Архиеп. Григорий, пытаясь поднять престиж ВВЦС, хотел привлечь на свою сторону одного из авторитетнейших иерархов РПЦ - Верейского архиеп. сщмч. Илариона (Троицкого) , находившегося в заточении на Соловках. Летом 1927 г. ОГПУ доставило архиеп. Илариона в Москву на встречу с архиеп. Григорием, к-рый просил его возглавить ВВЦС, но получил полный и решительный отказ. 15-19 нояб. 1927 г. в Москве, в Донском мон-ре, заседал т. н. предсоборный съезд епископов и мирян, созванный по инициативе ВВЦС. Это был последний григорианский съезд, где обсуждались церковно-адм. вопросы, гл. обр. о взаимоотношениях ВВЦС с др. церковными течениями и гос-вом. Съезд постановил вести борьбу с митр. Сергием как со скрытым обновленцем и с узурпатором церковной власти. Подобные постановления если и доходили до сведения правосл. верующих и духовенства, то не имели положительного отклика. Авторитет ВВЦС падал. Григорьевский епископат увеличивался теперь в основном за счет собственных хиротоний. На григорианском съезде в нояб. 1927 г. архиеп. Григорий был возведен в сан «митрополита Свердловского и Уральского», но в 1928 г. он удалился от руководства ВВЦС, сосредоточившись на делах Свердловской епархии. На посту председателя ВВЦС его сменил еп. Виссарион (Зорнин), добившийся титула «митрополита Воронежского». Виссарион возглавлял ВВЦС до 1933 г. В 1934 г. нек-рое время обязанности председателя исполнял Свердловский архиеп. Петр (Холмогорцев) . Видную роль среди григорьевцев играл Борис (Рукин), также получивший титул «митрополита». В 30-х гг. раскольники лишились поддержки советских властей и подверглись репрессиям. В целом по стране раскол существовал до сер. 40-х гг., к этому времени немногочисленные григорьевские общины присоединились к РПЦ. В 1943 и в последующие годы покаяние принесли 4 григорьевских «епископа». Мон. Фотий (Топиро) , архимандриты Гермоген (Кузьмин) и Иосиф (Вырыпаев), иером. Феодосий (Григорович) были приняты в общение с Церковью в том сане, в каком пребывали до отпадения в раскол, после этого Фотий (Топиро) был канонически правильно хиротонисан во епископа.

http://pravenc.ru/text/155434.html

18 апр. 1926 г., после встречи с Е. А. Тучковым , находившийся в ссылке в Перми Ярославский митр. сщмч. Агафангел (Преображенский) , введенный в заблуждение относительно состояния церковных дел, обратился с посланием к всероссийской пастве и объявил, что он, согласно завещанию Патриарха свт. Тихона, вступает в права Патриаршего Местоблюстителя. В нач. июня 1926 г. открылся съезд, призванный выработать позицию ВВЦС в сложившейся ситуации. ВВЦС считал себя коллегиальным органом при Патриаршем Местоблюстителе, но митр. Агафангел ради церковного мира отказался от своих полномочий. 9 июня 1926 г. митр. Петр из заключения издал резолюцию о роспуске коллегии из 3 архиереев и подтвердил наложенные митр. Сергием запрещения на архиеп. Григория и единомысленных с ним архиереев. После этого ВВЦС утратил даже видимость каноничности существования, что привело к уменьшению его сторонников. Еще в мае 1926 г. митр. Сергию принесли покаяние епископы Симеон (Михайлов) и Ириней (Шульмин), в июне - архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов), епископы Мелхиседек (Паевский), Тихон (Русинов), сщмч. Вассиан (Пятницкий) и Виссарион (Зорнин). В составе ВВЦС остались 7 иерархов. Было собрано экстренное совещание, на к-ром приняли решение склонить на свою сторону митр. Агафангела, однако он отказался поддержать григорьевцев. Весной 1927 г. митр. Сергий (арестованный в нояб. 1926) был освобожден из заключения, он и начал вести переговоры с властями о легализации возглавляемой им Церкви и об учреждении при нем Временного Священного Синода . Эта деятельность встревожила григорьевцев. 11-13 мая 1927 г. в Москве, в Донском мон-ре, совещание григорьевских епископов составило Послание и объяснительную записку, в к-рых отмечалось, что церковное управление, установленное ВВЦС, имеет соборное начало, как и было заповедано с апостольских времен; что единоличного управления в Церкви не может быть; РПЦ с момента восстановления в ней Патриаршества управлялась соборно, но соборность была нарушена единоличным управлением Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра, а ВВЦС восстановил соборное управление в Церкви и теперь является единственной законной властью, имеющей легальное положение в гос-ве. Далее утверждалось, что митр. Сергий управляет Церковью незаконно и подлежит церковному суду. Никакого сближения ни с митр. Сергием, ни с обновленцами быть не может. Все нестроения, возникшие в Церкви, предлагалось разрешить на предстоящем Соборе. Послание с Объяснительной запиской было отпечатано тиражом 3 тыс. экз. и разослано по епархиям и приходам, но поддержки не имело, поскольку ВВЦС не пользовался авторитетом у народа.

http://pravenc.ru/text/155434.html

На этот раз митр. Петр не ошибся. Епископы Виссарион и Тихон (Русинов) прежде всего, показали свою неустойчивость, отсутствие крепких убеждений. В конце июня 1926 года они принесли покаяние перед митр. Сергием, а зимой опять перебросились в григорианство. Вполне очевидно, что никаких идейных соображений тут искать нечего, под этим крылось только желание прожить поспокойнее. После возвращения в григорианство еп. Виссарион развил энергичную деятельность и вскоре стал вместе с еп. Борисом (Букиным) Можайским виднейшим деятелем раскола. Прежде всего, он позаботился об укреплении своего положения в Ульяновске, где оставшиеся верными митр. Сергию не хотели признавать его епископом. 23 марта 1927 года на съезде в г.Корсуни Ульяновской епар­хии еп. Виссарион убедил большинство съезда в каноничности ВВЦС. Базируясь на том, что в 1923 году он был благословлен в Ульяновск патриархом Тихоном, он, несмотря на сопротивление православной части съезда, добился, чтобы его избрали архиепископом Ульяновским. На этом же съезде он предложил просить митр. Агафангела принять управление Р.П.Церковью. Еп. Виссарион любил пышные, торжественные богослужения и такие же пышные разъезды по епархии. Эти разъезды иногда были обременительны для народа и вызывали недовольство против архиерея. Но находилось много и таких, кого прельщала эта внешняя торжественность. К тому же еп. Виссарион обладал привлекательной внешностью и умел разговаривать с людьми. Ему удалось сколотить в Ульяновской епархии крепкий костяк из убежденных григорианцев. Даже в соседнем епархиальном городе – Самаре (Куйбышеве) ему подчинялись две церкви. В Ульяновской же епархии у него имелись два викариатства, управлявшиеся епископами григорианского постановления. По поручению архп. Григория епископ Виссарион не раз ездил по городам Сибири, когда григорианству там грозила опасность. Осенью 1927 года был на епархиальном съезде в г. Барнауле, где резко выступал против митр. Сергия, называя его тайным обновленцем в вынужденной тихоновской маске, которую он в свое время сбросит.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После отхода от дел архиепископа Григория сделался председателем ВВЦС. Приняв этот пост, еп. Виссарион всячески старался укрепить свое положение и поддержать падающий авторитет ВВЦС. Жил он в Донском монастыре, в покоях Патриарха Тихона. Добился своего возведения в сан митрополита Воронежского. Через некоторое время возвел в тот же сан епископа Бориса и архиепископа Иннокентия (Соколовского), а в 1928 году и архиепископа Томского Димитрия (Беликова). Чувствуя, как раньше архп. Григорий, недостаток в ВВЦС видных иерархов, новый председатель обратился к давно уже известному своими колебаниями архп. Димитрию с предложением занять место в ВВЦС, и получил согласие. Впрочем, видимых результатов это не дало. Григорианство клонилось к упадку. В 1933 году митр. Виссарион был удален от дел ВВЦС и управления епархией. Дальнейшая судьба его неизвестна. Труды: «Слово на Новый год». «Самар.Еп. Вед.» 1910, 2, неоф. стр.35. «Вступительная речь, сказанная воспитанникам Самарской Духовной семинарии на молебне перед началом учебных занятий II января 1910 года». «Самар.Еп. Вед.» 1910, 3, неоф.стр.85. «Мысль по поводу 49-й годовщины со дня обнародования Высочайшего манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости». «Самар.Еп. Вед.» 1910, 5, неоф., стр.219. «Богопознание и нравственная жизнь по учению Св. Писания и св. отец». Богопознание по учению Свящ. Писания. Труды : A. Ветхий Завет . «Самар.Еп. Вед.” 1910, 6, неоф., стр.275. B. Новый Завет . «Самар.Еп. Вед.» 1910, 7, неоф., стр.349. -«- 1910, 9, неоф., стр.505. -»- 1910, 16, неоф., стр.1031. «Изв. Каз.еп.» 1903, 3, стр.19. «Слово в Неделю Православия, сказанное в Самарском кафедральном соборе». «Самар.Еп. Вед.» 1910, 7, неоф., стр.343. «Слово в Великий Пяток». «Самар.Еп. Вед.» 1910, неоф., стр.433. «Слово в день Вознесения Господня». «Самар.Еп. Вед.» 1910, II, неоф., стр.653. «Речь к окончившим курс семинарии». «Самар.Еп. Вед.» 1910, 12, неоф., стр.719. Речь, сказанная перед открытием курсов для учащихся в церковных школах Самарской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

13(26)02.1920 Димитрий Беликов 24.08(06.09)1923) 18.06(01.07)1924 Виссарион Зорнин (Зорин) 10.1924 12.1924 12.1924 03.1925 Иоанникий Соколовский 03.1925 20.10(02.11)1928 10(23)01.1929 10(23)10.1930 Сщмч. Аркадий Ершов 11.1930 01(14)07.1931 11(24)08.1931 12(25)04..1935 27.08(09.09)1935 16(29)11.1936 Антоний Миловидов 10(23)02.1937 08.1937 22.06(05.07)1937 18.07(01.08)1937 10.1946 10.1946 29.08(11.09)1948 9.1948 05(18)11.1948 05(18)11.1948 08(21)02.1949 Палладий Шерстенников арх 08(21)02.1949 18(31)07.1952 18(31)07.1952 Никандр Вольянников 26.05(08.06)1955 19.08(01.09)1955 09(22)11.1956 09(22)11.1956 08(21)02.1958 в/у Венедикт Пляскин, паки 08(21)02.1958 02(15)07.1959 Мстислав Волонсевич 02(15)07.1959 21.03(03.04)1961 Сергий II Ларин 21.03(03.04)1961 31.05(13.06)1962 31.05(13.06)1962 16(29)05.1963 16(29)05.1963 26.09(09.10)1963 26.09(09.10)1963 03(16)12.1969 Николай Кутепов 03(16)12.1969 20.01(02.02)1972 20.01(02.02)1972 10(23)10.1974 13(26)12.1974 16(29)07.1986 16(29)07.1986 Омская, григ. Основана в 1925 г. 1928 (?) Иоанникий Соколовский Иосиф Рыпак Иувеналий Зиберт Омская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1936 г. Именовалась: Омская и Тарская. Викарные кафедры: Курганская(?), Спавгородская, Тюменская(?). (1922 21.11(04.12)1922 17(30)03.1927 15(28)12.1927 Александр Филиппов 1929(?) 10(25)03.1931 09(22)04.1931 Орджоникидзевская, обн. Основана в 1924 г. (местопребывание – в г. Владикавказ, с 1931 г. – Орджоникидзе). Упразднена после 1931 г. Именовалась: Владикавказская; с 1931 г. – Орджоникидзевская. 17.02(01.03)1924 07(20)10.1925 02(15)10.1925 15(28)06.1930 Петр Рождественский 27.11(10.12)1930 Оренбургская Основана 16.10.1799 (выделена из Казанской и частично Вятской епархий; местопребывание – в г. Уфа). 21 .03.1859 разделена на две самостоятельные епархии: Оренбургскую и отделенную от нее Уфимскую (см.). Местопребывание перенесено в г. Оренбург. Именовалась: Оренбургская и Уфимская; с 1859 г. – Оренбургская; с 26.11.1903 – Оренбургская и Уральская; с 07.11.1908 – Оренбургская и Тургайская (с отделением Уральской области к Самарской епархии);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23.01(05.02)1965 26.01(08.02)1968 26.01(08.02)1968 14(27)02.1968 14(27)02.1968 28.09(11.10)1972 28.09(11.10)1972 14(27)10.1975 29.10(11.11)1975 02(15)11.1975 03(16)11.1975 03(16)07.1982 Иувеналий Тарасов 03(16)07.1982 24.04(07.05)2003 24.04(07.05)2003 Воронежская, григ. Дата основания неизвестна. Викарная кафедра: Валуйская. Виссарион Зорнин (Зорин) Евлогий Воронежская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1942 г. Викарные кафедры: Бобровская, Острогожская, Борисоглебская, Валуйская, Россошанская, Новохоперская. 1923 07.1923 Тихон Василевский 12(25)03.1923 07(20)11.1923 Петр Сергеев 05.1923 11.1923 04(17)07.1926 10(23)07.1926 09(22)09.1926 08(21)06.1935 Корнилий Попов 27.12.1935(09.01.1936) Тихон II Попов Александр Медведев 09(22)04.1936 05(18)06.1937 06(18)06.1937 21.08(03.09)1937 03.1942 Корнилий Попов, паки 956 Хиротонисан в Москве, в Большом Успенском соборе Святейшим Патриархом Иоакимом и сонмом съехавшихся на собор русских архиереев, в составе которого находился почти весь тогдашний епископат: Корнилий, митрополит Новгородский и Великолуцкий; Маркелл, митрополит Псковский и Изборский; Никифор, митрополит Астраханский и Терский; Евфимий, митрополит Сарский и Полонский; Павел, митрополит Рязанский и Муромский; Филарет, митрополит Нижегородский и Алатырский; Симон, митрополит Смоленский и Дорогобужский; Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский; Иона, митрополит Ростовский и Ярославский; Симон, митрополит Вологодский и Белозерский; Иона, архиепископ Вятский и Великопермский; Сергий, архиепископ Тверской и Кашинский; Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важский; Никита, архиепископ Коломенский и Каширский; Геласий, архиепископ Устюжский и Тотемский; Леонтий, епископ Тамбовский (Житие... святителя Митрофана. Изд. 13-е. M., 1896. С. 11). Вторая дата – дата преставления. Память 7 августа, 4 сентября и 23 ноября, а также в Соборах Владимирских, Ивановских и Костромских святых. 959 По ПБЭ, хиротонисан 28.05.1727. За отказ в присяге императрице Анне Иоанновне 02.10.1730 лишен сана 3.12.1730 и заточен в архангельский Крестный монастырь, восстановлен в сане 22.04.1742, но от управления епархией отказался, поселившись в Московском Знаменском монастыре, где скончался 28.01.1755 и погребен (ААО. Τ. 1. С. 198). По низложении именовался мирским именем – Лаврентий (ACT. Т. 3. С. 143, прим. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Участники собрания, игнорируя поступавшие в Москву сведения о переходе высшей церковной власти к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию, образовали ВВЦС, председателем к-рого стал архиеп. Григорий. Провозглашалось, что этот коллегиальный орган церковного управления РПЦ находится в каноническом и молитвенном общении с Патриаршим Местоблюстителем и имеет ближайшей задачей подготовку «канонически правильного» Собора РПЦ. Заявлялось о решимости не вступать ни в какие отношения ни с одним из течений обновленцев и твердо соблюдать каноны правосл. Церкви. Образование ВВЦС объяснялось его создателями желанием исправить «нестроения и бедствия», появившиеся при единоличном управлении Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра, когда «вся воля Святой Церкви как бы затмилась единой человеческою волей». В состав ВВЦС кроме архиеп. Григория вошли присутствовавшие на совещании в Донском мон-ре архиеп. бывш. Могилёвский Константин (Булычёв) , Ульяновский еп. Виссарион (Зорнин) , викарные епископы Можайский Борис (Рукин) и Каменский Иннокентий (Бусыгин) , временно управлявшие епархиями епископы Переяславский сщмч. Дамиан (Воскресенский) и Усть-Медведицкий Тихон (Русинов) . На совещании также присутствовали и подписались под принятыми документами епископы бывш. Омский Иоанникий (Соколовский) , бывш. Егорьевский сщисп. Вассиан (Пятницкий) и Уразовский Митрофан (Русинов) . В кон. 1925 - нач. 1926 г. ВВЦС признали Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) и Елабужский еп. Ириней (Шульмин) . ВВЦС, заявивший о полной лояльности к советской власти и законопослушности, при содействии ОГПУ 2 янв. 1926 г. получил в НКВД РСФСР разрешение на деятельность. Офиц. регистрация была представлена организаторами ВВЦС как долгожданное установление нормальных отношений Церкви с гос. властями. Однако создание группой епископов при активной поддержке ОГПУ органа, претендующего на управление РПЦ, а также обращение к властям с просьбой о его регистрации без ведома и согласия самой Церкви и ее иерархии являлось прямым нарушением церковных канонов и содействием усилиям врагов веры.

http://pravenc.ru/text/166503.html

В нач. 1927 г. вернулся из заключения, ввиду чего обновленческое Чувашское епархиальное управление (Алатырь в 1925 административно вошел в состав Чувашии) обратилось в НКВД Чувашской АССР с просьбой «в целях умиротворения чувашского народа в церковной жизни и отвлечения его от тихоновщины» не регистрировать религ. общины, подчинявшиеся И. В марте 1927 г. И. принял участие в епархиальном съезде в с. Карсун. Примкнувший к григорианскому расколу Ульяновский еп. Виссарион (Зорнин) убедил большинство собравшихся на епархиальном съезде в каноничности григорианского Временного Высшего церковного совета (ВВЦС) и добился своего избрания «архиепископом». И. отказался признать ВВЦС и вышел из подчинения еп. Виссариону. Самостоятельно управлял приходами на территории Алатырского, Ардатовского и части Карсунского уездов. 26 июля 1927 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) поручил И. временное управление Ульяновской епархией кроме приходов г. Ульяновска, переданных под управление пребывавшему на покое Ульяновскому еп. Александру (Трапицыну). Обеспокоенный массовым возвращением приходов из григорианства в каноническую Церковь еп. Виссарион требовал от губотдела ОГПУ и местных советских властей принять меры против И. В свою очередь И. обратился к властям с просьбой о регистрации его в качестве управляющего Ульяновской епархией, в чем ему было отказано под предлогом, что административно Алатырь входил в состав не Ульяновской губ., а Чувашской АССР. 16 окт. 1927 г. благочинническое собрание 9 григорианских приходов г. Ульяновска, в т. ч. кафедрального Троицкого собора, приняло решение о переходе под омофор И. В янв. 1928 г. он был назначен митр. Сергием правящим архиереем Ульяновской епархии. Прибыл в Ульяновск и получил от властей офиц. регистрацию. Был возведен в сан архиепископа. И. был погребен на городском кладбище Ульяновска (ныне Старое кладбище). Арх.: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 7612, 7731, 7817, 7830, 8048; ГА Ульяновской обл. Ф. Р-1050. Оп. 1. Д. 23, 27.

http://pravenc.ru/text/468893.html

946 Вторая дата – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 218, л. 326 об. Этим же числом назначен некий «архимандрит Виссарион». Но хиротония, вероятно, не состоялась. Возможно, речь шла о будущем григорианце Виссарионе Зорине (Зорнин?), который был хиротонисан в следующем году на Симбирскую кафедру. 947 Епископ Новосильский, викарий Тульской епархии. Встречалось упоминание о его кратком управлении Вольским викариатством в 1924 г., без указания дат. Затем, будто бы, «некоторое время проживал в Белове у родителей, будучи не у дел». Это примечание M. Е. Губонина находит косвенное, но веское подтверждение. В 1923 г. еп. Варлаам (Пикалов) был арестован в Саратове и пробыл в заключении 4 месяца, после чего оказался снова в Тульской епархии. В Саратове и в Саратовской епархии он случайно оказаться не мог, а если был арестован, то не как частное лицо, а как архиерей, имевший то или иное отношение к управлению епархией. Скорее всего, еп. Варлаам был временно управляющим, поскольку в 1924 г. именовался по-прежнему еп. Новосильским (Материалы... С. 193). 949 Затем провел около 12 лет в заключении и в ссылках. В заключении претерпел зверские издевательства уголовников – на его лбу был вырезан крест и пр. (свидетельство служившего с ним в 1947 г. иподиакона). Далее см. Великолукская. 951 Определением обновленческого Синода 25.2(10.3) 1925 г. Вольское викариатство присоединяется к Уральской епархии и правящим последней назначается Михаил (Постников) (ВССПРЦ. 1925. 2. С. 4). 954 «Архиепископ». После упразднения кафедры (вторая дата) был настоятелем единственного храма в г. Вольске. 955 «Хиротонисан» единолично (!?) «экс-митрополитом» Антонином (Грановским), запрещенным в священнослужении и Святейшим Патриархом Тихоном, и обновленческим Синодом. На Возрожденческом Соборе 1925 г., происходившем в стенах б. Заиконоспасского монастыря, на Никольской ул., Василий (Лебедев) заявил о себе: «...Я – первый деревенский епископ, посланный епископом Антонином е глухую деревню, куда не вступала нога епископа. Это мы там основали епископскую кафедру. На нас указывают пальцами: в деревню послали епископа! Но кроме хорошего ... говорить об этом ничего не приходится...» (Труды Первого Всероссийского съезда или собора Союза «Церковное Возрождение». M., 1925 (далее – Труды...). С. 8). 10(23)02.1924 постановлением 435 запрещен в священнослужении обновленческим Синодом. После кончины Антонина (Грановского) (01(14)01.1927), по принесении должного покаяния, заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским) принят в общение с Церковью в сане пресвитера. Арестован 29.10(11.11)1928, осужден и заключен в СЛОН. Погиб в заключении после 1930 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Утратив даже видимость каноничности, ВВЦС терял приверженцев. В мае-июне 1926 г. принесли покаяния митр. Сергию архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов), епископы Виссарион (Зорнин), Симеон (Михайлов), Ириней (Шульмин), Мелхиседек (Паевский), Тихон (Русинов), сщисп. Вассиан (Пятницкий). К кон. июня 1926 г. в Г. р. оставалось только 7 иерархов. Для того чтобы восполнить убыль епископата, с лета 1926 г. ВВЦС стал проводить собственные «хиротонии». В нояб.-дек. 1926 г. ОГПУ провело новые массовые аресты правосл. архиереев. В связи с арестом митр. Сергия исполнение патриарших полномочий перешло к Ленинградскому митр. Иосифу (Петровых) , названному в завещательном распоряжении митр. Петра. Когда же был арестован и митр. Иосиф, в соответствии с его посланием обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя принял на себя Угличский архиеп. Серафим (Самойлович) , предложивший архиереям как можно реже обращаться к нему и управлять, по возможности полагаясь на самих себя. Гонения, к-рым подвергалась Патриаршая Церковь, не затрагивали ВВЦС, использовавшего выгоды своего легального положения. В кон. 1926 г. в Г. р. вновь вернулись ранее покаявшиеся епископы Тихон (Русинов) и Виссарион (Зорнин). В нек-рых епархиях у верующих все еще сохранялись сомнения в том, что сторонники архиеп. Григория действительно являются раскольниками. Полное размежевание между Г. р. и канонической РПЦ обозначило общецерковное послание, составленное митр. Петром в янв. 1927 г. в Перми. В послании сообщалось о негативной роли архиеп. Григория в событиях, происшедших в высшем церковном управлении со времени ареста Местоблюстителя. В примечании к посланию говорилось о встрече 21 янв. в свердловской тюрьме митр. Петра с председателем ВВЦС, во время к-рой Местоблюститель сообщил архиеп. Григорию, что он не состоит с ним в молитвенно-каноническом общении и что производимая архиеп. Григорием и его сторонниками смута нетерпима в Церкви. Окончательно обособившись от правосл. иерархии и превратившись в отдельную раскольничью структуру, ВВЦС вел подготовку собственного «поместного Собора», на к-ром предполагалось установить коллегиальное управление Церковью и осудить митр. Сергия. При этом сторонники архиеп. Григория надеялись, как и прежде, получать поддержку со стороны гос. властей. Поэтому освобождение в марте 1927 г. из тюремного заключения митр. Сергия, вновь вступившего в обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, вызвало у членов ВВЦС большое беспокойство. 11-13 мая 1927 г. в московском Донском мон-ре состоялось совещание епископов-григорьевцев. В своем послании к пастве от 12 мая они обвинили митр. Сергия в «раздоре» и «смуте», сравнивая его поступки с действиями обновленцев. Григорьевцы приглашали правосл. епископов, а также представителей от клира и мирян принять участие в общецерковном собрании, назначенном ВВЦС на нояб. того же года.

http://pravenc.ru/text/166503.html

   001   002     003    004    005