Закрыть itemscope itemtype="" > Людмила Вербицкая: Эти произведения слишком сложны для изучения в школьном возрасте Президент Российской академии образования считает, что из школьной программы следует убрать «Войну и мир» Л.Н.Толстого, а также некоторые романы Ф.М.Достоевского 01.10.2016 1502 Время на чтение 5 минут Президент Российской академии образования (РАО), заместитель председателя Общества русской словесности Людмила Вербицкая считает возможным исключить из школьной программы роман Льва Толстого «Война и мир» и дополнить ее курсом православной культуры. Об этом, а также о предстоящих нововведениях в ЕГЭ по русскому языку и необходимости изменений в подготовке педагогических кадров Л.Вербицкая рассказала в интервью корреспонденту Агентства городских новостей « Москва » Екатерине Хохловой. Вербицкая ответила на вопрос корреспондента, почему школьники часто выбирают предметы не гуманитарного, а естественнонаучного цикла. «То, что школьники все чаще выбирают физику и химию, совсем неплохо. Все-таки такой поворот к фундаментальным естественнонаучным дисциплинам мне кажется очень правильным. У нас же несколько лет назад все хотели быть юристами, и многие вузы, независимо от профиля, открывали факультеты юриспруденции. У нас вообще гуманитарным наукам, гуманитарным направлениям нет должного внимания. Мне кажется, что независимо от того, какой факультет закончит студент, очень важно, чтобы гуманитарные дисциплины широко присутствовали в учебных планах и программах. Человек, который по-настоящему знаком со всем колоссальным гуманитарным наследием, который знает педагогику и психологию, хотя бы в том объеме, в котором она дается, независимо от того, где он работает, будет принимать решения более взвешенно», - отметила она. «Что касается ЕГЭ по литературе, то, будь моя воля, я бы сделала экзамен обязательным. Потому что не знать литературу просто нельзя, это значит лишить себя колоссального культурного пласта. Помимо знания основ - русского языка и математики - литература также необходима. Но в ближайшее время это сделать не получится, потому что сейчас мы думаем над тем, каким образом ввести устную часть в ЕГЭ по русскому языку. До литературы руки пока еще не доходят», - подчеркнула президент РАО.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/01/ly...

При этом, по словам главы РАО, в школах стоит ввести курс по изучению духовной литературы, в частности, Библии 30 сентября. ПРАВМИР. Президент Российской академии образования (РАО), заместитель председателя Общества русской словесности Людмила Вербицкая предложила исключить из школьной программы знаменитый роман Льва Толстого «Война и мир» и некоторые романы Достоевского. Как сказала Людмила Вербицкая в разговоре в Агентством городских новостей «Москва», сейчас составлено несколько перечней произведений русской литературы для обязательного изучения в рамках школьной программы, хотя в этом вопросе нет единого мнения. «Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы «Войну и мир» Льва Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать. Это глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины», — сказала она. «Споры идут, но в итоге появятся рекомендации Общества русской словесности. Пока неизвестно, сколько произведений в них войдет. Но совершенно точно, что это будут книги и наших русских классиков, и зарубежных, и современных авторов, и произведения, написанные в разных регионах России», — добавила Людмила Вербицкая. В ходе беседы с журналистами глава РАО также затронула тему введения курса «Православная культура» в школах. По ее словам, в учебной программе, подготовленной для него, есть ряд недостатков. «Основное возражение — почему только православная культура, а остальные? Это же такой большой пласт культуры, и в советское время совершенно невозможно было с ним познакомиться!», — сказала Людмила Вербицкая. «Я считаю, что в курс школьной программы должны входить произведения духовной литературы, но нужно решить, какие именно. Библию, думаю, каждый должен прочесть. Это и духовно-нравственное воспитание, моральные основы. А значит, такой курс необходим. Но, конечно, изучение его должно быть добровольным», — отметила она. По словам Людмилы Вербицкой, когда она смотрит на учеников воскресных школ, ей не кажется, что они «стали хуже своих сверстников от того, что послушали проповедь». «Единственное, нужно сделать так, чтобы язык церкви стал понятен каждому. У нас служба идет на старославянском или древнерусском языках, а проповедь на русском. Мне кажется, что в этом случае обязательно должен быть переводчик. Я думаю, что мы, безусловно, еще будем обсуждать эту непростую тему, вызывающую много споров», — сказала бывший ректор СПбГУ.

http://pravmir.ru/verbitskaya-predlozhil...

Если употреблять кличку «богоискатели», то, конечно, Достоевский — первый и величайший из русских «богоискателей». Может быть, «богоискательство» — вздор; тогда все творчество Достоевского — и не только Достоевского, но и Л. Толстого, Гоголя, всех великих русских писателей — тоже вздор, потому что глубочайшая религиозная сущность их та же, что у Достоевского. Этого слова из песни не выкинешь. Может быть, дело Достоевского, дело всей русской литературы бесполезное, даже вредное. Тогда надо его истребить — «сжечь». «Нет, я бы не сжег», — успокаивает Горький. Но опять-таки: почему? Если бы он дышал русским воздухом, то сумел бы ответить на этот вопрос, понял бы, что сейчас в России религиозное движение — не вздор; можно отрицать его, считать вредным, бороться с ним, но нельзя от него отделываться насмешливой кличкой «богоискательство». И если бы Горький понял это, то пристальнее вгляделся бы в то, что отрицает, и, может быть, увидел бы здесь тот возврат к народу, источник новых идей, новых сил, которого ищет. НЕСОЛЕНАЯ СОЛЬ И в этом году, так же как в прошлом и позапрошлом, Л. Толстого читают меньше, чем г-жу Вербицкую, если верить статистическим отчетам разных библиотек, пошехонских и глуповских. Вот новогодний подарок русским писателям. Библиотеки, которые дарят нас этими отчетами, — демократические, полународные. Не отходящая буржуазия, а грядущая демократия колеблется, кому отдать пальму первенства — Л. Толстому или Вербицкой: в пошехонских читальнях на первом месте Толстой, в глуповских — Вербицкая. И так в течение многих лет. Кажется, Вербицкая процвела еще до освобождения и вот, пройдя сквозь него, не только не облетела, но распустилась пышным цветом. Земля и небо колебались, а верность читателя Вербицкой осталась непоколебленной. Толстой хорош, а Вербицкая лучше. Толстой — прошлое, Вербицкая — будущее: в ней — пророчество, в ней — апокалипсис. Те многотысячные полчища, которые стремятся в знаменитый «Вестник невежества» («Вестник знания») г. Битнера, украшенные таинственными «значками» всемирного ордена, держат в руках своих, как новый Коран, «Ключи счастья» Вербицкой. И неизвестно, что там написано, потому что никто не может прочесть этой книги, кроме запечатленных, имеющих на челе и на деснице печать г. Битнера.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=190...

Людмила Вербицкая: Правильно говорить по-русски – это престижно Москва, 20 сентября 2016 г. Л.А. Вербицкая      В конце сентября состоится первое заседание бюро Общества русской словесности. Одна из главных задач, стоящих перед ним, — разработка концепции языковой политики России и уточнение понятия русского языка как государственного. О том, почему именно эти вопросы стоят сегодня на повестке дня, рассказала в интервью председатель попечительского совета фонда «Русский мир», президент Российской академии образования лингвист Людмила Вербицкая. Людмила Алексеевна отметила, что вопрос выработки единой концепции государственной языковой политики Российской Федерации в условиях глобализации является сложным. «Эту концепцию мы готовили очень долго: сначала в Российской академии образования около полугода, потом Сергей Евгеньевич Нарышкин создал свою комиссию при Государственной Думе. И в результате у нас получилось около 27 страниц концепции, а Министерство образования передало на подпись главе правительства 9 страниц. И 9 апреля Дмитрий Анатольевич Медведев этот документ подписал. И вот получается, что концепция есть, но работать по ней непросто. Поэтому, когда мы уже создали Общество русской словесности, мы поняли, что должна появиться очень серьезная концепция языковой политики России вообще. Тем более что у нас есть Совет по русскому языку при правительстве, есть Совет по русскому языку при Президенте. Владимир Владимирович Путин обещал, что он даже сам иногда будет присутствовать на наших встречах, и действительно организовал совместное заседание двух Советов – по русскому языку и по межнациональным отношениям. И там тоже вопросы языковой политики поднимались. Потому что Россия — страна особая, и у нас, конечно, государственным языком является русский, но вместе с тем у нас более 150 национальных языков, в учебный процесс вовлечены 89, а 3 фигурируют в качестве языков обучения». «Все эти вопросы очень сложные и должны быть учтены. В частности, на этом совместном заседании обсуждались вопросы обучения русскому и национальным языкам в национальных школах. У нас в стране 40 тысяч школ, и в 4 тысячах из них идет преподавание на родном языке. Очень важно, чтобы соотношение часов, которое отводится в школьных программах на русский язык и на национальный, тоже очень внимательно рассматривалось, – число часов на русский язык не должно уменьшаться. По-видимому, до конца сентября соберется бюро Общества русской словесности, в которое входят 13 человек, и мы рассмотрим все эти вопросы», — подчеркнула Людмила Алексеевна.

http://pravoslavie.ru/97185.html

Вербицкая отметила, что «уже появилась устная часть в экзамене по иностранному языку». «Но количество выпускников, которые сдают экзамены по иностранному и по родному языку, не сопоставимы. Поэтому мы должны очень хорошо этот вопрос проработать. В 2017 г. мы опробуем устную часть на экзаменах в девятых классах, чтобы к 2018 г. это правильно организовать уже на ЕГЭ. Главное, чтобы мы могли зафиксировать ответ ученика и потом проанализировать, а не просто сразу оценить. Это могут быть ответы на вопросы или монолог на свободную тему, который позволит оценить уровень владения родным языком, способность говорить и импровизировать. Будет важна спонтанная речь, рассказывать правила русского языка не придется. Проанализировав данные, которые мы получим из опыта с девятыми классами, уже в июне-июле 2017 г. мы сможем более детально ответить на вопрос о будущей форме такого экзамена. Я думаю, если нам удастся его ввести, это будет большой успех, потому что сейчас многие устной формой речи владеют очень плохо! Если появится экзамен, дети начнут думать о том, что для того, чтобы его сдать, тоже нужно готовиться», - продолжила Вербицкая. Как известно, Общество русской словесности ранее объявляло о необходимости создания перечня произведений русской литературы для обязательного изучения в рамках школьной программы. Вербицкая ответила на вопрос, какие произведения, стоит изучать в рамках школьной программы, а какие – нет. «Перечней на самом деле уже было много. Года три назад, например, наш президент Владимир Владимирович Путин попросил составить список из 100 лучших книг. Мы сделали это и, казалось, он был неплохим. Я считаю, что мы достаточно хорошо представляем себе, что должны читать дети. Хотя в этом вопросе нет единого мнения. Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы " Войну и мир " Л.Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать. Это глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины. Споры идут, но в итоге появятся рекомендации Общества русской словесности. Пока неизвестно, сколько произведений в них войдет. Но совершенно точно, что это будут книги и наших русских классиков, и зарубежных, и современных авторов, и произведения, написанные в разных регионах России», - продолжила президент РАО.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/01/ly...

«Российская академия образования наконец-то начинает серьезно заниматься педагогическими вузами, а также теми высшими учебными заведениями, в которых есть педагогические факультеты. Мы рассмотрим стандарт учителей и особенности их подготовки. Над этим нужно очень серьезно работать. Сейчас после окончания педвуза лишь около 10% молодых специалистов идут работать в школу. Я давно предлагала, чтобы педагогические вузы имели право, принимая студента, брать некую гарантию, что выпускник хотя бы три года отработает в школе», - добавила она. «Сейчас среди учителей очень мало по-настоящему ярких, творческих личностей, а ведь именно такие люди и нужны в школе. Поэтому нужно серьезно думать о том, как готовить таких учителей. Кроме того, очень важно психологическое обеспечение образования. Психологи обязательно должны быть в школе, а сейчас эти должности практически сократили. Я считаю, что каждый учитель должен быть психологом. Если не в курсе бакалавриата, то магистратуры, обязательно должны быть психологические дисциплины, чтобы каждый молодой педагог имел глубокие знания в этой области», - подчеркнула Вербицкая. «Беда еще и в том, что нет хороших учебников. Когда-то наша система образования пришла к вариативности учебников и учебных пособий, но, по моему мнению, по русскому языку и литературе достаточно двух-трех учебников. Главное, чтобы они соответствовали всем нужным требованиям. К нам в РАО на экспертизу их поступает довольно много. Что касается учебников по русскому языку или литературе, то среди них я пока не могу выделить и рекомендовать тот, который мог бы стать единым для всех школ», - отметила она. Также Л.Вербицкая высказала мнение о курсе «Православная культура» в школах. «Мы как раз сейчас на учебно-методическом совете обсуждали введение этого курса. В учебной программе, подготовленной для него, есть ряд недостатков. Основное возражение - почему только православная культура, а остальные? Это же такой большой пласт культуры, и в советское время совершенно невозможно было с ним познакомиться! Я считаю, что в курс школьной программы должны входить произведения духовной литературы, но нужно решить, какие именно. Библию, думаю, каждый должен прочесть. Это и духовно-нравственное воспитание, моральные основы. А значит, такой курс необходим. Но, конечно, изучение его должно быть добровольным. Смотрю на учеников воскресных школ - они другие, и определенно не стали хуже своих сверстников от того, что послушали проповедь. Единственное, нужно сделать так, чтобы язык Церкви стал понятен каждому. У нас служба идет на старославянском или древнерусском языках, а проповедь на русском. Мне кажется, что в этом случае обязательно должен быть переводчик. Я думаю, что мы, безусловно, еще будем обсуждать эту непростую тему, вызывающую много споров», - продолжила она.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/01/ly...

Денис Гуцко: «Война и мир» – прыжок выше головы, без него в школе нельзя 1 октября, 2016. Денис Гуцко Способность понимать глубокие произведения не приходит к тем, чьи детство и юность избежали интеллектуальных вызовов Накануне глава Российской академии образования Людмила Вербицкая предложила исключить из школьной программы «Войну и мир» Льва Толстого и некоторые романы Достоевского. «Это глубокие философские произведения…Не может ребенок понять всей их глубины», – сказала она. Писатель Денис Гуцко поделился с «Правмиром» своим мнением о том, что, на самом деле, способны понимать дети и взрослые. Ведь ничего нового, правда? Госпожа Вербицкая транслирует всё тот же провальный, набивший оскомину (но не представителям руководящего класса, которые, сливаясь в экстазе единомыслия, всё ещё не видят, не могут видеть провала) взгляд на среднее образование как на услугу. Услуга должна быть приятной. Вам приятно стригут ногти, вас приятно обслуживают в МФЦ, у вас приятно принимают пальто в химчистку. Почему бы не довести до логического конца? Вас приятно учат в школе. Разумеется. «Война и мир» – сложно, длинно. Ну очень длинно. И сложно. Этот мутный разговор с дубом. Небо над Аустерлицем – брр. Эта странная Наташа. Да и Пьер. Масоны, опять же. Лучше изъять. Вкупе с романами Достоевского. Как справедливо отметила госпожа Вербицкая, «не может ребенок понять всей их глубины». Что – если довести до логического конца – очевидно, подразумевает: повзрослеет – сможет. Вот повзрослеет, значит – тогда пусть и читает, уже с пониманием. Такая светлая детская вера в то, что взрослые – существа иного порядка, которые способны не только конфеты с верхней полки достать, но и понять все глубины. (Случаются, конечно, взрослые-тугодумы, которым приходится по нескольку раз перечитывать. Но что уж про них…). Вопрос: как становятся руководителями академий люди, не понимающие, что способность понимать глубокие философские произведения не приходит к тем, чьи детство и юность избежали интеллектуальных вызовов, обошлись без мучительных попыток прыгать выше головы… Впрочем, не вопрос, конечно. Именно такие и становятся. Востребованы потому что. Талантом единомыслия. И лёгкий заступ за черту – фантазия о синхронном переводе на русский со «старославянского или древнерусского» во время службы – наверняка не станет поводом для опалы. Поправят, объяснят. Главное – человек в тренде. Знает, что образование – услуга, а Россию нужно заселить потребителями.

http://pravmir.ru/denis-gutsko-voyna-i-m...

В Москве прошло заседание Президиума Общества русской словесности Москва, 19 марта 2017 г. 17 марта 2017 года в Патриарших палатах Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Президиума Общества русской словесности.      Общество, созданное в марте 2016-го, за год существования уже провело ряд мероприятий и проделало значительную работу. Целью состоявшегося заседания стало подведение промежуточных итогов, сообщает Патриархия.ru . Состав Президиума был избран на I Съезде Общества русской словесности. Участие в заседании приняли:      Святейший Патриарх Кирилл, являющийся председателем Общества русской словесности, в начале заседания произнес вступительное слово .      Затем слово взяла президент Российской академии образования, заместитель председателя Общества русской словесности Л.А. Вербицкая, рассказавшая о Концепции языковой политики Российской Федерации. Решение о создании данной концепции содержалось в резолюции Съезда Общества: «Съезд постановляет: под патронатом Общества русской словесности провести экспертизу состояния нормативно-правового обеспечения языковой политики и начать разработку концепции государственной языковой политики Российской Федерации; провести широкое научное и общественное обсуждение перечня произведений русской литературы, обязательных для изучения в средней школе». Л.А. Вербицкая сообщила о проделанной в этом направлении работе и очертила круг задач на текущий год.      Другой важной темой заседания стало обсуждение проекта «Пушкинский союз», старт которому был дан в конце 2016 года. О перспективах развития и плане ближайших мероприятий рассказал епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре и секретарь Общества русской словесности. С докладом о работе Общества российской словесности выступила министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева.      Далее состоялось обсуждение доклада О.Ю. Васильевой. В нем приняли участие Святейший Патриарх Кирилл, Л.А. Вербицкая, А.Д. Беглов, епископ Егорьевский Тихон, В.Р. Легойда и др.

http://pravoslavie.ru/101979.html

Arhiva La Nijniy Novgorod s-a desfurat cea de-a XI-a Adunare a Lumii Ruse 4 noiembrie 2017 13:28 3 ноября 2017 года, накануне Дня народного единства, в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А.С. Пушкина состоялось открытие XI Ассамблеи Русского мира. Тема нынешнего форума «Идеи Русского мира для всего мира». В работе Ассамблеи приняли участие представителе более 70 стран известные политические и общественные деятели, руководители министерств и ведомств, представители объединений соотечественников, университетские преподаватели и учителя русских школ, ученые, писатели, дипломаты, духовенство, культурологи, журналисты. Ведущими торжественной церемонии открытия стали председатель правления фонда «Русский мир», председатель комитета Государственной думы по образованию и науке Вячеслав Никонов и председатель попечительского совета фонда «Русский мир», президент Российской академии образования и Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Людмила Вербицкая. Высокие гости в начале своих выступлений пояснили, почему именно Нижний Новгород выбран местом проведения XI Ассамблеи, отметив особую роль этого города в формировании модели Русского мира. «Мы все собрались в городе, который можно называть историческим символом единства России, где в 1612 году было сформировано народное ополчение Минина и Пожарского, сохранившего единство и целостность страны. Нижний Новгород на протяжении своей истории представляет собой пример единства национальностей, религиозных культур и обычаев, их межнационального мира и согласия. Этот город своего рода модель Русского мира», сказала Людмила Вербицкая. Говоря о сегодняшнем дне Нижнего Новгорода, она отметила высокий интеллектуальный потенциал нижегородских вузов, который позволяет готовить преподавателей русского языка и литературы, а также русского языка как иностранного. «Нижегородская филологическая школа по-прежнему востребована и конкурентоспособна в России и за рубежом», отметила Людмила Вербицкая.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5055694...

Владимир Иванович Аннушкин, профессор кафедры русской словесности Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина , доктор филологических наук, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 4. Ответ на 2., Егоргий: Стараться воспитать в детях отказ от тяги к гедонизму, к дёшево достающемся душевному комфорту - вот наиболее насущная задача русского образования. А воспитатели - кто? Ведь яблоко от яблони... 3. Обычная история - ничего нового. Из «лучшего» в 19 веке, конечно, невозможно исключить роман Толстого «Война и мир». Впрочем, к аргументации Людмилы Алексеевны Вербицкой стоит прислушаться: «ребенок не может... Слушайте, уважаемый автор! Вы никак нам нового светоча мысли преподносите в лице Л.А. Вербицкой? Простите, а кто она такая? Кто она такая, чтобы решать за всех, менять традиции нашей культуры и образования? Теперь реальность: как только женщина попадает куда-то и осваивается в месте пребывания, она превращает это место в свою кухню, и трактует свои привычки как истину в последней инстанции - в соответствии со своим разумением. Не обращая ни на кого внимания. Видимо, привычки воспитательниц отшибают все другие способности. Так происходит практически всегда, за редким исключением. Не в первый раз. И " педагогинь " , высокоумных из себя, видели, и других. Лучше бы этого " добра " не было. Ибо до добра не доведут. 2. Браво Углич! Стараться воспитать в детях отказ от тяги к гедонизму, к дёшево достающемся душевному комфорту - вот наиболее насущная задача русского образования. 1. Это дорого! Впрочем, к аргументации Людмилы Алексеевны Вербицкой стоит прислушаться: «ребенок не может понять всей глубины» романа Толстого и некоторых романов Достоевского.... наличие философской глубины и серьезных размышлений ещё не могут быть причиной отказа от таких выдающихся художественных произведений, как «Война и мир»... школьник вполне может постичь и красоту человеческих отношений, и выразительность языка, и глубину смыслов, имеющихся в романе. Методически это выстраивается достаточно легко...

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/03/ku...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010