Из истории грузинской агиографии: " Мученичество царя Луарсаба " (версия для печати)/Православие.Ru Из истории грузинской агиографии: " Мученичество царя Луарсаба " Православие.Ru , 19 сентября 2001 г. История общественного и культурного развития Грузии сложилась таким образом, что в ее литературной жизни агиографический жанр, в частности, мученичества (мартирологи) продолжал жить даже в Новое время, когда в Европе, в том числе и России, ему уже не было места. Еще до окончательной ликвидации в середине XV в. главного очага православия – Византийской империи – критический этап культурного развития грузин достиг своего апогея. По словам грузинских историков позднего средневековья, лишь в одной Картли продолжало существовать православие. Вся страна оказалась во власти исламских завоевателей. На протяжении XIV-XV вв. произошел провал в культурном развитии Грузии. Но с течением времени никогда до конца не замиравшая литературная жизнь грузин стала давать свои плоды. Так наступила эпоха грузинского Возобновления XVII-XVIII вв., связанная с изменениями внутри страны и международной обстановки того времени. Особое значение имели рост Русского государства и восстановление с ним связей отдельных грузинских царств и княжеств, прерванных монгольским господством. В этот период на поприще науки и литературы в Грузии выступает целая плеяда ученых и писателей, в новых исторических условиях стремившихся продолжить культурные традиции прошлого. Одним из деятелей, поставивших перед собой такую цель, был католикос грузин Виссарион (груз. Бесарион, ум. 1738), сочинение которого " Мученичество царя Луарсаба " посвящено драматическим событиям, связанным с борьбой народов Закавказья против шаха Ирана Аббаса I в начале XVII в. Виссарион принадлежал к видному в средневековой Грузии роду, давшему своему отечеству целую когорту государственных и общественных деятелей. Как пишет Виссарион в приписке к одному из своих произведений, он был " родом Бараташвили из колена Орбелишвили " . После пострижения в монахи он подвизался в известной еще с раннего средневековья Давид-Гареджийской пустыни (в Восточной Грузии), где вел аскетический образ жизни.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМЕНТИЙ IV (Багратиони Дамиан Леванович), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1705-1741). Принадлежал к правящей царской династии, сын царевича Левана, брат царя Вахтанга VI Законодателя (джанишин Картли в 1703-1714; царь Картли в 1716-1724). По возвращении из России, куда был отправлен с миссией, по инициативе Вахтанга VI был избран на Патриарший престол Церковным Собором, сместившим обвиненного в невежестве католикоса-патриарха Евдемона II (Диасамидзе) (1700-1705) ( Вахушти Багратиони//КЦ. Т. 4. С. 481). В 1707-1708 гг. Д. посетил Иран, где получил от шаха подтверждение своих полномочий в Кахети, а также «все свои вотчины и дары большие» (Там же). Известна грамота (1710) правителя Кахети Имамкули-хана (1703-1722), упоминающая Д. и его права собственности Мцхетского Католикосата на земли в Кахети. В 1714 г. правитель Картли Иессей (Али Кули-хан, Мустафа) подтвердил права Д. на Патриарший престол ( Вахушти Багратиони//Там же. С. 482). Д. принимал активное участие в законодательной деятельности Вахтанга VI, о чем упомянуто в предисловии к своду законов, принятых царем. После захвата турками Тбилиси (1723) Вахтанг VI в 1724 г. выехал в Россию, а Д. в нояб. скрылся в крепости Лоре, затем в Ксанском эриставстве, чем воспользовался правитель Картли Иессей и без согласия Собора поставил католикосом-патриархом Виссариона (Орбелишвили-Бараташвили) . В 1725 г. Д. по приглашению султана выехал в Стамбул, где получил подтверждение на престол и земельные права Католикосата. Однако в дек. 1727 г. он был арестован по обвинению в антитур. деятельности и на 9 лет сослан под Стамбул. В 1737 г., после кончины Виссариона, католикосом-патриархом заочно вновь стал Д. В 1738 г. он был освобожден и вернулся в Картли. Известна его титулатура этого времени: «...сын царя, властелина обоих царских тронов, благословляющий именем Господа, католикос-патриарх, господин Картли, Кахети, Самцхе-Саатабаго - Доментий» ( Жордания. Хроники. Т. 2. С. 157).

http://pravenc.ru/text/178808.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН [груз. ], Католикос-Патриарх Вост. Грузии (1724-1737/38 или 1735) из знатного рода Орбелишвили-Бараташвили, представитель давидгареджийской лит. школы. Получил хорошее духовное образование, особо преуспевал в догматике и литургике. В 1697 г. В. стал иеромонахом в мон-ре Иоанна Крестителя, в лавре Давидгареджи, где руководил обучением молодых монахов, интересовавшихся духовной лит-рой. Приписки к рукописям из Гареджи свидетельствуют, что его учениками были церковный писатель еп. Тимофей (Тимотэ) (Габашвили, † 1764, Астрахань), к-рый переписал сочинение В. «Грдемли» (Наковальня) (Кекел. А-119) ( Хаханов А. Очерки по истории грузинской словесности. Т. 1. С. 299-300), писатель и иером. Иосиф (Эриствисшвили) и др. Совместно с игум. Харитоном и монахами Свимеоном и Саввой В. принимал участие в решении мн. церковных и общественных проблем Грузии. Благодаря специальной миссии В. к правителю Гурии Мамия Гуриели был составлен акт, т. н. Клятвенная книга, о совместной борьбе за отмену продажи пленных (Акты Кавказской археогр. комис. Т. 1. С. 52). В 1724 г., после отъезда царя Вахтанга VI (Багратиони) в Россию, Католикос Доментий IV был вынужден отправиться в К-поль (откуда его затем сослали на о-в Тенедос). Новый царь Иесей поставил В. во главе Картлийской Церкви, но возведение в сан Католикоса-Патриарха состоялось только в 1730 г. (ркп. из Кутаисского гос. музея им. Н. Бердзенишвили, 28. Л. 188). Большое внимание В. уделял духовной лит-ре и переписке рукописей, в архиве Ин-та рукописей им. К. Кекелидзе Груз. АН хранятся переведенные В. сочинения древних авторов (Молитвенник, часть литургии свт. Иоанна Златоуста. А-198, 1696 г.; Клемакс Иоанна Синайского (пер. на груз.). А-105, 1697 г.; «Лавсаик» Палладия и сочинения св. Ефрема Сирина. А-196, 1696-1697 гг. и др.). На рубеже XVIII-XIX вв. ощущалась острая необходимость в создании груз. агиографического сборника. Уже в 1699 г. Онофрэ (Мачутадзе), настоятель Давидгареджийского мон-ря, составил сборник житий 13 сир. отцов (Кекел. А-160). В нач. XVIII в. под рук. Католикоса Доментия в него включили мученичества и жития груз. святых (Кекел. А-130, 1705-1713 гг.). В. написал агиографическое сочинение о груз. святых, а также распорядился, чтобы были созданы гимнографические каноны. Дошедший список сборника свидетельствует о лит. доработке, сделанной рукой В. (Кекел. S-3269). К числу оригинальных трудов В. принадлежат «Мученичество и подвиг св. великомученика Раждена», «Восхваление и мученичество св. мученика Арчила», «Подвиг святого и блаженного мученика царя Луарсаба», «Восхваление св. мучеников Бидзина, Шалва, и Элизбара и уведомление об их мученической смерти», «Смерть прп. отца Иесея, Цилканского епископа» (Кекел. А-170).

http://pravenc.ru/text/158766.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Микадзе Захарий, прибл. 1728 - ок. 1812, Тифлис), еп. Некресский, груз. церковный деятель, проповедник и поэт. Сведения о жизни и творчестве А. чрезвычайно скудны и содержатся в рукописях XVIII-XIX вв. (A 983; A 1631; S 177; H 40; H 367; H 2134. Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе) и документах того времени. Известно, что отец А. был старшим протоиереем Тбилисского Сиони в 1718-1746 гг. По сведениям М. Джанашвили , учителями А. были известные архиереи и писатели, Католикосы-Патриархи Вост. Грузии Виссарион (Бараташвили-Орбелишвили) и Николай X (Херхеулидзе) . В 1777 г. А., будучи уже в сане иерея, принял постриг. 9 апр. 1778 г. был рукоположен во епископа Цилканского. В течение 14 лет в тяжелейших условиях (частые нашествия лезгин, наличие сильной языческой традиции и т. д.) А. вел проповедь христианства среди местного населения в горной части Вост. Грузии Мтиулети. В 1792 г. по просьбе А. его перевели на Манглисскую кафедру, со 2 дек. 1794 г. и до упразднения епархии в 1812 г. А. занимал Некресскую кафедру в сане митрополита. Погребен в Тбилисском Сиони. А. известен как искусный проповедник. Литературно обрабатывая свои проповеди, он рассылал их священникам, служащим в труднодоступных районах горной Грузии, где были сильны пережитки язычества. Проповеди, посвященные толкованию догматов правосл. Церкви, он выстраивал в стиле схоластической риторики школы Католикоса-Патриарха Антония II (Багратиони) , чьим приверженцем он был. В проповедях общественно-публицистического характера А. говорил о последствиях тяжелого политического состояния страны, раздорах феодальной знати, нищете народа, агрессии мусульм. мира, боролся с суевериями, нравственными изъянами об-ва. Избавление от этих недугов, по утверждению А., возможно только при соблюдении высоконравственных устоев христ. морали. Уцелевшая часть проповедей А. впервые была издана в 1881 г. М. Джанашвили. А. писал оды Католикосу-Патриарху Антонию II, царевичам Левану и Вахтангу, св. мч. Авиву Некресскому . Из др. произведений А. известны также 2 песнопения («О Христе», «О смерти»), короткие ямбические добавления к проповедям («О пророке Илии», «О воздвижении Св. Креста»), неск. стихов делового и автобиографического содержания, адресованных груз. царю Ираклию II и Католикосу-Патриарху Антонию II.

http://pravenc.ru/text/114390.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ [Исе Цилкнели; груз. ], свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов - основателей монашества в Грузии, прибывших из Сирии в Вост. Грузию вместе с прп. Иоанном Зедазнийским (Зедазнели). Сведения об И. Ц. сохранились в Житии сир. отцов преподобных Шио Мгвимского и Евагрия Шиомгвимского (кименная редакция, X в.; метафрастическая редакция, XII в.- ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 221-224; 1971. Т. 3. С. 149-152). В 1-й пол. XVIII в. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили) на основе кименной редакции создал метафрастическое Житие И. Ц. (НЦРГ. А 170, 1713 г.- ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 79-95). Первоначально сир. отцы поселились в древней столице Грузии Мцхете, затем на горе Зеда-Задени (В. Задени), где прп. Иоанн основал мон-рь Зедазени . Святые много проповедовали и исцеляли. Католикос Картли Евлавий (вероятно, Евлалий I (30-е гг. VI в.)) предложил Собору груз. архиереев избрать на пустующие кафедры Цилканской и Некресской епархий епископов из числа учеников прп. Иоанна. Поскольку все сир. отцы были равны в благочестии, католикос и архиереи решили взойти на гору и избрать тех, кто в это время совершали литургию. Служащими были иером. Авив (сщмч. Авив Некресский ) и иеродиак. Иессей (И. Ц.), которые соответственно были назначены на Некресскую и на Цилканскую кафедры. Когда И. Ц. прибыл к месту служения, он увидел, насколько сильно среди его паствы укоренились языческие обряды и верования. И. Ц. стал ревностно проповедовать и совершать богослужения даже в наиболее удаленных и труднодоступных селениях. По словам агиографа, спустя нек-рое время в епархии не осталось ни одного человека, к-рый не был бы знаком с основами христ. вероучения. Прп. Иоанну во сне предстали Пресв. Богородица и просветительница Грузии св. Нина и велели ему разослать учеников в разные регионы Вост. Грузии, чтобы каждый основал по мон-рю. С именем И. Ц. связывают основание мон-ря Цилкани : здесь находилась кафедральная цилканская ц. во имя Пресв. Богородицы, построенная сыном св. царя Мириана Бакаром I (50-60-е гг. IV в.).

http://pravenc.ru/text/293806.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУАРСАБ II Св. Луарсаб II, царь Картли. Роспись церкви мон-ря Шиомгвиме. 80-е гг. XIX в. Худож. М. Сабинин Св. Луарсаб II, царь Картли. Роспись церкви мон-ря Шиомгвиме. 80-е гг. XIX в. Худож. М. Сабинин [груз. ], мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня), царь Картли (1606-1616), сын царя Картли Георгия X (1600-1606). Источники Сведения о Л. сохранились в исторических хрониках XVIII в., включенных в свод груз. летописей «Картлис Цховреба» : в «Новой Картлис Цховреба», созданной Бери Эгнаташвили, и в «Истории царства Грузинского» царевича Вахушти Багратиони. Также о Л. и о событиях того времени на Кавказе писал арм. историк XVII в. Аракел Даврижеци. В 1-й пол. XVIII в. мученический подвиг Л. описал католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили) (НЦРГ. А 160; Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили). 1946. С. 407-415; Он же. 1989. С. 136-201). Католикос-патриарх сравнивает Л. с архиеп. К-польским свт. Павлом I Исповедником , удушенным по приказу рим. императора-арианина Констанция в кон. 351 г. Повествование о мученичестве царя предваряет типичный для жанра прославляющий правосл. веру энкомий автора об актуальности для Грузии создаваемого Мартиролога. Также, следуя традиции груз. агиографии, Виссарион приводит библейскую генеалогию Л., восходящую к прор. Давиду, подчеркивает нравственное бессилие иноверных мучителей Л., стилистически и лексически коррелирует текст с образцами древнегруз. Мартирологов. Мученичество Л. имеет ценность как исторический источник: в нем отражены сведения, отсутствующие в др. произведениях того времени. Автор вышел за рамки агиографического жанра, охватив в сочинении жизнеописание Л. и др. пострадавших за веру мучеников в разных странах. Жизнеописание Л. также составил католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони) (1714-1716, 1724-1727). Оно сохранилось в сб. «Мзаметквелеба» (Риторика//ПДГАЛ. 1980. Т. 6. С. 35-66). Жизнеописание

http://pravenc.ru/text/2110749.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ II католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (Грузинская Православная Церковь) (ок. 1738). Вступил на престол первоиерарха Вост. Грузии после кончины католикоса-патриарха Виссариона (Бараташвили-Орбелишвили) (1725-1737). Купчая грамота - единственный сохранившийся документ, в котором К. упомянут как католикос-патриарх («всей Грузии»), датирован 2 февр. 1738 г. (Документы. 1940. С. 274-275); автограф К. стоит между подписями Отара Алексишвили и Парсадана Цицишвили. В 1738 г., узнав о кончине католикоса-патриарха Виссариона, в Грузию вернулся Доментий IV (Багратиони) , возглавлявший Церковь Вост. Грузии в 1705-1725 гг. После отъезда в Россию в 1725 г. царя Картли Вахтанга VI (1716-1724) он оставил управление Церковью и уехал в Стамбул. Доментий IV вновь занял престол католикоса-патриарха и правил Церковью Вост. Грузии до 1741 г. На нескольких документах начиная с 1739 г. стоит подпись некоего «архиепископа Картли Кирилла». Поскольку о др. архиерее с таким именем сведений за этот период нет, мн. исследователи, ссылаясь на то, что в стране с установлением непосредственного правления сначала османов, затем персов (1723-1744) наблюдался определенный политический и церковный хаос, считают, что К. после возвращения Доментия IV был переведен на место архиепископа Картли и сведения из этих источников касаются именно его. Так, на документе от 5 марта 1739 г., отправленном католикосом-патриархом Доментием IV еп. Урбнисскому Николаю (Херхеулидзе; впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии Николай X ), К. поставил подпись в числе архиереев, представителей духовенства и светских лиц Вост. Грузии (ПГП. 1970. Т. 3. С. 742). По содержанию этот документ связан с другим, который был выдан католикосом-патриархом Доментием IV архиереям Картли и подписан в т. ч. и К. (Там же. С. 762). По мнению И. С. Долидзе , документ был составлен в том же 1739 г., однако ученый датировал его 1740-1741 гг. (Там же. С. 1187). Подпись К. как свидетеля стоит также под документом мон. Елены, отправленным архиепископу Алавердскому и датируемым 1746 г. (Там же. С. 791). Ист.: Документы социальной истории Грузии (XV-XVIII вв.)/Сост.: Н. Бердзенишвили. Тбилиси, 1940 (на груз. яз.). Лит.: Качарава Э. Кириле II//Католикосы-Патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 121 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова: ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ см. Грузинская Православная Церковь. Часть I, Грузинская Православная Церковь. Часть II, Грузинская Православная Церковь. Часть III ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении

http://pravenc.ru/text/1840401.html

В 20-х гг. XX в., после установления в Грузии советской власти, в действовавших мон-рях Г. (лавре и Натлисмцемели) жизнь замерла окончательно; в соответствии с новым адм. делением граница между Грузией и Азербайджаном пролегла через мон-ри Удабно и Чичхитури, а Бертубани отошел Азербайджану. С кон. 40-х гг. XX в. на территории комплекса был размещен военный полигон, в результате чего пострадали или были полностью разрушены высеченные в скале церкви, молельни, уникальные фрески и памятники эпиграфики. В 90-х гг. XX в. в лавре св. Давида и Натлисмцемели было возобновлено монастырское служение. Литературная школа вероятно, возникла в Г. на начальном этапе существования мон-ря, время окончательного ее формирования приходится на XVII-XVIII вв., когда Г. стал одним из ведущих центров груз. церковной письменности. Лит. творчество в мон-ре развивалось в неск. направлениях, среди к-рых - агиография, гимнография, догматико-полемическая лит-ра, обработка рукописей и создание б-к. В различное время в Г. творили Димитрий I (1125-1156) и Александр II (1574-1605), Онуфрий Гареджийский (XVII в.), Сулхан-Саба Орбелиани (1658-1725), Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили, 1724-1737/38 или 1735), Николоз Черкезишвили (?), Габриэл Сачинашвили (кон. XVII - нач. XVIII в.), Григол Додоркели (кон. XVII - нач. XVIII в.), патриарх Антоний I (1744-1755, 1764-1788), еп. Тимофей (Габашвили, 1764), сщмч. Гавриил (Мцире, 1802), митр. Иона (Гедеванишвили, 1734-1821) и др. Собрание б-к Г. считалось одним из самых ранних и самых богатых монастырских коллекций рукописей и книг в Грузии. Об этом свидетельствует список книг из хранилища Натлисмцемели, включенный в одну из рукописей Новой груз. коллекции горы Синай (N/Sin-50). В нем перечислены рукописи, пожертвованные Г. с кон. VI до нач. X в. Многочисленные рукописи и документы собрания Г. хранятся ныне в фондах древлехранилищ различных стран (большинство в Ин-те рукописей им. К. С. Кекелидзе АН Грузии). Архитектура Г. состоял из мон-рей общежительного типа (лавра св. Давида, Натлисмцемели, Додос Рка, Удабно, Бертубани, Колагири, Мравалцкаро, Пирукугмари); отшельнических обителей, рассчитанных на неск. монахов (Тетри Удабно, Шави Сенакеби, Берта Мта, Чичхитури, Веран Гареджа, Патара Квабеби, Коцахура и др.); комплексов, включавших только церкви и трапезную (Цамебули, Саберееби); известны случаи сосуществования мон-ря и поселения (Диди Квабеби).

http://pravenc.ru/text/161684.html

В груз. источниках М. именуется также храмом Пресв. Богородицы - возможно, благодаря иконе Божией Матери, хранившейся в церкви. Когда М. был освящен в честь Успения Пресв. Богородицы, неизвестно. Историки ссылаются на грамоту царя Грузии Александра I еп. Тбилисско-Манглисскому Иоанну от 1441 г. ( Двали. 1974. С. 41), однако это не совсем правомерно, поскольку в документе речь идет об освобождении от гос. повинностей крестьян сатбилело (т. е. Тбилисской епархии, а не Манглисской), и, следов., обращение царя относится к Тбилисскому Сиони (в честь Успения Пресв. Богородицы), а не к М. (Корпус груз. ист. док-тов. 2013. С. 222-223). Самое раннее упоминание о «Манглисской Богородице» зафиксировано в грамоте царя Картли Симона I от 1595 г., в к-рой храму М. даруются выморочные поместья князей Джавахишвили в ущелье р. Тедзами ( Какабадзе. 1913. С. 84-86). В источниках начиная с этого времени наименование М. в честь Пресв. Богородицы становится приоритетным, иногда одновременно встречаются оба названия - Пресв. Богородицы и Животворящего Креста (ПГП. 1970. Т. 3. С. 584; Док-ты по соц. истории Грузии. 1940. Т. 1. С. 169; [ Иессей]. 1866. С. 31), изредка - только Животворящего Креста ( Пурцеладзе. 1881. С. 11). «Манглисская Богородица» считалась покровительницей и М., и всей страны, в источниках зафиксированы связанные с этим чудесные события. Так, в 1609 г. в царство Картли вторглись крымские татары, которые «прошли Триалети и достигли Манглисского ущелья. Но, по промыслу Всевышнего, не заметили величественную Манглисскую церковь Богородицы, ибо ее покрывали столь густые тучи и туман, что проходившее мимо нас многочисленное воинство не увидело ни церкви, ни деревни» ( Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили). 1989. С. 36; Цулая. 1998. С. 72). Когда по Вост. Грузии прошла эпидемия чумы, принесенной из Египта (кон. XVII в.), и вся страна «была поражена страхом и ужасом», царь Картли Георгий XI (1676-1688, 1703-1709) и его войско «предстали пред всечестным и преславным храмом» М. и «со слезами просили... об избавлении нас от жестокой и губительной болезни». В благодарность за чудесное избавление («не лишились ни одного даже воина») Георгий XI пожертвовал М. выморочные села Кезети и Угудети в Алгетском ущелье близ М., а также освободил жителей с. Манглиси от гос. податей ( Пурцеладзе. 1881. С. 8-9). Цари Картли щедро одаривали М. землями и крестьянами, освобождали владения мон-ря от различных податей.

http://pravenc.ru/text/2561814.html

Л. понимал, каким бедствием для страны может обернуться их дальнейшее упорство: «Ведомо мне, что он (Аббас I.- Авт.) лживо настаивает на всем этом и желает вероломно пленить меня. Но ежели не повиниться и в безопасности защитить только себя, какая в том польза, и погибнет страна моя и разорятся церкви. Смерть мне лучше такой жизни». Несмотря на уговоры царей и вельмож, Л. «добровольно отдал голову свою, дабы спасти страну свою с миром» ( Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили). 2006. С. 153-154). Он отправился в Гори, затем вместе с Аббасом I поехал в Тбилиси, откуда шах, объявив о многодневной охоте, перевез Л. в Карабах ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 395). В Гиляне Аббас I потребовал от Л. принять ислам и получил категорический отказ. После вторичного отказа Л. был заключен в крепости Гулаб-Кале. В июне 1622 г. он был задушен, его тело было погребено на территории крепости. За несколько недель до кончины Л. встречался с сопровождавшими его людьми, в т. ч. с епископом и со священниками, и принял причастие (Там же. С. 398). Ист.: Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили), католикос-патриарх. Подвиги святого и блаженного страстотерпца Луарсаба, что был замучен безбожным царем Персии Шахабазом// Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 2. С. 407-415; То же//ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 136-201; То же/Пер. на рус. яз., предисл., коммент.: Г. В. Цулая// Цулая Г. В. Святые и мученики в истории Грузии. М., 2006. С. 137-164; Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба//КЦ. 1959. Т. 2. С. 384-399; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//Там же. 1973. Т. 4. С. 426; Аракел Даврижеци. Книга историй/Пер. с древнеарм., предисл., коммент.: Л. Ханларян. М., 1978. С. 121. Лит.: Коридзе Т. Луарсаб II//Цари Грузии. Тб., 2000. С. 186-188 (на груз. яз.). Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2110749.html

  001     002    003