f.24. И когда увидали, что чтит и любит митрополит отца нашего Евстафия, стали завидовать ему дурные монахи и священники. И замыслили совет лукавый и сказали: «Побьем камнями и убьем Евстафия ночью, так чтобы не заметили нас люди, ибо все князья города и наместники, мужчины и женщины обращаются к учению его, и сердце митрополита склонилось к нему». И половина их сказала: «если услышит makuänen это намерение, убьет нас, ибо любит его, как душу свою и врачество духа в устах его, и все, которые слушают голос его, обращаются в учение его и чтут субботы его и ревнуют о соблюдении уставов его». А другие сказали: «лучше убьем его, ибо тягостен и тяжел он нам». И сошлись лукавые монахи и священники на этом решении, чтобы побить камнями отца нашего Евстафия, когда он будет находиться в своей келье, ибо он жил один, упражняясь в молитве. И тогда сошел к нему Михаил Архангел, ангел помощи и милости от Бога и сказал: «иди из твоего жилища святой Божий, ибо пришли побить тебя камням». И сказал отец наш Евстафий святому Михаилу: «лучше мне умереть от рук их, ибо я не согрешил против них, ибо без греха распяли Иудеи Господа нашего посреди двух разбойников». И ответил Михаил: «иди, святой Божий из жилища твоего, и не противься повелениям Божиим, ибо Он для пользы многих соблюдает тебя». И тогда вышел св. Евстафий, и поместился вдали от своего жилища в эту ночь. И забросали камнями келью отца нашего Евстафия эти дурные монахи, и на псалтирь Давида они набросились вместе; и показалось тем, которые бросали камни, что он умер в том доме, на который они набросились. И когда было начало утра, пришли ученики его навестить авву своего по обычаю. И увидав его жилище упавшим и разрушенным, подумали, что он умер в нем, и плакали и сильно рыдали и говорили: «отче! отче!» И сказал он им: «не плачьте, чада мои, я здесь!» И они пошли к нему и нашли его живым и удивились и обрадовались великой радостью. И услышал makuänen по имени Варасина-Эгзиэ о том, как побивали камнями отца нашего Евстафия, и вознегодовал и сильно разгневался.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

    «А затем конец, когда он предаст царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу: ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть»  (1 Кор. 15:24—26).     Так вот, где источник нашей светлой радости в день праздника праздников Светлого Воскресения Христова: Воскресение Христово — это радостный и убедительный для нас залог конечного торжества правды Божией, победы над злом, победы над смертью.    Но для того, чтобы быть участниками этого конечного торжества Правды Божией и торжествовать вместе со Христом победу над злом, победу над смертью, мы должны еще в этой земной жизни «сораспяться Христу», дабы и воскреснуть вместе с Ним, — должны с помощью благодати, дарованной нам в силу заслуг Его, победить в самих себе зло, то есть грех, к чему мы обязываемся самым принятием св. Таинства Крещения.     «Неужели не знаете», спрашивает нас св. Апостол в замечательном чтении, приурочиваемом св. Церковью ко дню Великой Субботы: «что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы спогреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти... так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем»  (Римл. 6. 3—11).    Вот — ясное учение Слова Божия о силе и значении для нас великого и славного события Воскресения Христова!    Можно ли после этого утверждать и учить что-то иное, как это делают современные еретики, мечтающие об устроении какого-то земного «Царства Божия» и готовые узаконить греховную привязанность человека, изменившего Христу Воскресшему, к мipy сему, во зле лежащему, со всеми его суетными благами, утехами и удовольствиями?!    «От земли к небеси Христос Бог нас преведе» Своим Воскресением — как же и зачем же, после этого, мы опять будем возвращаться к земле, от которой уже оторваны, хотя временно еще и вынуждены ходить по ней?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

    «Если бы фарисеи, — продолжает Златоуст, — были добрых чувствований, то Господь указал бы им на голод, которым томились ученики Его; но так как они были нечестивы и безчеловечны, то Он напоминает им о примере Давида: ОН ЖЕ СКАЗАЛ ИМ: РАЗВЕ ВЫ НЕ ЧИТАЛИ, ЧТО СДЕЛАЛ ДАВИД, КОГДА ВЗАЛКАЛ САМ И БЫВШИЕ С НИМ? КАК ОН ВОШЕЛ В ДОМ БОЖИЙ, в скинию свидения, которая в то время находилась в городе Номве, И ЕЛ ХЛЕБЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, посвященные Господу, КОТОРЫХ НЕ ДОЛЖНО БЫЛО ЕСТЬ НИ ЕМУ (которых по Закону не надлежало ему вкушать), НИ БЫВШИМ С НИМ, А ТОЛЬКО ОДНИМ СВЯЩЕННИКАМ? Правда, Давид не нарушил в этом случае субботы, но его проступок более важен, чем нарушение субботы. Суббота часто была нарушаема и всегда нарушается, например, в таких случаях, как обрезание младенца, но приобщение к священной трапезе, к которой никто не имеет право приобщаться кроме иереев, произошло только при Давиде, и однако же, хотя Давид и не был иереем, сам первосвященник предложил ему священные хлебы для подкрепления сил в скорбные дни его бегства от Саула. Если же Давид, этот великий царь и пророк, которого вы особенно чтите, так открыто нарушил букву Закона и, однако же, не был осужден, ибо сделал это из-за великой нужды, то зачем же порицать учеников Моих за их невинный поступок, вынуждаемый голодом? Посрамив этим примером высокомерие фарисеев, Господь объяснил и самый Закон о покое субботнем: ИЛИ НЕ ЧИТАЛИ ЛИ ВЫ, — вы, конечно, читали, но не хотели уразуметь, как должно, написанное В ЗАКОНЕ, ЧТО В СУББОТЫ СВЯЩЕННИКИ В самом ХРАМЕ, если судить по-вашему о покое субботнем, НАРУШАЮТ СУББОТУ и, несмотря на это, не только не подвергаются казни, но ОДНАКО НЕПОВИННЫ? Они в субботы закалают жертвенных животных, снимают с них кожу, разрезают на части, сожигают на огне — вот сколько дел, которые, по вашему суждению, надо бы признать вовсе несогласными с Законом о покое субботнем, — притом все это совершается не где-либо, а в самом храме Божием, не простыми людьми, а священниками, и однако же никто не ставит им этого в вину, напротив: всякий знает, что они исполняют повеления Божии. Значит, нельзя так узко, так строго буквально понимать Закон о покое субботнем, как понимаете его вы. Если в поступке Давида можно еще видеть невольное нарушение буквы Закона, которое потому и заслуживает снисхождения и прощения, что было невольным, то здесь, в действии священников, уже не только нет никакого греха, а напротив, видно исполнение прямой воли Божией. Если же неповинны священники, то не паче ли Мои ученики? Вы скажете, что они не священники? Но они — и больше священников, ибо здесь находится Сам Господь храма, сама Истина, а не тень ее: НО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО ЗДЕСЬ ТОТ, КТО БОЛЬШЕ ХРАМА.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  Слово в первую субботу Великого Поста О причастии Святых Христовых Тайн   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с великой милостью Божией - первым причастием Великого Поста. Нам дано это от Господа незаслуженно, непостижимо, и этот дар, как говорит сегодня Христос в Евангелии, обозначает то, чем мы отличаемся от мира. Мы незаслуженно приняли этот дар потому, что нас избрал Господь. Но Он добавляет: " Потому ненавидит вас мир " (Ин. 15, 19, и это означает, что дар, который мы приняли сегодня - эта новая жизнь, которой коснулась наша душа, - возлагает на нас ответственность жить иначе, чем живет мир. Это должно давать нам мужество отличаться от всех других людей, от всего мира. Христос говорит, что отличие от мира может быть очень опасным; настолько опасным, насколько оно стало для Него Самого, так что Он был распят за это отличие от мира, за проповедь новой жизни, которую мир не мог принять. Отличие от мира может быть таким же опасным, каким оно было для святого великомученика Феодора Тирона, который не согласился " быть, как все " и принести несколько зернышек ладана идолу, как это делали другие, с тем чтобы потерять свое отличие от мира. Христос говорит нам сегодня в Евангелии: " Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха... " (Ин. 15, 24). И это в первую очередь относится к нам. Если бы Христос не совершил то, что Он совершил сегодня с нами, то совсем другою была бы наша жизнь. Если бы Христос не пришел к нам однажды, если бы Он не показал нам, какую жизнь Он хочет дать всем людям, и если бы Он постоянно не приходил к нам, как сейчас приходит великим даром покаяния первой седмицы, даром исповеди, где прощаются все наши грехи, даром непостижимого, таинственнейшего соединения со Своим Телом и Кровью, - то с нас был бы другой спрос. Людям, которые этого не знают, как бы извинительно жить так, как они живут. Но после того, что дает нам Господь, после того, как мы приобщаемся Его Телу и Крови, наша жизнь должна быть другой. У нас должно быть другое понятие о грехе, потому что Господь даром Своим - причастием - показывает, что есть грех и какою ценою омывается от греха наша душа. Он показывает нам, что есть печаль и Крест для Самого Бога и какой путь открывается для всякого человека, который узнает, как страшен грех и как милостив Господь.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_14...

А вот пророчество, которое читается на Вход Господень в Иерусалим: «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобой, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. В тот день скажут Иерусалиму: “Не бойся”, и Сиону: “Не ослабевают руки твои!” Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием. Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время, спасу хромлющее, и соберу рассеянное и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их. И сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш пред глазами вашими, говорит Господь» (Соф. 3:14-17, 19-20). Вот чем кончается книга пророка Софонии. Если мы с вами забудем об эсхатологической стороне этих пророчеств, то, действительно, все это будет выглядеть так, что Господь соберет всех евреев в Палестину и они будут самым главным народом среди всех. Все остальные будут только приходить к ним, приносить дары, служить им, поставлять пищу, а кто этого делать не будет, тот будет уничтожен. Такая традиция чисто внешнего толкования Священного Писания, конечно, заводит в тупик тех, кто ей следует. Она заводит в тупик поныне заблуждающихся иудеев, которые все ждут и дожидаются пришествия Христа, который снабдит их всем тем, чего они ожидают, и отвергают истинного Спасителя Иисуса Христа. Впрочем, некоторые из этих пророчеств тоже позволяют надеяться, что уж в самый последний день многие все-таки обратятся и призовут имя Господне для того, чтобы спастись. Богослужебное употребление. Как уже было сказано, из книги пророка Софонии берутся две паремии. Одна из них с 8 по 15 стихи первой главы читается в качестве 7-й паремии Великой Субботы, а другая, с 14 по 19 стихи второй главы, читается на Вход Господень в Иерусалим. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/lib/text/431399/

– А что означают слова нет в Нем ни вида, ни величия (53, 2)? – Здесь два значения: первое – Мессия будет простым человеком, а не каким-то блестящим царем или первосвященником. Второе – вид Христа во время истязаний, распятия и, наконец, вид мертвого Христа. Страдающий, избитый, измученный человек не может быть каким-то красивым или величественным. Христос в этом плане таков же, как все люди, Ему присущи естественная телесная немощь и уязвимость. – Книга Исаии – это ведь пророчество не только о Христе, но и о Его Церкви? В главе 56 мы читаем о том, что ни евнух, ни иноплеменник не должны чувствовать себя чужими у Господа: дом Мой назовется домом молитвы для всех народов(7). – Действительно, у Второисаии это одна из основных идей: для Бога нет отверженных. Явление Мессии – это спасение всех народов, всех людей, каждого человека – именно поэтому в главе 42 говорится про греческие острова, которые будут уповать на Его закон (4). Но и в первой части книги, в тексте, принадлежащем самому Исаие, мы читаем о горе дома Господня, которая будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы (2, 2). Бог научит пришедших Своим путям, дабы они ходили по стезям Его (2, 3). В библеистике это называется концепцией универсализма: Бог – это не только Бог Израиля. Бог желает спасения всех людей. Все должны войти в Его Царство. – Необходимо обратить внимание также на главу 26 – идею восстания мертвых: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов (19). Мы ведь слышим эти слова в храме на Страстной седмице? – Да, это 5-я библейская песнь, которая звучит на утрене Великого поста, и это выражение цитируется в ирмосе 5-й песни канона Великой Субботы. В этой главе присутствует и тема возрождения всех умерших в народе Божием, и тема наказания грешников, виновников страданий и смертей: Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих (21). Действительно, это одно из самых знаменательных мест, потому что лишь в двух местах Ветхого Завета так ясно звучит мысль о всеобщем воскресении – здесь и в Книге пророка Даниила: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (12, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

«Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!» со стихом, заканчивающим прокимен: «Блажен, егоже избрал, и приял еси Господи!», и после этого – чтение Евангелия, которое, по крайней мере теоретически, заканчивает церковную часть погребения. О прощании с усопшим и процессии к могиле я буду говорить в следующей лекции, в контексте второго, гимнографического слоя православного погребения, переносящего нас в другое измерение «литургии смерти», туда, где мы молимся за усопших. Однако в церкви, во время этой остановки в середине погребения, перед тем, как нести гроб на кладбище, последние слова, которые мы слышим, – это слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Ин 5:24–25 ). Это тот «слой» погребения, который я называю «слоем Великой Субботы». Лекция III. Молитвы за усопших Второй «слой» погребения (гимнография) До сих пор мы говорили почти исключительно о погребении, которое по самой своей природе уникально и неповторимо тем, что, при нормальных обстоятельствах, подразумевает присутствие тела усопшего. Теперь же мы обратимся к другому аспекту православной «литургии смерти», а именно к поминовению усопших, молитве за них, что, как мы знаем, занимает важное место в нашей литургической традиции и в литургической жизни Церкви. Скажу вам сразу: для изучающего православное богослужение эта конкретная область представляет не только большие трудности (главным образом из-за почти полного отсутствия серьезных исследований), но и большую опасность. С одной стороны, «поминовение усопших» – молитва за усопших – безусловно, является неотъемлемой частью церковной традиции, но с другой – именно здесь (более чем в какой-либо другой литургической области) смысл традиции чрезвычайно легко искажается и извращается, и любая попытка (а именно этим мы сейчас и занимаемся!) очистить истинную традицию от извращений легко может привести к громкому скандалу. (Никогда не покушайтесь на поминовение усопших! Вы рискуете если и не жизнью, то, по крайней мере, жалованьем!)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Апостол Иоанн Богослов приводит в Откровении слова Спасителя: «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» ( Откр. 1: 17–18 ). Христос имеет ключи ада и смерти, поскольку Его сошествие во ад стало уязвлением ада, сокрушением его врат и запоров, освобождением душ праведников, ожидавших Его пришествия. Свт. Иоанн Златоуст в огласительном слове на Пасху, которое ежегодно читается в пасхальную ночь, говорит о великой ошибке диавола, который добивался смерти Христа и, не зная тайны Боговоплощения, принял в свое царство Невместимого: «Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти. Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад ! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвергся» 462 . Одной из икон праздника Пасхи стала икона «Воскресения Христово», изображающая исход Христа из ада, сломанные врата ада и изведение из него душ ветхозаветных праведников (эта икона нередко ошибочно называется «Сошествие во ад», но подпись иконы и само изображение указывают именно на Воскресение). Сошествие Христа во ад празднуется нами потому, что за ним последовало Воскресение. «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» ( Деян. 2: 24 ). 5.2. Воскресение Христово Утром первого дня недели (день после субботы) римская стража, возможно, охраняла уже пустую пещеру, когда случилось сильное землетрясение, и ангел Господень отвалил камень от двери гроба. Вид ангела, который «был, как молния, и одежда его бела, как снег» ( Мф. 28: 3 ), испугал стражу, так что они даже не могли пошевелиться. Придя в себя, воины поспешили в Иерусалим к членам Синедриона, которые подкупом заставили стражу молчать об увиденном и рассказывать, что ученики Христа украли Его Тело, когда воины спали ( Мф. 28: 11–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Бог - любовь и добро, бесконечное сияние любви и добра. Однако же, пока мы находимся в бренном теле, полное сияние Божества для нас нестерпимо. Всякий знает, что от солнца, сияющего на небе, исходит к нам свет и тепло, что от него зависит жизнь всей природы. Однако же мы не можем прямо смотреть на солнце, а тем более приблизиться к нему. Когда Иисус Христос открывал хоть малую часть Своей Божественной Славы, то люди не выносили и лишались чувств. Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный, - воскликнул Петр после чудесного лова рыбы (Лк. 5, 8). А когда Спаситель показал, во время Преображения на горе ученикам славу Свою, " яко же можаху " , т.е. сколько они могли вынести, то ученики упали замертво и были без чувств до тех пор, пока не кончилось сияние славы Его, и Он, подойдя к ним в Своем смиренном виде и коснувшись их, не сказал: встаньте и не бойтесь (Мф. 17, 1-7). Так потрясающе действовало на людей явление Божественной славы Христа, и так успокоительно действовало кроткое и тихое сияние Его смиренного человеческого образа, как успокоительно действует на нас тихое мерцание лампады во мраке ночном. Оно, это кроткое сияние человеческого образа Христа, успокоило учеников на море, когда они испугались Его, ходящего по водам, как призрака: ободритесь, это - Я, не боитесь (14, 27). В другой раз эти же самые слова " это - Я " , произнесенные в Гефсиманском саду уже с Божественным величием, сделали то, что враги Христа, пришедшие взять Его, идоша вспять и падоша на земли (Ин. 18, 5-6). Если ангелы, херувимы и серафимы лица свои закрывают пред Божественною славою Христа, как об этом поется в церковной песни Великой Субботы ( " Да молчит всякая плоть человеча " ), то могли ли бы обыкновенные люди выносить, если бы Иисус Христос не утаивал своего Божества и не скрывал Своей Божественной славы?! Поэтому, жалея и щадя слабых людей, Христос Спаситель, явившись на земле, скрыл Свою славу за завесу Своей человеческой плоти и умерил сияние этой славы до степени " тихого света " , за что и прославляем Его мы ежедневно, на вечернем богослужении: " Свете тихий святыя славы безсмертнаго Отца Небеснаго!..

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1471...

Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. (1Ин.4:12) Что делать: — Посетить выставку-пристройство приютских животных «Домой!» 11 или 12 марта и забрать к себе кошку или собаку. Организатор: Международный благотворительный фонд помощи животным Трогательные, немного робкие, но ласковые животные больше всего на свете хотят стать домашними! И они сделали для этого все, что было в их силах — выжили на улице, не умерли от болезней и травм, не озлобились от жестокости человека. А волонтеры им в этом немного помогли. Все участники выставки здоровы, привиты, стерилизованы. Отдаются бесплатно, но по договору! Поэтому при себе необходимо иметь паспорт. Адрес: ЦТИ «Фабрика», Переведеновский пер, д 18   . ..любовь покрывает все грехи (Прит. 10:12) Что делать: — Стать координатором акции на приходе или распространителем книги «Азы православного христианства» в Великую Субботу 15 апреля 2017 года . Организаторы: 15 апреля 2017 года в день Великой субботы в седьмой раз пройдет благотворительная просветительская акция «Пасхальная весть».  В этом году издательство «Никея» подготовило для бесплатного распространения книгу «Азы православного христианства» .  В ней собрана необходимая информация о храме и богослужении, о таинствах и постах, о роли священника в жизни верующих. Акция проводится на территории храмов и монастырей Русской Православной Церкви. Ежегодно часть тиража книг направляется для передачи в тюрьмы, больницы и распространяется среди военнослужащих. Как принять участие: необходимо заполнить заявку и направить ее по электронной почте  pashvest@yandex.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/10-del-lyubvi-velikogo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010