Евангелие третьей недели поста Какое евангелие третьей недели поста В этот день на утрени, как в день Воздвижения, выносится из алтаря и полагается на аналое святой крест Христов для поклонения, от чего и название недели «Крестопоклонную», и воспоминаются страдания Спасителя на кресте, для того, чтобы видением креста, орудий страданий Спасителя, и воспоминанием страданиями его до распятия и по распятии на кресте, облегчить трудное и для нашей природы неприятное прохождение поста. Господь страдал и страдал ужасно не за свои (у Него их не было), а за наши грехи, мы ли не пострадаем несколько, те не попостимся, за свои собственные грехи? Господь со креста, по вознесении, возшел на небо; и для нас от подвигов поста и покаяния путь на небо, в царство Христово. И евангелие читается о кресте последователей Христовых. Мар. 8. 34–38; 9, 1 . Зач. 37. 34 Кто хочет идти за Мною; отвергнись себя, и возьми крест свой. И следуй за мной. 35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и евангелия, тот сбережет ее. 36 Ибо какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит? 37 Или какой выкуп даст человек за душу свою? 38 Ибо кто постыдиться Меня и Моих слов в роде сем прилюбодейном и грешном; того постыдится и Сын человеческий, когда приидет во славе Отца своего со святыми Ангелами. Гл. 9,1. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят царствие Божие, пришедшее в силе. Ст. 34. Что значат слова: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест, свой, и следуй за Мною? Отречься, или , по славянски, отвергнуться себя значит отказаться о себя, т. е. жить и действовать не по своей греховной воле, но покориться совершенно воле Божией; ради Христа быть готовым на все, – на скорби и страдания, если Богу будет угодно послать их. Взять крест свой значит решиться начать борьбу со своими страстями, предпринимать подвиги для их искоренения, и все случающиеся скорби, огорчения, беды переносить терпеливо, без ропота, с преданностью воле Божией, подобно тому, как Господь Иисус Христос добровольно принял крестные страдания и безмолвно переносил оные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

" Крест - наша сила " сентября 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы Киришей " Это воскресенье в церковном календаре именуется Неделей перед Воздвижением, - сказал владыка в проповеди. - Великие праздники, например, Рождество Христово, Богоявление, имеют довольно большое количество дней предпразднства и попразднства. И у праздника Воздвижения Креста Господня тоже есть предпразднство и попразднство, особое внимание уделяется субботе и воскресенью до Воздвижения. Так задолго Святая Церковь готовит нас к этому великому празднику. Поэтому и апостольское, и евангельское чтения в этот день были посвящены уже Кресту Господню. Апостол Павел в Послании к галатам говорит, что ничем не хочет хвалиться, " разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира " (Гал. 6:14). Для иудеев это был соблазн, но апостол Павел был уверен, что в мире ничего нет ценнее Креста Господня. Что такое крест в те времена? Орудие смерти, на котором распинали самых плохих людей. Но орудие смерти Господа стало средством спасения всех людей. Крест заложен в основу Церкви: как через древо познания добра и зла мы оказались в аду, так крестным древом мы спасены. На вере в это строится Церковь. Это дерево приносит плоды Господу, дает побеги " . " Кто же мы на этом древе? - продолжил архипастырь. - Мы - маленькие листочки. И состояние этих листочков говорит о состоянии нашей души. Посмотрите: пока листочек на дереве - он зеленый, напитан влагой. Но стоит ему оторваться от древа - поначалу он радостно, летит, упиваясь свободой, а дальше падает на землю и засыхает. Так происходит и с душой. Пока мы находимся на древе Святой Церкви, благоухаем, а стоит грехами оторвать листок - свою душу - от веры, мы вянем. Может быть, нам нравится эта " свобода " , этот полет, но летим-то мы в бездну! Хорошо бы вовремя одуматься и до бездны не долететь, потому что если мы ее коснемся, будет поздно. Нельзя от Церкви куда-то отходить, потому что тогда одна дорога - к бесам, в ад. А если находимся на древе, у нас есть надежда на спасение. Об этом говорит Евангелие - что Христос пришел в мир не погубить его, а спасти: " Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него " (Ин. 3:17). Вот задача Господа - спасти всех нас. Если мы живем в соответствии со своей верой, делаем добрые дела - спасаемся. А если просто верим, что Бог есть, ничего не происходит. Большинство людей верит, что " что-то там есть " , но вера нужна действенная, показывающая, что мы живем по заповедям Божиим, исполняем слова нашего Спасителя " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Во время мучительной смерти Господа, по мысли святителя Иоанна Златоуста , высказываемой им в «Гомилиях на Евангелие от Иоанна», на Кресте «родился новый человек» – христианин. В этом смысле, по убеждению Златоуста, именно Распятие Господа на Кресте стало главнейшим моментом духовного рождения в вечность всех нас. Да, совершившееся на Кресте рождение спасаемых было для Самого Рождавшего гораздо мучительней, чем любые, даже самые тяжелые, физические женские роды. Но то страшное смертное мучение, что перенес на Кресте Спаситель, обратилось для Него, как для роженицы, в величайшую радость и ликование, ибо посредством Крестной муки Он исполнил главнейшую цель Воплощения: даровал начало жизни множеству призванных к спасению христиан – всем тем, кто составили Его Церковь. И потому-то Господь отныне уже не помнит муки Креста, ужаса Распятия, обратившихся для Него в наслаждение и радость мистического соединения с Собственным Церковным Телом, в нескончаемое ликование о приобретенных Им чадах. Родив нас посредством Крестной муки для жизни в Боге, Христос ныне радуется о новорожденных той любовью, что, конечно же, бесконечно превосходит собой любую земную любовь, даже и любовь материнскую. Ведь Он Сам, Сын Божий, Истинный Бог – и есть подлинный Источник и Начало всякой любви и даже Сама эта Любовь (ср. 1Ин.4:8 ). Крест Христов: евангельский рассказ о событии Распятия Известно, что о важнейшем в истории нашего спасения событии – Крестной Смерти Сына Божия – повествуют все четыре евангелиста: святые Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Однако первые три из них в целом повторяют рассказы друг друга, мало расходясь в деталях описываемого. Вот что говорит апостол Матфей: …И повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Некоторые из комментаторов полагают, что это было дешевое кислое вино, которое и сейчас иногда называют уксусом. Если так, то это придает дополнительный смысл: вино, впервые появляющееся у Иоанна в рассказе о свадебном пире в Кане, вино, а не уксус делается крестным питьем Того, Кто претворил в него – но другое, лучшее, – простую воду. Но и вода у Иоанна – не просто вода, а библейский символ благодати, милости Божьей, она течет в жизнь вечную , она – вода живая , стихия Святого Духа. «Кто жаждет – иди ко Мне и пей», – обращается Иисус к иудеям, здесь же Он жаждет Сам и утоляет эту жажду «уксусом», пропитавшим губу, протянутую Ему на острие копья. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Можно было бы долго рассуждать о символике крови и воды, столь важной для четвертого евангелиста, но лучше обойтись без комментариев. Сын Человеческий сходит во ад, в последнюю бездну человеческого страдания. Быть Его учеником – значит следовать в этом за Ним, и все это очень конкретно, это называется «социальным служением», однако, у нас оно не считается первостепенно значимым. Церковные приюты для бомжей, например, защита от несправедливости, от насилия, от растления – действенное сострадание, где оно? Но если нет дел любви , то, что такое христианство, как не «медь звенящая или кимвал бряцающий»? И здесь мы подходим к евангельскому отрывку следующего воскресения, связанного с Воздвижением Креста Господня. НЕДЕЛЯ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ (МК. 8.34 – 9,1)

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

27 (14) сентября Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Страшен был крест, когда он был орудием казни. Величайшие мучения для искупления наших грехов и для нашего спасения понес Господь наш Иисус Христос на Кресте. Но с тех пор, как Он совершил подвиг Своего страдания и воскрес из мертвых, Крест стал иным: он источает Божественный Свет любви, и мы преклоняемся перед силою Воскресшего Господ, соделавшего Крест Свой орудием победы над всяким злом. Почему так? Потому что на Кресте в наибольшей степени явилась любовь Господня к нам. Он сошел на землю, чтобы во имя любви к нам благовестовавать о близости Царствия Божия: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). Он совершил бесчисленные чудеса исцелений, показал, что может властвовать над стихиями и ходить по морю, и все это ради любви к нам. Истинная любовь, дорогие братья и сестры, всегда встречает препятствия. Так было и с Сыном Божиим, когда Он благоволил стать Сыном Человеческим. Как только начал Он Свою проповедь, зашептали книжники и фарисеи, воздвигли клевету на Него, схватили и распяли Его на Кресте. А Господь из любви ко всем людям, в том числе и к тем книжникам и фарисеям, по Своей воле взошел на Крест и претерпел распятие. И его любовь победила все. Ради этой любви Он воскрес из мертвых, и теперь Крест есть победно знамение, и, воспевая: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко», мы спешим засвидетельствовать: «И Святое Воскресение Твое славим!» Вот сила спасающей нас любви Христовой. Святая Церковь поет, что «процвете древо Креста» ( ирмис 3й песни канона Служба на Воздвижение Креста Господня ), т. е. крест, бывший страшным орудием казни, стал цветущим древом, приносящим плоды. Таков крест, который предлагается каждому из нас. Христос Спаситель сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). Следуя призыву Иисуса Христа, мы должны совершать ежедневный, ежечасный подвиг. Каждому, по мере сил его, дается свой крест, он может быть и трудным, но он всегда благодатен, ибо сияет славою Божиею. Да поможет нам благодать Святого Духа нести наш крест.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

4) Практика Церкви.   Под практикой Церкви можно понимать всё ее устройство: богослужение, обряды, песнопения, молитвы, установления и т. д. В них изложены все истины христианской веры, раскрыты многие места Священного Писания и показано множество сторон в событиях, упоминаемых в Писании. Например, в книге Бытия рассказывается, что Иаков благословил сынов Иосифа: «простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии» ( Быт. 48:14 ), и он сделал это с особенным намерением ( Быт. 48:17–19 ). Таинственное значение этого действия объясняет Церковь , когда воспевает: «рук пременение патриарха Иакова на благословение чад державное креста Твоего предъявляше знамение» (Стихира на литии на праздник Воздвижения Креста Господня). Св. ев. Матфей говорит, что Иосиф, приняв свою жену, «и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца» ( Мф. 1:25 ). Частица «наконец» (ως [еос]) в Священном Писании может означать не только предел времени, после которого оканчивается предшествовавшее ему действие (см. Лк. 24:49 ), но и показывать непрерывность действия до определенного предела, не исключая возможность продолжения того же действия и после этого предела (см. Втор. 24:6 , Мф. 22:44 , 1Тим. 4:13 ). Выбор из двух значений в этом месте можно сделать на основании учения Церкви, которая в своих песнопениях называет Матерь Бога-Слова «девство и рождество сочетавшею» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос VIII), «в рождестве сохранившею девство» (Тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы), «столпом девства» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос X), «неискусобрачною» (Стихира на стиховне праздника Благовещения), которая пребыла Девою не только до рождества, но и в рождестве и по рождестве. Прп.  Иоанн Дамаскин пишет: «О блаженнейшая и непорочнейшая чета, Иоаким и Анна! От плода чрева вашего мы познаём вас, как негде сказал Господь: от плодов их познаете их. Вы проводили жизнь богоугодную и достойную Рожденной вами. Пожив целомудренно и праведно, вы произвели на свет украшение девства: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, и по рождестве Деву – единую и по уму, и по душе, и по телу приснодевственную» (Слово на Рождество Пресвятой Богородицы) 147 . Такое толкование не вступает в противоречие со словом «первенец», потому что первородного сына всегда можно так назвать, несмотря на то, были ли после него другие сыны, или нет ( Исх. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   Призрит Он и на тех, кто обижен нашим бытовым неправедным судом.    И не важно, что мы не произносим его вслух, — Господь сказал: «Я знаю мысли их» (Втор.31:21). «Он создал сердца всех их и вникает во все дела их, Он знает тайны сердца» (Пс.32:15, 43:22).     «Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!» (Пс.7:10) — так славит Господа в Псалтири богоотец пророк Давид, имея в виду «собственно то, что составляет плоды гнева и что составляет корень вожделений наших, так как сердце наше служит жилищем гнева, утробы же наши составляют источник вожделений наших, а то и другое вместе порождает грех».    Помни всегда об этом испытании, душа моя! И не забывай о том, что на всякий суд неправедный в конце века найдется суд праведный, истинный и — последний. И от решения этого последнего Суда (который недаром называют Страшным) будет зависеть твоя судьба уже не на краткий миг — на вечность. Устрашись этого суда, душа! Устрашись и будь благоразумна, чтобы пустым, мимолетным словом, неуловимою мыслью тебе самой не закрыть для себя врата Царства. Помни слова Авраамовы из притчи о богатом и Лазаре: «Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:26). Не углубляй этой пропасти!    Чти четвертку первыя седмицы.     Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.    Преподобней: Простерла еси руце твои к щедрому Богу, Марие, в бездне зол погружаемая, и якоже Петру человеколюбно руку Божественную простре твое обращение всячески Иский.    Преподобная Мария в своей исповеди старцу Зосиме, невзначай для себя встретившему ее во Иорданской пустыне, так описывала зов Христов, который услышала она среди своей прежней безбожной жизни, тот зов, который стал призванием ее к жизни равноангельской: «Однажды на рассвете я увидела, что все идут в церковь, и пошла с остальной толпой, — говорила святая. — И вот я вместе с нею вступаю в притвор.    Когда пришел час святого Воздвижения Креста, расталкивая других и в свою очередь теснимая, я пыталась протиснуться к дверям, ведущим внутрь храма, где молящимся являли Животворящее древо Креста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А вот и честь, которой сподобишься, если изберёшь Христа и возьмёшь свой крест: «Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня». Но даже если эта цель покажется недостижимой, если у нас выбор? Ведь о тех, кто упорно противится Божией премудрости, сказано, что, «если бы познали, что не распяли бы Господа славы». Значит: либо перед Крестом, либо – заодно с распинателями, с этими «властями века сего». И хотя средоточие Креста кажется недоступным и как бы нематериальным, но лучи его простираются до бесконечности и в широту, и в высоту, и в глубину, чтобы охватить и привлечь весь мир, чтобы даже самое отдалённое сдвинуть с мёртвой точки. И даже до такой степени, что «кто напоит из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей…». Уж куда проще и доступнее? – только с такой простоты конкретности и начинается путь к истинной премудрости: именно с простого дела, с простой милости, оказанной ради Христа, а особенно тому, кто несёт нам слово Христово. О точках и контуре Неделя перед Воздвижением Ин. 3:13–17 Гал. 6:11–18 Продолжая стояние перед тайной Святого Креста, мы читаем, как «один из начальников Иудейских» по имени Никодим пришёл к Иисусу ночью и сказал: «Равви! мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога: ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Господь же стал говорить о необходимости заново родиться, о Духе, который «дышит, где хочет». Никодим спрашивает: как? Почему? – но ответы Иисуса не опираются на живой духовный опыт слушателя, и поэтому они – как вехи, как точки, которые ещё не обведены контуром и не стали рисунком. Вот Господь ставит первую такую точку: «Никто не восходил на небо, как только Сшедший с небес Сын Человеческий, Сущий на небесах». Но для Никодима вся новозаветная история ещё впереди. Поэтому Господь просто ставит точку: теперь Он напоминает один эпизод из прошлого, «как Моисей вознёс змию в пустыне…» Тут уже Никодим должен вспомнить, как евреи в очередной раз возроптали, и «послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

А мы – кем себя считаем: праведниками или грешниками? Конечно, скажем: «грешниками», и даже «грешнейшими всех человек». Но почему же мы вдруг остановились, стали оглядываться назад и по сторонам, с тайным удовлетворением, что, вот, могу же и я! – Не так, как другие, «прочие человецы». Только почувствуешь себя здоровым, самоуверенным, как вдруг – словно Господь отвернулся, словно стал чужим: «Ты здоров, значит, Я тебе не нужен. Ты не грешник, значит, Я не к тебе пришел». И словно отнимается Его рука, и все начинает рушиться. Слова Господни о том, что Он пришел «призвать не праведников, но грешников к покаянию», должны для каждого христианина всегда звучать радостной вестью, словно Господь говорит тебе, как единственному: «Я пришел и пострадал только ради тебя. И только ради тебя Я еще раз приду на землю, во славе». Ну кто мог от лица всех грешников выразить такую дерзновенную надежду, что когда «Сам Господь» «сойдет с неба», мы «восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем»? Конечно же, только тот, кто всю жизнь помнил и говорил, «что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1Тим.1:15 ). О лежащем Кресте. Неделя третья Великого поста Мк.8:34–9:1 Евр. 4:14–5:6 Напомнив, что Господь пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию, церковь сегодня выносит перед нами святой крест. Дважды в году совершается торжественный вынос креста из алтаря на середину храма: в день Воздвижения и сегодня, в крестопоклонную неделю. Но тогда он воздвигается над людьми, торжественно и победоносно. А сегодня он – «полагается» пред нами. Преступника сначала клали на лежащий крест и прибивали гвоздями, а потом этот крест уже поднимали. Итак, крест лежит посреди храма. И из недр этого креста, как из неопалимой купины, звучит слово Божие: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною». Причем, всякого «себя»: не только плохого, но и «хорошего». И своих грехов, и своей праведности, и своих страстей, и своих заслуг…

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

В безумии опять говорю то, что и прежде говорил: не был ли я послушником? Не имел ли игумена, эконома, духовного и плотского отца и братий по духу и по плоти? Между ними я пребывал, как в огне, привлекаемый туда и сюда, и борясь против двух противоположных жизней. Но избавиться сего не мог ничем иным, как только терпением и исповедью, и тем, что все грехи приписывал себе, что они мои; ибо ничто не может умирить смущенную душу, как терпение. А вы все такие же, как и были. Довольно сказанного. Вы искушаете меня, когда я вас поучаю, и пренебрегаете мною, как невеждою и незнающим того, чему вас поучаю; между тем как и малым детям ясно, что вы действуете по побуждению диавольскому и не смиряетесь под крепкую руку Божию, где отрада, покой и жизнь без попечения. Вы думаете, что исповедуетесь, но делаете это неискренне; это не исповедь, а словопрение и взаимное обличение, как на мирском судилище, к погибели душ ваших, к унижению моего сана и ко вреду всех слышащих. Думаю, что сказанное мною вас опечалило; и вижу, что скорбите; но я потому и беседую, что болезную о вас; притом в день суда Божия и ответ должен отдавать за каждого из вас. И так как написано: «се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2 Кор. 6:2), то отъимем, братия, лукавство от душ наших, научимся добро творить, будем чисты пред Богом, освятившим нас, прежде нежели придет день Господень страшный и грозный, в который и за праздное слово отдадим ответ; ибо смерть так близка к нам, как тень наша, дабы нам получить жизнь вечную, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.    См. Патрологию, том. 99, стр. 631.    Это место исправлено по Латинскому переводу. Поучение 86. На Воздвижение Креста. О том, что мы не должны ...    Братия и Отцы! Мы бываем в великой радости, когда настанет Владычний праздник, и весьма справедливо; ибо мы тогда просвещаемся, размышляя и рассматривая таинство его, как и теперь в Воздвижении Честного и Животворящего Креста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010