Итак, издревле, с мига сотворения Адама, мы уже были как бы неким «символом», прообразом будущего Крестного Древа. В подобном сходстве заключено как зримое свидетельство человеческого величия, так и знамение нашей страшной ответственности. Ведь мы от века несем на себе образ Орудия нашего спасения и того орудия казни, на котором был распят Господь. Мы равно способны не только славно и подлинно по-христиански сораспинаться Христу нашей христианской жизнью, терпением, смирением, несением скорбей, но и стать новым смертоносным для Него орудием мучений, на котором Он вновь окажется распят нашими грехами. Конечно же, нам надлежит всячески избегать второго и всеми силами стремиться к первому! Однако христианин может уподобиться Кресту Христову не только телесно, физически, но и внутренне – собственной душой. Святитель Филарет в «Слове на Великий Пяток», произнесенном в 1813 году, подмечает, что духовно возвышающийся, молитвенно воспаряющий к Богу христианин в таком своем небесном молитвенном полете напоминает взлетающую птицу – она раскидывает крылья, как бы раскрываясь в фигуру креста. Птица может взлететь, только приняв образ креста. Так и призванная к духовному молитвенному полету христианская душа должна сначала приобрести некоторую «крестообразность». Возносясь от земли и восходя к высоте богообщения, она тоже, прежде чем взлететь, призвана молитвенно раскинуться и «простереться в Крест» и затем уже воспарить в райское поднебесье… Однако главнейшей прообразовательной параллелью между Древом Креста и обстоятельствами пребывания первых людей в Раю, конечно же, служат два древних райских древа – древо жизни и древо познания добра и зла: церковные толкователи библейского текста неоднократно символически сравнивали их с третьим Древом – с Крестом Христовым. Как мы помним, два древа были насаждены в Эдемском саду, посреди Рая Самим Богом. И произрастил Господь Бог из земли… дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла ( Быт.2:9 ). От древа жизни Адаму вкушать плоды не запрещалось и даже – до момента грехопадения – благословлялось (от всякого дерева в саду ты будешь есть… Быт.2:16 ), плоды же от древа познания добра и зла есть ему было крепко-накрепко запрещено (а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

[Медный змей – Числ. 21:8–9 .] В последний год странствования евреев в Аравийской пустыне, когда они в Селмоне стали роптать и возмущаться против распоряжений Божиих, в гневе своем «Господь послал на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых». Тогда Моисей обратился к Господу Богу с просьбою о помиловании уже раскаявшегося избранного народа и сказал Господь Моисею: «сделай себе змея (медного) и выставь его на знамя и ужаленный (если змей ужалит), взглянув на него, останется жив»; и поступил так Моисей, и оставались живыми ужаленные, взглянувши на медного змея ( Числ.21:8–9 ). Тайну этого прообразования отчасти проразумевали и древние иудеи, веровавшие, что «обративыйся, не вещию зримою целяшеся, но Тобою всех Спасителем» ( Прем.16:7, 10–11 ). Со всею же ясностию эту тайну раскрыл Господь Иисус Христос в беседе с Никодимом, сказавши: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–15 ). По учению св. Церкви, дерево, на котором был повешен медный змей, было образом древа Креста Христова. « Возложи Моисей на столпе врачество, тлетворимого избавление и ядовитого угрызения (избавлявшее от смертоносного и ядовитого уязвления): и древу образом Креста, пресмыкающегося по земли змия привяза (привязав поперек на древе образ Креста – змия...), лукавый в сем обличив вред (восторжествовал чрез то над бедствием): тем Христу поим Богу нашему яко прославися » (кан. Воздвиж. 1 п. 2 троп.). Что вознесение змея на дерево пред очами всего Израиля в пустыне было прообразом распятия Иисуса Христа на Кресте пред всем народом, на это указывают многия песнопения. « Змия Моисей на древо вознес, образоваше Тя, Иисусе, на Кресте волею вознесена и лукавого ядовитую злобу изгнавшего, к себе же человеки привлекша » (3 седм. Четыред. сред. утр. 9 п. 1 троп.). « На древо вознес первее Моисей змия, Спасе, воображаше Твое воздвижение, еже на Кресте, Преблагий » (5 седм. Четыред. пят. утр. 9 п. 2 троп.; сравн. 5 седм. по Пасхе вт. утр. 2 п. 4 троп.). Исцелением угрызенных ядовитыми змеями чрез воззрение на медного змея предызображено исцеление угрызенных духовным змием (Ап.13:9) – сатаною чрез воззрение с верою на вознесенного на Крест Иисуса Христа. « Твою страсть прообразуя Слове, великий Моисей вознесе древле медного змия на древо, отъемляй зрящия от ядовитого угрызения змиина: ибо, Владыко, распяту бывшу Ти, вреждения змииного богомерзкого вси вернии избавихомся » (Окт. гл. 6, пятн. утр. кан. кресту 6 п. 2 троп.; сравн. Окт. гл. 4 пятн. утр. кан. 1, п. 1, троп. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Один архиерей даже сомневался в его святости из-за этой «бескрестности» пути о.Иоанна. И только будто бы в последние четыре-пять лет жизни он испытал открытые гонения в газетной печати, в слухах, в лице неразумных почитателей – «иоаннитов» и т. п. То – правда, что он открыто был гоним лишь в последние годы жизни. Но совершенно несправедливо, будто он не терпел креста в течение всей долгой жизни своей. Да это просто невозможно было уже потому, что крест был уделом Христа Спасителя; что крестное трудное житие есть и удел всякого христианина. Значит, если бы о.Иоанн был без крестов, он не был бы христианином; а если был христианином, то не мог обойтись без крестоношения. Одно с другим – связано неразрывно! Замечательный пример мы видим в Самом Христе и апостоле Петре. Только что последний назвал Христа «Сыном Бога Живого» и был за это похвален, ибо на этой вере в Божество Христово будет основана Церковь Его; как тотчас же получил резкий упрек от того же Христа. За что же? За то, что он дерзнул «отозвать Его» и начал прекословить Ему: «будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!» «Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» ( Мф.16:15–22 ). А Христос, обратившись ко всем ученикам, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана; ты Мне соблазн; потому что думаешь не от том, что Божие, но что человеческое» (23). Сатаною назвал исповедника Петра за то, что тот отговаривал Его от креста. А далее сказал ученикам, что и им придется нести крест свой: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (23). Так Христос утвердил крестоношение; а отречение креста, крестоборчество назвал «человеческим» делом; даже больше того – сатанинским; ибо за Петром стоял сатана. А если так, что совершенно несомненно, – как и сказал Господь,крестоношение было необходимо и для Него – за всех нас, и каждому – за себя. Так было и с о.Иоанном. Но начнем с Христа Спасителя. В праздник Воздвижения Креста Христова вот что говорит он.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Свободно стало место у Креста, и сюда подошли преданные друзья Христовы; подошли и получили утешение в том, что привел их Господь быть свидетелями, как совершилось великое дело искупления человечества, как Спаситель наш, преклонь главу, предал Дух ( Ин. 19, 26–30 ). Вот и мы, дорогие, вчера и сегодня стоим у Креста Христова, лобызая пречистые язвы Божественного Страдальца. Приступаем как преданные чада и ученики Его; приступаем к Нему как открывшему нам Бога истинного, как засвидетельствовавшему Любовь Творца к человеку, как Победителю искусителя, сеющего рознь между людьми и плевелы сект, ересей и расколов на ниве Христовой. Но как приступить нам к Страдальцу Святейшему, нам – великим грешникам, ежедневно нарушающим Правду Божию? Не скажет ли Господь каждому из нас: «Не вем вас, отойдите от Меня, делающие беззакония!» Но да не смущается сердце ваше... Хотя мы и грешники, но грешники кающиеся, слезами омывающие грехи и беззакония наши. «Приходящего ко Мне не изжену вон», – говорит Господь! У Креста Христова место только покаянию, смиренному сознанию своего недостоинства пред Страдальцем Христом и слезам. Приступим же к пречистым язвам Спасителя с сердцем, исполненным смирения, раскаяния в наших грехах и беззакониях, с сердцем, исполненным благодарности за Его Любовь к человеку, Любовь к нам, запечатленную Им на Кресте. Приступим с обетом сохранить Ему верность в жизни нашей при любых условиях и обстоятельствах нашей жизни. И милость Его пребудет с вами, братия. Аминь. Воздвижение Честнаго Животворящего Креста Господня Перед взором нашим св. Крест с изображением на нем Господа, Спасителя нашего. Мы невольно переносимся мыслью к Голгофе и видим, как из пречистых стоп, из рук и из чела Спасителя истекает Кровь. И невольно задаем себе вопрос: для чего страдал Христос? Зачем нужно было Творцу мира так смириться, так терпеть поругание и истязания, так страдать? Сам Господь дает нам ответ на первый вопрос. Он говорит: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3, 14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на освящении закладного камня в основание храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Ереване 18 марта 2010 г. 11:29 18 марта 2010 г., в ходе официального визита в Республику Армения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки русского православного храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в районе Шенгавит армянской столицы. После богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с приветственным словом. Ваше Святейшество! Преосвященные архипастыри и пастыри! Дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершили освящение закладного камня нового православного храма в городе Ереване, при котором будет также находиться представительство Русской Православной Церкви в Армении. Это знаменательное событие, которого мы все долго ждали. Решение о строительстве русского православного храма в Ереване и армянского — в Москве было принято Предстоятелями двух наших Церквей — приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием II  и Вашим Святейшеством. На сегодняшний день почти завершено возведение армянского храмового комплекса в Москве, и вот мы сегодня, по милости Божией, совершили освящение закладного камня и благословили начало строительства русского православного храма в Ереване. Знаменательно, что оба храма посвящены Воздвижению Честного и Животворящего Креста, о почитании которого в Армении издревле свидетельствуют многочисленные резные каменные кресты — хачкары. «Господи, святый храм сей утверди даже до скончания века», — молится Церковь словами Литургии святителя Василия Великого. Дай Бог, чтобы в этом святом храме совершалась Бескровная Жертва, проповедовалось Слово Божие, а верующие получали в молитве ко Всевышнему отраду и утешение. Премудрый Соломон, построив Божий храм, просил Господа: « при всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем и прострут руки свои к храму сему, Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй » (3 Цар. 8:38-39).

http://patriarchia.ru/db/text/1116954.ht...

Христос страдал как Человек, но Его Божественное достоинство придало человеческим страданиям степень всеискупающей жертвы. Сектанты упрекают православных в почитании Креста. Им кажется, что нельзя почитать орудие смерти и страданий. В этом звучит инерция ветхозаветного ужаса перед Крестом. Для них смерть ассоциируется с поражением, но для нас Крест – это символ величайшей из побед, победы жизни над смертью и царством ада. Не смерть на Кресте победила Спасителя, а Христос через Крест победил смерть. Для нас Крест – это та единственная сила, которая соединяет землю с небом, перекинутый через бездну таинственный мост, по которому человек приближается к Божеству. Для нас Крест и Воскресение неразделимы. Перед крестными страданиями Господь сказал: Ныне прославился Сын Человеческий ( Ин. 13:31 ). Крест – Его слава, Крест – вечное сияние Его любви. По словам святого Иоанна Златоуста , «Крест не только спас людей, но и Ангелов приблизил к Богу». В прощальной беседе с учениками Господь произнес: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга ( Ин. 13:34 ). Без Голгофского Креста эта заповедь о жертвенной любви была бы нераскрытой и непонятной. Господь сказал: Не мир пришел Я принести, но меч ( Мф. 10:34 ). Крест – это духовный меч, который разрушает постыдный мир с грехом, который отделит в вечности истинных христиан от мнимых. Тайну Распятого Бога не могли понять ни иудейский формализм, ни языческие аполлонизм и дионисийство, ни эллинская философия, ни римская культура, поэтому христианская Церковь сразу же стала гонимой. Крест – для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие ( 1Кор. 1:23 ). И теперь, в наше время, тайна «Распятой Любви» (выражение священномученика Игнатия Богоносца ) остается камнем преткновения для многих из тех, кто носит имя христиан. Праздник Воздвижения Креста соединяет в себе воспоминание о двух событиях: обретении Креста при императоре Константине (IV век) и возвращении его в Иерусалим при Ираклии (VII век).

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Что же касается ума, здоровья, земных благ – это дары от Господа, и за них надо благодарить Его, а не отвергать со словами «что это Ты мне, Господи, дал, забери немедленно назад!». Этому христианство не учит. Но и относиться к ним как к неотъемлемой собственности, предназначенной для исключительного личного пользования мы также не имеем права, ибо призваны обращать их на пользу ближним, служа им по мере сил этими дарами. И за то, как мы их использовали, мы дадим в свое время ответ на Суде Божием. Но нельзя превозноситься своими земными силами перед другими людьми, ставить себя выше братьев и сестер, у которых этих сил по каким-то причинам оказалось меньше, – ведь все это в конечном итоге не имеет никакого значения у подножия Креста. Или, вернее, имеет значение лишь постольку, поскольку ведет к Тому, Кто через распятие на кресте даровал нам спасение и вечную жизнь. Если наши земные таланты служат Богу, то это прекрасно и ценно в Божьих очах, но хвалиться самими талантами при этом так же смешно, как художнику хвалиться кисточкой и палитрой, а не написанной с их помощью картиной. Если же мы направляем данные Богом таланты исключительно на земные цели или, хуже того, начинаем через них нести в мир зло и грех, то они не имеют вовсе никакой цены, и хвалиться тут подавно нечем. Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу ( Притч.21:30 ), – сказал еще древний мудрец Соломон, и слова его справедливы и по сей день. Особенно сегодня – у подножия Креста, этого символа и знамени парадоксальной Божией победы, навсегда разбившей все хитроумные планы зла и смерти. Будем же, дорогие братья и сестры, взирая на этот Честной и Животворящий Крест, обращаться всеми помыслами к Тому, Кто через него даровал нам спасение, и будем следовать Его вечной Божественной премудрости, а не преходящим и изменчивым законам и расчетам мира сего! И тогда, несомненно, мы вместе с Ним обретем победу силой Распятого на нем, ибо Ему подобает слава во веки веков. Аминь. Слово в субботу пред Воздвижением Креста Господня Спасительный смысл тайны Креста Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Итак, три евангелиста – Иоанн, Матфей и Марк – уже подвели нас к последним дням земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Пришло время мысленного особого воспоминания в храме и богослужебного прославления распятого ради нас Господа. Церковь воспользовалась для этой цели историческим событием обретения Креста Господня на Голгофе при царе Константине и его торжественного воздвижения пред народом в IV столетии. На Утрени Праздника и на Литургии предлагаются нам евангельския чтения из ев. Иоанна, так как он был в наибольшей степени непосредственным свидетелем последних дней и часов земной жизни и крестной смерти Господа, как удостоверяет это сам своей припиской в Евангелии; эту приписку мы слышим в этот день на Литургии: «и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его, и той весть, яко истину глаголет, да и вы веру имете». На Утрени читается рассказ евангелиста Иоанна о последнем открытом и свободном явлении Христа перед иудеями и пришедшими на поклонение в Иерусалим еллинами, когда Христос, уже видя духовным взором впереди свой Крест, произнес слова: «Душа Моя теперь возмутилась: и что Мне сказать? Отче, избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел, Отче! Прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: И прославил и еще прославлю... Сие говорил Он (Христос), давая разуметь, какою смертью Он умрет» ( Ин.12 ). На Литургии читается повествование о приговоре Пилата после криков: «распни, распни Его», об отдании на распятие и о крестной смерти Господа Иисуса Христа. Духовная полнота праздника Воздвижения выражается, кроме особого поклонения Кресту и воздвизания его при епископском служении, также и в том, что с ним связаны, помимо дня предпразднства и седмицы попразднства, суббота и воскресенье пред Воздвижением, и суббота, и воскресенье по Воздвижении. В эти дни нам напоминается, особенно, о христианском долге несения каждым верующим своего креста, по примеру Самого Господа, Который переходил от беседы о предстоящем Ему Самому Кресте, к наставлениям о несении Креста верующими в Него. Эти наставления мы слышим не только в евангельских, но и в апостольских чтениях: «Я не желаю ничем хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира»; «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия» (ап. Павел). Крест же наш христианский, как учит слово Божие, состоит, в особенности, в чистоте и святости жизни, и в хранении себя от всех соблазнов мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

«Несколько раз приходилось и читать, и слышать, – пишет один вдумчивый наблюдатель общественных настроений мысли и жизни, – что каждый из нас должен знать экономические науки и что не знать их – грех. Христиане, скажите людям, что каждый должен знать Христа, и что не знать Его, не хотеть знать – тяжкий грех для человека. Поведайте людям, что тайны разочарования их – в тоске по Христу, что потому и жизнь опустела, потому и живое творчество иссякло, что у нас нет веры во Христа. Направьте тоску наших братьев в русло «воды живой», заполняющей всякую пустоту человеческого сердца. Скажите им горячо, по-христиански, что чистой радости без Христа нет, что только тем, которые, «прежде всего, ищут царства Божия и правды его», прилагается и все остальное, земное, дающее тепло и хлеб голодным людям». Да, – скажите им это... Скажите также и о том, что для души человеческой, которую по самой природе ее называют христианкой, – звуков небес никогда не могут заменить скучные песни земли, а посему никто и ничто другое, а Сам Христос должен стать сердцем всей нашей жизни и двигающим началом современного творчества, созидающего теперь церковнообщественный быт родного русского народа. Аминь. Слово о кресте (Произнесено в Исаакиевском соборе за архиерейским богослужением 14 сентября 1914 года). «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор.1:18 ). В праздник, когда святая Церковь вспоминает преславное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня и износит спасительное знамение его для всенародного ему поклонения, какое слово благовременнее и благопотребнее предложить здесь, так сказать, под сенью Креста, как не слово о самом кресте. Оно невольно просится на уста. И это, тем более, что «слово о кресте», как пишет святой апостол в сегодняшнем литургийном апостольском чтении, «для погибающих юродство есть». «Сынам погибельным» оно и теперь представляется если не совершенным юродством, то просто пустой вещью, не стоющей и недостойной их якобы просвещенного внимания, – и только для небольшой части «спасаемых» это слово есть воистину «сила Божия». Так было при жизни святого апостола Павла, так остается и до днесь. И в наши дни «сыны противления» ( Еф.2:2 ) ополчаются на крест Христов с такой же, если не с большей злобой и прещением. Посмотрите, как современная неверующая мысль, точно в припадке беснования, мятется и с какой безумной яростью нападает на те священные заветы христианской истории, которые сложились под осенением животворящего креста Господня. И что только не осмеивается ею?! Что только не подвергается ее поруганию и ее клевете?! Приходится лишь поражаться нечеловеческому бесстыдству ее лжи и вспоминать слова Христа Спасителя, обращенные Им к врагам-фарисеям: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

Но также Крест Распятия и Славы Господа пред кончиною этого мира воссияет от края до края небес, возвещая Страшный Суд Божий. По слову святителя Иоанна Златоуста: «Тогда Крест сей самым явлением своим как бы скажет в оправдание Господа пред целой Вселенной и во свидетельство, что с Его стороны все сделано для людей, что только возможно. Не стыдись же, христианин, столь великого блага, да не постыдится и тебя Христос, когда придет во Славе Своей и когда сие знамение Креста явится пред Ним светлее самых лучей солнечных». Господом славы святой апостол Павел именует Распятого Сына Божия. Земное прославление ничего не могло добавить к Всеблаженству Всевышнего. Иисус Христос есть Господь нашей славы, славы преображенного Его Крестным Подвигом человечества, славы рода христианского. Спаситель воззвал людей из земного праха и возвел верных к сиянию детей Божиих, к счастью бессмертных Небожителей. Так через Крест и Воскресение Господне сбылось высочайшее предназначение рода людского, которое предназначил Бог прежде веков к славе нашей ( 1Кор.2:7 ). Возлюбленные о Господе братья и сестры! Воспоем же со Святою Церковью, со всеми истинными рабами Божиими песнь молитвенную и прославляющую: «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею», ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Твоим Отцом и Всесвятым Духом во веки веков. Аминь. Слово в Неделю по Воздвижении Креста Господня Еще о крестоношении: Крест и «крестики» И подозвав народ с учениками Своими, сказал им Иисус: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною. Мк.8:34 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Воздадим хвалу Пречестному Кресту Господню! На нем распростер руки Иисус Сладчайший, всех людей призывая в спасительные Свои объятия. Вершиною Крест возносится в Небесное Царствие, пронзая недра земли и преисподней, – убивает смерть и разрушает ад. Восток и запад, север и юг – весь мир освящен благодатными его ветвями. С Креста, сжигаемый зноем, сдавленный удушьем, терзаемый гвоздями, истекающий кровью, умирающий Сын Божий как бы говорит людям: Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей ( Ин.15:9 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010