И ныне все сознательные русины имеют с Россией полное духовное и культурное единство. И место владыки Виталия среди деятелей русского Воскресения на Карпатах одной из первых. Тогда же, в августе 1914 года чехи России обратились к Царю-Мученику Николаю Второму : «Чехи, дети общей славянской матери, удивительным образом выжившие как часовые па Западе, обращаются к Тебе, Великий Суверен, с горячей надеждой и требованием восстановления независимого Чешского Королевства, чтобы дать возможность славя короны Св. Вацлава сиять в лучах великой и могущественной династии Романовых» (22). Молитвами Царя-мученика и трудами Св. Виталия корона Св. Вацлава засияла древним светом Чешской и Моравской Православной церкви. Вопреки общему движению западной мысли, вопреки военным неурядицам и межславянской вражде, всеславянское усилие православных в Сербии, России, Болгарии, русского рассеяния увенчалось возрождением Чешской церкви. Существует Почаевская типография. Живёт Джорданвилль со всеми его учреждениями, насаждённые рукою святителя. Стоят построенные им соборы в Почаеве, Ладомирове, Кесвилле и Джорданвилле. И каждый день в них поминают их основателя. Безпочвенные фантазии не побудили бы сохранять памятники всеславянского служения архиепископа Виталия Максименко так долго и вопреки стольким трудностям. Видно, не от человеков сие дело, но от Господа Вышняго… Миссионерское служение Владыки Виталия проходило среди людей разной степени образованности, разной культуры и разного воспитания. И плодотворность этого миссионерства была предопределена нелицемерной любовью Владыки к своим духовным чадам. Важнейшим условием миссионерской работы было освоение святоотеческого наследия – не столько книжное, сколько живое, через посредство духоносных старцев. Об этом следует помнить современным миссионерам. На эту тему говорил и Митрополит Лавр в своём последнем интервью: «Для нас важен пример святых отцов. Они богословствовали, писали труды, многим не чуждо было и поэтическое творчество, но все что бы они не делали, делалось ими во славу Божию.

http://pravoslavie.ru/36678.html

Почивший Митрополит Лавр, как и его наставник Архиепископ Виталий, деятельно участвовал в сохранении единства православных славянских народов. За несколько недель до кончины Владыка Лавр вместе с участниками Всемирного Русского Народного Собора поддержал целостность Сербии, недопустимость отрыва от неё Косова и Метохии. Приближающийся сороковой день со дня кончины Первоиерарха представляет нам повод для размышлений о миссионерском служении РПЦЗ в среде славянских народов, и прежде всего о служении славянам одного из её основателей, наставника Владыки Лавра Архиепископа Виталия (Максименко). Имя Архиепископа Виталия (1873-1960) прекрасно известно православным русским патриотам. Начальник Типографского трудового братства Почаевской Лавры, глава крупнейшего в России отдела Союза Русского Народа, участник Первого Всероссийского монашеского съезда (1909 г.), кандидат в Члены Высшего Церковного Совета при Патриархе Тихоне (1917 г.), узник петлюровцев и «Второй Речи Посполитой», устроитель «Нового Почаева» в Закарпатье, епископ Детройтский, основатель семинарии и книгопечатни святого Иова Почаевского в Джорданвилле, член Синода Русской Православной Церкви Заграницей – таков жизненный путь приснопоминаемого Владыки Виталия. На протяжении достаточно длительного периода (1902-1934) Владыка занимался миссионерством на землях закарпатских русинов, а в 1902-1920 годах поддерживал миссионерство в чешских поселениях Волыни. Миссионерское взаимодействие с чехами Виталий осуществлял уже в самой Чехословакии в 1923-1934 годах, а заботу о русинах он проявлял и после переезда в США в 1934 году, до самой своей кончины. Расскажем подробнее о славянском служении Владыки. Усилия по приобщению славян-католиков и униатов к Православию предпринимались архимандритом Виталием ещё до Первой мировой войны в бытность его начальником Почаевской типографии и продолжились в период Отечественной войны 1914-1917 гг. Роль Почаевской типографии в духовной жизни славянского мира трудно переоценить. «Лавра имела как бы собственную издательскую программу, рассчитанную в основном на выпуск народной литературы, не только продававшейся, но и бесплатно раздававшейся во время церковных праздников и паломничеств» (2). Деятельность типографии, основанной в 1618 году Святым Иовом Почаевским и существовавшей более 150 лет, оказала огромное влияние на самосознание народов Подкарпатской Руси, Галичины и Волыни (в состав последней исторически входила часть современной Белоруссии), а также Балкан. Благодаря ей кириллическое письмо не утонуло в море латиницы, а вместе с ним сохранилась и память о «наследии Святого Владимира». В новое и новейшее время «наследие Святого Владимира» станет знаменем культурного и политического возрождения Подкарпатской Руси – в том числе и благодаря Владыке Виталию. Не случайно и «Второй Почаев в Словакии будет находиться в селе Владимирово (Ладомирова)…

http://pravoslavie.ru/36678.html

Закрыть itemscope itemtype="" > " Яко один от древних " Жизнеописание митрополита Виталия (Устинова) на фоне эпохи 17.09.2007 372 Время на чтение 20 минут 12/25 сентября 2007 года исполнится год с того дня, когда в Канаде отошел ко Господу митрополит Виталий (Устинов), несший первоиераршее служение Русской Зарубежной Церкви с 1986 по 2001 годы. Владыка Виталий прожил на земле почти век, до столетнего юбилея оставалось всего четыре года. Год кончины оказался знаменательным годом для митрополита Виталия: 65 лет священнослужения, 55 лет архипастырства и 20 лет с начала первосвятительского служения. На момент кончины владыка был одним из старейших иерархов не только Русского, но и Вселенского Православия. Все перипетии бурного ХХ столетия отразились на жизни митрополита Виталия - он дитя времени, стойко и мужественно несший крест служителя Христова. Безбожная революция 1917 года, вынужденная потеря родины, трудности эмигрантской жизни, борьба с атеизмом, защита от насильственной репатриации русских беженцев из числа Ди-Пи, миссионерское служение на западе, слово правды, обращенное к русскому народу - все это, а также многое другое, о чем речь ниже, стало вехами жизни владыки Виталия. Наше краткое жизнеописание митрополита хочется начать словами нынешнего первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра, обращенными к владыке Виталию в 2001 году от лица джорданвилльской братии: " В 1938 году Вы вступили в наше Печатное братство, находившееся тогда на Карпатской Руси в Словакии, в селе Ладомирово. Через несколько лет священноначалие призвало Вас нести служение Церкви вдали от нашего братства. Но где бы Вы ни находились - в Германии, Англии, Бразилии, Канаде - Вы везде старались исполнить заветы основателя нашего братства, архиепископа Виталия (Максименко). Всюду Вы учреждали печатни и несли людям слово правды на русском, английском и французском языках. Вы всегда с любовью вспоминали наше Печатное братство, и мы смиренно продолжали и продолжаем считать Вас Высокопреосвященнейшим собратом нашего братства " ( " Православная жизнь " , N 8, 2001 г., Джорданвилль).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Хотя о. Виталий никогда не был настоятелем, ни наместником Почаевской Лавры ( он исполнял обязанности наместника лишь в 1917-1918 г.г. во время пребывания наместника архимандрита Паисия на Поместном Соборе в Москве), все важнейшие события её жизни в начале ХХ столетия происходили с его участием. Именно он стал ближайшим помощником архиепископа Антония (Храповицкого), когда тот был благословлён окормлять Зарубежную Русь – Вселенский Патриарх Иоаким III назначил его своим экзархом на Галичине и в Подкарпатской Руси. Архимандрит Виталий помогал первому православному священнику на Закарпатье после долгих лет унии – Священноисповеднику Алексию (Кабалюку), что известно из материалов второго Мармарош-Сигетского процесса (июль 1913 – март 1914 гг.) Особую заботу отец Виталий проявлял также о чехах. На Волыни с 1863-1867 до 1947 года существовали большие чешские поселения. Колония чехов Здолбуново в 1870-1880 гг. почти полностью перешла в Православие. Архимандрит Виталий основал там подворье Почаевской Лавры и отделение типографского братства. Алексей Геровский пишет, что будущий архиепископ Пражский в юрисдикции Вселенской Патриархии Савватий (Врабец), чех из Праги « был принят в Почаевский монастырь. Как брат-славянин, он с лёгкостью окончил духовную семинарию и быстро дослужился до сана архимандрита» (3). В 1907 году о.Савватий был назначен миссионером в чешских сёлах Волыни. В целом миссионерское служение России среди чехов вдохновлялось славянофилами. В 1870-1874 годах Славянское Благотворительное Общество основало русский приход в Праге, проект создания православной чешской общины в Москве (при храме Св. Климента Папы Римского) разрабатывался Обществом в тот же период. Впоследствии в возрождённой Чешской Православной Церкви объединятся духовные сыновья настоятеля Пражского Николаевского собора о.Михаила Раевского и о. Виталия (Максименко). С началом Отечественной войны 1914-1917 г.г. архимандрит Виталий оказывается на переднем крае борьбы за православное будущее славянства. Иноки Почаевской Лавры посылаются в освобожденные Императорской Русской армией области Галицко-волынской земли для воссоединения русинов с «прадедовской верой». Среди русинов « было такое воодушевление, такая радость на душе, что невозможно было вместить в себя» (4)… В самой Почаевской типографии печатаются «Листки об унии», составлявшиеся Священномучеником Илларионом (Троицким), будущим архиепископом Верейским. А среди иноков, отправленных в Галицию, был другой ныне прославленный святой – будущий епископ Гомельский Тихон (Шарапов), духовный сын и ближайший помощник о.Виталия в Типографском братстве.

http://pravoslavie.ru/36678.html

диакон Андрей Псарев Василий Максименко родился 8-го августа 1873 года в местечке Глафировке, на берегу Азовского моря, возле Ейска, в семье диакона Иоанна Васильевича Максименко. Быт в котором воспитывался мальчик был суровым. 1 Из всех детей в живых осталось семь. «Помню, на крестинах младшего брата Спиридона – вспоминал Владыка Виталий – меня мальчика 4–5 лет угощали водкой. Она была горькая, я кривился, но все же омокал хлеб и ел, а отец приговаривал: „Горькая? Ничего. Ешь- ешь! Вырастешь, пьяницей не будешь“». 2 Жалованья которое давал приход семье не хватало и отцу приходилось заниматься «апостольским промыслом» – рыбной ловлей. От этого он и безвременно умер от простуды будучи 42 лет от роду. «Его хоронили уже весной и меня заставили у гроба отгонять мух цветущими веточками вишни – пишет Владыка. Через год от тоски умерла и мать и мы остались круглыми сиротами на руках старшей сестры лет 18-ти, Маши». 3 Владыка окончил духовное училище в Мариуполе, на берегу Азовского моря. Здесь я был вначале совершенно одинок – пишет он. – Другие товарищи ездили домой на Рождество, Пасху, летние каникулы, а я одиноко толкался на училищном обширном пустыре... Но у меня от этого времени сохранилось доброе воспоминание... Бывало, кто побогаче, имели сахар и пили чай, а мы – пролетарии, взявший добрый кусок пшеничного хлеба и горсть соли, выходили к каплице «на подножный корм.» Там росло горькое зелье. Мы его называли крес-салат. С ним очень вкусным был хлеб. 4 Василий старался и даже за успехи при переходе во второй класс был награжден книгами: сказками «1001 ночь» и сочинением Дарвина. По окончании училища Василий был принят в семинарию в г. Екатеринослав (ныне Днепропетровск на Украине). По успешном окончании семинарии он был принят в Киевскую Духовную Академию. Владыка вспоминает об академических обычаях: «Вначале учебного года старший курс младшему передавал лекции и по установившейся традиции устраивалось угощение с “крепким”, в чем принимали участие и блюстители порядка – надзиратели». 5 Студенческая масса была настроена оппозиционно к администрации. На втором году учебы Василия в академии один из студентов предложил выразить протест ее ректору – известному богослову-догматисту – Епископу Сильвестру (Малеванскому , ум. 1908 г.) и не ходить на возглавляемый им чин прощения. Другие предложили не обижать старца и лучше выразить протест эконому, полагая, что он утаивает продукты, отведенные для студенческих трапез. Большинство студентов не пошли на ужин. Администрация потребовала от «забастовщиков» письменных объяснений. И вот здесь то проявился характер будущего Владыки Виталия – который отказался писать неправду о том «что к нему приехала тетя и он должен был ее встретить». Результатом явилось исключение из академии с «волчьим билетом», т.е. без права быть принятым в другие учебные заведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Д. м. возглавляли архиереи. После настоятельства архиеп. Восточноамериканского Виталия (Максименко) в нояб. 1946 г. в Д. м. прибыли 11 чел. братии во главе с еп. Серафимом (Ивановым) , к-рый и был избран настоятелем обители. С 1948 г. Д. м. возглавил архиеп. Виталий (Максименко), с 12 мая 1960 г.- еп. Аверкий (Таушев) , с 18 июня 1976 г.- еп. Лавр (Шкурла) (ныне митрополит Восточноамериканский, Первоиерарх РПЦЗ). В монастыре почитаются архимандриты Пантелеимон (Нижник; 1895-1984), Константин (Зайцев) , постриженик Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря , многолетний духовник обители игум. Филимон (Никитин; 1880-1953). Архим. Киприан (Пыжов; 1904-2001) организовал в Д. м. иконописную школу, расписал Троицкий собор, трапезную и часть Успенской ц., а также Скорбященский собор (Сан-Франциско), ц. во имя св. Иоанна Кронштадтского (Ютика), ц. во имя прп. Серафима Саровского (Си-Клифф), ц. во имя прп. Сергия Радонежского (Кливленд) и др. Архим. Киприан написал также известную икону «Новомученики и исповедники Российские». Храмы В 1945 г. было принято решение о строительстве нового, каменного собора во имя Св. Троицы вместо сгоревшего в 1935 г. деревянного. Председателем строительного комитета стал проф. Н. Н. Александров, почетным председателем - архиеп. Виталий (Максименко), товарищем председателя - игум. Пантелеимон. В основание храма положены частицы мощей серб. святых Ангелины , Стефана Дечанского и архиеп. Арсения I Сербского. Строительство и внутренняя отделка Троицкого собора были закончены к осени 1950 г. Настенная роспись и иконы были выполнены иером. Киприаном (Пыжовым) и его учеником иеродиак. Алипием (Гамановичем) . 3-ярусный иконостас сооружен по проекту иером. Киприана послушником Петром Понкратовым и иеродиак. Алипием. Резное из меди паникадило исполнено по рисунку иеродиак. Алипия иеродиак. Пименом (Качаном). Собор построен в стиле шатровых храмов Сев. Руси по проекту архит. Р. Н. Верховского. Церковь в честь Успения Богородицы Джорданвиллского мон-ря. Фотография. 1996 г.

http://pravenc.ru/text/171857.html

По окончании Семинарии он по конкурсному экзамену поступил в Киевскую Духовную Академию, в которой однако на второй же год произошла с ним катастрофа, которая могла испортить всю его жизнь. Он был уволен из Академии с так называемым «волчьим билетом» без права поступления в другое высшее учебное заведение за бунт, который выразился в том, что он отказался снять свою подпись с письменного протеста, который подали студенты с обличением хозяйственных злоупотреблений эконома Академии. Все подписавшие эту жалобу под угрозой начальства быть уволенными из Академии сняли свои подписи, а он один отказался это сделать и «в назидание прочим» был таким жестоким образом уволен из Академии якобы за бунт с аттестацией «революционера». Уйдя из Академии, он пытался поступить учителем в церковно-приходскую школу, но ему, как «революционеру», в этом отказали. С трудом ему удалось устроиться в запущенную, стоявшую с разбитыми окнами министерскую школу в глухом селе Прядивка с жалованьем 120 рубл. в год и с питанием от крестьянских домов по очереди, как питались сельские пастухи. Однако о Прядивке у владыки Виталия сохранились трогательныя воспоминания. «Я отдался учебе со всем молодым жаром, и дети полюбили меня: прибегают рано утром и до позднего вечера сидят у меня. Матери приносят им еду в школу, а очередная и мне... и приговаривают еще: «вот, спасибо вам, панычику, что так заохотили при себе наших хлопцев, теперь у нас по хатам без них тихо, а раньше удержу не было от них»... Владыка проучил в этой школе всю зиму и так поднял ее, что ее перевели для его преемника в обычный разряд школ с жалованьем 300 рублей в год. Между тем о несчастии молодого студента Максименко, о несправедливом и жестоком изгнании его из Киевской Академии узнал молодой ректор Казанской Духовной Академии епископ Антоний (Храповицкий) , по настоянию которого Максименко был вызван в Святейший Снод к обер-прокурору Победоносцеву, и ему было разрешено поступить в Казанскую Духовную Академию. В Казанской Академии в это время господствовал новый дух владыки Антония, располагавшего студентов к принятию монашества и священного сана, под это влияние подпал и Максименко.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Благословленный преподобным Иовом Почаевским К 135-летию со дня рождения архиепископа Виталия (Максименко) 8 августа (по новому стилю – 21) 1873 года, 135 лет назад, родился владыка Виталий (Максименко), архиепископ Восточно-Американский и Джерсейситский (РПЦЗ). Пример преподобного Иова, основателя Почаевской лавры и Почаевской печатни, определил жизненный путь владыки Виталия: и в Почаево в первые десятилетия XX века, а затем уже в изгнании, в Ладомирово в Чехословакии и в американском Джорданвилле, восстанавливал владыка Виталий типографию и типографское братство преподобного Иова, неся слово правды разбросанной по всему миру русской православной пастве. Родился владыка Виталий у берегов Азовского моря – в местечке Глафировка Таганрогского уезда, что через залив от города Ейска. Отец его был бедный сельский диакон при церкви в честь Ахтырской иконы Божией Матери. В семье было семеро детей, и потому диакону Иоанну для поддержания семьи приходилось заниматься дополнительно рыбной ловлей. Однажды ранней весной он едва не утонул, оказавшись на оторвавшейся льдине. Заболев от переохлаждения, диакон Иоанн так и не смог оправиться от гнойного плеврита. Хоронили его, когда все вокруг цвело и оживало от зимней спячки, а маленький Вася (мирское имя владыки Виталия) отгонял от лица почившего отца надоедливых мушек – в памяти владыки сохранилось это воспоминание об отце, скончавшемся в возрасте 42 лет. Оставшись без средств к существованию, семья перебралась в Таганрог, где жил брат матери священник Василий Диаковский. От горя и переживаний через год скончалась и мать, оставив круглыми сиротами детей: среднему по возрасту Васе было тогда семь лет. В большой нужде провел он свои отроческие годы, живя то у своей бедной тетки, вдовы дьячка, то у дяди. Старшая сестра Мария вскоре вышла замуж за семинариста, который, став священником, по мере сил заботился о других детях. Хорошим здоровьем дети не отличались: сестра Фаина умерла, не окончив епархиального училища, брат Спиридон скончался по завершении учебы в духовной семинарии, старший брат Гавриил скончался в год пострига Василия.

http://pravoslavie.ru/4409.html

Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви призвал духовенство к активной проповеди и миссионерству 17 марта 2009 г. 17:48 16 марта, в годовщину со дня преставления Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра , перед открытием епархиального собрания Восточно-Американской епархии Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион совершил панихиду по Святейшему Патриарху Алексию и митрополиту Лавру, поминая в молитвах и блаженнопочивших архиепископа Виталия (Максименко) и архиепископа Никона (Рклицкого). Панихида была совершена в нижней Покровской церкви Владимирского храма-памятника в честь 1000-летия Крещения Руси в г. Джексон (штат Нью-Джерси). Митрополиту Илариону сослужили управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий , епископы Мэйфильдский Георгий и Манхэттенский Иероним . Открывая собрание, митрополит Иларион обратился к собравшимся с архипастырским словом . «Сегодня нас объединяет память о Высокопреосвященнейшем владыке Лавре, который в своем служении исполнил завет погребенного здесь архиепископа Виталия (Максименко): " все силы отдавать на умиротворяющую работу в Церкви " », — сказал митрополит Иларион. «Почитая память Святейшего Патриарха Алексия, Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра и архиепископа Виталия, мы должны продолжить их " умиротворяющую работу в Церкви " , ибо в единении — наша сила, — продолжил Первоиерарх. — Если мы будем работать друг со другом, вместе делать и нести дело Божие, поддерживать друг друга, проповедовать всем не столько словами, сколько примером доброй христианской жизни, братской любви, снисхождения, смирения, неосуждения и терпения, то сила Божия будет нам сопутствовать в нашем служении народу Его». Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви еще раз напомнил духовенству о необходимости служения народу Божиему — «нашей пастве»: «Мы должны пастырски заботиться о тех, кто всегда жил и остается в Церкви, окормлять их, обращать на них внимание, вникать в их жизнь, сопутствовать им на их пути к Богу». Как отметил митрополит, также следует заботиться о воцерковлении и просвещении иммигрантов, прибывших из стран СНГ: «Мы должны активно выходить к ним с добрым словом о Христе, Евангелии и Церкви. Мы должны делиться церковно-просветительской литературой со всеми, кто ищет разъяснений своих духовных запросов».

http://patriarchia.ru/db/text/589022.htm...

Архимандрит Серафим (Иванов) поделился с нами воспоминаниями о подвигах о. Виталия в Ладомировой: При постройках обительских участвовал наравне с братией. Одной земли вывез не менее тысячи тачек. Участвовал и в кухонной чреде. И все это тихо, смиренно, естественно, без тени показного элемента. Однажды целую зиму еженедельно, по ночам, тайно от братии, ничего не подозревавшей, чистил собственноручно выгребную яму. А когда это случайно обнаружилось, смиренно отвечал на упреки: «назначать на такое послушание мне тяжело. Раз нет добровольцев, лучше самому это делать». 29 Здесь же во Владимировой в 1928 г. отец Виталий крестил Василия Шкурлу – впоследствии нашего приснопамятного первоиерерха. В 1925 г. был отпечатан Церковный Русский Календарь. В 1928 г. начала выходить газета Православная Карпатская Русь, ставившая своей целью защиту православного меньшинства от униатских выпадов. Братство материально находилось на полном самообеспечении. «Вначале было тяжело, – писал о. Виталия в 1926 г. Димитрию Шаховскому – но первые шаги пройдены, – труд дал некоторые плоды – сбережения, запас изданий. Сбудем эти издания, получим выручку, – сможем лучшее и большее издать (...)». 30 Протоиерей Александр Цуглевич был послан в Америку для сбора средств на постройку храма во Владимировой среди карпаторосов поехавших туда на заработки. 31 19 июня 1933 года скончался Архиепископ Аполинарий (Кошевой) возглавлявший приходы РПЦЗ в США и архимандриту Виталию в который раз было предложено послужить церкви в святительском сане. На этот раз Митрополит Антоний поставил вопрос однозначно: откажется о. Виталий и сейчас, то и митрополит откажет ему в своем духовном руководстве. После нескольких бессонных ночей о. Виталий послал своему авве по почте открытку со своим согласием. 32 В это время в руководстве Русской Зарубежной Церкви происходит переосмысление отношений к различным течениям церковной жизни эмиграции. Прещения 1926 г. против отделившихся от Архиерейского Собора РПЦЗ Митрополитов Евлогия и Платона не привели к примирению русской церковной диаспоры. В 1934 г. умирает Митрополит Платон. Спустя несколько дней после его кончины архимандрит Виталий прибывает в Белград на свою хиротонию. Присутствуя при келейной молитве Митрополита Антония, на о. Виталия неизгладимое впечатление производит то, что тот молится об умершем под церковным запрещением: «Помяни, Господи, во блаженной памяти преставшихся: новопреставленного митроп. Платона..». 33 В том же году с Митрополита Платона были сняты церковные прещения. 34 Примечательно, что в одно время с архимандритом Виталием в Белград прибыл для переговоров о примирении Митрополит Евлогий Западно-Европейский. 6 мая в Белграде состоялась хиротония архимандрита Виталия. Во своем слове при вручении жезла митрополит Антоний отметил:

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010