Иерониму принадлежит особое и поистине исключительное место в истории христианской латинской исторической литературы. Именно его «Хроника» и никакое другое историческое сочинение, созданное в конце IV – начале V в., стала отправной точкой для развития на Западе магистрального направления историографии раннего Средневековья. 168 Именно жанр всемирной хроники в то время стал заметно преобладать в латинской исторической литературе, оттеснив на периферию все прочие историографические направления. Труд Иеронима стал основой для «Хроники» Проспера Аквитанского, получившей продолжение в хрониках Виктора Туннунского, Иоанна Бикларского, Идация, Марцеллина Комита. Признание Иеронима Стридонского отцом латинской хронистики было настолько безусловным, что редкий автор раннесредневековой хроники в предисловии к своему сочинению не воздавал хвалу Евсевию как родоначальнику жанра и Иерониму как его переводчику, продолжателю и, своего рода, отцу латинской христианской хронистики. 169 Такое высокое признание Иеронима со стороны современников и ближайших потомков вполне справедливо. Его «Хроника», несмотря на то, что является адаптацией греческого сочинения к латинскому читателю, безусловно, выступает произведением западной культуры и обслуживала интересы читателей, воспитанных на чтении прежде всего римской истории. Сам Иероним сознавал «недостатки» труда Евсевия Кесарийского , в котором оказались обойдены вниманием многие факты римской истории. Уже в прологе Иероним говорит о своем намерении написать труд, из которого бы читатель мог узнать значительно больше именно о римском прошлом: «...частью я выступаю как переводчик, частью как автор, ибо, с одной стороны, я переводил с греческого на латынь, с другой, кое-что, что, как мне показалось, было обойдено, я добавил, особенно из римской истории, которую, как я полагаю, Евсевий, автор этой книги, как ученый знать мог, но как греческий писатель передал весьма бегло» (Chron. рг.). Усиление римской части «Хроники» позволяло более четко представить все произведение как синхронизацию событий прошлого именно тех народов и тех частей круга земного, которые со временем влились в состав Римской империи, избранной Богом для утверждения Истины и ставшей, в конечном итоге, Империей христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не позднее окт. 592 г. И. Б. стал епископом Герунды. Его подпись стоит под актами Соборов в Цезаравгусте (ныне Сарагоса; 1 нояб. 592), в Толете (597), в Барциноне (599), в Эгаре (ныне Тарраса; 614) и под постановлением вестгот. кор. Гундемара об особых правах кафедры Толета как первенствующей кафедры Вестготского королевства (610). Дата смерти И. Б. неизвестна. Свт. Ильдефонс Толетский ( Hildef. Tolet. De vir. illustr. 10) пишет, что преемник И. Б. на кафедре Герунды Нонит был епископом при королях Свинтиле (621-631) и Сисенанде (631-636) и что он был в числе старейших епископов на IV Соборе в Толете (633). Т. о., кончину И. Б. следует датировать периодом между 614 и 621 гг. Исидор Гиспальский указывает, что И. Б. принадлежит несколько сочинений, из них сохранилась только хроника. Согласно предисловию, это сочинение является продолжением хроники Евсевия Кесарийского, которая в свою очередь была продолжена блж. Иеронимом Стридонским и Проспером Аквитанским и доведена Виктором Туннунским до 1-го года правления визант. имп. Юстина II (565). Хроника И. Б. охватывает события 567-590 гг., т. е. периоды правления Леовигильда и начало правления Рекареда в Вестготском королевстве, правления византийских императоров Юстина II Младшего, Тиверия и начало правления имп. Маврикия. Начало хроники посвящено гонениям ариан на православных в Испании при Леовигильде. Последние события, отмеченные И. Б.,- отказ вестготов от арианства и заключение договора между имп. Маврикием и персид. царем Хосровом II. При этом И. Б., пользуясь дошедшими до него искаженными сведениями, считает византийско-персид. договор актом принятия христианства Хосровом. Т. о., заключительная часть хроники и общая ее композиция представляют собой повествование о торжестве истинной веры во всей ойкумене. В этом отношении И. Б. следовал уже сложившейся традиции церковной историографии, восходящей к Евсевию Кесарийскому. Изложение событий на протяжении почти всей хроники лапидарно; лишь 2 последних года описаны ярко и содержат элементы энкомия вестгот.

http://pravenc.ru/text/469830.html

31 Согласно Феодориту Иаков смилостивился и был готов вернуть девушкам черноту их волос, однако они не пришли к Иакову и остались седыми (ibidem). 44 В 465 г. Акимиты – община монахов, возникшая в 420-е гг. в Константинополе; их монастырский устав отличался особой строгостью. Их название (акимиты – букв. «неспящие») связано с обычаем непрерывного в течение дня и ночи богослужения, которое монахи проводили посменно. Из общины при Церкви святого Иоанна возник Студийский монастырь, чей («студийский») устав стал образцовым для православных монастырей (в том числе и для существующих до сих пор православных монастырей на Афоне). 45 Одна из высшей должностей в Поздней Римской и в Византийской империи; обычно её занимал евнух. 65 Имеется в виду король вандалов Гейзерих (428–477 гг.). Войско было отправлено в Африку в 468 г. 66 Прокопий сообщает, что общее число войск, посланных против вандалов, составляло 100 тысяч («Война с вандалами» Прокопия Кесарийского, кн. I, гл. 6). Современник событий, историк Приск Панийский пишет о 1100 кораблях, которые перевозили войско в Африку («Готская история» Приска Панийского, фр. 40). 67 Флавий Ардавур Аспар – римский военачальник (магистр милитум с 431 по 471 г.), патриций; одно из влиятельнейших лиц того времени. Согласно Прокопию Кесарийскому Аспар уговаривал Василиска «пощадить Гейзериха», так как боялся, что в результате победы над вандалами император Лев «очень крепко утвердиться на престоле»; пишет Прокопий и деньгах, якобы посланных Гейзерихом Василиску. В результате после первых побед византийский флот был разгромлен недалеко от Карфагена (см.: «Война с вандалами» Прокопия Кесарийского, кн. I, гл. 6). 70 С конца IV в. традиционным местом коронации византийских императоров был Эбдом (Септим), пригород Константинополя (см. выше), Зенон стал первым императором, короновавшимся на Ипподроме. 72 17 ноября 474 г. Льву Младшему было около 7 лет. В хронике Виктора Туннунского сохранена легенда, что произошла подмена и Лев Младший, оставшись в живых, прожил до времён Юстиниана, будучи клириком одной из константинопольских церквей («Хроникон» Виктора Туннунского, а. 475:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

В 564 г. Е. вместе с императором рассматривал дело Виктора, еп. Туннунского, и еще 6 иерархов из карфагенской Африки, к-рые отказывались присоединиться к решениям V Вселенского Собора. Поскольку все они так и не сделали того, что от них требовали, их заточили в к-польских мон-рях ( Victor Tonnensis. Chronica//MGH. AA. T. 11. P. 205; Isid. Hisp. De vir. illusr. XXXVIII 50//PL. 83. Col. 1101). 22 янв. 565 г. Е. был низложен, по версии биографа патриарха, Евстратием, Юстинианом и Собором епископов за отказ признать афтартодокетическую доктрину. Все обвинения, выдвинутые против него, Е. отрицал и произнес анафему своему преемнику. На время был заточен в одном из столичных мон-рей, затем перевезен в Халкидон, потом на один из Принцевых о-вов, откуда через 3 недели, уже весной 565 г., был отправлен в свой мон-рь в Амасии. Вместо Е. патриархом стал Иоанн III , который отлучил Е. от Церкви. По свидетельству церковного историка XIV в. Никифора Каллиста Ксанфопула , Юстиниан на смертном одре завещал своему наследнику Юстину II возвратить Е. на К-польскую кафедру, что тот и сделал по смерти Иоанна Схоластика. 3 окт. 577 г. Е. вступил в К-поль и был триумфально принят народом. Е. не проводил канонического расследования дела своего предшественника, ограничившись тем, что приказал уничтожить все его изображения и удалил от себя всех его приближенных и родственников. Свт. Евтихий. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (мон-рь Хиландар, Афон) Свт. Евтихий. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (мон-рь Хиландар, Афон) По сообщению Иоанна Эфесского , в ссылке Е. подготовил собрание святоотеческих цитат, подтверждающих тезис о двух природах во Христе по Его воплощении; вероятно, имеется в виду трактат Е. «О различии природы и ипостаси», к-рый он распространял среди монофизитов, заставляя читать его с целью обращения в православие. Эта мера Е. вызвала волнения в К-поле. Е. продолжил гонения на монофизитов, начатые Иоанном Схоластиком. В 577 г. Е. инициировал конфискацию утвари и книг в монофизитских церквах и мон-рях, которые начали было восстанавливаться после гонений при Иоанне Схоластике.

http://pravenc.ru/text/187544.html

Слухами с востока он живо интересуется, хотя они доходили до него самым смутным образом и иногда в превратном виде, так, например, он не знает, что сделалось с этими лицами впоследствии, когда умер Иероним, а слухи об изгнании св. Иоанна Златоуста он сообщает под 404 годом и говорит: «ìoannes ob fidem catholicam Eudoxiam Arcadii uxorem infestissimam patitur arianam». Очевидно, что он смешал отношения Евдоксии к св. Иоанну Златоусту с отношениями Юстины к Амвросию медиоланскому . Затем первые сведения о соборе Ефесском дошли до него совершенно случайно; от пресвитера arabicae regionis Германа, прибывшего в Галлецию в 435 году, он узнал, что епископом в Иерусалиме был Ювеналий и что он вызван был в столицу Феодосием II, чтобы рассуждать о несторианах, причем Нестория признает продолжателем ереси евионитов. Идатий оставил знаменитый список консулов (fasti), к которому по местам сделаны прибавления о событиях, происходивших в их время. [Новое издание хроники Идатия и списка консулов сделано Моммсеном в Monumenta Germaniae, Auctores antiqu. XI, 1894; IX, 1892]. К этому типу продолжателей хроники Евсевия принадлежит комит Марцеллин·, его труд обнимает время от 379–534 гг. Марцеллин вращался в Константинополе, и потому сообщения его о событиях западной церкви – скудны. Его хроника продолжена неизвестно кем до 548 года, а список индиктов – до 566 года. С другого пункта начинается хроника епископа нумидийского Виктора туннунского. Замешанный в споре о «трех главах» как защитник их, он был сослан в Египет и, переменив несколько мест заключений, умер после 566 года, вероятно, в одном из константинопольских монастырей. Хроника его – с 444 по 567 г. Хотя труд его тенденциозен, но все-таки нельзя отрицать важности и точности отдельных фактических показаний. (Хроники Марцеллина и Виктора изданы также Моммсеном в Monumenta Germaniae, Auctores antiqu. XI, 1894]. Кроме этого рода историографии на западе развивалась и специальная литература по нашему предмету монографического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Иоанна Златоуста он сообщает под 404 годом и говорит: «Ioannes ob fidem catholicam Eudoxiam Arcadii uxorem infestissimam patitur arianam». Очевидно, что он смешал отношения Евдоксии к св. Иоанну Златоусту с отношениями Юстины к Амвросию медио-ланскому. Затем первые сведения о соборе Ефесском дошли до него совершенно случайно; от пресвитера arabicae regionis Германа, прибывшего в Галлецию в 435 году, он узнал, что епископом в Иерусалиме был Ювеналий и что он вызван был в столищ Феодосием II, чтобы рассуждать о несторианах, причем Нестс рия признает продолжателем ереси евионитов. Идатий оставил знаменитый список консулов (fasti), к которому по местам сделаны прибавления о событиях, происходивших в их время. [Новое издание хроники Идатия и списка консулов сделано Моммсеном в Monumenta Germaniae, Auetores antiqu. XI, 1894; IX, 1892].    К этому типу продолжателей хроники Евсевия принадлежит комит Марцеллин; его труд обнимает время от 379—534 гг. Мар-целлин вращался в Константинополе, и потому сообщения его о событиях западной церкви — скудны. Его хроника продолжена неизвестно кем до 548 года, а список индиктов — до 566 года.    С другого пункта начинается хроника епископа нумидий-ского Виктора туннунского. Замешанный в споре о «трех главах» как защитник их, он был сослан в Египет и, переменив несколько мест заключений, умер после 566 года, вероятно, в одном из константинопольских монастырей. Хроника его — с 444 по 567 г. Хотя труд его тенденциозен, но все-таки нельзя отрицать важности и точности отдельных фактических показаний. [Хроники Марцеллина и Виктора изданы также Моммсеном в Monumenta Germaniae, Auetores antiqu. XI, 1894].    Кроме этого рода историографии на западе развивалась и специальная литература по нашему предмету монографического характера. Так, мы знаем, что Иероним пришел к мысли составить такое произведение, которого на востоке не было. Это именно монографический труд его по истории христианской литературы «De viris illustribus» (так называемый каталог церковных писателей), составленный им на основании Евсевия и доведенныый до 392 или 393 года [ed. Richardson 1896, вместе с продолжением Геннадия, Texte und Untersuchungen XIV, 1]. Он был продолжен до 460 года Геннадием марсельским (t около 495), и далее Исидором севильским ( 636) и Ильдефонсом толедским (f 667).    Затем на западе появилось сочинение под заглавием «Liber Pontificalis» - сообщения о жизни римских епископов, неправильно усвояемое Анастасию библиотекарю. Так как в основе его могли лежать данные церковного римского архива, то показания этого сочинения могут быть очень важны. Editio princeps: Busaeus, Moguntiae 1602. Лучшие из старинных: Bianchini, Romae 1718—1735, t. I-IVfol.; Vignoli, Romae 1724—1755,1.1-III, Научные: abbe L. Duchesne, Paris 1886—1892, t. I-II, in 4°; Mommsen, Berolini 1898, pars prior (до 715), in 4°.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Если несториане в указанное время прикрывали свою ересь православной формой выражений, то евтихиане после халкидонского собора открыто выступили под именем монофиситов и с особой ревностью старались утвердить свое учение о Лице Христа Спасителя на выражениях корифеев – православия. Так, между прочим, они ссылались на выражение св. Прокла Константинопольского : «Один из Св. Троицы пострадал» 4 , взглянув на него через призму своей христологии. Волнение, произведенное в это времямонофиситами, как известно, охватило весь восток и имело весьма гибельные последствия для государства. Последнее обстоятельство побудило некоторых из императоров к объединению двух религиозных течений–православного и монофиситского–в одно русло. Так, император Зинон (477–491), по совету константинопольского патриарха Акакия, издал (в 483 г.) νωτικν, в котором было выражение: «Троица осталась Троицей и по воплощении одного из Троицы – Бога Слова» 5 . Так как этот νωτικν был принят очень многими, то данное выражение слышалось по всему востоку. Вступивший после смерти Зинона на императорский престол Анастасий (491–518) пошел много дальше своего предшественника. Он, приняв νωτικν последнего, по свидетельству Виктора Туннунского, в 499году «созвал собор... против тех, которые признавали во Христе две природы и не исповедывали unum de Trinitate crueiiixnm (esse)» 6 . В виду того, что Анастасий хотел ввести в константинопльской церкви прибавку к трисагиону «распныйся за ны» 7 , надо думать, что этот собор положение – unum de Trinitate erneifiium (esse) утвердил в монофиситском смысле. Не смотря на то, что положение – unum de Trinitate было принято монофиситами, его нисколько не чуждались и восточные католики. Из exemplum precum, поданнаго императору Юстину (518–527) при его восшествии на престол, видно, что православные считали правильным выражение –unusex sancta et unius essentiae Trinitate homo factus est 8 . Только на западе после отвержения папой Феликсом III evamxov " a императора Зинона 9 , вместо положения – unum е Tri­nitate, привилось выражение – una persona е Trinitate 10 , которое, как мы видели, допускали и несториане.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Волнение, произведенное в это время монофизитами, как известно, охватило весь Восток и имело весьма гибельные последствия для государства. Последнее обстоятельство побудило некоторых из императоров к объединению двух религиозных течений – православного и монофизитского – в одно русло. Так, император Зинон (477–491), по совету Константинопольского патриарха Акакия, издал (в 483 г.) энотикон, в котором было выражение: «Троица осталась Троицей и по воплощении одного из Троицы – Бога Слова» 6 . Так как этот νωτικν был принят очень многими, то данное выражение слышалось по всему Востоку. Вступивший после смерти Зинона на императорский престол Анастасий (491–518) пошел много дальше своего предшественника. Он, приняв νωτικν последнего, по свидетельству Виктора Туннунского, в 499 году «созвал собор... против тех, которые признавали во Христе две природы и не исповедовали unum de Trinitate crucifixum (esse) 7 " 8 . Ввиду того, что Анастасий хотел ввести в Константинопольской церкви прибавку к трисагиону «распныйся за ны», надо думать, что этот собор положение unum de Trinitate crucifixum (esse) утвердил в монофизитском смысле. Несмотря на то что положение unum de Trinitate 9 было принято монофизитами, его нисколько не чуждались и восточные католики. Из exemplum precum 10 , поданного императору Юстину (518–527) при его восшествии на престол, видно, что православные считали правильным выражение unus ex sancta et unius essentiae Trinitate homo factus estri. Только на Западе после отвержения папой Феликсом III νωτικν " a императора Зинона» вместо положения unum e Trinitate привилось выражение unum persona e Trinitate, которое, как мы видели, допускали и несториане. Таким образом, к началу VI-ro столетия христианский мир представлял собой замечательное явление. В то время как православный Восток расходился с православным Западом в форме выражения одной и той же мысли, а с монофизитами сходился в форме выражения различных мыслей, православный Запад сходился в форме выражения различных мыслей с несторианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это так называемые «восточные» во главе с Иоанном и Домном Антиохийскими, Феодоритом Кирским и Ивой Едесским. В V-м веке в самый разгар споров они горячо стояли за представителя своего направления, скорее соглашались «быть сожженными, чем анафематствовать принадлежащее Феодору» 3 , громко кричали: «Да умножится вера Феодорова! Так веруем, как Феодор» 4 , и угрожали смертью тем епископам восточным 5 , которые захотели бы сделать что-нибудь против Феодорова учения. С течением времени однако пыл защитников Феодора на Востоке ослабевает; в веке там уже большинство записывается в число его противников, частью по принуждению, частью же добровольно. За то в это время много появляется таких же горячих защитников, какими были прежде восточные, на западе. Таковы африканцы во главе с епископом Понтианом, диаконом Феррандом, епископом Факундом, Либератом и Виктором Туннунским, – италийцы во главе с папой Вигилием, который, впрочем, после недолгого сопротивления уступил императору Юстиниану, и диаконами Рустином и Севастианом, иллирийцы, отправлявшие письма к Юстиниану, истрийцы – к папе Пелагию II (†589 г.) и ирландцы – к папе Григорию Великому (†604 г.). Самое видное место в ряду всех поименованных защитников Феодора занимает Факунд, написавший 12 книг «в защиту 3-х глав», где дает полную и систематическую защиту сочинений и личности Феодора, – защиту, какой не было ни до, ни после этого времени. Обвинения, возводимые на Феодора за все время споров, были довольно многочисленны: именно его обвиняли в несторианстве, в ереси иудействующих и Павла Самосатского, манихействе, савеллианстве, пелагианстве, в учении о происхождении греха от Бога и др. Список обвинений не во все времена был, впрочем, один и тот же; напр., не высказывавшееся в начале споров обвинение Феодора в савеллианстве появляется только в VI-м веке и совсем не повторяется во второй половине этого века после Факундовой защиты; обвинение в манихействе за отрицание будто бы мессианского значения всех ветхозаветных пророчеств, толкуемых применительно ко Христу и Церкви, также не слышалось из уст первых обвинителей Феодора, и впервые стоит в истории Исихия Иерусалимского 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Феофан Исповедник под 509 г. упоминает о конфликте И. Н. с комитом Египта Дагалайфом из-за некоего Геннадия Фикопетра. Спор церковной и светской властей вылился в открытое противостояние на улицах Александрии, когда солдаты комита сожгли дом И. Н., а народ - дом Фикопетра. В хронике Виктора Туннунского под 507 г. рассказывается, что все жители Александрии, кроме приезжих, вдруг были поражены демонами. Много дней и ночей бесноватые бегали по городу и лаяли. Когда же их для исцеления связанными цепями приводили в церковь, они «пожирали собственную плоть». Тогда нек-рым людям явился ангел, к-рый объявил, что это наказание за анафематствование Халкидонского Собора и что никто впредь не должен выступать против решений Собора. Тот же легендарный рассказ кратко воспроизводит Феофан Исповедник под 516 г. Ист.: Liberat. Breviar. 18//PL. 68. Col. 1025-1032; Victoris Tonnennensis episcopi Chronica. AD 495/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. Bd. 11: Chron. min. T. 2. P. 192-196; Theoph. Chron. P. 149-162; Niceph. Const. Chronogr. P. 129; History of The Patriarchs of The Coptic Church of Alexandria/Arabic text ed., transl.: B. Evetts. P., 1907. Vol. 2. P. 449-450. (PO; T. 1. Fasc. 4); Zach. Rhet. Hist. eccl. VI 2; Eutych. Annales. Vol. 2. P. 130-132; SynAlex (Forget). Vol. 2: [Textus]. P. 141; [Versio]. P. 140. Лит.: Le Quien. OC. Т. 2. Col. 425-426, 468-473; Frend W. H. C. The Rise of the Monophysite Movement. Camb., 1972. P. 216; Hardy E. R. John I//CoptE. Vol. 4. Col. 1337; Abuliff W. Giovanni I di Alessandria//Enciclopedia dei santi. R., 1998. Vol. 1. Col. 1202-1203. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) ИОАНН II (I) ИМУЛА (Мела; Монах) († 504/5), патриарх Александрийский (с 496), св. Коптской Церкви (пам. копт. 4 пашонса (29 апр.)), противник вероучения Халкидонского Собора

http://pravenc.ru/text/469610.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010