В то же время оно выявляет «теплохладность» в образе Ставрогина. В изъятой из основного текста главе «У Тихона» Ставрогин просит архиерея, как и Верховенский-отец Софью Матвеевну, прочитать отрывок из Апокалипсиса (выделенный и Д. в подаренном ему Новом Завете): «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр 3. 14-17). Глубина «теплохладности» Ставрогина, входящего в действие романа в день Воздвижения Креста Господня, измеряется невозможностью обретения отыскиваемого им для себя креста («ставрос» в переводе с греч. означает «крест»). В образе Петра Верховенского и его сообщников, в их мыслях и действиях концентрированно и выпукло проявляется истинный облик и реальные мотивы поведения борцов за справедливое переустройство общества. Деспотический догматизм, политическое честолюбие, уголовное мошенничество предводителя террористической «пятерки», хлестаковский энтузиазм к-рого постепенно осложняется зловещей демоничностью, являются в представлении автора следствием своеобразного развития посредственной и самолюбивой личности, лишенной в воспитании и образовании «высшего, основного», т. е. опоры на духовные ценности, высокие нравственные идеалы. Отец Петра Степан Трофимович Верховенский наиболее ярко выражает собирательные черты рус. западников и особенности мировоззрения и психического склада «либералов-идеалистов» 40-х гг. XIX в. Внешнему и внутреннему облику, мыслям и чувствам Степана Трофимовича свойственны, с одной стороны, возвышенность, благородство, «что-то вообще прекрасное», с др.- какая-то невнятность, половинчатость. Такое расплывчатое, теряющее границы раздвоение («всежизненная беспредметность и нетвердость во взглядах и в чувствах») соответствует неконкретности содержания тех высоких задач, к-рые проповедует «учитель» представителям молодого поколения.

http://pravenc.ru/text/Достоевский.html

Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (1, 3). Не случайно именно в Ин. наиболее остро, «обоснованно» и понятно звучит обвинение Иисуса в богохульстве, за что Он и приговорен к смерти: Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом (10, 33). . Земной путь Иисуса – путь славы (прославления) Единородного Сына Если в Синоптических Евангелиях победа и начало нового бытия наступают непосредственно после Воскресения и Вознесения Иисуса Христа, то в Ин. славным, т.е. божественным путем является вся Его земная жизнь. Венцом же и кульминацией этого славного пути, возвращением Иисуса к Отцу является Его Воскресение. И что необычайно важно, Воскресение в Ин. неотделимо от Креста. Крестная смерть включается в славное возвращение Иисуса к Отцу. Путь к Отцу лежит через Крест и Воскресение. Таким образом, Крестная смерть включается в час славы Иисуса. Вот в чем богословский смысл той игры слов, о которой говорилось выше: 32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. 33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет ( Ин. 12:32–33 ). Напомним, что этот случай тем и показателен, что связь с Крестом в нем на первый взгляд наименее очевидна. Если оторваться от контекста Ин., в нашем сознании возникнет ассоциация со славным Вознесением Иисуса на небо (как в Мк. и Лк.). И здесь на помощь приходят и сам евангелист, немедленно давая пояснение (ст. 33), а вслед за ним – литургическая практика Церкви. Чтение Ин. 12, 28–36 является Евангельским чтением на Утрене в праздник Воздвижения Креста Господня. Вознесение на Крест подразумевается и в других местах: Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому ( Ин. 3:14 ). [ЕК:] Когда вы вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что Я есмь (e)gw/ei)mi/) ( Ин. 8:28 ). В § 18 отмечалось, какими разными терминами обозначается Пасхальное событие в разных новозаветных писаниях, что указывает на его несводимость к какому-то одному человеческому понятию. В этот терминологический ряд («воскресение», «вознесение») Ин. добавляет «прославление», «прославить(ся)». «Слава» – одно из ключевых понятий ветхозаветного богословия, имеющее в виду Божественное явление и присутствие. Так же как ветхозаветное Имя Божие, Иисусу как Сыну Божию принадлежит и Божественная слава (см. Ин. 17, 5 ). Воскресение есть Его возвращение в славу, прославление. «Час» Сына Человеческого. Две части Ин.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Да станут для всех нас святые дни праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня началом этого благословенного пути любви! Крест Господень, начертанный в сердце, да принесет каждому из нас и всем нам вместе вечную Победу и торжество в Царствии Бога и Отца, Которому вместе с Единородным Его Сыном и Всесвятым, Благим и Животворящим Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь. Слово в субботу по Воздвижении Креста Господня Еще раз о Кресте, Искуплении и о рабах Божиих Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Ин.8:28 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Как страстно хотели иудеи схватить Сына Человеческого, как усердствовали и суетились, какие хитрые планы строили. Безумцы! Они пытались поймать в свои жалкие сети Бога Всемогущего, видевшего их насквозь, способного во мгновение ока обратить в прах всех их вместе с их коварством. Только Его попущением могли сбыться их преступные замыслы. Господь Иисус добровольно шел на Распятие и Сам выбирал для этого должное время. А до той поры ничья рука не могла Его коснуться. И Богочеловек сказал своим хищным и трусливым преследователям: Куда Я иду, туда вы не можете прийти ( Ин.8:21 ). Иудеи всполошились. Их заговор казался им безукоризненным, так как же Он ускользнет? Неужто думает покончить самоубийством? В ответ на эти копошащиеся в их недалеких умах бредовые мысли Христос промолвил: Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Яне от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших ( Ин.8:23–24 ). Самоубийцами были они, а не Он, ибо эти безумцы готовили себе вечную гибель в пекле преисподней. Иисус же шел к Своей славе, выразившейся непостижимым для «нижних» образом: в поругании, мучениях и смерти на Кресте не за Себя, а за нас, за все человечество. Ради этого подвига и такой славы Сын Божий стал Сыном Человеческим.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

И далее Господь, опять не объясняя, кто такой Сын Человеческий, ставит третью точку, открывая уже о Сыне Божьем: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Для Никодима и это – загадка, но Господь все же сказал то, что сказал. Потому что слово истины, даже вне исторического и духовного опыта, все равно – слово истины, исполненное внутренней силы. Вот и Никодим: сначала пришел ночью, скрываясь от всех; потом не побоялся в синедрионе сказать слово в защиту Иисуса; и вот уже он вместе с Иосифом дерзает просить у Пилата тело Учителя. Совсем как в притче: бросит человек «семя в землю; и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он. Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» ( Мк.4:26–28 ). Пусть ты еще мало что понимаешь в Евангелии, все равно читай и запоминай. Придет время, и сам от всего сердца скажешь вместе с Апостолом: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят, и я для мира». О православном сознании. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Ин.12:28–36, 19, 6–11, 19:13–20, 25–28, 30–35 1Кор.1:18–24 Праздник Воздвижения связан с именем Елены, святой матери равноапостольного императора Константина. В начале четвертого века, после прекращения гонений на христиан, ей пришла мысль – посетить ту землю, по которой ходил когда-то Господь Иисус Христос, и отыскать крест, на котором Он был распят. С трудом нашли хранителей тайны. Разрушили построенный на этом месте языческий храм, раскопали насыпанный холм и нашли три креста. Царица верила, что Господь не допустит поклониться кресту разбойника, и дерзновенно велела возложить каждый из трех на проносимую умершую девицу. От прикосновения одного из них девица ожила. И ни у кого не возникло сомнений, чей это крест. Тут же он был воздвигнут над толпой, и все только и могли без конца восклицать: «Господи, помилуй»! Впервые орудие страшной казни (а ведь и тогда, спустя триста лет, еще казнили на крестах) было воздвигнуто не для позора и смерти, а для всемирного прославления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Книга пророка Ионы глубоко христологична. В ней можно обнаружить множество явных параллелей с текстом Нового Завета. Прежде всего, образ Ионы, помещённого во чрево кита, является прообразом смерти и Воскресения Христа, Его сошествия во ад и выхода оттуда для исполнения Своего мессианского предназначения, то есть спасения человечества (см.: Мф.12:40 ; Лк.11:29–30 ). В Книге пророка Ионы также можно увидеть прообраз Креста Господня. «Из ветхозаветных пророков, предрекавших о Кресте Господнем и Страданиях Его, в службе на праздник Воздвижения названо несколько имён, в частности, упомянут пророк Иона» 188 . Сравнительный анализ этого прообраза достаточно сложен для осмысления, однако он отражает суть Креста и смерти Господа на нём. Сокрытый, таинственный характер этого прообраза обусловлен тем, что современники Ветхого Завета не смогли бы открыто вместить в своё сознание и принять на веру то, что Господь примет на Себя страдания и такую смерть, которая вызывала лишь общественное презрение. Пророк Михей прямо указывает на место рождения Спасителя. Он называет Мессию, Того, Кто придёт избавить народ от власти первородного греха, Единосущным Господом. Тем самым пророк в точности предсказывает раскрытие в новозаветном вероучении Троичных свойств Личности Бога. Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ), – говорит пророк о городе Вифлееме. Хронологическая близость пророчеств ко времени пришествия в мир Спасителя не только всё более точно раскрывает в них образы земного пути Спасителя, но и открывает некоторые подробности Его Второго Пришествия. Так, в Книге пророка Аггея можно обнаружить указание на то, как Господь будет осуществлять Свой праведный Суд во времена окончания бытия этого мира. Ещё раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придёт Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф... Слава сего последнего Храма будет больше, нежели прежнего ( Агг.2:6–7, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Куда вести обращенных? Что предложить тем, кто, будучи рожден в Церкви, внезапно чувствует, что охвачен божественным огнем? Накануне праздника Воздвижения Креста, 13 сентября, у нас жгут всякую сухую траву и колючки. Гору опоясывает полоса огня, подобная той, что некогда протянулась от Иерусалима до Константинополя. Так сиро–палестинское население оповещало империю об обретении св. Еленой Креста. Церковь может в любое мгновение вновь возгореться, глас вопиющего в пустыне может обрести отзвук, если в Церкви Христовой вновь исполнится слово пророка: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет, как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего, укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш» (Ис. 35,1–4). Это чудо, как любое чудо, непредсказуемо. Какое представление было у апостолов о Пятидесятнице, пока она не пришла? Мы исходим из убеждения, что опустелый храм может наполниться славой. Оставленное нами Тело Христово все так же живо. Именно Оно делает нас новой тварью. Духовный и психологический надлом, инфляция ценностей Церкви будут неизбежны. И все же это не должно привести нас к искушению элитарной «Церковью для чистых». «Остаток Израиля», по выражению Писания, возвращает Церковь к ее призванию. Но последние праведники будут жить в смирении и вере. Ибо несомненно одно: если их праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, мир не будет преображен. Алкание и жажда правды обратят их в вечных нищих милосердия. Всегда памятуя о праве Божием на них и на весь мир, они станут обоюдоострым мечом, одна сторона которого рассечет мир, а другая нанесет их сердцу неисцелимую рану любви. Дух их будет яростен яростью Божией, ибо прежде чем растить и строить, любовь пблет и разрушает. Но душа с бесконечным терпением перевяжет все раны, нанесенные вдохновляющим Словом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

Мы бы нашли совершенно естественным, а потому нисколько бы не удивились, если бы подобное же сотрясение и естественный ужас объяли присутствующих в минуту Христовой агонии, но увы! что мы здесь видим! Все тихо, все подавлено ужасом и состраданием под двумя крестами разбойников, распятых по правую и левую руку Спасителя и принявших достойное возмездие за свои преступления; между тем как под средним крестом, под Его крестом, толпится олицетворенная ярость и ненависть, извергающая наглые поругания. Мы видим, как проходящие кивают головами и отравляют последние минуты Божественного Страдальца разными неистовыми телодвижениями, всячески выражая свою ненависть к Христу. Мы с ужасом видим, что не только грубая, необузданная толпа народа, не только жестокие свирепые воины преследуют Спасителя поруганиями и язвительными насмешками, но что даже первосвященники и старейшины с учеными книжниками не уступают им в жестокости; стало быть, самые просвещенные и знатнейшие из народа заняты теперь злоречием и преследованием. Каждый по-своему выражает свою жестокость и ненависть, следуя внушению внутреннего ожесточения и злобы. Воины, слышавшие о царском достоинстве Христа и читавшие надпись на кресте Его, кричали: «Если Ты Царь Израильский, то сойди с креста, и мы уверуем в Тебя!» Первосвященники и книжники, которые не могли простить Спасителю Его чудес, праведной жизни и великих дел любви и милосердия, возбуждавших в них зависть к Христу, насмехались, взывая: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти!» Старейшины и верховные судьи, ожесточенные против Спасителя за то, что Он признал Себя Христом, Сыном Бога живого, издевались над Ним и восклицали: «Он уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему!» Народ, не знавший ничего превыше храма Иерусалимского, припомнил в это время пророчество Христа о воскресении Своем, выраженное в притче о разрушении и воздвижении храма, и восклицал: «Разрушающий храм и в три дня созидающий его, спаси Себя Самого, Если Ты Сын Божий, сойди с креста».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Мы знаем: этот спасительный для нас и священный Жертвенник-Крест оказался устроен, утвержден отнюдь не в Иерусалимском храме, где в ту эпоху чтил своего Господа богоизбранный народ, но был поставлен вне пределов городских стен, в грязном и отвратительном месте, где казнили убийц и воров. Почему же Господь избрал для Своего священного и спасительного Жертвенника-Креста именно такое место? По убеждению святителя Иоанна Златоуста, все ради того же предельного кеносиса, добровольного Самоуничижения, Самоумаления Спасителя, смиренно принявшего поругание от распинателей и взявшего на Себя грех мира, однако – без самой вины за этот грех. Златоуст поясняет: «Почему же, скажешь, Жертва приносится не в храме, а вне города и стен? Чтобы исполнилось пророчество, что Он будет причтен к беззаконникам ( Ис.53:12 no LXX)». Кроме того, по убеждению святителя Иоанна, была еще одна важная причина, почему Жертва Христова оказалась принесена вне городских стен. Иерусалим был городом и святыней лишь одного из народов земли – богоизбранного еврейского. Христос же пришел спасти и искупить не только евреев, но и весь мир, все народы. Потому-то Господь и приносит Искупительную Крестную Жертву «вне города и стен, чтобы тебе знать, что Жертва всеобща, что приношение за всю землю, чтобы ты знал, что очищение всеобщее». Тем самым Господь являет нам вот что: отныне священные жертвенники и алтари могут воздвигаться не только в Иерусалимском храме, но и по всей Вселенной, во всяком месте – уже весь мир целиком освятился и исцелился Кровью Христовой: «так как пришедший Христос очистил всю Вселенную, всякое место стало местом молитвы. Поэтому и Павел смело увещал безбоязненно молиться везде, говоря: желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки ( 1Тим.2:8 ). Видишь, как очистилась Вселенная? На всяком месте мы можем воздевать святые руки, потому что вся земля стала святее внутреннего [иудейского храмового] святилища». На этом священном Жертвеннике-Кресте происходит примирение Бога и человека, Неба и земли.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

О любви Божией к нам и о конце света, объявленном концом христианской любви Слово перед Воздвижением Святого Креста Архимандрит Иакинф (Унчуляк) Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб (Ин. 3: 16). Возлюбленные верующие! Совсем мало времени отделяет нас от праздника Воздвижения Креста Господня. Поэтому Святая Церковь напоминает нам гласом нынешнего Евангелия о воплощении Господа, Его добровольном страдании, о Кресте и безмерной любви, которую Он проявил к нам ради нашего спасения. Сам Господь Иисус Христос открывает нам неизреченную тайну Своего воплощения, когда говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13). То есть никто другой не восходил одесную Отца, кроме Сына, воплотившегося ради нас, претерпевшего Крест за всех. Однако не станем понимать это так, будто Сын, сойдя с небес, какое-то время не находился возле Отца. Он, как Бог, одновременно был и на небе, и на земле, и на Кресте на виду у всех людей, словно самый провинившийся человек, осужденный на смерть. Ибо Спаситель пришел не только для того, чтобы исцелить больных или изгнать из храма меновщиков денег. Он пришел, чтобы претерпеть за нас смерть. И не обычную смерть, а крестную. Не в каком-нибудь укромном месте, не в пустом поле, а там, наверху, на горе Голгофе, чтобы быть видимым и ангелам, и людям, и бесам. Чтобы все уверовали, что Он Спаситель мира, и избавились от осуждения за грех. Вот почему Он приводит нам в пример Моисея. Ведь когда Моисей проходил с избранным народом через аравийскую пустыню Едом, полчище ядовитых змей ринулось на народ, и кого жалили, тот сразу умирал. И вот, когда Моисей молился, Бог велел ему отлить медного змия и затем вознести его на столп и прибить на самом высоком месте. И кого ужалит змея, тот пусть тут же посмотрит на этот столп и медного змия и останется жив (см.: Чис. 21: 8). И когда Моисей сделал так, он спас весь народ от такой лютой смерти. Моисей прообразует Христа, пришедшего, чтобы вывести нас из рабства сатане

http://pravoslavie.ru/156289.html

Последнее евангельское чтение, завершающее наше осеннее поклонение обретенному святой Еленой Кресту Христову – короткий отрывок из Евангелия от Марка. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Господь говорит парадоксами: кто хочет спастись – тот погибнет, а кто погибнет ради Него и принесенной Им Благой Вести – тот спасется. Важна также последовательность: сначала – отвергнись себя. Но что это значит? Речь идет об отвержении того, что святитель Феофан Затворник называет «самостью». О смирении. Но не игре в смирение, подменяющей его сплошь и рядом. О покаянии как перемене ума, что дословно и означает это понятие. Ницше назвал бы это «переоценкой всех ценностей». Богу приносят в жертву самое ценное, а самое ценное – это так называемый «ум». Или «плотское мудрование», говоря словами апостола Павла. И он же, обращаясь к христианам, пишет «а вы имеете ум Христов». Отказаться от своего «ума», чтобы иметь ум Христов. Что невозможно. Но невозможное человекам возможно Богу. Важно лишь упорное желание отказа от «своего», вменение его ни во что по примеру того же апостола. При принятии своей судьбы (взятии креста), а с ней и всего ужаса этого мира, что и будет означать наше следование за Христом. Спасение только в этом. История каждого – каждая история – может стать историей спасения, священной историей, но может и оказаться всего лишь одним из бесчисленных сериалов с бездарным сценарием, бездарной режиссурой и бездарными актерами. Ничем. Как когда-то заметил А. Ф. Лосев: «Жизнь или бессмыслица, или жертва». Разумеется, эта позиция – крайняя. Но разве не таковы требования Христа, если читать их незамыленным взглядом, не сводя Его учение к благостной мыльной опере с религиозным антуражем?

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010