Викарием Барнаульской епархии с титулом Рубцовский избран игумен Роман (Корнев), наместник Казанского мужского монастыря Барнаульской епархии. Заслушав рапорт архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного Комитета, с предложениями по оптимизации деятельности высших духовных учебных заведений, Синод поручил Учебному комитету: Синод постановил также: В две духовные школы — Барнаульскую и Екатеринодарскую духовные семинарии — были назначены новые ректоры. Синод постановил преобразовать Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (Архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы. Протоиерей Борис Даниленко был освобожден от должности настоятеля Воскресенского собора и Патриаршего подворья бывшего Андреевского монастыря, с сохранением за ним должности директора Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II. Наместником новообразованного Андреевского монастыря назначен епископ Дмитровский Феофилакт, управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы. Решением Синода в Москве открыт также Алексеевский ставропигиальный женский монастырь. Игуменией новообразованной обители Синод постановил назначить старшую сестру монашеской общины при приходе храма Всех святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря инокиню Ксению (Чернегу), по пострижении ее в малую схиму. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом, Синод, в частности, постановил: Решением Синода установлен дополнительный день празднования в честь святой блаженной Матроны Московской в память об обретении ее мощей — 8 марта (по н.ст.). Участники заседания утвердили тексты служб святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому; священномученику Илариону (Троицкому), архиепископу Верейскому; преподобному Симеону Псково-Печерскому. Священный Синод одобрил решения Высшего Церковного Совета, принятые в первой половине 2013 года, а также рассмотрел ряд вопросов внешнецерковной деятельности.

http://pravmir.ru/sostoyalos-ocherednoe-...

Китайская Автономная Церковь . В 1945 году православные приходы в Манчжурии были объединены в Восточно-азиатский округ под управлением митрополита Харбинского и Восточно-азиатского Мелетия. В 1946 году, после смерти митроп. Мелетия, округ был преобразован в Экзархат с назначением на должность Экзарха архиепископа Нестора, возведенного в сан митрополита с титулом Харбинский и Маньчжурский. В том же году в состав Экзархата вошла Пекинская епархия с Шанхайским викариатством, управляемая начальником Русской Духовной Миссии в Китае архиепископом Виктором. 1950 году архиепископ Виктор был назначен Патриаршим Экзархом Восточно-азиатского Экзархата. После его отъезда в Советский Союз, церковными делами в Китае заведовал архимандрит Василий (Шуан), китаец, возведенный в 1956 году на Пекинскую кафедру. Тогда же Синод утвердил Положение об автономии Китайской православной Церкви. В результате “культурной революции”, Православие, впрочем, как и другие религии были полностью вытеснены из жизни китайцев. Внешне, во всяком случае. Западно-Европейский Экзархат. В 1921 году управляющим приходами Западной Европы был назначен (Заграничным руководством) архиепископ Волынский Евлогий (Георгиевский). После ухода его в константинопольскую юрисдикцию в 1931 году, верными Московской Патриархии приходами управлял митрополит Литовский и Виленский Елевферий (Богоявленский). Среди оставшихся в подчинении Москвы были епископ Вениамин (Федченков) с несколькими священниками и группой мирян во Франции и настоятель Князь-Владимирской церкви в Берлине прот. Г. Прозоров с общиной. В марте 1931 года в Париже был освящен главный престол Трехсвятительского Подворья. В декабре 1937 года во Франции был учрежден Благочиннический округ западных православных приходов во главе со священником М. Бельским, а в марте 1939 года возникло единое Благочиние западноевропейских приходов Московской Патриархии во главе с игуменом Стефаном (Светозаровым). В 1945 году в ведение Московской Патриархии перешел из Зарубежной Церкви митрополит Серафим (Лукьянов) со своими приходами, который был назначен Экзархом. Его сменил в ноябре 1949 года архиепископ Литовский Фотий (Топиро), а через два года исполняющим должность экзарха был назначен архиепископ Берлинский и Германский Борис (Вик).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По словам историка, в наше время изучающего ту эпоху, «для владыки Иоанна советское гражданство было как раз тем неприемлемым идеологическим условием, о котором он предупреждал владыку Виктора» . Именно в этом коренится разница между позицией владыки Иоанна и позицией других дальневосточных епископов. Первый, подойдя к вопросу с чисто духовной точки зрения, пожелал служить только Церкви и не преклоняться под чужое ярмо с неверными (2 Кор 6, 14). Остальные признали церковный авторитет Москвы, что подразумевало и признание светской советской власти, которая и не думала прекращать гонения на Церковь. Тогда это понимал только святитель Иоанн. Итак, пути двух иерархов неизбежно должны были разойтись, поскольку архиепископ Виктор окончательно вошел в общение с Московской Патриархией, тогда как епископ Иоанн остался верен Зарубежному Синоду. Следствием стало то, что Синод в ответ на просьбу приходского совета кафедрального собора назначил владыку Иоанна правящим архиереем Шанхайской епархии вместо архиепископа Виктора. Тем не менее владыка, как мы уже видели, не искал почестей и даже спрашивал у одного иеромонаха, своего ярого противника, следует ли ему принимать это повышение в ранг архиепископа . Верный обету послушания, он все же согласился с повышением: «тот же Собор (зарубежных архиереев в 1946 году в Мюнхене. — Б.Л. ) постановил предоставить нам права епархиального архиерея, сделав Шанхайское викариатство самостоятельной епархией, и возвести нас в сан архиепископа. Телеграфное известие о сем для нас было полной неожиданностью и весьма смутило нас, хотя вопрос о создании Шанхайской епархии не является новым... Ныне, получив известие о уже состоявшемся постановлении Собора, в котором мы не принимали участия, мы приняли его как новое послушание, не домогаясь его, но и не смея отклонять от себя дела, поручаемого нам церковной властью и признаваемого ею полезным». И еще: «Мы ищем прежде всего Царствия Божия и правды Его для них (чад духовных. — Б.Л. ) и для себя и готовы всегда отказаться от всех званий, если то нужно для блага Церкви» ..

http://pravoslavie.ru/4507.html

Возобновлена 08(21)04.1994 (выделена из Иркутской епархии). Именовалась: Читская (Читинская) и Нерчинская; в 1918 г. – Забайкальская и Нерчинская; с 13(27)02.1927 – Читинская и Забайкальская. Викарная кафедра: Селенгинская. 12.03.1894 27.09.1898 Георгий Орлов 27.09.1898 24.12.1898 24.12.1898 24.12.1912 Мефодий Герасимов 20.12.1912 26.01.1916 Иоанн Смирнов II 26.01.1916 06.1920 08(21)04.1922 17(30)04.1923 02.1924 в/у Софроний Старков, паки 22.11(05.12)1924 22.05(18)11.1926 05(18)11.1926 21.03(03.04)1930 12(25)06.1930 22.09(05.10)1933 28.09(11.10)1934 09(22)11.1934 04(17)01.1935 17(30)03.1932 16(29)10.1936 18(31)08.1937 Чкоиндельская (см. Хонская) Чкондидская (см. Мингрельская) Чконская (см. Хонская) Чугуевская, обн. Основана в 1926 г. Именование – по г. Чугуев (Харьковская область УССР). Харьковское викариатство. Упразднена в 1928 г. 1926 Чухломская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Чухлома (Костромская губерния). Костромское викариатство. Упразднена в 1925 г. 23.05(05.06)1922 25.04(08.05)1925 Шадринская Основана в 1923 г. Именование – по г. Шадринск (Курганская губерния). Курганское викариатство. 06.1923 15(28)12.1923 30.08(12.09)1924 05(18)09.1926 07.1927 12(23)12.1927 11(24)05.1928 03(16)04.1930 Валериан Рудич 21.03(03.04)1930 12.1930 (?) Шадринская, обн. Основана и упразднена в 1925 г. Именование – по г. Шадринск (Курганская губерния). Курганское викариатство. 26.06(09.07)1925 17(30)12.1925 Феодор Баженов " Шанхайская Основана в 1922 г. (?) (местопребывание – в г. Шанхай, Китай). Пекинское викариатство. В составе РПЦ – с 14(27)12.1945 (указом Св. Патриарха Алексия I и Св. Синода 39). 04(17)09.1922 07.1931 (?) 24.10(06.11)1932 02.1933 15(28)05.1934 13(26)10.1945 13(26)10.1945 02(15)06.1946 02(15).06.1946 01.1947 13(26)09.1950 18.02(03.03)1965 Шахтинская, обн. Основана в 1926 г. Именование – по г. Шахты (Ростовская область). Ростовское-на-Дону викариатство. Упразднена в 1937 г. 11(24)08.1926 08(21)09.1934 07(20)10.1937 Шацкая Основана в 1923 г. (?) Именование – по г. Шацк (Тамбовская губерния).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ладомирово, 1939. 1 дек. С. 6. Вестник Швейцарского Викариатства. Женева, 1952, февр. 40. С. 3. Савва Эдмонтонский, еп. Летопись… С. 123. Свидетельство E. Мур.-Шум. Там же. C. 136. Свидетельство м. Августы. Сообщил Станиславу Поповичу монах Агафон Хиландарский. Bourne V. La divine contradiction. Paris, 1978. P. 347. Савва Эдмонтонский, еп. Летопись… С. 83. Георгий Ларин, прот. Шанхайский прислужник//Русское возрождение. 1985. 1. С. 70–71. Савва Эдмонтонский, еп. Летопись… С. 119. Свидетельство В. Рейера. Георгий Ларин, прот. Шанхайский прислужник//Русское возрождение. 1985. 1. С. 67. Савва Эдмонтонский, еп. Летопись… С. 130. Савва Эдмонтонский, еп. Летопись… С. 80–81. Вениамин (Гаршин), архим. Воспоминания об архиепископе Иоанне. Стратфильд, 1966. С. 10. Свидетельство Г. Ларина. Амвросий Погодин, архим. Воспоминания об архиепископе Иоанне//БЛ. 1966. 7. C. 6. ПЛ. 1941. 9 июня. 479. Маркиш М. Звезды Востока//ПЖ. 1995. 6. С. 16. Иоанн, архиеп. Православной пастве шанхайской благодать и мир… С. 1. (Неопубликованное) письмо архиеп. Иоанна митр. Анастасию от 21 сент. 1946. Jobah jepoм. Белешке за пастирско C. 7. Илия Вень, прот. Шанхай — Сан-Франциско//Архиепископ Иоанн (Максимович). С. 59. Георгий Ларин, прот. Шанхайский прислужник//Русское возрождение. 1985. 1. Амвросий Погодин, архим. Воспоминания об архиепископе Иоанне//БЛ. 1966. 7. C. 5. (Неопубликованное) письмо еп. Иоанна архиеп. Виталию (Максименко). 1937, янв. (Неопубликованное) письмо архиеп. Иоанна прот. Ростиславу Гану от 14 марта 1959. Георгий Ларин, прот. Шанхайский прислужник//Русское возрождение. 1985. 1. С. 69. Jobah jepoм . Белешке за пастирско C. 21. Савва Эдмонтонский, еп. Летопись… С. 108. Свидетельство В.Рейера. Слово Преосвященного епископа Иоанна в день его Ангела после литургии и поднесения поздравлений перед началом трапезы//ПЛ. 1941. 16 июня. 480. C. 6–7. Тридцатый год приюта Свт. Тихона Задонского//ПР. 1965. 17. С. 12–13. The price of sanctity//OW. 1994. 175–176. P. 76. Блаженный Иоанн Чудотворец.

http://pravoslavie.ru/4472.html

5239 Архиепископ. Вторая дата – дата ареста, за которым последовал приговор к 10 годам заключения. Отбывал срок в Сиблаге, там был приговорен к смертной казни и расстрелян в Новосибирске 22.10(05.11)1937. 5242 Воссоединен из РПЦЗ по определению Св. Синода (вторая дата), но вскоре вновь отошел в РПЦЗ. С 02(15)06.1946 – во главе самостоятельной Шанхайской епархии в юрисдикции Архиерейского Заграничного Синода (РПЦЗ). Вместе с примкнувшей к нему большей частью паствы Шанхайской епархии эмигрировал из Китая на Филиппинские острова, где находился с пасомыми в лагере для перемещенных лиц на о. Тубабао. С 1949 г. – в США. Один из самых почитаемых иерархов русской эмиграции. В 1994 г. РПЦЗ причислен к лику святых. 5243 Викарий Пекинской епархии или только временно управляющий, епископ бывший Цицикарский. Вторая дата – возвращение в СССР. 5248 Одновременно – временно управляющий Ростовской-на-Дону епархией. «Архиепископ» с 03(16)03.1936. 5252 Назначен по закрытии Староконстантиновской и Изяславской епархии (Украинский Православный благовестник. 1926. 2 С. 11). 5253 Исполнял также обязанности наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Ленинграде. Вторая дата – дата определения на покой. В феврале 1928 г. после издания Заместителем Патриаршего Местоблюстителя Декларации от 16(29)07.1927 примкнул к иосифлянской оппозиции (пребывал до 1929 г.). Расстрелян 04(17).09.1937 в г. Калинин вместе с группой духовенства и мирян. 5256 Фактически – по 1927 г. В январе 1927 г. арестован и провел 2 года в ссылке в Марийской АО. Затем получил назначение на Донскую кафедру. Эта дата принята как вторая, поскольку кафедра не замещалась. По МИС Топография... С. 356, вторая дата иная: 1929 г. 5263 В Списке Свт. Тихона... С. 170 (10.1918) указан Юрьевским. (Версия, по которой будто бы был уже в 1918 г. переведен в г. Петрозаводск, представляется несостоятельной.) 5268 По словам Иннокентия (Вениаминова) , Якутское викариатство реорганизовано в самостоятельную епархию 07.07.1869. «... Слава Богу, слава Богу! наконец, дело совершилось», – пишет он 26 июля 1869 г. Преосвященному Якутскому Дионисию (Хитрову), – извещая его об этом радостном событии, – «7 июля Якутская епархия родилась; поздравляю вас от всей души всех...» (ЦВ. Прибавления, 1901. 41. С. 1490; Письма Иннокентия (Веньяминова), митрополита Московского и Коломенского. Собр. И. Барсуков. Кл. 3. СПб., 1901). Имеется в виду синодальное определение о создании епархии, еще не утвержденное императором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православные, находившиеся южнее Великой Китайской стены, относились к Пекинской епархии. Позже, для свт. Иоанна (Максимовича) , Шанхай был сделан викариатством, к которому относились также православные общины Гонконга, Кантона, Макао, Манилы, Циндао и Ханькоу 311 . Православные на территории Китая между двумя мировыми войнами исчисляются 200 тысячами человек 312 . До 1931 г. во главе их стоял Иннокентий (Фигуровский), до 1933 г. – его преемник Симон (Виноградов), и затем архиепископ Виктор, рукоположенный в ноябре 1932 г. в Белграде председателем Карловацкого Синода митрополитом Антонием (Храповицким) 313 . Этому Синоду эмигрантских русских епископов подчинялись находившиеся в Китае православные на всем протяжении этого периода 314 . 5.5. После второй мировой войны Китайская Православная Церковь становится автономной В декабре 1945 г. Пекинский архиепископ признал Московского Патриарха. Однако его викарий свт. Иоанн (Максимович) воспротивился этому деянию своего предстоятеля и остался в подчинении Карловацкому Синоду и дал предписание задержать Виктора, когда тот посещал Шанхайскую область 315 . В 1946 г. Китайская Православная Церковь попала в юрисдикцию архиепископа Камчатского. После прихода к власти Мао Цзэдуна в 1949 г. русские православные были вынуждены покинуть пределы Китая. Ввиду этого от Харбинской епархии, состоявшей из 70 приходов, 200 священников и 100 тысяч верующих, к 1955 г. осталось 30 священников и неизвестное число верующих. Многие клирики, не пожелавшие возвращаться в Советский Союз, переехали в Японию. В китайском Туркестане на 1960 г. предположительно было 80 тысяч православных, в то время как в Шанхайской епархии до 1949 г. было 70 тысяч. Епископ Иоанн (Максимович) эмигрировал на Филиппины, а архиепископ Виктор, покинув Пекин, направился со всем русским клиром в Австралию 316 . Для разрешения сложившейся ситуации 30 июля 1950 г. Московским Патриархом был рукоположен первый китайский православный епископ Симеон Ду. Сперва он предназначался для Тяньцзиня, но затем принял на себя руководство Шанхайской епархией 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

См.: Антоний (Бартошевич), архиеп. Доклад на III Всезарубежном Соборе Русской Зарубежной Церкви в Джорданвиле (неопубликованный). 1974. 261 Иоанн, архиеп. Отзыв Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей. 1/14 дек. 1965 г.//Архив Западно-Американской епархии. 277 См.: Иоанн, архиеп. Единообразие в богослужении//Как соблюдать церковный устав? Джорданвиль, 1951. С. 4. 284 Распоряжение Высокопреосв. архиепископа Иоанна об установлении праздника для всех церковных певцов//Вестник Швейцарского Викариатства. 1951. Дек. 38. С. 4. 294 См.: Указ 87 от 28 нояб. 1951//Вестник Швейцарского Викариатства. Женева, 1952. 40. С. 1. 309 Слово архиеп. Иоанна при вручении жезла еп. Антонию Женевскому//Вестник Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви. 1982. 20. С. 10. 362 С. Историа Српске Православие Цркве у Западно Европи. Белград, 2002. С. 24. (Перевод с сербского.) 384 См.: О службе свт. Иувеналию, патр. Иерусалимскому, и св. мученице Агнии//ЦЖ. 1963. 1–12. С. 74. 386 См.: Доклад епископа Иоанна о службе сщмч. Иринею Сирмийскому//ЦЖ. Белград, 1938. 5–6. С. 105. 399 Там же. Отец Алексий недавно был причислен к лику святых Вселенским Патриархатом. Его святые мощи покоятся в Покровской обители в Бюсси, во Франции. 401 Речь идет о французском священнике Жане-Мари Вианнее, жившем во время наполеоновских войн в деревушке Арс неподалеку от города Лиона и позже причисленном Римско-католической Церковью к лику святых. Церковь в Арсе долгое время не имела священника, народ совсем отвык от богослужений, и никто не ходил в храм. Жан-Мари Вианней в полном одиночестве начал ежедневно совершать все положенные богослужения. В пустой храм стали изредка заглядывать любопытные, чтобы посмотреть на священника-чудака. Вдохновенное служение доброго пастыря привлекало всё больше и больше молящихся, и скоро они не вмещались в храм. Слава о ревностном пастыре дошла до Лиона, а потом распространилась и по всей Франции, и верующие начали отовсюду приезжать в Арс для исповеди у отца Жана и чтобы послушать его бесхитростные, но, подобно Божественному пламени, исходящие из глубины сердца проповеди (см.: Лука, архиеп. Симферопольский. Всем священникам Крымской епархии. 23 дек. 1955 г.//Поповский М.А. Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого . СПб., 2002. С. 460). Добавим к этому, что учение священника Вианнея чуждо обычных римско-католических заблуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

3 . Вопрос о воссоединении викария Иоанна, епископа Шанхайского 35 , за неполучением лично от него никакого ответа на призыв воссоединившихся Харбинских архипастырей, считать на сегодня открытым, к обсуждению не подлежащим. 4 . В интересах церковной икономии и по ревности к благоустроению воссоединенных епархий произвести следующую реконструкцию церковного управления в пределах Восточной Азии: а) Организовать в Восточной Азии, в пределах государств Китая и Кореи, единую Экзархию Святейшего Патриарха Московского, с резиденцией его в г. Дальнем 36 (как географическом и транспортном центре для управляемых епархий) и с представлением названия «Восточно-Азийской Экзархии». Примечание: Основанием для Экзархии, как вида управления, являются: состояние епархии в пределах другого государства – вне СССР, а также чрезмерная отдаленность их, затрудняющая необходимое для управления частое общение с возглавляющими епархию архиереями. Однако делегация не может сделать никакого отвода и против управления в виде митрополичьего округа. б) Упразднить, как не имеющую собственной территории в пределах Государства Китая, Камчатско-Петропавловскую Епархию, а также и викариатства – Хайларское и Цицикарское (в которых нет нужды). в) Ввиду длительного и серьезного болезненного состояния митрополита Мелетия, предоставить ему отпуск по болезни впредь до полного выздоровления, с сохранением полного содержания. г) Назначить исполняющим обязанности экзарха (или начальника управляющего митрополичьего округа) бывш[его] Камчатско-Петропавловского архиепископа Нестора, с оформлением по акту приема дел и архива от Харбинской митрополии, в месячный срок по получении Указа из Москвы. д) Принимая во внимание заслуги в учебном деле и в издании научных трудов викарного архиепископа Димитрия, а также удовлетворяя соответствующее пожелание викарного епископа Ювеналия – перевести их на соответствующие их церковному значению кафедры в пределах СССР. Китайско-Пекинскую кафедру считать состоящей в юрисдикции Восточно-Азийского Экзарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

В пределах Китая и Кореи был образован единый митрополичий округ с присвоением митрополиту титула Харбинский и Восточно-Азиатский. Хайларское и Цицикарское викариатства Харбинской епархии упразднялись. Высокопреосвященнейшему митрополиту Мелетию по болезни предоставлялся отпуск, временно управлять митрополичьим округом назначался архиепископ Нестор. Архиепископ Димитрий и епископ Ювеналий возвращались в Россию. Митрополиту Нестору предписывалось направить все православные силы на возобновление и развитие миссионерской работы, причем особое внимание следовало обратить на ре­организацию учебного дела в Маньчжурии. Московская Патриархия отказывалась от установленных церковных отчислений в пользу развития миссионерской деятель­ности с. 143]. С.      Фомин считает, что «назначение архиепископа Нестора не было случайным. С началом Великой Отечественной войны он произносил патриотичные проповеди , приветствовал вступившую в Харбин Советскую армию, вместе с маршалом Р.Я. Малиновским стоял на почетных трибунах и присутствовал на прие­мах с. 144]. Патриаршим указом от 11 июня 1945 года Восточно-Азиатский Митрополичий округ был преобразован в Восточно-Азиатский Экзархат Московского Патриархата с. 141]. Причинами этого, по мнению исследователей, был особый канонический статус Харбинской епархии и занятие ее территории Советской армией. Это позволяло ей претендовать на первенство на Дальнем Востоке с. 144]. Российская духовная миссия была переведена в не­посредственное ведение Московской Патриархии. 22 октября 1946 г. Св. Синод постановил утвердить в долж­ности начальника Российской духовной миссии в Китае архиепископа Пекинского Виктора (Святина) и считать его находящимся по епархиальным делам в юрисдикции экзархата, а по делам миссии – в личной юрисдикции экзарха. Этим же определением Пекинская епархия и ее шанхайское викариатство были утверждены в составе Восточно-Азиатского экзархата. Таким образом, на тер­ритории Китая сформировались два церковных центра – экзархат в Харбине и миссия в Пекине с. 367–368].

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001   002     003