Иосиф слышал эти жалостные слова и видел, что все стоят пред ним в смущении и страхе. Он также видел, как Вениамин в разодранной одежде и с плачем припадал к ногам стоящих тут братьев, умоляя их, чтобы они просили за него Иосифа отпустить его вместе с ними. При виде всего этого Иосиф взволновался и не мог больше сдержать себя. Всем египтянам он приказал удалиться. Когда все вышли и остались одни только братья, Иосиф заплакал и на еврейском языке сказал им: — Я — Иосиф, брат ваш. Жив ли еще отец мой? Но братья не могли отвечать на слова Иосифа, ибо испугались его. Иосиф же сказал им: — Я — Иосиф, брат ваш, которого продали вы в Египет. Я не был съеден зверями, как сказали вы отцу, но был продан вами измаильтянам. Я хватал тогда всех вас за ноги и умолял вас, но никто не помиловал меня. Теперь, братья мои, вы не печальтесь, не бойтесь и не тужите; наоборот, вы должны радоваться, что я царствую. Подобно тому, как раньше вы сказали отцу, что я съеден в горах, теперь идите и с радостью скажите ему: «Жив сын твой Иосиф. Он сидит на царском престоле и держит в руках скипетр Египетского царства». Когда Иосиф говорил это, братья, от страха и трепета, стояли перед ним, как мертвые, и думали о том, как много сделали ему зла. Иосиф снова сказал им: — Теперь не бойтесь того, что продали меня. Бог послал меня сюда пред вами для сохранения вашей жизни, для того, чтобы я прокормил вас во время голода. Теперь второй голодный год на земле. Осталось еще пять лет, в которые не будут ни пахать, ни сеять, ни жать. Не вы послали меня сюда, а Бог, который сделал меня отцом фараону, господином над всем домом его и князем всей Египетской земли. Идите же скорей к отцу моему, расскажите ему все обо мне. Передайте ему также о славе моей и скорее приведите его сюда со всем домом. Здесь все вы будете сыты. После этих слов Иосиф пал на шею Вениамина и плакал от радости. Вениамин тоже плакал, обняв шею Иосифа. Потом Иосиф подошел к братьям и также стал целовать их. Он не сердился на них и, как незлобивый, по-прежнему любил их. До фараона и его приближенных дошел слух, что пришли в Иосифу братья его. Фараон приказал Иосифу перевести весь род свой в Египет, обещая дать самую лучшую землю. Иосиф одарил братьев богатыми подарками, золотом, серебром красными одеждами, дал им колесницы, коней и ослов, на коих они могли бы со всем домом переправиться в Египет, и снарядил их, при всем этом, путевым запасом. Кроме того, Иосиф послал дорогие подарки и отцу своему и радостно отпустил к нему братьев, сказав им:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Истреби грех из среды себя Истребление сынов Вениаминовых В Писании Ветхого Завета часто повторяются слова «истреби зло из среды себя», «истреби зло от среды Израиля». Эти слова касаются повелений жесткими методами, в основном смертной карой, наказывать крайние проявления зла и растления в народе, чтобы страх был на людях, и чтобы зло не умножалось безнаказанностью. Есть и примеры того, как эти заповеди исполнялись на деле. Жутковатые, надо сказать, примеры. В последних главах книги Судей рассказывается об одном левите из Вифлеема, который с наложницей, находясь в пути, вынужден был остановиться в городе Гива, что в колене Вениамина. Некий старик, родом бывший оттуда же, что и левит, пригласил его к себе есть хлеб и ночевать. А жители того города, даром что сыны Израиля, были развратны в ту же меру, что и Содомляне. Они заметили незнакомца и приступили к дому старика с требованием вывести левита. «Мы», - говорят, - «познаем его» (Суд. 19:22) Старик был такой же пришелец там, как некогда Лот в Содоме, да и вся ситуация, как в кошмарном сне, напоминает Содом накануне сожжения. Как тогда Лот, так и ныне старик предлагает взамен гостя свою дочь (!), а левит выводит за двери наложницу, которая так же называется в тексте «женою». Это серьезная информация к размышлению о качестве отношения к женщине в те времена. Дочь и наложница стоят меньше гостя, и их готовы отдать со словами «смирите их и делайте с ними, что вам угодно» (Суд. 19:24) Итак, женщина – за дверями, старик с левитом в доме. Плачьте, люди, потому что бешеным зверем стал человек. Новые Содомляне из колена Вениаминова «познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра. И отпустили ее при появлении зари». Левит проснулся (!), вышел на улицу и увидел свою женщину, лежащую на пороге. «Он сказал ей: вставай, пойдем. Но ответа не было, потому что она умерла» (Суд. 19:28) После этого левит берет нож и разрезает тело женщины на двенадцать кусков по числу колен и отсылает во все пределы Израиля. В народе начинается переполох, потому что никогда не бывало такого среди сынов Иакова. Собирается совет и единодушно, как один человек, народ решается наказать виновных. У Вениамина требуют их найти и выдать. Но не тут-то было. Сыны Вениамина вооружаются против остального Израиля в количестве 26-ти тысяч человек. А само гнездо разврата – Гива Вениаминова – выставляет семьсот отборных бойцов, которые метая камень из пращи в волос, не промахиваются. Начинается война, по сути - гражданская. Сначала успех на стороне виновных. Израильтяне падают, как срезанные колосья, а Вениамин превозмогает. Но, в конце концов наступает момент справедливого мщения и победа остается за Израилем. Вениамин почти полностью истреблен. Израиль из-за жестокого разврата почти что лишен одного колена! Там далее следует история восстановления численности почти истребленного Вениамина, но это уже другая история. А та, которая вкратце пересказана, есть историческая иллюстрация того, как истреблялся грех из среды Израиля.

http://pravoslavie.ru/55238.html

Итак, волк Вениамин есть новый и верующий народ, которого и великую готовность к тому, чтобы понимать служащее на пользу, а также и быть в силах другим приносить пользу, показывает, говоря: «рано яст еще, и на вечер дает пищу» ( Быт. 49, 27 ). Учащийся всегда уподобляется питающемуся, так как учение входит в ум, как несомненно и съестное в чрево. И учащий ничем не отличается от питающего. Так и божественный Павел уподобляет образ учения пище, потому что он сказал, что «твердая же пища свойственна совершенным» ( Евр. 5, 14 ), то есть тех, которые чрез навык соделали свои чувства уже опытными в различении добра и зла. Итак, «Вениамин волк хищник, рано яст еще, и на вечер дает пищу» ( Быт. 49, 27 ). Это подобно тому, как если бы он сказал: продолжающий учиться и еще не достигший совершенства может приносить пользу другим, и совсем не много времени нужно для недавно уверовавших, чтобы они были способны учить других. Ибо о израильтянах, по причине, думаю, невежества их и грубости душевной, говорено было: «народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит» ( Иер. 5, 21 ). И еще: " принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней: и до старости вашей» ( Ис. 46, 3–4 ). Пишет в Послании к Тем, которые в вере и во Христе, и премудрый Иоанн, говоря: «и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему» ( 1Ин. 2, 27 ). Ибо они имеют ум Христа Всеведущего и не имеют недостатка в том, чтобы учить и утешать друг друга. Если же прилично сказать, что предсказание о Вениамине исполнилось и на самом блаженном Павле, то и это будет хорошо и истинно; потому что, гоня Церковь и наподобие волка нападая на любящих Христа, в весьма короткое время он пременился в совершенно противоположное. Он начал благовествовать веру, которую дотоле преследовал, и воссылал благодарение Богу за то, что был поставлен на апостольство, хотя прежде «был хулитель и гонитель и обидчик» ( 1Тим. 1, 13 ). Ибо так он сам говорит о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

«Как со стороны священного участка, так и со стороны владений города». LXX точнее: «от сего и от оного (миззе умиззе, – с той и другой стороны) от начатков святаго и (подразум. «от яже») во участие (удел) града». – «До восточной границы участка, и на запад…», LXX: «до предел, иже к морю и к востоком». – «У западной границы», букв «до границы к морю», т. е. Средиземному. – «Соразмерно с сими уделами, удел князю». LXX: " близ ( εχομενα) частей старейшины», т. е. священный участок с в. и з. соприкасается с княжеским участком, собственно двумя участками его. – «Святилище» – букв. «святилище дома» ­­ Лeb. 16.33; LXX : «освящение храма». Ср. Иез.45.7 . Иез.48:22 .  И то, что от владений левитских и от владений города остается в промежутке, принадлежит также князю; промежуток между границею Иуды и между границею Вениамина будет принадлежать князю. «И то, что от владений левитских и от владений города остается в промежутке», букв. «и от владений левитов и от владений города в середине» (так и у LXX) может относиться и к предыдущему: священнический участок и храм лежит среди владений левитских и города. – «Принадлежит также князю». У LXX: «старейшин» – мн. ч., так как имеется в виду преемственный ряд князей. Иез.48:23 .  Остальное же от колен, от восточного края до западного – один удел Вениамину. Иез.48:24 .  Подле границы Вениамина, от восточного края до западного – один удел Симеону. Иез.48:25 .  Подле границы Симеона, от восточного края до западного – один удел Иссахару. Иез.48:26 .  Подле границы Иссахара, от восточного края до западного – один удел Завулону. Иез.48:27 .  Подле границы Завулона, от восточного края до западного – один удел Гаду. Владение остальных (йетер, περισσον, избыточное) 5 колен. В евр. и греч. образ выражения во всех стихах одинаков, а слав. разнообразит: 23 ст. «от сущих к востоком даже до сущих к морю» ­­ греч.; 24 ст.: «к востоком даже до страны яже к морю»; 25 ст. «от страны яже на восток даже до страны яже к морю»; 26 ст.: «от востоков даже до моря»; 27 ст.: «от востока даже до страны моря». См. объяснение 1 ст. Основание распределения – см. предв. зам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Как я, — разумел Иосиф, — простил всех вас, так и вы все простите друг друга, чтобы от ссор и укоризн настоящая радость наша не обратилась бы для вас в скорбь». Братья Иосифовы отправились в путь, радуясь, что нашли Иосифа, и вместе беспокоясь о том, как оправдаться им перед отцом. И вот приходят к Иакову, пересказывают ему все. И он, видя колесницы и дары, охотно верит им. И оживе дух его и говорит: « Велико… есть всем нам, но еще более мне, аще еще Иосиф сын мой жив есть » (Быт. 45:27–28) . Когда же пересказали Иакову о славе Иосифа, о мудрости его в правлении, о последнем суде Иосифа над братьями, который был для них горестнее первого, тогда отец их сказал им: «Что же не спросили вы Иосифа, как и по какой причине переселился он во Египет?» Все они, смотря друг на друга, не знали, что отвечать. Один Иуда отверз уста и сказал отцу: «Признаемся теперь в преступлении своем. Из снов Иосифа братья, по простоте своей, заключили, что тебе и нам должно быть в рабстве у Иосифа. И по неразумию своему придумали, что лучше ему одному быть рабом, нежели быть в рабстве нам и отцу нашему. Итак, сделали это братья, жалея тебя и Вениамина, а не потому, что любил ты Иосифа. Ибо ты любишь и Вениамина, но поскольку не говорит он, что будем у него в рабстве, то и мы все любим его. Поэтому прости нас, что уничижили мы Иосифа, ибо уничижение сие возвело его на высоту величия». Отец принял оправдание и сказал: «За ту весть об Иосифе, какой вы обрадовали меня, прощается вам преступление ваше, слух о котором причинил мне скорбь».   Глава 46 Иаков и весь дом его вознамерились идти во Египет. Но поскольку Иаков боялся, чтобы египетские волхвования не обратились во вред сынам его, то явился ему Бог и сказал: не убойся изыти во Египет (Быт. 46:3). А поскольку думал Иаков также, что по обилию египетских благ сыны его навсегда останутся в Египте и потому останется неисполнившимся обетование, то Бог говорит еще: « И Аз сниду с тобою… и Аз возведу тя оттуда». Наконец, поскольку боялся Иаков, что Иосиф скоро умрет, то Бог говорит: « И Иосиф , сын твой, возложит руки своя на очи твои » (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Лишние обязательства перед другими не должны тяготеть над нами. Обязательства сужают и ограничивают диапазон возможных наших действий. Тем более это опасно, если речь идет об обязательствах перед людьми, подлинных намерений которых мы не знаем. Поэтому Иаков (Израиль) и стремится разрешить эту проблему с серебром – не заработанным серебром, этим сомнительным богатством. Гуманитарное сознание современных православных христиан, которые порою готовы принимать помощь от кого угодно, вряд ли сможет оценить подобное поведение целомудренного в благочестии и вере Иакова. Здесь Израиль (Иаков) подражает своему деду Аврааму. Помните, как Авраам отвечал царю Содомскому на его предложение обогатиться за его счет: «… поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама» ( Быт.14:22–23 )? Для Иакова важно понять до конца, почему серебро, отданное египетскому царедворцу в уплату за хлеб, вновь оказалось в мешках его детей. Он не хочет оказаться ни в какой зависимости от язычников. Нам, православным, надо проявлять подобную осторожность и бдительность, чтобы не оказаться должниками по отношению к тем, которые могут использовать подобное обстоятельство против нас самих. И вот братья опять оказались пред лицом Иосифа. Увидев Вениамина, Иосиф не сумел сохранить своего самообладания и напускного спокойствия. Сказано: «И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там. И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье» ( Быт.43:30–31 ). Далее начинается пир Иосифа и его братьев, удивительное и очень трогательное действие во всей истории об Иосифе и его братьях. Сказано: «И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним» ( Быт.43:34 ). Прекрасный Иосиф не может скрыть своей любви к Вениамину. Его брат – и по отцу и по матери – особенно дорог ему на фоне той неприязни, которую он испытал по отношению к себе со стороны остальных братьев своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Навьючив ослов пшеницей, сыновья Иакова отправились в обратный путь. На первом стане один из них, с намерением накормить осла, снял с него мешок, который как-то развязался, и увидел узелок своих денег в мешке, поверх пшеницы. Он закричал братьям: “Мои деньги мне возвращены! вот они... в мешке моем”. Ужаснулось сердце их, они смутились, и говорили друг другу: “Что Бог творит с нами?” Прибыв в землю ханаанскую, к отцу, они рассказали все случившееся с ними, говорили: “Муж, господин земли той, обошелся с нами очень сурово, даже посадил нас в тюрьму, как соглядатаев. Мы сказали ему: Нет! Господин, мы не соглядатаи! мы пришли с мирным расположением. Нас двенадцать братьев, мы сыновья отца нашего; одного из нас... не стало, а меньшой при отце, в ханаанской земле. Отвечал нам тот муж, господин земли: Вот что будет для меня доказательством, что вы не соглядатаи, а люди с мирным расположением: одного из вас оставьте здесь у меня; сами, взяв купленную для дома вашего пшеницу, идите; но меньшего брата вашего приведите ко мне. По этому узнаю, что вы не соглядатаи, но люди мирные: и тогда отдам вам брата вашего, остающегося у меня теперь заложником, и вы будете торговать свободно в египетской земле”. Когда они высыпали пшеницу из мешков, у каждого вместе с пшеницей выпал узелок с его деньгами, отданными за пшеницу. Увидев узелки своих денег, они испугались. Увидел эти узелки отец их и также испугался. “Вы, - сказал он им, - сделали меня совсем бездетным! Иосифа нет; Симеона нет: и Вениамина ли хотите взять? За вас обрушились на голову мою все эти беды”. Рувим отвечал ему: “Двух сыновей моих убей, если не приведу Вениамина к тебе обратно”. Старец отвечал: “Не пойдет сын мой с вами! Брат его умер; он остался один: если случится ему зло на дороге, в которую вы отправляетесь, то вы сведете старость мою с печалью в ад”. Голод усиливался, усиливался, одолел землю Кончилась в дому Иакова пшеница, привезенная из Египта, и сказал старец сыновьям своим: “Сходите опять в Египет, купите нам сколько-нибудь хлеба”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Навьючив ослов пшеницей, сыновья Иакова отправились в обратный путь. На первом стане один из них с намерением накормить осла снял с него мешок, который как-то развязался, и увидел узелок своих денег в мешке, поверх пшеницы. Он закричал братьям: «Мои деньги мне возвращены! вот они… в мешке моем». Ужаснулось сердце их, они смутились и говорили друг другу: «Что Бог творит с нами?» — Прибыв в землю Ханаанскую, к отцу, они рассказали все случившееся с ними, говорили: «Муж, господин земли той, обошелся с нами очень сурово, даже посадил нас в тюрьму, как соглядатаев. Мы сказали ему: «Нет! Господин, мы не соглядатаи! мы пришли с мирным расположением. Нас двенадцать братьев, мы сыновья отца нашего; одного из нас… не стало, а меньший при отце, в Ханаанской земле». Отвечал нам тот муж, господин земли: «Вот что будет для меня доказательством, что вы не соглядатаи, а люди с мирным расположением: одного из вас оставьте здесь у меня; сами, взяв купленную для дома вашего пшеницу, идите; но меньшего брата вашего приведите ко мне. По этому узнаю, что вы не соглядатаи, но люди мирные, и тогда отдам вам брата вашего, остающегося у меня теперь заложником, и вы будете торговать свободно в Египетской земле». Когда они высыпали пшеницу из мешков, у каждого вместе с пшеницей выпал узелок с его деньгами, отданными за пшеницу. Увидев узелки своих денег, они испугались. Увидел эти узелки отец их и также испугался. «Вы, — сказал он им, — сделали меня совсем бездетным! Иосифа нет, Симеона нет, и Вениамина ли хотите взять? За вас обрушились на голову мою все эти беды». Рувим отвечал ему: «Двух сыновей моих убей, если не приведу Вениамина к тебе обратно». Старец отвечал: «Не пойдет сын мой с вами! Брат его умер; он остался один: если случится ему зло на дороге, в которую вы отправляетесь, то вы сведете старость мою с печалью в ад». Голод усиливался, усиливался, одолел землю Кончилась в доме Иакова пшеница, привезенная из Египта, и сказал старец сыновьям своим: «Сходите опять в Египет, купите нам сколько-нибудь хлеба».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Настоящее имя апостола Павла до его обращения в христианство – Шауль. У нас обычно транслитерация этого имени: «Савл», но это неправильная транслитерация, такого имени – «Савл» нет в еврейском языке. Есть имя Шауль – и это самое популярное имя в колене Вениаминовом. Почему? Потому что из колена Вениаминова произошел первый царь над еврейским народом, которого звали Шауль (Саул). И все те, кто принадлежал к этому колену, очень дорожили этим именем, именем «царя Саула», как пишется в синодальной транслитерации. И апостол Павел говорит о себе: «Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут» ( Рим. 11:1–3 ). Действительно, был такой момент в жизни пророка Илии, когда ему казалось, что он один остался верным Богу. Но на самом деле это было далеко не так. Бог оставил семь тысяч человек, которые не преклонились перед Ваалом, перед языческим истуканом. И далее апостол Павел пишет: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» ( Рим. 11:5 ). «Этими словами Павел образно именует тех, которые называются израильтянами «по избранничеству», чтобы показать, что пришествие Христа ныне на благо не только язычникам, но и многим из рода израильского, призванным к спасению» 213 . Далее: «Что же? Израиль, чего искал, того не получил» ( Рим. 11:7 ). Что Израиль искал? Евреи ждали Мессию как политического лидера, который свергнет иго римлян и поставит евреев во главе всех народов. Но когда Господь наш Иисус Христос пришел в этот мир, было очевидно, что Он пришел бороться не с римскими оккупантами, а сокрушить рабство диаволу, победить смерть и грех. Господь Иисус Христос уничтожил диавольское порабощение над родом человеческим и принес освобождение всем людям, живущим на земле. И воспользоваться этим освобождением могут те, которые верой согласятся с этим актом.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Не только жившие в древности святые являли пример евангельской кротости и простоты. Праведники и наших дней примером своей жизни тоже учат святой кротости. В этой связи упомянем новомученика российского петроградского митрополита Вениамина (Казанского). На суде в 1922-ом году митр. Вениамин в своем последнем слове сказал: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть. Я с одинаковым благоговением обращу мои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все». Обритый, в лохмотьях, с молитвой на устах, митр. Вениамин спокойно пошёл к месту казни. Он безропотно принял мученическую смерть, памятуя слова Иисуса: кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником ( Лк.14:27 ). Жребий мученичества не для всех назначен, но мы имеем возможность быть кроткими крестоносцами, по духу учения Христа, если, как говорит ап. Павел, распинаем плоть свою со страстями и похотями ( Гал.5:24 ), если будем соблюдать кротость и великодушие при обидах и оскорблениях, будем удерживаться от зависти, гнева, злословия и мести. «…Как мы можем поступать иначе, как мы можем раздражаться, сердиться, мстить? — вопрошает св. прав. Иоанн Кронштадтский , и далее говорит: — Бог, общий наш Отец, пред Которым мы без числа согрешаем, всегда творит с нами по Своей кротости, не истребляет нас, долготерпит нам, благодетельствует нам непрестанно. И мы должны быть к братиям нашим кротки, снисходительны и долготерпеливы. Ибо, — по слову Христову, — если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф.6:14-15 ). Кроме того, — продолжает кронштадтский праведник, — все мы как христиане — члены единого тела, а члены всячески берегут друг друга; при том мы называемся овцами словесного стада Христова, — почему так? Потому что овца кротка, незлобива, терпелива; таковы должны быть и мы. Только те из нас принадлежат к стаду Христову, которые кротки и незлобивы, как агнцы, а которые не имеют духа Христова, Его кротости и незлобия, — те и не Его», — учит св. прав. Иоанн Кронштадтский . («Полное собр. соч.», т. 1, стр. 173–174)

http://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010