он поступил в Кушелевскую богадельню, на Охте; в 1881 году был уволен и 6-го октября того же года скончался, на 49 году жизни, в Валаамском монастыре, где был «на покаянии». Меминская церковь , с помещением для причта, устройством школы и попечительства обязана главным образом усердию отца Ужинского. В течении 16 лет он перенес множество трудов, забот и огорчений по этому делу. Иногда он, с членами строительной комиссии, ходил по селу и под окнами крестьян становился на колени и кланялся в землю, прося крестьян съездить за материалом. На его неотступные просьбы часто отвечали насмешками и ругательствами. За то Господь благословил его дело полным успехом, а те, которые смеялись над ним, подверглись несчастиям, в которых был ясно виден перст Божий. У одного из них пала совершенно здоровая лошадь, у другого сгорел дом с несколькими соседними домами. Духовное начальство, с своей стороны, награждало отца Василия за его ревность. Он в короткое время своего служения имел набедренник, скуфью и камилавку; в 1873 г. «за усердие и труды по устройству церкви» объявлено отцу Василию благословение митрополита Исидора; в 1870 г. преосвященный Павел, по обозрении церкви, собственноручно написал: «Да благословит Господь священника Ужинского за его попечение о храме Божием», В 1875 г. прихожане просили начальство наградить отца Василия наперсным крестом, но, вместо креста, его наградили переводом в Петербург. Преемником Ужинского был, служащий ныне, Владимир Васильев Добровольский, из перворазрядных студентов Спб. духовной семинарии, учившийся год в духовной академии, но вышедший отсюда по болезни и в 1879 году, 3-го июня, преосвященным епископом Брестским, Донатом, рукоположенный сюда в священники. Добровольскому пришлось тоже не мало потрудиться над окончанием дела, начатого Ужинским. Его стараниями собраны деньги на уплату долга за большой колокол, устроен новый дом для причетника, ценою в 750 руб., благоустроен дом для священника, ремонтирована, за 256 руб., церковь , устроен, вместо старой церкви, Ильинский придел в новой церкви; устроен и другой придел, устроен дом для училища и начаты заботы об обращении старой церкви в часовню и об устройстве, вокруг храма, каменной ограды.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1799-1828 гг. на Казанской кафедре не было деятельных архиереев, в результате чего управление епархией пришло в расстройство, делами ведали чиновники консистории, среди к-рых широко распространилась коррупция. Восстановление порядка в управлении епархией связано с деятельностью архиеп. св. Филарета (Амфитеатрова) . Архиерей сумел привлечь к церковно-благотворительной деятельности мн. дворян и купцов, благодаря чему развернулось строительство новых, реставрация и перестройка старинных храмов. Архиеп. Филарет представил программу миссионерской деятельности, к-рая была официально одобрена, но фактически не выполнена. По инициативе архиеп. Филарета была создана Симбирская епархия, в результате чего в 1832 г. количество приходов Казанской епархии уменьшилось вдвое. В 1842 г., при архиеп. Владимире (Ужинском) , была вновь учреждена Казанская ДА, несмотря на пожар, опустошивший Казань 24 авг. того же года, когда сгорели здания семинарии. Со времени открытия КазДА, 4-й и последней в России, статус Казанских архипастырей повысился: архиепископы Казанские и Свияжские считались по чести следующими после 3 митрополитов и архиепископа - экзарха Грузии. Деятельность Казанского архиеп. Григория (Постникова) способствовала быстрому развитию учебного процесса и созданию научных школ разного направления в КазДА. 24 дек. 1853 г. учреждено Чебоксарское викариатство Казанской епархии. Во 2-й пол. 60-х гг. XIX в., при архиеп. Антонии (Амфитеатрове) , начала формироваться педагогическая и миссионерская система Н. И. Ильминского . Результатами применения системы Ильминского стали создание школ для народов Поволжья с обучением на родных языках, переводы на десятки языков народов России Свящ. Писания и богослужения, массовая подготовка учителей, воспитанных в Православии, и национальных кадров духовенства. Внедрением системы Ильминского в основном занимались созданное в 1867 г. Гурия Казанского святителя братство и открытая в 1872 г. инородческая учительская семинария (с 1884 Казанская учительская семинария), официально считавшаяся светским учебным заведением, но под рук. Ильминского фактически превратившаяся в духовную школу, большинство выпускников к-рой стали священниками. Благодаря системе Ильминского сотни тысяч чувашей, крещеных татар, марийцев, удмуртов, ранее являвшихся православными формально, приобщились к вере и церковной жизни. С 1884 г. в епархии появилась широкая сеть церковноприходских школ. Там, где учащимися были «инородцы», в соответствии с принципами Ильминского обучение осуществлялось на родных языках.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Весной 1822 года, после Святой Пасхи, Фотий, пожалованный в день Пасхи наперсным крестом, был вызван в Санкт-Петербург. Перед этим митрополит Серафим, спрашивая совета у архиерея Владимира Ужинского, начальника Фотия до монашества, о том, вызывать или нет сковородского архимандрита в столицу, услышал: «Можно благословение дать приехать; но тогда сбудется сие: и потрясется весь град святаго Петра от него». Прибытие юрьевского настоятеля в столицу знаменует собой начало широкой общественной деятельности Фотия против тайных обществ. По сути, тогда мало кто в России мог заявить о том, что тайные общества представляют опасность для государства и общества; чернец же Фотий проповедовал об этом открыто и в среде, выражаясь современным языком, политической элиты русского общества. Подобные беседы проходили в доме А. А. Орловой-Чесменской (где и остановился архимандрит), давшей «слово до смерти Бога ради служить Фотию во всех делах православия и благочестия, хотя бы его поносили, в заточение послали…», действительной статской советницы Дарьи Державиной (второй жены Г. Р. Державина), княгини Софии Мещерской и в некоторых других домах. Однако если раньше, несколько лет назад, когда только за одну проповедь он был выслан из столицы, по сути, в пожизненную ссылку, то теперь, при помощи Орловой-Чесменской, с которой немногие могли соперничать во влиянии при дворе, Фотий мог свободно отстаивать чистоту православной веры. Именно во время этих бесед-проповедей он познакомился с представителями русской партии в окружении императора во главе с Аракчеевым. Кстати, одной из основных, но тщательно скрываемых причин ненависти к Аракчееву либеральных историков является то, что он был русским по духу и вере и единственным из вельмож при дворе, отказывавшимся писать и говорить на французском языке. В окружении императора скрепя сердце вынуждены были с этим мириться. Свое общественное служение Фотий начал с попыток примирения митрополита Серафима и князя Голицына, отношения которых тогда были весьма холодны. Эта неприязнь тянулась еще с первого заседания Библейского общества, на котором митрополит сидел мрачный, угрюмый и перебирал четки; затем, прервав речь выступавшего Голицына, сказал, что так говорить могут лишь те, кто не понимает православия, вслед за чем покинул заседание, ошеломив всех присутствующих. Фотий также попытался воздействовать и на Голицына, однако неоднократные попытки монаха обратить князя в истинную веру и с его помощью пресечь деятельность сект и ересей в столице и государстве не увенчались успехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Вслед за тем Серафим потребовал от Павского объяснений и представил их вместе с замечаниями Филарета императору Николаю I. Императору объяснения Павского не понравились, в результате чего последнему пришлось оставить и службу при дворе, и профессуру. Император определил ему пенсию, которая позволяла Павскому отныне целиком посвятить себя научной работе. Это произошло в 1835 г., а вскоре, в 1841–1842 гг., в связи со своим переводом Ветхого Завета Павский столкнулся с новыми трудностями. Иеромонах Агафангел Соловьев поднял вокруг этой работы, существование которой благодаря многочисленным копиям отнюдь не могло быть тайной, большой шум, повсюду трубя о том, что перевод в отдельных своих частях неверен и искажает смысл Священного Писания; это вынудило церковные власти вмешаться  . Ниже мы еще скажем более подробнее об этом «деле Павского», которое, как и первое, наглядно демонстрирует те трудности, какие приходилось испытывать, работая в области богословской науки. Казанская Академия была реформирована позднее, чем все другие; она возобновила свою деятельность лишь в 1842 г. Обер–прокуроры Нечаев и Протасов затягивали открытие преобразованной академии якобы из–за отсутствия средств, в действительности же — из характерных для николаевской эпохи соображений: умножение такого беспокойного элемента, как студенчество, было политически нежелательно. И только Казанскому архиепископу Владимиру Ужинскому (1836–1848) удалось наконец настоять на открытии академии. Так как здание семинарии сильно пострадало от пожара, аудитории пришлось расположить в чердачном этаже Спасского монастыря, а студентов расселить по монашеским кельям. Ректор академии архимандрит Григорий Митькевич (1844–1851) и архиепископ Григорий Постников (1848–1856) многое сделали для академии в материальном отношении  . Среди преподавателей особенно выделялись уже упомянутые архимандриты Феодор Бухарев и особенно Иоанн Соколов. Курс догматики, читавшийся Соколовым в Казани (и позднее — в Петербурге), производил такое же сильное впечатление на студентов, как и раньше — петербургские лекции по церковному праву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Казанская Академия была реформирована позднее, чем все другие; она возобновила свою деятельность лишь в 1842 г. Обер-прокуроры Нечаев и Протасов затягивали открытие преобразованной академии якобы из-за отсутствия средств, в действительности же — из характерных для николаевской эпохи соображений: умножение такого беспокойного элемента, как студенчество, было политически нежелательно. И только Казанскому архиепископу Владимиру Ужинскому (1836–1848) удалось наконец настоять на открытии академии. Так как здание семинарии сильно пострадало от пожара, аудитории пришлось расположить в чердачном этаже Спасского монастыря, а студентов расселить по монашеским кельям. Ректор академии архимандрит Григорий Митькевич (1844–1851) и архиепископ Григорий Постников (1848–1856) многое сделали для академии в материальном Среди преподавателей особенно выделялись уже упомянутые архимандриты Феодор Бухарев и особенно Иоанн Соколов. Курс догматики, читавшийся Соколовым в Казани (и позднее — в Петербурге), производил такое же сильное впечатление на студентов, как и раньше — петербургские лекции по церковному праву. Один из слушавших в Казани лекции Иоанна с восторгом вспоминал о глубине и ясности его мысли, необыкновенной оригинальности языка и лежавшей на всем печати неповторимой личной одаренности. «Отличительною чертою его лекций было соединение в них тонкого и глубокого философского анализа с некоторым оттенком мистицизма самой, впрочем, чистой, высокой и благородной При всех своих достоинствах Соколов как преподаватель и ректор был, по свидетельству П. Знаменского, также одного из его учеников, властолюбив и полон презрения, иногда граничившего с грубостью, не только по отношению к студентам, но и к профессорам. Превышая свои полномочия, он перемещал профессоров и доцентов с одной кафедры на другую, вмешивался в их преподавательскую деятельность. Его своеобразный характер и эти выходки, как пишет тот же Знаменский, являлись немалой помехой нормальному течению учебного Преемники его, архимандрит Иннокентий Новгородов (1867–1868) и Никанор Бровкович (1868–1871), приложили немало усилий, чтобы ликвидировать отрицательные последствия его

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

Кончина митрополита Михаила произошла в такое время, когда в рядах церковной иерархии никто еще не выдвигался достойным и соответственным ему преемником. В высших сферах происходила борьба двух направлений: против мистицизма, поддерживаемого министром духовных дел, князем Голицыным, все более и более укреплялось и расширялось течение церковно-консервативное. Управление митрополией поручено было Петербургскому викарию, епископу Ревельскому Владимиру (Ужинскому) 3954 . Преосвященный Владимир был викарием в Петербурге с 1819-го года. До хиротонии во епископа Ревельского 17-го мая 1819-го года он был, после принятия в 1807-м году монашества, ректором Новгородской Семинарии с 1812-го года и с 1816-го года настоятелем Иверского Монастыря. В 1822-м году, 12-го апреля, он назначен был епископом Курским, в 1831-м году переведен архиепископом в Чернигов, в 1836-м году в Казань, где при нем в 1842-м году открыта была Духовная Академия. В 1848-м году вышел на покой в Свияжский Богородицкий Монастырь и скончался 16-го декабря 1855-го года. Владыка был сын причетника Ужинского погоста, Валдайского уезда, в мире Василий Кононович Ужинский, родился в 1777-м году, образование получил в Новгородской Семинарии и, по окончании в ней курса, с 1803-го года служил, в ней учителем 3955 . Неопределенное положение разрешено было высочайшим указом 19-го июня 1821-го года о бытии митрополитом Новгородским, Санктпетербургским, Эстляндским и Финляндским твердому хранителю церковных преданий. митрополиту Московскому Серафиму 3956 . Глава четвертая. Митрополит Серафим (Глаголевский) 1821–1843 Биографические сведения. Перевод из Москвы в Петербург. Борьба с мистицизмом. Характер архипастырской деятельности владыки. Научная и литературная деятельность. Наместники – архимандриты: Товия, Палладий (Белевцев), Аарон (Петров). Окончание церкви Святого Духа. Церковь преподобного Сергия. Обновление Лазаревской церкви. Упразднение Алексанлро-Невского придела в соборной церкви. Переделка иконостасов в лаврских церквах. Новое Лазаревское кладбище. Постройки и перестройки в лаврских помещениях. Сооружение зданий и церкви Всех Святых в Киновии; колокольня и церковь архистратига Михаила в архиерейском доме. Дело о рыбной ловле в Финляндии, Посещение Императором Алекеандром иеросхимонаха Алексия

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

неоднократно приводил в своих секретных посланиях различным должностным лицам (в том числе – обер-прокурору Святейшего Правительствующего Синода/СПС/графу Н.А.Пратасову). В них он, в частности, утверждал со слов лично знакомых с данным вопросом лиц, что «в здешних заведениях» евреи-кантонисты «сами из себя избирали раввинов и чрез них отправляли свои богомолья». 29 Известно и то, что первоначально начальство военно-кантонистских заведений также беспрепятственно предоставляло своим подопечным иудеям увольнительные в их религиозные праздники, давая им тем самым возможность посещать «общие» синагоги. Однако в 1845 г. стараниями военного министра и обер-прокурора СПС до Императора Николая I дошло, что «принимаемые духовным ведомством меры к обращению в православие кантонистов евреев остаются иногда безуспешными потому, что кантонисты эти увольняются для своего богослужения в кагал, где, видаясь с своими единоверцами, слышат от них, сколько известно, разные несбыточные обещания и нелепые угрозы, приноровленные к тому, чтобы удержать сих детей в их заблуждении». В результате государь «Высочайше повелеть соизволил: воспретить, негласным образом, увольнять кантонистов евреев для совершения богослужения в синагоги, или общие еврейские собрания, дозволив им исполнять свои обряды в самых заведениях, под руководством избранного еврея из служащих в других командах того города и под надзором офицера и учителя». 30 Императорское распоряжение тут же было секретно объявлено к надлежащему исполнению по военному и духовному ведомствам (для последнего – в форме указа СПС от 15 марта 1845 г.). «По секретному распоряжению высшего начальства, основанному на высочайшем повелении, – подтверждал, в частности, факт его исполнения в своём рапорте от 7 июля 1845 г. архиепископу Казанскому и Свияжскому Владимиру (В.К.Ужинскому) командующий КБВК майор Б.К.Штарк, – воспрещено евреев увольнять для совершения богослужения, в синагоги, или общие еврейские собрания, но дозволено им исполнять свои обряды в самых заведениях под руководством избранного еврея из служащих в других командах и под надзором офицера или учителя».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Обыкновенной пищей служит суп, щи с забелкою (сметаною), каши разных сортов, пироги; молоко употребляется редко, из-за пойни телят; мясо – только в осенние праздники. Чай пьют по 2 и по 3 раза в день, кофе – редко. Посты соблюдают усердно. Праздничный стол состоит, часто, из 8 и 10 блюд, с обилием водки и пива. Грамотных в приходе не более 50 человек. Школа существует с 1863 г., но так как прихожане тогда заботились об устройстве церкви, то школа существовала почти номинально. Священник учил крестьянских детей в своей квартире; в прочих деревнях учили самородные учителя, большею частью из отставных солдат. В Мемине, кроме священников, Ужинского, а с 1879 г., Добровольского – учили: крестьянин деревни Криваш Козна Тимофеев, учительница, Рязанская мещанка, Ксения Гурьева; отставной губернский секретарь Михаил Никольский, отставной солдат Владимир Григорьев и личный гражданин Михаил Травин. Самое большое число учащихся было в 1876 г. (29 ч. об. пола), 1877 г. (16 ч. об. пола) и 1880 г. (32 ч. об. п.), в 1878 г. училось 9 человек, в 1879 г. – 10. В деревнях, в 1870 г., училось 36 чел. обоего пола, в 1871 – 45 ч. обоего пола. Наконец, по неоднократным просьбам нынешнего священника, земство, 20 января 1882 г., открыло в Мемине начальное училище, дало пособие и учительницу. Училище помещается в верхнем этаже «Гостинницы»; в 1882–83 г. прихожане устроили помещение для учителя, купили классную мебель и учебники. В первый год училось 18 мальчиков и 4 девочки; ныне учатся 23 мальчика и 6 девочек. Учительницею, с жалованьем от земства в 300 р., состоит дочь умершего, села Дубна, священника, девица Варвара Алексеевна Соколова, окончившая курс в епархиальном женском училище. Законоучитель получает, с 1882 года, по 50 коп. за час. Попечителем школы состоит крестьянин села Мемино Матфей Ефимов Никонов. Священник и причетник образовали, из учащихся, церковный хор. Священник помогает в ученических рисунках, причетник учит столярным работам. Нравственность прихожан не особенно высока. Христианское убеждение и религиозное чувство развиты мало. Уставы церкви соблюдаются больше по заведенному порядку, а не потому, что так требует церковь . Поэтому обряды, установившиеся издавна, напр. при свадьбах и пр. соблюдаются усерднее, нежели требования церкви. Церковь посещают не всегда усердно, а народные сельские праздники чтут как должно. К духовенству почтительно сдержаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

по определению Синода от 25 июня 1842 г. завершило преобразование российских духовных академий по Уставу 1814 г. По мнению И. К. Смолича , «обер-прокуроры Нечаев и Протасов затягивали открытие преобразованной академии якобы из-за отсутствия средств, в действительности же - из характерных для николаевской эпохи соображений: умножение такого беспокойного элемента, как студенчество, было политически нежелательно». Однако архиеп. Казанскому и Свияжскому Владимиру (Ужинскому ; 1836-1848) удалось настоять на открытии академии, преодолев сопротивление нек-рых членов Синода. Предполагалось, что новая академия разместится в зданиях КазДС, поскольку количество учащихся семинарии сократилось после открытия в 30-х гг. XIX в. в Казанском духовно-учебном окр. Симбирской ДС и 8 духовных уч-щ. Однако в результате пожара 1842 г. сгорел комплекс зданий КазДС. Во избежание переноса Синодом открытия КазДА на неопределенное время архиеп. Казанский Владимир (Ужинский) разместил академию в постройках казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря , а квартиры ректора и части преподавателей устроил в архиерейском доме Казанского кремля. Лишь 8 нояб. 1842 г. состоялось торжественное открытие КазДА. В нач. 1844/45 уч. г. академия переехала в съемные помещения Казанского подворья на ул. Б. Проломная (ныне гостиница «Казань» на ул. Баумана). Заранее, еще в 1843 г., по проекту архит. А. И. Песке началось строительство комплекса зданий на окраине города, на Арском поле. Помещения академии заняли квартал, ограниченный Сибирским трактом (ныне ул. Николая Ершова) и улицами Госпитальная (ныне Чехова), 1-я Солдатская (ныне Лейтенанта Шмидта), 1-я Академическая (ныне Вишневского). Трехэтажный с антресольным этажом главный корпус и два 2-этажных флигеля на углах квартала были выстроены фасадами на Сибирский тракт. В 1848/49 уч. г. академия переехала в собственные здания. Во флигеле на углу ул. Госпитальной находились квартира ректора и б-ка, на углу ул. 1-я Академическая разместились квартиры преподавателей, в главном корпусе - домовая ц. во имя арх. Михаила, аудитории, общежитие, столовая и кухня. На территории большого по площади квартала был разбит сад, построены деревянный корпус больницы, дома с квартирами служителей. В 1887-1889 гг. главный корпус и флигели были расширены. Главный фасад увеличен с 20 до 40 окон, в глубь двора построено 2 крыла, и здание из прямоугольного стало П-образным. Фасады флигелей по Сибирскому тракту остались прежними, а боковые увеличены с 4 до 16 окон.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

этот пост занимал церковный историк архим. Амвросий (Орнатский). На время ректорства архим. Владимира (Ужинского ; 1812-1819; впосл. архиепископ) пришлось введение в ДС в 1814 г. нового устава. Срок обучения в ней теперь составлял 6 лет, 6 классов различались предметной направленностью (словесных наук, исторический, математический, философии и логики, богословия и церковной археологии, языковой). Митр. Михаил (Десницкий) увеличил в ДС число казеннокоштных воспитанников. В сер. 20-х гг. XIX в. в б-ку ДС поступило более 1 тыс. книг по завещанию архиеп. Антония (Знаменского), скончавшегося в Новгороде на покое. Ректор ДС в 1823-1827 гг. архим. Игнатий (Семёнов ; впосл. архиепископ) стал в 1828 г. 1-м епископом Олонецким: по его настоянию семинаристы - уроженцы Олонецкой губ. были переведены из Новгорода в Петрозаводск, во вновь открытую в 1829 г. Олонецкую ДС. В 1839-1840 гг., в ректорство архим. Анатолия (Мартыновского ; 1832-1840; впосл. архиепископ) в рамках новой реформы духовных учебных заведений было резко увеличено число предметов (с 17 до 26), при этом из преподавания исключили историю философии. В ректорство архим. Антония (Павлинского ; 1840-1852; впосл. архиепископ) перестроены учебный и жилой корпуса ДС, в 1845 г. отменены телесные наказания. Несмотря на проведенные работы невозможность дальнейшего использования тесных и сырых семинарских построек к сер. XIX в. стала очевидной. Ревизовавший ДС в 1855 г. еп. Старорусский Иоанникий (Горский ; впосл. архиепископ) рекомендовал их снести и «выстроить одно новое здание». Среди ректоров ДС 2-й пол. XIX в. выделяются незаурядный церковный историк архим. Макарий (Миролюбов ; 1860-1866; впосл. архиепископ) и прот. Е. И. Мегорский (1875-1890), к-рый сумел, не прерывая учебного процесса, организовать разборку старых учебного и жилого зданий и строительство на их месте нового учебного корпуса с общежитием. Первая же ревизия Новгородской ДС после введения семинарского устава 1869 г. выявила полное несоответствие существующих при Антониевом мон-ре семинарских построек существовавшим требованиям.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001   002     003    004