митр. Антима Иверяну , грузина по происхождению, была учреждена 1-я груз. типография (1709). В 1712 г. в Иран на утверждение на царский престол отправился Вахтанг; он отказывался принять мусульманство до 1716 г. и был сослан в Керман ( Вахушти Багратиони. Описание. 1973. С. 493; Анания (Джапаридзе). Соборы. 2003. Т. 2. С. 197). В 1724 г., после взятия турками Тбилиси (1723), Вахтанг VI выехал в Россию, католикос Доментий IV нек-рое время скрывался в Лоре и Ксанском ущелье, затем в Стамбуле, где был обвинен в антитур. деятельности и посажен в тюрьму на 9 лет. Царь Иессей (Мустафа) утвердил без согласия Собора католикосом-патриархом Виссариона (Орбелишвили-Бараташвили) , мон. лавры Давида Гареджийского, писателя, богослова и философа, автора Житий св. царя Луарсаба, мучеников Бидзины, Шалвы и Элизбара, создателя первого антикатолич. богословского произведения «Грдемли» ( Кавтария. Жизнь и деятельность Виссариона. 1959. С. 75-111). Следующим католикосом (или местоблюстителем) был архиеп. Картли Кирилл II , позднее в источниках вновь упоминаемый как архиепископ (Документы по социальной истории. 1940. С. 275, 316, 395). Первое груз. печатное Евангелие. 1709 г. (ЛМГ) Первое груз. печатное Евангелие. 1709 г. (ЛМГ) После Кирилла на Патриарший престол вновь взошел вернувшийся из Стамбула Доментий, к-рого по его желанию должен был сменить его племянник, сын царя Иессея митр. Антоний (Багратиони). Собор избрал молодого архиерея, но тот наотрез отказался. Доментий IV вручил патриарший посох еп. Урбнисскому Николаю X (Херхеулидзе) ( Орбелиани. История Грузии. 1981. С. 76), по характеристике царевича Вахушти, крайнему неучу, по поведению больше мирянину, чем монаху ( Вахушти Багратиони. Описание. 1973. С. 518). Известно письмо католикоса Николая папе Бенедикту XIV, где он просит папу защитить христиан Грузии (лат. текст: Michel de Tugio. Bullarium Capucinorum. R., 1752. Vol. 7. Р. 248; груз. текст: Тамарашвили. Католичество. С. 432). В 1744 г. католикос был убит. В авг. 1744 г. Церковным Собором на Патриарший престол был избран 24-летний митр.

http://pravenc.ru/text/638558.html

В груз. источниках М. именуется также храмом Пресв. Богородицы - возможно, благодаря иконе Божией Матери, хранившейся в церкви. Когда М. был освящен в честь Успения Пресв. Богородицы, неизвестно. Историки ссылаются на грамоту царя Грузии Александра I еп. Тбилисско-Манглисскому Иоанну от 1441 г. ( Двали. 1974. С. 41), однако это не совсем правомерно, поскольку в документе речь идет об освобождении от гос. повинностей крестьян сатбилело (т. е. Тбилисской епархии, а не Манглисской), и, следов., обращение царя относится к Тбилисскому Сиони (в честь Успения Пресв. Богородицы), а не к М. (Корпус груз. ист. док-тов. 2013. С. 222-223). Самое раннее упоминание о «Манглисской Богородице» зафиксировано в грамоте царя Картли Симона I от 1595 г., в к-рой храму М. даруются выморочные поместья князей Джавахишвили в ущелье р. Тедзами ( Какабадзе. 1913. С. 84-86). В источниках начиная с этого времени наименование М. в честь Пресв. Богородицы становится приоритетным, иногда одновременно встречаются оба названия - Пресв. Богородицы и Животворящего Креста (ПГП. 1970. Т. 3. С. 584; Док-ты по соц. истории Грузии. 1940. Т. 1. С. 169; [ Иессей]. 1866. С. 31), изредка - только Животворящего Креста ( Пурцеладзе. 1881. С. 11). «Манглисская Богородица» считалась покровительницей и М., и всей страны, в источниках зафиксированы связанные с этим чудесные события. Так, в 1609 г. в царство Картли вторглись крымские татары, которые «прошли Триалети и достигли Манглисского ущелья. Но, по промыслу Всевышнего, не заметили величественную Манглисскую церковь Богородицы, ибо ее покрывали столь густые тучи и туман, что проходившее мимо нас многочисленное воинство не увидело ни церкви, ни деревни» ( Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили). 1989. С. 36; Цулая. 1998. С. 72). Когда по Вост. Грузии прошла эпидемия чумы, принесенной из Египта (кон. XVII в.), и вся страна «была поражена страхом и ужасом», царь Картли Георгий XI (1676-1688, 1703-1709) и его войско «предстали пред всечестным и преславным храмом» М. и «со слезами просили... об избавлении нас от жестокой и губительной болезни». В благодарность за чудесное избавление («не лишились ни одного даже воина») Георгий XI пожертвовал М. выморочные села Кезети и Угудети в Алгетском ущелье близ М., а также освободил жителей с. Манглиси от гос. податей ( Пурцеладзе. 1881. С. 8-9). Цари Картли щедро одаривали М. землями и крестьянами, освобождали владения мон-ря от различных податей.

http://pravenc.ru/text/2561814.html

фрагменты базилики IX в.). В приписке к сборнику переводов прп. Евфимия Святогорца (Кекел. А 1103, XI в. Fol. 210) упоминается некий Микаел Гареджели, что может служить подтверждением наличия связей между Афоном и Гареджи в XI в. В XII в. в Давидгареджи велась активная просветительская деятельность, работала художественно-живописная школа, обладавшая собственным изобразительным стилем. После нашествия монголов пустынь пришла в упадок: разрушены здания, большинство насельников ушли, спасаясь от захватчиков. Тринадцать сирийских отцов. Фрагмент росписи ц. Ананури. XVII в. Тринадцать сирийских отцов. Фрагмент росписи ц. Ананури. XVII в. В XI-XV вв. Давидгареджи был царским мон-рем, экономические возможности к-рого обусловливались также и широкой географией его владений: весь юго-запад Кахети в источниках именуется как «страна Гаресджи», а с XV в.- «Сагареджо». Во 2-й пол. XVII в. цари Теймураз I и Арчил II укрепили экономическую основу гареджийских мон-рей, увеличилось число братии, Гареджи вновь стал крупным просветительским и книжным центром, развивавшим культурные традиции как зарубежных, так и внутренних груз. мон-рей. В XVII в. Давидгареджи - центр движения против мусульм. завоевателей за объединение Грузии, что нашло отражение в лит-ре. Особое внимание в творчестве гареджийской школы уделялось агиографии и гимнографии - произведениям, посвященным грузинам - мученикам за веру. Культурно-просветительская деятельность школы была развернута в широких для своего времени масштабах, особенно была интенсивна с кон. XVII до кон. XVIII в., школа оставалась единственным центром культурной жизни Вост. Грузии. Деятельность школы развивалась по 3 определяющим профиль и характер школы направлениям: создание агиографических и гимнографических сборников; развитие догматической и полемической лит-ры; копирование рукописей и создание б-к. К этой школе относятся большинство груз. церковных писателей XVII-XVIII вв.: Онуфрий Гареджийский (Мачутадзе), католикосы-патриархи Доментий IV (Багратиони), Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили) (канон-гимн архиерею; канон-гимн первомч.

http://pravenc.ru/text/639853.html

В 20-х гг. XX в., после установления в Грузии советской власти, в действовавших мон-рях Г. (лавре и Натлисмцемели) жизнь замерла окончательно; в соответствии с новым адм. делением граница между Грузией и Азербайджаном пролегла через мон-ри Удабно и Чичхитури, а Бертубани отошел Азербайджану. С кон. 40-х гг. XX в. на территории комплекса был размещен военный полигон, в результате чего пострадали или были полностью разрушены высеченные в скале церкви, молельни, уникальные фрески и памятники эпиграфики. В 90-х гг. XX в. в лавре св. Давида и Натлисмцемели было возобновлено монастырское служение. Литературная школа вероятно, возникла в Г. на начальном этапе существования мон-ря, время окончательного ее формирования приходится на XVII-XVIII вв., когда Г. стал одним из ведущих центров груз. церковной письменности. Лит. творчество в мон-ре развивалось в неск. направлениях, среди к-рых - агиография, гимнография, догматико-полемическая лит-ра, обработка рукописей и создание б-к. В различное время в Г. творили Димитрий I (1125-1156) и Александр II (1574-1605), Онуфрий Гареджийский (XVII в.), Сулхан-Саба Орбелиани (1658-1725), Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили, 1724-1737/38 или 1735), Николоз Черкезишвили (?), Габриэл Сачинашвили (кон. XVII - нач. XVIII в.), Григол Додоркели (кон. XVII - нач. XVIII в.), патриарх Антоний I (1744-1755, 1764-1788), еп. Тимофей (Габашвили, 1764), сщмч. Гавриил (Мцире, 1802), митр. Иона (Гедеванишвили, 1734-1821) и др. Собрание б-к Г. считалось одним из самых ранних и самых богатых монастырских коллекций рукописей и книг в Грузии. Об этом свидетельствует список книг из хранилища Натлисмцемели, включенный в одну из рукописей Новой груз. коллекции горы Синай (N/Sin-50). В нем перечислены рукописи, пожертвованные Г. с кон. VI до нач. X в. Многочисленные рукописи и документы собрания Г. хранятся ныне в фондах древлехранилищ различных стран (большинство в Ин-те рукописей им. К. С. Кекелидзе АН Грузии). Архитектура Г. состоял из мон-рей общежительного типа (лавра св. Давида, Натлисмцемели, Додос Рка, Удабно, Бертубани, Колагири, Мравалцкаро, Пирукугмари); отшельнических обителей, рассчитанных на неск. монахов (Тетри Удабно, Шави Сенакеби, Берта Мта, Чичхитури, Веран Гареджа, Патара Квабеби, Коцахура и др.); комплексов, включавших только церкви и трапезную (Цамебули, Саберееби); известны случаи сосуществования мон-ря и поселения (Диди Квабеби).

http://pravenc.ru/text/161684.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Микадзе Захарий, прибл. 1728 - ок. 1812, Тифлис), еп. Некресский, груз. церковный деятель, проповедник и поэт. Сведения о жизни и творчестве А. чрезвычайно скудны и содержатся в рукописях XVIII-XIX вв. (A 983; A 1631; S 177; H 40; H 367; H 2134. Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе) и документах того времени. Известно, что отец А. был старшим протоиереем Тбилисского Сиони в 1718-1746 гг. По сведениям М. Джанашвили , учителями А. были известные архиереи и писатели, Католикосы-Патриархи Вост. Грузии Виссарион (Бараташвили-Орбелишвили) и Николай X (Херхеулидзе) . В 1777 г. А., будучи уже в сане иерея, принял постриг. 9 апр. 1778 г. был рукоположен во епископа Цилканского. В течение 14 лет в тяжелейших условиях (частые нашествия лезгин, наличие сильной языческой традиции и т. д.) А. вел проповедь христианства среди местного населения в горной части Вост. Грузии Мтиулети. В 1792 г. по просьбе А. его перевели на Манглисскую кафедру, со 2 дек. 1794 г. и до упразднения епархии в 1812 г. А. занимал Некресскую кафедру в сане митрополита. Погребен в Тбилисском Сиони. А. известен как искусный проповедник. Литературно обрабатывая свои проповеди, он рассылал их священникам, служащим в труднодоступных районах горной Грузии, где были сильны пережитки язычества. Проповеди, посвященные толкованию догматов правосл. Церкви, он выстраивал в стиле схоластической риторики школы Католикоса-Патриарха Антония II (Багратиони) , чьим приверженцем он был. В проповедях общественно-публицистического характера А. говорил о последствиях тяжелого политического состояния страны, раздорах феодальной знати, нищете народа, агрессии мусульм. мира, боролся с суевериями, нравственными изъянами об-ва. Избавление от этих недугов, по утверждению А., возможно только при соблюдении высоконравственных устоев христ. морали. Уцелевшая часть проповедей А. впервые была издана в 1881 г. М. Джанашвили. А. писал оды Католикосу-Патриарху Антонию II, царевичам Левану и Вахтангу, св. мч. Авиву Некресскому . Из др. произведений А. известны также 2 песнопения («О Христе», «О смерти»), короткие ямбические добавления к проповедям («О пророке Илии», «О воздвижении Св. Креста»), неск. стихов делового и автобиографического содержания, адресованных груз. царю Ираклию II и Католикосу-Патриарху Антонию II.

http://pravenc.ru/text/114390.html

Груз. певч. рукопись. XIX в. (Кекел. Н 657. Л. 13 об.— 14) Груз. певч. рукопись. XIX в. (Кекел. Н 657. Л. 13 об.— 14) В XI в. крупным литературно-философским центром являлся Петрицонский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (ныне близ Бачково, Болгария), построенный ок. 1083 г. Григорием Пакурианом (Бакурианисдзе). Основанную в этом мон-ре семинарию в течение 20 лет возглавлял известный груз. философ инок Иоанн Петрици. В его комментариях к сочинению Прокла Диадоха для объяснения триединства сохранилось самое раннее из известных сообщений о 3-голосном груз. церковном пении; он указывает древние названия голосов: «мзахр» (от «мдзахебели» - тот, кто произносит текст; 1-й голос), «жир» (2-й) и «бам» (или «бани» - низкий голос). Согласно Иоанну, 3 разных голоса сливаются воедино и получается одно целое, чем достигается благозвучие - кетилхмованеба. Дальнейшая деятельность Иоанна Петрици связана с мон-рем Гелати, к-рый с XII до нач. XIX в. являлся наиболее значительным очагом духовного просвещения и церковного пения в Грузии. В XIII-XVI вв. из-за неблагоприятных историко-политических обстоятельств (постоянных разрушительных нашествий и войн) груз. певч. искусство пришло в упадок. В разграбленных соборах уничтожались драгоценные певч. рукописи. Лишь в нек-рых спасенных от набегов церквах и мон-рях удалось сохранить церковное пение. Однако естественный процесс развития церковного пения не прекращался, об этом свидетельствуют гимнографические сборники XVII-XVIII вв. под названием «Садгесасцауло» (букв.- праздничные), включающие житийный (синаксарный) материал, чтения и литургические толкования. Эти сборники содержат сведения о груз. гимнографах, в т. ч. Николозе Магалашвили, католикосе-патриархе Виссарионе (Орбелишвили-Бараташвили), Николозе Черкезишвили и др. В их творчестве усиливалось национальное начало, их песнопения посвящены гл. обр. груз. святым. Примерно с XVI в. вошел в употребление сб. Гулани, в к-ром был объединен материал всех богослужебных книг, используемых в течение церковного года: Евангелия, Апостола, Минеи, Постной и Цветной Триодей, Профетологиона, Псалтири, Часослова, Типикона и др. Гулани отличается большим объемом. Краткая редакция Гулани, называемая «Жамнгулани», содержит Часослов (Жамни) и синаксарный раздел. В Ин-те рукописей Корнелия Кекелидзе хранятся 2 Гулани XVIII в. (Кекел. Q 103 и 104a-b).

http://pravenc.ru/text/168199.html

И. Ц. стяжал дар чудотворения. В обеих редакциях Жития преподобных Шио и Евагрия описывается, как прп. Иоанн, желая узнать, каких духовных высот достигли его ученики прп. Шио и И. Ц., осенил крестом чашу с вином, поднял ее и выпустил из рук - чаша повисла в воздухе. Затем святой обратился к прп. Шио и сказал, что нужно поблагодарить Господа за явленное чудо. Прп. Шио насыпал себе на ладонь горящие угли, положил сверху ладан и кадил. И. Ц. спустился к р. Ксани, погрузил свой жезл в воду и во имя Пресв. Богородицы и Христа приказал реке следовать за ним. И. Ц. дошел до цилканской ц. Пресв. Богородицы и велел воде течь, как ей положено: потоки воды опоясали церковь. Ручей, до сих пор протекающий возле храма, появился, по преданию, после этого чуда И. Ц. В Житии сказано, что И. Ц., благоустроив свою епархию, проповедовал на Сев. Кавказе, среди осетин и др. горских народов. Узнав по откровению свыше момент своей кончины, он собрал паству и клир, преподал духовное наставление, причастился и 18 авг. почил. Мощи преподобного были упокоены между алтарем и жертвенником в ц. Пресв. Богородицы в Цилкани. К лику святых И. Ц. причислен в древности. Ист.: Жизнь и деятельность преподобных отцов наших Шио и Евагре//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 221-224; 1971. Т. 3. С. 149-152; Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили), католикос-патриарх. Успение святого отца нашего Исе, епископа Цилканского, чудотворца, одного из 13-ти отцов, прибывших из Месопотамии//ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 79-95. Лит.: Архетипы житий Сирийских отцов//Ист. сб./Сост.: С. Какабадзе. Тифлис, 1928. Т. 1: Прил. С. 1-18 (на груз. яз.); Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 9-18; Кекелидзе К., прот. Вопросы о приходе сир. подвижников в Картли// Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 19-50; он же. Др.-груз. лит. 1980. С. 157-163, 534-536; Габидзашвили Э. О взаимосвязи так называемых архетипов «Житий» сир. подвижников//Мацне: сер. языка и лит-ры/АН Грузии. Тбилиси, 1982. Вып. 4. С. 62-67 (на груз. яз.); Сабинин М.-Г. Иверский патерик. М., 2004. С. 506-516.

http://pravenc.ru/text/293806.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ [Исе Цилкнели; груз. ], свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов - основателей монашества в Грузии, прибывших из Сирии в Вост. Грузию вместе с прп. Иоанном Зедазнийским (Зедазнели). Сведения об И. Ц. сохранились в Житии сир. отцов преподобных Шио Мгвимского и Евагрия Шиомгвимского (кименная редакция, X в.; метафрастическая редакция, XII в.- ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 221-224; 1971. Т. 3. С. 149-152). В 1-й пол. XVIII в. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили) на основе кименной редакции создал метафрастическое Житие И. Ц. (НЦРГ. А 170, 1713 г.- ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 79-95). Первоначально сир. отцы поселились в древней столице Грузии Мцхете, затем на горе Зеда-Задени (В. Задени), где прп. Иоанн основал мон-рь Зедазени . Святые много проповедовали и исцеляли. Католикос Картли Евлавий (вероятно, Евлалий I (30-е гг. VI в.)) предложил Собору груз. архиереев избрать на пустующие кафедры Цилканской и Некресской епархий епископов из числа учеников прп. Иоанна. Поскольку все сир. отцы были равны в благочестии, католикос и архиереи решили взойти на гору и избрать тех, кто в это время совершали литургию. Служащими были иером. Авив (сщмч. Авив Некресский ) и иеродиак. Иессей (И. Ц.), которые соответственно были назначены на Некресскую и на Цилканскую кафедры. Когда И. Ц. прибыл к месту служения, он увидел, насколько сильно среди его паствы укоренились языческие обряды и верования. И. Ц. стал ревностно проповедовать и совершать богослужения даже в наиболее удаленных и труднодоступных селениях. По словам агиографа, спустя нек-рое время в епархии не осталось ни одного человека, к-рый не был бы знаком с основами христ. вероучения. Прп. Иоанну во сне предстали Пресв. Богородица и просветительница Грузии св. Нина и велели ему разослать учеников в разные регионы Вост. Грузии, чтобы каждый основал по мон-рю. С именем И. Ц. связывают основание мон-ря Цилкани : здесь находилась кафедральная цилканская ц. во имя Пресв. Богородицы, построенная сыном св. царя Мириана Бакаром I (50-60-е гг. IV в.).

http://pravenc.ru/text/293806.html

1999. C. 273). Есть мнение, что в др. могиле (при перестройке церкви повреждена и засыпана землей) был погребен Иоанн Лаз, о к-ром в Житии П. И. было сказано: «И похоронили его с большими почестями в грузинском монастыре, который построили они, святые» ( Кубанеишвили. 1946. T. 1. С. 256-272). П. И. был изображен в росписи зап. стены кафоликона Крестового монастыря ( Вирсаладзе. 1973. C. 40, 47; Мамиствалишвили. 2014. C. 36-79). Груз. версия Жития П. И. изобилует множеством эпитетов, отражающих значение для грузин деятельности П. И. и его раннее почитание в груз. среде: «слава грузин» ( ), «светило и сияние грузинского народа» ( ), «звезда грузинского народа» ( ), «светило, возникшее на грузинской земле» ( ), «верная стена грузин» ( ) и др. (Ареопагитский сб. 1982. С. 173-191). В груз. версии Жития П. И. четко определяется как халкидонит и противопоставляется еретикам (монофизитам/яковитам/северианам): в видении, к-рое он видит после Халкидонского Собора, души замученных еретиками православных возносятся ко Господу, а души еретиков спускаются в ад (главы 35-36); после кончины имп. Маркиана еретики пытаются его убить (главы 37-38); правление императора-халкидонита Льва I описывается как благословенное время, когда П. И. смог вернуться на свою кафедру (гл. 43), и т. д. Сомнения в его православии появились в Грузии в XVIII в., когда вследствие персид. завоеваний в стране усилилась пропаганда монофизитства. Очевидно, именно в это время в Грузии стало известно, что в негруз. источниках П. И. считается монофизитом. В груз. историографии начиная с этого времени прослеживается двоякое отношение к П. И. С одной стороны, при царе Картли Вахтанге VI Багратиони (1716-1724) комиссия ученых мужей включила в «Картлис Цховреба» сведения о деятельности П. И. как одного из первых святых ГПЦ. С др. стороны, при царе Ираклии II (в Кахети - в 1744-1762, в Картли-Кахети - в 1762-1798) на 2 дек., день поминовения П. И., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I ( Багратиони; 1744-1755, 1764-1788) внес память свт. Иессея Цилканского , Житие к-рого составил католикос-патриарх Вост. Грузии Виссарион ( Орбелишвили-Бараташвили; 1724-1737/38). По наблюдению Марра, в Часослове 1710 г., изданном по повелению Вахтанга VI, имя П. И. упоминалось под 2 дек., в Часослове 1722 г.- отсутствовало вовсе ( Марр. 1896. С. XIV-XV). Церковь полностью не исключала поминовение П. И.: его имя встречается в рукописях 2-й пол. XVII в. (напр., НЦРГ. Q 646, XVII-XVIII вв.; НЦРГ. H 342, 1661 г.), но уже под 3 дек. В колофонах, сделанных в различных рукописях «Картлис Цховреба», он также долгое время еще считался халкидонитом (один из последних колофонов датирован 1839 г.). Марр в предисловии к изданию Жития П. И. представлял его как привлекательную для каждой из сторон (монофизитов и халкидонитов) фигуру, весьма пассивно участвовавшую в «религиозных распрях» ( Марр. 1896. С. IV).

http://pravenc.ru/text/2580396.html

В XII в. католикос-патриарх Николай I (Гулаберисдзе), используя методы перевода гелатской школы, перевел с греч. языка догматическо-полемические сочинения прп. Максима Исповедника «Послания к Таласу», «Спор Пирра и Мегиста», «Краткие полемические трактаты против монофизитства и монофелитства» (Кут. 14; Кекел. А 636, S 1128). В эпоху Возрождения было создано полемическое антимусульм. произведение царевича Баграта Багратиони (Батонишвили) (1511-1573) «История безбожной веры исмаилитов» (Кекел. А 126, 186), где изложена история мусульманства и рассмотрены расхождения между исламом и христианством. Митр. Иаков (Думбадзе) (1647-1713) переложил «Историю» на стихи. Католикосу-патриарху Виссариону (Орбелишвили-Бараташвили) принадлежит полемическое сочинение против католиков «Наковальня» (Кекел. S 119, 156). В школах и семинариях, основанных груз. царем Ираклием II, работали и иностранные преподаватели. В этот период были осуществлены совместные переводы учебных катехизисов, созданы оригинальные догматическо-полемические произведения. Католикосу-патриарху Антонию I (Багратиони) принадлежит Катехизис (1757), ставший настольной книгой для груз. духовенства, «Об исповеди» (Кекел. 39, 84, A 155, 245), 4-томное соч. «Трехчастное богословие» (или «Схоластическое богословие»: Т. 1. Догматическое богословие - Кекел. S 3657; Т. 2. Мистическое богословие - Кекел. S 3658; Т. 3-4. Этика - Кекел. S 3659, 3660); среди источников автор называет франц. энциклопедию, изданную в Париже, «Готовое слово», названное Кекелидзе основным не только для Грузинской, но и для всех Вост. Церквей (История груз. лит-ры. 1960. Т. 1. С. 78). При сотрудничестве с арм. писателем Филиппом Каитмазовили с арм. языка был переведен «Клад» свт. Кирилла Александрийского (Кекел. А 3, 1324, S 3653, 4802; изд.- Тифлис, 1892). В XVIII в., в период активизации грузино-рус. лит. взаимосвязей, были осуществлены переводы с рус. языка и под влиянием рус. богословия создано неск. догматических произведений, напр. Катехизис митр. Тбилисского Николая (Кекел. S 67), Богословие митр. Московского Платона и свт. Амвросия Медиоланского, переведенные еп. Гаием (Такаовым) (Кекел. S 28), «Послания о праведном учении» архим. Тарасия; Геронтием Сологашвили был составлен сб. Диалоги (Кекел. А 640, S 349).

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001   002     003    004