Итак священник Софония прочитал это письмо вслух пророка Иеремии. Шемаия из местности Неелами, что значит поток, был отведен в Вавилон с царем Иехониею и ложно пророчествовал народу, что они скоро возвратятся в Иерусалим. А что он был лжепророк, это показывают дальнейшие слова Иеремии: так говорит Господь к Шемаии Нееламитянину: за то что пророчествовал вам Шемаия, а Я не посылал его. Итак, поскольку Иеремия к бывшим в Вавилоне посылал письмо говоря: стройте домы и живите в них; разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей, и потом присоединял пусть не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши, и потом: ибо они ложно пророчествуют вам именем Моим, а Я не посылал их, говорит Господь: то Шемаия, понимая, что под общим именем лжепророков письмо это направлено против него, посылает письмо в Иерусалим к Софонии, сыну Маасии, священнику и к прочим священникам против Иеремии, –почему не запретил ему священник Софония, который обязан различать между пророками, кто из них говорит Духом Святым, и кто противным, и повелевает ему, чтобы он заключил Иеремию в темницу, в наказание за его ложь и в предотвращение дальнейших обольщений народа. Иодай был священник, который после умерщвления Афалии передал власть Иоасу и умертвил жрецов Ваала (4 Цар. гл. 11. 2 Пар. гл. 23). Итак, вот что он пишет: зачем не подражаешь ты священнику Иодаю и не убиваешь лжепророка Иеремию? Ведь Господь поставил тебя на место Иодая, чтобы ты заботился о храме, и преимущественно чтобы разбирал, кто говорит Духом Святым, и кто демонским. И апостол упоминает, что различение духов есть дело благодати Божией (1 Иоан. гл. 4). Почему, говорит, ты не запретишь Иеремии Анафофянину? То, чего он сам заслуживал, как лжепророк, относит к пророку, и ложью предупреждает истину. Поэтому сыны тьмы и считаются в роде сем мудрейшими сынов света. И нас, действующих терпеливо и ожидающих спасения несчастных, предупреждают еретики и слепцы, ведущие в яму слепых, и называют нас своим именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Деятельность лжепророков постоянно называется в числе причин, из-за которых погибают Израильское и Иудейское царства. «Ты же, сын человеческий, обрати лице твое к дщерям народа твоего, пророчествующим от собственного своего сердца, и изреки на них пророчество, и скажи: так говорит Господь Бог: горе сшивающим чародейные мешочки под мышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтобы уловлять души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души? И бесславите Меня пред народом Моим за горсти ячменя и за куски хлеба, умерщвляя души, которые не должны умереть, и оставляя жизнь душам, которые не должны жить, обманывая народ, который слушает ложь» (Иез. 13:17-19). Перечислим имена упоминаемых Писанием лжепророков: Анания, сын Азура (Иер. 28:1); Ахав, сын Колии; Седекия, сын Маассеи (Иер. 29:20), Шемаия Нехеламитянин (Иер. 29:31); Седекия, сын Хеноанны; Ноадия-лжепророчица (Неем. 6:14); Шемаия (Иер. 39:31). Имена эти очень характерные: Анания – «дар Господа», Шемаия – «Господь – моя правда», Седекия – «правда Господня». Действительно, профессионалы. Пророков Вааловых и пророков дубравных в этот список не вносим, поскольку это откровенные язычники, не претендующие на то, чтобы возвещать волю Бога Израилева. В заключении этого раздела следует осветить еще один вопрос. В Писании мы встречаем упоминание о «сынах пророческих» или «учениках пророческих» (см. например (3 Цар. 20:36; 4 Цар. 2:7; 4:38). О роде их занятий, очевидно, следует судить из самого названия, тем более, что подробностей их деятельности Писание нам не сообщает. О них святитель Филарет Московский говорил: «Из среды пророческих учеников Бог избирал достойнейших в действительные пророки. … Причина же такового избрания Божия заключалась в том, что они способны были к принятию пророческого духа, и как сыны пророчестии большую имели доверенность у народа, нежели другие люди» с. 159]. Очевидно, что случалось и обратное. Некоторые из них, как, например, ученик пророка Елисей Гиезий (некоторая аналогия может быть проведена с Иудой Искариотом), падали жертвами сребролюбия, но, в целом, Писание говорит о них положительно. Иногда высказывается мнение, что лжепророчество стало результатом деградации и коррупции в этих сообществах – т.н. «пророческих школах» [см. напр.: 29, с. 5–6]. Однако следует заметить, что в Писании «пророки» и «сыны пророческие» четко различаются между собой, и пророчеством называется результат божественного озарения (1 Цар. 10:5; 19:20), поэтому оно относится только к первым. Поэтому мнение о том, что пророческие школы постепенно выродились, и истинные пророки были вынуждены себя им противопоставлять, представляется не вполне обоснованным.

http://sedmitza.ru/lib/text/431375/

Ст. 24–32. Послание Иеремии произвело большое волнение в Вавилоне между пленными иудеями. В этом волнении было много несочувственного лжепророкам и их уверениям. Покрайней мере некто Самея, вернее Самаия (Σαμαα=евр. Шемаия), Нехеламитянин пишет письмо к Софонии, сыну Маасеи, смотрителю дома Господня в Иерусалиме (ср. Иер. 20:1 ), почему он не запретит Иеремии уверять вавилонских пленников, что они еще долго останутся в изгнании? Может быть, Шемаия был и сам из лжепророков; может быть, в то же время он принадлежал к сословию священников; во всяком же случае, он не только был лицом влиятельным между пленниками, но считал себя в праве обращаться с упреками и к иерусалимскому священнику, притом одному из главных священников. Если он сам был лжепророк, то можно понять побуждение, по которому он пишет такое письмо в Иерусалим. Он хочет оградить авторитет свой и своих товарищей между переселенцами, – авторитет, вероятно, поколебленный посланием Иеремии. – Иеремия ознакомился с содержанием, полученного из Вавилона, письма из уст самого Софонии, которому письмо было адресовано. Может быть, Софония не сочувствовал содержанию письма Шемаиина: как видно из Иер. 37:3 , он пользовался доверием царя Седекии именно в тех случаях, когда последний спрашивал совета Иеремии, готов был послушаться его. Если Седекия, по совету Иеремии, посылал в Вавилон посольство с изъявлением покорности Навуходоносору (ср. толков. на Иер. 29:1–3 ): то и Софония мог показать Иеремии письмо из Вавилона только по сочувствию к пророку и вовсе не желая принимать какие либо жестокие меры против него. Приравнивая Иеремию «ко всякому человеку прорицающу, и всякому человеку неистовующу » ( Иер. 29:26 ), т. е. к самозванным пророкам, каких в то время являлось множество в Иерусалиме, Шемаия истинное слово Господа, которое проповедывал Иеремия, объявлял лживым. Он являлся противником истины Божией. Он проповедывал неповиновение, «отступление» от Господа. Как увлекающему к богоотступничеству, ему объявляется смертный приговор именем Господа (ср. Втор. 13:1–5 ). Ни сам он, ни его потомство не доживут до того блаженного времени, когда Господь исполнит то, что обещает пленным чрез истиннаго пророка своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Они побуждали к войне, так как питали несбыточную надежду, что войско Навуходоносора понесет поражение и они, тем или другим способом, возвратят себе свободу и получат возможность возвратиться на родину. Иудейские пленники на чужбине вместе с тем интриговали и против Седекии, так как в их несбыточном плане им предносилась даже мысль восстановить вместо Седекии низложенного царя Иехонию ( Иер. 28:4 ). Неизвестно, по чьему внушению, но во всяком случае несомненно, что ложные пророки и разные сновидцы, волшебники и звездочеты хором, как бы по заказу, стали проповедовать на площадях Иерусалима и храма: «не будете служить царю Вавилонскому», «вот скоро возвращены будут из Вавилона сосуды дома Господня» ( Иер. 27:9, 16 ). Такое же возбуждение было и среди вавилонских пленников, и между ними также выступали ложные пророки, которые проповедовали о возвращении и свободе, о мире и счастье для Иерусалима 309 . Они провозглашали все это на глазах самого Навуходоносора, и известны три таких пророка: Ахав, сын Колеи, Седекия, сын Маасеи, и Шемаия, нехеламитянин. О характере этих «пророков» можно судить уже по тому, что о первых двух из них рассказывалось, что они занимались распутством с замужними женщинами. Шемаия был предшественником тех бессовестных людей, которые, требуя себе полной свободы речи, в то же время были так нетерпимы к разномыслящим с ними, что стремились заставить их умолкнуть посредством тюрьмы и смерти ( Иер. 29:24 и след.). В четвертый год царствования Седекии одновременно прибыли в Иерусалим послы из разных стран с целью побудить Седекию к отложению от Навуходоносора, именно послы от Едома, Моава, Аммона, Тира и Сидона; они истощали свое искусство красноречия и представляли всевозможные обещания и планы, чтобы только склонить на свою сторону колеблющегося царя. Иудея, льстиво говорили они, должна гордиться тем, что содействия ее добивалось столько народов; она могла бы сделаться сосредоточным пунктом, от которого зависел весь ход политических событий. Какой ответ дал Седекия посланным, – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Книга Деяний святых апостолов приводит нам комбинированный пример – служанка пророчествовала, будучи одержимой, а ее хозяева поддерживали ее, так как получали от этого доход (Деян. 16: 16–19). Деятельность лжепророков называется в числе причин, из-за которых погибли Израильское и Иудейское царства. « Ты же, сын человеческий, обрати лице твое к дщерям народа твоего, пророчествующим от собственного своего сердца, и изреки на них пророчество, и скажи: так говорит Господь Бог: горе сшивающим чародейные мешочки под мышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтобы уловлять души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души? И бесславите Меня пред народом Моим за горсти ячменя и за куски хлеба, умерщвляя души, которые не должны умереть, и оставляя жизнь душам, которые не должны жить, обманывая народ, который слушает ложь» (Иез. 13: 17–19). Перечислим имена упоминаемых Писанием лжепророков: Анания, сын Азура (Иер. 28: 1); Ахав, сын Колии; Седекия, сын Маассеи (Иер. 29: 21), Шемаия Нехеламитянин (Иер. 29: 31); Седекия, сын Хенааны; Ноадия–лжепророчица (Неем. 6: 14). Имена эти очень характерные: Анания – «дар Господа», Шемаия – «Бог слышит», Седекия – «правда Господня». Действительно профессионалы. Пророков Вааловых и пророков дубравных в этот список не вносим, поскольку это откровенные язычники, не претендующие на то, чтобы возвещать волю Бога Израилева. Заметим, однако, что в трудные моменты жизни даже те, кто пренебрегал волей Божией, стремятся обратиться к истинному пророку. Так, царь Иеровоам посылал к пророку Ахии (3 Цар. 14: 2–3), царь Седекия тайно призывал к себе из темницы пророка Иеремию (Иер. 37: 17; 38: 14), к нему же пришли начальники иудейские, чтобы узнать, бежать ли им в Египет (Иер. 42: 1–3). Однако, к сожалению, и тогда слово пророка оставалось отвергнутым. В заключение этого раздела следует осветить еще один вопрос. В Писании мы встречаем упоминание о «сынах пророческих» или «учениках пророческих» (см., напр., 3 Цар. 20: 35; 4 Цар. 2: 7; 4: 38). О роде их занятий, очевидно, следует судить из самого названия, тем более что подробностей их деятельности Писание нам не сообщает. Святитель Филарет Московский о них говорил: «Из среды пророческих учеников Бог избирал достойнейших в действительные пророки. Причина же такового избрания Божия заключалась в том, что они способны были к принятию пророческого духа, и как сыны пророчестии большую имели доверенность у народа, нежели другие люди» с. 159].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

 – Пост, в день которого Варух имел прочесть речи Иеремии ( Иер. 36:6, 9 ), был пост чрезвычайный, так как он был объявлен в месяц 9-й ( Иер. 36:9 ), приблизительно в нашем декабре, между тем как ежегодный пост, установленный для евреев при Моисее, имел место в день очищения, в 10-й день 7-го месяца ( Лев. 16:29, 23:27 ). Поводом к этому чрезвычайному посту, не указанным в тексте, могла послужить приближающаяся опасность со стороны халдеев. Иер. 36:10–13 10. И прочт Вархъ в книз словеса в дом Гдни, в дом сна Сафан во двор вышнмъ в вратъ дом Гдн новыхъ, во ушы всхъ людей. 10. И прочитал Варух написанныя в свитке слова Иеремии в доме Господнем, в комнате Гемарии, сына Сафанова, писца, на верхнем дворе, у входа в новыя ворота дома Господня, в слух всего народа. 11. И слыша снъ сна Сафан вс словеса Гдн книги. 11. Михей, сын Гемарии, сына Сафанова, слышал все слова Господни, написанныя в свитке, 12. И сниде в домъ цревъ, в домъ книжника, и се там вс кнзи сдх, и Далеа снъ и Наанъ снъ Аховровъ, и снъ Сафань, и снъ и вси кнзи: 12. И сошел в дом царя, в комнату царскаго писца, и вот, там сидели все князья: Елисам, царский писец, и Делаия, сын Семаия, и Елнафан, сын Ахбора, и Гемария, сын Сафана, и Седекия, сын Анании, и все князья. 13. И возвст имъ вс словеса, же слыша чтща Варха во ушы людемъ. 13. И пересказал им Михей все слова, которыя он слышал, когда Варух читал свиток в слух народа.  – Гемария, сын Сафанов, писец (книгочий, Иер. 36:10, 12 ) был, может быть, брат Ахикама, упомянутого в Иер. 26:24 , может быть, отца Годолии – наместника Навуходоносора в Иудеи по разрушении Иерусалима. Он принадлежал, в таком случае, к знатному роду. О дворе вышнем см. Иер. 7:1, 2 . – О вратах дому Господня новых см. Иер. 26:10 . – Домом книжника ( Иер. 36:12 ), или (по Иер. 36:20, 21 ) «домом Елисамы книгочия», называется отделение царского дворца, в котором помещалась государственная канцелярия. Принадлежавшие к ее составу лица назывались, вероятно, все писцами, книгочиями, книжниками. По крайней мере, не только Елисам называется «книгочием», как главный из членов канцелярии, здесь ( Иер. 36:12 ), при перечислении всех этих членов, но и другой из них, Гамария, выше ( Иер. 36:10 ) назван также книгочием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

2Пар.29:12 .  И встали левиты: Махаф, сын Амасая, и Иоель, сын Азарии, из сыновей Каафовых; и из сыновей Мерариных: Кис, сын Авдия, и Азария, сын Иегаллелела; и из племени Гирсонова: Иоах, сын Зиммы, и Еден, сын Иоаха; 2Пар.29:13 .  и из сыновей Елицафановых: Шимри и Иеиел; и из сыновей Асафовых: Захария и Матфания; 2Пар.29:14 .  и из сыновей Емановых: Иехиел и Шимей; и из сыновей Идифуновых: Шемаия и Уззиел. 2Пар.29:15 .  Они собрали братьев своих и освятились, и пошли по приказанию царя очищать дом Господень по словам Господа. 2Пар.29:16 .  И вошли священники внутрь дома Господня для очищения, и вынесли все нечистое, что нашли в храме Господнем, на двор дома Господня, а левиты взяли это, чтобы вынести вон к потоку Кедрону. 2Пар.29:17 .  И начали освящать в первый день первого месяца, и в восьмой день того же месяца вошли в притвор Господень; и освящали дом Господень восемь дней, и в шестнадцатый день первого месяца кончили. 2Пар.29:18 .  И пришли в дом к царю Езекии и сказали: мы очистили дом Господень, и жертвенник для всесожжения, и все сосуды его, и стол для хлебов предложения, и все сосуды его; 2Пар.29:19 .  и все сосуды, которые забросил царь Ахаз во время царствования своего, в беззаконии своем, мы приготовили и освятили, и вот они пред жертвенником Господним. Во исполнение царского повеления священники и левиты поспешно произвели очищение храма от всех нечистот идолопоклонства, внесенных туда в предыдущее царствование. В точном согласии с Пятикнижием ( Быт.46:11 ; Исх.6:16 ; Чис.3:27 ) и др., левиты группируются (ст. 12) по трем родоначальникам, сынам Левия: Каафу, Мерари, Герсону. Равным образом упомянуты известные фамилии певцов и составителей псалмов: Асафа ( 1Пар.6:39,15:17,16:5,25:1 ; Пс.49 ) и др., Емана ( 3Цар.4:31 ; 1Пар.6:33 ; Пс.88:1 ) и др., а также известная фамилия левита Елицафана ( Чис.3:30 ; Исх.6:22 ; Лев.10:4 ) и др. Очищение и освящение храма производилось спешно: после восьмидневного очищения притвора, в течение восьми дней был очищен и сам храм, а вся вообще работа очищения святилища окончена была в шестнадцатый день месяца. Дата «шестнадцатый день» сама собой вытекает из сказанного о времени очищения главных частей храма и потому имеет явное преимущество перед датой, принятой в греческом textus recertus: τ μρα τ τρς και δεκτη – в 13-й день. Впрочем, дата «16-й день» стоит и во многих греческих кодексах, напр. XI, 60, 74, 106, 134, 158, 243, 19, 55, 64, 71, 93, 108, 119 у Гольмеса, в Альдинскинской, Комплютенской Библии, у св. Кирилла Александрийского , Origenis Hexaplorum Quae Supersunt.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господь повелевает, чтобы в народе не произносилось слово «бремя, или тяжесть» от Господа, а говорилось: «ответ» или «слово Божие;» и так как народ пренебрег исполнить это, то теперь он толкует против них это слово и говорит: поскольку, не смотря на Мое частое посольство пророков с повелением не говорить этого слова, вы сказали: не хотим: то за это Я на деле исполню слово бремя, или тяжесть. Я возьму вас, подниму, понесу и сокрушу, с высоты брошу на землю, и не только вас, но и город ваш, который Я дал отцам вашим. И дам, говорит, вас в поношение и безславие вечное, которое никогда не забудется. Мы знаем, что это исполнилось во времена плена Вавилонского; но полнее и совершеннее исполняется после страдания и воскресения Спасителя, когда Господь сказал: оставляется вам дом ваш пуст ( Лук. 13, 35 ). Можем объяснять и иначе, сообразно только с переводом LXX. Слово λμμα значит не только принятие, но и дар, подарок. Итак, поскольку народ всегда обещал себе доброе, то говорит, что они впредь никогда не должны говорить этого, ибо они не только недостойны милостей и даров Божиих, но даже будут брошены и совершенно лишены помощи Божией. Из слов же и значения имен часто даются указания самых вещей, как например измененные имена Авраама, Сарры, Петра и сынов Зеведеевых обозначают изменение обстоятельств как и в этом же пророке Фасур (гл. 20) значит ужас, или переселение, поселенец или странник. Следует заметить также, что слов: Бога живого, Господа воинств, Бога нашего в латинских и греческих кодексах нет, а Евреи в своих книгах читают эти слова против себя, так как это собственно указывает на таинство Троицы. Книга пятая Пятая книга Толкований на Иеремию начнется, брат Евсевий, с двух корзин, из коих одна будет означать сладость правой веры, а другая горечь еретического неверия. Хотя бы Анания сын Азура и восставал на Иеремию и хотя бы Шемаия Нехеламитянин желал бросить пророка в темницу, а священник Софония возбуждал заговор по словам лжепророков (Иерем. гл. 28 и 29), однако же истина может быть заключена и связана, но побеждена быть не может; она довольствуется и малым числом своих сторонников и множества врагов не страшится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

13 и братья их, главы родов своих: тысяча семьсот шестьдесят, - люди отличные в деле служения в доме Божием. 14 А из левитов: Шемаия, сын Хашува, сын Азрикама, сын Хашавии, - из сыновей Мерариных; 15 и Вакбакар, Хереш, Галал, и Матфания, сын Михи, сын Зихрия, сын Асафа; 16 и Овадия, сын Шемаии, сын Галала, сын Идифуна, и Берехия, сын Асы, сын Елканы, живший в селениях Нетофафских. 17 А привратники: Шаллум, Аккуб, Талмон и Ахиман, и братья их; Шаллум был главным. 18 И доныне сии привратники у ворот царских, к востоку, содержат стражу сынов Левииных. 19 Шаллум, сын Коре, сын Евиасафа, сын Корея, и братья его из рода его, Кореяне, по делу служения своего, были стражами у порогов скинии, а отцы их охраняли вход в стан Господень. 20 Финеес, сын Елеазаров, был прежде начальником над ними, и Господь был с ним. 21 Захария, сын Мешелемии, был привратником у дверей скинии собрания. 22 Всех их, выбранных в привратники к порогам, было двести двенадцать. Они внесены в список по селениям своим. Их поставил Давид и Самуил-прозорливец за верность их. 23 И они и сыновья их были на страже у ворот дома Господня, при доме скинии. 24 На четырех сторонах находились привратники: на восточной, западной, северной и южной. 25 Братья же их жили в селениях своих, приходя к ним от времени до времени на семь дней. 26 Сии четыре начальника привратников, левиты, были в доверенности; они же были приставлены к жилищам и к сокровищам дома Божия. 27 Вокруг дома Божия они и ночь проводили, потому что на них лежало охранение, и они должны были каждое утро отпирать двери. 28 Одни из них были приставлены к служебным сосудам, так что счетом принимали их и счетом выдавали. 29 Другим из них поручена была прочая утварь и все священные потребности: мука лучшая, и вино, и елей, и ладан, и благовония. 30 А из сыновей священнических некоторые составляли миро из веществ благовонных. 31 Маттафии из левитов, - он первенец Селлума Кореянина, - вверено было приготовляемое на сковородах. 32 Некоторым из братьев их, из сынов Каафовых, поручено было заготовление хлебов предложения, чтобы представлять их каждую субботу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/456/...

Неем.6:6 .  В нем было написано: слух носится у народов, и Гешем говорит, будто ты и Иудеи задумали отпасть, для чего и строишь стену и хочешь быть у них царем, по тем же слухам; Неем.6:7 .  и пророков поставил ты, чтоб они разглашали о тебе в Иерусалиме и говорили: царь Иудейский! И такие речи дойдут до царя. Итак приходи, и посоветуемся вместе. «Слух носится у народов» – конечно, у народов соседних. «И Гешем говорит»: в евр. тексте вместо Гешем читается Гашму, что, без сомнения, тожественно с Гешем. Очевидно, Гешем выставляется в качестве особенно авторитетного лица. Неем.6:8 .  Но я послал к нему сказать: ничего такого не было, о чем ты говоришь; ты выдумал это своим умом. Неем.6:9 .  Ибо все они стращали нас, думая: опустятся руки их от дела сего, и оно не состоится; но я тем более укрепил руки мои. Замыслы Санаваллата, как видно из ст. 8–9, не только не достигли своей цели – остановить постройку стен, но наоборот, придали более энергии Неемии ( «я тем более укрепил руки мои»). Неем.6:10 .  Пришел я в дом Шемаии, сына Делаии, сына Мегетавелова, и он заперся и сказал: пойдем в дом Божий, внутрь храма, и запрем за собою двери храма, потому что придут убить тебя, и придут убить тебя ночью. После неудачных попыток погубить Неемию Санаваллат задумал путем хитрости побудить его к нарушению закона и этим подорвать его авторитет в народе. Он воспользовался для этого содействием пророка Шемаии, который, по-видимому, был одним из самых сильных (ст. 14) противников Неемии. Когда Неемия зашел в дом Шемаии, последний от имени Иеговы возвестил Неемии, что этою ночью враги намерены убить Неемию. Для избежания опасности Шемаия предлагал Неемии пойти вместе с ним в храм и там запереться. Согласившись на это предложение, Неемия, с одной стороны, обнаружил бы страх перед врагами, а с другой, нарушил бы предписания закона, так как, будучи мирянином, он не имел права входить в храм. То и другое унизило бы авторитет Неемии в глазах народа. – «И он заперся», евр. vehu azur, «и он был заключен», – замечание, точный смысл которого установить трудно. Берто понимает это замечание в том смысле, что Шемаия находился в состоянии вдохновения; Евальд и Ролинсон – что Шемаия был в состоянии нечистоты. По Кейлю, заключение Шемаии имело символическое значение – указывало на то, что должен был сделать Неемия. Но проще понимать выражение vehu azar в том смысле, что Шемаия уклонялся от общественной деятельности, и посещение Неемии было вызвано желанием узнать причину этого уклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007