Святая великомученица Екатерина жила в египетском городе Александрии, была дочь очень знатных и богатых родителей и отличалась необыкновенным умом и красотой. Еще в молодости она изучила все науки и славилась своею ученостью. Когда наступило время замужества, мать и родные Екатерины советовали ей выйти замуж; но Екатерина решила остаться девицей и, желая отклонить от себя замужество, говорила родным: «найдите такого молодого человека, который был равен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости; только за такого жениха я выйду замуж». Видя непреклонность своей дочери, мать решилась испытать еще одно средство: будучи тайной христианкой, она обратилась к хорошо ей знакомому христианскому священнику, и привела к нему свою дочь. Благочестивый священник во время беседы с ней пожелал познакомить ее с христианской верой и сказал ей, что он знает Юношу, Который гораздо знатнее, богаче, красивее и умнее ее. Екатерина попросила священника, чтобы он показал ей Этого юношу. Тогда старец дал ей икону Божией Матери с Младенцем Иисусом и сказал, чтобы она дома усердно помолилась пред этой иконой, и тогда увидит Этого Юношу. Екатерина взяла икону и долго дома молилась пред ней, так что от утомления уснула. Во сне она увидела Божию Матерь и Младенца Христа, как Они изображены были на иконе; лицо Младенца было озарено сиянием, но Екатерина не могла Его увидеть, ибо Он отворачивал от нее Свое лицо, несмотря на все ее старания увидеть Его. Тогда Божия Матерь спросила Младенца: «скажи этой девице, что ей делать, чтобы увидеть Тебя». – «Пусть идет к тому же старцу, который дал ей икону, и он научит ее, что ей делать», – отвечал Младенец. Проснувшись, Екатерина пошла опять к тому священнику; он научил ее христианской вере и крестил ее. Вернувшись домой Екатерина опять молилась пред иконой и во сне опять увидела Божию Матерь с Младенцем на руках; теперь Младенец смотрел на Екатерину с великою кротостью и любовью. «Угодна ли Тебе, Сын Мой, эта девица?» – спрашивала Божия Матерь. «Да», – отвечал Младенец,– она теперь богата, прекрасна, мудра и славна». После сего Екатерина стала твердой и ревностной христианкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

В XV в. в Е. в. м. сокращается число монахов: Перо Тафур в 1435 г. говорит о 50-60 иноках, авторы 70-80-х гг.- о 30-40, в 1497 г. А. фон Харф застал в мон-ре 8 чел. ( Порфирий (Успенский). Синайская обитель. 1848. С. 185-186; Норов. 1878. С. 105-106; Eckenstein. 1921. P. 166-167; Mouton, Popesku-Belis. 2006. Р. 31). Паломники пишут об убогости мон-ря. По нек-рым данным, монахи на время покидали мон-рь, как, напр., в 1479 г. Серебрянная рака для мощей вмц. Екатерины. Дар царевны Екатерины Алексеевны. Россия. 1689 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Серебрянная рака для мощей вмц. Екатерины. Дар царевны Екатерины Алексеевны. Россия. 1689 г. (мон-рь вмц. Екатерины) Одной из наиболее сложных проблем для Е. в. м. были отношения с окрестными бедуинскими племенами. Помимо монастырских «рабов» среди синайских бедуинов существовала группа «благородных» племен - аль-Аиз (XIII-XVI вв.), Аулад Али (упом. в XV в.) и ряд др., считавших себя «стражами» или «покровителями» мон-ря и требовавших за это дань с монахов и паломников. По обычаю, Е. в. м. ежедневно кормил сотни бедуинов, выдавая им хлеб и др. продукты. Эта практика описана в источниках мамлюкской и османской эпох, однако, несомненно, сложилась значительно раньше. Также давнюю историю имели конфликты мон-ря с его бедуинским окружением. Уже в декретах айюбидских султанов 90-х гг. XII в. говорится о защите монастырского имущества от посягательств бедуинов. Прошения синайских монахов, адресованные правителям Египта на протяжении свыше полутысячи лет, отличаются исключительным однообразием - это жалобы на захват бедуинами тех или иных монастырских подворий-оазисов, на грабежи бедуинами караванов, доставляющих припасы в мон-рь, споры с бедуинскими шейхами о владении пальмовыми рощами. Издавались десятки султанских указов в подтверждение владельческих прав Е. в. м., однако обилие подобных документов свидетельствует об их низкой эффективности. Мамлюкские власти фактически не контролировали пустынные районы Синая, остававшиеся во владении воинственных бедуинов.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Двадцать четвертый день. Поучение 2-е. Святая великомученица Екатерина. (Обручение со Христом души христианской). I. Св. дева Екатерина, ныне ублажаемая, славилась богатством, умом и красотой. Язычество, в котором она воспиталась, не удовлетворяло ее ни своими верованиями, ни обычаями. Много было искателей ее руки; но она отказывала, отвечая, что выйдет только за такого жениха, который бы не уступал ей ни образованностию, ни наружностью. Узнал это один старец, христианин, и, вступив с нею в разговор, сказал, что есть жених, который несравненно превосходит ее и мудростию и красотою. Она стала просить, нельзя ли его видеть. И вот, молясь пред иконою Богоматери с Предвечным Младенцем, которую дал ей старец, она заснула и видит во сне Царицу небесную и Божественного Ея Сына. Сколько ни старалась она рассмотреть Его, Он отвращал от нея лице Свое, и сказал, что она недостойна, чтоб Он смотрел на нее. Как только настало утро, Екатерина поведала старцу свой сон и печаль свою. Он преподал ей подробные наставления в вере, и она приняла крещение. Возвратившись домой, она долго молилась, заснула и снова видит то же явление; но Иисус Христос, милостиво смотря на нее, сказал Своей Пречистой Матери: «теперь хочу, чтоб она была невеста Моя». Божия Матерь взяла ее руку, и Спаситель возложил ей на палец драгоценный перстень. Проснувшись, она к удивлению нашла данный перстень на руке своей, и уже о том только помышляла, чтобы сохранить верность небесному Жениху. Ни убеждения, ни соблазны, ни угрозы, ни мучения не могли преклонить ее к отступничеству. Изнеможенная страданиями, покрытая ранами, она брошена была в темницу, куда голубица приносила ей пищу, и где Сам Жених небесный, окруженный ангелами, явился ей и, исцелив ее, сказал: «не бойся: Я всегда с тобою»! II. а) Да не подумают однакоже, что обручение со Христом есть отличительный признак только св. мучениц и девственниц – подвижниц; напротив, это есть украшение, это есть обязательство каждой души христианской, истинно верующей. Апостол пишет к коринфянам: «обручил я вас единому мужу, чтобы представить вас Христу, как чистую деву» ( 2Кор. 11, 2 ). Но между христианами коринфскими были люди всякого пола и возраста. Как же он их обручил? Преподал им залог веры, раскрыл пред ними божественное достоинство Жениха небеснаго, богатство славы Его, и вечное блаженство душ обручившихся Ему; а от них взял обещание, что они пребудут верны Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать четвертый день. Поучение 3-ое. Св. великомученица Екатерина. (Можно ли верить всякому сну?) I. В жизни св. великомученицы, ныне прославляемой, есть одно весьма замечательное событие. Будучи язычницей, она увидела однажды следующий сон: она увидела во сне Царицу небесную и Божественного Ея Сына. Сколько ни старалась она рассмотреть Его, Он отвращал от нея лицо Свое, и сказал, что она недостойна, чтобы Он смотрел на нее. Лишь только настало утро, Екатерина рассказала этот дивный сон одному христианскому старцу – священнику, который, преподав ей учение христианской веры, предложил ей креститься. Эго она с радостию исполнила. На другой день св. Екатерина снова видит сон, но уже в другом виде: Иисус Христос, милостиво смотря на нее, сказал Своей Пречистой Матери: «теперь хочу, чтобы она была Моя невеста». Божия Матерь взяла ее руку, и Спаситель возложил ей на палец драгоценный перстень. Проснувшись, она к удивлению нашла данный перстень на руке своей и с тех пор всею своею жизнию – мыслями, словами и делами служила своему небесному Жениху, за Которого она и пострадала, удостоившись венца великомученицы. Рассказанные здесь сновидения св. великомученицы, очевидно, посланные ей силою призывающей и спасающей благодати Божией, наводят нашу мысль на вопрос: можно ли верить всякому сну? Вопрос этот заслуживает того, чтобы посвятить на размышление о нем несколько минут. II. Сновидения бывают трех родов: одни из них происходят от Бога или добрых ангелов, как то мы и видели из жизни св. великомученицы Екатерины, другие от ангелов злых или диавола, а третьи – сны обыкновенные, от природы. а) Наши сны, какие видим мы каждую ночь, бывают большею частию обыкновенные: нам грезится большею частию то, что мы видим или слышим в обыкновенной нашей жизни, и потому-то у богача напр. бывают свои сны, каких не видит бедняк; у бедняка – свои, каких не видит богач; у женщин – свои, у детей свои, и пр. и пр. Само собою разумеется, что таким снам верить не должно, потому что – чему тут верить? – Многие скажут, что «бывает «иногда», что сны и исполняются точно так, как толкуют их». – Правда, что и бывает, да только бывает «иногда», а не всегда. А если бы каждый наш сон должен был что-нибудь значить, то не «иногда», а всегда должен бы он был исполняться на деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мать Екатерины, тайная христианка, привела ее к своему духовному отцу, сирийскому монаху. Побеседовав с девушкой, старец решил открыть ей веру во Христа. Он рассказал Екатерине, что знает Юношу, превосходящего ее во всем. Старец дал ей икону, изображающую Богородицу с Младенцем Иисусом на руках, и научил молитве, в которой Екатерина должна была попросить Деву Марию показать ей чудесного Юношу – Ее Сына. Просьба девушки была исполнена: в ту же ночь Екатерина увидела во сне Богородицу с Младенцем на руках. Однако Младенец отворачивался от Екатерины, не желая смотреть на особу, по Его словам, нищую, худородную, безобразную и безумную – как и любой человек, не омытый водами святого крещения . Проснувшись, опечаленная Екатерина пошла за советом к старцу. Просветив ее в вере, монах совершил над Екатериной таинство крещения. Поздние редакции жития святой рассказывают, что после этого она снова увидела во сне Богоматерь с Младенцем, Который теперь смотрел на Екатерину ласково и вручил ей перстень в знак обручения с Небесным Женихом. После пробуждения девушка обнаружила перстень у себя на пальце. Свидетельница веры Через некоторое время в Александрию на языческое празднество прибыл император. Какой именно – точно неизвестно. Это было время тетрархии – правления четырех императоров одновременно, и за период с 305 по 312 гг. Римской империей управляли ни много ни мало девять императоров. Чаще других называют Максимина, Максимиана и Максенция (возможно, эта путаница происходит из-за сходства имен), но наиболее вероятно, что это был Максимин II Даза (или Дайа). Во-первых, он был цезарем, а позднее августом восточной части империи, куда входил и Египет, во-вторых, вошел в историю прежде всего как необузданный и жестокий гонитель христиан. Екатерина решила убедить императора в ложности языческой веры и донести до него правду о Христе. С этим она явилась во дворец – для знатной особы это было возможно. Император был поражен ее красотой и умными речами, а поскольку сам был не готов к подобному спору, пригласил во дворец пятьдесят мудрейших философов и риторов, которые должны были убедить девушку отречься от христианства. Однако Екатерина с легкостью победила их, доказав ничтожество римских богов. После поражения в диспуте ученые были приговорены к сожжению на костре. Перед казнью они приняли христианскую веру, и останки их были обнаружены не тронутыми огнем, после чего еще многие уверовали во Христа. Мученичество

http://pravmir.ru/svyataya-velikomucheni...

В Фонде социально-культурных инициатив пройдет пресс-конференция, посвященная презентации фильма о русском православном храме в Риме 21 февраля 2011 г. 18:35 22 февраля 2011 года в Москве в Фонде социально-культурных инициатив (ул. Б. Ордынка, д. 70) состоится пресс-конференция, посвященная презентации документального фильма «Русский дом на берегах Тибра». Фильм создан Московской студией документального кино «Единая медиа группа» в 2010 г. Автор и режиссер — В. Гасанов. Картина «Русский дом на берегах Тибра» рассказывает о появлении православного храма в честь святой великомученицы Екатерины в Риме. История строительства храма неразрывно связана с историей России, с судьбами великих русских людей. Об истории христианства и судьбе Православия в Италии рассказывает в фильме известный историк М. Талалай. Строительство храма стало возможным благодаря различным формам участия простых людей, видных государственных и религиозных деятелей, деятелей культуры и искусства, бизнесменов. Одной из организаций, поддержавших строительство храма, стал Фонд социально-культурных инициатив, который и сегодня принимает активное участие в культурно-просветительской деятельности храма св. вмц. Екатерины. В пресс-конференции примут участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в РФ Антонио Дзанарди Ланди, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк , вице-президент Фонда социально-культурных инициатив Т.В. Шумова, благотворитель проекта В.С. Геворкян, члены попечительского совета храма святой великомученицы Екатерины, а также представители Министерства культуры РФ . Ожидается участие представителя Ватикана. Фонд социально-культурных инициатив — некоммерческая организация, целью которой является поддержка государственных и общественных инициатив в социальной, культурной и благотворительной сферах. Президентом Фонда является супруга Президента Российской Федерации, попечитель национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». С.В. Медведева. Телефон для аккредитации журналистов: (495) 627-57-32. Начало в 14.00. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1413875.ht...

На выставке представлены тематические фотографии, подобранные Россотрудничеством и Государственным историческим музеем, собрание книг, посвященных истории христианского просвещения на Руси, а также живописные полотна Натальи Царьковой — официального художника-портретиста Ватикана, прихожанки Екатерининского храма. 1 октября. ПРАВМИР. В Российском центре науки и культуры в Риме проходит выставка, посвященная 1025-летию Крещения Руси, сообщает  сайт Екатерининского прихода в Риме . В организации приняли участие Посольство Российской Федерации в Ватикане, Федеральное агентство по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и приход храма святой великомученицы Екатерины в Риме. На выставке представлены тематические фотографии, подобранные Россотрудничеством и Государственным историческим музеем, собрание книг, посвященных истории христианского просвещения на Руси, а также живописные полотна Натальи Царьковой — официального художника-портретиста Ватикана, прихожанки Екатерининского храма. В ходе церемонии открытия выставки к собравшимся обратились Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Ватикане А.А. Авдеев и настоятель храма святой великомученицы Екатерины архимандрит Антоний (Севрюк). Выступавшие напомнили о значении события Крещения Руси для истории Русского мира, о влиянии Православия на формирование языка, письменности, культуры славянских народов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/vystavka-posvyashhenna...

Он сошел на землю и сделался Сам человеком для спасения нашего». Максимин заключил ее в темницу за неуважение к богам. Затем он велел собрать ученых, чтобы разубедить девицу, но они не могли противостоять ей в слове и признали себя побежденными. Царь не оставлял однако намерения убедить Екатерину и старался прельстить ее дарами и обещаниями почестей и славы. Но Екатерина отвечала, что одежда мученицы для нее краше царской багряницы.    Между тем Максимин по делам удалился из города. Царица Августа, жена его, много слышавшая о дивной красоте и мудрости Екатерины, пожелала видеть ее и, по ее убеждению, приняла веру христианскую.    Когда царь возвратился, то снова послал за Екатериной. Твердость святой исповедницы снова возбудила его злобу; он велел принести колесо с острыми зубцами и грозил привязать ее к этому страшному орудию казни; но и угрозы не устрашили Екатерину. Тогда царь велел предать ее этой ужасной казни, но едва только началось мучение, как невидимая сила сокрушила орудие муки, и святая Екатерина стала невредима.    Царица Августа, услышав о случившемся, вышла из дворца своего и стала укорять мужа, как он смеет бороться с Самим Богом. Царь страшно разгневался и повелел умертвить жену свою.    На другой день царь в последний раз призвал Екатерину и склонял ее к замужеству, но и это было напрасно. Видя тщету усилий своих, царь велел предать ее смерти, и воин отсек ей голову (память ее 24 ноября). Великомученица Варвара и мученица Иулиания    Святая великомученица Варвара родилась в Илиополе Финикийском. Отличаясь дивною красотою, по желанию отца своего Диоскора она жила вдали от родных и сверстниц, с одною наставницею и несколькими рабынями в башне, которую отец нарочно для нее построил. Башня эта стояла на высокой горе, с которой открывался прекрасный вид на далекое пространство. «Кто сотворил все это?» – спросила она у своей наставницы. «Наши боги», – отвечала та. Святая Варвара не удовлетворилась этим ответом. После долгого собственного размышления об этом она пришла к мысли об едином Творце мира, неизъяснимая радость наполнила ее душу: свет благодати коснулся ее, чрез творение она познала Творца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Святая великомученица Екатерина В царствование нечестивого императора римского Максимина в городе Александрия жила девица, по имени Екатерина, происходившая из царского рода . Она была замечательно красива и славилась своею премудростью. Будучи только восемнадцати лет от роду, Екатерина в совершенстве изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов, как например: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. И не только хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия, так что все дивились ее учености и познаниям. Многие богатые и знатные люди сватались за нее и с этою целью приходили к матери ее, тайной христианке, скрывавшей свою веру по причине жестокого гонения, воздвигнутого в то время на верующих Максимином. Родственники и мать часто советовали Екатерине выйти замуж, чтобы царское наследие отца ее не перешло в руки кому-либо чужому, чрез что они лишились бы окончательно сего наследия. Но Екатерина, как мудрая девица, твёрдо решила в своем сердце сохранить во всю жизнь чистоту девства и крайне не хотела замужества. Когда же родные ее начали усиленно уговаривать Екатерину вступить в брак, она сказала им: — Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который обладал бы теми четырьмя дарованиями, которыми я, как вы знаете, превосхожу всех прочих девиц; и тогда я соглашусь избрать его в супруги; а выйти замуж за человека, который в чем-либо был бы хуже и ниже меня, я не желаю. Итак, поищите повсюду, не найдете ли такого юноши, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя одного из сих дарований, недостоин меня. Домашние Екатерины, видя, что невозможно найти такого юношу, заметили ей, что царские сыновья и другие знатные искатели ее руки могут сделаться еще благороднее и богаче, если вступят с нею в брак, но по красоте и по мудрости никто с ней не может сравниться. А Екатерина говорила им на это:

http://pravoslavie.ru/43178.html

Так Екатерина возвратилась в дом свой, и всю ночь провела в молитве, пока не заснула. И вот, снова видит она Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. Младенец же теперь взирал на Екатерину с великой благостью и кротостью. Тогда, Божия Матерь спросила Своего Сына: — Угодна ли теперь Тебе эта девица? Господь отвечал Пречистой Матери Своей: — Весьма угодна, ибо теперь она и прекрасна, и славна, и богата, и премудра, и так она угодна Мне, что хочу обручить ее Себе в нетленную невесту. От сияния Божественной славы, исходившего от лика Богомладенца, Екатерина пришла в трепет и умиление, и смиренно ответила: — Недостойна я, преславный Владыка, войти Царствие Твое, но сподоби меня быть хотя бы с рабами Твоими. Когда она это говорила, Пресвятая Богородица взяла ее правую руку, и сказала Богомладенцу: — Дай ей, Чадо Мое, обручальный перстень в знак Твоего обручения с нею, уневести ее Себе, дабы сподобить ее будущего Царствия Твоего. Тогда Господь дал Екатерине прекраснейший перстень и сказал: — Вот, Я ныне избираю тебя Моею невестой, нетленной и вечной. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и не избирай себе никакого земного жениха. После этих слов Спасителя видение закончилось. Екатерина пробудилась, и ясно увидела на правой руке своей чудный перстень. Она почувствовала в сердце своем такое веселие и такую радость, что с того самого дня сердце ее совершенно предалось Божественной любви. И такая произошла в ней великая перемена, что она уже не помышляла более ни о чем земном, но только непрестанно, днем и ночью, размышляла о Господе и Царстве будущего века. Вскоре, после того, как Екатерина обратилась в христианство, в Александрию прибыл нечестивый царь Максимин, который был ревностным идолопоклонником. Желая устроить в честь богов Римской империи торжественный праздник, он разослал по окрестным городам приглашение собраться всем подданным для принесения жертв, чтобы почтить богов всенародно. Когда наступил день языческого торжества, царь заклал в жертву сто тридцать тельцов, князья и вельможи — меньше, и каждый приносил в жертву, что мог. Весь город наполнился криками закалываемых животных, повсюду была страшная теснота и смятение, и воздух был пропитан смрадным дымом.

http://pravmir.ru/svyataya-velikomucheni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010