сказал Самуил: не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем? 18 И послал тебя Господь в путь, сказав: «иди и предай заклятию нечестивых Амаликитян и воюй против них, доколе не уничтожишь их».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

  001     002