Шелдомеж. Шелтомежский Шестоковский Вознесенский монастырь. Шестоковская Воскресенская община Карта и ближайшие объекты В 1887 году была учреждена Шестоковская женская община. 17 декабря 1906 года объявлен указ Святейшего Синода о переименовании Шестоковской женской общины в монастырь в честь Чудотворной Шестоковской иконы Божией Матери Шестоковская женская община, в Кашинском уезде, при приходской церкви с. Шелтомежи, основана в 1887 г. Здания Общины 9 июля 1900 года уничтожены пожаром, остались только школа и небольшой флигель. Земли при общине усад. 1 ¾ дес. и в пуст. Ергенево, Ярославской губ. Мышкинского уезда (в 4 верстах) 21 дес. пахотной и 64 дес. сенокосной. На содержание общины капитал бил. 2900 р. Монашествующих состоит на лицо: Начальница 39 ук. и 113 проживающих на испытании послушниц. Начальница – монахиня Леонида, 57 л., из крест., дом. оюр., в монаш. с 1888 г., Начальница с 1891 г. Причт при общине приходской церкви с. Шелтомежи, Кашинского уезда. Тверской Епархиальный стат. сборник, 1901 г., стр. 626. Шестоковский общежительный монастырь, Кашинского уезда, в 175 верстах от гор. Твери. Две церкви: 1) во имя Воскресения Христова, 2) во имя Св. Живоначальной Троицы, в сей последней церкви приделы: а) во имя Шестоковской Б. М. и б) во имя Св. Благоверного Великого Князя Георгия Владимирского чуд. Адрес: Почт. отд. Пищалкино, Рыбинской ж. д. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год, стр. 461-462. 7 февраля 1832 г. в с. Шелтомежи было освящение каменного храма Воскресения Христова, сооруженного взамен деревянного. В день освящения строитель храма Е.Н. Скрипицын внес образ Божией Матери Шостаковской в новый храм и поставил его за правым клиросом, объявив священникам, что он, Скрипицын, этот образ, с согласия братьев и сестер, жертвует навсегда в собственность церкви. Пожертвованная Святая Икона была внесена причтом с. Шелтомежи в опись церковного имущества, но ошибкой священников стало то, что при этом от жертвователя на было взято никакого письменного заявления, письменного акта, способных подтвердить неотъемлемую принадлежность иконы церкви, не было также официально донесено о пожертвовании и духовному начальству. Это привело потом ко многим хлопотам. Когда все хлопоты были улажены, Святая Икона Божией Матери, именуемая Шестоковскою, наконец обрела себе всегдашнее тихое пристанище в храме Божием в селе Шелтомежи. Когда Святая икона, наконец-то, водворилась в храме, у священника с. Шелтомежи о. Евфимия Предтеченского явилось желание устроить в честь нее придел в Шелтомежском храме. Прежняя трапеза этого храма, к тому же, была тесна, свод храма грозил обрушиться. |
Шелдомеж. Шелтомежский Шестоковский Вознесенский монастырь. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты В 1779 году в Шелтомеже на месте старого деревянного храма был заложен каменный в честь Воскресения Христова. Попечителем его строительства был местный уроженец московский секунд-майор Николай Дмитриевич Скрипицын. Церковь строили долго, сначала из-за малого количества денег, а потом из-за смерти самого Скрипицына. Храм достроил его сын Евгений Скрипицын, который 7 февраля 1832 года, в день его освящения, привез в село чудотворный Шестоковский образ Богоматери. Главный престол холодной церкви был освящён во имя Обновления Храма Воскресения Христова. В 1883-1884 гг. пристроена трапезная с двумя тёплыми приделами: северный во имя Георгия Победоносца, и южный во имя Ченстоховской иконы Божией Матери. Освящение перестроенной церкви состоялось 4 декабря 1884 года. " ... Кладбищенская церковь Воскресения, стоящая неподалеку от собора, по сравнению с ним миниатюрна. Старый усадебный вкус сразу заявляет о себе. Собственно церковь - четверик, увенчанный ротондой с полусферическим покрытием и главкой, - один из самых выверенных и любимых образцов ярославско-тверского культового строительства XVIII – XIX веков. К четверику церкви на одной оси пристроена более поздняя трапезная, она неплохо согласована с первоначальным храмом. Колокольня менее едина с ним, она тяжеловата, стоители очень заботились о ее крепости и устойчивости, и грузноватая стать может вызвать невольную улыбку. К счастью, колокольня невысока и не подавляет первоначальную постройку. А в целом здание церкви Воскресения, исполненное по трехчастной схеме - четверик, трапезная, колокольня, - смотрится довольно едино... " Отрывок из книги В.А. Гречухина " По реке Сить " , Москва, издательство " Искусство " , 1990 г., стр. 39-40. Село Шелтомеж, от Твери 171 верста, от Кашина 50 верст. Церковь Воскресенская, построена в 1815 году, каменная, престола три: холодный Обновления Храма Воскресения Христова, придельные теплые: южный Ченстоховской Божией Матери, северный Великомученика Георгия. Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1829 года, план на землю. |
Шелдомеж. Шелтомежский Шестоковский Вознесенский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкий собор, заложен 12 мая 1896 года, освящён 26 ноября 1908 года. Два придела: Шестаковской иконы Божией Матери и Святого благоверного князя Георгия Всеволодовича Владимирского " ... Но все внимание сперва поглощает могучий останец собора Богоматери Шестаковской обители. Мощь звучит во всем: подпружные арки выполнены в шесть рядов кирпича, опорные столбы - в десять. Но когда же строился собор Шестаковской Божьей Матери? Окна светового барабана, люкарны, мощный полет арок, ряд кокошников, опоясывающих постамент барабана, - как все это согласовалось в облике здания? Фотографии собора в его прежнем облике заинтересуют. Роскошный храм с первого взгляда легко принять за двойника знаменитого Воскресенского собора города Тутаева (Романово-Борисоглебска). Но это не так. Массивные пятиглавия этих двух храмов и конструктивно и силуэтно не тождественны. А вот галереи, паперти, крыльцы - очень похожи. Та же масштабность, тот же самый размах постройки, то же узорочье стен, та же характерная планировка с галереями вокруг центрального куба и шатровыми крыльцами на ползучих арках. Возможно, строители вдохновлялись образом древнего собора. Такую мысль поддерживает и большое сходство деталей: знакомые " столбы " по углам, пучки полуколонок, оживленных дыньками и поясками, ширинки- кессоны с изразцами, богатый и сложный карниз - все это напоминает Воскресенский собор, стены которого воспринимаются коврами пышной выкладки. Женский Шёлдомежско-Шестаковский монастырь, появившийся в 70-е годы прошлого века, был узаконен лишь в 1887 году, а его собор строился на грани XIX—XX веков, во времена увлечения архитектурным наследством средневековой Руси. Русские и византийские мотивы в облике верхневолжских памятников хорошо известны. Но, думается, ситские постройки несколько отличаются от других. Так, Богоявленский собор Углича повторяет древние строительные приемы с холодноватой монотонностью, Казанский собор Данилова способен утомить безудержным использование всех деталей, известных средневековой строительной традиции, мастера вжимали, втискивали, впрессовывали их в объем постройки. Не так на Сити. Очень далеки от Андреевского собора в Кронштадте, Богоявленского в Угличе, Казанского в Данилове, собора Ольгина монастыря в Волговерховье и храм Покрова в Божонке, и собор Шёлдомежи. Если в храме Покрова в Божонке повторение древних форм было очень строгим и явно нарочитым, то в Шёлдомежи повторение строительных уроков XVII века - почтительное и увлеченное. Оба сельских храма примечательны желанием их создателей как можно более добросовестно и честно выразить по-новому старую образную идею. Думается, удача им сопутствовала, а собор в Шёлдомежи радостен и светел и хорошо говорит об умении сочетать громадность масштабов с изощренностью и теплотой узорочья. |
Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Пресвятой Богородицы " Шестоковская (Шелтомежская) " Описания иконы Описание иконы Шестоковская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Шестоковская, или Шелтомежская, икона Божией Матери явилась в середине XVIII столетия в Москве, в семье некоего Николая Димитриевича Скрипицына. Однажды служанка, которую называли блаженной, во сне увидела, что в печной трубе сокрыта икона Пресвятой Богородицы. Домашние не обратили внимания на ее рассказ об этом удивительном сне, пока на другой день на шесток печи не упал сверток холста. В нем находился довольно большой (примерно 2 на 1,5 метра) образ Богоматери. На правой руке Матери Божией был виден след ожога, свидетельствующий о том, что, побывав в огне, святыня чудом не сгорела. Драгоценная икона, получившая название Шестоковская (от слова «шесток»), была благолепно украшена домочадцами и почиталась с глубочайшим благоговением. Хозяин дома перед своей кончиной передал ее в благословение детям. Не решив, кому же должна принадлежать эта святыня, наследники передали чудотворную икону в церковь села Шелтомежи Тверской губернии, отчего она и получила второе название – Шелтомежская. [...] Икона Шестоковская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Явилась икона в середине XVIII столетия в Москве в семье некоего Николая Димитриевича Скрипицына. Однажды служанка во сне увидела, что в печной трубе сокрыта икона Пресвятой Богородицы. Домашние не обратили внимания на её рассказ, пока на другой день на шесток печи не упал свёрток холста. В нём находился довольно большой (примерно 2 на 1,5 метра) образ Богородицы. На правой руке Матери Божией был виден след ожога, свидетельствующий о том, что, побывав в огне, святыня чудом не сгорела. Драгоценная икона, получившая название Шестоковская (от слова шесток), была благолепно украшена домочадцами и почиталась с глубочайшим благоговением. Хозяин дома перед своей кончиной передал её в благословение детям. Не решив, кому же должна принадлежать эта святыня, наследники в 1851 году передали чудотворную икону в церковь села Шелтомежи Тверской губернии (недалеко от Кашина), отчего она и получила второе название – Шелтомежская. Прославленную многими чудесами древнюю икону с крестными ходами нос[...] |
Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Шестоковская из книги Е. Поселянина Явление Шестоковской иконы Божией Матери последовало в половине XVIII столетия, 6-го марта, в Москве. В доме некоего Николая Дмитриевича Скрипицына однажды из печной трубы неожиданно выпал на шесток сверток холста. Когда домашние развернули его, то увидели дивное изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем. На правой руке Богоматери сохранились ясные следы ожога: неопровержимое доказательство того, что образ был в огне и силой Божией остался невредимым. Замечательно при этом еще следующее. В доме Скрипицына была одна девица, так называемая простенькая, или блаженная. Еще за несколько времени до обнаружения образа она видела во сне, что у них в трубе печи Пресвятая Богородица. Три раза она заявляла домашним о своем сне, говоря: — Пресвятая Дева Мария Богородица там, в трубе. Девицу эту все считали малоумной, а потому никто не обращал на ее слова внимания до тех пор, пока все не увидели на шестке печи сверток холста. От того печного шестка, на котором была найдена икона, последняя и получила название Шестоковской. Икона была принята обитателями дома, как драгоценный дар от Самой Богоматери, и все с благоговением почитали ее. Домовладелец Николай Дмитриевич Скрипицын благолепно украсил эту икону и перед своей смертью передал ее в благословение детям. Известно, что впоследствии между наследниками Скрипицына происходило немало споров из-за этого образа Богоматери, так как каждый из них, что вполне естественно, желал иметь святыню у себя. Дело это переходило даже в судебную тяжбу. Раздоры между наследниками раз навсегда прекратились только после того, как икона Богоматери была передана в церковь села Шелтомежи Кашинского уезда Тверской губернии, от которого она и получила другое наименование — Шелтомежской. Точно не известно, когда именно икона была перенесена в село Шелтомежь. Но по древним актам видно, что владелец этого села, секунд-майор Скрипицын, уже в 1779 году просил у Тверского епископа Арсения благословения построить каменный храм вместо деревянного, построенного еще в 1686 году. Во всяком случае, несомненно то, что в 1851 году икона, замечательная по древности и чудесам, считалась уже неотъемлемой собственностью церкви села Шелтомежи Тверской губернии. |
Описание иконы Шестоковская Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Шестоковская Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Шестоковская (Шелтомежская) Шестоковская, или Шелтомежская, икона Божией Матери явилась в середине XVIII столетия в Москве, в семье некоего Николая Димитриевича Скрипицына. Однажды служанка, которую называли блаженной, во сне увидела, что в печной трубе сокрыта икона Пресвятой Богородицы. Домашние не обратили внимания на ее рассказ об этом удивительном сне, пока на другой день на шесток печи не упал сверток холста. В нем находился довольно большой (примерно 2 на 1,5 метра) образ Богоматери. На правой руке Матери Божией был виден след ожога, свидетельствующий о том, что, побывав в огне, святыня чудом не сгорела. Драгоценная икона, получившая название Шестоковская (от слова «шесток»), была благолепно украшена домочадцами и почиталась с глубочайшим благоговением. Хозяин дома перед своей кончиной передал ее в благословение детям. Не решив, кому же должна принадлежать эта святыня, наследники передали чудотворную икону в церковь села Шелтомежи Тверской губернии, отчего она и получила второе название – Шелтомежская. Прославленную многими чудесами древнюю икону с крестными ходами носили далеко за пределы Тверской епархии, для исцеления больных и одержимых злыми духами. В 1887 году в честь чудотворной иконы в селе Шелтомежи была основана Шестоковская Вознесенская женская обитель. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Шестоковская (Шелтомежская) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты |
Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Шестоковская - описание Явилась икона в середине XVIII столетия в Москве в семье некоего Николая Димитриевича Скрипицына. Однажды служанка во сне увидела, что в печной трубе сокрыта икона Пресвятой Богородицы. Домашние не обратили внимания на её рассказ, пока на другой день на шесток печи не упал свёрток холста. В нём находился довольно большой (примерно 2 на 1,5 метра) образ Богородицы. На правой руке Матери Божией был виден след ожога, свидетельствующий о том, что, побывав в огне, святыня чудом не сгорела. Драгоценная икона, получившая название Шестоковская (от слова шесток), была благолепно украшена домочадцами и почиталась с глубочайшим благоговением. Хозяин дома перед своей кончиной передал её в благословение детям. Не решив, кому же должна принадлежать эта святыня, наследники в 1851 году передали чудотворную икону в церковь села Шелтомежи Тверской губернии (недалеко от Кашина), отчего она и получила второе название – Шелтомежская. Прославленную многими чудесами древнюю икону с крестными ходами носили далеко за пределы Тверской епархии для исцеления больных и одержимых злыми духами. В селе Шелтомежи была основана женская община, позже преобразованная в Шестоковский Вознесенский киновиальный (общежительный) монастырь. В начале ХХ века в Санкт-Петербурге стараниями святого праведного Иоанна Кронштадтского было основано подворье Шелтомежской обители. На молебны перед Шестоковской иконой Богородицы, находившейся в местном чине резного иконостаса, стекалось множество народа. Храм подворья пережил революционное лихолетье, но в 1932 году был закрыт. В декабре 1992 года храм бывшего монастырского подворья был возвращён верующим. Восстановительные реставрационные работы растянулись почти на десять лет. Восстановленная церковь в честь Шестоковской иконы Божией Матери была освящена в 2002 году митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Большинство прихожан этого храма – православные грузины, поэтому чтение богослужебных текстов и пение совершаются на грузинском и церковнославянском языках. Возможно, оттого, что это грузинский приход, название церкви немного изменено: церковь называется Шестаковской, а не Шестоковской. Расположен храм недалеко от Александро-Невской лавры, на углу Старорусской и Кирилловской улиц (ул. Старорусская, д. 8/2). Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Шестоковская (Шелтомежская) " . |
Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Шестоковская икона как чтимая святыня тех мест, где прошли вся жизнь и служение архимандрита Павла Груздева, была дана им в знак своего благословения на возрождение монашеской жизни в стенах Спасо-Яковлевской обители в начале 1990-х годов.Сейчас икона находится в Димитриевском храме монастыря. Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь Ярославской Епархии Русской Православной Церкви Файл 29129.jpg: Размер: 614x800, 0.49 MPix, 87 Kb. Дата: 2017-05-07, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (146) , (5) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Шестоковской, Святые Мученицы Параскева и Агафия, Св. Пророк Илия. XVIII-XIX вв. 31х24х1 см. Частное собрание. Файл 29812.jpg: Размер: 921x1081, 1 MPix, 218 Kb. Дата: 2017-09-17, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (142) , (5) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Шестоковской. 1844 г., Костромская губерния, г. Макарьев. Живописец Александр. Дерево, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (приобретена в 1989 г. от частного лица из г. Северодвинск Архангельской области). Файл 31196.jpg: Размер: 600x800, 0.48 MPix, 137 Kb. Дата: 2018-02-07, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (136) , (4) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Шестаковской. Клеймо иконы: Russian Orthodox icon of Saint George slaying the dragon, 19th century, executed in tempera on board in an architectural style resembling a stained glass window, the center panel depicting Saint George astride a horse spearing the dragon, the surrounding panels containing saints including Mary the Queen of Heaven, St. Michael, and St. James, mounted in a pierce carved gilt grape cluster and vine frame, and held in a wood and glass tabernacle[...] Файл 33762.jpg: Размер: 402x309, 0.12 MPix, 31 Kb. Дата: 2019-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (67) , (3) . Описание: Шестоковская икона Божией Матери. Храмовая. Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, Ростов Великий. " Шестоковская икона как чтимая святыня тех мест, где прошли вся жизнь и служение архимандрита Павла Груздева, была дана им в знак своего благословения на возрождение монашеской жизни в стенах Спасо-Яковлевской обители в начале 1990-х годов. " Файл 33763.jpg: Размер: 614x800, 0.49 MPix, 107 Kb. Дата: 2019-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (66) , (2) . |
Весной 1895 года монахиня Леонида обратилась с прошением к Владыке Савве о разрешении на постройку храма. Владыка благословил. Вскоре после архипастырского благословения монахиня имела возможность получить благословение на построение храма от всеми почитаемого о. Иоанна Кронштадтского, который, вручив м. Леониде 20 рублей, сказал: " Вот тебе от меня первая жертва на храм, строй храм новенький, а старый не трогай (сначала был проект расширить приходской храм), чтобы не обездолить тебе священнослужителей. Так началось с благословения святительского и с благословения великого Светильника земли русской дело построения соборного храма. В 1896 г. 12 мая была совершена закладка сего храма во имя Живоначальной Пресвятой Троицы, с приделами во имя Шестаковской Божией Матери и Святого Благоверного Великого Князя Георгия Всеволодовича. Громадная постройка с бесконечными расходами легла на плечи настоятельницы м. Леониды. Нужен был для бута булыжник, большие камни для цоколя. Пришлось камень добывать верст за сто, известь приходилось привозить также издалека. С кирпичом повезло больше. Кирпичный завод построили в 5-ти верстах от обители, на земле, принадлежащей ей. Милосердием Богоматери через 12 лет храм был сооружен. Это случилось бы и раньше, если бы не пожар в ночь с 8 июля 1900 года, когда вся община была уничтожена пожаром. Сгорели почти все строения, уцелело лишь школьное здание. Отстроенный храм был внутри отштукатурен, имел 2 калориферных печи и 2 печи в среднем алтаре. Иконостас для всех 3-х алтарей Петербургской работы, иконы главного алтаря также, а придельный иконостас написан сестрами обители, в основном певчими. Достопримечательностями храма являлись: 1. Икона Шестаковской Божией Матери - копия с чудотворной иконы, имеющей свое пребывание в храме с. Шелтомежи (написана Петербургским художником). На ней - серебряно-вызолоченная риза стоимостью 1000 руб, на средства кн. В.В. Волконского (Петербург). 2. Икона Успения Божией Матери - написанная бежецким живописцем Н.Г. Яковлевым. |
Одним из выдающихся первоначальных деяний монахини Леониды было устройство при общине церковно-приходской школы. До устройства общины школ при селе Шелтомежи не было. Обучение детей велось частным образом в доме о. Евфимия Предтеченского. Поэтому, имея нужду в просвещении, прихожане села Шелтомежи просили учредить при церкви училище для детей. Монахине Леониде пришлось много потрудиться, чтобы церковно-приходская школа была устроена... Школа находилась в том же здании, где и кельи сестер, поэтому необходимо было строить специальное школьное здание. Без посторонней помощи это сделать было невозможно. Монахиня Леонида, хорошо знакомая с Петербургом по Бежецкому монастырю, обратилась к Синодальному Обер-Прокурору К.П. Победоносцеву с ходатайством о пособии на постройку отдельного здания для церковно-приходской школы. Ходатайство было удовлетворено, и из сумм Училищного совета при Святейшем Синоде монахиня Леонида получила на постройку школы 2000 рублей. Но, т.к. количество учеников в школе возросло до 100 человек, этой суммы было недостаточно, поэтому к полученной пришлось добавить столько же из доходов общины. Новая школа была выстроена в 1896 г. вблизи общины, здание двухэтажное, на каменном фундаменте, крытое железом. В нижнем этаже помещались классы, в верхнем - школьное общежитие, квартиры 3-х учительниц и келья для послушниц, обслуживающих учеников в школе (уборщицы, повариха). Школа находилась в ведении Кашинского уездного отделения Тверского Епархиального Училищного совета. Заведующим школой состоял один из священников. К заботе о просвещении монахиня Леонида с первых лет существования Шестаковской обители приложила заботу о престарелых и неимущих вдовах и девицах из среды прихожан и окрестностей. Ею была устроена богадельня, помещавшаяся в одном из монастырских домов. Долгое время сестры обители довольствовались храмом церкви села Шелтомежи, который уже не вмещал всех желающих православных, иногда приходивших помолиться издалека. Скудость средств не позволяла взяться за строительство нового храма. Но мысль эта - постройка храма - не покидала настоятельницу. Это стало её заветной мечтой. |
| |