В житии пр. Евфросина († 1481 г.), ревностного защитника сугубой аллилуии, рассказывается, что будто бы спасителю его явилась во сне Пресв. Богородица, протолковала тайну божественной аллилуии и заповедала сугубить ее. Но рассказ этот чит. в Ч.-Мин. Макар. или Вып. Озер. 2, 180–185) изложен очень непонятно, слово «аллилуиа» толкуется в нем так, как видим, именно: оно будто бы значит воскресе, и тайна алилуии обличает жидов, елинов и латин, которые «воскресению распятого Христа не веруют», что первый раз аллилуиа произносится в прославление Бога Отца, второй – в прославление Бога Сына и третий – в прославление Духа Св. и значит: воскресе, воскресе, в божестве и человечестве; но Бог Отец и Бог Дух Св. не вочеловечивались, не умирали и не воскресали, а умер и воскрес плотию оно не божеством) Иисус Христос. Замечается в житии, что где произносится «третие аллилуиа, тут прилагается чуждый бог языческий»; между тем в другом мест его говорится, что во Пскове, во всех, пяти соборах и во всех приходских церквах и во всей окрестности, аллилуиа троила, и что многие из троящих аллилуию прославлены Богом. Вообще стоит только внимательно прочитать это житие, чтобы видеть, что оно «лживо есть». 16. Пр. Феодора освящ.; блаж. Музы; св. Георгия еп. митил.; перен. мощ. п. Ефрема перскомск., пр. Кассиана, Лаврентия комельск.; мч.: Вита, Модеста, мц. Крискентии. 17. Ап. Андроника и св. Иупии, п. Стефана, архиеп. царегр.; мч. Солохона, Памфамира и Памфалона; п. Евфросинии. 18. М. Феодота: мц: Текуси, Александры, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны. Иулии; мч. Симеона, Исаака, Петра, Дионисия, Андрея, Павла, Ираклия. Павлина, Вахтисия, Венедима; мц. Христины; п. Иакова. О крестном знамении. Из жития мученика Феодота, пострадавшего в начале IV в., видно, что он открыто ограждал себя крестным знаменем (все тело оградить крестом), выражая этим пред гонителями исповедание веры во Христе, а сами язычники принимали это за отличительный признак последователей Христовых, как это известно, напр., из слов одного язычника о св. Наркисе и его диаконе: «я потому знаю, что они христиане, что они каждую минуту делают на своих челах знамение креста» (Труды Киев. дух. Акад. 1865 г. 326. В актах св. Афры, обнародованных Вельзером Martigny, Ор. с. р. 188).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Торжественно отмечено десятилетие освящения храма святого великомученика Георгия при Посольстве Российской Федерации в Праге 30 мая 2009 г. 12:41 29 мая 2009 года, в день памяти святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии, Божественной литургией в церкви святого великомученика Георгия Победоносца при Посольстве Российской Федерации в Чешской Республике было торжественно отмечено десятилетие освящения храма. Богослужение возглавил Блаженнейший Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор , которому сослужили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион , епископ Дмитровский Александр , а также заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов, представитель Русской Православной Церкви в Православной Церкви в Чешских землях и Словакии протоиерей Николай Лищенюк, представитель Православной Церкви в Чешских землях и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси протоиерей Алексий Ющенко, настоятель Георгиевского храма при российском посольстве в Праге протоиерей Владимир Абросимов, клирики Пражской епархии и гости торжеств в священном сане. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храм был доставлен ковчег с частью святых мощей святого благоверного князя Александра Невского . По окончании Литургии архиепископ Иларион сердечно приветствовал Предстоятеля Православной Церкви в Чешских землях и Словакии и огласил послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Владыка передал Блаженнейшему Митрополиту Христофору в дар от Святейшего Патриарха Кирилла частицу святых мощей святого благоверного князя Александра Невского. На молитвенную память Георгиевскому храму архиепископ Иларион передал икону святого Александра. В своем слове Блаженнейший Митрополит Христофор выразил теплую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за святыню, доставленную в Чехию и Словакию для поклонения верующих, за направление высокой делегации для участия в празднованиях, за внимание к нуждам Православной Церкви в Чешских землях и Словакии. Предстоятель также отметил значение длительной исторической дружбы двух славянских Церквей и указал на заслуги русских священнослужителей в распространении Православия в Чехии.

http://patriarchia.ru/db/text/661371.htm...

21. с. Льва Катаньского: в Обих . до 1300 Льва патриарха, по минее XIV в. Льва чюдотворца великаго. По другим памятникам Лев или Леонт Катанский епископ памятуется 20 февр. 22. с. муч. Меоди еппа Патароньска: в других памятниках этого указания нет. Мар. 20 . с. муч. Фотинии: см. Еван. 1117 г.: тоже и в древ. Греч. прологе: Photinae Sarnaritanae et sociorum. Map. 28. с. м. Филиппа: Еван. 1117 г. 31. св. Стефана и Власи: Обих. до 1300. Апр. 4. с. м. Феодла: так и в Ев. до 1117; так и в древ. Греч. прологе. Ныне с. м. Феодул поминается 5-го апр. 5. с. м. в других древних памятниках этой памяти нет. 8. Сунькрита вм. Асункрита. 12. с. чюд. Дима: так и в Обих. до 1300 и в минее акад. 1398 г.: не вместо ли Вадима (архимандрита), которого память празднуется впрочем искони 9 апреля, а не 12? – Протиона: въ Обих. до 1300 г. Проклиона . 14. апла Аристарха, Пда, Трофима: по древ. Греч. прологу и по Обих. до 1300 г. не 14-го, а 15-го апр. 18. м. Икова и Аза дька: по древ. Греч, прологу не 18, а 14-го: Jacobi presbyteri et Azae diaconi, а по нынышнему календарю 10: Иакова пресвитера Азадина и Авдикиа диаконов. 19. с . м. еодора въ Пергии и с. м. Пафноти: в минее 1398 г. под 19 апр. помянут только Феодор Пергийский; ныне св. Феодор Пергийский поминается 21 апреля, а св. Пафнотий в апреле вовсе не памятуется. 21. с. о. Тимоф: в Обих. до 1300 под 22 апреля. 29. св. о. Зозимъ: в других памятниках нет. Июня 2: с. Еразма: о нем в других памятниках в апреле не упоминается. 5. с. Далматьскаго: ныне празднуется 6-го июня. 6. с. Доро Тирьскаго: так и в Еванг. до 1117 и в Обих. до 1300: ныне празднуется 5 июня. 12. с. м. Кондрата: в других памятниках нет. – унри т. е. Онри. 15. с. Вита и Модеста, Крьстниц: так и в Зограф. глагол. евангелии; по минее XIII в. с объяснением: Вита и Модеста пстна го и Крстаниц бабъ го; в Болгар. еванг. XIII –XIV века помянуты под этим числом только Вит и Модест; ныне у нас память св. Вита, Модеста и Крискентии празднуется 16 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Кириака диак. мР. Р. В. А У. 8 авг. и 16 марта. Н. 16 марта. Апрониана. Б. мР. Р. А. У. Н. 2 февр. Папия и Мавра. Б. мР. Р. В. А. У. Н. 29 янв. Смарагда, Ларгия. У. 8 авг. мР. В. 16 мар. Сатурнина. Иерон. Бух. Алляц. Англ. мР. Р. В. А. У. 29 ноября. Крискентиана. мР. 16 мар. Р. У. 24 нояб. Крискента, Даргия, Кириака. Иерон. 8 авг. Маркеллина папы. Б. мР. Р. А. У. Н. 26 апр. 7. Свв. мучч. Кириакии, Калерии и Марии. 8. Пр. Ефрема патриарха антиохфского. 1345. Пр. Зосимы финикианина. Дим. Рост. 8. Пр. Ефрека, патриаха антиохийского.Пр. Зосимы финикиана. 9. Мучч. Феклы, Марфы и Марии. 1370. 9. Св. Кирилла александрийского. А. У. Н. 28 янв. 9. Св. мучч. Феклы, Марфы и Марии. 10. Пр. Феофана, иже от Антиохии. Петр. Св. Вассиана, еп. лавдийского. Дим. Рост. 10. Пр. Феофана, иже от Антиохии. 11. Св. ап. Варфоломея. Иерон. Б. 24 авг. Флориац. 26 авг. Св. ап. Варнавы. Англ. Б. Ф. и все 11 июня. 12. Пр. Петра афонского. Канон Иосифа. 12. Пр. Петра афонского. 13. Св. Трифиллия, еп. левкус. Преп. матери Анны и сына ее Иоанна. М. Гр. 1595. 13. Пр. матери Анны и сына ее Иоанна. 14. Пофр. Елиссея, Иерон. Алляц. 29 авг. Б. мР. Р. В. А. У. 14 июня. 15. Свв. Вита, Модеста, Крискентии. Син. 1. Неап. 319. Св. Дулы страстотерпца. Дим. Рост. Пр. Иеронима. Канон сырн. субб. 1370. 15. Прор. Амоса. У один 31 марта. Св. Вита. Б. Свв. Вита, Модеста и Крискентии. Иерон. Ф. мР. Р. В. У. 16 июня. Флориац. 16-го. Пр. Иеронима. Б. и все 30 сент. 15 Пр. Дулы страстотерпца, монаха египетского. 16. Мучч. Тигрия пресвитера, Евтропия чтеца. Дим. Рост. 19. Пр. Иоанна отшельника близ Иерусалима. 240. Пр. Паисия Великого. До Мак. Мак. 19. Св. ав. Иуды, брата Господня. Иерон. (у Солье). Б. Бандин. и все проч. 28 окт. (Иерон. Н. еще 29 июня). 19. Св. муч. Зосимы воина при Траяне. Пр. Иоанна отшельника близ Иерусалима. Пр. Пансия Великого. 20 Св. Левкия исповедника. Дим. Рост. 20. Св. Мефодия еп. патарского. мР. В. А. У. Н. 18 сент. 20. Свв. мучч. Аристоклия пресвитера, Димитриана диакона и Афанасия чтеца. 21.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    31. Житие Иоанна, епископа молчаливого, монастыря св. отца нашего Саввы.     В конце, после слов, вне числ стоящие жития: пр. Иакова должно быть отнесено к 4 марта, свв. херсонских епп. и мучч. к 7 марта, пр. Анина к 18 марта, судя по прологам и последующим минеям.     Итак, эта минея неполная, без начала (1—3 числ нет), между 13 и 15, между 15 и 19 числами пропуски. Расположение житий святых по числам оригинально.     Одинакового с нею состава пергаменная минея за май и июнь, находящаяся в библиотеке Московского Успенского собора, относимая в числу русских памятников XII века, но еще более неполная.     Вот жития ее:     Мая 1. Св. пр. Иеремии (конец жития).     2. Св. Афанасия патриарха, мучч. Бориса и Глеба (о сих два сказания).     3. Пр. Феодосия.     5. Муч. Ирины. 6. Св. прав. Иова.     7. Явление Креста.     9. Прор. Исаии: в двоедесятное лето царствующу царю Езекию.     10 (а не 11) св. Мефодия: Бог благ и всемогай, иже есть створил.     Месяца того ж в 6 день Кирилла и Мефодия: Богу и Спасу нашему I. Христу многыим и неизреченным человеколюбием (с 6 апреля).     15. Пр. Пахомия.     Месяца.... в день муч. Еразма (2 июня).     Июня 15. Мучч. Вита, Модеста и Крискентии.     Июня 25. Муч. Февронии.     Мая 29. Муч. Феодосии.     Мая 12. Св. о. Епифания (житие).     Повесть Полувия. Послание Савина еп. к Полувию.     Затем непосредственно следуют слова подобно тому, как и в супрасльской минее: Иоанна, пресвитера дамаскинского, о иссохшей смоковнице: подвижет мя на пение и беседу (в великий понедельник).     Иоанна Златоустого о 10 девах: весте либо, откуду нам речь первое начася (в супр. другое слово).     Иоанна Златоустого в вел. вторник (в супр. тоже).     Иоанна Златоустого в вел. вторник о 10 девах: егда жизни скорое скончание разумею (слово отличное от вышепоказанного в супрасльской минее, след. третье на один и тот же предмет).     Иоанна Златоустого в вел. среду (в супр. тоже).     Его же другое в великую среду (в срр. тоже).     Его же в вел. среду: днесь фарисей владыку на обед взва (супр. нет).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иконы Богоматери по ту сторону в ограде ( πραν ν τ περιτιχσματι). 1370. Сирм. V. Феодора освященного. Вас. Иер. Кал. МКр. М. 11 и 12 в. и др. (16 мая). Пр. Варвара мироточца. 1370. Флор. XIV в. МГр. (6 мая). Св. Афродисия . Син. 1 (4 мая М. Гр.). Авды, Авдиисуса и дружины. Петр. Сирм. Шиф. и др. (16 мая МГр.). Ираклия, Павлина, Венедима . Вас. Петр. Шиф. и др. (18 мая). Петра, Павла, Андрея, Дионисия и Христины . Вас. Мед. (18 мая). Симеона, Исаака, Вахтисия . Вас. Мед. Сирл. (18 мая). Георгия , еп. митиленского. Сирл. (16 мая). Александра , еп. иерусалимского. Сирм. (12 дек.). Отцов в монастыре св. Саввы избиенных. Сирл. (16 мая МГр.). Пр. Захарии . отца Иоанна Крестителя. LXI. Белоз. 36 (5 сент.). Николая , патриарха константинопольского. 240. Рум. Сирм. В Антон. Εν γαλακρναισ_ (16 мая МГр.). Ап. Иуды Иаковля. Соф. ев. 7 (19 июня). Мучч. литовских Антония, Иоанна, Евстафия . Соф. Служебник XV в. 568 (14 апр.). 16 I. Пр. Феодора освященного, ученика Пахомиева, † 368 27 апреля. Коал. 2. Хил. У. 328. У. 1298. Соф. М. 1463. Канон Феофана по греч. минее 1870, что и у нас. Служба. (Вас. Иер. Кал. Акад. 240. Мст. Слепч. М. 11 в. и др. 15 мая с Пахомием. Белоз. 36 мая 14. М. Р. 28 дек. Абис. у Люд. 27 апр. †). Блаженной отроковицы Музы в 5 в. Ч. М. В Прологе нравственная повесть из Григория Двоеслова (кн. IV, гл. 17), который слышал историю ее от ее брата. (У западных 2 апр.). Св. Георгия , еп. митилинского. Поставлен в епископа в 842 г. Вас. Кал. Мст. Св. 1648 и др. Мощи в теле видел игумен Даниил в начале XII в Митилене. (Сирл. 15 мая. МКр. 17 мая). Мучч. Вита, Модеста и Крискентии . 246. Аполлос. 1806. Киев. Мес. (15 июня). Пр. Ефрема перекомского, на западном берегу Ильменя, † 1492 г. Собор 1549. У. 336. 1621. Св. 1646. 1648 ныне пренесение мощей. Синод. М. 1570. Служба. (преставление его 26 сент. Белоз. 493, 516. 51 16 нояб, 201 мая 6. 1621 июля 17). II. Авдиисуса епископа и с ним 16 иереев, 9 диаконов, 7 дев и 6 монахов, мучеников в Персии. Вас. Петр. 1370 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Л. 50 об. ч. 9. (@Стго оца нашего кюрила. папежа. альандрьскаго@). Седален отличен от помещённого в печ. Стихиры три 385 и канон те же, что в печ. Л. 56. ч. 10. (@Стго мка. альандра и мнц. (В печ. Минее на сей день положена служба св. мученику Тимофею, Еп. Прусскому). Служба Александру и Антонине содержит в себе: седален, три 386 стихиры и канон, который нач. (@Псньми ьтщю вашю. желать жьртв меници. свтъ ми подадите@). В Греческой Минее, где помещена та же служба 10 Июня, читается: μνοις παινσαι τν μν προθυμουμν πανγυριν μρτυρες... Л. 61. ч. 11. (@Стою апл варфолом и Седальнов два: первый в печ. по 3 песни, второго нет. Кондак и икос те же, что в печ. Стихир восемь 387 : первых трёх Варфоломею нет в печ. Минее; следующие три Ап. Варнаве на Господи воззвах 4–6; седьмой нет; восьмая в печ. слава на Господи воззвах. Каноны оба те же, что в печ. Л. 72 об. ч. 12. (@Стго мка. кондрата. и стго оца нашего. унри@) (В печ. Минее на сей день положена служба пр. Онуфрию и Петру Афонскому). Служба св. Кондрату состоит из седальна, трёх стихир 388 и канона, который нач. (@Свтоносьна тво. памти дьньсь ла на земли. облистать@). Из службы пр. Онуфрию седален тот же, что в печ. Минее по 3 песни. Стихир четыре 389 , из коих первой нет в печ., прочие три между стихирами на Господи воззвах. Канон тот же, что в печ. Минее. JI. 83 об. ч. 13. мнца. Седален и стихиры три 390 и канон те же, что в печ. Минее. JI. 88 об. ч. 14. (@Стго пррка. лис. и стго ца мефоди. патриарха костнтин града@). Седальнов три: два пр. Елисею, и один Мефодию. Первый и последний находятся в печ. Стихир девять 391 , – шесть Елисею, и три св. Мефодию: первые три помещены в печ.; следующих трёх нет; 7-я и 9-я есть, 8-й нет. Канон св. пророку тот же, что в печ. 392 Канон св. Мефодию иной. Нач. (@Свтьлостию блиста добродтелии. ко женихъ изиде. и-щьртога прошьдъ@). Л. 98 об. ч. 15. (@Прнесни мощии. прпбнаго ца нашего. федора. сикета. и ста. апла фъртоната. и ста. мка. вита. и модеста. крьстниц@). В печ. Минее нет службы упомянутым святым. Крестяницею в ркп. постоянно называется Крискентия. Служба сего дня, по ркп., представляет три седальна: один пр. Феодору, другой Фортупату, третий Виту. Стихир десять 393 : три Феодору, три Фортупату, две Модесту и Крискентии, и две Виту. Канонов два: один пр. Феодору нач. (@Твоихъ даров лами. отье федоре. ьстьно си. и свтоносьно прподобьне. творщеимъ ти. тържьство просвти@). Другой, св. Фортупату, нач. искшени. събьравъ гоже зъл. събьрахъ брм@).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Св. о. н. Мефодия , патриарха цареградского, † 846. Вас. Екл. Флор. XI в. Муз. 1044. Акад. Слепч. 240. М. Р. †. М. 12 в. Служба. В М. 449 и Греч. печ. минее канон другой Феофана. Стих. Фотия патриарха. (Коал. 2 июня 24. Нан. 2 июля 15). II. Пр. Иулитты в мире. 1370. Канон сырн. субботы. Пр. Нифонта афонского. 1330 году. Афон. патер. III. Преставление благоверного князя Мстислава Георгия в Новгороде в 1180 году. М 209. †. (КСоф. 5 сент.). Мощи Мстислава в храме Софии в приделе Рождества Богородицы. Пр. Елиссея сумского, соловецкого подвижника в XV в. Соловецк. патер. IV. Феодора константиноп. Хил. (Сикеот анастасиупольский, коего мощи 15 июня перенесены в Царьград). V. Маркиана , еп. сиракузского. Сирм. (30 окт.). Мучч. Ираклиа, Павлина, Венедима . Мак. 1345. Белоз. 493. (18 мая). Прор. Илии . 42. Хлуд. 31. Муз. 1044 и др. (20 июля. Соф. Ев. 2 ошибочно 11 июня вместо 14 Илии и Елиссея). Иуста муч. Син. 1. (14 июля). Св. Трифиллия . Екл. (13 июля). Пр. Мефодия песношского. 201. 51. 1621 и др. (4 июня). Св. Кирилла , еп. гортинского. Вас. Петр. Печ. Пролог (6 сент ). 15 I. Св. прор. Амоса в 8 веке до Р. X. Кал. Петр. 43. Вен. Готф. и проч. М. 1439. По М. 449 канон Феофана, что и у нас. Служба. (Ап. 346 мая 17. Вас. УКр. 16 июня. Син 1. июня 18. Охр. 11 и 16 дек. Копт. 1388 июня 17. Копт. 1425 авг. 28. М. Р. У. 31 марта). Свв. мучч. Вита, Модеста и Крискентии из Сицилии. Страдали в Риме при Диоклитиане. Скончались в Лукании. Син. I. Неап. Кап. Асс. Остр. УКр. 319. ДоМак. Мак. и др. М. Р. Иерон. Б. Ф. мР. Р. В. У. М. 12 в. †. (246. 245. 1621 мая 16. Флориац. 16 июня). Св. муч. Дулы в Киликии в нач. 4 в. Син. 1. Вас. Екл. Петр. 240. М. Р. Пр. Дулы страстотерпца египетского. Ч. М. от азбучного патерика. Св. о. н. Ионы , митрополита московского и всей России. Пролог. Служба. Канон Пахомия. (Сн. 31 марта, 27 мая и 5 окт.). Мощи в московском Успенском соборе. Св. благоверного князя сербского Лазаря . Убит на брани с турками 1389. 1621. 51. Белоз. 516. Ч. М. †. В Сербляке служба. Мощи в Сремском монастыре Рованице (Южн. Слав. Филар.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В то время как святой молился так, от очей ослепшего отпали струпы как чешуя; он стал здоровым и мог видеть хорошо глазами своими. Но вскоре же вместо того, чтобы познать истинного Бога и воздать Ему благодарение за полученное от Него исцеление, он начал хулить Благодетеля своего, так говоря сыну: «Меня исцелил не твой Бог, но мои боги, которым я служу и которым я обещал принести жертвы». И прославлял своих богов нечестивых, во всеуслышание перед всеми говоря: «Благодарю богов моих, исцеливших меня!» Направившись к их капищам, он начал приносить им благодарственные мерзкие жертвы, как обещался; при этом сердце его столь ожесточилось диаволом и ослепилось злобой, что он изменил естественную любовь к сыну своему на ненависть, намереваясь умертвить и сына своего святого и неповинного отрока. Господь же, охраняющий рабов Своих, послал ангела Своего для сохранения, ибо ангел Господень в образе прекрасного и осиянного светом юноши явился ночью упомянутому Модесту, воспитателю Витову, веровавшему в Христа, бывшему уже в преклонных летах, и сказал ему: — Возьми отрока и отправься с ним к морю; на берегу вы найдете небольшую ладью; войдите в нее и вы прибудете в страну, которую я вам укажу. Модест сказал ангелу: — Господи! Я не знаю пути, куда я пойду. Ангел отвечал: «Я поведу вас!» И тотчас Модест встав, взял отрока своего Вита, взял также и кормилицу его Крискентию, верную рабу Христову, и отправился с ними к морю, следуя за водившим их ангелом. Когда они пришли к морскому берегу, то нашли ладью, приготовленную Господом. И сказал ангел святому Виту, как бы искушая его: «В какую страну ты пойдешь?» Святой Вит отвечал: «Куда Господь поведет нас, туда мы пойдем с великим усердием». Ангел спросил: «Имеешь ли ты плату?» Отрок отвечал: «Тот, Которому мы служим, воздаст тебе плату». Потом, войдя в ладью, отплыли от Сицилии; проплыв в продолжение небольшого времени, прибыли в одну из итальянских стран, по имени Лукания, к месту, называвшемуся Аллектория. Когда, приплыв к берегу, вышли из ладьи, тотчас ангел Господень, бывший в образе юноши вместе с ними в ладье, стал невидим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Ок. 935 г. кн. Вячеславом была построена ц. св. Вита в Праге, к-рая с учреждением в 972/3 г. Пражской епископии стала кафедральным собором. В легендах о св. Вячеславе 1-й пол. XIII в. содержится рассказ о том, что чеш. князь получил руку В. в дар от герм. кор. Генриха I и в связи с этим Чехия была освобождена от повинностей в пользу Свящ. Римской империи. Благодаря ключевой роли чешско-польск. отношений в Крещении польск. кн. Мешка I (ок. 966) почитание В. проникает из Чехии в Польшу; именно В. посвящена базилика, построенная Мешком в Гнезне. Распространение почитания В. у полабских и поморских славян могло быть связано с созвучием его имени с именем слав. языческого божества Святовита, главный храм к-рого находился на о-ве Рюген. У юж. славян (сербов, словенцев, хорватов) В. почитается как целитель от глазных болезней. В серб. истории день памяти В. («Видов дан») приобрел особое значение в связи с тем, что 15 июня 1389 г. произошла битва на Косовом поле - «гибель царства» (в кон. XIX в. в связи с этим событием дата была внесена в серб. церковный календарь). На Руси почитание В. распространилось в киевский период. Память В., М. и К. указана в древнейших календарях - месяцесловах Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 277) и Архангельского Евангелия (Л. 165) под 15 июня. Если в южнослав. месяцесловах память В., М. и К. встречается только под этим числом, то в древнерус. богослужебных книгах эти даты четко разведены в жанрово-типологическом отношении: 15 июня - в Минеях служебных и месяцесловах, 16 мая - в Прологах и в Четиих Минеях (о возможных причинах выбора этой даты см.: Турилов. 2000. С. 22). Служба В., М. и К. с каноном, известная во всей правосл. слав. традиции, отлична от греч., содержащихся в рукописях южноитал. происхождения. Помимо древнерус. служебных Миней XII в. (РНБ. Соф. 206; ГИМ. Син. 167) она встречается также в составе серб. рукописей XIII - нач. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 156, «Минея попа Гюрга» - БАН. 4. 5. 10, и др.; болг. списки неизвестны). Возможно, она попала в них через посредство древнерус. рукописей (рукописная традиция и редакционные особенности текста изучены недостаточно). В служебные Минеи, составленные по Иерусалимскому уставу, получившие распространение у юж. славян с 1-й пол. XIV в., а на Руси - с нач. XV в., служба В. не была включена.

http://pravenc.ru/text/158860.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010