Второй отрывок, в котором говорится о рае, приводится апостолом Павлом и связан с тем опытом, который был у него: И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12, 3–4 ). Толкуя это место, преподобный Никодим Святогорец говорит, что «рай – это персидское слово, означающее сад, насажденный различными деревьями…». В то же время он говорит, что восхищение апостола Павла в рай, согласно некоторым толкователям, означает, что «он был посвящен в таинственные и неизреченные словеса о рае, которые до сего дня сокрыты от нас». Тогда, во время созерцания, апостол Павел поднялся до третьего неба, то есть прошел три неба: деятельное любомудрие, естественное созерцание и достиг мистического богословия, которое является третьим небом, и оттуда был восхищен в рай, как говорит преподобный Максим Исповедник . Так он был посвящен в тайну того, чем было древо жизни посреди рая, чем являлось древо познания, кто были Херувимы и огненный меч, охранявший вход в Эдем, чем были два древа: жизни и познания добра и зла, и все остальные великие истины, представленные Ветхим Заветом 242 . Третье место находится в Откровении Иоанна. Епископу Ефеса между прочим говорится: Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия ( Откр. 2, 7 ). Согласно преподобному Андрею Кесарийскому , под древом жизни иносказательно говорится о вечной жизни. Бог заповедует «приобщиться благ будущего века» 243 . Также по Арефе Кесарийскому «рай – это блаженная и вечная жизнь» 244 . Следовательно, рай, вечная жизнь и Царство Небесное – это одно и то же. Здесь мы не будем производить большего анализа того, что есть рай в соотношении с терминами «Царство Божие» и «Царство Небесное». Очевидно, что рай – это вечная жизнь в общении и единстве с Троичным Богом. Слово «ад» (« κολασπ» – «мука») происходит от глагола « κολαζω», который имеет два значения. Первое значение- «обрезать ветви дерева», а второе – «наказывать». Слово это в Священном Писании употребляется в основном во втором значении, в том смысле, что наказывает не Бог, но человек наказывает себя сам, потому что не принимает дара Божия. Во всяком случае, необщение человека с Богом является наказанием, особенно если мы подумаем о том, что человек сотворен по образу и подобию Божию, и это является глубочайшим смыслом его существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Дела Христовы – вся Его жизнь и все Его служение. Все то дело, о котором Он сказал, умирая на Кресте: «Совершилось». Божественная чистота, сила и благодать сияла в Его делах, свидетельствуя с избытком, что Он послан от Бога. Как же случилось, что иудеи и их духовные вожди не приняли – в большинстве своем – Христа, если Сам Бог засвидетельствовал о Нем? Это произошло, потому что им неведомы были Божественное откровение и воля Его: «Вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его никогда не видели» – ни на Иордане, ни на Фаворе. Их незнание Бога было истинной причиной отвержения ими Сына Божия. «И не имеете слова Его, пребывающего в вас». Слова Божия не было в них. Оно не властвовало над их душами, а только звучало у них в ушах. Если бы пребывало слово Божие в них, они бы с радостью приняли Христа. Многие слышат слово Божие и впечатляются этим словом на некоторое время, но оно не пребывает в них. Почему? «Потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал». «Исследуйте Писания», – говорит Господь. Прочтите всю Библию , сравните одни тексты с другими, старайтесь проникнуть в их целостность и глубину. Нам вспоминается слово преподобного Серафима Саровского : «Кто возьмет на себя труд с молитвой прочитать все Писание, Бог просветит ум такого человека истинным разумением». Всякий, кто ищет Христа, должен исследовать Писание. Можно, оказывается, знать наизусть все Писание, как это было с фарисеями, и не видеть главного. Целью этого исследования должна быть действительно вечная жизнь. В том состоит жизнь вечная, да знают Бога и посланного Им Иисуса Христа. Все Писание, в том числе Ветхий Завет , свидетельствуют о Христе, и через них Бог свидетельствует о Нем. Христос – сокровище, сокрытое на поле Писаний, вода, навеки утоляющая жажду среди пустыни жизни, говорят святые отцы. У Христа – вечная жизнь. Единственная причина, по которой грешники умирают, – то, что они не хотят придти ко Христу. Отвечая на клевету, будто Он ищет собственной славы, призывая всех придти к Нему, Христос говорит, что Он не ищет славы от человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Доказательство третье 1 . Награда без дел и трудов не бывает и не дается. 2 . Жизнь вечная есть награда. 3 . Следовательно, жизнь вечная без дел и трудов не дается. Первое изречение можно объяснить следующим образом. Существуют явления, связанные между собой так, что одно не бывает без другого. Например, отец и сын, гос­подин и раб, дела и награда. Отец, поскольку он отец, не может быть таковым, если у него нет или не было сына. И, наоборот, сын, поскольку он сын, не может быть таковым, если у него нет или не было отца. Таким же образом и господин, поскольку он господин, не может им быть, если у него нет раба. И, наоборот, раб не бывает без господина. Так же следует говорить и о награде. Награда, поскольку является наградой, не может ею быть и называться без дел, без трудов, без заслуг. Если она будет даваться без дел, то будет уже не наградой, а долгом, даром, благодатью или милостыней. Награда же, поскольку является наградой, обязательно предполагает труды и заслуги. Второе изречение, «жизнь вечная есть награда», ясно на основании Священного Писания. Не бойся, Авраам; Я твой щит; награда твоя (будет) весьма велика ( Быт. 15, 1 ). Но вы укрепитесь, (...) есть возмездие за дела ваши ( 2Пар. 15, 7 ). А праведники живут во веки; награда их – в Господе ( Прем. 5, 15 ). Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот. Награда Его с Ним ( Ис. 40, 10 ). Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах ( Мф. 5, 12 ). За что же эта награда? Христос объясняет это выше: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно зло­словить за Меня ( Мф. 5, 11 ). И тотчас добавляет: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша. И выше: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное ( Мф. 5, 10 ). Позови работников и дай им плату ( Мф. 20, 8 ). Что же это за плата? Это пенязь, или динарий, который, по единодушному толкованию святых Отцов, означает жизнь вечную. Обратите внимание на то, что награда вечной жизни дается Подателем всего. Каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор. 3, 8 ). И ниже: У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду ( 1Кор. 3, 14 ). Время судить мертвых и дать возмездие рабам твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего ( Откр. 11, 18 ). Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною ( Откр. 22, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие ( Кол. 3, 23–24 ). Из этих высказываний ясно, что следует делать добро ради получения Небесной награды. Причины этого определения таковы: ПЕРВАЯ ПРИЧИНА. Каждый делающий что-либо взирает на конец своего дела и к концу выполняет свое дело. По Писанию, вечная жизнь – это конец веры и добрых дел: Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть свя­тость, а конец – жизнь вечная ( Рим. 6, 22 ). Достигая наконец верою вашею спасения душ ( 1Пет. 1, 9 ). Поскольку вечная жизнь является концом веры и добрых дел, то совер­шающему добрые дела полезно взирать на вечную жизнь и, ожидая этого конца, делать добрые дела. ВТОРАЯ ПРИЧИНА. Из-за страха человек старается удержаться от греха и соб­люсти Божии заповеди. Тем более следует делать это ради вечного блаженства. ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА. В житейских делах учитывается их цель. Например, ле­чатся ради здоровья, сеют ради жатвы, воюют ради победы. Почему бы и в духов­ном делании не взирать на конец вечный и духовно подвизаться ради нетленного венца. Возражения Возражения первое Христос, Спаситель наш, осуждает наемников, которые действуют ради выгоды и, видя приходящего волка, оставляют овец и бегут ( Ин. 10, 12 ). ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Наемники бывают и добрыми, и злыми. Злые наемники работают для Бога ради временной прибыли. Добрые же наемники работают Богу ради награды вечной жизни. Так разделяет наемников святой Амвросий, толкуя эти словеса: сколько наемников отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода ( Лк. 15, 17 ). ОТВЕЧАЕМ, ВО-ВТОРЫХ: В определении ясно сказано, что делать добро должно прежде всего ради славы Божией, а уже затем ради Небесного возмездия. Одно и то же дело может совершаться по разным причинам. Например, можно путешествовать ради того, чтобы помолиться в Церкви или навестить больного. Так и добро можно делать и ради славы Божией, и ради вечной награды. Тот, кто целью своих дел считает только одну награду, может быть назван наемником. Тот, кто в своих добрых делах прежде всего взирает на славу Божию, а во вторую очередь надеется на воздаяние вечной жизни, на­емником быть назван не может, ибо как раз воздаяние вечной жизни совершается ради славы Божией, поскольку каждый желающий вечной жизни желает видеть Бога. Виде­ние Бога дает полную, совершенную и насыщающую любовь, словами псалма, обогащусь благами твоими, когда явится мне слава Твоя ( Пс. 16, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Итак, созерцание Тебя есть всецелая награда, всецелая мзда и всецелая радость, какой ожидаем. «Это есть жизнь вечная», – так говорит премудрость Твоя: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17, 3 ). Посему, когда узрим Тебя Единого Бога, Бога истинного, Бога живого, всемогущего, невидимого, неописуемого, непостижимого; и Единородного Сына Твоего, Тебя единосущного и совечного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, Которого послал Ты в мир для спасения нашего, и Духа Святого – узрим Бога Троичного в Лицах и Единого в сущности, Единого Бога Святого, кроме Которого нет Бога: тогда будем иметь, чего взыскуем, будем иметь вечную жизнь, нескончаемую славу, какую уготовал Ты любящим Тебя, какую сокрыл для боящихся Тебя, и дашь ищущим Тебя, всегда взыскующим лица Твоего. И Ты Господи Боже мой, Создатель мой от чрева матери моей, которая вверила меня деснице Твоей, не попусти мне более от единого развлекаться во многое; но собери меня от внешнего в меня самого, а от меня в Тебя, чтоб сердце мое всегда вещало Тебе: «взыска Тебе лице мое. Лица Твоего, Господи, взыщу» ( Пс.26, 8 ), – лица Твоего, Господи Сил, в Котором одном состоит вся слава блаженных, – которое зреть есть вечная жизнь и вечное веселие святых. Посему, да возвеселится сердце мое, и да убоится имени Твоего; да возвеселится сердце ищущих Господа, а тем паче сердце обретающих Тебя. Ибо если и искать – уже веселие, то какое веселье – обрести? Посему ревностно и непрестанно буду искать лица Твоего. Да отверзнется когда-нибудь и мне дверь и врата правды, чтобы войти в радость Господа моего. «Вот врата Господа; праведные войдут в них» ( Пс.117, 20 ). 36. Толку, отверзи мне, Господи! Три равные и совечные Лица! Единый и истинный Бог , Отец, Сын и Дух Святый, един обитающий в вечности и во свете неприступном, основавший землею всемогуществом Твоим, и премудростью Твоею правящий во вселенной; Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, страшный и сильный, праведный и милосердый, дивный, хвальный, достолюбезный, единый Бог, три Лица в единой сущности, всемогущество, премудрость, благость, единая и нераздельная Троица, отверзи мне вопиющему, «Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа» ( Пс.117, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2007 год «Меч обоюдоострый» Апостольское чтение на Литургии в неделю 4-ю по Пятидесятнице (Рим. 6, 18-23) Церковнославянский перевод [ Примечание ]: 18 Бpa1mie, cboб0ждшecz t грэха2, nopaбo1mucmecz пра1вдэ. 19 Человэ1ческо глаго1лю, за не1мощь пло1ти ba1шez: я4коже u43бw предста1висте и4ды ba1шz рабы2 нечистотэ2, u6 бeззako1hiю въ бeззako1hie: ma1kw ны1нэ предста1вите и4ды ba1шz рабы2 пра1вдэ во ст7ы1ню. 20 3Егда1 бо раби1 бэ1сте грэха2, свобо1дни бэ1сте t пра1вды. 21 Ki1й и43бо тогда2 и6мэ1сте пло1дъ, w6 ни1хже ны1нэ cmыдume1cz; кончи1на бо о4нэхъ, сме1рть. 22 Ны1нэ же cboбo1ждщecz t грэха2, nopaбo1щшecz бг7ови, и4мате пло1дъ ва1шъ во ст7ы1ню, кончи1ну же жи1знь вэ1чную. 23 3Обро1цы бо грэха2 сме1рть: дapoba1hie же бж7ie, живо1тъ вэ1чный, w6 хгтэ2 i6u7cэ гдсэ на1шемъ. Русский Синодальный перевод: 18 Братья, освободившись от греха, вы стали рабами праведности. 19 Говорю по рассуждению человече­ско­му, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. 20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. 21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. 22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. 23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Русский перевод епископа Кассиана: 18 Братья, будучи освобождены от греха, вы были порабощены праведности. 19 По человечеству говорю, ради немощи плоти вашей. Как вы предали члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию и впали в без­законие, так теперь предайте члены ваши в рабы праведности к освящению. 20 Ибо когда вы были ра­бами греха, вы были свободны от праведности. 21 Какой же плод имели вы тогда? дела, которых вы теперь стыдитесь, ибо конец их - смерть. 22 Но теперь, освобожденные от греха и отданные в рабство Богу, вы имеете плод к освящению и имеете конец - жизнь вечную. 23 Ибо плата за грех - смерть, а дар благодати Божией - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/12...

«Наше жительство на небесах, писал св. апостол, откуда мы и Спасителя ожидаем, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразил так силою, которою Он действует и покоряет Себе все, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Флп.3:20–21 ). Ангелы и люди, как создания, имеющие душу и дух Божий в себе, пользуются высшим даром, а именно подобием Божиим и свободою. Следовательно, мы сами выбираем себе жилища и будем жить вечно там, где наши дела уготовят нам обитель. Добродетелями мы можем заслужить Небесное Царствие, где вечное блаженство и грехами – вечные муки в царствии диавола. Вечные муки хуже, чем вечная смерть! Святой Варсонофий так объяснял своим ученикам земную жизнь: «вы пришли сюда не на покой, говорил он, а на скорбь, ибо так заповедано Господом апостолам: скорбь на земли и печаль имате ( Ин.16:23 ). Если последуете Господу Иисусу, то и Он с вами пребудет; если же отвергните Его, то и Он отвергнет вас. Желающий получить благословение от Бога слушает Его, как Он Сам сказал: храняяй слово Мое не умрет во век ( Ин.8:51 ). Ищущий же жизни вечные старается сохранить слово Его до пролития крови, т.е. отсекать волю свою, ибо никто, ища воли своей, не угодит Богу и не имеет части со Христом». Многие же надеются, рассчитывают и предполагают, что милосердие Божие так велико, что покроет все их грехи, как бы они не грешили и все люди будут помилованы. Так думать, значит не понимать истины, правды Божией и учения Христа! Бог не может быть пристрастен в решениях, ибо Он совершен. Его милосердие было распространено до бесконечности в предании Единородного Сына за грехи человечества и заключается в путях Промысла для спасения грешников. Господь продолжает творить чудеса на земле для вразумления заблудших и призывает их к покаянию – скорбями, испытаниями, явлениями, снами, болезнями, лишениями, бедствиями и проч. Но кто не вразумляется до последнего часа своей жизни, тот будет осужден, ибо Господь справедлив и другим быть не может. Итак, жизнь вечная в том, чтобы знать Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. Знать Бога значит любить Его, исполнять заповеди и слушаться Христовой Церкви. Земная наша жизнь должна быть началом вечной жизни и наше соединение с Богом в будущем веке опытно познается еще на земле, ибо Он и здесь должен быть для нас источником света, мира, радости и блаженства. Это чувствуется на молитве, когда наша душа всецело бывает обращена к Богу; тогда на сердце делается так легко, покойно, радостно и светло. Господь вечная жизнь наша, Господь избавление от вечной смерти! Будем же Ему одному служить, чтобы и вечно жить с Ним! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

А без духовного чтения, как и без Богослужения, без участия в христианских таинствах исповеди и причастия, без дел христианской добродетели, может ли развиваться, процветать, укрепляться христианская жизнь? Итак, христиане, постараемся быть на самом деле христианами, – народом особенным, по стремлению к правде и святости и к вечной жизни, к которой мы позваны, – по ревности к добрым делам, а не к порочным. Далее Апостол Павел внушает епископу Титу, к коему пишет свое послание или письмо, чтобы он напоминал христианам повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, – и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Это увещание надобно громко и с особенной силой обращать в нынешнее время ко многим заблудившимся и погибающим христианам, дерзко восстающим на попрание властей, поставленных от Бога, и на самую священную жизнь Помазанников Божиих. Но где они? Как достигнет их слово Церкви, слово Христово? Они отвергают и Церковь . Но слово Божие в действии своем и в самом шествии, распространении своем не ограничено. Оно дойдет и до них, и да просветит их омраченные смыслы и сердца. Вы же, братия, берегитесь таковых, и покоряйтесь безропотно начальству и властям и будьте готовы на всякое доброе дело; оставьте злословие и сквернословие – брани и свары; будьте кроткими, тихими во всем, по примеру тихости и кротости Христовой. Братия и сестры! Если нам даны от Бога благодать и особенная сила Божия ко спасению и к святой христианской жизни, то с нас и взыщется гораздо строже на страшном суде Христовом, если мы вознерадим о благодати Христовой и будем жить в нерадении. Будем всегда помнить о данной нам благодати, будем возращать в себе усердно залог благодати, будем помнить всегда, что впереди нас ждет вечная жизнь, если будем пользоваться благодатью во славу Божию и к своему спасению, – или вечная мука, непременно вечная мука, если отвергнем благодать Божию. Аминь. Слово в Неделю по Просвещении

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Бог есть Открывающаяся Тайна.. Откровение есть действие самого Открывающего в приемлющем откровение… диалог, разговор Бога с тварью, с ангелами и человеками, причем полнота откровения принадлежит именно человеку (Ср. 1П. 1:12; Еф.3:9-13 ). Откровение есть общение Бого-человеческое, акт Бога в человеке и обратное приятие Бога человеком, встреча, разговор, завет Бога с человеком… Оно одинаково есть и акт, и факт, – «депозит» веры, всегда продолжающееся откровение. Оно есть в этом смысле вечная жизнь для твари. Океан Божества никогда не исчерпаем для твари, которая ныне познает отчасти… Бог никогда не перестает быть открывающейся тайной для человека, откровение не прекратится, оно есть вечная жизнь. «Сия же есть жизнь вечная, да познают Тебя единго истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ) (Прот. С. Булгаков . Об Откровении. ВРХД, 140, III–IV. 1983. C.6–7.) Господь открыл, что люди на самом деле сейчас живут в Завете Божием. Если же многие из людей этого совсем не чувствуют, то лишь потому, что люди сами разрушают правду мира явной неправдой своей Жизни в мире. Но с этой неправдой жизни, где бы ни существовал человек, то есть на небе или на земле; он все равно не почувствует себя в Завете Божием и не сделается членом Божия царства. Поэтому всякий человек, действительно желающий пребывать в Завете Божием, должен стремиться не к тому, чтобы заменить землю небом или вообще существующий мир каким-нибудь другим миром, а к тому, чтобы изменить самого себя в другого человека, в такого именно человека, который был бы достойным «соработником» Божиим, чтобы нравственным совершенством его человеческой жизни действительно бы доказывалось, что люди не порождения земли, а творения Божии, и таким образом его человеческой жизнью прославлялся бы небесный Отец людей (Мф.5:1б) Опознанне действий греха и активное утверждение в жизни добра и любви Христовой является верным признаком пребывания человека в Новом Завете Божием. «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою взять у тебя рубашки, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с нам два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся»

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

В будущей жизни страдание от разлуки с Богом усугубляется. И некоторые святые отцы считают, что в разлучении с Богом состоит сущность адских мучений, потому что это страшнее, чем любые муки, понимаемые в узком смысле слова как муки телесные. Мы не осознаём, что, пока мы живем на земле, у нас есть возможность и надежда воссоединиться с Богом через покаяние, даже если мы пребываем в грехах, а после смерти у нас не останется и самой этой надежды. Человек, лишенный Бога и надежды на то, что Он когда-то простит его и осветит Своей Божественной славой, милостью, мертв вечной смертью, смертью второй, как сказано в Апокалипсисе (см. Откр.21:8 ). «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная» (ст. 22). Мы должны всегда помнить о том, что плод рабства праведности и свободы от греха есть святость, и потому надо радоваться, ликовать и благодарить Бога за то, что мы получили возможность стать святыми. Мы, которые раньше служили жестокому тирану, греху, и никак не могли от него освободиться, мы, которые не просто как рабы, а как бессловесные животные, были влекомы им куда угодно, и только Промыслом Божиим сохранены от заклания, — теперь получили свободу от греха. Плодом этой нашей свободной жизни должна стать святость, а святость есть нечто противоположное душевной смерти. В будущей жизни святость становится жизнью вечной, в которой мы воссоединяемся с Богом и наслаждаемся неизреченной славой богообщения. «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (ст. 23). Смерть неминуемо следует за грехом, если нет соразмерного ему покаяния, отречения от греха и исправления. Как замечают толкователи, слово «возмездие», употребленное в этом месте в греческом языке, обычно обозначает плату воина-наемника, получаемую им от военачальника. Мы, так сказать, воевали на стороне диавола и получали плату, но конец этого — смерть. Мы как будто бы наслаждались, но расплата нас ждет страшная — смерть и ныне, и в вечности. А то, что мы получаем от Бога, — это не плата, но дар Божий. Во-первых, потому что Бог искупил нас тогда, когда мы были еще грешниками. Мы ничего для Него не сделали, а Он совершил для нас неизреченное благое дело — искупил нас Своей Крестной смертью. Во-вторых, потому что и теперь, когда мы поработились праведности, все, что мы имеем, все, что мы делаем как будто бы своими силами, — это дарования Божии. Ведь, если мы вспомним, что было с нами раньше, то увидим, что иногда мы и хотели сделать добро, потому что совесть упрекала нас, но не имели для этого никаких сил и возможностей. Тогда все  было против нас, но сейчас, когда мы делаем добро и имеем плод святости, то должны понимать, что сама возможность жить благочестиво, свято есть дарование Божие, плод которого — жизнь вечная. Мы предвкушаем ее и сейчас, живя духом во Христе Иисусе, наслаждаясь общением с Ним в молитве и Таинствах, а в вечности — соединимся с Ним нераздельно и навеки.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010