И вот когда епископы пришли в упомянутый город, они не смогли усмирить волнение разбушевавшегося народа и решили спрятать Парфения в церкви. Они поместили его в ларь, а сверху прикрыли одеждой, какая бывает в церковном обиходе. Народ ворвался в церковь и, обыскав все углы и не найдя ничего, в бешенстве удалился оттуда. Тогда один, заподозрив что-то, сказал: «Вот ларь, где мы еще не искали нашего врага». Но так как церковные слуги утверждали, что в нем находится только церковное убранство, то те потребовали ключ, говоря: «Если вы сейчас же его не откроете, мы сами его взломаем». И вот когда ларь был открыт и из него выброшена одежда, они нашли Парфения, вытащили его оттуда, ликуя и говоря: «Предал Бог врага нашего в руки наши» 467 . Затем они били его кулаками, плевали в лицо и, связав за спиной руки, побили камнями 468 около колонны. Был же Парфений чрезмерно прожорливым и, чтобы поскорее вернуться к еде, он для быстрого пищеварения принятой им снеди употреблял алоэ. Нисколько не уважая присутствующих, он при народе с шумом испускал из живота ветры. Таков конец его жизни. 37. В этом году зима была суровой и холоднее обычной, так что реки были скованы льдом и люди ходили по ним, проложив дорогу, как по обычной земле. Даже ослабевших от холода и голода птиц люди ловили среди больших сугробов снега руками, не прибегая ни к какой хитрости. Итак, от смерти Хлодвига до смерти Теодоберта насчитывается 37 лет. После же смерти Теодоберта, а умер он на четырнадцатом году своего правления, вместо него королем стал его сын Теодобальд. КОНЧАЕТСЯ ТРЕТЬЯ КНИГА Из всех сыновей Хлодвига Теодорих был самым деятельным и энергичным. Он завоевал Альби, Руан и Овернь. Вместе со своим сыном Теодобертом предпринял поход в Тюрингию. История этого периода явила нам Теодориха и Теодоберта более четко очерченными, чем сыновей Хлодвига от Хродехильды. И не случайно Теодорих попадает в «Хронику» Фредегара и в «Историю саксов» Видукинда. 359 ...Аарон нес Ее на груди... – В подлиннике: portat in logium: logium – синоним rationale – «наперсник, нагрудник», часть облачения древнееврейских первосвященников. Он представлял собой небольшой кусок материи различного цвета, украшенного золотом и каменьями, и прикреплялся как знак на груди к верхней одежде первосвященника. (См.: Du-Cange. Glossarium mediae et infimae latinitatis. P., 1885, Т. 5. Р. 137). Место довольно неясное. Видимо, Григорию Турскому logium представлялся как символ Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

К нач. XI в. дисциплина в обители ослабла. Строгого соблюдения монахами бенедиктинского устава добивался Валон († 1024), возглавлявший К. в 1011-1016 гг. Он был сторонником монашеской реформы, центром которой являлось аббатство Горце . Однако действия настоятеля привели к тому, что большая часть монахов покинула обитель. Меры, направленные на укрепление дисциплины в монастыре, принимал убежденный сторонник григорианской реформы аббат Марквард (1082-1107), который стал ориентироваться на реформу, проводившуюся в бенедиктинском аббатстве Хирзау (ныне территория г. Кальв, земля Баден-Вюртемберг), в результате чего К. принял клюнийские обычаи (consuetudines; см. Клюнийская конгрегация ). В период споров об инвеституре насельники монастыря заняли сторону папы Римского Григория VII (1073-1085) в конфликте с имп. Генрихом IV (1084-1105). Со временем значение К. возрастает: выходцы из мон-ря возглавили ряд саксон. обителей. Поминальная книга (Liber vitae) мон-ря Корвей. 1158–1160 гг. (Münster. Staatsarchiv. I, 133. Fol. 33) Поминальная книга (Liber vitae) мон-ря Корвей. 1158–1160 гг. (Münster. Staatsarchiv. I, 133. Fol. 33) Со 2-й пол. XI в. на монетах, чеканившихся в К., начинают изображать аббатов монастыря. Монетные дворы появляются также на территориях, принадлежащих аббатству (в частности, в Эресбурге, Меппене, Фолькмарзене), однако в XIV в. их деятельность прекращается. Лишь в Хёкстере чеканка серебряных, медных и золотых монет продолжалась (с небольшими перерывами) почти до конца существования мон-ря. Новый расцвет К. относится ко времени аббата Вибальда (1146-1158), к-рый занимался активной строительной деятельностью в обители. Он сумел увеличить доходы аббатства, а также заказал для мон-ря ряд дорогих рукописей, среди к-рых - т. н. Liber vitae (Поминальная книга), созданный в скриптории аббатства Хельмарсхаузен (ныне территория г. Бад-Карлсхафен) и содержащий список настоятелей К. с момента его основания. В этот период обитель приобрела статус имперского аббатства, однако после смерти Вибальда монастырь уже не играл прежней роли в политической и церковной жизни. При аббате Видукинде (1189-1205) К. переживает очередной расцвет, однако уже при его преемниках начался спад экономической активности мон-ря (ему способствовал пожар 1242 г.), ставший очевидным в XIV-XV вв.

http://pravenc.ru/text/2057232.html

390 ...Радегунда... почиталась в народе великой. – Не лишена интереса полная романтичности и превратностей жизнь Радегунды. О. Тьерри так повествует об этом: «Хлотарь взял в плен дочь тюрингского короля Бертахара в возрасте 8 лет. Он решил ее воспитать, а затем взять ее себе в жены. Радегунду тщательно воспитывали в Нейстрийском королевстве... ей было дано изысканное образование изысканной галло-римлянки... Затем, вопреки желанию Радегунды, ее обвенчали с королем Хлотарем, и она стала женою ненавистного ей человека. Она всячески уклонялась от своих королевских обязанностей и наконец, после того как Хлотарь убил ее брата-заложника, она решилась на побег от короля. Епископ Медар ее постриг в монахини, и она основала в Пуатье девичий монастырь по образцу монастыря в Арле...» [Тьерри О., Рассказы из времен Меровингов. СПб., 1892. С. 244 – 245). Действительно, Радегунда для своего времени, видимо, была довольно образованной женщиной. И не случайно В. Фортунат, живя в Пуатье, где Радегунда основала девичий монастырь Св. Креста, часто проводил время в ее обществе и посвятил ей много стихотворений, воспевающих ее достоинство, ум и благочестие (Carm., VIII, 5 – 10, XI. 2 – 4), А в ее житии, сочиненном поэтом, говорится о воспитании и жизни Радегунды при дворе короля Хлотаря, где ее обучали не только тому, что надлежало знать женщине, но и словесности (MGH.Auct. antiquis. Т. 4, Pars post. Р. 38), 391 ...не обошлось без коварства Теодориха. – Фредегар в своей «Хронике» (III. 32) сообщает, что Герменефреда убил Теодоберт, сын Теодориха (MGH. SRM. Т. 2. Р. 104). В «Даяниях саксов» Видукинда (Гл. 10 – 13. С. 132 – 135) описание конца жизни Герменефреда (Ирминфрида), короля тюрингов, и Теодориха (Тиадрика), короля франков, носит уже полулегендарный характер, как, впрочем, и весь рассказ о вторжении и упрочении саксов в области торингов. Используя народные предания и саги, Видукинд сообщает, что Ирминифрид после победы саксов, союзников франков, над тюрингами бежал, но Тиадрик решил хитростью вызвать его к себе. Ирингу, оруженосцу Ирминфрида, который находился тогда при Тиадрике, он велел убить Ирминфрида, пообещав ему богатые дары и власть в государстве, что тот и сделал. После этою Тиадрик приказал Ирингу удалиться прочь. Разгневанный Иринг пронзил мечом самого Тиадрика (см.: Памятники средневековой латинской литературы X – XII веков. М., 1972. С. 72 – 77). Таким образом, эпизод о гибели Ирминфрида (Герменефреда) в устной народной традиции трансформировался, приобретя сказочный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Затем, вопреки желанию Радегунды, ее обвенчали с королем Хлотарем, и она стала женою ненавистного ей человека. Она всячески уклонялась от своих королевских обязанностей и наконец, после того как Хлотарь убил ее брата-заложника, она решилась на побег от короля. Епископ Медар ее постриг в монахини, и она основала в Пуатьс девичий монастырь по образцу монастыря в Арле...» [ Тьерри О. , Рассказы из времен Меровингов. СПб., 1892. С. 244 — 245). Действительно, Радегунда для своего времени, видимо, была довольно образованной женщиной. И не случайно В. Фортунат, живя в Пуатье. где Радегунда основала девичий монастырь св. Креста, часто проводил время в ее обществе и посвятил ей много стихотворений, воспевающих ее достоинство, ум и благочестие (Carm., VIII, 5 — 10, XI. 2 — 4), А в ее житии, сочиненном поэтом, говорится о воспитании и жизни Радегунды при дворе короля Хлотаря. где ее обучали не только тому, что надлежало знать женщине, но и словесности (MGH.Auct. antiquis. Т. 4, Pars post. Р. 38), 391 ...не обошлось без коварства Теодориха. — Фредегар в своей «Хронике» (III. 32) сообщает, что Герменефреда убил Теодоберт, сын Теодориха (MGH. SRM. Т. 2. Р. 104). В «Даяниях саксов» Видукинда (Гл. 10 — 13. С. 132 — 135) описание конца жизни Герменефреда (Ирминфрида), короля тюрингов, и Теодориха (Тиадрика), короля франков, носит уже полулегендарный характер, как, впрочем, и весь рассказ о вторжении и упрочении саксов в области торингов. Используя народные предания и саги, Видукинд сообщает, что Ирминифрид после победы саксов, союзников франков, над тюрингами бежал, но Тиадрик решил хитростью вызвать его к себе. Ирингу, оруженосцу Ирминфрида, который находился тогда при Тиадрике, он велел убить Ирминфрида, пообещав ему богатые дары н власть в государстве, что тот и сделал. После этою Тиадрик приказал Ирингу удалиться прочь. Разгневанный Иринг пронзил мечом самого Тиадрика (см.: Памятники средневековой латинской литературы X — XII веков. М., 1972. С. 72 — 77). Таким образом, эпизод о гибели Ирминфрида (Герменефреда) в устной народной традиции трансформировался, приобретя сказочный характер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЛЕХАД [лат. Willehadus] (ок. 740, Нортумбрия - 8.11.789, Блексен, Саксония), католич. св. (пам. зап. 8 нояб., 13 июля), миссионер, первый епископ Бременский. Его житие, написанное в сер. IX в., согласно Адаму Бременскому , было составлено св. Ансгаром (автор «Чудес святого Виллехада»), однако, по мнению совр. исследователей, оно больше отражает агиографическую традицию мон-ря Эхтернах. В житии рассказывается, что В., англосакс по происхождению, был послан кор. Нортумбрии Альхредом во Фризию, в мест. Доккум, где незадолго до этого принял мученическую кончину св. Бонифаций (Винфрид). Но скорее всего Алкуин Йоркский, в одном из писем называвший В. своим близким другом, вдохновил его на поездку. Проповедуя Евангелие, В. чудесным образом дважды избежал смерти от рук язычников. В 780 г. франк. кор. Карл Великий отправил В. миссионером на Н. Везер, в обл. Вигмодию, на границе Фризии и Н. Саксонии. Однако через 2 года из-за преследований христиан во время восстания Видукинда в Саксонии В. перебрался в одну из соседних областей Фризии. Нек-рые его ученики погибли. Затем В. отправился в Рим и посетил папу Адриана I . На обратном пути он остановился в мон-ре Эхтернах, где в это время собрались его ученики, спасаясь от гонений. В мон-ре В. среди прочего занимался переписыванием священных книг. В 785 г. по повелению имп. Карла Великого он продолжил миссионерскую деятельность в Вигмодии, в 787 г. был рукоположен в Вормсе и назначен епископом Бременским. В. известен как строитель собора св. Петра в Бремене (где и был похоронен), как великий постник, не употреблявший в пищу ничего, кроме хлеба, меда, овощей и фруктов. Признаком его святости считается и то, что его епископский посох и потир не погибли во время пожаров, хотя помещения, где они хранились, полностью выгорели. Мощи В. обретены в 860 г. св. Ансгаром, описавшим происходившие у гробницы В. чудеса. Очевидно, т. о., Ансгар старался подчеркнуть свою преемственность по отношению к епископам Бремена (В. и Виллериху ), т. к. его статус как главы двух кафедр - архиепископской Гамбургской и епископской Бременской - ставился под сомнение архиепископами Кёльна. В. особо почитался в Саксонии, однако после Реформации его культ угас и снова возродился только в нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/158642.html

Версия, изложенная в первом слав. Житии В. (сохр. в древнерус. и хорват. списках) и частично в Житии, написанном Лаврентием из Монте-Кассино, заметно расходится с версией, получившей отражение в «Crescente fide», «Легенде Гумпольда» и «Легенде Кристиана». 2-я версия находит соответствие в свидетельстве проложного Жития мц. Людмилы. Согласно этой наиболее распространенной версии, от брака кн. Вратислава и кнж. Драгомиры родились 2 сына - В. и Болеслав. Когда умер отец, они были еще молоды и управление княжеством перешло к Драгомире, а В. был отдан на воспитание мц. Людмиле. Это вызвало неприязнь Драгомиры и окружавших ее дружинников, считавших, что мц. Людмила воспитывает В. не как князя, а как монаха. По приказу Драгомиры мц. Людмила была убита, а связанные с ней христ. священники во главе с архипресв. Павлом изгнаны из страны. В. побуждали приносить жертвы языческим богам, но он избегал этого, носил под одеждой «малую книгу» и тайно ее читал. Достигнув совершеннолетия, В. взял власть в свои руки, изгнал из страны мать и ее сторонников. По его приказу останки мц. Людмилы были перенесены в Прагу и 21 окт. 925 г. захоронены в храме во имя вмч. Георгия. В. вернул изгнанных священников и призвал из соседних нем. земель мн. других и щедро одарил их. Он следил за тем, чтобы его дружинники вели образ жизни, подобающий христианам, провинившихся наказывали плетьми. Как правитель, он вершил справедливый суд, причем никого не приговаривал к смерти, разрушал тюрьмы и сносил виселицы, заботился о бедных, сиротах и вдовах. В. постоянно молился, носил на теле под одеждой власяницу, во время поста пеший и босой, сбивая ноги в кровь, «посещал христианские храмы в разных градах», по ночам готовил вино и пек просфоры для причастия. В Праге В. построил храм, посвященный св. Виту, к-рый позднее стал кафедральным собором Пражского еп-ства. Рассказы агиографов об этом эпизоде из жизни В. дополнены Видукиндом, к-рый уточняет, что в 929 г. нем. кор. Генрих I предпринял поход на Прагу и В. вынужден был подчиниться его верховной власти и платить дань. Строительство храма во имя св. Вита, патрона Саксонии, принадлежавшей к владениям Генриха I, свидетельствует о желании В. наладить отношения с сюзереном.

http://pravenc.ru/text/161181.html

В IX-X вв. католическая церковь официально еще не отделилась от православия, однако противоречия между Римом и Византией множились и углублялись. Страны, принявшие христианство от Византии, пользовались при богослужении своим родным языком, а не латынью. Поэтому моравский князь Ростислав в середине IX в. обратился в Византию с просьбой прислать просветителей, которые наладили бы в его владениях богослужение на славянском языке. Как известно, этими просветителями стали равноапостольные Кирилл и Мефодий. Однако в церковном отношении Моравия и прилегающие к ней земли подчинялись Риму и входили в состав Зальцбургского архиепископства. По ходатайству Кирилла и Мефодия римский папа Адриан II выделил моравские и чешские земли в отдельную административно-церковную единицу, сделал св. Мефодия в ее архиепископом и благословил перевод богослужебных книг на славянский язык. Однако немецкое духовенство всячески противилось деятельности «солунских братьев», а после смерти Мефодия в 885 г. постепенно начало возвращать себе как церковное, так и светское влияние. Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством Болеслава и уговорили его занять престол, убив брата. Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав). Единой точки зрения на то, когда это произошло, не существует. В 1929 г. пышно отмечалось тысячелетие смерти св. Вацлава, поскольку в то время историки придерживались мнения, что князь был убит 28 сентября 929 г. Однако сегодня более вероятным годом его смерти считается 935 или даже 936 г., поскольку из записей немецкого летописца Видукинда следует, что в 929 г. чешский князь Вацлав только-только стал вассалом Генриха Птицелова.

http://pravmir.ru/svyatoj-viacheslav-kny...

Товий (Tobias) был епископом Рочестера в 693–726 гг. Он приехал из Рима вместе с Теодором и Адрианом. 985 По мнению К. Джексона (Language and History in Early Britain. Edinburgh, 1953), так звучало на вульгарной латыни слово germani. 986 Фризы жили в Нидерландах, ругины или ругии–на побережье Балтики (их имя сохранилось в названии острова Рюген). Гуннов многие средневековые историки считали германцами, так как в состав их орды вошли многие германские племена. Старые саксы населяли Саксонию, даны–нынешние острова Дании, боруктуары или бруктеры–Рейнскую область. 987 Бойсил был другом и наставником Кутберта. Его имя сохранилось в имени шотландской деревушки Сент–Босуэллс и, возможно, дворянского рода Босуэллов. 988 Cella означает по–латыни «келья», columba-»roлyбь». Имя Колум Килле (Колумгилл) произошло от ирландских слов с тем же значением. 989 «Теплохладный» (tepidus) — известное выражение апостола Иоанна (Откр 3:16), означающее безразличие и инертность в делах веры. 990 Ин. 1:12. 991 Он упоминается также Алкуином в «Житии Виллиброрда», но больше о нем ничего не известно. 992 Радбод (у Беды Rathbed) был королем фризов ок. 680–719 гг. Все годы его правления прошли в войнах с франками, стремившимися захватить Фризию. Его едва не обратил в христианство св. Вульфрамн, но когда Радбод узнал, что его предки–язычники будут гореть в аду, он отказался от крещения, чтобы не разлучаться с ними (см. «Житие Вульфрамна», MGH, SRM, р. 668). 993 Виллиброрд или Виллиброд (у Беды Uilbrord) был апостолом фризов и их первым епископом в 695–739 гг. Его резиденцией был Утрехт, но умер он в основанном им монастыре Эхтернах близ Трира. 994 Имеется в виду Пипин Геристальский, майордом королевства франков в 681–714 гг. 995 Староста–в оригинале uilicus (староста или управитель деревни). Samrapa–npabumeль провинции (сатрапии) в Персидском царстве и эллинистических государствах. Беда называет так герцога или правителя области, аналогичного англосаксонскому элдормену. 996 До конца VIII в. саксы были разделены на племена; их первым общим герцогом стал Видукинд около 785 г. 997

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

И постави (Володимер) церковь св. Василия на холме идеже стояше кумир Перун и прочии» 189 . О Перуне Новгородском сообщает нам известие летопись Новгородская: – Прииде к Новгороду Аким Архиепископ Корсуняиин, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи в Волхов; поверзавше ужи волочаху по калу, бьюще жезлем, и заповеда никомуже нигде же не прияти. И ее иде Пидиблянин рано на реку, хотя горньци везти в город; и сице Перун приплы к берегови, и отрину его шестом» 190 . О разрушении кумира Велесова в Ростове св. Авраамием упомянуто в Прологе 191 . – Идолам поклонялись и поляки: Длугош упоминает о святилище идолослужения в Гнезне и об идоле Деваны, а Бельский об идолослужении в храме Кроковском 192 . Из Титмара знаем об идолослужении в Колобреге 193 , а из жизнеописания св. Оттона Бамберского – о Штетанском идоле Триглава. Идол этот изображался с тремя головами в знак того, что бог которого был он изображением, управлял тремя царствами – небом, землею и адом; а глаза и губы идола покрыты были повязкою в знак того, что бог не обращал внимания на грехи людей. Один из идолов Триглава был из золота, у другого головы были посеребрены, а повязка золотая и пр 194 . – Триглав был известен и чехам, как видим у Вацерада; но по его описанию, головы чешского Триглава были козлиные 195 . О других идолах чешских нет достоверных сведений; у Козьмы Пражского есть только общий намек о существовании идолов 196 . – Самые любопытные известия имеем о некоторых идолах балтийских славян. Видукин упоминает об идоле Сатурна, вылитом из меди 197 . За тем следуют сказания Титмара и Адама Бременского об идолах Ретрских. «Внутри храма Редигостского – говорит Титмар – стоят рукотворные боги, страшно одетые в шлемы и латы; на каждом нарезано его имя. Первый из них Сварожич». У Адама Бременского место Сварожича занимает Радагаст: идол его сделан был из золота, а ложе из пурпуровой ткани 198 . Хронограф Саксо упоминает об идолах Маликовских; Пулкава – о треглавом идоле Браниборском; Герберт – о множестве идолов Браниборских; Эббо – о Яровите Гавельберском, давая мимоходом намек, что идол имел свои собственные одежды; Андрей – об огромных искусно изваянных идолах храма Гуцковского; Гельмольд – об идолах Радагаста, Святовида, Подаги и пр., замечая притом, что идолами и пенатами были полны все города, и что многие из них были изображаемы с двумя, тремя и более головами; Саксо грамматик – об идоле Ростокском и об идолах Руянских 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Вероятно, в пределах с VIII по X век можно датировать золотой крест из фондов Британского музея 250 (рис. 24). Лопасти его от средокрестия резко расширяются к оконечностям, чем изделие напоминает даже «мальтийский» крест 251 , хотя горизонтальная планка его расположена в верхней части вертикального ствола, что приближает его форму к «латинскому» 252 . Все лопасти увенчаны круглыми пальметками, на которых изображены лики, по-видимому, святых апостолов, одетых, вероятно, в римские одежды. Всю центральную часть креста занимает фигура распятого Иисуса. Она реалистична. Тщательно проработана голова с обозначенными чертами лица, причёской и бородой. Не менее реалистично показана длиннополая, до пят, туника, на которой подчёркнута складчатая пола и орнаментированный нагрудник. Все вышеперечисленные сюжеты, по моему мнению, сближают трактовку образа Иисуса (тщательная проработка лика, длинная, орнаментированная одежда, ладони) с наиболее ранними образцами нательных крестов VI–IX веков, уже охарактеризованных нами выше (см. рис. 6, 9). Раннюю дату подтверждает весьма сопоставимый с характеризуемым византийский золотой крестик VII века с изображением Христа и четырёх евангелистов 253 . Важное место в империи Каролингов занимала миссионерская деятельность в первой трети IX века. Так, архиепископ Эбо посетил Данию и добился у местных правителей разрешения проповедовать Евангелие 254 . С миссией в Данию, а затем в Швецию был отправлен монах Корвейского монастыря Анегара 255 , однако обращение Скандинавии в христианство относится лишь ко второй половине X века 256 . Именно с этого времени отмечено появление значительного количества крестов-тельников, исчерпывающе представленных в фундаментальной монографии Й. Стаекера 257 . В работе содержится анализ около 200 изделий, сопровождающийся их типологизацией, детальной характеристикой, качественными прорисовками и картографией находок. С учётом данного обстоятельства мы отсылаем заинтересованного читателя к этой монографии. Поскольку целью данной статьи является знакомство специалистов с крестами-тельниками Европы с момента их появления вплоть до нового времени, мы считаем необходимым привлечь некоторые материалы, опубликованные Й. Стаекером, демонстрирующие определенные типы изделий, как, впрочем, и индивидуально яркие находки. Для отечественного читателя это имеет особое значение, поскольку монография, о которой идёт речь, в России труднодоступна. Пользуясь случаем, хочу выразить искреннюю признательность члену-корреспонденту РАН Н. А. Макарову и канд. ист. наук С. В. Кузьминых, предоставившим в моё распоряжение монографии Й. Стаекера и П. Пурхонен.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004   005     006    007