Шио-Мгвимский монастырь быстро превратился в крупнейшую монашескую общину Грузии, и к концу VI века его населяли более, чем 2000 монахов. Монастырь стал оживлённым центром культурной и религиозной деятельности и находился под личным патронажем Каталикоса Грузии. Давид IV Строитель сделал Шио-Мгвимскую обитель царским доменом и продиктовал правила (типикон) для монастыря (1123). Падение единого грузинского царства и непрекращающееся чужеземные вторжения привели монастырь в упадок. Период относительного оживления наступил когда грузинский царь Георгий VIII (правил 1446-1465) предоставляет Шио-Мгвимский монастырь и его земли благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, которые до 1810-х гг. использовали его в качестве семейной усыпальницы. Монастырь был опустошён вторжением (1614-1616) персидских войск шаха Аббаса I. Князь Гиви Амилахвари восстановил обитель в 1678 году, но в 1720 османская оккупация Грузии привела к еще одному разрушению Шио-Мгвимского монастыря. Монастырь восстановленый Амилахвари в 1733 году был снова разрушен персами менее двух лет спустя. Впоследствии Шио-Мгвимский монастырь был восстановлен, интерьер его обновили в XIX веке, но обитель так и не смогла возвратить своё прошлое значение в духовной жизни Грузии. Во время советской власти монастырь был закрыт, но в настоящее время является действующим и привлекает много паломников и туристов. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Проезд: Попасть в монастырь можно из Мцхеты - на центральной площади города стоит указатель на монастырь. Дорога одна, причем тупиковая и не имеющая рейсового транспорта. Пешком следует дойти от села Дзегви на трассе Мцхета-Кавтисхеви. Там есть мост через Куру и дальше вверх начинается дорога к Шиомгвиме. От Дзегви 4 километра. Можно попасть из Ксани. Можно добраться по бездорожью с севера через хребет, от села Чардахи в Мухранской долине через село Схалтба. Также 4 километра. При движении с севера вы попадаете прямо на край обрыва, откуда потрясающие виды на монастырь и окрестности, однако спуститься оттуда вниз сложно - придется идти по лесу.

http://azbyka.ru/palomnik/Шио-Мгвимский_...

В 1881-1886 годах занимал Гурийскую кафедру. В 1886-1898 годах вновь епископ Горийский, а с 20 марта 1898 года перемещен на Гурийско-Мингрельскую кафедру. Был почетным членом Казанской духовной академии. 4 ноября 1903 года уволен на покой. Скончался 9 ноября 1907 года и похоронен в соборном храме Шио-Мгвимского монастыря. Был прославлен в лике святителей в сентябре 1996 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви, в акте канонизации поименован вместе со святителем Гавриилом (Кикодзе) " вторым апостолом Абхазии " Его мощи почивают в Шио-Мгвимском монастыре. Оценки деятельности Биограф преосвященного указывает на то, что епископ Александр принадлежал к тем " избранным, отмеченным благодатью свыше, натурам, которые, служа украшением своего звания, вместе с тем украшают и всю страну " . Своей простой жизнью и христианским смирением преосвященный напоминает тех древних иерархов и пастыре-учителей, для которых как бы не существовало потребностей тела. Преосвященный все свои средства употреблял на дела благотворительности. Щедрость его давно была известна всем в Грузии. Не мало сирот и бедняков получало на его средства воспитание и образование. Щедрые пожертвования делал епископ Александр на монастыри. Так, Шио-Мгвимская пустынь, возведенная потом в нештатный необщежительный мужской монастырь, содержалась на проценты с капитала в 21.100 рублей, пожертвованного епископом Горийским Александром. Иоанно-Зедазнийский нештатный необщежительный мужской монастырь содержался на проценты с капитала в 10.000 рублей, пожертвованного епископом Горийским Александром. Кроме этих пожертвований Преосв. Александр делал пожертвования в пользу Абхазского и Кутаисского духовных училищ и на школу при Илорской церкви, в пользу героев защитников Севастополя и их семейств. На свой личный счет возобновил древний каменный храм, находящийся на берегу моря в двух верстах от Сухуми и древний храм в самом Сухуми. Владыка всячески старался о приумножении и распространении монашества в Грузии и о содействии, таким образом, подъему нравственности и религиозности в народе.

http://pravicon.com/info-3627

Ок. 1699-1700 гг., воспользовавшись отсутствием в мон-ре О. Г., лезгины ночью напали на обитель, разгромили ее и убили спящих монахов (подробнее см. в ст. Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийские ) ( Сабинин. Рай. 1882. С. 162). По распоряжению О. Г. фортификационной системой был защищен сначала Давидгареджи (работы длились 7 лет), затем гареджийские мон-ри Натлисмцемели и прп. Додо. При О. Г. в Давидгареджи также были построены ц. ап. Иоанна Богослова и башни, в скалах высечены новые кельи для братии. В Сагареджо на монастырской земле была построена и украшена ц. во имя апостолов Петра и Павла. О. Г. пригласил в мон-рь каменщиков, резчиков, плотников, художников, оформителей икон: были расписаны и украшены как новые, так и старые церкви Давидгареджи. Все храмы были обеспечены богатой утварью. В нач. XVIII в. число духовенства Давидгареджи было настолько велико (по подсчетам исследователей, от 100 до 200 чел.), что причт лавры был разделен на 3 гареджийских мон-ря: настоятелем в Давидгареджи остался О. Г., в Натлисмцемели был назначен архим. Харитон, в мон-рь прп. Додо - архим. Захария. В 1704 г. 3 гареджийских настоятеля передали Ираклию I письмо, в к-ром обещали служить литургию для царя и царицы в четверг сырной седмицы, для царских детей - в неделю мясопустную ( Жордания. 1903. С. 19-20; Лолашвили. 1959. С. 36-38; Ломинадзе. 1966. С. 24). О. Г. также упомянут в грамоте (1708), выданной в связи с возобновлением права владения с. Акура за Давидгареджи ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 598), в документе (9 мая 1712) о решении земельных дел между дидойцами и мгалоблийцами (ПГП. 1972. Т. 4. С. 243-244) и в др. О. Г. способствовал развитию и расширению книжной деятельности в мон-ре, он считается основателем гареджийской лит. школы (подробнее см. «Гареджийская литературная школа» в разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). При нем в обители возросло число писателей, проповедников, каллиграфов, библиографов; пуст. Гареджи стала важным центром груз. литературы. Наиболее известный составленный по его благословению сборник (рукопись НЦРГ. А 160, 1699 г., каллиграф иером. Шио), куда вошли Житие равноап. Нины, Светицховельская книга для чтения, Жития грузинских преподобных Давида Гареджийского, Иоанна Зедазнийского и Шио Мгвимского и др. произведения. При О. Г. был значительно расширен (до 76 наименований рукописей и книг, многие состояли из неск. томов) библиотечный фонд лавры: помимо богослужебных была собрана лит-ра агиографического, богословского и экзегетического характера ( Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 299-300).

http://pravenc.ru/text/2581425.html

Из-за того, что святая обитель со дня своего основания стала усыпальницей предстоятелей церкви, её и назвали " Самтавро " (Мтавари-глава). Из сохранившихся летописей видно, что благодаря крупным пожертвованиям храм был одним из богатейших в Грузии. В I половине XI века, во времена царствования Георгия I, по указу католикоса Мелхиседека храм расширили, пристроили южные врата и украсили оригинальным орнаментом. Также украсили храмовый интерьер. После царя Мириана, Преображенский храм многократно разрушался и восстанавливался. Обновление храма было при царе Арчиле, Вахтанге Горгасали, во время Католикоса Мелхиседека и др. Во второй половине XIX в. во времена экзархата, храм обновила игуменья женского монастыря св. Нино, Нино Амилахвари. Также было основано женское духовное училище (4-х классная прогимназия), которую потом перенесли в Тбилиси. По словам Якоба Гогебашвили: " многим грузинским женщинам в этом монастырском училище было дано настоящее христианское воспитание, хорошее образование, знание рукоделия и воспитаны прекрасные родители, настоящие матери " . Из многоцветного комплекса Самтавро, на сегодняшний день сохранились Преображенский храм, малая церковь св. Нино (Маквловани), колокольня, башня-крепость, храмовый иконостас XV века, фрески XVII века. В южных вратах церковь Михаила-архангела. В северном крыле храма две церкви. Восточная - св. Иоанна Крестителя, западная св. Иоанна Златоуста. Слева от большого алтаря - жертвенник, справа церковь св. Мириана и Наны. Храм крестовокупольный, обрамлён оригинальным орнаментом, аналогов которых нет в грузинском зодчестве. Цилиндрическая башня построена в XVIII веке, колокольня в XV-XVII веках. В храме Самтавро находится множество святынь, часть животворящего столпа, чудотворная икона Иверской Божьей матери, на ней читается: " Свято-Иверский грузинский монастырь 1919 г " , чудотворная икона св. Нино, пожертвованная из Петербурга царём Георгием XII своим внукам 1870 г, могилы св. царей Мириана и Наны, св. мощи св. Абибоса Некресского, под святым престолом в алтаре, св. мощи св. Шио Мгвимского, часть камня с могилы св. Нино из Бодбе и др.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Есть и жизнеописания и изречения святых, не так давно прославленных,  среди них есть и  чудотворец Иоанн Шанхайский . Важно для подрастающего поколения иметь представления о житиях  святых нового времени, новомучеников и исповедников Российских: Патриарха Тихона, Сергия (Сребрянского). Автор-составитель не боится говорить с детьми и о  сложных для детского возраста и его восприятия святых, например, о Марии Египетской, а также об аскетах, малоизвестном широкому кругу верующих, скажем, о Павле Препростом и о преподобном Шио (Симеоне) Мгвимском . Дети узнают, что преподобный Шио — вовсе не японский святой, как может показаться на слух, а боголюбивый авва из Антиохии Сирской, святой, с детства тянувшийся к слову Божию и совершавший при жизни своей немалый аскетический подвиг. Голубок, прилетавший к нему с пищей, запомнится юным читателям не меньше, чем ворон пророка Илии или медведь Серафима Саровского . Не менее полезны и вероучительны изложенные в этой книжице истории о святынях, среди которых есть интереснейшие сказания об иконах Пресвятой Богородицы. Примерно треть сборника составляют стихи и проза русских классиков, в общем-то, довольно известные, почти хрестоматийные, но удачно собранные в одном месте и глубоко раскрывающие тему поста. Авторы — Сергей Есенин, Иван Бунин, Афанасий Фет, Иван Шмелёв, Константин Случевский, Антон Чехов, и, конечно, Алексей Толстой и его «Детство Никиты». Кроме художественной литературы, автор-составитель знакомит юную аудиторию с особенным видом церковных сочинений — короткими поучительными патериками. Здесь же подобраны статьи и отрывки богословского характера: о сути и смыслах поста размышляют Никифоров-Волгин и Пантелеев. В уникальную подборку душеполезного чтения для детей, помимо светских писателей, включены и церковные. Книжка также рассказывает о том, какая церковная служба соответствует тому или иному дню поста Отрывки из Евангелия, что безусловно важно для юного читателя, приведены на русском языке. Хорошему чтению будут способствовать талантливые иллюстрации художницы Дианы Лапшиной, выполненные в теплой и уютной технике сепии.

http://azbyka.ru/deti/velikij-post-chten...

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ ШИО, МГВИМСКОМУ ЧУДОТВОРЦУ О, великий отче Шио, Церкве Иверския крепосте и утверждение, подаждь юным силу побеждать страсти, яко ты сам тех время неуязвимо прешел еси. Помози нам твердо в вере преуспевати, да утвержденнии престолу славы Христа явимся, якоже и ты, преблаженне отче, время сие забот и трудов велиих, не вкушь горьких житейских сластей, прешёл еси. Даждь и нам добрый разум и крепость на враги невидимыя, да не заботою и попеченьми житейскими, имиже враг ны связати тщится, наше искание вечнаго блага подавлено будет. Испроси нам у Бога память смертную, да ей последующе, Света Незаходимаго достигнем; поддержи старость нашу, да в покаянии и очищении душ и телес пребудем, яко ты, славне, стар убо телом, тверд же душею был еси, еяже покой паче плоти покоя возлюбил еси; тако и путь твой в небесное жительство струями слезными, якоже кринами благоуханными, украсил еси. Такожде даждь, о великий подвижниче, старости нашей силу и опору в кратком сем житии, да пред сердечныма очима нашима покой души попеченьми о покое плоти не затмится. Даждь поблекшим очесем нашим капли слез чистительных, имиже да украсится путь велий в вечный живот, имже тещи имамы. Даждь нам в старости в воздержании, молитве и посте пребыти, да теми облагоухаеми мир весь Своим учением облагоухавшему Христу Богу явимся и Тому благоугодни будем. Буди нам в час разлучения души от тела крепкий вождь и заступник на горьких воздушных мытарствах; изглади рукописание грех наших благоприятными твоими к Богу молитвами; подаждь нам, о великий ходатаю о душах наших, безбоязненно и непостыдно страшнаго и неприступнаго престола славы достигнути; буди защититель душ наших, яко да сподобимся молитвами твоими одесную престола Христа Бога стати и славословити державную и великолепую силу Его, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Перевела с грузинского Тамара Манелашвили 22 февраля 2015 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/77454.html

Здесь царская чета и была похоронена. Гробницы святых царя Мириана и царицы Наны С V века Самтавро – кафедральный собор. Храм Самтавро Нынешняя церковь Самтавро хранит облик, приобретенный ею в 30-40 годы IX века, во времена царствования Георгия I. По указу католикоса Мелхиседека храм расширили, пристроили южные врата и украсили оригинальным орнаментом, равного богатству и тонкости работы которого нет ни в одном храме Грузии. Малая церковь святой Нины Комплекс Самтавро многократно перестраивался и дополнялся. На сегодняшний день кроме храма Преображения и малой церкви святой Нины сохранились колокольня XV-XVII веков и башня-крепость XVII века. В том же XVII веке «верхняя церковь» была расписана сохранившимися до наших дней фресками. Святой диссидент Монастырь Самтавро хранит множество святынь: ежевичник святой Нины (Маквловани), часть Животворящего Столпа Светицховели, чудотворные иконы Божией Матери «Иверская» и святой Нины, мощи святого Абибоса Некресского и Шио Мгвимского… Чудотворная Иверская икона Божией Матери Одна из святынь – современная: могила архимандрита Гавриила (Ургебадзе) (1929-1995). Могила архимандрита Гавриила (Ургебадзе) Отец Гавриил уже прославлен официально. Его поучения, дар прозорливости и исцеления от болезней еще при жизни привлекали христиан и просвещали неверующих. Юродивый с детства Еще в детстве Васико Ургебадзе уверовал во Христа и проповедовал Евангелие. Тогда же он начал юродствовать – ребенком он часто садился в мусор, говоря: «Ты мусор, не будь о себе большого мнения». Даже служа в армии, он продолжал поститься и ходить в храм (он служил в Батуми, где действовала церковь святителя Николая). После армии его объявили психически больным. В дальнейшем это спасло ему жизнь. Своими руками Васико построил храм во дворе своего дома в Тбилиси. Несколько раз его разрушали власти, но каждый раз он его отстраивал заново. «Расстрелять без суда и следствия» Монашеский постриг он принял в 1955 году. А в 1965 на первомайской демонстрации совершил беспрецедентный поступок — публично сжег портрет Ленина. Ужаснувшемуся народу пояснил:

http://pravmir.ru/drevnie-i-novye-svyaty...

И в тюрьме будущий святитель тайно продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения В 1921 году, когда монастырь был на грани закрытия, он был пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1922 году обитель закрыли. Многие монахи были расстреляны, а монастырь был полностью разорен и осквернен. По благословению старцев, взяв с собой священный антиминс, отец Зиновий отправился в Грузию, где был рукоположен во иеромонаха, и служил несколько лет в Сухуми в церкви святителя Николая. В 1930 году он был арестован и отправлен на Урал. Когда его и других заключенных везли в лагерь, по его молитвам Господь послал дождь для изнемогавших от жажды, запертых в вагоне арестантов, и, имея при себе деревянную ложку, он всех напоил дождевой водой. И в тюрьме будущий святитель тайно продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения. За его кротость и смирение Господь даровал ему преждевременное освобождение и дал возможность вновь вернуться в Сухуми. Хотя у отца Зиновия был дом в Сухуми, прописку он так не получил. Он ушел в горы и образовал там монашескую общину. Многие люди духовно окормлялись у него. Многие монахи из других разоренных монастырей России скрывались тогда в горах Кавказа. Им покровительствовал Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе), а после Патриарх Мелхиседек. Но богоборческая власть и там не дала находиться молитвенникам. Однажды, преследуемый властями, отец Зиновий заснул в медвежьей берлоге и был чудесным образом спасен. Это произошло в день праздника святого Николая Чудотворца и святого Шио Мгвимского. По благословению Святейшего Патриарха Каллистрата, отец Зиновий стал служить сверхштатным священником при главном кафедральном Соборе Сиони, в Тбилиси. В 1943 году Блаженнейший Каллистрат наградил его наперсным крестом. «Этот человек ... имеет великое послушание, а послушание затмевает и грамотность, и гордость…» Отец Зиновий был представителем Грузинской Православной Церкви на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1945 году и на интронизации Патриарха Алексия I (Симанского). Патриарх Алексий I наградил грузинское духовенство наградами, а отца Зиновия почтил саном игумена. Отец Зиновий служил в разных уголках Грузии, а когда скончался настоятель русской Александро-Невской церкви в Тбилиси, то Патриарх Каллистрат срочно вызвал его и назначил настоятелем. Он сказал о нем такие слова: «Этот человек ... имеет великое послушание, а послушание затмевает и грамотность, и гордость, и ставит его на первое место».

http://pravoslavie.ru/73463.html

История Первые христ. храмы появились на территории К. п. во 2-й пол. V в. По приказу царя Картли св. Вахтанга Горгасали эристав Кларджети Артаваз воздвиг здесь крепость Артанужди. В ущелье близ Артануджи он основал мон-рь Опиза во имя св. Иоанна Предтечи «по образу виденного... в Греции» и церкви Мере, Шиндоби и Ахиза. При закладке он сказал: «Ежели персы превзойдут нас мощью, то тут будет уготовано нам убежище» ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 178; О н же. 2008. С. 91). В 1-й пол. VI в. ученик прп. Шио Мгвимского прп. Михаил Парехели , подвизавшийся в Опизе, выстроил для малочисленной братии «в местечке скалистом и непроходимом» ц. Парехи (название происходит от груз. слова «пещера») ( Басили Зарзмели. 1963. С. 322). Однако нек-рые исследователи (И. Джавахишвили , прав. Евфимий Такаишвили , К. Кекелидзе , Н. Вачнадзе) приписывают эти сведения поздним авторам, а прп. Михаила считают деятелем IX в. Собор мон-ря Цкаростави. 30–40-е гг. IX в. Фотография. Нач. ХХ в. Собор мон-ря Цкаростави. 30–40-е гг. IX в. Фотография. Нач. ХХ в. Монастырское строительство в К. п. интенсивно развернулось в посл. четв. VIII в. и связано с появлением в этих местах прп. Григория Ханцтели (759-861) и его учеников. Юношей прп. Григорий покинул Картли, где ему было уготовано блестящее будущее; вместе с ним в Кларджети пришли его двоюродный брат свт. Савва Ишхнели и преподобные Феодор и Христофор . Вначале они поселились в монастыре Опиза (ок. 80-х гг. VIII в.), спустя 2 года прп. Григорий основал монастырь Хандзта. Монастырская братия увеличивалась. С нач. IX в. «во всех святых пустынях (Кларджети.- Авт.) святые отцы начали строить монастыри и святые церкви, и таким образом размножились служители Святой Троицы, непрестанно славословящие» ( Мерчуле. Житие. С. 95; О н же. 1963. С. 261). Один за другим возникли мон-ри Мере (единственный жен. мон-рь в К. п.), Джмерки, Берта, Даба, Мидзнадзори, Цкаростави, Баретелта, Шатберди , Парехи; между 861 и 951 гг. была основана Долискана, последняя из 12 пустыней Кларджети. Братия Хандзты была поделена: 13 насельников прп. Григорий оставил в Хандзте, остальных разбил на 3 группы для др. монастырей.

http://pravenc.ru/text/1841253.html

На территории Н. е. находились такие монастыри и церкви, как обители пуст. Гареджи, Ниноцминда, Уджарма, Патардзеули, Бочорма, Кацарети , Уриатубани, Санагире, Веджини, Вачнадзиани , Карданахи, Зегаани, Череми и др. Духовную и культурно-просветительскую деятельность здесь вели преподобные Давид и Лукиан Гареджийские , прп. Додо Гареджийский , св. Саломея Уджармская , св. Перожавра Сивнийская , свт. Арсений Ниноцминдский и др. На сегодняшний день в Сагареджойско-Ниноцминдской епархии действуют 3 мон-ря: мужской Патардзеули во имя Пресв. Богородицы (настоятель - игум. Иаков (Авалишвили), подвизаются 4 монаха), женский Кацарети во имя Св. Троицы (7 монахинь, послушница), женский Ниноцминда во имя св. Нины (настоятель - еп. Сагареджойский и Ниноцминдский Лука (Ломидзе), подвизаются 4 монахини, 2 послушницы) и ок. 60 церквей: 11 в г. Сагареджо (Успения Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, 2 во имя прп. Додо Гареджийского, 2 Пресв. Богородицы, Великомучеников, Твалтхеви во имя вмч. Георгия, прп. Шио Мгвимского, Лашари, апостолов Петра и Павла); 5 в с. Ниноцминда (прор. Илии, мч. Кириака, вмч. Георгия, Успения Пресв. Богородицы, Светицховели); 4 в с. Патардзеули (вмч. Георгия, вмч. Евстафия Плакиды, прп. Шио Мгвимского, Рождества Пресв. Богородицы); 7 в г. Уджарма (Рождества Пресв. Богородицы, Джварпатиосани, Квирацховели (Всех святых), св. Иоанна Предтечи, св. Архангелов, вмч. Георгия, Дурглиаант) и церковь Джварпатиосани близ Уджармы; 4 в г. Хашми (Кацарети во имя Св. Троицы, Пресв. Богородицы, придворная церковь семьи Чолокашвили, св. Иоанна Предтечи); 4 в с. Антоки (2 вмч. Георгия, Пресв. Богородицы, мучеников Кирика и Иулитты); 3 в с. Бурдиани (св. Архангелов, вмч. Георгия, Пресв. Богородицы), 6 в с. Патардзеули (Пресв. Богородицы (Зевит-Убани), Квирацховели, Згуртиант-Гора, Копале, Хелис-Салоцави во имя вмч. Георгия, Унапкиант во имя вмч. Георгия), 2 в с. Чаилури (Пресв. Богородицы и вмц. Марины), а также церкви Рождества Пресв. Богородицы в селах Какабети, Тохлиаури, Удабно; Пресв. Богородицы в селах Отараани и Цкаростави; царицы св. Тамары в с. Русиани; базилика Сасадило; комплекс крепости Веранаант; церковь Цминда Квириас-Салоцави в с. Горана, церковь в с. Гомбори.

http://pravenc.ru/text/2577677.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010