Глава 4 1–3. Предложение самарянами участия в построении храма и отказ иудеев. 4–10. Враждебные действия самарян против иудеев. 11–16. Список письма, отправленного Рехумом и Шимшаем к персидскому царю. 18–22. Ответное послание царя. 23–24 Приостановка работ в храме. 1Ездр.4:1 .  И услышали враги Иуды и Вениамина, что возвратившиеся из плена строят храм Господу Богу Израилеву; 1Ездр.4:2 .  и пришли они к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда. «И усльшали враги Иуды и Вениамина». Из ст. 2 видно, что врагами Иуды и Вениамина писатель называет самарян. О происхождении самарян см. примеч. к 4Цар 17 . Узнав о начавшейся постройке, самаряне пожелали принять в ней участие и с просьбой об этом обратились к Зоровавелю и к главам поколений. Мотивом своей просьбы самаряне выставили то, что они прибегают к Богу иудейскому и приносят ему «жертвы от дней Асардана, царя сирийского». По мнению некоторых исследователей, таковы и действительно были мотивы просьбы самарян: самаряне желали служить Иегове. Однако последующий образ действий самарян показывает, что выставлявшиеся ими религиозные мотивы не были искренними и главными. В своих жалобах персидскому царю самаряне вовсе не упоминают о религиозных чувствах и ясно высказывают взгляд на иерусалимское предприятие, как на акт политический. Вероятно, и сами они изъявляли желание принять участие в постройке храма, главным образом, по мотивам политическим, имели в виду воспользоваться тем покровительством, которое оказывали иудеям персидские цари и извлечь из него для себя выгоды. «От дней Асардана, царя сирийского». Асарданом в данном месте, вероятно, называется ассирийский царь Ассаргадон (681–668), который, по свидетельству клинописи (Schrader. Keil. Bibl. II, 215), после победы над сидонским царем отправил колонии на финикийское побережье. Часть колонистов могла поселиться и в самарийской области, почему самаряне называли себя иногда сидонянами (Иуд.Древн. 12:5, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иуда отвечал ему: “Муж, господин той земли, сказал нам, подтверждая клятвой слова свои, что мы не увидим лица его, если не придет с нами меньший брат наш”. Иаков заметил: “Зачем вы сделали это злое дело, зачем сказали мужу, что есть у вас брат?” Они отвечали: “Муж делал нам строгие и подробные допросы. Он выспрашивал: жив ли еще отец ваш? Есть ли еще у вас брат? Мы отвечали на вопросы его. Разве знали мы, что он скажет: приведите брата вашего?” Потом Иуда начал уговаривать отца своего: “Отпусти юношу со мною; мы встанем, пойдем, достанем хлеба на пропитание тебя и себя, чтобы нам не умереть с голоду. Я возьму на мою ответственность Вениамина: от моей руки взыщи его. Если не приведу его назад и не поставлю перед тобой, да будет гнев твой на меня во всю жизнь мою. Если бы мы не промедлили столько, то два раза успели бы побывать в Египте”. На это сказал отец: “Когда уж так, то вот как сделайте: возьмите здешние произведения и принесите тому мужу в дар. Возьмите ладан, мед, стираксу и орехи. Возьмите двойные деньги, чтобы можно было возвратить деньги, найденные в мешках ваших: может быть, они попали туда по какому недоразумению. И брата вашего возьмите. Собирайтесь в путь и идите к мужу. Бог мой да преклонит мужа к милосердию, чтобы он отпустил брата вашего и Вениамина. Я вполне сделался бездетным!” Когда Иосиф возвратился в дом, братья поднесли ему дары и поклонились челом до земли. Он спросил их: “Здоровы ли вы? - потом прибавил, - здравствует ли старец, отец ваш, о котором вы мне сказывали? Неужели он жив еще?” Они отвечали: “Еще жив и здравствует раб твой, отец наш”. “Благословен этот человек пред Богом!” - сказал Иосиф. Они низко поклонились ему. Сыскав глазами между ними Вениамина, Иосиф спросил: “Это ли меньший брат ваш, которого вы обещали привести ко мне? - и на утвердительный ответ их промолвил: Бог да помилует тебя, дитя мое!” Смутился Иосиф; сильно забилось его сердце; слезы хлынули из глаз. Поспешно ушел он в свою спальню, там насытился слезными потоками; потом умыл лицо, вышел к братьям и, удерживая себя, сказал: “предложите трапезу”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иуда отвечал ему: Муж, господин той земли, сказал нам, подтверждая клятвой слова свои, что мы не увидим лица его, если не придет с нами меньший брат наш. Иаков заметил: Зачем вы сделали это злое дело, зачем сказали мужу, что есть у вас брат? Они отвечали: Муж делал нам строгие и подробные допросы. Он выспрашивал: жив ли еще отец ваш? Есть ли еще у вас брат? Мы отвечали на вопросы его. Разве знали мы, что он скажет: приведите брата вашего? Потом Иуда начал уговаривать отца своего: Отпусти юношу со мною; мы встанем, пойдем, достанем хлеба на пропитание тебя и себя, чтобы нам не умереть с голоду. Я возьму на мою ответственность Вениамина: от моей руки взыщи его. Если не приведу его назад и не поставлю перед тобой, да будет гнев твой на меня во всю жизнь мою. Если бы мы не промедлили столько, то два раза успели бы побывать в Египте. На это сказал отец: Когда уж так, то вот как сделайте: возьмите здешние произведения и принесите тому мужу в дар. Возьмите ладан, мед, стираксу и орехи. Возьмите двойные деньги, чтобы можно было возвратить деньги, найденные в мешках ваших: может быть, они попали туда по какому недоразумению. И брата вашего возьмите. Собирайтесь в путь и идите к мужу. Бог мой да преклонит мужа к милосердию, чтобы он отпустил брата вашего и Вениамина. Я вполне сделался бездетным! Когда Иосиф возвратился в дом, братья поднесли ему дары и поклонились челом до земли. Он спросил их: Здоровы ли вы? - потом прибавил, - здравствует ли старец, отец ваш, о котором вы мне сказывали? Неужели он жив еще? Они отвечали: Еще жив и здравствует раб твой, отец наш. Благословен этот человек пред Богом! - сказал Иосиф. Они низко поклонились ему. Сыскав глазами между ними Вениамина, Иосиф спросил: Это ли меньший брат ваш, которого вы обещали привести ко мне? - и на утвердительный ответ их промолвил: Бог да помилует тебя, дитя мое! Смутился Иосиф; сильно забилось его сердце; слезы хлынули из глаз. Поспешно ушел он в свою спальню, там насытился слезными потоками; потом умыл лицо, вышел к братьям и, удерживая себя, сказал: предложите трапезу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1945...

К этому можно присоединять и свидетельство св. Ефрема Сирина , древнейшего из сирийских отцов, который говорит, что в его время было также в обычае гадание над чашами, именно, когда, ударяя по ним, прикладывали к ним ухо, чтобы по звуку их узнавать будущее. Гадание посредством чаши совершалось или так, как описывает Ефрем Сирин , или в нее наливали воды и затем бросали кусочки золота, серебра и жемчугов, или других драгоценных материй, и затем по тому положению, какое занимали эти драгоценности, уже старались отгадывать будущее или сокровенные вещи. Что касается заявления управителя о том, что в мешке Вениамина найдена та чаша, над которой гадает его господин Иосиф, то, конечно, нет надобности полагать, чтобы Иосиф действительно занимался таким гаданием или вообще предавался египетской магии. Это заявление представляет собою лишь предположение самого управителя, предположение вполне естественное в его уме, в виду распространенности подобного обычая среди египетских сановников, и этим заявлением он хотел лишь усилить вину братьев, стараясь показать им, какую драгоценную чашу похитили они у Иосифа. Будучи поражены такою ужасною неожиданностью, братья разодрали одежды свои и, навьючив опять своих ослов, развьюченных по случаю обыска, возвратились в столицу. Им ничего не оставалось делать, как отправиться опять к Иосифу и умолять его о помиловании. Первым из них отправился к Иосифу Иуда, который дал торжественное обещание Иакову привести обратно своего брата Вениамина живым и здоровым. Когда вышел к ним Иосиф, они пали пред ним на землю. Иосиф сказал им: «Что это вы сделали? Разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно угадает»? Иуда отвечал: «что нам сказать господину нашему? что говорить? чем оправдываться? Бог нашел неправду рабов твоих. Вот мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках находилась чаша». Чтобы не огорчать своего отца потерей Вениамина, они готовы были все остаться в рабстве у Иосифа. Но Иосиф не хотел такой несправедливости: «нет, сказал он, я этого не сделаю; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Митрополит Приморский Вениамин: Буйство стихии напоминает о шаткости мира 6 сентября, 2016. Новостная служба Варварское потребительское отношение к природе неминуемо ведет к нарушению порядка во всём нашем большом земном доме. 6 сентября. ПРАВМИР. Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин направил обращение к жителям Приморья в связи со случившимися стихийными бедствиями. Дорогие братья и сестры! Жители Приморья! Попущением Божиим наш край охватила стихия. Стихия, которая принесла много бед Приморью и его жителям. Затоплены села, поля и леса. Водой смыты дороги, мосты и даже дома. Сотни людей эвакуированы, сотни людей без крова. Есть человеческие жертвы. Приморье не первый год становится жертвой стихии. Таковы климатические особенности нашего края и его географическое расположение. Конечно, у нас было время на то, чтобы подготовиться к удару разбушевавшейся природы. Мы уже переживали немало тайфунов и наводнений и должны были научиться противостоять этим разрушительным процессам. Тем не менее, последствия от стихии оказались очень значительными. Однако сейчас не время судить о том, что не сделано и упущено, почему так плохо подготовились к встрече со стихией. Сейчас требуется единение в помощи пострадавшим. Нужна горячая молитва к Тому, Кто управляет нашими жизнями и всем мирозданием. Нужна молитва к Богу, к нашему Творцу и Создателю. Мы все находимся на одной Земле, все живем в одном доме. И любое природное бедствие, где бы оно ни случалось, касается каждого. И не нужно думать, что когда кого-то посещает беда, это означает, что он грешнее других. В Евангелии мы встречаем слова Господа о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их, и слова о пострадавших при падении башни Силоамской: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? …Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?» Каждый раз, когда кто-то терпит бедствие – это повод всем нам задуматься, а как мы живем, ведь это призыв всех нас к покаянию. Будучи все духовно связанными друг с другом, мы должны хорошо помнить, что наши беззакония, нарушения нравственных норм, отражаются на ближнем, на всём обществе и даже на состоянии природы.

http://pravmir.ru/mitropolit-primorskiy-...

«Михмас» – город в кол. Вениаминовом, теперь носящий имя Мухмаса. Тут ассирийцы оставляют свой обоз, потому что дорога дальше становится очень трудной и еще потому, что они скоро надеются достигнуть Иерусалима, где найдут себе достаточно провианта. Ис.10:29 . Проходят теснины; в Геве ночлег их; Рама трясет­ся; Гива Саулова раз­бежалась. «Теснины» – узкий проход от Михмаса ( 1Цар.13:23 ) через Вади Сувейнит (долина), которым ассирийцы проходят, чтобы дойти до Гевы (ныне Джева) и там остановиться на ночлег. На следующее утро они идут к пораженной ужасом Раме (в кол. Вениаминовом), мимо Гивы Сауловой самого высокого пункта в кол. Вениаминовом. Ис.10:30 . Вой голосом тво­им, дочь Галима; пусть услы­шит тебя Лаис, бедный Анафоф! Из трех здесь упоминаемых городов хорошо известен Анафоф, родина пророка Иеремии. Пророк говорит о нем по-евр. anija anatoth! Очевидно, здесь выбрано прилагательное, созвучное названию города. Анафоф находился в ¾ часа пути к северу от Иерусалима и к востоку от Гивы. «Галлим» упоминается в 1Цар.25:44 . Ис.10:31 . Мадмена раз­бежалась, жители Гевима спешат уходить. «Мадмена» (навозная куча) и Гевима (колодцы) – местности, находящиеся к северу от Иерусалима. Ис.10:32 . Еще день про­сто­ит он в Нове; грозит рукою своею горе Сиону, холму Иерусалимскому. «Новь» ( 1Цар.22:19 ) – к сев.-востоку от Иерусалима, который уже виден с высот, на которых расположен Новь (возвышение). Ис.10:33 . Вот, Го­с­по­дь, Го­с­по­дь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и велича­ю­щиеся ростом будут срублены, высокие – повержены на землю. Ис.10:34 . И по­сечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего. Господь как бурный вихрь поломает могучие деревья (ассирийское войско) «и Ливан падет», т. е. ассирийские полчища, похожие на могучий и непроходимый Ливанский лес. Заметить нужно, что ассирийские памятники иначе представляют поход царя ассирийского Сеннахирима на Иудею. Сначала он пошел в Финикию, потом спустился по морской дороге в Филистимскую землю, и наконец, напал на Иудею с юго-запада. Но Исаия вовсе и не имел в виду давать точное изображение всего маршрута ассирийских войск и он, конечно, по-своему рисовал себе этот поход, потому что частности будущих событий не были во всей подробности открываемы пророкам. Главное же – внезапность и ужас ассирийского нашествия у пророка изображены с поразительной силой и рельефностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мысль будет яснее, чем по принятому тексту. Вторая половина ст. 19-го по нашему тексту читается: и завладеют полем Ефрема и полем Самарии, а Вениамин завладеет Галаадом. – Поле Ефрема, или по LXX: oroV Efraim, «гора Ефрема» – то же, что поле Самарийское, т. е. область десятиколенного царства. Подлежащим при глаг. завладеют по рус. т. служат стоящие в первой половине стиха 19-го слова которые к югу и которые в долине. Смысл выражения по рус. т. тот, что иудеи займут область израильского царства, а Вениамин, в то же время, завладеет Галаадом, т. е. областью заиорданской. Должно заметить, что сл. завладеет после имени Вениамина добавлено рус. переводчиками, в подлиннике его нет. Во второй половине ст. 19-го возбуждает недоумение упоминание о Вениамине ввиду того, что ранее назван уже весь дом Иакова, включающий и Вениамина. LXX устранили это недоумение, признав слово Вениамин, как и слово Галаад, не подлежащим, а дополнением при глаг. vejarschu ( завладеет); отсюда в слав. т. вторая половина ст. 19-го читается: «и возмут гору Ефремову, и поле самарийско, и Вениамина, и Галадитиду». Мысль получилась еще более темная. Новейшие комментаторы полагают, что 1) подлежащим во второй половине ст. 19-го, как и в первой, должно считать слова ст. 19-го дом Иакова и дом Иосифа; 2) слова поле Самарии должны считаться приложением к предшествующим – полем Ефрема; 3) вместо имени Вениамина в первоначальном тексте должно предположить название страны, по отношению к каковому названию слово Галаад является приложением, – именно название заиорданской области ( veabarhajarden). Вторая половина ст. 19-го, в таком случае, будет читаться: «и завладеют полем Ефрема – полем самарийским, и страною заиорданскою – Галаадом» (Гоонакер). Пророк выражает ту мысль, что новое теократическое царство не только заимеет прежние пределы, но будет еще расширено (ср. Uc LIV:1 ). При этом, пророк указывает расширение границ отдельно для дома Иакова (для иудеев) и для дома Иосифа (для израильтян). Авд.1:20 И переселенные из войска сынов Израилевых завладеют землею Ханаанскою до Сарепты, а переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде, получат во владение города южные.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Незлобие каждого угодника Божия – это как бы некая духовная сладкозвучная музыка, которой увеселяется Творец... Возлюбил Господь учеников Своих величайшей любовью, как возлюбленный Иоанн пишет о том в своем Евангелии: «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» ( Ин. 13:1 ). Что же делает Он возлюбленным Своим? Какую благодать дарует на земле? Он не сажает их на престолах временных почестей справа и слева от Себя, не представляет им пиршеств и тленных удовольствий, не исполняет их мирского веселья и радования. Что же? Он предлагает им скорби, рыдания, терпение напастей и бесчестие, говоря: «вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете» ( Ин. 16:20 ). Для чего же Господь попускает все это на возлюбленных рабов Своих? Для того, чтобы яснее показать им Свою любовь, великую и бесконечную, по подобию прообразовавшего Его в древности Иосифа, сына Иаковлева. Ветхозаконный Иосиф, возведенный из темничных уз на царский престол в Египте, когда пришли к нему братья и не узнали его, любя единоутробного брата своего Вениамина более всех, как говорится в Писании: «И поднял глаза свои Иосиф, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей... и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там» ( Быт. 43:29–30 ), – любя его столь великой любовью, он повелел, чтобы в мешок его была положена чаша, которой он приветствовал своих братьев. " Чашу, – сказал он, – серебряную, положи в мешок к младшему» ( Быт. 44:2 ). Для чего же? Для того, чтобы временно опечалить его, исполнить скорби и рыдания и возвратить к себе с пути, как пленника. Домоправитель Иосифов говорит: «У кого найдется чаша, да будет рабом господина моего» (см. Быт. 44:9 ). Какая же нужда и приобретение для Иосифа в том, чтобы повергнуть юного отрока Вениамина в такую печаль и заставить его проливать слезы? Та нужда, то приобретение, чтобы еще более утешиться о нем, возвратив к себе, открыть ему, что он единоутробный брат его, исполнить еще большего радования и веселья и, сделав участником в своих благах, на деле показать ему, как он его любит... Подобное тому делает Господь наш с возлюбленнейшими рабами Своими: в мешок временной их жизни на земле Он влагает ту чашу, о которой некогда говорил Своим ученикам Иакову и Иоанну: «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить» ( Мф. 20:22 ), – то есть чашу бед, печалей, чашу страданий. И это делает для того, чтобы пленить их в любовь Свою и поработить Себе в сладкое рабство, чтобы после всех этих горестных бед, печалей и страданий еще более увеселить их, явив им Свою любовь, превеликую и неизреченную, и утешить бесконечным радованием, сделав их сонаследниками Своими в вечном Своем царстве (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Посему и говорят они: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:16). Итак, венец славы возложен будет естественно на главу Спасителя нашего; но тем не менее он перейдет, и тогда будет как бы неким даром, на самих святых, подчиненных Ему, которые получат «неувядаемый славы венец» (1 Пет. 5 4); и будучи общниками страданий Его, сопричастятся и славе Его. Ибо несомненно, что спострадавшие Ему, будут Ему и соцарствовать (Рим. 8:17; 2 Тим. 2:12). О Вениамине «Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу» (Быт. 49:27). Рахиль первым родила божественного Иосифа, а за ним Вениамина; но Иосиф наименован был от отца юнейшим. Таковым признать дело мы согласны. Но скажем, что в таком случае Вениамин был юнее юнейшего. Вениамин был самый юный, и по справедливости может быть изображением и прообразом юнейшего народа, который и чрез святых учеников призван был, после того как Христос воскрес из мертвых и возвратился к Небесному Отцу и Богу. Волку же хищнику уподобляется по причине, думаю, горячности в стремлениях к научению и ко всегдашним набегам, к тому же весьма быстрым, как бы на некую добычу, на все то, что служит к благосостоянию, очевидно духовному. Ибо таковые весьма зорки к тому, чтобы видеть служащее на пользу и восхищать полезное, и быстры к избежанию того, что представляет собою несправедливое. Они же весьма мало доступны страху, хотя бы их, как собак на охоте, и окружали решившиеся отклонять их от добрых дел и слов; напротив они стойко выдерживают их нападение. Ибо они научены и весьма смело говорят: «кто ны разлучит от любве Христовой? скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8:35.) Их совершенно не совратят с возлюбленной ими стези лжепастыри, ввергающие их в ров, без пощады, как написано (Зах. 11:5). Весьма многое претерпевая, таковые считают страдание жизнью, и так восклицают: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1:21). Итак, хотя они уподобляются и волкам хищникам, в том отношении, какое нами показано недавно, однако это, как кажется, нисколько не может служить для них оскорблением, поскольку и сам Спаситель именует Себя львом, тигром и пантерою, говоря: «Ибо Я как лев для Ефрема и как скимен для дома Иудина; Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасет» (Ос.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Свидетель обвинения Канатчиков, сообщивший суду, будто митрополит Вениамин произносил в Александро-Невской лавре контрреволюционную речь с призывами к противодействию властям, тоже не смог ничем подтвердить свои слова, говорится в кассационной жалобе, поданной защитой. На все уточняющие вопросы этот свидетель отвечал лишь, что «его память вообще не удерживает ни дат, ни лиц, ни даже отдельных фактов, а только “общие схемы и принципиальные построения”». Подобная амнезия для советского чиновника выглядит, мягко говоря, странной. Можно увидеть поразительное сходство этого судебного процесса с неправедным судом над Господом нашим Иисусом Христом Знакомясь с материалами судебных заседаний, можно увидеть поразительное сходство этого судебного процесса с неправедным судом над Господом нашим Иисусом Христом. Вот некоторые отдельные параллели. «Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? …Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем (Ин. 18: 33–38). На суде митрополита Вениамина допрашивают: «Красиков: Вы считаете, что изъятие сосудов и церковных принадлежностей в силу Декрета есть святотатство, есть преступление с церковной точки зрения, и люди, которые это делали, есть святотатцы? Митрополит Вениамин: Моя позиция не совсем такая. Меня просили, чтобы верующие приняли участие в изъятии церковных ценностей. С этим я обратиться не могу, потому что для верующих такой поступок является оскорблением святыни. Красиков: Вы надеялись на то, что будет изменен Декрет и отменено действие Декрета в сторону, вам желательную? Митрополит Вениамин: Не изменить. Мы со своей стороны задумали совершить добровольное пожертвование. Цель была бы достигнута одна и та же, и она не считалась бы при этом за принудительное изъятие, а за пожертвование. Это было бы как при Амвросии Медиоланском… Тогда был расцвет христианства. Если бы теперь восстановилась христианская жизнь, мы должны были бы следовать этому примеру.

http://pravoslavie.ru/147712.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010