Как было отмечено выше, “цель жизни христианской есть стяжание Святого Духа” (Преп. Серафим Саровский ), а достигается эта цель постоянным одухотворением жизни человека, чему и полагается основание в таинстве миропомазания. При помазании разных частей тела, священник каждый раз произносит: “Печать дара Духа Святого”. Эта печать есть метка, свидетельствующая, что человек стал Божиим. Иногда это священнодействие сравнивают с запечатыванием сосудов с драгоценным миром или вином, так как христианин должен действительно навсегда оставаться вместилищем благодати и жилищем Святого Духа. Апостол Павел об этом пишет: “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий” ( 1Кор. 6,19–20 ). Среди неисчислимых даров Духа Святого наивысший есть христианская любовь. Разумеется, через таинство миропомазания в душу христианина всевается Божественная любовь и, вместе с нею, “радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” ( Гал. 5,22–23 ) и множество других плодов Духа Утешителя. О многих из них Церковь просит в молитве, с которой начинается таинство миропомазания. В этой же молитве Церковь испрашивает для приступившего к таинству возможность причащения Тела и Крови Господа. В древности новокрещенные и миропомазанные приступали к святому Причащению на литургии Великия Субботы. На этом основании Апостол и Евангелие Великой Субботы читаются теперь после помазания святым миром. Оба чтения относятся одинаково к обоим совершенным таинствам. Апостол: Рим. 6,3–11 ; Евангелие: Матф. 28,16–20 . Таинство кончается троекратным хождением священника, восприемников и новокрещенного вокруг купели. Круг есть символ вечности, и этот обряд знаменует вечную силу совершенного таинства. В современной практике к таинству миропомазания присоединяются, совершавшиеся прежде только через 8 дней, омовение (от мира) новокрещенного и пострижение его волос. Первый обряд вводит нового христианина в обычную жизнь с напоминанием того великого, что совершилось с ним; пострижение же волос на голове выражает готовность принести себя в жертву Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Мы входим снова в храм. Мы уже знаем теперь тайну смерти Христовой, как умерщвления смерти. Ад разрушается, ад трепещет. Но теперь в службу вступает новая, последняя тема —воскресения. Разрушена смерть, и раздается пророчество о новой жизни, о восстановлении, о воскресении, о возвращении жизни. Суббота — день седьмой — завершает собой всю историю спасения, как разрушения силы зла. Но за субботой наступит новый день нового творения —день первый. Тема воскресения начинается с прокимна: «Воскресни, Господи, помози нам и избави нас…» И читается 37 глава книги пророка Иезекииля, это удивительное пророчество о костях. Их было бесконечно много, и были они «сухи зело». Это смерть, торжествующая в мире, в котором все приговорено к смерти, это человечество, обреченное на смерть. Но Бог говорит пророку, что эта обреченность не есть последняя судьба человечества. Сухие кости услышат слово Господне. Мертвые оживут. «Так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди дух, и дохни на этих убитых, и они оживут…» — «Вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших… и вложу в вас дух Мой, и оживете…». И снова, во втором прокимне тот же призыв, та же мольба: «Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца…» Но как же это случится? На этот вопрос отвечает второе чтение — из посланий к Коринфянам и к Галатам Апостола Павла (1 Кор. 5:6–8; Гал. 3:13–14). Малая закваска квасит все тесто. Христос — наша Пасха — есть закваска воскресения всех. Как Его смерть разрушает силу смерти всех, так и Его воскресение — залог воскресения всех. Крещенные в Его смерть, мы соединяемся с Его жизнью, мы получаем Его Духа, мы — тело Его, имеем пищу бессмертия… Его воскресение воскресит нас. И уже совсем по-пасхальному звучат стихи аллилуария: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его… Яко исчезает дым, да исчезнут…» Пророчества закончены. Но это еще только пророчество. Мы еще в Великой Субботе, у живоносного гроба, и нам нужно прожить весь этот день, прежде чем в пасхальной ночи мы услышим: «Христос воскресе».

http://pravmir.ru/siya-est-blagoslovenna...

На второй день праздника мы прославили Приснодеву Марию, послужившую великой тайне Боговоплощения и рождения Сына Божия во плоти, ставшего по своей человеческой природе во всём нам подобным, кроме греха. На третий день праздника Рождества Христова святая Церковь прославляла святого архидиакона Стефана как первого мученика за веру Христову, вскоре после вознесения Спасителя. При мучении он узрел небо открытым и Иисуса Христа, стоящим во славе одесную Отца ( Деян. 7:56 ). Это свидетельство первомученика укрепляет нашу веру в рождшегося во плоти Сына Божия, предсказавшего ещё в начале Своего служения роду человеческому в беседе с Нафанаилом, что отселе узрите небо отверсто. При жизни Спасителя через это отверстое небо ангелы Божии восходили и нисходили на Сына Человеческого ( Ин. 1:51 ). А после Его вознесения через открытое небо такие подвижники и исповедники, как святой Стефан стали видеть Его Самого во славе небесной, Отчей. Вчера, братия и сестры, т. е. в субботу по Рождеству Христову святая Церковь предлагала нашему вниманию евангельское чтение о четырнадцати тысячах младенцах-мучеников «от Ирода в Вифлееме избиенных». Предлагая и сегодня то же евангельское чтение ( Мф. 2:13–25 ), что и в субботу, святая Церковь уделяет на этот раз из этого чтения наибольшее внимание так называемому «бегству» святого семейства (праведного Иосифа, Богоматери и Младенца Иисуса) в Египет. Обратимся, братия и сестры, к изъяснению евангельского повествования об этом событии. Когда восточные мудрецы (волхвы) получили откровение не возвращаться из Вифлеема в Иерусалим к Ироду, то они иным путём отошли в страну свою ( Мф. 2:12 ). Тогда ангел Господень является во сне Иосифу и говорит ему: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его ( Мф. 2:13 ). Почему ангел не сказал: возьми Матерь и Младенца Её, а сказал: возьми Младенца и Матерь Его? Это потому так, что Младенец, как мы уже видели, с момента рождения, занял первое место, стал центром событий не только еврейской, но и всей небесной и земной жизни. Это о нём (Его рождении) возвещают в рождественскую ночь ангелы. Его прославляют вифлеемские пастухи, к Нему на поклонение издалека приходят восточные мудрецы. Это из-за Него перепуганный Ирод умерщвляет вифлеемских младенцев мужского пола до двухлетнего возраста, надеясь в их числе убить и Богомладенца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Но обратим внимание, что Павел не просто рекомендует безбрачие, как таковое. Он говорит очень конкретно: «Желаю, чтобы все были, как и я». И потом еще раз повторяет, говоря о вдовах: «хорошо им оставаться, как я» ( 1Кор.7:7–8 ). Желающим работать Господу он указывает на живой пример. Монашеское служение всегда считалось великой наукой, «художеством», которому надо учиться, и не просто учиться, но постоянно видеть пример учителя. А если нет человека, который на пути безбрачия мог бы сказать: «будь, как я»? Если наставник, в лучшем случае, имеет только книжное знание, которое «надмевает», и не имеет любви, которая одна только способна «назидать», – то не становится ли такой путь еще более рискованным, чем путь брачной жизни? Ведь в браке, по крайней мере, не стоит вопрос: «что делать?» – Надо и друг другу угодить, и детей воспитать. И если делать это с молитвой, с терпением, – вот тебе и спасение. Так что будем очень осторожны в выборе жизненного пути. Не стоит уничижать хорошее и определенное, ради неопределенного и неведомого, в чем нас некому наставить. А если кто-то позовет и скажет: «будь, как я», – то надо очень и очень присмотреться, а действительно ли быть как он – достойно, спасительно и богоугодно? Суббота. О жертве, жертвеннике и участниках жертвенника Мф.10:37–11:1 Рим.12:1–3 Апостол Павел писал к церкви: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». Вот каким словом определяется христианское «разумное служение»: «жертва». А что такое «жертва»? В Ветхом Завете для жертвы выбиралось лучшее, не имеющее порока, животное. Его брали от стада, и вели к храму, к жертвеннику. Жертва не была жертвой, если оставалась живой. Апостол же призывает христиан приносить свои тела в жертву «живую». А как приносится такая жертва? – Вот Господь говорит ученикам, посылая их на проповедь: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». В этих словах не что иное, как выделение жертвы из стада, отсечение от предков и от потомков. «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» – здесь ведение к месту заклания. «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Здесь уже – самое заклание. Апостол объясняет, каким образом оно должно совершаться: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная, совершенная». И мы знаем из истории Церкви, как святые пророки, апостолы и праведники, переставая сообразовываться с безбожием и суетой, буквально умирали для мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Речь его доказывает, что личные беседы с апостолом Павлом оставили глубокие следы в душе этого замечательного святого человека, который отказался от борьбы против того, что совершено под руководством Святого Духа. Св. Петр широко изложил принцип о необходимости обрядового закона для язычников. Но если бы поступил таким же образом и св. Иаков, то он не остался бы верен ни самому себе, ни тому, что мы о нем знаем, ни тому, что написано в его Послании. Впрочем, если речь его и различна от слова св. Петра, то в конце концов признает, что обрезание и обрядовые законы, в полном их составе, не существенны для язычников. Прося собрание о внимании, он напоминает, что Симон рассказал уже, как «Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое», и доказал согласие этого с пророчеством (Амос.9, 11, 12), а, следовательно, и с Божественным предназначением. Но ясно, — как известно всем иудеям, — что язычники не примут всего Моисеева закона. Поэтому он полагает (как первый между равными, см. Деян. 15, 6; 21, 25) «не затруднять обращающихся к Богу из язычников», а внушать им соблюдение правил Ноева откровения (Быт. 9, 4), «чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови», а затем, «чтобы не делали другим того, чего не хотят себе». «Ибо, — прибавляет он, — закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу». То есть мы, иудеи, не имеем никакого желания освобождать их от исполнения того Закона, повеления которого они слушают каждую субботу. В речи св. Иакова в особенности замечательно доказательство, выведенное из пророчества Амоса. В пророчестве говорится об освобождении Израиля от плена, но св. Иаков с более широким взглядом на обнимающие всегда больший горизонт пророчества применяет это к идеальному освобождению, к принятию Иеговы за общего Отца великой семьей всего рода человеческого. В возобновлении разрушенной скинии Давида он видит возникающую Церковь Христову, как идеальный храм, к которому должны присоединиться язычники. Нельзя не подивиться и тому, что пророчества цитирует он не из перевода семидесяти толковников, — между тем, как разница эта слишком велика.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Слово Божие ясно отличает голод от поста: «много раз был... в голоде и жажде, часто в посте» (2Κор.11:26–27). 12) Если все чисто и нет ничего в себе самом нечистого ( Рим.14:14 ), то почему не едят мясо собак, кошек и проч.? Потому не едят, что не всякое мясо, как и не всякое растение, находят для себя полезным. «Все мне позволительно, но не все полезно» ( 1Кор.6:12, 10:23 ). «Изрядным (остроумным) енкратитам (воздержникам) на важное их возражение: для чего и мы не все едим, да ответствуется сие: яко и извержениями нашими гнушаемся. Ибо по достоинству для нас и зелье травное есть то же, что мясо: а в рассуждении пользы, как в зелье отделяем вредное от здравого, так и в мясе различаем вредное от полезного. Ибо и болиголов есть зелье, и мясо ястреба есть мясо, но никто в здравом уме не будет есть белену, ниже прикоснется песьему мясу, разве в великой нужде. Посему ядший (в нужде) не сделал беззакония» (86 прав. Василия Великого ). 602 «Мы делаем различие, – говорит святой Иустин, философ , – между злаками травными, а не все растения едим, но это не потому, что они нечисты и скверны, а потому, что они или горьки, или ядовиты, или колючи; но все растения сладкие, питательные и прекрасные, растут ли они на море или на земле, мы вкушаем с удовольствием». 603 Празднование воскресного дня 604 Суббота – национальный иудейский праздничный день. Прообразное значение субботы. Пророчество о дне воскресном и предуказания. Основания замены иудейской субботы. Свидетельства Писания и Предания. Опровержение возражений. Суббота – национальный иудейский праздничный день По выходе народа еврейского из Египта Бог дал ему повеление о соблюдении покоя в каждый седьмой, или субботний, день недели и об освящении его. 605 ( Исх.16:23, 29–30, 20:8–10 ). Выделение субботы из ряда других дней, как дня священного, основанием имело божественный покой после творения мира: «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» ( Исх.20:11 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Смотри, человек, на благодать Христову к тебе: еще на земле пресмыкаешься, на небе же имеешь наследие. Потому сердце твое да будет там, где имение твое. Это покой праведных, нечестивые же не войдут в него, как и Господь говорит: Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мои. (Пс. 94,11). Не познавшие путей Господних недостойны того. Кто, напротив, совершал добрый подвиг и служение, тому говорится: Возвратись в покой твой. Хорошо уходить от покоя мирского, успокаиваться в небесном. Это тот покой, к которому спешил пророк, говоря: Кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы (Пс. 54,7). Этот покой святому Давиду был известен, поэтому он желал обратиться к нему душой. Это покой субботы великой, благодаря которому святые, прилепившись к Богу и внимая премудрым судьбам Его, выше чувственного мира. Это покой субботы, которым отдохнул Бог от всех дел мира. Теперь Феодосий, освободившись от попечений века сего, радуется, возводя дух свой к этому вечному покою: радуется, ибо Господь восхитил душу его от смерти, которую часто в бедственной этой жизни претерпевал, будучи обуреваем волнами грехов: радуется, что освободил глаза его от слез: ушли болезнь, печаль и стоны. И отрет Бог, пишется, всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21,4). А если не будет смерти, то не будет чувствовать и ударов падения, но угодит Богу в стране живых. Не так там, как здесь, где человек облечен смертным телом, подверженным падению и греху. Потому эта страна есть страна живых, где находится душа, сотворенная по образу и по подобию Божию. И потому плоть возвращается в землю, душа же, которой говорится: Возвратись, душа моя, в покой твой, спешит к высшему покою. В тот покой спешил войти Феодосий, спешил в тот город Иерусалим, о котором сказано: И цари земные принесут в него славу и честь свою (Откр. 21,24.) Слава, принимаемая там, есть слава истинная и царство блаженное, которого желал апостол, говоря: то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными (Кор. 5,8-9.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сподобимся же и мы, братья и сестры, в этот святой день упокоения, в Великую Субботу, возлюбить Господа изо всех сил своих, с полной признательностью к Нему, добросовестно и добровольно расположим сердце и душу к непрестанному служению Богу и принятию Божественной воли. Аминь. Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению) Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам одить в обновленной жизни. ( Рим.6:4 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня, в день Великой Субботы, в Апостольском чтении (см. Рим.6:3-11 ) мы научались христианской ответственности перед Богом в отношении греха и нравственного значения святого крещения как крещения в смерть Христову. Поучая возлюбленных духовных чад Своих, живущих в Риме, апостол Павел пишет в послании: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Иисуса Христа, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. На первый взгляд эти слова могут быть для нас не совсем понятными. Попробуем разобраться в том, что духовно прорицает нам через века святой апостол. Что значит креститься во Христа? Это значит – вступить с Господом в теснейшее, живое общение. А раз Господь наш Иисус Христос становится для человека сутью и основой всей жизни, то теперь просто невозможно прежнее обращение ко греху. Быть рабами Божиими или рабами греха . Ничего другого не существует! Причем, по воле Божией, мы сами выбираем , в какое направление устремить свое сердце и душу. Апостол называет осознанный приход к Господу и осуществление должного таинства Церкви крещением в смерть Христову . Как понимать это выражение? Воспринять правильно слова апостола Павла нам поможет воспоминание о традициях первых апостольских времен. Крещение тогда отличалось от того, каким оно является теперь. Во-первых, в основном крестились взрослые. Это не значит, что Древняя Церковь отрицала крещение младенцев, но, как правило, случаев таких в то время было немного, так как решение посвятить дитя Христу могло сформироваться исключительно в христианских семьях, каковых практически еще не существовало. Зачастую человек крестился и становился членом Церкви Христовой как отдельная личность, без близких ему людей, без семьи. И лишь потом, по его благодатному примеру, могли принимать таинство крещения его домашние.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Таким образом, событие обнаружения пустой гробницы побудило учеников исследовать писания, увидеть в них свет воскресения и познать, как говорит Златоуст, что «не случайно это произошло» 105 . Существует внутренняя связь между событиями двух заветов, ибо они принадлежат к одному и тому же Божественному замыслу спасения. Положенные чтения Ветхого Завета на Великую Субботу иллюстрируют эту внутреннюю связь. Существует пятнадцать таких чтений, первое из которых берется из рассказа о творении в начале книги Бытия. Давайте рассмотрим это сообщение в контексте нашего рассмотрения происхождения предания о «третьем дне». Прежде всего, необходимо указать, что читается лишь отрывок, описывающий первые три дня творения ( Быт.1:1–13 ). Чтение многозначительно прерывается на третьем дне творения, в который Бог повелевает земле произвести свои собственные плоды, первые плоды первого творения. И в этот день земля отозвалась и «произвела зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог , что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» ( Быт.1:12–13 ). Как и в других чтениях Великой Субботы, здесь имеется указание на то, как Церковь толкует Писание в свете воскресения. Исторический факт обнаружения пустой гробницы повлиял на выбор текстов из Ветхого Завета, читаемых за богослужением, посвященным победе Христа над смертью. Как семя, приносящее плод на третий день, тело Христа, семя единственное в своем роде, умирает, чтобы принести много плода ( Ин.12:24 ). Он – «начаток усопших» ( 1Кор.15:20 ). Творческая сила Божия была явлена на третий день творения, и с воскресением Христа на третий день началось новое творение. Таким образом, выявляется значение отрывка Быт.1:1–13 для Церкви. Некоторые отрывки Ветхого Завета, читаемые в Великую Субботу в Православной Церкви, также напоминают верным, что в Иисусе воплощается подлинный Израиль, что воскресение является подлинным освобождением и что чрез смерть и воскресение Христа мы вступаем в «землю обетованную».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

Хлебы не сожигались, а лишь лежали целую неделю от субботы до субботы на трапезе предложения, но жертвенное значение их представлял возлагавшийся на них ладан. В 7-й день хлебы (бывшие, подобно бескровной жертве, ср. Лев.2.2 , azkarah) убирались, заменяясь новыми, и поступали в пищу священников, а ладан сожигался, Лев.24:9 . Священники съедали хлебы предложения в качестве великой святыни, употребление их мирянам было воспрещено, – известный случай вкушения этих хлебов Давидом и спутниками его при первосвященнике Ахимелехе был случай исключительный. Лев.24:10 .  И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином; Лев.24:11 .  хулил сын Израильтянки имя [Господне] и злословил. И привели его к Моисею [имя же матери его Саломиф, дочь Давриина, из племени Данова]; Лев.24:12 .  и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. Лев.24:13 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Лев.24:14 .  выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями; и Лев.24:23 . Рассказывается о редком и загадочном случае хулы на Иегову со стороны, впрочем, не чистокровного еврея, а потомка египтянина (по традиции, убитого некогда Моисеем в Египте, Исх 2.12 ), женившегося на еврейке. Личная ссора с евреем как-то побудила его хулить имя Иеговы. Халдейский Таргум передает евр. naqab ( Лев.24:11 ) в смысле parasch – ясно произнес, LXX: πονομσας, – согласно позднейшему иудейскому представлению о непроизносимости имени (shem, hasschem) Иеговы. Но в данном месте говорится, без сомнения, не о простом произношении «имени» (т. е. Иеговы), а о злословии (синонимичный гл.: qalal – проклинать), ср. Лев.24:14, 15, 16 . Лев.24:12 .  и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. «Закона о хуле, не было еще написано. Посему Моисей повелел взятого ввергнуть в темницу, а на следующий день вопросил Владыку Бога, что должен потерпеть нечестивец» (блаж. Феодорит, вопр. 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010