Одним из выдающихся первоначальных деяний монахини Леониды было устройство при общине церковно-приходской школы. До устройства общины школ при селе Шелтомежи не было. Обучение детей велось частным образом в доме о. Евфимия Предтеченского. Поэтому, имея нужду в просвещении, прихожане села Шелтомежи просили учредить при церкви училище для детей. Монахине Леониде пришлось много потрудиться, чтобы церковно-приходская школа была устроена... Школа находилась в том же здании, где и кельи сестер, поэтому необходимо было строить специальное школьное здание. Без посторонней помощи это сделать было невозможно. Монахиня Леонида, хорошо знакомая с Петербургом по Бежецкому монастырю, обратилась к Синодальному Обер-Прокурору К.П. Победоносцеву с ходатайством о пособии на постройку отдельного здания для церковно-приходской школы. Ходатайство было удовлетворено, и из сумм Училищного совета при Святейшем Синоде монахиня Леонида получила на постройку школы 2000 рублей. Но, т.к. количество учеников в школе возросло до 100 человек, этой суммы было недостаточно, поэтому к полученной пришлось добавить столько же из доходов общины. Новая школа была выстроена в 1896 г. вблизи общины, здание двухэтажное, на каменном фундаменте, крытое железом. В нижнем этаже помещались классы, в верхнем - школьное общежитие, квартиры 3-х учительниц и келья для послушниц, обслуживающих учеников в школе (уборщицы, повариха). Школа находилась в ведении Кашинского уездного отделения Тверского Епархиального Училищного совета. Заведующим школой состоял один из священников. К заботе о просвещении монахиня Леонида с первых лет существования Шестаковской обители приложила заботу о престарелых и неимущих вдовах и девицах из среды прихожан и окрестностей. Ею была устроена богадельня, помещавшаяся в одном из монастырских домов. Долгое время сестры обители довольствовались храмом церкви села Шелтомежи, который уже не вмещал всех желающих православных, иногда приходивших помолиться издалека. Скудость средств не позволяла взяться за строительство нового храма. Но мысль эта - постройка храма - не покидала настоятельницу. Это стало её заветной мечтой.

http://sobory.ru/article/?object=15068

В марте 1884 г. прихожане подали прошение Владыке Савве о разрешении перестроить трапезу и устроить в ней два придела: один во имя великомученика Георгия, а другой во славу Божией Матери Шестаковской. Причина перестройки трапезной (прихожане) являлось то, что из-за малых её размеров, богомольцы, приходящие из окрестных мест, вынуждены стоять вне храма, для осуществления этой цели нашлись средства, пожертвованные разными лицами (4300 руб). Владыка разрешил перестройку трапезы. Освящение храма состоялось 4.12.1884 г. Устройство придела в честь Божьей Матери Шестаковской в церкви с. Шелтомежи свидетельствовало о том, что святая икона сделалась хранительницей этих мест. Но Богу было угодно, чтобы здесь, при церкви учреждена была и женская обитель, в которой бы непрестанно молились бы за положивших здесь жизнь христиан (на р. Сити в 1238 г.) Обитель учредилась достаточно быстро. В этом, наверное, можно усмотреть чудесную помощь Царицы Небесной. Чудеса явленной иконы привлекали в село Шелтомежи множество верующих не только из ближних, но и из дальних мест. Некоторые приходили из года в год и желали бы здесь остаться. Все приходящие находили убежище в церковной сторожке, где проживала Неонила Федорова - религиозная крестьянская девица, которая следила за храмом, чистотой в нем, за поддержанием неугасимой лампады пред Чудотворным образом Божьей Матери. Вместе с о. Евфимием богомольцы мечтали об учреждении в Шелтомежском храме обители. И опять, при отсутствии средств, земли, началась работа в поисках возможности устроить обитель. Труды и заботы о. Евфимия увенчались успехом. В конце ноября 1885 года Владыке Савве отправили прошение на разрешение устройства женской общины (обители?) при приходской церкви с училищем для детей и приютом для престарелых и убогих вдов и девиц. Под прошением подписались крестьяне деревень Павлова, Рудейхи, Глибени, Ботовиц, подписались лица, жертвующие на устройство обители земли (Краснохолмская мещанская девица Неонила Федорова - 70 десятин пахотной и сенокосной земли, из д. Горшкова - Никита Фомин - 5 десятин земли, находящихся в пустоши, хутор, сестры Никоновы - 100 руб. и дом деревянный на снос и т.д.

http://sobory.ru/article/?object=15068

В России в синодальный период помимо М. и. прославилось неск. икон подобной иконографии: Чубковская, Шестоковская (Шелтомежская), Пешношская. Нередко этот иконографический тип называли «Прежде Рождества Дева». В рус. иконописной традиции того периода образы «Прежде Рождества Дева» были известны в 2 вариантах. Первый, с изображением Богоматери и Младенца с розой, непосредственно восходил к западноевроп. протографу, второй - русифицированная торжественная композиция с традиц. визант. облачением Божией Матери - не получил широкого распространения в России. Архиеп. Сергий (Спасский) отмечал, что во мн. своды помимо рус. и греч. икон были внесены записи о неск. западноевроп. иконах. Одну из них он назвал «Dreimal Wunderbare Mutter» - «Трижды Дивная Матерь» ( Сергий (Спасский). 1900. С. 33). Смысл этого названия передает связь между иконами типа «Богоматерь с Младенцем и розой» и «Прежде Рождества Дева». Так, в кн. «Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы» (М., 1908) в алфавитном списке чудотворных икон Божией Матери упоминается икона «Трижды Дивная Матерь» со следующим текстом при названии: «…в зачатии, житии и преставлении, и вместе с тем - прежде Рождества Дева, в Рождестве Дева и по Рождестве Дева; икона находится в Ингольштадте, в Верхней Баварии, на Дунае… Три звезды - на главе и на раменах Ея рисуются в знамение трех совершенств Приснодевы - любви к Богу, смирения и чистоты души, то есть в зачатии, житии и преставлении и вместе с тем прежде Рождества Дева, в Рождестве Дева и по Рождестве Дева» (С. 317). Название образа Богоматери «Dreimal Wunderbare Mutter», находившегося в Ингольштадте, в русском языке передавалось двояко: «Трижды Дивная Матерь» или «Прежде Рождества Дева, в рождестве Дева и по Рождестве Дева» (строки из богородична, глас 7: «Яко нашего воскресения сокровище, на Тя надеющияся, Всепетая, от рова и глубины прегрешений возведи, Ты бо повинныя греху спасла еси, рождшая спасение наше, яже прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, и по рождестве паки пребываеши Дева»).

http://pravenc.ru/text/2563846.html

Сестры, желавшие составить женскую Шестаковскую общину при церкви села Шелтомежи, со своей стороны, также составили прошение к Владыке Савве о том, что желали бы жить все вместе при храме, в котором находится местночтимая икона Шестоковской Богоматери. По собрании всех сведений Тверское епархиальное начальство постановило: ходатайствовать перед Святейшим Синодом об открытии при церкви села Шелтомежи, Кашинского уезда, женской общины с наименованием Шестаковской, на закрепление за оной 76 десятин земли и дома с землёю в количестве 91 кв. саженей, жертвуемой Неонилой Федоровой. 2 ноября 1887 г. разрешение от архиепископа Саввы последовало, Калязинскому Архимандриту Антонию поручено подчинить общину надзору Настоятельницы Бежецкого Благовещенского женского монастыря Софье, избрать из сестер благонадежное лицо для наблюдения за вновь учреждаемой общиной. Обитель получила основание, не по инициативе людей ученых, стремящихся обозначить исторические места вещественными памятниками, а по благочестивому чувству церковных служителей и простых крестьян, хранящих в себе чистоту сердца и стремление к прославлению имени Божьего. Для устроения общиною была направлена рясофорная послушница Бежецкого монастыря Ольга (Ольга Мироновна Бочкова), при пострижении получившая имя Леонида. Молодая вдова, 28 лет, взяв малолетнюю дочь Анастасию, ушла в Бежецкий женский монастырь и там занималась сбором, в основном проживала в Петербурге. Раньше бывала в Шелтомежи, чтобы навестить сестру Неонилу Федорову, была знакома с о. Евфимием, это обстоятельство и послужило потом причиной назначения Ольги устроительницей общины. Вскоре после учреждения в с. Шелтомежи женской общины (1889 г.) монахиня Леонида принялась ремонтировать обитель. Были перебраны полы, поставлены новые печи, крыша покрашена медянкой, отремонтирован дом священника, для храма приобретен колокол весом в 205 пудов, а сама церковь расписана стенною живописью. Затем последовало строительство помещений для прибывающих в общину сестер. За 13 лет было выстроено 6 двухэтажных деревянных домов, 5 одноэтажных, 2 скотных двора, 3 сарая, 2 амбара и несколько дровяников.

http://sobory.ru/article/?object=15068

Описание иконы Шестоковская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Явление Шестоковской иконы Божией Матери последовало в половине XVIII столетия, 6-го марта, в Москве. В доме некоего Николая Дмитриевича Скрипицына однажды из печной трубы неожиданно выпал на шесток сверток холста. Когда домашние развернули его, то увидели дивное изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем. На правой руке Богоматери сохранились ясные следы ожога: неопровержимое доказательство того, что образ был в огне и силой Божией остался невредимым. Замечательно при этом еще следующее. В доме Скрипицына была одна девица, так называемая простенькая, или блаженная. Еще за несколько времени до обнаружения образа она видела во сне, что у них в трубе печи Пресвятая Богородица. Три раза она заявляла домашним о своем сне, говоря: — Пресвятая Дева Мария Богородица там, в трубе. Девицу эту все считали малоумной, а потому никто не обращал на ее слова внимания до тех пор, пока все не увидели на шестке печи сверток холста. От того печного шестка, на котором была найдена икона, по[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Шестоковская икона как чтимая святыня тех мест, где прошли вся жизнь и служение архимандрита Павла Груздева, была дана им в знак своего благословения на возрождение монашеской жизни в стенах Спасо-Яковлевской обители в начале 1990-х годов.Сейчас икона находится в Димитриевском храме монастыря. Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь Ярославской Епархии Русской Православной Церкви Файл 29129.jpg:   Размер: 614x800, 0.49 MPix, 87 Kb. Дата: 2017-05-07, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (146) , (5) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Шестоковской, Святые Мученицы Параскева и Агафия, Св. Пророк Илия. XVIII-XIX вв. 31х24х1 см. Частное собрание. Файл 29812.jpg:   Размер: 921x1081, 1 MPix, 218 Kb. Дата: 2017-09-17, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (142) , (5) .

http://pravicon.com/icon-356

В 1901 году служили: Священник Андрей Иоаннович Голиков 28-ми лет, окончил духовную семинарию, священником с 1895 года, награжден в 1900 году набедренником. Диакон в должности псаломщика, Петр Рождественский 34-х лет, в служении с 1885 года, диаконом с 1897 года. Прихожан в деревнях: Ботовице, Павлове, Глибенях, Рудеихе - 197 дворов (541 мужчина, 630 женщин). В 1914 году служили: Священник Александр Тяжелов 30-ти лет, окончил семинарию, на службе 8 лет. Священник Нил Никольский 25-ти лет, окончил семинарию, на службе 2 года. Псаломщик-диакон Василий Боруздин 22-х лет, на службе 5 лет. Псаломщик-диакон Димитрий Смирнов 24-х лет, на службе 6 лет, в Воскресенском храме 1 год. Прихожан в деревнях: Глибени, Павлово, Ботовицы, Рудеиха - 649 мужчин и 748 женщин. Церковь Воскресения в селе Шелтомеж, судя по всему, была заложена в 1779 г. секунд-майором Николаем Дмитриевичем Скрипицыным. 7 февраля 1832 г. в с. Шелтомежи было освящение каменного храма Воскресения Христова, сооруженного взамен деревянного. В день освящения строитель храма Е.Н. Скрипицын внес образ Божией Матери Шостаковской в новый храм и поставил его за правым клиросом, объявив священникам, что он, Скрипицын, этот образ, с согласия братьев и сестер, жертвует навсегда в собственность церкви. Пожертвованная Святая икона была внесена причтом с. Шелтомежи в опись церковного имущества, но ошибкой священников стало то, что при этом от жертвователя на было взято никакого письменного заявления, письменного акта, способных подтвердить неотъемлемую принадлежность иконы церкви, не было также официально донесено о пожертвовании и духовному начальству. После смерти Е.Н. Скрипицына его родственники пытались вернуть икону в свою собственность. Конец этим попыткам положил указ Святейшиго Синода от 7 июня 1851 года за номером 4613. Так Святая икона Божией Матери, именуемая Шестоковскою, наконец обрела себе всегдашнее тихое пристанище в храме Божием в селе Шелтомежи. Когда Святая Икона, наконец-то, водворилась в храме, у священника с. Шелтомежи о. Евфимия Предтеченского явилось желание устроить в честь нее придел в Шелтомежском храме. Прежняя трапеза этого храма, к тому же, была тесна, свод храма грозил обрушиться. В марте 1884 г. прихожане подали прошение Владыке Савве о разрешении перестроить трапезу и устроить в ней два придела: один во имя великомученика Георгия, а другой во славу Божией Матери Шестаковской. Причина перестройки трапезной (прихожане) являлось то, что из-за малых её размеров, богомольцы, приходящие из окрестных мест, вынуждены стоять вне храма, для осуществления этой цели нашлись средства, пожертвованные разными лицами (4300 руб). Владыка разрешил перестройку трапезы. Освящение храма состоялось 4.12.1884 г.

http://sobory.ru/article/?object=21364

Собор Божьей Матери Шестаковской виден почти из любой точки Болотеи. Его роль в окружающем пейзаже - редкостная... " Отрывок из книги В.А. Гречухина " По реке Сить " , Москва, издательство " Искусство " , 1990 г., стр. 40-42. 12 мая 1896 года на территории обители был заложен собор с приделами во имя Шестоковской иконы Божией Матери и Святого благоверного князя Георгия Всеволодовича, погибшего неподалеку отсюда в ходе Ситской битвы. Главный придел обустраивали в честь Святой Живоначальной Троицы. Храм строили 12 лет большими трудами, булыжник для фундамента привозили за сотни километров, известь – за пятьдесят. Наверное, построили бы раньше, но июльской ночью 1900 года случился пожар, который уничтожил почти все деревянные строения обители: 30 хозяйственных построек, иконописную мастерскую, мукомольную и ветряную мельницу, больницу. Уцелела только школа. В тот год в монастыре проживало 210 сестёр, которые под руководством игуменьи Леониды вскоре всё восстановили. В 1906 году указом Святейшего Синода Шестоковская женская община была переименована в монастырь в честь Чудотворной Шестоковской иконы Божией Матери. А через два года Троицкий собор был освящён. Внутри он был отштукатурен, имел четыре печи. Иконостас для всех трёх алтарей делали Петербургские мастера, иконы писали сёстры обители, украшали храмовые образа серебряно-вызолоченными ризами, бирюзой и дорогими камнями. После революции 1917-го обитель была разграблена. В 1920-х годах большевики устроили здесь женскую сельскохозяйственную артель, в 1932 году храмовый ансамбль монастыря был передан районному штабу ПВО. После Второй мировой войны здесь оборудовали зерносклад, а затем и вовсе бросили. Остались разграбленные храмы без присмотра. Остов уничтоженного Троицкого собора напоминает шлем русского воина. А рядом – обезглавленный Воскресен­ский храм, в котором провалилась кровля, рушатся промокшие стены. Но ещё виден храмовый ансамбль монастыря почти из любой точки Верхней Сити. Как напоминание о варварстве и беспамятстве страны, пережившей революцию. Как рассказал Дмитрий Коновалов, заместитель председателя Общественного совета «Мологский край», член Президиума ВООПИиК Ярославской области, в этом году предстоит вывезти горы мусора, а затем здесь будет установлен православный крест. Есть задумка всем миром выстроить часовню, в которой начнутся богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=23352

3. Икона Владимирской Божией Матери, пожертвованная Петербургской благодетельницей А.А. Ветошкиной. 4. Иконы Божией Матери " Споручницы грешных " в серебряно-вызолоченной ризе, обсыпанная бирюзой и дорогими камнями, стоимостью около 500 рублей, пожертвованная купчихой А.А. Ветошкиной. Кроме Святых икон, храм обогащен частицей Святых мощей Благоверной княгини Анны Кашинской. В 1906 г. 17 декабря Шестаковская обитель праздновала освящение своего соборного храма. Совершил его Архиепископ Тверской и Кашинский Алексий. Кроме освящения нового соборного храма 17 декабря 1906 года был объявлен указ Святейшего Синода о переименовании Шестаковской женской общины в " монастырь " с тем же наименованием, т.к. обитель была учреждена при церкви села Шелтомежи ради Чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Шестаковскою. Богослужение должно было отправляться как в новопостроенном храме, так и в приходской церкви, для этого были открыты вакансии второго священника и второго псаломщика. 26 ноября 1908 г. обитель праздновала освящение второго придела в соборном храме в честь Шестаковской Божией Матери, совершимое Владыкой Алексием. В 1930-е годы монастырь разрушили. Следы чудотворной иконы затерялись в 1960-х годах. В памяти людей осталась дивная красота монастыря, образ Святой Иконы Шестоковской Божией Матери, благие деяния игуменьи Леониды и её сподвижниц. Шелтомежская-Шестаковская-Вознесенская женская община, Тверской губ., Кашинского у. (в настоящее время село Шелдомеж Некоузского района Ярославской области), близь села Боженок (в настоящее время село Божонка Сонковского района), верстах в 70 к сев. от Кашина, при р. Сити. Учреждена в 1887 г., с училищем для девочек и с богадельней для призрения престарелых и безродных женщин. Отчет 06. Прок. св. Синода за 1887 г., 167; Собр. узак. и распор. правит., 1888 г., 13, ст. 111. По материалам издания Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, с библиографическим указателем. Том I. Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764-95 по 1 июля 1890 год. - С.-Петербург: Типография В.Безобразова и Комп., 1890.

http://sobory.ru/article/?object=15068

В нескольких верстах от Божонки располагается старинное село Шелтомеж, в самом названии которого – «шел до межи» - как полагают историки-краеведы, заключено указание на остановку татаро-монгольских войск у некоей естественной преграды. Здесь в 1887 году была создана женская община, вскоре, в 1906 году, преобразованная в Вознесенский киновиальный (общежительный) монастырь. Главной святыней этой обители была чудотворная икона Божией Матери Шестоковской. По преданию, она была обретена 6 марта 1770 года в Москве у секунд-майора Николая Дмитриевича Скрипицына. Однажды блаженная девица, проживавшая в его гостеприимном доме, видела во сне, что в печной трубе лежит некий лучезарный свиток. Спустя некоторое время оттуда на шесток холста выпал сверток холста (отсюда и название иконы «Шестоковская»). Развернув его, домашние увидели дивное изображение Богоматери с младенцем. Принятая в доме как драгоценный дар, эта фамильная икона после смерти ее владетеля была передана в церковь села Шелтомеж Кашинского уезда Тверской губернии (родовое имение Скрипицыных). Отсюда и второе название Шестоковской иконы – Шелтомежская. По молитвам верующих этот образ стал являть чудеса исцеления. Икону поместили в величественный Вознесенский собор (в настоящее время от него сохранились лишь небольшие фрагменты) Шелтомежского женского монастыря. В стенах обители находились училище для детей окрестных деревень и богадельня для престарелых. Игуменья вместе со ста семьюдесятью шестью сестрами и духовником обители читали акафист перед чудотворной иконой, украсили ее драгоценной ризою и в день прославления образа – 6 марта (19 марта н. ст.) – выносили Богоматерь Шестоковскую из храма и совершали крестный ход в соседнее село Божонку. На праздник стекалось множество народа с окрестных деревень и сел. Чествование Шестоковской иконы Божией матери постепенно превратилось из местночтимого почитания в общецерковное. В Шестоковской иконе, выполненной в барочной манере живописи, характерной для конца XVIII века, атрибуты державности (короны-венцы, держава и скипетр) подчеркивают статус Богородицы как Царицы Небесной и Богомладенца Христа как Царя царствующих. В этом лучезарном, гармонично-уравновешенном и намоленном образе выражена идея мистического покрова над Россией.

http://sobory.ru/article/?object=15068

Впоследствии император Александр I украсил этот список богатой ризой с драгоценными камнями и поставил его в с.-петербургском Казанском соборе, в приделе Рождества Пресвятой Богородицы, у левого клироса. Пред этой иконой Богоматери горит неугасимая лампада. Другие списки с Ченстоховской иконы Кроме вышеуказанных списков с Ченстоховской иконы Богоматери, есть еще и другие чудотворные и местночтимые списки с нее. Они известны в следующих местах: в киевской Кирилловской церкви (древняя, весьма чтимая икона); в Хорошевском женском монастыре, находящемся в Харьковской губернии; в Вознесенской церкви города Острогожска Воронежской губернии; в Кирилло-Мефодиевской церкви города Ченстохова (с 1873 г.); в селе Смоляна Дубенского уезда Волынской епархии; в селе Каташино Ольгопольского уезда Подольской губернии (празднование этому образу совершается в 10 пятницу по Пасхе) и другие. Шестоковская, или Шелтомежская икона Явление Шестоковской иконы Божией Матери последовало в половине XVIII столетия, 6-го марта, в Москве. В доме некоего Николая Дмитриевича Скрипицына однажды из печной трубы неожиданно выпал на шесток сверток холста. Когда домашние развернули его, то увидели дивное изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем. На правой руке Богоматери сохранились ясные следы ожога: неопровержимое доказательство того, что образ был в огне и силой Божией остался невредимым. Замечательно при этом еще следующее. В доме Скрипицына была одна девица, так называемая простенькая, или блаженная. Еще за несколько времени до обнаружения образа она видела во сне, что у них в трубе печи Пресвятая Богородица. Три раза она заявляла домашним о своем сне, говоря: — Пресвятая Дева Мария Богородица там, в трубе. Девицу эту все считали малоумной, а потому никто не обращал на ее слова внимания до тех пор, пока все не увидели на шестке печи сверток холста. От того печного шестка, на котором была найдена икона, последняя и получила название Шестоковской. Икона была принята обитателями дома, как драгоценный дар от Самой Богоматери, и все с благоговением почитали ее. Домовладелец Николай Дмитриевич Скрипицын благолепно украсил эту икону и перед своей смертью передал ее в благословение детям.

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

   001   002     003