В авг. 1836 г. курский губ. М. Н. Муравьёв предложил Курскому еп. Илиодору (Чистякову) собрать историко-статистические сведения о Курской епархии, в частности, приступить к выявлению «летописей и старинных описаний», хранящихся в местных церквах и мон-рях. Губернатор предложил также составить биографии «знаменитых духовных лиц, как уроженцев Курской губернии, так равно ознаменовавших какими-либо отличными делами пастырство свое в этой губернии». Для составления описаний отдельных церквей и монастырей была разработана специальная программа. Проект не был реализован. В нояб. 1836 г. член Оренбургского губернского статистического комитета и присутствующий член Оренбургской духовной консистории прот. И. Бреев представил в Оренбургскую духовную консисторию «Программу главнейших статистических вопросов, относящихся до описания состояния церквей Оренбургской епархии и их духовенства». По указу Оренбургской духовной консистории от 19 янв. 1837 г., утвержденному местным еп. Иоанникием (Образцовым), копии с программы были разосланы в духовные правления и благочинным. В течение 1837-1839 гг. были получены сведения по отдельным приходам, однако завершить работу над описанием епархии и издать его не удалось. В 1845 г. бакалавр Казанской духовной академии Г. З. Елисеев предложил подготовить историко-статистическое описание Казанской епархии. Он обратился к Казанскому архиеп. Владимиру (Ужинскому) за содействием в собирании материалов и получил на это его согласие. В 1848 г. Елисеев просил архиерея сделать предписание о присылке из разных мест епархии описаний чудотворных икон, соборных и монастырских летописей, синодиков и описей церковного имущества, составленных ранее 1740 г. Архиеп. Владимир, усомнившись, что подобные материалы удастся получить в обозримый срок, рекомендовал Елисееву обратиться за ними в каждое место лично. Однако средств для поездок по епархии у Елисеева не было, на требование же правления Казанской духовной академии о присылке историко-статистических материалов большинство адресатов сообщило об отсутствии таковых.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ основана в 1830 г. выдающимся миссионером прп. Макарием (Глухарёвым) , благодаря успешной деятельности к-рого она получила наибольшую известность среди духовных миссий РПЦ, действовавших на территории России в XIX - нач. XX в. Следуя кирилло-мефодиевой традиции (см. Кирилл (Константин) , Мефодий ), все основные виды миссионерского делания - проповедь, обучение, богослужение - алтайские миссионеры совершали на родном языке алтайцев и шорцев. Менее чем за столетие (1830-1920) трудами миссионеров из язычества в Православие было обращено более половины коренного населения Горного Алтая и Горной Шории. Методы алтайских миссионеров широко использовались в др. миссиях РПЦ, стремившихся не только привести язычников ко Крещению, но и устроить все стороны жизни новокрещеных в духе правосл. церковности. На Иркутском миссионерском съезде 1910 г. (см. Съезды миссионерские в России ) А. д. м. была признана «образцом и руководителем» для др. миссий. Сильной стороной А. д. м. являлась ее образовательная, переводческая, лит. и издательская деятельность; этнографические и лингвистические труды алтайских миссионеров не утратили своего научного значения до наст. времени. Макарий (Глухарёв), архим. Литография. Ок. 1846 г. Макарий (Глухарёв), архим. Литография. Ок. 1846 г. Создание миссии Предпосылкой учреждения А. д. м. явился указ Святейшего Правительствующего Синода от 24 дек. 1828 г. на имя архиеп. Тобольского и Сибирского Евгения (Казанцева) , в к-ром предписывалось восстановить в Сибири должность инородческих миссионеров, упраздненную в 1799 г. В поисках лица, способного понести миссионерское служение в Сибири, архиеп. Евгений обратился с запросами к еп. Курскому Владимиру (Ужинскому) и еп. Архангельскому Аарону (Нарциссову) , а также к архимандриту Соловецкого мон-ря . В Глинской пуст. , относившейся в то время к Курской епархии, подвизался архим. Макарий (Глухарёв), к-рый и откликнулся на призыв Синода.

http://pravenc.ru/text/АЛТАЙСКАЯ ...

К епископу Владимиру К преосвящ. Владимиру (Ужинскому), епископу Курскому (1822−1831), потом архиепископу Черниговскому (до 1836 г.) и Казанскому (до 1848 г; † 1855 г.), архим. Макарий писал впервые из Глинской пустыни Курской епархии, прося его, как Епархиального Архиерея, ходатайствовать перед Св. Синодом об отправлении его в Сибирь в миссионеры. Затем, через 11 лет, архим. Макарий поручал вниманию его, тогда Казанского архиепископа, своего казанского благодетеля почетного гражданина г. Казани П. Л. Крупеникова. Два первых письма перепечатываются из книги П. В. Птохова: «Архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии» (М., 1899 г.), стр. 39−42, нашедшего их в деле Синодального архива 1829 г., 417. Третье печатается по оригиналу, сохранившемуся в доме Н. П. Крупеникова в Казани. 58 Повергаясь мысленно к стопам Вашим, милостивейший Архипастырь, всенижайше прошу исходатайствовать в Св. Синоде установленным порядком, перемещение меня в Иркутскую епархию. Ибо самым темпераментом своим, будучи понуждаем искать, согласной с моими склонностями, деятельности, обретаю желание служить, как Господь повелит, и поможет тем о Христе братиям моим, которые в 1825 году из общежительных монастырей Великой России отправлены в Иркутскую епархию, для проповедания слова Божия народам языческим. 261 Посему всенижайше прошу Ваше Высокопреосвященство представить сие желание Св. Синоду, да соизволят перевести меня в ведение Иркутского Архиепископа, не лишив меня, если возможно, того пособия и содержания, которое получаю доселе по благодетельному снисхождению комиссии Духовных Училищ 262 , дабы Его Высокопреосвященство архиепископ Иркутский соизволил употребить меня на служение означенным братиям в деле проповедания Евангелия народам языческим, если усмотрит во мне какую-либо к тому способность, или в противном случае позволить мне в том Иркутской епархии монастыре, который будет избран мною, жить, как живу в Глинской Пустыни. Если возможно то, чтоб и я был отправлен в Иркутск, как означенные монахи, с подорожною по казенной надобности и с прогонными деньгами из казны; то всепокорнейше прошу исходатайствовать для меня сие милостивое вспоможение. Если же сие невозможно, то ограничиваюсь прошением надлежащего свидетельства из Духовной Белградской консистории, с которым бы мне можно было в Иркутск отправиться, и паки с глубочайшей благодарностью повергаюсь к стопам Вашим, святительского благословения и решения сему, желанно и прошению всенижайше испрашивая, и притом донести осмеливаюсь, что прежние опыты обещают мне укрепление сил от путешествия столь дальнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В XIX в. архитектурный ансамбль мон-ря претерпел существенные изменения. В 1815 г. К. м. пострадал от пожара, сгорело неск. зданий, большая половина церковного имущества, утварь, ризница и архив; сохранилась лишь Введенская ц. На восстановление обители имп. Александр I Павлович выделил 5 тыс. р. По преданию, крупную сумму пожертвовал митр. Новгородский Амвросий (Подобедов) , бывш. архиеп. Казанский. Всего было собрано 58 636 р. 26 июля 1818 г. в Казани была образована специальная комиссия, и к 1819 г. ремонт в К. м. был окончен. 24 июня, в день праздника Рождества св. Иоанна Предтечи, собор был заново освящен архиеп. Казанским и Симбирским Амвросием (Протасовым) . В 1831 и 1833 гг. игум. Ираклий обращался к еп. Казанскому Филарету (Амфитеатрову) с прошением сначала надстроить, а затем возвести новый настоятельский корпус, но это начинание было отложено до «благоприятнейшего времени». В 1832 г. было дозволено разобрать угловое каменное здание при ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи, а кирпич употребить на возведение ограды мон-ря. В 1846 г. настоятель (1845-1852) игум. Елевферий обратился к архиеп. Казанскому и Свияжскому Владимиру (Ужинскому) с прошением перестроить существующие при мон-ре «холодные палатки» и лавки в жилые помещения, чтобы последние приносили больше дохода. Просьба была удовлетворена, благодаря чему имущественное состояние обители улучшилось. В нач. 80-х гг. XIX в. храм Усекновения главы Иоанна Предтечи сочли небезопасным для совершения богослужений. Вопрос о разборке собора, признанного памятником рус. шатровой архитектуры, стал предметом дискуссий научной общественности и горожан ( Остроумов. 1978). В итоге была признана невозможность ремонта. В 1886 г. настоятель (1885-1909) игум. Ексакустодиан (Каменский), получив разрешение Синода, приступил к разборке старого и строительству нового собора. Игумен первым внес 1 тыс. р. на возведение нового храма и впосл., обращаясь к богатым жертвователям по всей России, сумел собрать большую сумму. Храм строился в 1886-1894 гг., на его возведение было затрачено 100 тыс. р. Новый собор (архитекторы П. М. Тюфилин и Л. К. Хрщонович), построенный в рус. стиле, был просторнее прежнего, но сохранил главные композиционные особенности предшествующего: растянутый в ширину четверик с 3 шатрами и 3 апсидами, более низкую обширную трапезную. 18 дек. 1894 г. архиеп. Казанский и Свяжский Владимир (Петров) освятил главный престол во имя св. Иоанна Предтечи, 24 нояб. 1895 г.- придел во имя свт. Иннокентия Иркутского, 1 дек. того же года - придел во имя свт. Германа Казанского. В нижнем этаже церкви был устроен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя семи Эфесских отроков. В 1895-1896 гг. в К. м. был построен и 14 дек. 1896 г. освящен 2-этажный настоятельский корпус.

http://pravenc.ru/text/казанского во ...

1155-1157; Начертания правил чувашского яз. и словарь, сост. для духовных училищ. [Каз.], 1836; О религиозных повериях чуваш. [Каз., 1846]; О религии некрещеных черемис: Из зап. миссионера//Вестн. РГО. СПб., 1856. Т. 17. Вып. 4. С. 281-290; То же//Казанские ГВ. 1856. 9-10; Сведения о погребении Владимира [Ужинского], архиеп. Казанского и его автобиография//Там же. Ч. неофиц. 1-2; Беседа священника с раскольниками о Св. Тайнах, по старинным книгам//ПС. 1858. Т. 3. С. 176-199, 440-463; Несколько слов из старинных книг к беспоповцам о существующем в толках беспоповщины обычае перекрещивать крестившихся в правосл. Церкви//Там же. 1860. Т. 1. С. 73-100; Ответ из старинных книг на раскольничий толк о трехперстном знамении//РукСП. 1860. Т. 2; О сложении перстов для крестного знамения. Каз., 1861, 18632; Раскольнические мудрования об именословном благословении//ПС. 1862. Т. 2. Май. С. 3-15; О старинных богослужебных книгах русских: Против раскола//Там же. С. 406-414; Свидетельство старопечатных русских книг о достопоклоняемом имени Иисус//Там же. Т. 3. С. 214-223; Архим. Мартирий, настоятель Свияжского Богородицкого мон-ря//Там же. 1874. Т. 1. С. 117-123. Арх.: НАРТ. Ф. 4: Клировые вед. Благовещенского собора (за 1854-1884). Лит.: Н. Р. Юбилейный праздник в Казани в память рукоположения, в 1828 г. окт. 22 дня, во пресвитера протоиерея Казанского кафедрального собора В. П. Вишневского//Изв. по Казанской епархии. 1878. 22. С. 603-631; Некролог//Изв. по Казанской епархии. 1886. 2. С. 29-42; Знаменский П. В. История КазДА за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891-1892. Вып. 1. С. 278, 283, 322, 340; Вып. 2. С. 376-377, 512; Вып. 3. С. 2; Биобиблиогр. словарь отеч. тюркологов. М., 19892.. С. 63-64. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором БОГОРОДИЦКИЙ Константин Николаевич (1863 – 1922?), прот., принадлежал к плеяде " григорьевцев " - пастырей-миссионеров

http://pravenc.ru/text/158920.html

Преемник владыки Моисея (Близнецова-Платонова), преосвященный Мефодий (Орлов-Соколов), видя благочестие ректора семинарии, поручил ему представлять Нижегородское духовенство на короновании императора Николая I. Серебряная медаль, присланная архимандриту Гавриилу митрополитом Филаретом (Дроздовым) 10 октября 1826 года, стала памятным знаком этого события. 28 января 1828 года святитель Гавриил " в воздаяние отлично ревностного служения " был награжден орденом св. равноапостольного князя Владимира III степени. 20 мая 1828 года в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе архимандрит Гавриил был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Хиротонию совершали преосвященный Серафим (Глаголевский), митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, в сослужении Григория (Постникова), архиепископа Рязанского и Зарайского, Владимира (Ужинского), епископа Курского и Белгородского, Никанора (Клементьевского), епископа Ревельского, греческого митрополита Макария (Суццо), протопресвитера Павла Криницкого. По рукоположении святитель Гавриил был " Высочайше пожалован полным архиерейским облачением " . Божие благоволение и заступничество Божией Матери особо проявилось в жизни Святого именно в Калуге. В один из Великих постов он страдал изнурительной лихорадкой, и, по его словам, врачи были не в силах помочь ему. Во сне он увидел старца, который приказал ему отслужить молебен с акафистом пред иконой Владычицы " Милостивой " . Проснувшись, он тотчас позвал иеромонаха, который и отслужил его. Это было во Вторник перед вечерней. После молебна Владыка был в состоянии встать и пройти по комнате. Ночью спокойно спал. На другой день, в Среду, дома прослушал все богослужения этого дня. А в Великий Четверг сам возглавил службу в соборе и к великой радости паствы совершил обряд умовения ног. Это исцеление Святитель всегда считал чудесным и относил к иконе Божией Матери " Милостивая " , которой благословил его Рязанский преосвященный Феофилакт при постриге в иночество. В келье его перед этим образом всегда теплилась лампада.

http://pravicon.com/info-2018

Когда же никого из молящихся не оставалось в храме, его высокопреосвященство изволил умыть руки святой богоявленской водой, возложить на себя епитрахиль и поручи, что сделали и настоятель монастыря и иеромонахи Иоанн, Кронид, Тихон и Сергий и иеродиакон Никандр. Затем, помолившись, все приступили к раке святителя чудотворца Иннокентия: с правой стороны раки у главы изволил встать его высокопреосвященство, за ним – настоятель монастыря с новою митрою, ближе к ногам – иеромонах Сергий, иеродиакон Никандр, с левой стороны – иеромонахи Кронид, Иоанн и Тихон. Снявши с лика угодника Божия воздух, его высокопреосвященство, после того как святые мощи несколько приподняты были из раки иеромонахами, весьма легко снял с главы старую митру и возложил новую, предварительно окропленную святой водой; лик святителя в устранении могущей попадать на него пыли прикрыли тонким слоем ваты и воздухом, который затем со всех сторон и пришит иеромонахом Кронидом по распоряжению его высокопреосвященства. Архимандрит Вениамин, настоятель иркутского Вознесенского монастыря, в миру Василий Грязнов-Никольский(у П.М. Строева – Никольский-Грезднев), родился 24 марта 1831 года в Свияжском уезде Казанской губернии в семье причетника Афанасия Грязнова. По поступление в духовное училище в 1842 году фамилия его была изменена на Никольского, так как предыдущую сочли, скорее, кличкой. К этому времени семья его переехала в Казань, но из-за случившегося пожара в городе здание училища вместе со многими другими постройками сгорело, и поэтому Василий Грязнов-Никольский заканчивал Свияжское духовное училище. В учебе был прилежен и усидчив. 30 июня 1852 года закончил курс Казанской духовной семинарии, а через год поступил штатным послушником в свияжский Успенский мужской монастырь. 18 января 1854 года Василий был пострижен в рясофор с именем Вениамин и назначен письмоводителем к проживающему на покое архиепископу Казанскому и Свияжскому Владимиру (Ужинскому), скончавшемуся в декабре 1855 года. Пройдя в монастыре ряд послушаний и став казначеем, иеромонах Вениамин был представлен в качестве кандидата на должность миссионера и, по определению Святейшего Синода, в июле 1863 года отправлен в Забайкальскую миссию.

http://pravoslavie.ru/arhiv/31015.htm

Результатом раздумий М. о способах реформирования духовных школ стало его соч. «Мысли об улучшении общественного воспитания в духовном звании», к-рое по сути являлось проектом нового образовательного учреждения монастырского типа. Свт. Филарет, высоко оценивший это сочинение, 9 апр. 1828 г. подписал проект общежительного духовно-воспитательного заведения, реализовать который не удалось. В 1829 г. М. составил «Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни» (опубл. в 1835 под именем Н. С. Самойлова), в котором значительное место отвел деятельности игум. Филарета. В Глинской обители М. также написал неск. духовных стихотворений, впосл. вошедших в сб. «Лепта». В нач. 1829 г. М. А. Атлас, друг архимандрита, убеждал его: «Иди, проповедуй Евангелие сибирским язычникам, вот Святейший Синод ищет такого человека» (Мат-лы для биографии. 1892. С. 32-33). 17 февр. 1829 г. по благословению старца Филарета Глинского М. подал Курскому и Белгородскому еп. Владимиру (Ужинскому) прошение о переводе в Иркутскую епархию для служения братии общежительных мон-рей, отправлявшейся проповедовать Евангелие сибир. язычникам. Среди них были и неск. человек из Костромы, с к-рыми М. поддерживал переписку. На основании указа Синода о поступлении М. в распоряжение архиеп. Тобольского и Сибирского Евгения (Казанцева) в июне 1829 г. он выехал в Москву. Здесь М. получил благословение свт. Филарета на новое служение. 30 сент. М. прибыл в Тобольск, на протяжении 10 месяцев занимался оформлением необходимых документов, подготовкой помощников, к-рыми избрал 2 местных семинаристов: В. Попова, сына дьячка, и А. Волкова, сына священника. Перед М. встал вопрос выбора конкретного места служения. Первоначально Тобольский еп. Евгений (Казанцев), к-рому было поручено обратить М. «на дело проповедания, где сие представится нужнее», предложил ему отправиться на север от Тобольска, в район Обдорска (ныне Салехард), к остякам (хантам) и самоедам (ненцам). Но суровый сев. климат не подходил для слабых здоровьем М. и Попова. Тогда М. высказался за южное направление, Кокчетавский военный окр. (совр. Казахстан), аргументировав выбор знакомством именно с языками тюркской группы. Однако генерал-губернатор Зап. Сибири И. А. Вельяминов воспротивился учреждению православной миссии среди киргизов, опасаясь возмущений местного населения. Тогда архиеп. Евгений обратил внимание М. на язычников-калмыков (в XIX в. так именовались юж. племена Горного Алтая; сев. племена назывались черневыми татарами), проживавших в Бийском округе Томской губ.

http://pravenc.ru/text/2561310.html

1762 г. в г. Боровске, в Казань перев. архиепископом 4 февр. 1816 г., из еписк. тульских перев. в Тверь, где во время холерн. Эпидемии 1831 г. сконч. 1 июля. 31) Иона (Иван Дмитр. Павлинский), уроженец олонецкий, обучался в олонец. семин. и Спб.-духов. акад.; 6 нояб. 1826 г. перев. в Казань. 32) Филарет (Феодор Георгиевич Амфитеатров); род. 17 апр. 1778 г. в с. Высоком, Кромск. у., обуч. в орловск. дух. учил. и севской семинарии, 25 февр. 1828 г. архиеписк. казанский, от казанской епархии отделилась вновь учрежденная 10 февр. 1832 г. симбирская и сызранская епархия в составе Симбир. губ. Поэтому казанские иерархи стали снова именоваться «казанскими и свияжскими». 33) Владимир (Василий Кононович Ужинский), сын причетника Ужинского погоста, Валдайск. у., род. 22 марта 1777 г., 19 сент.1836 г. перемещ. на казанск. кафедру, на которой оставался до увольнения на покой 1 марта 1848 г. 34) Григорий (Георгий Петрович Постников), переведенный в Казань из тверских архиепископов, по настоянию Григория подвинулось дело об образовании при академии особых миссионерских отделений против раскола, ислама и буддизма. Наконец, по его инициативе и при его непосредственном участии было начато издание казанскего академическ. журнала «Православн. Собеседник» (с 1855 г.), в котором за 1855–1856 г. Григорий поместил свой назидательный трактат к «День святой жизни, или ответ на вопрос: как мне жить свято?» 35) Афанасий (Андрей Григорьевич Соколов), перев. в Казань 3 нояб. 1856 г. из архиеписк. иркутских. 36) Антоний II (Яков Гаврилович Амфитеатров), 9 ноября 1866 г. переведен в Казан из еписк. смоленских, 16 апр. 1867 г. возведен в сан архиепископа. 37) Сергий (Николай Яковлевич Ляпидевский), сын прот. г. Тулы, 11 янв. 1880 г. перев. в Казань архиеписк., 2 мая следующего года вызван в. Св. Синод для председательствования в особой комиссии по составлению новего устава дух. академ. и уже не возвращался в Казань, будучи 21 авг. 1882 г. перемещен на кишеневскую кафедру. 38) Палладий (Павел Иванович Писарев, переименованный в училище Раев), архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Из этого можно заключить, что в выборе преемника митрополиту Михаилу происходили колебания, разрешившияся с возвращением Государя переводом 19 июня Московскаго митрополита Серафима в Петербург». Тот же архиепископ Филарет по этому поводу заметил: «Поскольку имели нужду призвать его (митрополита Серафима) к тому, в чем, очевидно, он имел нужду, то он может действовать свободнее». Сочинения митрополита Михаила, его многочисленные беседы, письма и трактаты религиозного содержания изданы были в 10 томах еще при жизни автора, второе издание их при пособии от Государя было в 1824 г.; третье издание было в Москве в 1854–1857 годах. Новгородским викарием при митрополите Михаиле был епископ Старорусский Дамаскин (Россов) в 1819–1821 гг. При вступлении на митрополию преосвященный Михаил застал в викариях еще епископа Амвросия (Орнатского) , но в январе 1819 г. представил его кандидатом на кафедру в Оренбург. Благодаря заступничеству графа Аракчеева, назначение не состоялось, но все-таки в том же году преосвященный Амвросий был назначен в Пензу. 17 ноября 1817 г. митрополит Михаил уже испросил Высочайшее соизволение на отправление в Новгород С.-Петербургского викария епископа Ревельского Владимира (Ужинского), «дабы не произошло некоторого затруднения в производстве дел, особливо в посвящении ставленников по Новгородской епархии, с предположением пробыть ему там до избрания и посвящения другаго в Новгород викария». Дамаскин (в миру – Димитрий Россов), «природою великороссиян», сын диакона, родился в 1778 г. 1 января 1793 г. он поступил в московскую Троицкую лаврскую семинарию, потом перешел в Вифанскую семинарию, где и кончил курс. 7 августа 1807 г. поступил учителем в Перервинскую семинарию и там 10 мая 1809 г. принял пострижение в монашество с именем Дамаскина, 16 мая рукоположен в иеродиакона. 15 августа 1809 г. он назначен был проповедником в Московскую духовную академию и в следующем году 12 августа рукоположен в иеромонаха. В 1812 г., при занятии Москвы французами, о. Дамаскин выбыл в Вологду и жил там без всякого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

  001     002    003    004