Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Скончался архимандрит Антоний (Гулиашвили) 11.02.2021 В ночь на 7 февраля 2021 года на 82-м году жизни скончался архимандрит Антоний (Гулиашвили) , сообщает сайт Сретенского монастыря. Клирик Грузинской Православной Церкви, о. Антоний был духовным чадом старца Иоанна (Крестьянкина). На литургии в соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской братия и прихожане Сретенской обители молились об упокоении души новопреставленного архимандрита Антония. Наместник иеромонах Иоанн (Лудищев) рассказал о многолетней духовной связи, которая существовала между архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) и архимандритом Антонием (Гулиашвили). Он отметил, что архимандрит Антоний явил своей жизнью удивительный пример любви к Богу — почти 55 лет предстоял перед престолом Божиим. Отец Антоний (в миру Александр Гулиашвили) родился в 1939 году в Тбилиси. Мама русская, из Краснодара, отец – из Тбилиси, сообщает pravoslavie.ru. Учился в средней школе Тбилиси. После школы работал переплетчиком в издательстве «Заря Востока», техническим работником в театре им. А.С. Грибоедова. С шести лет «бегал» в храм, его школьным приятелем был внук протоиерея Бориса Фарафанова, клирика храма святого Михаила Тверского. Окончил Мцхетскую семинарию. В 1965 году рукоположен в диакона Патриархом Ефремом II в храме преподобного Давида Гареджийского в Тбилиси и назначен в храм святителя Николая в Батуми. 26 октября того же года рукоположен во иерея в Поти Патриархом Ефремом II в храме Иверской иконы Божией Матери. Диаконство и священство проводил в Батуми в храме святителя Николая под началом епископа Илии (Шиолашвили, ныне – Католикос-Патриарх всея Грузии). В 1966 году, во время паломничества в Почаевскую лавру, на автостанции случился инцидент с руководителем атеистической группы Максимюком, который плюнул на рясу отца Антония. Батюшка защитил честь рясы (ударил в ответ) и был осужден на год. После заключения служил с 1967 по 1968 год в Преображенском храме в Телави, а с 1968 по 1971 год – в храме святой Нины в Тбилиси. В разное время являлся настоятелем Петропавловской церкви в Тбилиси, кафедрального собора в честь Успения Божией Матери в с. Манглиси, «нижней» церкви святой Варвары в Тбилиси. Также служил в с. Цалка в храме святителя Спиридона Тримифунтского и в храме святого Михаила Тверского в Тбилиси. Был награжден правом ношения двух крестов, орденом св. равноап. князя Владимира 3-й степени от Русской Православной Церкви. Также отцу Антонию была вручена высшая награда Грузинской Православной Церкви – орден святой равноапостольной Нины. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 11.02.2021 19:37:34

http://drevo-info.ru/news/26587.html

В июле того же года переведен в штат ц. Сошествия Св. Духа на апостолов на Даниловом кладбище в Москве. С нояб. 1935 г. служил в московской ц. во имя Адриана и Наталии. В мае 1936 г. назначен священником Ризоположенской ц., 1 июля 1937 г. стал ее настоятелем. 30 мая 1941 г. Н. занял должность помощника наместника Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры . После начала Великой Отечественной войны и оккупации Украины немецкими войсками был смещен с должности. 4 июля 1942 г. назначен настоятелем киевского Введенского жен. мон-ря, 1 окт. того же года - церкви с. Володькова Девица Черниговской обл., 28 окт.- Вознесенского храма в Нежине, 1 янв. 1944 г.- Вознесенско-Городковской ц. в г. Павловский Посад Московской обл. С 10 окт. 1944 по 26 апр. 1946 г. находился под следствием в связи со служением на оккупированной территории. В 1946 г. служил казначеем и благочинным Троице-Сергиевой лавры . 4 окт. того же года назначен наместником Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 29 июня 1947 г. Н. наречен епископом Петрозаводским и Олонецким. Хиротонию в ц. Всех Святых во Всехсвятском (р-н Сокол) в Москве совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий I , Дмитровский архиеп. Виталий (Введенский) , Ивановский и Кинешемский еп. Паисий (Образцов) , 3 июня 1948 г. Н. назначен епископом Тираспольским, временно управляющим Кишинёвской епархией. 9 июня 1949 г. он стал епископом Кишинёвским и Молдавским. 25 февр. 1956 г. Н. возведен в сан архиепископа, 3 авг. 1963 г.- во митрополита. В Кишинёвской епархии для решения проблемы малочисленности штата священнослужителей Н. организовал пастырские курсы и экзаменационные комиссии. Также он занимался восстановлением и ремонтом храмов и мон-рей, на личные средства шил облачения. В 50-60-х гг. XX в. Н. участвовал в деятельности Советского комитета защиты мира. Н. был награжден правом ношения креста на клобуке (1958), орденом равноап. кн. Владимира 1-й степени (1963). Погребен на Калитниковском кладбище в Москве. Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 76; ЦА ФСБ РФ. Д. Н-6656. Лит.: Хроника//ЖМП. 1947. 7. С. 22-23; Статов П., прот. Митр. Нектарий (Григорьев), Кишинёвский и Молдавский: Некр.//Там же. 1969. 5. С. 22-24; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 26-28; Цыпин. История РЦ. Т. 9. С. 395, 751; Энеева Н. К 100-летию со дня рождения митр. Кишинёвского и Молдавского Нектария (Григорьева)//ЖМП. 2002. 11. С. 21-28. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2564878.html

В . М . Котков Награды военного духовенства С 1797 г. представителей духовенства указами императора за особые заслуги стали награждать орденами. Военные священнослужители получали ордена св. Анны, равноап. кн. Владимира, св. Георгия и золотые наперсные кресты на георгиевской ленте. 2 последние награды вручались только за военные отличия. В 1855 г. военное духовенство получило право к орденам, пожалованным за отличия в боевой обстановке, присоединять мечи, что раньше было привилегией офицеров. В соответствии с имп. указом от 13 авг. 1806 г. все представления военных священнослужителей к наградам делались через военные инстанции. Духовное начальство могло лишь высказывать свое мнение. Священнослужители представлялись к наградам на общих основаниях с военнослужащими. В 1881 г. право самостоятельного награждения подведомственного духовенства скуфьей получили высшие представители в. и м. д. Заслуги, за к-рые военный священник мог получить большинство из возможных наград, никакими нормативными актами не оговаривались. Исключение составляли статуты орденов св. Владимира и св. Анны. В статуте ордена св. Анны в редакции 1833 г. предусматривалось награждение священнослужителей за «увещания и примеры для полков в сражениях», за сохранение здоровья и нравственности солдат (если «в продолжение трех лет сряду не окажется между ними виновных в нарушении воинской дисциплины и спокойствия между жителями, а число бежавших не будет превышать в сложности одного человека из ста»). На священников военного ведомства было распространено право на пожалование орденом св. Владимира 4-й степени за выслугу 25 лет при участии в военных кампаниях и 35 лет наравне с офицерскими чинами в мирное время. Эта практика была распространена и на диаконов, если они до выслуги 35 лет в священном сане удостаивались получить орден св. Анны 3-й степени. Прот. Михаил Богословский, главный свящ. армии и флота. Фотография. Кон. 60-х гг. XIX в. (РГБ) Прот. Михаил Богословский, главный свящ. армии и флота. Фотография. Кон. 60-х гг. XIX в. (РГБ)

http://pravenc.ru/text/155073.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ОЛЬГЕРДОВИЧ (до 1344, Витебск? - между 12 окт. 1398 и нач. авг. 1399), вел. кн. киевский (ок. сер. 60-х гг. XIV в.- осень 1394), кн. копыльский и слуцкий (1395 - после 12 окт. 1398), 4-й сын литов. вел. кн. Ольгерда от его 1-го брака с витебской кнж. Марией Ярославной († 1346). Княжеское и христ. имя В. О. получил в честь киевского кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича . Зимой 1347/48 г. вместе со старшими братьями и христианами Вильны В. О. мог участвовать в тайном погребении мч. Евстафия, убитого по приказу Ольгерда 14 дек. 1347 г. (см. ст. Антоний, Иоанна и Евстафий ). Точная дата вокняжения В. О. в Киеве неизвестна. В качестве киевского князя В. О. впервые упоминается в мирном договоре между правителями Литвы и Ливонским орденом 7 нояб. 1367 г. ( Karys I. K. Senovés Lietuviu pinigai. Bridgeport, 1959. S. 178; Wdowiszewski. S. 12). Нек-рые исследователи (С. А. Беляева, Г. Ю. Ивакин и др.), основываясь на данных Густынской летописи (ПСРЛ. Т. 42. С. 130), составленной в 1597 г., высказывали предположение, что В. О. стал киевским князем в 1362 г., после того как Ольгерд захватил Киев. Время княжения В. О. в Киеве, несмотря на политическую подчиненность Золотой Орде и все возраставшую зависимость от Литовского великого княжества , характеризуется заметным военно-экономическим и культурным подъемом Юж. Поднепровья. С помощью литов. военных сил В. О. удалось постепенно оттеснить ордынцев за Днепр, на юго-вост. границе Киевского княжества были воссозданы оборонительные укрепления по р. Суле. Восстанавливался ряд уничтоженных в сер. XIII в. киевских пригородов, в частности г. Юрьев-на-Роси, бывший в XII - сер. XIII в. центром отдельной епархии. При В. О. в Киеве оживилась жизнь на территории Верхнего города, здесь на горе (позднее - Замковая гора) был построен деревянно-земляной замок, возвышавшийся над Подолом. В. О. восстановил домонг. белокаменную княжескую резиденцию (киевская ротонда). За Киевом, в р-не совр. Выгуровщины, находились загородные деревянные замок и двор В. О.

http://pravenc.ru/text/159102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ОРДЕН Орден св. блгв. вел. кн. Александра Невского. XVIII в. (ГЭ) Орден св. блгв. вел. кн. Александра Невского. XVIII в. (ГЭ) Российской империи. Принято считать, что орден, носящий имя св. блгв. кн. Александра Невского , освящавшее борьбу со шведами на берегах Невы, был задуман имп. Петром I Алексеевичем сразу после окончания войны со Швецией в 1721 г. и предназначался для награждения за военные заслуги. Петр I в 1710 г. осмотрел место буд. Александро-Невской лавры на левом берегу Невы, при впадении в нее р. Чёрной, где, по преданию, Александр Невский одержал победу над шведами и водрузил крест. 30 авг. 1724 г. в мон-рь из Владимира императором были торжественно перенесены святые мощи Александра Невского. Первое награждение орденом состоялось в 1725 г., уже после смерти Петра, при императрице Екатерине I . Павел I Петрович в 1797 г. закрепил право награждения А. Н. о. за заслуги как на военной, так и на гражданской службе «в воздаяние трудов, для Отечества подъемлемых». По своему значению до 1782 г. орден занимал 2-е место после св. Андрея Первозванного ордена , затем - 3-е, после св. равноап. кн. Владимира ордена I степени. Право на награждение им получали генерал-лейтенанты или гражданские чины 3-го класса - тайные советники. Высочайше сопричислялись к ордену и архиереи. В 1796 г. первыми из иерархов РПЦ были пожалованы орденами св. Александра Невского митр. Гавриил (Петров) и еп. Амвросий (Подобедов) . В 1812 г. к А. Н. о. был высочайше сопричислен архиеп. Московский Августин (Виноградский) . Из 24 пенсионеров ордена 5 чел. должны были принадлежать к духовенству. В 1860 г. пенсия равнялась 500 р. На учреждение богоугодных заведений и благотворительную деятельность награжденные А. Н. о. вносили в Капитул ордена 200 р. Орден имел девиз: «За труды и Отечество», его знак представляет собой красный равноконечный крест с расширяющимися концами, между к-рыми были помещены золотые двуглавые орлы. В центральном медальоне на лицевой стороне изображался св. Александр Невский на белом коне, а на оборотной - лат. буквы SA - монограмма имени святого. Знак носили на красной ленте через левое плечо. На левой же стороне груди носили серебряную восьмиконечную звезду с такой же монограммой в центре, вокруг к-рой был написан орденский девиз. Орден имел одну степень.

http://pravenc.ru/text/64438.html

Особого благословения архиепископа Волынского Евлогия (Георгиевского) в 1916 г. заслужило приведением трудами архимандрита Паисия «в надлежащий вид теплого Свято-Михайловского храма» Дубенского женского монастыря. О. Паисий в дореволюционный период был награжден орденом св. Анны III (1906) и II (1913) степеней, св. Владимира IV степени (1916). Согласно послужному списку, архимандрит Паисий состоял членом Священного Собора с 15 августа по 16 марта 1918 г. Его отсутствие на 3-й сессии подтверждают листы посещений соборного Отдела о монастырях и монашестве [iv] , хотя в списках членов в 3-ю сессию он был указан. 30 июля 1920 г. по прошению и согласно резолюции епископа Кременецкого Дионисия (Валединского) о. Паисий был уволен от должности наместника лавры в оставлением в ее братии. 18 мая 1921 г. был назначен временным настоятелем Дерманского Свято-Троицкого монастыря с поручением обязанностей благочинного мужских монастырей Волынской епархии в пределах Польши. 3 ноября 1922 г. был назначен киотным Почаевской лавры (исполнял эти обязанности до 6 сентября 1928 г.), а 5 сентября 1923 г. — вторично благочинным женских монастырей Волынской епархии. 15 декабря был освобожден от обязанностей благочинного мужских монастырей и назначен духовником женских монастырей. Послужным списком 1930 г. архимандрит Паисий характеризовался как монах «хорошего молитвенного настроения». Известно также, что о. Паисий является автором росписи пещерного храма Почаевской лавры, а позже — нижнего храма собора св. равноап. Марии Магдалины в Варшаве и находящейся в верхнем храме иконы Почаевской Божией Матери (1920-е гг.). В помещениях Варшавской митрополии находится также икона, созданная о. Паисием, преподнесенная митрополиту Дионисию (Валединскому). Таким образом, данный член Собора 1917–1918 гг. лично внес свой вклад в развитие русской иконописи. В свою очередь, выяснение жизненных вех членов Великого Собора является еще одним шагом к восстановлению того огромного значения, которое этот Собор по праву должен занять в жизни Русской Церкви.

http://bogoslov.ru/article/5823264

Храм Георгия Победоносца (Терновое) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Георгия Победоносца был построен в 1990 году. Село Терновое известно тем, что здесь подвизался подвижник благочестия старец Спиридон (Спиридон Григорьевич Сухинин, 1865-1929). Испить целебной воды из колодца старца и поклониться ему на его могиле в село приезжают сотни паломников. Содержание История [ править править код ] Храм в честь великомученика Георгия Победоносца основан в 1988году, чинопоследование на основание храма совершено 28 июля протоиереем Александром Долгушевым в день памяти св. равноап. князя Владимира. Инициатором строительства стала жительница с. Терновое, Анна Иосифовна Сухинина. Инициативу поддержали все жители с. Терновое и близ лежащих сел Березово и Завершье. Анна Иосифовна, несмотря на свой преклонный возраст, ей было восемьдесят лет, лично руководила строительством. Была прорабом, доставала и привозила строительные материалы. Стараниями Анны Иосифовны и помогавших ей людей храм был выстроен за восемь месяцев, до состояния возможности в нем служения Божественной литургии. Впоследствии Анну Иосифовну неоднократно спрашивали: «Кто подкреплял Вас в этом нелегком деле?». На что она всегда отвечала: «Бог, молитвы старца Спиридона и добрые люди». Не было дня, когда она не припадала с молитвой ко Господу, как можно чаще старалась приходить на могилу, хотя еще и не причисленному официально Церковью к лику святых, но глубоко почитаемому в народе старцу Спиридону (Спиридону Григорьевичу Сухинину). И всегда ощущала опору и поддержку односельчан, которые всеми силами, чем могли, помогали ей. Освящен храм 6 мая 1993 года Высокопреосвященнейшим Мефодием, митрополитом Воронежским и Липецким. За великие труды на благо Святой Матери Церкви Сухинина Анна Иосифовна награждена орденом преподобного Сергия Радонежского третьей степени. Современное состояние [ править править код ] Описание [ править править код ] Форма основания храма – «корабль», высота до карниза 5 метров. Колокольня ярусная, высотой 9 метров. Храм однокупольный. Земельный участок 0,15 га. Деятельность прихода [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Георгия_П...

Игумения или монахиня могут быть указом Патриарха удостоены права ношения наперсного креста и креста с украшениями, к-рое сохраняется за награжденными пожизненно. За особые заслуги игумении могут быть также награждены правом ношения патриаршего креста. Общецерковные награды - это ордена, медали, наградные знаки и благословенные грамоты. Этих наград могут удостаиваться как клирики, так и миряне, а также лица, не принадлежащие к Церкви, ввиду их заслуг перед Церковью. Ордена имеют зап. происхождение. В средневековье в результате крестовых походов на Св. земле появились полувоенные-полумонашеские католич. об-ва с обетом безбрачия для их членов - ордена госпитальеров и тамплиеров, которые послужили прообразом подобных орг-ций в Зап. Европе. Члены этих об-в носили на себе знаки принадлежности к такой орг-ции. Впосл. эти знаки разных степеней стали вручаться монархом гос. и военным деятелям за их заслуги, к-рые делали награждаемых т. о. лиц достойными вступления в тот или иной орден, и подобные награждения утратили связь с обязательным целибатом. Такие награды сохранились и в тех гос-вах, где была проведена Реформация; в протестант. гос-вах, равно как и в католич. странах, вводились также и новые ордена, но по сей день выражение «кавалер ордена» служит напоминанием о происхождении этой награды из рыцарских орденов. Первый орден в России - св. ап. Андрея Первозванного - был учрежден царем Петром I Алексеевичем в 1698 г. До конца существования Российской империи он оставался ее высшим орденом. Заново учрежденный в постсоветский период, этот орден и ныне является высшим среди гос. орденов Российской Федерации. В 1714 г. царь Петр учредил в честь своей супруги Екатерины Алексеевны 2-й орден - св. Екатерины. Им награждались с тех пор жены гос. деятелей и военачальников за их собственные заслуги, но также с учетом заслуг их мужей. Сама Екатерина, став императрицей, учредила в 1725 г. орден св. Александра Невского. В 1769 г. Екатерина II ввела военный орден св. вмч. Георгия в 4 степенях. В 1782 г., в день 20-летнего юбилея своего царствования, Екатерина II учредила орден св. равноап. кн. Владимира - тоже в 4 степенях. Имп. Павел I в 1797 г. причислил орден св. Анны к российским орденам и разделил его на 3 степени. При имп. Николае I Павловиче в 1831 г. в систему российских орденов были введены польск. ордена: Белого Орла, без степеней, и святого Станислава, разделенный на степени, а также орден «Virtuti militare» («За воинскую доблесть»), который просуществовал всего несколько лет.

http://pravenc.ru/text/2564592.html

Вместе с тем В. постоянно возвышал голос в защиту канонического Православия, призывая власти обуздать раскольников и поддерживающие их силы. 16 сент. 1992 г. Свящ. Синод УПЦ во главе с В. обратился к президенту Кравчуку с протестом против творимого при поддержке властей беззакония в отношении канонической Церкви. В дальнейшем священноначалие УПЦ под руководством В. неоднократно выступало с заявлениями и обращениями, в к-рых осуждался экстремизм на религ. почве, попытки привнесения националистической идеологии в церковную среду, содержались призывы к отпавшим от церковного единства покаяться и вернуться в лоно Церкви. После избрания в июле 1994 г. президентом Л. Д. Кучмы конфессиональная ситуация на Украине изменилась. Значительно уменьшилась общественная роль возглавляемой Филаретом раскольнической «Украинской православной церкви Киевского Патриархата» . В частности, рухнули планы обретения этой структурой статуса гос. церкви. Положен конец искусственной изоляции УПЦ, к-рая получила возможность обращаться к обществу через СМИ. Не оказывая видимой поддержки ни одной из конфессий, гос. власть взяла курс на самоурегулирование межконфессиональных отношений. Несмотря на трудности, с к-рыми сталкивается УПЦ, за годы служения В. в качестве Предстоятеля число ее приходов выросло с 5,5 тыс. в 1991 г. до 10554 в 2004 г., Церковь состоит из 35 епархий, ее клир составляют ок. 9 тыс. священнослужителей. Количество мон-рей увеличилось с 32 в 1991 г. до 161 в 2004 г. Ко времени избрания В. в УПЦ действовали 4 ДС и академия, к 2004 г. количество духовных школ возросло до 15. Действует ок. 4 тыс. воскресных школ. Сегодня Украинская Церковь имеет более 100 периодических изданий. В. является почетным д-ром ряда ун-тов и научных учреждений мира, действительным членом Международной академии информатизации (при Экологическом и социальном совете ООН) и Международной кадровой академии Совета Европы. В марте 1996 г. В. был избран почетным председателем Международного комитета при ООН по празднованию 2000-летия Рождества Христова. Награжден орденами РПЦ: прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1979), равноап. кн. Владимира 1-й степени (1985), ап. Андрея Первозванного (2000), орденом УПЦ преподобных Антония и Феодосия Печерских 1-й степени, орденами всех Поместных Правосл. Церквей, а также гос. и общественными наградами: орденами Дружбы Народов (СССР, 1988), вел. кн. Ярослава Мудрого 5-й (2000), 4-й (2001) и 3-й (2002) степени (Украина), Дружбы (РФ, 2004).

http://pravenc.ru/text/159072.html

В. награжден орденами РПЦ равноап. кн. Владимира 3-й степени (1988), прп. Сергия Радонежского 3-й (1981) и 2-й степени (2001), медалями прп. Сергия Радонежского 2-й (1980) и 1-й (1985) степени, гос. орденом Дружбы (2002), почетной грамотой Республики Мордовии (1995). Определением Свящ. Синода от 31 марта 2009 г. В. назначен и.о. управляющего делами Моск. Патриархии; 25 дек. 2009 г. утвержден в этой должности. 27 мая 2009 г. решением Свящ. Синода В. назначен председателем Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси. 1 февр. 2010 г. В. возведен в сан митрополита. 6 окт. 2011 г. решением Свящ. Синода назначен главой новообразованной Мордовской митрополии 4 окт. 2012 г. утверждён священноархимандритом Саранского Иоанно-Богословского м-ря. 19 марта 2014 г. переведён на Санкт-Петербургскую и Ладожскую кафедру и назначен главой Санкт-Петербургской митрополии, постоянным членом Священного Синода с временным сохранением за ним должности управляющего делами Московской патриархии. Соч.: Возвращение из небытия. Саранск, 1995; Увещание к духовному исцелению. Саранск, 1995; Афон в жизни РПЦ в XIX - нач. XX в. Саранск, 1995; Убеждение в истине. Саранск, 1995; Уроки благодатной жизни. Саранск, 1996; Схиархим. Михаил (Кожевников): Некролог//ЖМП. 1997. 6. С. 46. Размышления о вере и жизни по Божественным заповедям. Саранск, 1998; Спасительный путь возрождения Саранской епархии в кон. ХХ в.: (Послания, письма, доклады). Саранск, 1999; Слово после Божественной литургии в Санаксарском мон-ре по случаю канонизации адм. Ф. Ф. Ушакова//Саранские ЕВ. 2001. 8. С. 22-23; Обращение к священнослужителям и верным чадам Саранской епархии в связи с началом строительства кафедрального собора св. прав. Феодора Ушакова в г. Саранске//Там же. 2002. 5. С. 20-22; Дни памяти св. адм. Феодора Ушакова на Керкире//Там же. 11. С. 5-15; «Грехом стали гордиться...»: Интервью//Там же. 12. С. 5-8. Лит.: Наречение и хиротония архим. Варсонофия (Судакова) во еп. Саранского и Мордовского//ЖМП. 1992. 4. С. 12-14.

http://pravenc.ru/text/154361.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010