Москва. Соборная моленная Воздвижения Креста Господня на Преображенском кладбище. Карта и ближайшие объекты Воздвижения Креста Господня на Преображенском кладбище, соборная моленная Церковь Воздвижения Креста Господня старообрядцев Федосеевского Старопоморского согласия построена в 1811 году. Есть предположения, что архитектором был В.И. Баженов. Но это только предположение. Документального подтверждения нет. У храма нет алтарной апсиды. Храм в советское время не закрывался. Инициатором организации Преображенской общины был Илья Алексеевич Ковылин. В 1711 году во время чумы в Москве он получил разрешение у губернатора на создание карантина у Преображенской заставы. На пожертвования, а также благодаря торговым и промышленным предприятиям община активно развивалась. К 1806 году она включала в себя мужскую и женскую обители и была обнесена каменными оградами с башнями. В 1811 году на женском дворе (богадельного дома) был построен соборный храм Воздвижения Креста Господня. Эта церковь является единственным храмом беспоповцев в Москве по форме напоминающим православный храм, что явилось предметом резкой критики со стороны наиболее ортодоксальной части беспоповцев во время его строительства. В 1866 году мужской двор переселен на женский, где сохранилась старообрядческая община, а на территории бывшего мужского двора был открыт Никольский единоверческий монастырь. В 1920-е годы все федосеевские моленные были закрыты. Многие церковные ценности были перенесены в Крестовоздвиженский храм. Сам храм за всю историю своего существования ни разу не закрывался. Община существовала тихо и незаметно, относясь очень настороженно ко всем посторонним. В настоящее время Преображенская община возрождается: отремонтированы стены и башни, входные врата; общине возвратили часть зданий богадельного дома, принадлежавших ей ранее. Вход на территорию общины закрыт для посторонних посетителей. Московская Преображенская община является одним из наиболее крупных объединений старообрядцев федосеевского согласия.

http://sobory.ru/article/?object=03569

Саратов. Крестовоздвиженский монастырь. Церковь Воздвижения Креста Господня при Епархиальном учебном центре сестёр милосердия. Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский монастырь возник в середине XVII в. при одноименной церкви. В 1738 г. пожар, уничтоживший почти весь Саратов, не пощадил и монастырский храм. На следующий год на средства жителя Саратова В.Я. Суровцева в обители начато строительство новой каменной церкви, которая была освящена в 1740 г. в честь Воздвижения Креста Господня. Во второй половине XVIII в. монастырь пострадал от очередного пожара, затем от отрядов Емельяна Пугачева, пришел в упадок и к 1790 г. был закрыт. Подъем монастырской жизни начался в 30-х годах XIX в. В 1830 г. обитель была восстановлена, стала получать пожертвования, появились каменные строения келий, кирпичная ограда с угловыми башенками. К храму Воздвижения креста господня пристроили придельный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Открылась больничная церковь во имя апостола Иоанна и мученицы Пелагеи. В 1903 году был возведен трехпрестольный храм во имя святителя Николая Чудотворца. В период I мировой войны на территории монастыря работал лазарет. В 1919 г. монастырь был закрыт, хотя насельницы жили на его территории ещё около 10 лет. Со временем практически все постройки монастыря были разобраны, На освободившейся площади построена гостиница «Словакия», жилые и общественные здания. В сохранившемся угловом здании была размещена поликлиника. В 2005 г. здание передано Саратовской епархии для устройства Учебного центра сестер милосердия, а 22 августа 2006 г. был освящен домовой храм в честь Воздвижения Креста Господня. Здание, в котором освящен храм, входило в состав архитектурного ансамбля Крестовоздвиженского женского монастыря. Дата основания обители не сохранилась. Первое, дошедшее до нас упоминание о ней относится ко второй половине XVII века. Церковь и строения монастыря были деревянными. Они не раз сгорали в городских пожарах, но стараниями горожан вновь возрождались.

http://sobory.ru/article/?object=14808

Хвалынск. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая) Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1906 и 1914. Архитектор:Ю.Н. Терликов Адрес: Россия, Саратовская область, Хвалынский район, г. Хвалынск, ул. Достоевского, д. 10 Координаты: 52.492005, 48.108079 Проезд:Междугородний автобус Саратов-Хвалынск, автобус по городу Хвалынску 1, 2 (ост. " Центр " ). Расстояние от г. Саратова до г. Хвалынска 250 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая Белокриницкой иерархии). Архитектор Ю.Н. Терликов. Проект 1907 г. Окончание строительства 1914 г. Экспроприирована у общины в 1930 г. Передана РПЦ в 1946г. Утрачена колокольня. Престол в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Освящен в 1947 году архиерейским чином. Храм построен в 1906-1914 годах. Архитектор Юрий Николаевич Терликов. В конце 1905 года, после провозглашения Указа Императора Николая II о веротерпимости, хвалынские старообрядцы, приемлющие белокриницкую иерархию, добились разрешения на строительство в Хвалынске старообрядческого храма. Хвалынская «белокриницкая» община оказалось первой в Саратовской губернии, получившей такое разрешение. Проект, выполненный саратовским архитектором Ю.Н. Терликовым, был утвержден 19 декабря 1905 года. В течение 1906-1914 годов велось строительство храмового здания и колокольни. 31 марта 1914 года храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Настоятелем был назначен иерей Иоанн Карпович Исаичев, впоследствии — последний Саратовский старообрядческий епископ Иоанникий (†1937), казненный в застенках НКВД. Весной 1931 года Покровская церковь была закрыта, снесены купола и колокольня. В здании был размещен склад консервного комбината. В годы Великой Отечественной войны в здании стали собираться на молитву хвалынские православные, но лишь в 1946 году здание было официально передано общине Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). В 1947 году епископ Саратовский и Вольский Борис (Вик) совершил Чин освящения восстанавливаемого храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в память разобранной на кирпичи за несколько месяцев до того хвалынской Крестовоздвиженской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=12864

Чухлэм. Церковь Воздвижения Креста Господня. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Воздвижения Креста Господня , Василия Великого Год постройки:Между 1863 и 1865. Адрес: Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм Координаты: 61.221951, 50.181263 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1916 году находились на территории Усть-Сысольского уезда и относились к Вологодской епархии. Республика Коми, Сысольский район, село Чухлэм расположено на правом берегу Малой Визинги (приток Сысолы). Название церкви и престолов в 1916 году - Крестовоздвиженская Чукломская - приходская в Межадорской волости Усть-Сысольского уезда. Деревянная церковь 1863 года постройки. Престолы Воздвижения Креста Господня, святого Василия Великого. Часовня в Старом Чухломе. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=142 Церковь построена в 1863 году и освящена 28 июня 1865 г. благочинным, священником Ибской Вознесенской церкви Георгием Поповым. Первоначально была приписной к Межадорской церкви. Холодная, одноэтажная, деревянная, с теплым приделом. Придел освящен 7 декабря 1866 года. Престолы: в холодной церкви - в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; в теплом храме - во имя Святителя Василия Великого. По ходатайству местного причта вследствие малопоместительности теплого придельного храма указом Великоустюжского духовного правления от 1 мая 1899 года за разрешено было холодный храм переделать в теплый, и в октябре 1899 г. были устроены две печки: одна в алтаре и другая в храме. 15 ноября 1890 г. начался сбор средств хлебом и деньгами, на постройку каменной церкви. По ходатайству священника Александра Рогова, для поддержания существовавшей церкви и для увеличения капитала для постройки новой каменной, прихожане приговором от 15 ноября 1890 г. охотно пожертвовали во владение церкви на вечное время мукомольную мельницу об одном поставе, находившуюся в 4-х верстах от церкви на речке Волью, с условием, что необходимые по мельнице работы, кроме плотнической, во всякое время года по повестке церковного старосты выполнять натурой обществом, а также, во время перестройки амбара, лес обязались доставлять из крестьянских дач натурой. Вследствие ветхости мельницы и запущенности механизма, согласно данному обязательству, прихожане в продолжении двух лет в 1893 и 1894 годах под руководством специального мастера унтер-офицера Димитрия Мельникова, нанятого причтом с согласия прихожан, устроили новую мельницу о двух поставах и на новом месте. Мельница, учитывая строевой материал, работы, железо и прочие принадлежности стоила до 1200 рублей. Мельница была пущена в действие 1 ноября.

http://sobory.ru/article/?object=15143

Большое Окулово. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Первые известия о селе Окулово находим в окладных книгах XVII века за 1676 год. По этим книгам в Окулове значится церковь в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня; при церкви двор попа Стефана, дворы пономарский и Просвирницын, в приходе 80 крестьянских дворов. В числе приходских деревень здесь упоминаются деревни Липня и Севастлейка. В 1794 году Крестовоздвиженская церковь была разобрана и вместо неё построена новая деревянная церковь с тремя престолами: главный – в честь Воздвижения Креста Господня, в приделах же — во имя Св. Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра. Эта деревянная церковь была разобрана в 1861 году и перевезена в Липню при открытии там отдельного прихода. В 1832 году на средства местного вотчинника помещика графа С.С. Уварова в Окулове был построен каменный храм с такой же колокольней. Престолов в храме было три: главный — в честь воздвижения Животворящего Креста, в приделах теплых – в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, и св. муч. Флора и Лавра. Из воспоминаний Ф.П. Серёгина, жителя с. Б.Окулово: «В летней церкви хоры были наверху, на балконе, туда вела винтовая лестница. Висело красивое паникадило в два яруса, диаметром два метра. На колокольне было всего семь колоколов. Большой самый — тяжкий, весил 302 пуда, 10 фунтов (около пяти тонн). На Пасху звонили весь день. Звонарем был пономарь Владимир из Монакова. Храмы Божии, как и все постройки, творились, создавались по промыслу Божию руками трудового простого люда. В селе имелась земская народная школа, построенная, как и храм, на средства помещика графа С.С. Уварова. Она открыта была в 1845 году, на 1897 год учащихся в ней было 108 человек». Погасли свечи и лампады, Божий храм осквернили, разграбили, а позже приспособили под склад, военную столовую, позднее под клуб, а потом был вовсе заброшен. Лишь в 1990 г. в короткий срок - 9 месяцев напряженной работы - двери воссоздаваемой из руин церкви были распахнуты для первой службы. За два с половиной года был полностью укреплен разрушающийся фундамент, возведена крыша, отделаны заново два алтаря: в честь иконы Божией Матери Казанская и св. муч. Флора и Лавра. Весной 1998 года начали возводить новую колокольню, и ровно через год состоялось торжественное освящение готового придела церкви.

http://sobory.ru/article/?object=09877

Татаринцево. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Ярусный храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с колокольней выстроен в усадьбе Ладыженских в 1737 г. в скромных барочных формах, трапезная XIX в. На протяжении всего своего существования храм никогда не закрывался, поддерживается в образцовом состоянии. Деревня Татариново упоминается в писцовых книгах Московского царства с 1577-78 годов. Тогда она принадлежала Рудаку, Ильину сыну, из дворянского рода Вечесловых. После 1626 года Татаринцево, превратившееся в пустошь, было отдано стольнику Ивану Семеновичу Ладыженскому, который вторично заселил Татаринцево в 1641 году. Тогда там было 3 двора. Отец И.С. Ладыженского Семен Романович Ладыженский был казначеем у Патриарха Филарета (1619-1633). Перед кончиной он принял схиму с именем Сергий. Патриарх Филарет благословил ему серебряный Крест с 38 частицами мощей и других святынь. В ревизской сказке 1726 года читаем: «села Татаринцева, Нововоздвиженское тож, в том селе церковь во имя Воздвижения честного Креста; при ней действительно служащие поп Лука Якимов, сорока семи лет, дьячек Григорий Лукин, двадцати семи, пономарь Михайло Лукин шестнадцати». Вероятно, храм был деревянный. В 1737 году усердием помещика Татаринцево Артемия Ивановича Ладыженского здесь была выстроена каменная однопрестольная церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Композиция храма восходит к башенным храмам «под звоном» конца XVII века, представляя их упрощенный вариант. Тип архитектуры—скромное барокко. Церковь выстроена в три яруса. Нижний построен равноконечным крестом с полукруглыми концами (апсидами), на котором покоятся два убывающих по объему восьмерика. Цоколь храма облицован белым камнем. До самой революции 1917 года в ризнице церкви хранилась грамота, выданная Ладыженскому на постройку храма епископом Коломенским и Каширским Вениамином (Сахновским). В 1788 году сын А.И. Ладыженского Николай Артемьевич подал в Коломенскую Духовную консисторию прошение на постройку нового иконостаса. Этот иконостас сохранился до наших дней. Особенностью его является обилие деревянных статуй Ангелов. Справа от Царских врат в особом ковчеге Ладыженские пометили свою реликвию - Крест-мощевик патриарха Филарета. Известна фамилия иконописцев, писавших самые старые иконы иконостаса - Минины. Сам иконостас выполнен в духе классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=01156

Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – единственный из чреды двунадесятых (т.е. 12-ти наиболее значимых) праздников церковного года, который посвящен не новозаветному событию, но переломному моменту церковной истории – окончанию эпохи гонений и началу эпохи христианской империи. Он установлен в память событий, связанных с чудесным явлением Креста святому равноапостольному императору Константину Великому в 306 г. (после чего Крест Христов становится защитным оружием и символом победы христианского государства) и с последующим обретением животворящего древа Креста Господня в 326 г. в Иерусалиме по инициативе святой равноапостольной царицы Елены, матери Константина. В основе праздника лежит исторический факт – «всемирное воздвижение» (т.е. возвышение при великом стечении народа) Честного и Животворящего древа Креста свт. Макарием Иерусалимским на все стороны света, предпринятое для того, чтобы все собравшиеся могли увидеть святыню. В воспоминание об этом в кафедральных и других соборных храмах в сей день совершается особый чин воздвижения образа Креста Господня. Поскольку в связи с Крестом Господним воспоминаются также и спасительные страдания Христовы, в день праздника положен пост (но с дозволением вина и масла). Последняя тема праздника – Крест Христов, стоящий на защите христианской государственности, поэтому праздничные тексты изобилуют молитвословиями за христианских царей, за христианское государство как совокупность граждан – христиан (греч. «политевма», слав. пер. «жительство») и за всю империю (греч. «экумена», слав.пер. «вселенная»). Празднование совершается 14 (27) сентября, на следующий день после ежегодного литургического воспоминания об освящении («обновлении») храма Воскресения Христова над Гробом Господним и Голгофой в Иерусалиме (335 г.). Своего рода предвосхищением праздника является богослужение 1 (14) августа – день изнесения («происхождения») частицы древа Креста Господня из царского дворца во Влахерне в Константинополь для поклонения верующих: с этого дня (за исключением периода празднования Успения Богоматери) на катавасиях утрени поются ирмосы канона Воздвижению Крест начертав Моисей. Предваряющие праздник суббота и воскресенье (т. н. суббота и неделя пред Воздвижением) имеют особые апостольские и евангельские чтения. Самому дню Воздвижения предшествует один день предпраздства, когда воспоминается и освящение иерусалимского храма Воскресения). Вечером в день праздника на великой вечерне поется прокимен великий Бог наш на небеси и на земли. За Воздвижением следуют 7 дней попразднства с отданием праздника в конце. Суббота и воскресенье по Воздвижении также имеют особые чтения, связанные с темой Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf 36. Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня. О спасительной силе Креста Господня (Ин. 19:6–11; 13–20; 25–28; 30–35) «Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся " " 157 . Три раза в году Православная Церковь , благочестивые слушатели, особо чтит и прославляет Животворящий Крест Господень и призывает нас благоговейно поклоняться ему: в неделю Крестопоклонную в Великом Посту, в Неделю Страстную (страстей Господних) и сегодня, 27 сентября, в великий Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сегодняшний праздник был установлен нашей Церковью по поводу двух событий: 1) обретение Креста Господня в Иерусалиме; 2) возращения его из Персии, нынешнего Ирана, опять в Иерусалимский храм. Вот как происходили эти события: после прекращения гонений на Христову Церковь в 325 году святая равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого , отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень. Нелегко было найти Его. По полученным сведениям, евреи и язычники, ненавидя распятого Христа, зарыли Крест Его глубоко в землю, а сверху на этом месте поставили капище языческой богине Венере. Когда снесли это идольское капище и разрыли землю, то нашли в глубине и извлекли наружу Крест Господень и два креста разбойников. Крест Спасителя узнали через совершившееся чудо: умерший человек ожил, когда его поднесли к кресту Господню. Присутствующие при этом христиане устремились благоговейно лобызать новоявленную святыню. Из-за множества народа не всем удавалось сделать это. Тогда Иерусалимский патриарх Макарий с духовенством взошёл на возвышенное место и стал воздвигать (поднимать) Крест так, чтобы все люди могли видеть Его. Созерцая Крест и повергаясь ниц перед Ним, народ в воодушевлении восклицал: «Господи, помилуй». С этого времени Животворящий крест Господень находился в Иерусалимском храме и в день памяти его особо торжественно воздвигался для поклонения верующим. Особому почитанию Креста Господня в Иерусалиме содействовало явление на небе Креста Господня вскоре же (в 351 г.) после обретения на земле Животворящего Креста Господня. Огромный Крест, составившейся из света, сиянием превосходил свет лучей солнечных и был видим в продолжении нескольких часов жителям Иерусалима. Это необычайное событие описано было, кроме некоторых историков, ещё и Кириллом, архиепископом Иерусалимским в послании к Царю Константину 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

В. Чернов Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня События праздника Праздник Воздвижения честного и животворящего креста Христова единственный из двунадесятых праздников напоминает нам не о временах земной жизни Спасителя или Богородицы, но с гораздо более поздней эпохе. Обнаружение Креста Христова Когда император Константин положил конец гонениям на христиан в Римской империи, его мать, императрица Елена, будучи христианкой решила по возможности сохранить места и предметы, связанные с земной жизнью Спасителя. На тот момент со времени смерти и воскресения Христова прошло около 300 лет – примерно столько же, сколько в нашу эпоху миновало со времени основания Санкт–Петербурга. Однако империя все эти годы была языческой, христиан было сравнительно немного и места, связанные с евангельской историей, никак не оберегались. На Голгофе спустя недолгое время после распятия Спасителя был воздвигнут храм языческой богини Венеры. Было известно, что по обычаю орудия казни зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у святителя Григория Турского , место обретения креста Господня под развалинами языческого храма указал один престарелый иудей по имени Иуда Кириак. Впоследствии он крестился, стал иерусалимским епископом и принял мученичество в правление императора-отступника Юлиана. Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе креста Господня. Одно из преданий повествует, что как раз в то время мимо двигалась погребальная процессия. На покойного по очереди возложили все найденные кресты, но только лишь к телу прикоснулось древо креста Христова, как усопший воскрес.  В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться честному древу креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») святой крест, показывая его народу. Народ поклонялся кресту, восклицал: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения честнато и животворящето креста, который был уже установлен в год обретения святого древа. Так как крест был обретен перед праздником Пасхи, то первоначально Воздвижение креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Свердлово. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Каменная Крестовоздвиженская церковь сооружена на площади в середине села в самом конце XVIII в. тщанием прихожан, по преданию, на месте сгоревшей деревянной церкви. В ней три престола: во имя Воздвижения Креста Господня, апостола Иоанна Богослова и великомученика Димитрия. В середине 1860-ых гг. трапезная церкви ввиду «тесноты и невместительности» была расширена, заново устроены приделы. Стены расписаны в 1843 г., «возобновляемо было письмо» в 1873 г. Через десять лет выкрашена кровля на сводах церкви, в 1884 г. «начато устройство» новой белокаменной ограды в псевдорусском стиле, на углу которой поставили новую часовню во имя Александра Невского. Крупные реставрационные работы проводились в храме и на рубеже XIX-XX вв. В 1930-ые гг. Свердлово вошло в состав Калининской области. В 1937 г. при образовании Иваньковского водохранилища, село оказалось на самом берегу Волги. В первые годы войны церкви удалось выстоять по счастливой случайности. За двести лет существования она закрывалась несколько раз, но на непродолжительное время. На местном кладбище относительно недавно стояла также деревянная церковь. Церковь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня села Свердлово (Нового) Клинского уезда Московской губернии (ныне - входит в Конаковский район Тверской области) была построена в 1800 г. вместо обветшавшей деревянной церкви силами прихожан - крестьян, местных помещиков и торгово-промышленных людей. Здание храма первоначально состояло из увенчанного пятиглавием двусветного четверика с полукруглой апсидой, обширной трапезной, где по древним обычаям могли разместиться за столами все прихожане, и шестиярусной колокольни, высота которой составляет 42 м от подножия до венчающего ее креста. Теплые приделы - южный во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и северный - во имя святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого построены позднее, в 1865 г., на месте трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=02936

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010