Продолжение следует... Кандидат исторических наук Алексей Поповкин Примечания: 1. Блазнавац, Миливое (1826-1873), сербский военный и политический деятель, генерал. С 1868 года – глава Регентского (Наместнического) совета при Князе Милане Обреновиче, действовавшего в 1868-1872 гг. В совет входили также Йован Гаврилович (1796-1877) и Йован Ристич (1831-1899). Следует учитывать и то обстоятельство, что Сербия в 1869 году всё ещё формально находилась в составе Османской империи, с правами широкой автономии. 2. Милетич, Светозар (1826-1901). – сербский общественный и политический деятель, адвокат, издатель. Жил в Австро-Венгрии, получил известность как лидер лево-либерального крыла сербской общины г. Нови-Сад. Градоначальник Нови-Сада и лидер «Сербской народной свободомыслящей партии». Занимал непоследовательную позицию по отношению к России и её роли на Балканах: сначала резко критиковал деятельность Славянских комитетов, а затем поместил в «Заставе» полную похвал статью об Одесском Славянском Обществе. Симпатизировал европейскому социалистическому и, в целом, революционному движению, проявил внимание к высказанной в 1869 году идее «Соединённых Штатов Европы». 3. Дописи//Застава. Нови-Сад., 1869. 19 нов. Газета Милетича ссылается на статью в Correspondance Slave, а также приводит интерпретацию заметки «Политики», автор которой указывает, что на позицию Митрополита Михаила повлияли традиционные сербские представления о «белом царе». 4. Преписка митрополита Михаила и грофице А.Д. Блудове о дorahajuмa у Cpбuju 1868. године.//Мешовита rpaha-Miscellanea. Бгд. 2013. С. 197. В статье упоминается о встречах в 1869 году Митрополита Михаила с Императором Александром II, кн. А.М. Горчаковым и П.Н. Стремоуховым. Возможно, определённое отношение к консультациям вокруг визита Митрополита имеет и пребывание в конце сентября в Вене Е.Ф. Тютчевой. 5. Филарет (Филаретов Михаил Прокопьевич, 1824-1882), уроженец Коротоякского уезда Воронежской губернии, Епископ Рижский и Митавский (1877-1882). В 1860-1877 гг. занимал должность ректора Киевской Духовной Академии. Об участии архимандрита Филарета в подготовке юбилея Академии писал И. Корольков: «О. Филарет ясно сознавал всё величие и важность этого исторического момента… О[тец] ректор всю свою заботливость обратил на то, чтобы академическом празднестве приняло участие возможно большее число воспитанников Академии, рассеянных по всей России и находившихся на разных постах службы. Поэтому он, при деятельном участии бывшего тогда секретаря, разослал пригласительные письма к именитым иерархам, служившим в Академии..., а также – к другим академиям, семинариям и разным почётным лицам...» ( Корольков И. Преосвященный Филарет, Епископ Рижский, как ректор Киевской Духовной Академии. Речь, произнесённая в торжественном собрании Киевской Духовной Академии 28 сентября 1882 года. Киев. 1882. С. 80).

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/20/...

Закрыть «Если и война нас не изменит, то дело „швах“» Беседа помощника главреда РНЛ с помощницей главреда наиболее читаемого в Сербии журнала «Печат» 03.02.2024 675 Время на чтение 9 минут Фото: Коллаж РНЛ Война начала менять людей. Спаситель попускает беды и войны не только „за что-то“, за какие-то наши прошлые грехи, но и для „чего-то“. В конце концов, Он – Врач. Делая всё, чтобы исцелить нас, Он создает такие обстоятельства, которые могут повлиять на наше духовное состояние. Врач может назначить таблетки, может отправить на курорт для лечения, но иногда ребуется хирургическая операция и даже ампутация – если вопрос жизни и смерти стоит именно так. Война - это крайняя мера, хирургическое вмешательство. „Однако, если даже это не подтолкнёт людей к исцелению души, то наше дело плохо“, говорит в беседе с помощницей главного редактора сербского журнала „ПЕЧАТ“ православный публицист, помощник главного редактора сайта " Русская народная линия " и член волонтёрских организаций, которые занимаются помощью находящимся в зоне СВО. Название оригинальной публикации: Дворског преврата бити Дворцового переворота не будет Наташа Йованович: Ожидания Запада того, что, озабоченная лишь бизнес-планами придворная элита начнёт революцию в России, не оправдались. Народ показал, что твёрдо стоит за армию. Мобилизовала ли СВО все слои российского общества и какие группы людей в наибольшей степени вовлечены в гуманитарные акции? Павел Тихомиров: Видимо, мастерство и проницательность Путина в числе прочего проявилось и в том, что он сумел выстроить такую систему отношений на самом верху, что это обезопасило Кремль от попыток „дворцового переворота“. К тому же социальной почвы для революций и бунтов сеголдня у нас нет. За прошедшие два года материальное полжение обывателя практически не изменилось. Возникли некоторые проблемы с частью импортных товаров, немного подорожали продукты питания, но всё это, конечно, не идёт ни в какое сравнение с тем, о чём пишут некоторые западные пропагандисты.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/03/es...

– «Море синее – море голубое… Море синее – море голубое»… Каждый раз теперь, когда я слышу что-нибудь о море, в ушах стоят слова того мальчишки-солдата, который умирал у меня на руках тогда, в госпитале. Я гладила его по голове, плакала, молилась, а он всё шептал: «Море синее – море голубое…» Слава Богу, остался жив, врач его спас, зовут, Саша Янкович, из Глоговицы, это село такое. Ездит на инвалидной коляске, но живой. А сколько мальчишек умерло! Я заливаюсь слезами, и наш хирург, Зоран Йованович, уже не кричит, а строго шепчет от изнеможения: «Дивна, здесь много раненых, и все хотят жить. Мы им обязаны помочь. Живучи на погосте, всех покойников не оплачешь. Кофе мне, быстро!» Я поднимаюсь с колен, бегу спотыкаясь на кухню, варю кофе и несу доктору Зорану в операционную. Он берёт чашку, поворачивается ко мне и вытирает пот со лба о мой халат: «Дивна, если не будет помощи, я сейчас просто умру. Я больше не могу». Конечно, не может: пять (пять!) суток без сна – постоянные операции, стоны, кровь, смерть. Других врачей в госпитале не осталось: все убежали. Остался доктор Зоран, две медсестры: Гордана Манасиевич, Гордана Максимович и я в качестве санитарки. Постоянно привозят новых раненых. Куда нам бежать?! Мой дом рядом с Никольской церковью, совсем недалеко от госпиталя. В доме – младший сын, Радован. Гвозден, муж – в ополчении, старший сын, Бранко – в армии, на границе с Албанией. Куда. Мне. Бежать… Супруги Дивна и Гвозден Античи, беженцы из Косово и Метохии, бывшие жители города Гнилане, делятся своими воспоминаниями о «той войне» – войне 1999 года, в которой Сербия потерпела поражение, а Косово, сердце страны, было отторгнуто от нее, вырвано. Семья Античей живёт сейчас в городе Владичин-Хан на юге Сербии. До границы с Косово километров 30 – всё не Белград: хоть ближе к дому себя чувствуешь.      Гвозден морщится и от слова «бывшие», и от «граница», но себя сдерживает: как-никак учитель! Гвозден Антич, учитель рисования в гниланской гимназии, художник, член Союза художников Сербии, вообще человек сдержанный. Улыбаться любит, это да. И главные поводы для доброй улыбки – это, как я понимаю, мир в семье, а семья у него очень дружная, впечатления от встреч с друзьями по всему свету и, конечно, работа. В последнем случае улыбка становится печальной: главная тема работ художника – та, прошлая, счастливая жизнь в родном Косово, в Гнилане, когда воздух был свеж и прозрачен, солнце тепло и ласково, лес спокоен и величав, а соседи-албанцы – добрыми соседями, готовыми всегда прийти на помощь, порадоваться вместе, да и просто поговорить, перекинуться парой слов о том о сём.

http://pravoslavie.ru/100607.html

Учитель танцев, больной раком: «Не могу сидеть сиднем, когда сердце просится в пляс!» Вести из Косово и Метохии Мария Васич Сладжану Йовановичу из Врбовца, что в Косово и Метохии, в день его 50-летия поставили диагноз: рак толстой кишки. С этого момента начался новый этап в его жизни – его и его семьи. Срочно нужно было ехать в больницу в сербский Ниш на облучение. Полтора месяца тяжких, полных тревожной неизвестности дней. Затем пришлось продолжить лечение в Военно-медицинской академии в Белграде. Сейчас, спустя 2 года после операции, он не пал духом, не стал унывать и жаловаться на жизнь, а стал… хореографом в ДК «Иван Коич» в родном Врбовце под Витиной. И делает это Сладжан по двум причинам: из своей любви к народным сербским танцам и остающимся на косовской земле детям. Работает бесплатно. Улыбается: «Врачи говорят, что из-за этой вот твоей любви к фольклору ты жизнью рискуешь. Но что делать, если жизнь для меня – это танец, и если дети танцуют, радуясь? Так что я танцую, можно сказать, сердцем, а не только ногами!»      – Не могу я сидеть сиднем, когда сердце просится в пляс! Оперировали меня в марте, а уже в июне мы начали с детишками репетиции. Наверное, я их сначала напугал здорово: сам слабый, желтый, покачиваюсь. Но говорю: не-ет, ребята, будем учиться танцевать, потому что иначе забудем, как плясали наши бабушки и дедушки. Какие же мы с вами внуки, если со старшими не сможем сплясать, а? Ради детей работаю и из-за красоты нашего танца. Все эти ребятки – мои, можно сказать, и я рад, что могу их собрать на танец, взять их с улицы, научить их жить без телефонов этих дурацких, научить их не только танцу, но и правилам достойного человеческого общения.      Всю жизнь Сладжан занимался фольклором и футболом. После войны стал главным, кто сохраняет народные традиции и проводит футбольные тренировки и матчи в нашем Витинском крае. Они и с супругой будущей познакомились на репетиции – и поженились недолго думая 30 лет назад. Супруга и дети прекрасно знают, что значит для мужа и папы его работа, но волнения, беспокойства за его здоровье это не отменяет, конечно. Но Сладжан убедил всех, даже врачей (!), что добрая воля человека к жизни, умение радоваться – и особенно радовать других – побеждает боль и всякую немощь.

http://pravoslavie.ru/155280.html

Закрыть Константинополь стал проводником необновленческих идей Вступительное слово, подготовленное к презентации брошюры «У «порохового погреба Европы»» 23.10.2018 1625 Время на чтение 4 минуты Вступительное слово, подготовленное к презентации брошюры «У «порохового погреба Европы»», которая была составлена по материалам бесед «Балканского клуба», опубликованных на Русской Народной Линии, и переводам этих текстов, опубликованных на сербском портале Ствари. Презентация в Доме Писателей Сербии организована нашим другом и постоянным автором - Ранко Гойковичем. Ведущие - Александр Георгиевич Михайлик, Михаил Михайлович Иванов, Сергей Витальевич Смирнов, Наташа Йованович, Ранко Гойкович и Павел Вячеславович Тихомиров. Дорогие друзья, мы собрались тут, чтобы ближе познакомиться и пообщаться «вживую» на те темы, которые давно уже волнуют каждого из нас. Наш виртуальный «Балканский клуб» существует уже около двух лет, и за это время определился круг вопросов, обсуждаемых нами. Мы представляем вашему вниманию сборник бесед - часть бесед была опубликована на русском языке на сайте «Русская Народная Линия», часть - переведена на сербский язык и опубликована на сайте «Станье Ствари». Пользуясь случаем, сразу же хочу высказать слова благодарности как редактору этого сайта, Александру Лазичу (он, к сожалению, не смог сегодня быть с нами), так и переводчикам текстов - Дарославу Гузвичу, Зорану Чворовичу (он является одним из самых активных собеседников нашего клуба) и Ранко Гойковичу (который после вступительного слова расскажет о своём опыте осуществления того, что по праву называется «народной дипломатией»). Роль «народной дипломатии» - как некоего фактора политики в наше время многократно возросла. Ибо события последних лет показали, что на одной лишь «геоэкономике» далеко не уехать. Если «геоэкономика» не будет подкреплена внятными идеями, которые бы соответствовали народным чаяниям, то всегда могу появиться опытные манипуляторы, которые подобно крысолову из известной сказки смогут увести наших детей прочь. И не только детей.

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Булгаков и Достоевский: некоторые соображения о генезисе образа Иешуа Га-Ноцри из “Мастера и Маргариты” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 29 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 В июле 1989 г. в Любляне проходил 7-й международный симпозиум, посвящённый творчеству Достоевского. Сербский литературовед Миливое Йованович выступил на нём с интересным докладом, в котором утверждалось, что прототипом Воланда из булгаковского “Мастера и Маргариты” послужил Свидригайлов, персонаж из “Преступления и наказания” Достоевского. Эта смелая и многообещающая гипотеза навела меня на мысль об иной, гораздо более явной параллели между другими героями Достоевского и Булгакова. Я сверил тексты двух произведений и увидел, что догадка моя оказалась продуктивной. Речь идёт об одном из самых пререкаемых действующих лиц булгаковского романа — Иешуа Га-Ноцри из иерусалимских глав “Мастера и Маргариты”. Мне кажется, моё предположение поможет раскрыть загадку героя Булгакова и прояснить степень соотнесения его с историческим Иисусом Христом в замыслах самого автора, работавшего над романом до последних часов жизни, но так и не успевшего завершить его. Итак, более чем вероятно, что прототипом булгаковского Иешуа послужил главный герой романа Достоевского “Иди­от” — князь Мышкин. Если сравнить Иешуа с князем Мышкиным, сразу замечаешь, что обоих героев роднят их ярко выраженные донкихотские черты. Воззрения Мышкина характеризуются одним из самых глубоких исследователей Достоевского так: «Князь уверяет безобразных и злых людей, что они прекрасны и добры, убеждает несчастных, что они счастливы, смотрит на мир, лежащий во зле, и видит один лишь “образ чистой красоты”» 1 . Но в равной степени и Иешуа уверяет Пилата, что злых людей нет; с любым человеком достаточно поговорить, и он поймёт, что он добрый. Это поразительное сходство характеров двух героев ещё более подчёркивается целым рядом практически полных параллелей между ними. Их количество, равно как повторение ключевых слов в описаниях обоих героев и их поведения, исключает возможность случайного совпадения.

http://pravmir.ru/bulgakov-i-dostoevskiy...

Закрыть В Киеве обсудили, как силами боевых кораблей организовать полную блокаду Крыма 05.12.2017 623 Время на чтение 8 минут США зовут москитный флот Украины в «ползучее наступление» на Крымский мост Украинские военные во время активной фазы украинско-американских учений (Фото: Архип Верещагин/ТАСС) Чтобы остановить все явственней угрожающее интересам США утверждение России на Ближнем Востоке и в Средиземном море следует любой ценой в ближайшие месяцы остановить сооружение моста в Крым через Керченский пролив. Это надо срочно сделать одним из краеугольных камней внешней политики Вашингтона. Таким оказался лейтмотив выступлений участников Международной конференции по морской безопасности, завершившейся в Киеве. В форуме приняли участие влиятельные чиновники, высокопоставленные военные и эксперты из стран НАТО и Украины. В том числе - посол США на Украине Мари Йованович, командующий Военно-Морскими силами Украины (ВМСУ) вице-адмирал Игорь Воронченко и заместитель министра обороны этой страны адмирал Игорь Кабаненко. Судя по комментариям в киевских СМИ, с самым большим интересом участники конференции ждали выступления близкого к администрации президента Дональда Трампа главы Джеймстаунского фонда (Jamestown Foundation) Гленна Говарда. И тот не подвел. «Россия не будет средиземноморской военной силой, пока она присутствует в Крыму, поскольку Крым и Средиземноморье взаимосвязаны», - заявил Говард. И продолжал: «Военно-морская деятельность России в Средиземноморье тесно связана с Крымом. Мы видели, что происходит консолидация военно-морских средств России в Сирии - это стало возможным благодаря аннексии Россией Крыма и создания, собственно, коридора в Крым. Были использованы российские возможности в Крыму». Вы, конечно, заметили очевидное логическое противоречие в словах господина президента фонда в изложении украинских информационных агентств: Россия, дескать, не может стать твердой ногой в Средиземноморье, пока не уйдет из Крыма. Но скорее - наоборот. Именно Крым и Севастополь и дали нашей стране возможности эффективно и победно вмешаться в войну в Сирии. И именно Севастополь стал отправной точкой для кораблей и судов «сирийского экспресса», направляющихся в Тартус.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/5/v_k...

Никто из русских патриотов, говорит Земцов, в начале 1990-х годов не сомневался в том, что уничтожение Югославии было миниатюрой, демонстрационным проектом, глобальным сценарием и грандиозным планом борьбы с Россией. «Никто из русских патриотов, – говорит Земцов, – в начале 90-х годов не сомневался, что сценарий разрушения Югославии, план уничтожения Великой Державы Южных славян – это миниатюра глобального сценария и сверхмасштабного плана борьбы с Россией. «Об этом в своё время много говорили с Драгошем Калаичем и многими другими сербскими мыслителями-патриотами. История всё подтвердила. Сейчас весь Мировой Порядок, используя кровавый опыт уничтожения Югославии, замахнулся на Россию. Заявляю со всей ответственностью: ничего из этого не выйдет, Россия выйдет из этих испытаний обновлённой и окрепшей. Кстати, по большому счёту, единственными, кто нас поддерживает в этой ситуации, - сербы. На этом вам спасибо!» Донбасс не отделяет от Косовской битвы, а Косово поле от Куликова. Для Земцова это всё поля, где решалась и решается судьба русского и славянского мира. «Время, века только меняют формулировку и акценты вопросов. А вопросы прежние: быть ли Русскому и Славянскому Миру, сохраним ли свою Историю, Веру, Культуру, Государственность. У каждого народа есть свои мистические сакральные места, места символы, места силы. И если народы братские, близкие, если эти народы – одно целое, только временно разделённые историей и временем, – значит и святые места одного народа непременно отзываются в сердцах и генах другого братского народа. Весной 1999 года, - вспоминает он, - за несколько дней до начала натовских бомбардировок он посетил Косово поле, поднялся по ступенькам к памятнику-обсерватории, посмотрел на панораму и послушал себя. Тогда мне показалось, что я реально чувствую: на этом месте, в знаменитой Косовской битве, обязательно участвовал кто-то из моих предков. Как и в каком качестве он там оказался, трудно предположить, но я не сомневаюсь, он был в сербском войске, он стоял под православными хоругвями, он сражался плечом к плечу со своими славянскими братьями за Свободу и Независимость».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/03/on...

Мы со Сречко Йовановичем познакомились в самом конце восьмидесятых. В стенах редакции «Литературной России» шла деловая встреча по случаю выставки в Москве югославского издательства «Дечье новине». Гости говорили об уникальности единственного на всю федерацию предприятия, которое для поколения дошколяров и школьников умно и с любовью готовит в современнейшем производственном комплексе всё-всё-всё, начиная с учебников, тетрадок, ранцев, линеек, карандашей, пеналов и кончая читаемой нарасхват газетой детских новостей, серией журналов, целою библиотекой стихов, прозы, нотных сборников... Я заметил, что от сербов за столом больше выступают другие, а Йованович, которому, казалось бы, и карты в руки, по преимуществу помалкивает. Среднего роста, худощавый, лицом заметно бледней своих земляков, в немодных очках, - по внешности я бы принял его за сотрудника одной из многочисленных редакций или бухгалтера, а вовсе не за хозяина процветающей фирмы-монополиста. Хотя речь в кабинете заходила и о налаживании достойного литературного взаимодействия, но почти ничему из намеченного, увы, уже не суждено будет ни у них, ни у нас, ни завтра, ни послезавтра осуществиться. Почему? Да потому что ни у кого из нас, оказавшихся к тем дням в узком междувременье перестроечного благодушия, не заныло под сердцем от предчувствия, что две наши социалистические державы, будто безропотные блаженные слепцы при тихо исчезающих поводырях приближаются к своим последним, подлинно роковым, срокам. Но и тютчевская стихотворная формула «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые» для случая с моим Сречко Йовановичем, а тем более для ситуации с СССР и СФРЮ показалась бы не менее велеречивой. Да, есть счастье на страшном пиру битвы, в зареве божественного возмездия. Но велика ли радость присутствовать безвольным наблюдателем при фейерверках всесветной аферы, вдыхать серное зловоние плутократических оргий? Моему другу выпало короткое счастье: начать свой просветительский труд с маленькой газетки для детишек, превратить её в марку великолепного производства... и около десяти лет удерживать свой дом, своё уникальное детище - под натиском всё более беспощадных международных ужесточений.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

П. поддержал серб. восстание Карагеоргия (см. в ст. Карагеоргиевичи ), к-рый призвал черногорцев выступить вторым фронтом против осман на Таре. Победы Карагеоргия у Сеницы и Суводола вдохновили черногорцев, васоевичей и брдчан выступить в поддержку восстания в Сербии - они смогли задержать выдвижение турок из Скендерии и Герцеговины. Хорошие отношения между П. и кн. Милошем Обреновичем (см. в ст. Обреновичи ) установились в сер. июля 1815 г. и продолжались до убийства Карагеоргия, к-рое владыка расценил как варварское злодеяние. В последние годы жизни П. составлял историю Черногории, посмертно вышла «Краткая история Черногории» (Кратка ucmopuja Црне Горе//Грлици: Календар црногорски за годину. У Цphoj гори, 1835). Он собрал богатую б-ку, в к-рую входили книги на разных языках (французском, итальянском, русском) и много сочинений по философии и естественным наукам. Почитание Согласно составленному митр. Белградским Михаилом (Йовановичем) Житию (Служба иже во святих отцу нашему митрополиту богомудрому господарю черногорскому Петру I чудотворцу Цетиньскому. М., 1895), после смерти П. явился во сне неск. людям и просил освободить его тело от гроба. Преемник Петр II (Петрович-Негош) 18 окт. 1834 г. велел открыть его захоронение и поставить мощи в храме Цетинского мон-ря. Мощи П. были обретены нетленными: несмотря на сохранившиеся черные волосы (хотя было известно, что в конце жизни владыка был седым), в пользу идентификации останков говорили высокий рост и следы от перелома на правой руке. Об обретении мощей митр. Петр II сообщил в специальном воззвании, в к-ром владыка сравнивался с ап. Петром и провозглашался защитником черногорцев. Уже в 1835 г. мощам поклонилось более 15 тыс. чел. Вскоре в честь П. были составлены тропарь и кондак: составителями могли выступить Перо Станков Чиркович из Котора († 1849), митр. Петр II, цетинский архим. Петроний (Луянович) или группа авторов (обзор мнений см.: 1965. С. 173). Службу с каноном и Житие П. составил митр. Белградский Михаил (Йованович) на основании сведений, предоставленных архим. Митрофаном (Баном ; впосл. митрополит Черногорский): они были изданы в составе «Дополнительного требника» (Нови Сад, 1887).

http://pravenc.ru/text/2580350.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010