Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня после Литургии в московском храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот 2 июня 2022 г. 15:03 2 июня 2022 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских Ворот в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем чтении из Священного Писания, повествующем о Вознесении Господа, содержатся духовно очень значимые слова, имеющие, как сказали бы философы, метафизическое значение. Ангел Господень является апостолам, созерцавшим Вознесение Господа, и говорит: «Что вы, мужи Галилейские, стоите и смотрите на небо?» (см. Деян. 1:10-11). Странно — только что вознесся Господь, Он действительно поднимался на небо, но вот некто говорит ученикам: «Что же вы смотрите? Христос, Который ныне возносится на небо, таким же образом вернется к вам». Эти слова так поразили учеников, что они были в полной уверенности, что Его возвращение произойдет незамедлительно. И с радостью они сошли с горы Елеонской (ибо действительно великой была радость от этого пророчества), но мы знаем: прошел и день, и два, и год, и две тысячи лет, а пророчество как бы не осуществилось… Но ведь на самом деле это совсем не так! Потому что Господь явил себя в Духе Святом. Он являет Себя через Церковь, Которая есть Тело Его. Христос действительно явился роду человеческому, но не в виде Богочеловека, не с человеческим лицом, не в человеческом теле. Он явился нам силой Святого Духа через Таинство Святой Евхаристии, через которое Тело и Кровь Христова являются нам под видом хлеба и вина. Но, более того, Господь явился роду человеческому через продолжение Своей проповеди, которая преломилась и в проповеди церковной, и во многих философских учениях. Именно эта проповедь и создала не что иное, как парадигму нового тысячелетия, в котором произошел полный разрыв с язычеством, с разного рода предрассудками, и вера христианская стала преобладать в роде человеческом.

http://patriarchia.ru/db/text/5932954.ht...

Вознесение, как факт небесной и земной истории, является конечной точкой искупления человека, которое завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос вознесся в небесное святилище. С момента Вознесения Господня человек получил возможность полного участия в Божественной жизни и вечном блаженстве, поскольку человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Его Божественной природой, а стала равночестной и сопрестольной Божеству. Вознесение Господне открывает всем людям возможность быть вознесенными, подобно Господу, если они будут постоянно распинать в себе грех через покаяние и жить по Евангелию. Особенности богослужения праздника Вознесение Господне – подвижный Господский праздник Пасхального цикла. Поскольку само событие Вознесения Христа на Небо совершилось на сороковой день после Его Воскресения, праздник всегда выпадает на один и тот же день недели – четверг. Его празднование продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, восемь дней попразднства и отдание – в пятницу седьмой седмицы по Пасхе. Особенности великой вечерни После малого входа читаются три паремии. 1) 2-я глава книги пророка Исаии, стихи 2-й и 3-й. В этой паремии содержится пророчество о воцарении Господа над всеми народами: «Гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы». 2) 62-я глава книги пророка Исаии, стихи с 10-го по 12-й и 63-я глава книги пророка Исаии, стихи с 1-го по 3-й и с 7-го по 9-й. В этой паремии Господь устами пророка призывает Израиль: «Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!». Здесь же пророк говорит о гневе и милости Господней к неверному и колеблющемуся народу. 3) 14-я глава книги пророка Захарии, стихи 4-й и с 8-го по 11-й. В этой паремии говорится о том, что безопасность и благополучие Иерусалима и израильского народа в руках Господа. Вознесение Господне На литии поются стихиры празднику, а на стиховне стихиры самогласны 2-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Кондак : Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне, (хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный), но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! и Твоим апостолом мир даруяй (даруя), падшим подаяй (подавая) воскресение. Вознесение Господне Вознесение Господа Иисуса Христа празднуется Православною Церковью на 40-ой день после Пасхи. Установление праздника Вознесения Господня восходит к самой глубокой древности и относится к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены самими апостолами. Вознесение Господне описывается в Евангелии (Мк.16:9–20; Лк.24:36–53) и в книге Деяний святых апостолов (Деян.1:1–12). В сороковой день после Воскресения Господа Иисуса Христа ученики собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: « Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему (Лк.24:46–48). Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие ( т. е. весть о Воскресении Христа и учение Христово ) всей твари » (Мк.16:15). Потом Спаситель сказал ученикам, что скоро пошлет им Святого Духа; до этого времени ученики не были должны уходить из Иерусалима. Беседуя с учениками, Спаситель вышел с апостолами на гору Елеонскую. Там Он благословил учеников и, когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако скрыло Христа от глаз апостолов. Вознесшись, Богочеловек Иисус Христос сел одесную Бога-Отца. Седение «одесную», т.е. «справа, по правую руку», означает особый почет, особую славу. Вознесение Христово на небо показывает цель жизни человека: соединение с Богом и жизнь во славе Царства Божия. Важно, что в этой славе участвует не только душа, но и тело человека. В Вознесении Христовом человеческая природа была посажена одесную славы Божией, т.е. прославлена. Ангелы, явившиеся ученикам сразу по Вознесении, утешили изумленных и огорченных новой разлукой с Учителем апостолов, напомнив им, что Господь снова придет – таким же образом, как вознесся на небо.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. О вечном присутствии Христа в наших душах Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, когда мы празднуем Вознесение Господне, за богослужением читается начало книги Деяний святых апостолов. Из первых стихов мы узнаём о том, что происходило перед Вознесением. Господь, собрав Своих учеников, повелел им не отлучаться из Иерусалима и дал обетование, что через несколько дней они будут крещены Духом Святым. А далее начинается повествование о самом событии Вознесения Господня — великом и непостижимом чуде, совершенном на глазах у многих святых апостолов. «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (ст. 9). Как это происходило, мы не знаем. В Евангелии апостол Лука описывает Вознесение так: Спаситель стал благословлять учеников и, благословляя, начал подниматься (см. Лк.24:50–51 ). И вот «облако взяло Его» и поднимало все выше и выше, пока Он не скрылся из виду. Но вернемся к Деяниям апостольским. «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его (отсюда мы можем предположить, что оно длилось довольно долго. — Схиархим. А.), вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! чтó вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (ст. 10–11). Видимо, настолько ученики были потрясены этим зрелищем, что не могли от него оторваться. Когда Спаситель уже скрылся из их глаз и ничего более не было видно, они всё смотрели на небо и не могли понять, чтó произошло. Тогда явились два ангела и заставили пребывавших в изумлении учеников прийти в себя. Как замечают некоторые толкователи, если сравнить Вознесение Господне с Его Воскресением, то мы обнаружим, что при Воскресении начало не было видимым, а конец был видим: никто не был очевидцем того, как Спаситель воскрес, но видели Его уже воскресшим. Здесь же наоборот: начало было видимым, а окончание — нет. Ученики видели, как Спаситель возносился на небо, а чем закончилось Вознесение — не знали. Лишь ангелы открыли им, что Он придет так же, как и ушел. Это необыкновенное, великое событие, произошедшее на глазах апостолов, еще раз удостоверило их в том, что Иисус есть Христос, Сын Божий, Который сошел с неба на землю.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

3 . Пока же «около сорока тысяч вооруженных на брань перешло пред Господом» Иордан, и, как сказано в Писании, «в тот день вознес 8 Господь Иисуса пред очами всего Израиля» ( Нав.4:14 ). Безусловно, сын Навина, вождь прежнего народа был вознесен в глазах тех, кем он правил. Но посмотрим, как Иисус Господь мой, Царь и Властитель народа нынешнего, «вознесен» в глазах потомков сынов Израилевых. Я думаю, что Он всегда вознесен и возвеличен пред Отцом. Однако необходимо, чтобы Бог вознес Его в наших глазах. А в моих глазах Он вознесен, когда мне открыто величие и возвышенность Его Божественности. Когда же величие Его Божественности открывается мне? Разумеется, когда я перехожу Иордан, вооруженный для будущих сражений силой различных таинств. 4 . Сказано: «И стали бояться его, как боялись Моисея» ( Нав.4:14 ). Моисея боится всякий, кто соблюдает закон; но когда он переходит от закона к Евангелию, с этим изменением преобразуется и его страх, как и Апостол говорит: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ). 5 . Затем сыну Навина повелевается: «Сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз» ( Нав.5:2 ). Здесь мне хотелось бы спросить иудеев, как кто-то может быть обрезан обрезанием плоти во второй раз. Ведь если он обрезан, то у него уже нечего больше обрезать второй раз. Но смотри, как достойно и последовательно решаем это мы, которым сказано, что «закон духовен» ( Рим.7:14 ). Мы говорим, что просвещенный законом и наученный Моисеем отверг заблуждения идолопоклонства и оставил суеверия и поклонение истуканам. Это – первое обрезание, через закон. Но если от закона и пророков переходит он к евангельской вере, то принимает он второе обрезание, от «камня; камень же [есть] Христос» ( 1Кор.10:4 ), и исполняется то, что Господь сказал Иисусу: «Ныне Я снял посрамление Египетское с сынов Израилевых» ( Нав.5:9 ). Как и Апостол сказал: «Пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор.10:4 ), и здесь мы тоже можем сказать, что они были обрезаны от «духовного последующего камня; камень же был Христос». Ибо если кто-то не очистился через Евангелие вторым обрезанием, то не может он снять «посрамление Египетское», то есть обольщения плотских пороков.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

" Господь открыл путь на Небо " июня 2016 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в колпинском храме Вознесения Господня В канун праздника Вознесения Господня , 8 июня, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в храме Вознесения Господня в Колпине . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Колпинского округа протоиерей Александр Селиванов, настоятель протоиерей Серафим Сологуб с клиром и другие священнослужители. Среди молящихся были вице-губернатор Игорь Дивинский, депутат Заксобрания Елена Киселева, глава администрации Колпинского района Анатолий Повелей, глава колпинского муниципального образования Вадим Иванов. По окончании богослужения правящий архиерей обратился к верующим с архипастырским словом. " Как быстро прошел Великий пост, так же быстро прошли сорок дней после Пасхи. Это время было дано Господом, чтобы еще раз напомнить ученикам, для чего Он приходил на землю, чем они должны заниматься и что впереди их ждет Царствие Божие, - сказал владыка. - Когда ученики видели Спасителя распятым на Кресте, им было страшно. Но когда увидели Его вознесшимся, то возвращались в Иерусалим уже с радостью. Потому что Господь показал им, что Он живой, дал заповедь идти в мир и крестить людей. " Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет " . (Мк.16:16) " . " Господь пришел в мир, чтобы спасти его, - продолжил архипастырь. - В момент Вознесения Господня ангелы явились ученикам и сказали: " Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян.1:11). Но у Господа будет уже другая миссия. Он будет судить живых и мертвых " . " Мы готовимся ко второму пришествию, - подчеркнул владыка. - Господь открыл путь на небо. Чтобы туда попасть, нужно вести праведную жизнь. Некоторых Он выбирает к праведной жизни с младенчества, как преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского. Они с детства были сосудами благодати Божией и готовились к своей миссии. Других Бог призывает в молодости. А некоторых - в конце жизни, обремененных грехами, падениями. Ни для кого небо не закрыто. Последние проходят через покаяние, исправление, очищение и тоже могут сподобиться Царства Небесного " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

И что Он погребен был. Итак, Он и тело имел. Ибо погребается тело. Слова же по Писанию не прибавил или потому, что гроб был всем известен, или потому, что слово по Писанию относится ко всему вообще. И что воскрес в третий день, по Писанию. Где же Писания говорят, что Он воскрес в третий день? В прообразе Ионы, и прежде сего в Исааке, который в три дня сохранен живым для матери, а не был заклан, и в весьма многих иных прообразах; также в словах Исаии: " Господь хочет очистить его от язвы, показать ему свет " ; в словах Давида: не оставишь души моей во аде (Пс.15:10). И что явился Кифе. В первых поставляет свидетеля, достовернейшего из всех. Хотя Евангелие говорит, что Господь явился прежде Марии (Мк.16:9), но из мужей первому явился Петру, как лучшему из учеников. Ибо тому, кто первый исповедал Его Христом, следовало первому видеть и Воскресение; является ему прежде прочих и по причине отречения его, дабы показать ему, что он не отвергнут. Потом двенадцати (ο ε). Матфий сопричислен вместо Иуды после вознесения Господня. Как же Павел говорит: потом двенадцати? Отвечаем: вероятно, Он явился Матфию после Вознесения, как явился и Павлу, призванному после Вознесения. Посему он и не указал времени, но выразился неопределенно. Некоторые же говорят, что здесь ошибка писца; или: Господь, вперед зная и презирая, что Матфий будет сопричислен к одиннадцати, явился и ему, чтобы он и в сем отношении не был ниже прочих апостолов. Нечто подобное выражает и Иоанн, когда говорит: Фома, один из двенадцати (Ин.20:24). Ибо всякий скорее скажет, что Он сопричислил к прочим апостолам Матфия по предвидению, чем Иуду после его предательства и самоубийства. Потом явился более нежели пятистам братии в одно время. После доказательства из Писаний, приводит во свидетели апостолов и других верных людей. Слово более (ε) некоторые объясняют так: " свыше " , с небес; что Он высоко и над головой явился им для того, дабы удостоить в истине Вознесения. Иные же понимали так: более, нежели пятистам. Из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1059...

Можно в этом смысле сказать, что место для одесную Отца седения предвечно уготовано и обладается Сыном, и лишь потому Вознесение осуществляется и во времени, в Боговоплощении: здесь существует онтологическое тожество сверхвременного и временного. Что во времени является новым, – ибо все ново во времени, то существует извечно в неизменности своей. Поэтому и Вознесение и одесную Отца Седение не вносят никакого изменения в Божественную Вечность, и вместе с тем являются свершениями, достигаемыми в богочеловеческом процессе отношений Бога к миру. Значение Вознесения не исчерпывается прославлением Господа, ибо, кроме совершившегося Вознесения, есть еще совершающееся, как прославление тварного, еще непрославленного, земного человечества, которое однако природно тожественно со Христовым. В этом смысле и Вознесение продолжается, оно есть начало и конец, основание и цель: Бог нас «воскресил с Ним и спосадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф. 2, 6 ). Чрез Христа мы «имеем доступ к Отцу в одном Духе» (2, 18). И этому соответствует то раскрытие силы Вознесения, какое имеем мы в прощальной беседе Христа по Евангелию от Иоанна: «В доме Отца Моего обителей много, а если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы вы были, где Я» (14, 2–3). Это относится уже к тому последнему прославлению, когда «будет Бог всяческая во всех», Оно находится за пределами видимого для нас из «царства благодати», в котором мы находимся, и отдельно от нас всеобщим воскресением, с концом этого мира и всем тем, что лежит за его пределами. Однако, следует помнить, что вознесение человечества уже предсовершилось в лице Пресв. Богородицы, которая, по верованию Церкви, будучи воскрешена Сыном Своим, уже вошла в «обитель», Ей уготованную. В Слове Божием открыто, что служение Христово, следовательно, и кенозис его, некоторое время еще продолжается также в небесах. Здесь приходится говорить о временидаже в применении к небесам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Но за этим стоит целая идея. Блаженный Августин говорил о том, что воскресшая душа, плоть не будет нести на себе следы страданий, не останется никаких шрамов, увечий на теле мученика, все исчезнет. Воскреснут все обновленными, в первозданной красоте. Но Христа нужно изобразить так, чтобы Он был узнаваем, и поэтому вдали мы видим Голгофу. Пусть страница перевернута и страдания смыты, но Мемлинг изобразил на торсе Христа раны от гвоздей и от копья. Христос пассивный и действующий На этом же триптихе справа мы видим Вознесение, то есть для Мемлинга это было единое откровение. По сравнению с Воскресением Вознесение не представляет собой тайны, оно совершилось при свете дня, на глазах учеников, и об этом в Новом Завете сообщается трижды, но слишком немногословно. Прежде всего евангелист Марк заканчивает этим эпизодом свое Евангелие и считается, что это позднейшая добавка, потому что ее нет во многих древнейших рукописях. Марк пишет: И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога (Мк 16:19). Но как конкретно выглядело это Вознесение, мы не знаем. В Книге Деяний говорится: Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их (Деян 1:9). Он просто исчез. Поэтому у художника тоже есть карт-бланш. Некоторые ограничивались изображением ступни на камне. Мемлинг изображает и то, и другое. Вы можете увидеть, что действительно на скале, которая служила постаментом для Христа перед моментом вознесения, остаются следы ступни это знаменитая святыня. И одновременно в верхней части картины — сами ступни Христа, Который уже вознесся на небо и уже оказался за пределами видимого пространства. Мастер изображает исчезновение Христа, как в эпизоде с учениками у Эммауса, когда Христос в момент преломления хлеба внезапно для них стал невидим. Здесь Вознесение, конечно, несколько театрально. Христос исчезает как будто с помощью Deus ex machina. Этот тип тоже получил широкое распространение на Западе, только по-разному исполнялся разными мастерами. Складень из слоновой кости XI века, который хранится сегодня в Лувре. Такое впечатление, что Христос расположился в лифте, вошел в кабину, и четыре ангела выполняют роль подъемника, который возносит мандорлу в небо. Искусствоведы условно называют такой тип Вознесения пассивным, потому что Сам Христос не прилагает никаких усилий.

http://blog.predanie.ru/article/kak-tajn...

О том же говорит и святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем Слове на Вознесение: «Да, Господь Иисус Христос ходатайствует о нас к Богу Отцу и умилостивляет Его. Но о ком ходатайствует? о грешниках. О каких грешниках? о кающихся, и о них умилостивляет Отца Своего; а о некающихся грешниках не умилостивляет, потому что они второй раз распинают Сына Божия в себе тяжкими грехами своими, своим коснением в нераскаянности и кровь Сына Божия попирают нераскаянностью своею». Как же освободиться от злокачественных сомнений, от этого коснения в собственных страстях, закрывающего нам путь в Царствие Божие, от принятых внутрь себя диавольских помыслов? Для этого нужно вместе с Господом вознестись душой от земли к небу. Вознестись над своей самостью, своим «хочу», стать выше этого – чтобы не желания управляли нами, а мы – желаниями. И сделать это можно только вместе с Богом. Как сказал об этом священномученик Григорий Шлиссельбургский в своем Слове на Вознесение: «Этот праздник – образ вознесения человеческой души. Об этом вознесении человеческих душ во время Вознесения Господа повествует Евангелие. Свидетелями Вознесения были апостолы, ставшие таким образом первыми его участниками. Факт вознесения апостольских душ отмечен в Евангелии короткой заметкой, Они (апостолы) поклонились Ему (Христу) и возвратились в Иерусалим с великою радостью ( Лк.24:52 ). Откуда радость? Почему радость? Апостолы теряют Христа, своего любимого Учителя и Бога… Теряют Его тогда, когда едва раскрылись их глаза, и они поняли, как велик их Учитель. И вдруг, в час потери – радость! Непостижимая радость!.. Что случилось? Объяснение может быть только одно – совершилось вознесение их душ. Очевидно, души апостолов [духовно] поднялись выше земли, совершилось внутреннее срастание их душ с духом Учителя, отчего Его телесный уход уже не переживался ими болезненно. Они знали, что отныне Учитель будет в их душах, и они с Ним вовеки, и потому возликовали. Вот что случилось! Как это произошло? Об этом рассказывает евангелист: И вывел их (Господь учеников) вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо ( Лк.24:50–51 ). Рассказ символичен. Он символизирует путь подъема христианской души… Дорога вознесения начинается уходом из города. Город – это заслоняющий горизонт пыльный и шумный мир земли. Вознесение души совершается вне земного мира. Надо вывести душу с запутанных улиц – путей земли, чтобы не был загроможден ее горизонт нагромождением земных целей, чтобы не развлекались глаза ее пестротой маленьких интересов и не пачкалась чистота души в пыли греха. Надо вывести душу из обволакивающей ее пыли суеты и греха, чтобы перед ней открылся горизонт и дорога к Богу».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010