8 апр. 1920 г. митрополитом Казанским и Свияжским был назначен сщмч. Кирилл (Смирнов) . Он смог побывать в епархии дважды: в июле-авг. 1920 г. и в янв.-авг. 1922 г., оба раза его пребывание в Казани заканчивалось арестом. Епархией временно управлял архиеп. Анатолий (Грисюк), который в марте 1921 г. был арестован по делу о нелегальной деятельности КазДА (академия действовала легально, получив устное разрешение местных властей); архиеп. Анатолий был приговорен к году принудительных работ, преподаватели академии - к лишению свободы условно. Открытый вместо академии с разрешения властей Богословский институт работал ок. года (или неск. месяцев). Свияжский Успенский мон-рь. Фотография. 2008 г. Свияжский Успенский мон-рь. Фотография. 2008 г. С марта 1921 по нояб. 1923 г. временно управляющим епархией был еп. Чебоксарский, позже Чистопольский, сщмч. Иоасаф (Удалов) . Изъятие церковных ценностей в епархии прошло спокойно, неск. священников были ненадолго арестованы. Вскоре развернулась ожесточенная борьба с обновленчеством . Ее успеху способствовала твердая позиция сщмч. Иоасафа (Удалова), после его ареста - действия еп. Афанасия (Малинина) , к-рый управлял епархией с дек. 1923 г., в 1930-1933 гг. в сане архиепископа был епархиальным архиереем. В результате событий, происходивших после смерти Патриарха св. Тихона , в Казанской епархии появилось много «непоминающих» , но руководство епархии и большинство духовенства признали главой Церкви заместителя Патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . «Непоминающие», в основном монашествующие, действовали подпольно. В 1928-1929 гг. были закрыты все мон-ри, начались массовые репрессии против духовенства. Кафедра переместилась в Богоявленскую ц., после ее закрытия в 1935 г.- в деревянную ц. прп. Серафима Саровского, епархиальное управление переехало на частную квартиру. Все казанские архипастыри после еп. Афанасия (Малинина) стали жертвами репрессий: митр. Серафим (Александров) в 1936 г. был сослан и позже расстрелян, в 1937 г. были расстреляны назначавшиеся на Казанскую кафедру архиепископы Венедикт (Плотников) и Никон (Пурлевский). После ареста архиеп. Никона в нояб. 1937 г. епархиальное управление не работало. В 1937-1938 гг. были закрыты практически все храмы, к кон. 1938 г. действующими являлись ц. во имя Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в Казани и Ильинская ц. на кладбище в Мензелинске. В 1929-1930 и1937-1938 гг. были расстреляны более 100 священнослужителей и монашествующих, более 800 приговорены к лишению свободы и ссылке.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Борисова Александра Сергеевна (17.05.1901–21.07.1958), член Александро-Невского братства. С 1924 года жила в общине сестер на Конной, которую духовно окормлял архимандрит Гурий (Егоров). В 1932 году арестована и приговорена к трем годам ссылки в Казахстан. В 1935 году приехала к архимандриту Гурию в Ташкент, где и жила до своей кончины. Борисяк Алексей Алексеевич (1872–1944), геолог и палеонтолог, академик АН СССР (1929), основатель научной школы палеонтологии позвоночных. Преподавал в Ленинградском горном институте в то время, когда там учился Константин Вендланд. Боровой Виталий Михайлович (18.01.1916–07.04.2008), протоиерей. Совершал пастырское служение в различных храмах как в стране, так и за рубежом – был настоятелем Петропавловского собора города Гомеля, храма Рождества Богородицы в Женеве, Богоявленского собора в Москве. С 1984 года почетный настоятель московского храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Бураков Борис Алексеевич (1908–13.06.1978), протоиерей. Около четырех лет проходил церковное послушание в Симеоновском храме в Дрездене. Варлаам (Сацердотский Василий Михайлович, 30.12.1896–11.09.1937), архимандрит. Член Александро-Невского братства. 17 феврала 1922 года митрополитом Вениамином (Казанским) пострижен в монах с именем Варлаам. Через два дня им же поставлен в иеродиакона. Весной 1922 года рукоположен в иеромонаха епископом Венедиктом (Плотниковым). После ареста в июне 1922 года руководителей Александро-Невского братства епископа Иннокентия (Тихонова), архимандрита Гурия (Егорова), иеромонаха Льва (Егорова), окормлял братство в их отсутствие. В октябре 1924 года приговорен к трем годам Соловецкого лагеря. Работал на железной дороге. Вел переписку из лагеря с духовными чадами. Во второй раз арестован 17 февраля 1932 года. Приговор выездной сессии ОГПУ от 22 марта: 10 лет концлагеря с конфискацией имущества. Отправлен на строительство Беломорканала. Продолжал переписку с духовными чадами. Расстрелян в лагере в 1937 году. Варнава (Клыков Василий Семенович, 15.08.1875–26.03.1938), иеромонах, ученик оптинского старца Анатолия (Потапова). Проживал с 1924 года в Троице-Сергиевой пустыни под Петроградом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Около 5 часов я отправился в собор. Постепенно начало собираться духовенство. Пришли: ленинградский протоиерей Н. Пашкевич, протоиерей Рождественский, Киевского подворья иеромонах Никон, затем Преосвященный Борис [Рукин], епископ Можайский, епископ Трифон [Туркестанов]. Епископ Борис [Рукин] благословил облачаться, и мы пошли на панихиду. Больно в сердце отзывались слова служащих: «О упокоении раба Божия, Великого Господина и Отца нашего Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России». После панихиды я уже не выходил из собора, так как народу прибывало все больше и больше и вернуться обратно было бы затруднительно. В алтаре собралось духовенство. Сначала потянулись московские батюшки, а затем почти сразу пришли монашествующие Донского монастыря и иподиаконы, затем снова духовенство, с разных концов Москвы; наконец, один за другим начали прибывать епископы. Преосвященный Борис [Рукин] отдал последние распоряжения. На правой стороне алтаря появился белый клобук – это митрополит Серафим (Александров ] Тверской; рядом с ним митрополит Сергий [Страгородский], без клобука. Прибыл и наш владыка Преосвященный Венедикт [Плотников] Кронштадтский. Согласно данному мне епископом Николаем Сестрорецким разрешению, я просил благословения Владыки на участие в служении. Наконец прибыл Патриарший Местоблюститель Высокопреосвященный Пётр [Полянский] митрополит Крутицкий. Владыка Местоблюститель благословил меня принять участие в служении всенощного бдения и отпевания, а литургию совершать в церкви св. Саввы Освященного 152 . Всенощное бдение совершалось праздничное – Входа Господня во Иерусалим (Вербное Воскресение). Служил архимандрит Владимир с протодиаконом Холмогоровым. На литию выходил митрополит Сергий [Страгородский]. После литии им было сказано тёплое слово о почившем Патриархе. «Что привело сюда такое множество народа? – говорил Владыка – Какое-либо торжество, или празднество, или, может быть, любопытное зрелище? Нет, не любопытство, не получение удовольствия, а смерть Отца. Нас привлёк сюда этот гроб, в котором почивает Великий Господин и Отец наш – Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Его святительская деятельность и до избрания в Патриархи никогда не сопровождалась внешним блеском. Его личность не была заметна. Казалось, что он не имел никаких особенных дарований, которыми мог бы блистать. Как будто даже ничего не делал. Не делал, но его деятельность всегда была плодотворна по своим результатам; не делал... но при нем какой-то маленький приход превратился в Американскую Православную Церковь . To же было и в Литве, и в Ярославле, где последовательно служил Святейший в сане архиепископа. To же повторилось и в Москве. Казалось, что он ничего не делал, но тот факт, что вы собрались здесь, православные, есть дело рук Святейшего. Он на себе одном нёс всю тяжесть Церкви в последние годы. Им мы живём, движемся и существуем как православные люди. По своему характеру почивший святитель отличался величайшей благожелательностью, незлобивостью и добротою. Он всегда одинаково был верен себе: и на школьной скамье, и на пастырской и архипастырской ниве, вплоть до занятия Патриаршего Престола. Он имел особенную широту взгляда, способен был понимать каждого и всех простить. А мы, очень часто, его не понимали, очень много и ещё больше огорчали своим непониманием, непослушанием, отступничеством. Один он безбоязненно шёл прямым путём служения Христу и Его Церкви. За что любил его православный русский народ? Каким образом у почившего созрели такие высокие, редкие добродетели? Любил православный народ своего Патриарха потому, что он возрастил эти богатые добродетели на почве церковной при благодатной помощи Божией. “Свет Христов просвещает всех”, говорит слово Божие, и этот свет Христов был тем светочем, который путеводил почившего, во время его земной жизни. Будем надеяться, что за высокие качества милосердия, снисходительности и ласки к людям Господь будет милостив к нему, предстоящему теперь перед Престолом Всевышнего. Не точно, не буквально, отрывочно я записал эту речь, но на этой бледной записи видна основная мысль митрополита Сергия, и мне кажется, что это лучшая характеристика Святейшего, какую я слышал за эти дни. На полиелей выходили, если не ошибаюсь, около 20 архиереев, в том числе митрополиты: Пётр [Полянский], Сергий [Страгородский], Серафим [Александров], Тихон [Оболенский] и другие епископы, указанные в расписании. К ним присоединились епископы: Венедикт [Плотников] и многие другие. Священников было более 60–70 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

161 «Церковный Вестник Западно-Европейской епархии» – журнал, издавался в 1927 – 1940 гг. митрополитом Евлогием Георгиевским. 162 «Возрождение, орган русской национальной мысли» – журнал, издавался в 1925–1940 гг. в Париже. 163 Две последние подписи под актом о вскрытии завещания Святейшего Патриарха Тихона и вступлении в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского], именно: подпись «Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский», и следующая: «Тихон [Шарапов], епископ Гомельский» (59-я и 60-я по порядку) – поставлены этими святителями значительно позже составления и подписания акта присутствовавшими на погребении Святейшего архиереями. Эти иерархи участия в погребении не принимали. Причина отсутствия архиепископа Григория не выяснена; епископ же Гомельский Тихон не был на погребении потому, что, поехав вскоре после своей хиротонии (предпоследней из совершенных Патриархом Тихоном 9(22) марта 1925 г. в храме 40 мучеников у Новоспасского монастыря в Москве) во вверенную ему епархию, тогда же был арестован и находился в заключении в г. Гомеле. Спустя несколько месяцев, появившись в Москве (с подпиской о невыезде из неё), он, при одном из посещений Патриаршего Местоблюстителя, подписал означенный акт. С другой стороны, следует отметить отсутствие подписей под актом некоторых иерархов, находившихся в то время в Москве и, безусловно, присутствовавших на погребении Святейшего Патриарха. Например: 1) митрополита Серафима [Чичагова], бывшего Варшавского иˆ2) епископа Венедикта [Плотникова] Кронштадтского. Объяснить этот факт пока что нам не представляется возможным. 164 См.: Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов 20 столетия – григорианским, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. 2-е изд., доп. Сортавала, 1993. В дальнейшем ссылки на это издание даются в сокращении: Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы. 165 Это послание Патриаршего Местоблюстителя от 15(28) июля 1925 г., представляет собою документ чрезвычайной важности для своего (и ближайшего затем) времени, а кроме того (в широком смысле), явилось, по-видимому, главным основанием к последовавшему в конце того же года аресту его и вечному исчезновению с внешнего церковного горизонта.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Косякова в русском стиле. 15 окт. 1917 г. на углу Бочарной и Богоявленской улиц была устроена и в том же году освящена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Свято-Троицкого об-ва трезвости, приписная к собору и Богоявленской ц. Отпевание жертв Февральской революции в Никольском Морском соборе. Фотография. 1917 г. Отпевание жертв Февральской революции в Никольском Морском соборе. Фотография. 1917 г. В февр. 1918 г. институт морского духовенства был ликвидирован и собор перешел в подчинение епархиального архиерея - сщмч. Вениамина (Казанского), митр. Петроградского и Гдовского. Собор «национализирован» в янв. 1918 г. 7 марта 1919 г. собор был передан по договору в пользование новообразованному приходу. В общем списке прихожан собора и Богоявленской ц. в марте 1919 г. было указано 946 чел., в значительной части - из военнослужащих. Средства на 1 янв. 1919 г. составляли 68 007 р., в т. ч. 46,2 тыс. р.- в процентных бумагах, к-рые вскоре были реквизированы. В 1919 г. церковный дом на углу Б. Екатерининской и Бочарной улиц (впосл. ул. Советская, д. 1) перешел в ведение городских властей, и члены причта с семьями были вынуждены покинуть квартиры. 2 окт. 1926 г. Совет народных комиссаров РСФСР подтвердил национализацию дома. В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров Союза коммун Северной обл. от 7 авг. 1918 г. закрыли обе гимназические и ряд др. домовых церквей в Кронштадте. При этом часть имущества 2 из них (блгв. кн. Александра Невского 200-го пехотного Кронштадтского полка и свт. Николая Чудотворца при муж. гимназии им. имп. Александра II) была передана в Николаевский собор. После закрытия в февр. 1920 г. храма свт. Николая Чудотворца при Морском манеже в собор передали большую часть икон (в т. ч. 3 образа свт. Николая в серебряных ризах), в собор перешел служить бывш. настоятель церкви, ученик прав. Иоанна Кронштадтского свящ. Николай Иванович Ложкин. В дек. 1918 г. скончался прот. Василий Погодин, в янв.-июле 1919 г. настоятелем храма был прот. Виктор Васильевич Плотников (впосл. Венедикт, епископ Кронштадтский, в 1924-1925 управлявший Петроградской епархией, в 1937 расстрелян). При нем 2 июня 1918 г. в соборе служил молебен свт. патриарх Тихон. С 3 июля 1919 по февр. 1920 г. обязанности настоятеля исполнял свящ. Василий Матвеевич Братолюбов, в кон. февр. настоятелем был назначен прот. Павел Иванович Виноградов. В мае 1920 г. на освящение бокового придела собора в Кронштадт в сопровождении прот. Виктора Плотникова и председателя епархиального совета прот. сщмч. Михаила Чельцова приехал митр. сщмч. Вениамин. После освящения придела владыка и его спутники были арестованы ЧК за якобы незаконное пребывание в городе лишний день, но на следующий день отпущены. Также временно арестованному свящ. Павлу Виноградову запретили жить в Кронштадте, и он вынужден был уехать из города. После этого обязанности настоятеля до марта 1921 г. вновь исполнял свящ. Василий Братолюбов.

http://pravenc.ru/text/2566176.html

15(28).08.1920–03(16).06.1933: Венедикт Плотников Кронштадтская (обн.) 28 .02(13.03).1923–1924: Николай Сахаров 1924–1927: 05(18).02.1927–08.1927: Павел Раевский Крутицкая 1920–18(31).01.1922: Евсевий Никольский 01 .1922–1923: Никандр Феноменов 1923–29.08(11.09).1936: Пётр Полянский 29 .08(11.09). 1936–30.01 (12.02). 1944: 30 .01(12.02).1944–06(19).09.1960: Николай Ярушевич Крутицкая (обн.) 1922–1922: Антонин Грановский 05(18).06.1922–23.06 (06.07).1922: Леонид Скобеев 23 .04(06.05).1923– 1924: Александр Введенский 1924–1946: 1946–02.1946: Сергий Иванцов 1946–1949: Филарет Яценко Крымская (обн.) см. Симферопольская (обн.) Кубанская см. Краснодарская и Кубанская Кубанская (обн.) 1922–1923: Иоанн Левицкий 03(16).08.1923–22.02(07.03).1932: Михаил Орлинский 1929–: Герман Никольский Кудымкорская 1929–03(16).04.1931: Илия Бабин Кузнецкая 10(23).01.1924–1924: Никита Прибытков Никон Пурлевский 1928–08(21).10.1928: Никон Соловьёв 1928–1932: Герман Коккель 25 .09(08.10).1929–22.10(04.11).1935: Серафим Юшков 22 .10(04.11).1935–02.1936: Павел Чистяков Кузнецкая (обн.) 1927–1932: Василий Лысенко 1929–1932: Николай Наганов Куйбышевская 11(24).07.1914–1918: Михаил Богданов 1919–1921: Филарет Никольский 1919–1919: Тихон Оболенский, в. у. 1921–: Павел Гальковский, в. у. 1922–1924: Анатолий Грисюк 1923–1923: Пётр Соколов, в. у. 1925–1926: Сергий Зверев, в. у. 1926–1928: Анатолий Грисюк , паки 1928–1933: Александр Трапицын 04(17).10.1933–08(21).05.1935: Пётр Руднев 08(21).05.1935–24.11(07.12).1937: Ириней Шульмин 1937–1939: 12(25).09.1941–26.11(09.12).1941: Андрей Комаров 12(25).12.1941–01.1942: Питирим Свиридов 1942–26.03(08.04).1952: Алексий Пальцын Куйбышевская (григ.) 1929–: Анатолий Левицкий Куйбышевская (обн.) 1923–1924: Алексий Орлов, в. у. 1924–12(25).11.1924: Александр Анисимов 27 .01(09.02).1925– 19.02(04.03).1925: Пётр Сергеев 1926–1928: Александр Анисимов, паки 1928–1935: Андрей Расторгуев, в. у. 1932–23.09(06.10).1937: Василий Виноградов Кунгурская 17(30).03.1924–1927: Аркадий Ершов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

10(23).03.1933–29.07(11.08).1933: Ириней Шульмин, в. y., паки 11(24).08.1933–15(28).11.1936: Серафим Александров 07(20).12.1936–10(23)05.1937: Венедикт Плотников 23 .05(05.06).1937–12.1937: Никон Пурлевский 1937–1942: 13(26).08.1942–30.01(12.02).1944: Андрей Комаров 05 .1944–15(28).12.1945: Иларий Ильин, в. у. 05(18).02.1946–06(19).10.1949: Гермоген Кожин Казанская (обн.) 1922–: Иоанникий Дьячков 1923–1929: Алексий Баженов 1929–1933: 11 .1933–29.07(11.08).1938: Иерофей Померанцев Калининская 20 .03(02.04).1914–1917: Серафим Чичагов 1917–1917: Арсений Смоленец, в. у, в третий раз 1921–1922: Пётр Зверев, в. у. 1922–15(28).06.1928: Серафим Александров 1926–1926: Павел Павловский, в. у. 1928–1934: Фаддей Успенский 1935–1936: 07(20).12.1936–1937: Никифор Никольский 1937–28.10(10.11).1943: Палладий Шерстенников 09 .1943–09.1944: Василий Ратмиров 16(29).10.1944–02(15).05.1945: Рафаил Березин 13(26).08.1945–04(17).03.1950: Арсений Крылов Калининская (обн.) 11 .1922–03.1923: Александр Надеждин 1922–1923: Иоасаф Шешковский-Дрылевский, в. у. 1923– 1923: Модест Никитин 27 .09.(10.10).1923–1926: Игнатий Жебровский 14(27).07.1926–1926: Серапион Сперанцев 1926–1928: Мелхиседек Николев 1928–1933(?): Макарий Торопов 10 .1930–03.1931: Николай Поликарпов 15(28).06.1930–19.06(02.07).1931: Пётр Рождественский – 16(29).04.1931: Сергий Фаворский 14(27).11.1931–13(26).12.1931: Михаил Постников 1932–1933(?): Сергий Андреев 1932–1933: Николай Автокомов 24 .08(06.09).1933–01.1935: Сергий Шубин, в. у. 02 .1935–09(22).04.1936: Иоанн Острогорский 1936–1937: Михаил Постников, паки 09(22).04.1936–01.1940: Сергий Киреев Калужская 06(19).07.1916–16(29).09.1927: Феофан Туляков 1925–1925: Иоасаф Шешковский-Дрылевский, в. у. 16(29).09.1927 –27.06(10.07). 1928: Стефан Знамировский 30 .07(12.08).1928–29.11(12.12).1928: Павел Введенский –16(29).09.1931: Сильвестр Братановский 19 .11.(02.12).1930–30.09(13.10).1931: Павлин Крошечкин, в. у. 30 .09.(13.10).1931–16(29).06.1933: Павлин Крошечкин 16(29).06.1933–23.03(05.04).1934: Димитрий Доброседов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Для захвата церковного управления на местах ВЦУ направило по епархиям пятьдесят шесть уполномоченных, вменив им в обязанность «изгнание монахов, то есть архиереев из архиерейских домов» и захват православных храмов. Обвиняя архиереев в контрреволюционности, уполномоченные подыгрывали властям, и те высылали их из епархий. От управления своими епархиями были устранены видные архипастыри, и среди них митрополиты Новгородский Арсений (Стадницкий) , Казанский священномученик Кирилл (Смирнов), Ярославский святитель Агафангел, архиепископы Крутицкий Никандр, Харьковский Нафанаил. Трагические события произошли в Петрограде. Вернувшись из Москвы в Петроград, протоиерей А. Введенский пытался вовлечь в обновленческую авантюру приблизившего его прежде к себе митрополита Вениамина. 25 мая он предъявил митрополиту «удостоверение» с подписью епископа Верненского Леонида в том, что, согласно резолюции патриарха Тихона, он является членом Высшего церковного управления и командируется в Петроград по делам церковного управления. Митрополит обратил внимание на отсутствие на этой бумаге подписи патриарха и отказался признать «удостоверение». А через день, за воскресной литургией в петроградских церквах зачитано было послание митрополита Вениамина к пастве, в котором священники Введенский и Белков, без воли своего епископа отправившиеся в Москву и принявшие там на себя высшее управление Церковью, отлучались от церковного общения впредь до принесения покаяния. В понедельник в покои митрополита явились представители власти вместе с Введенским: один для ареста архиерея, другой для принятия канцелярии. Введенский подошел к святителю под благословение, но святитель благословения не дал, сказав: «Отец Александр, мы же с вами не в Гефсиманском саду». В обязанности управляющего Петроградской епархией вступил первый викарий митрополита епископ Ямбургский Алексий (Симанский). 10 июня в Петрограде открылся процесс по делу о церковных ценностях. На скамью подсудимых посадили восемьдесят шесть обвиняемых, и среди них митрополита Вениамина, епископа Венедикта (Плотникова), настоятеля Казанского собора протоиерея Н. К. Чукова (впоследствии митрополит Григорий), настоятеля Исаакиевского собора протоиерея Л. К. Богоявленского, архимандрита Сергия (Шеина), председателя правления Совета петроградских приходов профессора Ю. П. Новицкого, членов правления и юрисконсульта Александро-Невской лавры И. М. Ковшарова, профессора В. Н. Бенешевича . Подсудимые обвинялись в причастности к волнениям, которые были учинены при изъятии ценностей из петроградских церквей. Главным свидетелем обвинения выступил протоиерей В. Красницкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @10280@ Подпись к иллюстрации: Еп. Венедикт (Плотников), фото 8 октября 1926 года Размер файла: 73.09 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 28.01.2014 20:51:16 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/10280.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010