В настоящее время я состою приходским священником в с. Бусьне Грубешовского уезда Люблинской губернии. Целуя Ваши и отца Вениамина руки, остаюсь Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Священник Полиевкт Гапанович. Архив РДМ, п. 64, д. 1410. 1 л. 295. Письмо М.И. Капустина 477 к архимандриту Антонину Пермь 3 декабря 1893 г. Помета Антонина: «Иерусалим. 28 декабря 1893 г.» Дорогой и любезнейший братец! Примите от меня с семьей задушевные приветствия с исполняющимся пятидесятилетием служения Вашего Церкви и Отечеству 478 . Помоги Вам Бог и еще много лет в добром здоровье потрудиться в Святой Земле и блистательно продолжать свою авраамлю деятельность к утешению и ободрению многих тысяч наших странников, ищущих религиозного оживления в местах святых. Вместе с тем примите и наши праздничные приветствия, так как письмо это поспеет к Вам не раньше праздников. Глубоко благодарны Вам и за писемко (sic!), с о. Яковом посланное, и разные к нему приложения, им от Вас доставленные. Теперь в фотографических копиях я могу познакомиться почти со всем, что меня особенно интересовало и о чем летом я писал с матушкой игуменией Дорофеей; есть и собор русский, что при Постройках Русских, нет только вида самых Построек, где помещаются самые странники. Не обладая силой воображения, чтобы рисовать что-либо себе по книжным описаниям, и не имея возможности видеть лично, я поневоле очень интересуюсь фотографическими снимками. В числе произведений Вашего фотографа есть много и чудесного, как, например, стереоскопный вид всемирного потопа. (Ужели Ваш фотограф так древен?). Видно, что работано с католических лепных изображений... Вероятно, какой-нибудь знаменитости из скульпторов? Минувший ноябрь увел в могилу нашего представителя Палестинского Общества Д.Д. Смышляева. Здоровье его значительно расстроилось еще в Палестине; прошлым летом он ездил лечиться на Кавказ, и здоровье его начало было поправляться, но затем его постиг удар, а повторительный в ноябре – сразу лишил его языка, а вскоре и сознания. Скончался покойно, так что окружавшие и не заметили минуты его кончины. Неутомимый был деятель нашего края. От имени здешних «Губернских Ведомостей» меня просили обратиться к Вам, доргой братец, и попросить Вас, не поделитесь ли с их редакцией чем-либо из своих воспоминаний о жизни и деятельности покойного в Палестине? Еще до несколько дней до смерти своей покойный был у нас в литографии и говорил что-то о Вашем письме к нему с Марьей Петровной, которого он понять не может, но так как кверху он не поднял, то я его и не видал тогда; сбирался было съездить к нему, как услышал, что он уже покоен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance КАДРЫ: иерей Дмитрий СВЕРДЛОВ 4 мин., 20.11.2009 Родился в Москве в 1972 году. Окончил Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова по специальности «экономист-математик». Работал специалистом по корпоративным финансам. Учился в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и принял сан. В 2009 году исполняется десять лет c момента его рукоположения. В настоящее время — «настоятель стройплощадки» храма во имя апостолов Петра и Павла в деревне Павловское Домодедовского района Московской области. Что снимает «Есть такой тип человека с фотоаппаратом — " православный фотограф " , он сосредоточен на съемке батюшек, церквей и крестных ходов... Я бы хотел видеть свои творческие интересы шире. Если не забывать о том, что мир создан Богом и что человек — Божье творение, пусть и искаженное, то снимать можно (и нужно) все, что есть в Божьем мире... Можно снять храм в закатном солнце, и это будет красиво. И, как говорится, " правильно " . А можно увидеть фрагмент отвалившейся новой штукатурки на стене этого храма, через который открывается необычный рисунок старой кладки. Увидеть и снять только этот фрагмент, но тогда не будет виден весь красивый храм. И это будет, наверное, в чьем-то представлении не совсем " правильно " . Но тем не менее красиво. И там, чуть глубже, в контрасте неровного шва белой штукатурки и темно-красного кирпича можно увидеть, например, вечную борьбу нового и старого… А увидев, посетовать на халтурный дух века сего, когда отваливается совсем новая штукатурка… Или задуматься, что из них сильнее: новое или старое? В данном случае, видимо, старое, если, вопреки штукатурке, виден кирпич… А может, все-таки сильнее новое, если все равно эта брешь рано или поздно будет заштукатурена, и тогда вековой кирпич скроется, уже окончательно и надолго... Почти не могу снимать " просто красивую фотографию " : виды, пейзажи, архитектуру — общим планом. Хотя люблю ее смотреть. В сюжете, в композиции я ищу парадокс, сочетание несочетаемого».

http://foma.ru/kadryi-ierej-dmitrij-sver...

Власти арестовали отца Сергия 28 сентября 1937 года. Отслужив литургию на престольный праздник в храме великомученика Никиты в селе Кабаново, где незадолго перед этим был арестован его друг протоиерей Василий Максимов , он вернулся домой. Глубокой ночью кто-то постучался в окно. Отец Сергий давно ждал этого часа и спокойно сказал: «Это за мной». Затем он встал, оделся и открыл дверь. В дом вошли трое сотрудников НКВД. После обыска один из них сказал: «Ну, собирайтесь. Берите всё теплое». Дети и бабушка заплакали. Отец Сергий попрощался со всеми, всех благословил и ушел. Арест отца вызвал у детей нервное потрясение: дочь Лидия, выскочив на улицу, безотчетно стала кричать «караул», не в силах справиться со своим состоянием и остановиться. Сотрудники НКВД, чтобы утихомирить девочку, стали стрелять в воздух. Первое время после ареста отец Сергий находился в тюрьме в городе Покров; бабушка и дети привозили ему туда продукты и вещи. Однажды священник передал им из тюрьмы белье и прядь своих волос, и дети поняли, что их отца остригли. Вскоре отца Сергия перевели в Таганскую тюрьму в Москве. Были допрошены свидетели. Один из них, фотограф Цветков, показал, что «Скворцов, используя сан священника, часто проводит беседы с верующими» . Секретарь сельсовета в Дрезне сказал о священнике: «Скворцов среди верующих и граждан поселка Дрезна проводит антисоветскую агитацию, группируя вокруг себя активных церковников. Он поддерживал связь с арестованным недавно попом кабановской церкви Максимовым. Скворцов весной этого года около сельсовета в антисоветском духе заявлял: “Плохо стало верующим. Советская власть с нас берет великие налоги. Хотя государство и говорит, что оно не вмешивается в церковные дела, что Церковь отделена от государства, а все же нас притесняет”» . Выслушав зачитанные ему показания свидетелей, отец Сергий не согласился с ними и потребовал от следователя, чтобы ему была устроена очная ставка, но следователь ему в этом отказал. 3 и 4 октября 1937 года следователь допросил священника.

http://fond.ru/kalendar/334/sergiy/

Календарь – изобретение тысячелетней давности, спутник человечества во все времена его истории. По своей природе календарь обладает практическим значением, но при этом имеет астрономический, т.е. небесный аспект и вневременной, связывая прошлое, настоящее и будущее. Издатели календаря, – художник-фотограф А.Г. Елфимов, редактор В.М. Петров, художник-дизайнер Е.Г. Метченко, – понимают историческое значение своей работы. В наступившем году это более ответственно, так как 2023 год в Тобольске объявлен годом М.С. Знаменского. Имя Михаила Степановича Знаменского, будучи накрепко связано с Тобольском, не широко известно в современной России. Этого много одаренного человека, иконописца, художника, сибирского краеведа, мемуариста интересовала история всей России, которую он в полной мере отразил через исследования судеб сосланных в Тобольск декабристов и события своего времени. Сын священника М.С. Знаменский, выпускник Санкт-Петербургской Духовной семинарии, 190-летие со дня рождения которого будет отмечаться в Тобольске 26 мая нынешнего года, был человеком образованным, ответственным, высоко нравственным. Он знал многих ссыльных, как и его отец, друживший с находящимися в сибирской ссылке декабристами, особенной с семьей Фонвизиных. Это важная промыслительная связь, ведь Наталья Дмитриевна Фонвизина – та женщина, которая подарила находящемуся в своей ссылке Ф.М. Достоевскому Евангелие, изменившее многие представления будущего великого русского писателя об истинных ценностях жизни. М.С. Знаменский оставил портреты многих декабристов, он общался с автором знаменитого «Конька-горбунка» П.П. Ершовым. Он проводил раскопки в исторических окрестностях Тобольска, исследовал путем экспедиций крайний Север, оставил личные воспоминания о декабристах в записках «Исчезнувшие люди», «Тобольск в 40-х годах» и материалы о Якушкине, где использованы письма декабристов к отцу художника. Исторические очерки М.С. Знаменского интересны также и тем, что в них много описаний видов Тобольска и его окрестностей, много бытовых подробностей, которые могут служить источником для изучения Тобольска второй половины XIX века.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/09/...

Мне вообще кажется странным говорить о таких понятиях, как «православная живопись», «православная графика». Да, есть библейские сюжеты, которые всегда были определяющими в истории искусств, но это общекультурные ценности! Васнецов и Врубель приглашались к росписи соборов, но мы же не назовем Врубеля исключительно православным художником! Мы можем определять его не по вере, а по творческим качествам, потому что вера — внутреннее состояние человека, не прописанное в биографии и явно не отмеченное в произведениях. Так же обстоит дело и с фотографиями. Да, выставка может быть православной — но по существу, а не по букве. Тут, скорее, можно говорить о взгляде человека на мир. Ведь самый красивый объект можно снять по-разному: можно со стороны заднего двора, где не убрали мусор после ремонта, а можно во время самого ремонта — передать красоту возрождающейся святыни. Можно показать лица людей, которые в этом участвуют, измученными, изможденными работой, а можно — светлыми и вдохновенными. Вот что важно! Безусловно, есть ряд художников, которые декларируют себя именно «православными». Но используют они этот термин или искренне так считают — вопрос неоднозначный. Давайте вспомним, как мы жили лет двадцать назад. Например, в Санкт-Петербурге на Охте был выставочный зал Союза художников СССР, и однажды там готовилась большая выставка, в которой участвовали довольно известные художники. В те времена экспозицию обязательно принимали высокопоставленные чиновники из отдела культуры обкома и горкома партии, и как только они заметили на одной из живописных работ изображение храма — выставку закрыли. Об этом много писали, об этой «выставке 13», которая так никогда и не открылась… И вдруг все это разрешено! Сегодня никто тебе не запретит поехать в любой монастырь, и тебя там примут, ты можешь пожить, поговорить с людьми — и не запечатлеть это невозможно. И вот мы видим все новые и новые появляющиеся серии «православных фотографий». Бывает, что такие фотографы оказываются просто неофитами, только что пришедшим к вере и в определенном смысле зацикленными на связанных с религией вопросах. Со временем это проходит, они начинают видеть мир уже своей душой и талантом без непременного позиционирования «Я православный — вот вам храм, я православный — вот вам священник…» В такой «православной подаче», в принципе, нет ничего особенного. Это для художника просто прием, на котором он решил поработать: допустим, фотографировать только храмы. Причины могут быть разными. Кто-то по наивности считает это единственно правильным и нужным, и остается надеяться, что дальнейшее творческое развитие у него пойдет вглубь и вширь. А для кого-то это всего лишь конъюнктура. Так, у нас на Невском проспекте стоят художники и продают иностранцам свои не всегда высокохудожественные картины с видами красивых петербургских соборов, это просто конъюнктура рынка, такой прием может использовать и так называемый православный фотограф, который и христианином при этом может не быть.

http://foma.ru/rasskaz-o-planete-radosti...

……………………………………………. Александр БЛЫТУШКИН Клайпеда ПАНОРАМНАЯ ГРУСТЬ Я уехал из Красноводска в 1966 году, пару раз наведывался, до Великого Развала... Покинувшим Красноводск посвящается... Вот она - панорамная грусть: Покидается город любимый, За кормой - Красноводск. Я вернусь,- Думал всякий, судьбой уносимый. И когда, позади много лет, Там твои разобрали причалы, Ты уже не находишь ответ: Что вослед тебе чайки кричали... Всяким был Красноводский залив: Кто – тонул в нём, а кто-то спасался. С ним, невольно друзей поделив, Я в штормах тех жестоких остался. Эх, фотограф, на снимке твоём Бьётся память в кильватерном следе И идёт от винтов буруном Наша юность к заглавной победе... Я судить никого не берусь И меня, господа, не судите: У меня - панорамная грусть И ещё - жар, от солнца в зените. ……………………………………………. Самоилас ЛОРМАНАС Вильнюс РОДИНА... Как часто, в снах приходит Украина, Родные,- город, улица и дом, Зачем, тогда, любимые покинул, Нередко сожалею я о том? Ты славный Овруч, в памяти навечно, И на слуху, певучий говор твой, А песни я, в кругу друзей, конечно, Пою,- хоть и не звучен голос мой. Вот школа, что находится у парка, Где я орла, воронами кормил, Картины проявляются так ярко, Это ведь я,- там рос, учился, жил. Дом пионеров, променаж до танка. Учёба в школе и прощальный бал, Жизнь, думаю,- не скатерть самобранка, Со временем я много повидал. Учился и работал, вновь учился, Метался и по странам, городам, Но где бы след судьбы моей не вился Я первенство, лишь Овручу отдам. Чего - то, по пути мы достигаем, Приобретаем блага и посты, Но Родина,- тебя не забываем, К себе, всегда магнитом тянешь ты. ……………………………………………. МЫ ДЕТИ 1941 ГОДА… Война, наш поезд мчится на восток, Бомбёжки и обстрелы с самолётов, Я в чреве матери, как маленький росток, Но чувствую падения и взлёты. И лязг металла, грохот взрывов бомб, Слышу людей отчаянные крики, Ну, нет на войны подходящих пломб. Вонзаются в тела пули, как пики. Наш машинист упрямо держит путь, В его руках тела наши и души,

http://ruskline.ru/opp/2022/06/02/v_vile...

И иконы, и картины – это духовный труд. Как Вы к этому относитесь? Труд – это когда каждый день. Пианист должен каждый день играть, а художник должен каждый день рисовать, писать. Совместить здесь очень сложно. Поэтому лучше чем-то одним заниматься. Я нашел себе занятие. Я начал снимать фильмы, четыре или пять фильмов сделал и понял, что мне это просто не по силам. Потому что мне приходилось все самому делать – и снимать, и монтировать, и музыку подбирать. Кино – это все-таки коллективная работа. И я стал писать. Когда-то в детстве, в молодости, я пьесы писал, что-то вроде повестей. И вот решил к этому вернуться. Сейчас написал и издал несколько книжек, и своих, и других людей. Фантазировать я не умею и не хочу. Я стараюсь собрать то, что меня окружает. А так как я не очень общительный человек и, как Шукшин, собирать образы вокруг себя и потом переносить их в свои книги я не умею, – поэтому я только свое мнение по какому-либо поводу могу выразить. Какие книги Вы пишете? В последние годы я сделал книгу «Под покровом Божьей Матери. Страницы жизни протоиерея Сергия Вишневского». Батюшка здесь, недалеко служил, и мы с ним дружили. А раньше он в Москве был настоятелем храма Знамения Божией Матери около «Рижской», рядом с которым я тогда жил. Так что я давно его знал и слушал его проповеди. И оказалось, что он вел дневники, и я сделал книгу о нем. И потом так получилось, что издали мои дневники лет за двадцать. Начали издавать, и я стал их дальше писать – в подражание писателю Лоренсу Стерну, который всю свою жизнь издавал одну книгу, прибавляя к ней новые главы. Он, кстати, тоже был священником, но еще и своим литературным трудом зарабатывал. Я тоже в какой-то степени этим зарабатываю деньги для храма. Называются мои дневники просто – «Книга». Вышло уже три толстых тома. Издали также книгу моих воспоминаний о Балабанове – «Книга о горе-зло-счастье по Алексею Балабанову». Так что, пока Господь дает силы, – надо делать, что можешь… Фотограф: Владимир Ходаков В материале также использованы снимки из открытых источников

http://pravoslavie.ru/133249.html

Желание Владыки было, чтобы монастырь наш приближался к типу общежительных монастырей. Особенное внимание Владыка обращал на целомудрие, нестяжание и полное отсечение своей воли. Абсолютное послушание и смирение он считал первым условием для поступления в обитель. В своем слове при открытии обители митрополит Паисий отметил упадок болгарского монашества и выразил пожелание, чтобы наш монастырь влил новую струю в монашескую жизнь в Болгарии. А епископ Парфений сказал, что в Болгарии нет общежительных монастырей, и пожелал, чтобы открытие нашей обители явилось бы почином и примером для открытия таковых же болгарских обителей. Дай Бог нам хотя бы в малой степени оправдать надежды болгарских иерархов. С самого открытия обители у нас совершается ежедневно Божественная литургия, что является нашим величайшим утешением. Службы совершает старый валаамский монах, беженец из Югославии, который учит сестер монастырскому уставу. Всем посетителям очень нравится наш храм, а нам он кажется просто раем. Сестры несказанно счастливы тем, что мы имеем монастырь, о котором мы не смели и мечтать и который никогда не получили бы без отеческой помощи Вашего Святейшества. Все сестры ежедневно с благодарностью молятся о Вас Богу, испрашивая Вам здравия и благоденствия еще на многие годы в Вашем многотрудном служении. Подаренная Вашим Святейшеством икона Козелыцанской Божией Матери поставлена в прекрасный киот и лежит на аналое посреди нашего храма. А камешек Преподобного Серафима Саровского является святыней нашей обители в день памяти святого Серафима после Божественной литургии мы служили водосвятный молебен, обливали камешек святой водой и раздавали ее верующим. Умирая Владыка вверил нашу обитель Покрову Пречистой Божией Матери и покровительству Вашего Святейшества. Вот почему нам было особенно дорого в знаменательные дни открытия монастыря получить Ваши такие сердечные телеграммы, которые нас несказанно утешили. Мы надеемся, что Вы и впредь не оставите нас своим покровительством. Посылаем Вашему Святейшеству альбом с фотографиями нашего храма и сестер обители, которые, к сожалению, очень задержал фотограф.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Росписи алтаря, потолка и стен производились по эскизам Карла Брюллова. Заводовладельцы не жалели для храма ни самоцветов, ни серебра, ни золота. Симеоно-Аннинский собор был украшен потомками А.Ф.Турчанинова поистине со столичным размахом. Дело своего деда продолжил Павел Дмитриевич Соломирский – внук А.Ф. Турчанинова, сын Наталии Колтовской, старшей дочери заводчика. Полковник лейб-гвардии гусарского полка, а позже генерал-майор П.Д. Соломирский был хорошо знаком с А.С. Пушкиным. Однако более близок был другому великому поэту – своему сослуживцу М.Ю. Лермонтову. Вступив во владение заводами в 1847 году, П.Д.Соломирский был вынужден подолгу находиться в Сысерти, ввиду сложного положения заводского хозяйства. Занимаясь заводскими делами, П.Д.Соломирский не забывал и о благоукрашении Симеоно-Аннинского храма. Благолепное существование храма продолжилось и при сыне П.Д.Соломирского Димитрии. Это был истинный доброделатель, истинный меценат. Дмитрий Павлович был не просто щедрым благотворителем, но, будучи высокообразованным человеком, он прославился как орнитолог, музыкант, фотограф, коллекционер. Симеоно-Аннинский храм по архитектурной стилистике был выполнен в стиле «позднего Петровского барокко». Объемно-пространственная композиция каменного церковного здания представляла собой каноническую схему, по подобию других греческих и российских церквей. Предполагается, что проект для строительства А.Ф.Турчанинов лично, по своему вкусу и разумению, подбирал в Санкт-Петербурге. Симеоно-Аннинский собор был коронован. Шатровый купол венчала корона с золотым крестом. По преданию, в этой короне могли поместиться до семи человек. Шатровый беспотолочный купол был уникальным в своем роде. В городе Жостин (Северная Испания) существует церковь с таким же потолком, какой был в Симеоно-Аннинском храме: выгнутый бесподпорковый свод является гордостью жителей этого города. А у нас – о таком же уникальном шатре, который был в Сысерти, и поныне ничего не знают… Корона с золотым крестом венчала и многоярусную 50-метровую колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=11418

«Филипп начинает насылать на нас своих заимодавцев. Один уже подал прошение в палату, что из сего произойдет затруднение и неприятность», – с тревогой и возмущением писал Филарет 10 ноября в лавру. Предметом особой гордости владыки было то, что, став архиереем, он обрел возможность не прикасаться собственными руками к деньгам, и если надо, всегда мог дать приказ своим келейникам выдать такому-то столько и столько. Но при этом он не настолько пренебрегал деньгами, чтобы не вести им счет, и всегда внимательно следил, как бы его не облапошили. А тут такая неслыханная наглость со стороны Филиппа! Я, мол, сделал долги, а ты оплати! Но не мог он и не понимать, что тут кроется некий особый смысл, просто так юродивый ничего не делает. Говоря всем: «Ступайте к владыке Филарету, он теперь со всеми долгами рассчитывается», юродивый схимонах намекал на некий расчет по высшему разряду. В свои последние дни человек отдает последние долги миру... Случайно ли, что в закатных лучах Филаретовой жизни мелькает беспокойная и взбалмошная тень юродивого? Случайно ли, что даже самые последние строки, написанные Филаретом, посвящены Филиппу? «Обратите внимание, чтобы твердо и осторожно составлена была резолюция по прошению заимодавца Филиппова. Могут встретиться затруднения по сему делу; и за сим могут прийти подобные». Случайного ничего не бывает. В эти последние дни как раз и запечатлел Филарета фотограф, и снимок, который не может не вызывать восторга, был сделан накануне ухода в мир иной! В последнем своем письме архимандриту Антонию владыка тоже выразил восторг: «Портрет, как я и прежде сказал, при избытке украшений, кажется мне гордым». Судя по всему, это похвала, поскольку далее он прибавляет: «Чем бы поблагодарить фотографа?» А тем временем уже приближалось очередное девятнадцатое число, выпадавшее на воскресенье. Один из почитателей, пришедших навестить владыку в эту последнюю неделю, передал ему просьбу одной дамы разрешить ей явиться к нему под благословение. – Пусть приедет, – сказал Филарет, – только прежде девятнадцатого числа. Наступила суббота 18 ноября. В тот день владыка сказал своему келейному иеродиакону Парфению: – Завтра я буду служить литургию в своей домовой церкви, приготовь все к служению. Старый келейник решил возразить: – В таком случае, владыко, вы утомитесь и не сможете, пожалуй, служить во вторник, а ведь будет праздник, Введение Богородицы. – Это не твое дело, – сердито ответил Филарет. – А иди и скажи всем, что я завтра служу... Читать далее Источник: Сегень А. Ю. С 28 Филарет Московский/Александр Сегень. - М.: Молодая гвардия, 2011. - с: ил. - (Жизнь замечательных людей: сер. биоф.; вып. 1310). ISBN 978-5-235-03425-9 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010